Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание : Расширять представления детей о видах транспорта.
Задачи:
- Формировать умение вслушиваться в речь взрослого и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения своих ответов; отвечать на вопросы полной фразой.
- Продолжать работать над компонентами речи: воспитывать длительный выдох, слитное произношение фразы, темпа, ритмы, интонационной выразительности, звукопроизношения.
- Развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей (договариваться, помогать друг другу, учитывать другое мнение).
- Формировать личностные качества (активность, самостоятельность, творчество).
- Закрепить графомоторные навыки при работе над штриховкой геометрической фигуры.
Предварительная работа: Беседы о транспорте, рассматривание журналов, иллюстраций с видами транспорта, настольно-печатные игры по теме, чтение художественных произведений, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: Трафареты транспорта из папиросной бумаги по количеству детей, фуражка машиниста, проволока для выгибания разной длины, силуэты картонных корабликов по количеству детей, набор цветных карандашей каждому ребенку, образец кораблика со штриховкой.
1 часть: вводная
Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности.
Ритуал приветствия «Доброе утро!
(дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Ход игры: Ребята давайте возьмем, друг друга за руки и вместе скажем: «Доброе, утро!»
2 часть: основная
Игра «Море, небо, дорога»
Воспитатель: Давайте мы все вместе отправимся в путешествие!
Взрослый дает детям сигналы: «Море» - дети изображают корабль: руки вытянуты вперед, образуют треугольнику вершиной вперед, покачиваются, как на волнах. «Небо» - изображают самолет, «летают» по всему пространству, не наталкиваясь друг на друга. «Дорога» - изображают езду на машине, «едут» по направлению, указанному взрослым. «Рельсы» - встают друг, за другом изображая вагоны поезда, и передвигаются в одном направлении ритмично.
Игра-сюрприз «Что спряталось в комочке?»
(дети присаживаются на ковер)
Воспитатель: А сейчас мы сделаем остановку. У меня мешочек-сюрприз (внутри смятые в комочек трафареты транспорта из папирусной бумаги). Дети по очереди достают, не глядя, комочек бумаги.
Разворачивают. Нужно назвать изображенный транспорт и подобрать определения.
- Машина (какая?)…
- Самолет (какой?)...
- Автобус (какой?)…
- Поезд (какой?)…
- Корабль (какой?)…
- Лодка (какая?) т.д.
Коммуникативная игра «Поезд»
(дети строятся друг за другом)
Воспитатель просит выстроиться детей друг за другом и положить руки на плечи вперед стоящего (ребенок выполняет роль машиниста локомотива). Он с открытыми глазами, а остальные
– с закрытыми. «Машинист» ведет состав. Правила игры: «Машинист должен провести состав так, чтобы вагончики не разомкнули сцепку». По команде воспитателя начинается движение, вначале медленно, а потом быстрее.
Загадки о транспорте
Воспитатель: Ребята, наш поезд прибыл на стацию «Отгадай-ка!», нам нужно отгадать загадки.
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно
Что такое?... (пароход)Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз)Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулем. (велосипед)Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …(ракету)Спозоранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)
Коллективное выкладывание на ковре «Слесарь-сборщик»
(дети садятся на ковер)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам всем стать слесарями-сборщиками автомобиля.
Детям предлагается задание: выгибание из проволоки разной длины основных частей машины (два прямоугольника, два круга, два квадрата) и выполняется коллективная сборка (выкладывание на ковре).
Ритмическое упражнение «Стоп, машина!»
Воспитатель: - Сейчас задание на внимание.
Каждый ребенок отбивает кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, потом повторяют про себя текст. В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Конструирование из бумаги и упражнение на развитие графомоторных навыков
Воспитатель: - А сейчас, мы с вами попадаем в конструкторское бюро, которое занимается разработкой кораблей.
(задание выполняется за столами)
Детям раздаются силуэты корабликов их белого картона. Надо выполнить штриховку по образцу и прикрепить к трубе кусочек тюля («дымок»)
Воспитатель: Ребята, давайте отправим наши кораблики в плаванье!
Дыхательное упражнение «Гудок»
Дети берут плоскостные кораблики и продолжительно тянут звук – у -, чтобы дым от дыхания затрепетал.
Этот звук найдем в трубе
На военном корабле,
Что уйдет сегодня в море.
«у-у-у»- гудит он на просторе.
Речь с движением «Путешествие»
(дети выполняют задание на ковре)
До Африки нам, братцы,
Так трудно добираться! (Дети «рисуют» указательным пальцем одной руки на ладони другой
руки)
На машине мы поедем
И на поезде помчимся, (Имитируют управление рулем)
В самолете полетим (Ходят друг за другом руки в стороны)
Сверху землю оглядим («Смотрят» в бинокль)
На корабле по океану
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля. (Приставляют руку «козырьком» ко лбу, глядя вперед
)
Приплыли мы,
Ура, друзья! (Хлопают в ладоши)
Н.Г.Метельская
3 часть: заключительная
Ритуал прощания «Тепло ладоней»
(дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие, я предлагаю взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.
Литература:
- «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Авторы-составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н.Осина Волгоград 2011 г
- «100 физкультминуток» . Н.Г.Метельская Москва, 2008 г.
- «Игры. Ребусы. Загадки для дошкольников» Автор-составитель: Т.С. Антипенко Ярославль. «Академия развития».1998 г.
ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»
Программное содержание :
1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .
2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .
3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :
колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :
наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.
4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные
операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.
5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .
Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.
Предварительная работа :
1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .
2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .
3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .
Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше
Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!
Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.
2. Основная часть.
Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .
Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .
Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .
Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .
Отгадываем загадки.
1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД
2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -
По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)
3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)
О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?
Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.
Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом
Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)
По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)
Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)
А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)
Основная часть (продолжение) .
Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд
Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.
Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.
Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)
Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)
Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.
Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .
Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .
Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.
Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.
Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .
Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)
1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)
2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)
3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)
4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)
5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)
6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)
Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)
Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.
Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.
Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.
ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.
Подведение итогов НОД
Что нового мы сегодня с вами узнали?
Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
Поощрение детей за работу.
Задачи:
«Речевое развитие»:
Закрепить навыки чтения.
«Физическое развитие»:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Транспорт»
Цель: обобщить знания детей о транспорте (виды транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения)
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный транспорт;
Показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;
Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
«Речевое развитие»:
Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;
Совершенствовать речь как средство общения;
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;
Закрепить навыки чтения.
«Художественно – эстетическое развитие»:
Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;- учить выразительно, исполнять литературное произведение;
Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, создавать из элементов целостную композицию.
«Физическое развитие»:
Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей; используя здоровьесъберегающие технологии В. Ф. Базарного (режим динамических поз; солевые мешочки; рукотворчество; «мигающие огоньки») .
Методы и приёмы:
Наглядные (рассматривание картин, иллюстраций)
Словесные (вопросы, рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседа)
Практические.
Предварительная работа:
Д/и «Для чего нужен специальный транспорт», «Что здесь лишнее», «Азбука золотых дорог», «Дорожные знаки», «Пешеходы и транспорт»
Чтение художественной литературы: С. Маршак «От кареты до ракеты», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок»
Конкурс на лучшую конструкцию автомобиля будущего;
Выставка «Машины на нашей улицы» (совместное рукотворчество родителей и детей,
Сюжетно-ролевые игры: «Автомастерская», «Автосалон», «Путешествие по городу».
Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактическая игра «Читаем слова», массажные коврики, наборы для детского творчества.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Д/и «Читаем слова» (дети прочли слова: машина, самолёт, ракета, пароход)
Как можно назвать эти предметы? (транспорт). Сегодня мы поговорим о транспорте.
Д/и «Узнай звук» (в аудиозаписи звучат звуки - колёс легкового автомобиля, грузовика, мотоцикла, сирена скорой помощи, гудок поезда, гудок корабля в море и т. п.)
Отработка шагового алгоритма при рассказывании стихотворения «Мы ехали» на массажных ковриках (здоровьесберегающая методика В. Ф. Базарного) :
Мы ехали, ехали, к горке подъехали,
Мы ехали, ехали, к яме подъехали
Мы ехали, ехали, к речке подъехали,
Мы ехали, ехали, к детскому саду приехали.
Ребята, почему мы так быстро добрались до детского сада? (Мы соблюдали и выполняли правила движения) .
Вспомните и расскажите, какие вы знаете правила движения -Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем отранспорте. Работа с алгоритмом транспорта:
Как можно назвать транспорт по месту его передвижения?
Как называется транспорт, который перевозит пассажиров, грузы?
Послушайте стихотворение «Транспорт» Е. Алябьева
Различный транспорт перевозит людей и грузы каждый час,
И по горам, и в деревнях, и под землёй, и на морях.
В пустыне, даже небесах. Воздушный транспорт в небе служит, как птицы с небом дружит.
Летают быстро самолёты и, как стрекозы, вертолёты,
И даже в космос от земли Людей уносят корабли. В глубинных водах водный транспорт, людей и грузы перевозит,
Через моря и океаны по рекам далеко он ходит.
Плывут большие пароходы и баржи тянут тонны груза,
На белоснежных теплоходах туристы едут куда нужно. Подземный транспорт под землёй работает в больших тоннелях.
Метро – людей там перевозит, чтоб к месту прибыли быстрее. А на земле людей и грузы везут по рельсам поезда,
А по дорогам бесконечным в машине едет кто куда,
Автобусы, такси, маршрутки, огромные грузовики – чего тут только не увидишь, так быстро едут все они.
Все перевозочные средства для человека так важны.
Людей доставят к месту, грузы. Они всегда, везде нужны. -В каждом населённом пункте существуют оперативные службы, которые обеспечивают спокойствие его жителям. Это полиция, служба газа, скорая помощь, пожарная служба. У этих служб есть служебные машины.
Назовите эти машины. (Ответы детей, -Есть специальные номера телефонов, по которым можно вызвать эти машины, если кто – то заболел, или начался пожар, или пахнет газом, или где то нарушен общественный порядок. Эти телефоны должен знать каждый.
По телефону 01 вызывают (ответы детей)
По телефону 02 вызывают (ответы детей)
По телефону 03 вызывают (ответы детей)
По телефону 04 вызывают (ответы детей)
По телефону 112 вызывают (ответы детей)
Но никогда нельзя вызывать эти машины в шутку, ради забавы. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Строительные, уборочные машины являются специальными механизмами, чтобы выполнять различные действия в помощь человеку (-Ёщё существуют машины для перевозки продуктов -Ребята, объясните, почему так говорят - снегоуборочная машина, молоковоз, бетономешалка, автокран? (ответы детей) .
Физкультминутка «Транспорт»
Встали, потянулись. (Руки вверх, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох) .
Заводим мотор. (Поворот туловища влево - вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.)
Проверяем ремни безопасности. (Наклоны влево - вправо, руки скользят вдоль туловища.)
Проверяем тормоза. (Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.)
Поехали. (Ходьба на месте, переходящая в бег.)
Игра «Разрешается - запрещается» (использование здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного «Мигающие огоньки»). Дети берут на себя роль пешеходов и в соответствии с сигналами светофора («Мигающие огоньки») выполняют движения: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.
Ребята, как вы думаете, транспорт существовал всегда в таком виде, к которому мы привыкли? (ответы детей) .
Ещё каких – то сто лет назад автомобиля не было. Для перевозки грузов использовались сильные, но небезопасные для жизни людей животные. Слонов, верблюдов, ослов, лошадей, буйволов, собак. Однако не всегда вьючные животные были под рукой, да и жалко их было переутомлять. Позже люди изобрели экипаж с мотором – локомобиль. Локомобиль топили углем, и он еле тащился по дороге,
Ребята, это портрет Генри Форда, В пятнадцать лет Генри начал конструировать и собирать первую машину, потом вторую, третью. И каждая следующая машина становилась удобнее и красивее
Генри называл машины по своей фамилии. Его сын и внук также стали изобретателями «Фордов», Сегодня эти удобные автомобили ездят по всем дорогам мира.
Ребята, вы много знаете о транспорте, соотносите его по месту передвижения, различаете транспорт грузовой и пассажирский, много знаете об аварийных службах. А вот дети младшей группы только начали изучать транспорт. Я предлагаю нашим малышам сделать и подарить альбом о транспорте.
Продуктивная деятельность детей по изготовлению транспорта с заранее вырезанных форм.
Ребята, давайте рассмотрим все ваши работы и расскажем – к какому виду по месту передвижения относится транспорт; кто им управляет.
НОД в подготовительной группе ДОУ. Подготовительная группа
Программные задачи:1. Формировать знания о транспорте, его видах
2. Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.
3. Развивать мыслительную деятельность, внимание.
5. Воспитывать познавательный интерес Организационный момент.
Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу предложить вам отгадать загадки .
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)
2. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
(Автобус)
3. Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
5. Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
6. Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)
7. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...
(Вертолет)
8. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)
Молодцы, вы угадали все загадки. А теперь назовите все это одним словом / Транспорт
Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт»
Беседа «Виды транспорта»
Транспорт бывает разным не только по внешнему виду, но и по предназначению, а еще по месту передвижения.
Как вы думаете, кокой транспорт называется воздушным? / Ответы детей
Воздушный транспорт – это транспорт, который передвигается по воздуху. Назовите воздушный транспорт / Самолет, вертолет, парашют, дирижабль, аэроплан, воздушный шар.
Воздушный транспорт - это самый быстрый вид транспорта. В основном воздушный транспорт применяется для пассажирских перевозок на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. Чаще всего авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
А какой транспорт называется водным? / Ответы детей
Водный транспорт – это транспорт, который передвигается по воде. Назовите водный транспорт. / Подводная лодка, корабль, байдарка, лодка, плот
Водный транспорт отличается способностью перевозить очень большие грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для пассажирских перевозок.
А какой транспорт называется наземным? / Ответы детей
Наземный транспорт – транспорт, передвигающийся по земле. Назовите наземный транспорт / Ответы детей
Наземный транспорт подразделяется на разные виды транспорта: безрельсовый, автомобильный, железнодорожный
Это самый распространенный вид транспорта. Используют наземный транспорт для разных нужд. Например, легковой автомобиль для поездок на небольшие расстояния. Поезда, трамваи, троллейбусы, электрички нужны для перевозки пассажиров и называются общественным транспортом. Различные самосвалы, грузовики и камаз называют грузовым транспортом, так как они используются для перевозки грузов. Мотоциклы, велосипеды называют двухколесным транспортом и используют их для поездок по местности. А также существует специальный транспорт, его используют люди разных профессий. К такому транспорту относятся скорая помощь, полицейский автомобиль, трактор, пожарная машина, мусоровоз, комбайн и т.д.
Мы с вами познакомились с разными видами транспорта. Сейчас посмотрим хорошо ли вы умеете различать воздушный, водный, наземный транспорт.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Здорово! Вы молодцы! А теперь хочу дать вам домашнее задание. Воспитатель раздает детям дорожные знаки.
На следующее занятие приготовьтесь рассказать об этих дорожных знаках. Тема нашего следующего занятия «Безопасность дорожного движения».
Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: "Транспорт"
СКАЧАТЬ (с картинками)
Подготовила: учитель-логопед Милашевская Надежда Валерьевна
МБДОУ детский сад № 172 г. Иркутск
Цели:
Образовательные:
Расширить и закрепить представления детей о транспорте;
Уточнить, акти-визировать словарь по теме «транспорт»;
Закрепление цифр 1-9, соотнесение цифры и числа.
Коррекционно- развивающие:
Закреплять навык согласования имен существительных с числительными;
Совершенствовать навык слогового анализа слов;
Совершенствовать навык составления и чтения слов;
Развивать слуховое и зрительное внимание и память;
Развивать мыслительные процессы;
Продолжить учить анализировать предложения, составлять графическую схему;
Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания;
Воспитывать внимательное отношение к речи взрослого и собственной речи;
- воспитывать самоконтроль, усидчивость.
Индивидуальная работа:
Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей. Следить за произношением звуков детьми, при необходимости исправлять.
Оборудование: мольберт, набор цифр 1-9, интерактивная доска, презентация к занятию, кассы букв на каждого ребенка, набор схем предложений на каждого ребенка.
I. Оргмомент.
Логопед:
Ребята, утром мне пришло смс с таким текстом: "Ребята, мне нужно позвонить своим друзьям в Солнечный город, но номер телефона- каждая его цифра- зашифрован заданиями. А я не умею ни читать, ни писать, помогите мне выполнить эти задания и узнать номер телефона".
Ну,что ребята будем делать?
Дети:
Поможем Незнайке и выполним задания.
II. Сообщение темы занятия
Логопед:
Незнайка по почте нам отправил задания, давайте их выполнять, скорее поможем Незнайке.
III. Основная часть
Логопед:
1.-Отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (транспорт)
2. Развитие зрительного гнозиса.
Логопед:
Посмотрите и скажите, какой транспорт вы здесь видите?
Правильно, сколько здесь предметов? (3). Это будет первая цифра нашего номера телефона.(Логопед вызывает ребенка, который находит среди цифр цифру 3 и выставляет на мольберт).
3. Развитие зрительной памяти и внимания.
Логопед:
Посмотрите на картинки и скажите, каких предметов не было на 1 слайде.
4.Деление слов на слоги.
Логопед:
Найдите самое короткое слово и составьте его из букв. (дети выкладывают слово -поезд-).
Сколько букв в этом слове(5).Это следующая цифра в нашем номере.(Ребенок выставляет ее на мольберт).
5. Виды транспорта. Деление слова на слоги.
Логопед:
На какие виды можно разделить транспорт, который видим на слайде. (воздушный, водный, наземный). Какого вида транспорта здесь нет? (подземного)
Что относится к подземному транспорту? (метро)
Составьте это слово из букв. Какое правило вспомнили при его написании?
Давайте разделим это слово на слоги? Какое правило вспомним? (Сколько в слове гласных, столько и слогов), (дети называют гласные буквы и определяют количество слогов). Ребенок выставляет на мольберт цифру 2.
Еще одна цифра определилась в номере телефона.
6. Согласование числительного с существительным, Развитие зрительного внимания.
Логопед:
Определите чего на картинке больше всего. Давайте проверим: один самолет, 2 самолета...7 самолетов.(далее также проверяется вертолеты и автобусы, делается вывод, что больше всего самолетов). Сколько самолетов?-7. Эта цифра появляется на мольберте.
7. Упражнение на координацию речи с движением «Едем на машине».
Логопед:
- Давайте представим, что мы поедем на машине, где каждый может стать водителем, построим такую машину из стульчиков.(Дети строят машину и выполняют движения)
Едем, едем на машине- Имитируют движения рулём.
Нажимаем на педаль- Ногу сгибают, вытягивают.
Скорости переключаем- воображаемый «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль- Приставляют ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли- Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.
Вправо, влево. Чистота!- Наклоняют руки вправо, влево.
Волосы ерошит ветер- Над головой шевелят пальцами.
Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.
Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор ). А сколько цветов у него? 3. Давайте вспомним про каждый.
Еще одна цифра появляется в нашем номере.(на мольберте выставляется цифра 3).
7. Профессии на транспорте. Игра "Кто чем управляет"
Логопед:
Давайте вспомним кто же управляет транспортом.
- Автобусом управляет.... водитель.
- Грузовиком управляет... шофер.
- Поездом управляет...машинист.
- Вертолетом управляет....летчик.
- Самолетом управляет....летчик.
- Кораблем управляет....капитан.
- Мотоциклом управляет....мотоциклист.
- Велосипедом управляет....велосипедист.
- Ракетой управляет....космонавт.
Как одним словом можно назвать всех -это профессии. Давайте вспомним и посчитаем сколько профессий мы назвали - 9.(На мольберт выставляется цифра 9).
7.Дидактическая игра « Составь предложение».
Логопед:
Предложения, которые отправил Незнайка, рассыпались на слова, давайте их соберем.
Автомобиль, по, ехать, дорога.- Автомобиль едет по дороге.
Пароход, море, по, плыть.
Театр, около, трамвай, остановиться.
Пассажиры, поезд, в, заходить.
В, вертолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, автобус.
Мост, выехать, пароход, из-под.
Давайте составим схему первого предложения.
Что обозначает треугольник в этой схеме?(предлог).
Сколько слов в этом предложении?-4.(на мольберт выставляется цифра 4).
IV. Итог.
Итак, давайте назовем номер телефона.(дети называют цифры). Я обязательно отправлю смс Незнайке.
Трудные были для вас задания?
Что было самым трудным?
А что понравилось выполнять?