Степанченко Светлана Вячеславовна
Задорожная Светлана Жоржовна
Воспитатель, Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Степанченко С.В., Задорожная С.Ж. Конспект НОД "Азбука профессий" // Совушка. 2017. N4(10)..02.2020).
Заказ № 47562
- формировать нравственно-трудовые качества детей
- способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,
- закрепить представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
- развивать связную речь детей,
- побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых,
- способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какой необычный гость к нам сегодня пожаловал.
Это же Вовка из тридевятого царства.
Воспитатель: Как ты к нам попал?
Вовка: В школе учат, учат, и в сказке все учить взялись, вот я и убежал к вам в детский сад. У вас здесь хорошо, ничего делать не надо. Кушай, играй да спи.
Воспитатель: Ребята, разве в детском саду только кушают и спят? Послушай, Вовка, чем ребята занимаются в детском саду.
Д/и « Чем мы занимаемся в детском саду»
Какое твое самое любимое занятие?
Как мы трудимся в детском саду?
Вовка: ну вот и здесь трудиться, а я люблю лениться.
Воспитатель : Ребята, разве лентяем быть - хорошо? (рассуждения детей).
Сейчас мы ходим с вами в детский сад, скоро пойдем в школу, вырастем и будем трудиться как ваши мамы и папы.
Какие профессии людей вы знаете? (называют)
А ты, Вовка, садись и слушай внимательно, чему научились наши дети.
У меня в руках карточка с изображением какой-то профессии. Я буду рассказывать о ней, а вы угадаете, кто же там нарисован.
Д/и «Узнай по описанию»
Он носит белый халат. Для работы ему нужны ножницы…
Он носит каску. Он пользуется отбойным молотком…
Если дети угадали, воспитатель выставляет карточки с человеком этой профессии.
Посмотри, Вовка, сколько профессий знают наши ребята.
Малоподвижная игра с мячом «Закончи мое предложение»
Врач людей … (лечит)
Учитель детей … (учит)
Пожарный пожар … (тушит)
Повар обед … (варит, готовит)
Парикмахер волосы … (стрижет, укладывает)
Полицейский за порядком … (следит)
Портниха одежду … (шьет, кроит, чинит)
Писатель книги … (пишет, сочиняет)
Физ.минутка профессии (врач, пилот, швея, каменщик, кузнец)
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе - повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки - в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Движения: ладонь - кулак)
И охранник есть у школы. (Руки - согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху - вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
Вовка: Да пробовал я трудиться, ничего у меня не вышло - ни дров нарубить, ни тесто замесить да пирожков испечь. А бабка он новое корыто хочет. А двое из ларца одинаковых с лицами те с меня смеются - ничего сам не умею.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете почему, у Вовки ничего не получилось? Что нужно для работы? (Инструменты)
Пройдите на свои места, у вас на столах лежат карточки.
Д/и «Кому что нужно для работы»
Нужно из общего количества предметов отобрать только те, которые нужны для заданной им профессии; объяснить для чего эти предметы используют.
Д/и «Доскажи словечко»
Дровосеки рубят бор - есть у каждого …(топор)
Папе гвоздь забить помог деревянный …(молоток)
Пыль на полу - подайте …(метлу)
Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой) Молодцы!
Вовка: Я понял, почему у меня ни чего не получалось, потому что у меня инструментов не было!
Воспитатель : Ребята, вам и Вовке предлагаю послушать народные пословицы о труде.
Чтение пословиц.
Без топора - не плотник, без иголки - не портной.
Всякий человек по делу узнается.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
У кузнеца - что стукнул, то рубль.
Шахтеру шахта, что птице - небо.
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
Дети повторяют за воспитателем, при необходимости объясняют содержание народной пословицы.
Моделирование ситуаций (дети рассуждают над вопросами)
Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
Что будет, если врачи перестанут лечить людей?
Что будет, если учителя перестанут учить детей?
Что будет, если строители перестанут строить дома?
Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
ВЫВОД:
Воспитатель : Вот видишь, Вовка, сколько профессий мы знаем. Одна другой интереснее. Узнали, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно много знать и уметь. И еще нужно любить свою работу и упорно трудиться каждый день! Полезной работы очень много на свете. Главное - выбрать дело по душе!
Воспитатель предлагает сделать Вовке вместе с детьми рисунок на тему «Моя будущая профессия»
(Перед рисованием выполнить пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика:
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу -
То им тоже помогу.
(Кулаки опущены вниз. Одновременно поднять вверх кисти рук, раздвигая одновременно пальцы.)
Творческое задание (рисование)
Вовка:
а я понял, что каждому делу - учиться надо! И профессию выбрать Спасибо, ребята, что рассказали мне о многих профессиях. Вернусь-ка в свою сказку, расскажу о вас всем героям и обязательно выберу профессию по душе!
Варвара Попова
Конспект итоговой НОД по теме «Профессии»
Цель: Закрепление представлений о профессиях людей, о необходимости и значимости труда взрослых людей.
Задачи:
Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
Расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
Систематизация знаний о профессиях родителей.
Развитие связной речи, творческой активности.
Совершенствование навыка пересказа.
Оборудование: Предметные картинки с изображениями представителей разных профессий, мяч
Предварительная работа:
Беседа о профессиях с рассматриванием предметных картинок.
Составление рассказов-описаний о профессиях по предложенному плану.
Подготовка с родителями рассказов об их профессиях, рисунков.
Ход занятия
Организационный момент. Отгадывание загадок о профессиях.
Логопед: «Ребята, на наших занятиях мы много говорили о профессиях людей, рассматривали картины, составляли рассказы, играли. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что вы узнали о профессиях. Давайте попробуем отгадать несколько загадок:
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха
Кто она скажи? (портниха)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь-
Как лечиться знает (врач)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор
На машине мчит… (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит (пожарный)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель
Проведет урок… (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты,
Помидор и огурец
Предлагает… (продавец)
Учит вежливости нас.
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Наш любимый… (воспитатель)
Логопед: Отлично! Вы отгадали все загадки!
Активизация знаний о профессиях. Упражнение «Составь предложение»
На доске закреплены картинки с изображениями профессий людей. Логопед предлагает детям составить предложения о профессиях: назвать профессию, где этот человек работает и что делает. Например: «Логопед в детском саду учит детей красиво говорить». Дети составляют предложения и передают друг другу мяч.
Логопед оценивает работу детей.
Упражнение «Нелепицы»
Логопед: Ребята, а сейчас послушайте предложения и исправьте ошибки:
Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.
Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги.
Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Представление детьми рисунка и рассказа о профессии одного из родителей, подготовленных дома.
Логопед: Дома вы вместе с родителями составили рассказ о профессии мамы или папы и нарисовали рисунок. Пожалуйста, покажите ваши рисунки и расскажите о профессиях ваших родителей.
Логопед дает возможность ответить каждому ребенку.
Чтение, ответы на вопросы
Логопед: Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ:
Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
Я буду врачом, - сказала Таня, - Ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.
А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача. Потому что он строит больницы – ответил сестре Ваня.
- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.
Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед, - подумав, заметил Ваня.
А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
Его вылечит врач – уверенно ответил Ваня.
Так кто же тогда главнее? – растерянно спросила Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.
Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что… (Логопед предлагает детям подумать и ответить, что сказала мама… приносят пользу людям – сказала мама.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед складывает рисунки детей в файл-вкладыши и составляет папку «Книга профессий наших родителей»
Публикации по теме:
План-конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с профессией автослесаря «Все профессии важны, все профессии нужны»
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией автослесарь.Тема: «Дикие животные нашего леса». Возраст: 4- 5 лет. Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о диких животных нашего леса.
Программное содержание: Обогащать представление детей о Санкт-Петрбурге, развивать навыки социального взаимодействия. Учить составлять предмет.
Вашему вниманию представлена непосредственная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности. Достижение целей.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группе
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны!»
Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширять у детей представления о профессиях;
- обогатить словарный запас;
Предварительная работа:
- беседа с детьми о профессии их родителей;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
Содержание: подборка различных игр (дидактические, словесные, игры малой подвижности, игры-соревнования).
Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня нам пришло письмо и посылка. Скажите, пожалуйста, человек, какой профессии мне ее принес?- Правильно, это почтальон. А теперь давайте поскорее прочитаем письмо и узнаем, что в нем написано.
- Ребята, в этом письме нас просят помочь и сказать, людям каких профессий принадлежат предметы в этой посылке. Ну что, ребята, поможем работникам почты?
(Дети по очереди вынимают из посылки предметы и говорят, людям какой профессии это нужно для работы) .
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о профессиях. А что такое профессия? (Ответы детей). Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие мы знаем профессии.
Игра с мячом «Назови профессию» . (Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
Воспитатель: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию) .
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Сцена, роль, грим – (Артист)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?» .
(Дети стоят по кругу, воспитатель по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию) .
Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я стираю, глажу… прачка.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я делаю прививки … медсестра.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я кую железо … кузнец.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я сочиняю стихи … поэт.
Я управляю оркестром … дирижер.
Я ставлю пьесы … режиссер.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я проектирую дома … архитектор.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
Я варю сталь … сталевар.
Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.
Воспитатель: А давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?» .
Молоток – (у столяра)
Кисть – (у маляра, у художника)
Шприц – (у медсестры, ветеринара)
Рубанок – (у плотника)
Мел – (у учителя)
Ножницы – (у парикмахера, у портного)
Расческа – (у парикмахера)
Иголка – (у портного)
Палитра – (у художника)
Указка – (у учителя)
(лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)
Физкультурная минутка «Заводил шофер мотор»
Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.
Нажимал он на стартер: вжик, вжик, вжик, вжик.
Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.
Сел потом в салон машины,
В руки руль взял поскорей,
И поехал побыстрей.
Воспитатель:
- Следующая игра «Кто так говорит?»
.
Кому добавки? (Повар)
Вам посылка. Распишитесь. (Почтальон)
Большое спасибо за покупку. (Продавец)
Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
Как вас постричь? (Парикмахер)
Приятного полета! (Стюардесса)
Урок окончен. (Учитель)
Воспитатель:
- Игра - соревнование «Подбери признак»
. Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки)
.
Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
(парикмахер, повар, врач, милиционер).
Физкультминутка «Летчик»
Быть шофером хорошо, (бегают по кругу, «рулят»)
А летчиком лучше! (бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат!
Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)
-В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны)
Чтобы птицы пели.
Воспитатель:
- А сейчас я вам загадаю загадки о людях разных профессий
.
С малышами я вожусь,
С ними дни все провожу,
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. (Воспитатель)
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«01» мы набираем,
И на помощь позовем. (Пожарный)
У него серьезный вид,
За порядком он следит.
Ясным днем, ночной порой
Охраняет наш покой. (Полицейский)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
Умело кто ведет машину –
Ведь за рулем не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везет?
(Шофер, водитель)
Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …(Продавцы)
Кто постирает нам белье,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом погладит? (Прачка)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
Если заболело ухо,
Или в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет … (врач)
Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)
Кто в школе детей приучает к порядку
И проверяет ребятам тетрадки,
Научит читать и писать, и считать,
Делить, умножать и задачи решать? (Учитель)
Краску желтую, лиловую
Я в ведерке растворю
И домам одежду новую
К новоселью подарю! (Маляр)
Где строится дом – ты взгляни поутру:
Кто в стеганой куртке сидит на ветру.
Он словно волшебник, играя с огнём,
Защитная маска надета на нем. (Электросварщик)
Вокзал. Звучит второй гудок.
Поедет поезд на восток.
Помчатся шпалы и столбы,
Берёзки, ели и дубы.
И я смогу, постарше став,
Вести большой – большой состав. (Машинист)
Где сосенки – подружки
Собрались на опушке.
Средь молодого сосняка
Стоит избушка… (лесника)
Вхожу я ранним утром в цех,
Когда вы спите тихо.
В стране я одеваю всех,
Поскольку я … (ткачиха)
Воспитатель:
- А еще у меня есть загадки на смекалку и внимание
. Послушайте.
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ...
(Не продавец, а пастух.)
Стены выкрасила ярко
В нашей комнате …
(Не доярка, а маляр.)
Лекарства нам в аптеке
Продаст...
(Не библиотекарь, а фармацевт.)
В ресторане блюдо из дичи
Приготовит умело...
(Не лесничий, а повар.)
На рояле, пианино
Вальс исполнит...
(Не балерина, а пианистка.)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправится смелый и сильный...
(Не пилот, а воздушный гимнаст.)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил...
(Не музыкант, а портной.)
Воспитатель:
- А сейчас игра - разминка «Кем станут мальчики, кем станут девочки?»
.
(Дети встают в круг. Воспитатель называет профессии. Если профессию могут выбрать мальчики, то все приседают, если девочки, то все поднимают руки вверх, если и мальчики, и девочки, то все хлопают в ладоши).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Самолётом правит (лётчик)
В школе учит нас (учитель)
Строит здания (строитель)
Стены выкрасил (маляр)
Песни нам поёт (певец)
Торговлей занят (продавец)
От болезней лечит (врач)
Потушит в миг пожар (пожарный)
Рыбу ловит нам (рыбак)
Служит на море (моряк)
В машине груз везёт (шофёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Все, кто знает - молодец!
Воспитатель:
- Теперь давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле не было бы людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.) Готовы?
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д.
Воспитатель: -
Ребята, а теперь, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, какая профессия самая важная? (Ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что все профессии важны – все профессии нужны.
- Ребята, а вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастите. Ответы детей (Я хочу быть…)
Павленкова Татьяна Николаевна – Учитель-логопед ГБОУ Школа №41 дошкольных групп по адресу: г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д.9
Дата поступления работы на конкурс: 31.01.2017г.
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРОФЕССИЙ».
Коррекционно-образовательные цели.
Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, польза, водитель, строитель, учитель, парикмахер, повар, почтальон, швея, художник, капитан).
Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в дательном падеже).
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи (посредством ответов на вопросы, диалога, общих речевых навыков).
Развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Воспитательные цели.
Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда.
Предварительная работа.
Беседы с детьми о профессии родителей.
Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Профессии».
Изготовление фотоальбома «Все профессии важны, все профессии нужны».
Разучивание стихов о профессиях взрослых на индивидуальных занятиях с логопедом.
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Я. Маршак «Пожар», С. Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяк «Мамина работа», К.И. Чуковский «Айболит».
Составление описательных рассказов по теме «Профессии».
Ход занятия.
Под музыку песни «Кем быть?» (музыка Г. Шайдулова, слова Е. Плотниковой) дети входят в музыкальный зал.
Логопед. Ребята, обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Логопед. Скажите, пожалуйста, как называется наша страна? (Россия)
Что можно сказать про нашу страну? (Она большая, богатая, красивая)
А кто делает нашу страну богатой и красивой? (люди труда, люди разных профессий)
Что такое профессия? (Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность)
Что нужно для того, чтобы получить профессию? (нужно хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение)
Логопед читает стихотворение:
«Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных:
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель.
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю».
Логопед. Я приглашаю вас совершить путешествие в «Страну Профессий». А на чем мы с вами отправимся в путешествие вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Что за чудо – едет дом
И людей так много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
А кто управляет автобусом? (водитель). А кто-нибудь из вас мечтает стать водителем?
Ребенок. Профессия водителя очень увлекательная: мчишься, смотришь, как мелькают леса, поля, города, маленькие деревни за окошком твоей машины. Водитель должен обладать отличной памятью, выносливостью, умением мгновенно принимать решение в сложной ситуации, иметь крепкое здоровье, прекрасное зрение. Профессия водителя – интересная и сложная. Ведь водитель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы не нарушать их и не пропускать дорожных знаков. Поэтому, чтобы стать водителем, нужно учиться.
Звучит музыка Е. Железновой «На автобусе» (цикл «Музыка с мамой»). Дети выполняют движения по тексту песни.
Логопед. А вот и наша первая остановка (открывается занавес. На столе выстроен город из конструктора «Лего»).
Догадайтесь, куда мы приехали, в какой город?
Строитель (воспитатель). Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом.
Логопед. Правильно, перед нами город строителей.
Чтобы построить дом, много мастеров должно потрудиться. Давайте вспомним с вами строительные профессии.
Кто кладет кирпич? (Каменщик)
Кто отделывает стены и потолки? (штукатур)
Кто красит стены и потолки? (маляр)
Кто вставляет стекла? (стекольщик )
Кто сваривает трубы? (сварщик)
Кто работает на подъемном кране? (крановщик)
Кто управляет экскаватором? (экскаваторщик)
А водитель может работать на стройке? (да, он на грузовике привозит на стройку кирпич, бетон, плиты, песок )
Строитель. Молодцы, ребята, вы назвали много строительных профессий. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные, надежные и красивые дома.
Скажите, пожалуйста, какие качества необходимы строителям разных профессий? (физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие, физическая сила, умелые руки и желание делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость ).
Представьте, что мы с вами тоже строители.
Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим (стучать кулачком о кулачок)
Много мы домов построим.
Много крыш и потолков (загибать по очереди пальцы на обеих руках)
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Много лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (сжимаем и разжимаем пальчики)
В новом доме новоселье (на слово «новоселье» поднять руки вверх)
Логопед. А как называется дом, если в нем два этажа? (двухэтажный ) Пять этажей? Много этажей?
Как называется дом, который построен из кирпича? Из блоков? Из дерева? (кирпичный, блочный, деревянный )
Логопед. Профессия строителя – важная и нужная профессия.
Логопед. Мы остановились с вами у салона красоты (на экране показывается слайд с изображением салона красоты). Кто работает в салонах красоты?
Дети. Парикмахеры.
Логопед. А кто-нибудь из вас мечтает стать парикмахером?
Ребенок. Моя мама работает парикмахером, и я тоже хотела бы стать парикмахером. Для работы ему нужны ножницы, расчески, фен, зеркало. Парикмахер – очень интересная и творческая профессия, так как он придумывает разнообразные прически. Парикмахер должен обладать крепким здоровьем, ведь ему приходится целый день проводить на ногах. Парикмахер должен быть внимательным, вежливым, своей работой доставлять людям радость.
Парикмахер все умеет:
Хочешь – наголо обреет,
Или челку уберет,
Иль височки подравняет –
Как захочешь подстрижет.
Он свою работу знает,
Кто подстричься хочет, тем
Он поможет без проблем.
Логопед. Профессия парикмахера – важная и нужная профессия.
Под музыку Е. Железновой «На машине» (цикл «Музыка с мамой») дети совершают круг по музыкальному залу.
На экране появляется слайд с изображением школы.
Логопед. Новая остановка – «Школа».
Ребенок читает стихотворение:
«Скоро в школу я пойду,
Там друзей себе найду,
Я таким ученым буду,
Но свой садик не забуду».
Логопед. Кто учит детей в школе? (учитель ). А кто из вас мечтает стать учителем?
Давайте послушаем рассказ о профессии учителя.
Ребенок. Учитель – очень нужная и почетная профессия. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы тоже сидели за партой, получали отметки в дневник. Чтобы стать учителем, нужно много учиться самому: ведь учитель должен передать ученикам свои знания, сделать свои уроки интересными, а объяснения – понятными. И, конечно же, учитель должен любить своих учеников.
Учитель научит решать все задачи,
Терпенье и знанья его велики,
Хороший учитель – большая удача,
Всю жизнь его помнят ученики.
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Буквы» (показ слайдов с изображением букв).
Учитель (логопед). Я буду показывать букву, а вы называйте профессии на эту букву.
А – актриса, адвокат, агроном, архитектор, авиадиспетчер, автослесарь.
Б – библиотекарь, бухгалтер, бизнесмен, балерина, банщик.
В – врач, ветеринар, водолаз, воспитатель.
Д – диктор, дирижер, дрессировщик, дизайнер, депутат.
К – кинолог, кассир, клоун, композитор, космонавт, кондитер.
М – медсестра, машинист, модельер, музыкант.
П – повар, парикмахер, пожарный, портниха, почтальон, продавец.
С – садовник, сварщик, спасатель, стоматолог, следователь, судья.
Э – электрик, энергетик, экскурсовод, эколог.
Ф – фокусник, фотограф, фермер, фармацевт.
Учитель. А теперь давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и расскажем, что они означают.
Пословицы и поговорки о труде:
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (Без труда ничего в жизни не добьешься. Не потрудившись, не сможешь получить желаемое ).
- Без топора – не плотник, без иглы – не портной. (Без орудия труда и умения им владеть нельзя называться мастером).
- В труде рождаются герои. (Только испытание и трудности закаляют и воспитывают героев).
- Дело мастера боится. (Опытный мастер справится с любым делом. В умелых руках дело пойдет на лад).
- За всякое дело берись умело. (За любое дело нужно браться с умом, зная, как оно делается).
- Кончил дело – гуляй смело. (Закончил работу – можешь отдыхать).
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. (Трудолюбивый человек всегда найдет себе занятие).
- Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. (Кто много работает, тот не будет бедствовать).
- Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава. (Иногда лучше не делать дело, чем сделать его плохо).
Звенит звонок.
Логопед. Закончился наш первый урок. А сейчас – перемена.
Ребенок. Где музыка – там танец, мы будем танцевать.
Ведь танцем, что угодно, мы можем передать:
И шутку, и тревогу, и сказку, и рассказ,
Чтобы доставить радость всем людям здесь сейчас.
Логопед. Музыкальная пауза.
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, песня «Часики идут». Дети выполняют музыкально-ритмические движения.
Логопед. Скажите, пожалуйста, кто с утра в столовой нашей варит суп, компот и кашу? (Повар). Расскажите о профессии повара.
Ребенок. Повар – важная и нужная профессия. Профессию повара выбирает человек, который любит готовить, проявляет при этом фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда. Повар должен обладать великолепной памятью, он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу. Повар должен уметь красиво оформлять любое блюдо: и салат, и торт, чтобы было аппетитно и вкусно.
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд,
Спасибо скажем им за это –
Быть поваром – нелегкий труд.
Игровой танец под песню «Варись, кашка» (музыка Е.Шашина, слова Н.Кузьминых).
Звенит звонок.
Логопед. Прозвенел звонок – начинается урок.
Викторина «Мышонок Профи приглашает в мир профессий» (на экране появляется слайд с изображением 4 предметов. Дети определяют, человеку какой профессии нужны эти предметы: художнику, повару, швее, капитану, почтальону).
Игра «Я загадаю, а ты отгадай» (логопед загадывает загадки о профессиях. Дети отгадывают загадку, на экране появляется слайд с изображением профессии-отгадки).
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет,
Кто же он, скажи?
(Пилот)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник –
Делает нам стулья …
(Плотник)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?
(Дворник)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом …
(Постовой)
Тонкой палочкой взмахнет –
Хор на сцене запоет,
Не волшебник, не жонглер,
Кто же это?
(Дирижер)
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем.
(Пожарный)
Интерактивная игра «Исправь ошибки» с использованием слайдов.
Художник измерил температуру,
Строитель на флейте красиво сыграл,
Доктор кирпичную стену построил,
Повар картину нарисовал,
Музыкант сварил очень вкусные щи,
Ошибки мои ты скорей отыщи.
Дети исправляют ошибки и проговаривают предложения.
Доктор измерил температуру,
Музыкант на флейте красиво сыграл,
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал,
Повар сварил очень вкусные щи.
Логопед. Ошибки исправлены, вы – молодцы!
А сейчас мы с вами покажем сценку «Кем быть?»
Сценка «Кем быть?»
Логопед. Дни и месяцы идут,
Дети все растут, растут,
Выросли большие – вот какие.
Стали они вслух мечтать,
Кем хотели б в жизни стать.
1 Ребенок. Я буду врачом, ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.
2 Ребенок. А я буду строителем, ведь строитель главнее врача. Он строит больницы.
3 Ребенок. Нет, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.
4 Ребенок. Значит, главнее повара – продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.
5 Ребенок. А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
1 Ребенок. Его вылечит врач.
6 Ребенок. Так кто же тогда главнее?
Логопед. Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии важны, потому что они приносят пользу людям. А чтобы овладеть профессией, от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие.
Сегодня много мы узнали,
Как вы все точно рассказали,
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Обо всех не рассказать.
Только важно, очень важно
Человеком в жизни стать.
Под музыку песни «Кем быть?» (музыка Г. Шайдулова, слова Е.Плотниковой) дети выходят из музыкального зала.
Павленкова Татьяна Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории.
ГБОУ «Школа №41 имени Г.А. Тарана. Дошкольные группы» по адресу: ул. 2-ая Рейсовая, д.9.
Список использованной литературы:
1.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логопедической группе. / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 160с.
2.Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
4.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. – 240с.
5.Шалаева Г.П. Большая книга профессий / Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Конспект НОД в средней группе «Город профессий»
Возрастная категория детей : 4-5 летЦель: Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий (ОО «Познание»).
Задачи:
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам (ОО «Социализация»)
Развивающие:
1.Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий (ОО «Познание»)
2.Развивать умение подбирать предметы определенного цвета
(«ОО «Познание»)
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД: елка, зайчик, медведь.
Для проведения НОД:
Цветные карандаши.
Картинка с тремя нарисованными подъемными кранами разной высоты и цвета.
Раздаточный материал: мячи, вырезанные из цветного картона, набор геометрических фигур, листы бумаги с нарисованными: расческой без зубчиков; двумя полками разной длины, заготовки из бумаги прихваток.
Образец построенной башни с часами.
Муляжи фруктов и овощей. Банка и кастрюля, образцы нарисованных и настоящих прихваток.
Домики разноцветные 6 штук и картинки: повара, шофера, маляра, парикмахера, продавец, строитель.
Лист с изображениями инструментов: клубки ниток, кисточка малярная, банки красок, пожарный рукав, половник, молоток.
Предварительная работа:
Деятельность педагога: подготовка наглядного и раздаточного материала, подборка загадок, подготовка физминутки.
Деятельность педагога с детьми: рассматривание иллюстраций с профессиями, чтение рассказов о людях разных профессий, дидактические игры на тему.
Формы организации совместной деятельности: беседа, сюрпризный момент, динамическая пауза, игровая деятельность, самостоятельная продуктивная деятельность.
Проведение НОД:
Мотивация:
Сюрпризный момент воспитатель объявляет, что получила письмо от Почемучки, который предлагает попутешествовать по городу профессий.
- Ребята, утром я нашла на столе для нас с вами вот это письмо от Почемучки. Он нам предлагает попутешествовать по городу профессий.
Реализация видов деятельности:
Беседа с сопровождением показа: - Только он не знает, что это такое « профессия». Кто знает? (ответы детей) Сейчас мы с вами отправимся в город профессий. Посмотрите сколько в этом городе домов. В них поселились разные профессии. Давайте заглянем в первый дом. А здесь загадка.
Парикмахер
У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый.
(ответы детей)
Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически. Ещё парикмахеры стригут, красят, завивают и укладывают волосы. Одним словом, они наводят красоту. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Какими инструментами пользуется для работы? (ответы детей) Один из инструментов парикмахера - расческа. Сейчас мы с вами попробуем сами изготовить расчески.
Рисование «Дорисуй расческе зубчики»
Дети рисуют «зубчики расчески» - вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке.
- Теперь дорога ведет нас ко второму домику (воспитатель с детьми передвигается с детьми по игровой комнате к следующему домику)
Строители
Льет осенний дождик,
Впереди зима.
Слава тем, кто строит
Теплые дома!
Кто свой труд тяжелый
Отдает стране,
Кто построил детский сад
И тебе, и мне!
- Скажите, а какие должны быть строители? (ответы детей)
Что делают строители? Что нужно строителям для работы? Какие машины им помогают? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Какой подъемный кран выше»
Из трех кранов разного цвета детям предлагается выбрать самый высокий, пониже и самый низкий.
Из кирпича он строит дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире
А сейчас мы покажем Почемучке, как надо строить. Мы будем строить башню с часами.
Конструирование «Башня с часами»
Детям предлагается по образцу воспитателя выложить башню из геометрических фигур, вырезанных из картона. Дети должны назвать знакомые геометрические фигуры.
Теперь заглянем в третий домик (воспитатель с детьми передвигается с детьми по игровой комнате к следующему домику) Что за профессия здесь поселилась?
Умело, кто ведет машину –
Ведь за рулем не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везет?
Что делает шофер? Что нужно ему для работы? Что должен знать шофер?
Прежде чем шоферу доверят возить людей или грузы, он должен много учиться. Выучить правила дорожного движения, научиться водить машину. Сейчас мы поиграем в школу для шоферов.
Динамическая пауза «Шоферы на учениях»
Представьте, что вы за рулем автомобиля. На какой машине вы поедете? (Автобус, грузовик, самосвал, подъемный кран, «скорая помощь», пожарная машина, машина «полиция», трактор, такси) внимательно слушайте задания и выполняйте их:
Вот стоит моя машина (рукой показываем на машину)
Мы проверим тормоза (имитация движения - щелканье переключателем)
А теперь качаем шины (имитация движения – качаем насосом шины)
Раз – два, раз – два.
Сели, едем на машине., (Имитация движения рулем)
Нажимаем на педаль. (Ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем, (Воображаемый рычаг. Поворачивают рукой к себе, от себя.)
Смотрим пристально мы вдаль. (Приставляют ладонь ко лбу)
«Дворники» счищают капли (Руки сгибают в локтях перед собой
ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо.)
Вправо, влево. Чистота!
Будем ехать осторожно. Будем ехать не спеша! (Имитация движения рулем)
Мы - серьезные шоферы! Мы - шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец руки)
(воспитатель с детьми передвигается с детьми по игровой комнате к следующему домику)
- Ну, вот мы на своих автомобилях доехали до следующего домика.
Маляр
Я шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Крашу стены, крашу дверь,
Пляшет кисть моя…
У меня и нос теперь
Белым стал, друзья.
Что делает маляр? (ответы детей)
Игра «Что лишнее?»
Дети выбирают на картинке то, что нужно маляру для работы.
(воспитатель с детьми передвигается по игровой комнате к следующему домику)
Заглянем в следующий домик. Что за профессия здесь скрывается.
Продавец
Нам даёт товар и чек.
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный … (продавец).
Что делает продавец? Чем пользуется продавец во время работы? (ответы детей)
Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец должен рассказать о товарах и помочь покупателям
Дидактическое упражнение «Разложи мячи на полки»
Привезли в магазин спортивных товаров новые мячи, нужно разложить их по полкам. Сколько полок на витрине? Две. Можно ли сказать, что полки одинаковые? Нет. Почему? Верхняя полка короткая, а нижняя длинная.
- Выложите мячи на верхнюю полку. Сосчитайте, сколько мячей поместилось на верхней полке? Четыре мяча.
- Выложите мячи на нижнюю полку. Сосчитайте, сколько мячей поместилось на нижней полке? Пять мячей.
- На какой полке больше мячей, на верхней, или на нижней? На нижней полке больше мячей.
- А как сделать, чтобы на верхней и на нижней полке стало мячей поровну?
Доложить еще один мяч на верхнюю полку мы не сможем - там нет места.
- А вот убрать один мяч с нижней полки можно. Вот теперь на нижней и на верхней полке одинаковое количество мячей.
Давайте пойдем дальше.(воспитатель с детьми передвигается по игровой комнате к следующему домику)
А в следующем домике отгадайте, кто живет?
Повар
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Дидактическая игр «Суп или компот?»
Детям предлагается встать и взять себе один из муляжей овощей и фруктов. А затем положить его в кастрюлю (суп) или банку (компот). При этом необходимо побуждать детей объяснять свой выбор словами: «Яблоко - это фрукт, поэтому из него варят компот» или «Лук добавляют в суп».
Почемучка для вас ребята придумал одну игру называется
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
В магазине мы можем купить у продавца молоко, куклу, кровать, …
Чтобы вкусно накормить людей повар печет, солит, … (варит, жарит, моет, чистит, ...)
Чтобы вылечить больного доктор делает компресс, дает.. (лекарства, ставит укол, мажет мазью, смотрит горло, …)
Маляр может покрасить забор в синий цвет, или желтый, или …
Шофер может управлять автобусом, такси, самосвалом, …
Парикмахер может волосы уложить, покрасить, завить, подстричь, …
строители умеют строить разные дома, дом из одного этажа - одноэтажный, дом из двух этажей - двухэтажный, ...
Продуктивная деятельность детей:
-Ребята, вы все ходили на экскурсию на кухню в нашем детском саду и видели, как наш повар управляется с горячими кастрюлями! Давайте, сегодня сделаем ему подарок и раскрасим ему красивые прихватки!
(Детям показываются настоящие прихватки и образцы нарисованных прихваток)
Подведение итогов
Нарисованные прихватки вешают на доску, рассматриваются детьми. Позже дети идут на кухню и дарят прихватки поварам детского сада.