Ремонт ВАЗ 2110, 2111, 2112
Продемонстрируем как быстро и своими руками произвести замену радиатора печки (отопителя) в автомобилях ВАЗ 2110, 2112, 2111. Чтобы добраться до радиатора печки, необходимо снять дворники, затем все накладки лобового стекла, утеплитель и шумоизоляцию, моторчик печки, сливаем охлаждающую жидкость. Смотрите сразу материал там практически всё это показывается. Для того, чтобы добраться до радиатора отопителя нам необходимо будет полностью разобраться пластиковый корпус печки. После откручивания снимаем и убираем в сторону наружную часть и приступаем к откручиванию внутренней.
Вот уже видно сам радиатор печки:
Свободно вытащить радиатор отопителя, нам мешает вакуумный усилитель, необходимо будет открутить его и немного отвести в сторону. Под педальным узлом, сняв обшивку вы можете увидеть гайки крепления вакуумного усилителя тормозов.
И ещё две:
Откручиваем гайки и отводим в сторону вакуумник. Далее нам остаётся открутить стяжные болты хомутов при помощи крестовой отвёртки и снять их. Путь до радиатора отопителя свободен, его можно снимать.
Видео замены радиатора печки (отопителя) в ВАЗ 2110, 2112, 2111:
Резервная видео инструкция:
В ролике также демонстрируется работа по установке нового радиатора печки, нюансы которые стоит учесть и т.д. Замена радиатора отопителя не самая удобная и быстрая, приходится разбирать, а затем и собирать много деталей, сразу учитывайте хватит ли вам на это времени и сил.
Как известно, предназначение отопительной системы заключается в обеспечении более комфортного управления автомобилем. В холодное время эксплуатация авто с неисправной печкой будет фактически невозможна, поскольку отопитель просто не сможет прогреть салон. Что представляет собой система отопления ВАЗ 2112 16 клапанов, какие неисправности для нее характерны и как произвести замену радиатора — подробная инструкция представлена ниже.
[ Скрыть ]
Описание системы отопления на «Двенашке»
В автомобилях ВАЗ 2112 применяется приточно-вытяжная вентиляция. Воздушный поток в данном случае поступает через специальные отверстия, которые находится в накладках для ветровых стекол. Сам воздух может поступать либо принудительно, под воздействием вентилятора отопителя, либо произвольно. Из салона воздушный поток выходит через щели, которые имеются между панелями дверей, а также в их торцах. В эти отверстия встроены специальные клапаны, которые пропускают воздушный поток наружу, а также задерживают его попадание внутрь, что позволяет улучшить теплоизоляцию в салоне.
Радиаторное устройство применяется для подогрева воздушного потока, этот узел устанавливает необходимую температуру, в результате чего воздух греется.
Основные элементы отопительной системы:
- Сам радиатор. Он установлен в пластиковом кожухе, находится горизонтально под контрольным щитком.
- Непосредственно конструкция включает в себя два ряда, выполненных из алюминия, шлангов, на которые установлены два пластиковые бачка. На левом бачке расположены два штуцера — через один осуществляется слив, а через второй — поступление антифриза в систему.
- Для регулировки объема поступающего воздуха используются заслонки. Если эти элементы будут установлены в крайние положения, то воздушный поток поступать в салон не будет.
- Еще одна особенность — в отличие от других моделей ВАЗ, в 2112 отсутствует кран отопителя, предназначенный для перекрывания потока антифриза. Соответственно, при функционирующем двигателей обеспечивается постоянный подогрев радиаторного устройства, что способствует оперативному прогреву салона. Благодаря значительному уменьшению стыков, во многом улучшается герметичность системы.
Возможные неисправности отопителя и способы их устранения
По каким симптомам можно определить неисправность отопительной системы:
- увеличился расход антифриза, в расширительном бачке постоянно сниженный объем жидкости;
- салон транспортного средства практически не прогревается;
- под днищем автомобиля стали появляться следы утечки антифриза, в районе установки радиаторного узла или расположения патрубков, также следы хладагента могут появляться и в салоне;
- на внутренних сторонах стекол стали появляться жирные следы, сами стекла сильно потеют;
- запах хладагента в салоне авто (автор видео — канал В гараже у Сандро).
По каким причинам печка ВАЗ 2112 не работает:
- Одна из самых распространенных проблем — выход из строя радиатора, для решения проблемы есть два способа — либо ремонт радиаторного устройства, либо его замена. Ремонт актуален в том случае, если повреждения девайса несерьезные и его корпус можно запаять. Но зачастую ремонт не дает результатов, поэтому узел приходится менять.
- Выход из строя моторедуктора, то есть самой печки. Что касается устранения проблемы, то здесь нужно действовать в соответствии с неисправностью. Если есть возможность, то разумеется, сам мотор нужно пытаться чинить, но обычно выполняется его замена.
- Закончился антифриз. Такая проблема, как правило, связана с утечкой. Утечка может произойти через радиаторный узел, термостат либо поврежденные патрубки. Если радиатор и термостат целые, то нужно проверять состояние шлангов и особенно их соединений. Если патрубки потрескались и на них видны следы повреждений, то они подлежат замене.
- Выход из строя термостата. По такой причине жидкость хоть и будет частично циркулировать по системе, но обогревать салон печка не сможет. При неработающем термостате обычно выполняется замена устройства.
- Не работает , в частности, речь идет о модуле, расположенном на центральной консоли. Если управляющий модель отказывается работать, печка просто не сможет получать сигналы об активации, отключении и переключении режимов. Если проблема кроется именно в блоке, то его нужно будет менять, но зачастую такие неисправности обусловлены повреждением электроцепи или плохим контактом устройства с системой.
Критерии выбора радиатора печки
Что касается выбора, то перед покупкой вы должны точно узнать, какого образца установлена печка в вашем авто — старого или нового. В зависимости от этого производится выбор радиаторного устройства (автор видео — канал MegaMeyhem).
Инструкция по замене радиатора печки
Из-за того, что «двенашка» может быть оснащена радиаторным узлом старого или нового образца, процедура замены девайса может отличаться. Каждый из вариантов рассмотрим отдельно.
Итак, как производится замена радиатора печки в системах нового образца:
- Для начала нужно будет выключить зажигание и отключить АКБ. Откройте пробку расширительного бачка, затем подставьте под сливное отверстие резервуар емкостью около 4-5 литров и слейте охлаждающую жидкость. Если в антифризе есть осадок, то лучше будет поменять расходный материал.
- Далее, выкрутите гайки и демонтируйте щетки стеклоочистителя.
- Сделав это, нужно снять пластмассовую накладку, которая расположена под ветровым стеклом, она фиксируется с помощью двух гаек, а также четырех саморезов.
- Чтобы получить доступ к отопительному устройству, необходимо произвести демонтаж жабо, выкрутить пять саморезов, две гайки и еще один винт, которые находятся снизу, в области рулевой рейки, а также посредине жабо.
- Для демонтажа отопителя нужно будет произвести демонтаж поперечной распорки, если она установлена. Разумеется, распорки может не быть. Также следует снять гофру воздушного фильтра и дроссели со шлангов радиаторного узла.
- Далее, от клемм отопителя следует отключить проводку.
- После этого у рулевой рейки следует выкрутить две гайки, при помощи отопитель крепится, а также одну гайку, которая фиксирует устройство к кузову.
- Сделав это, следует открутить еще три самореза, с помощью которых соединяются две половины отопителя. После этого можно извлечь и, путем раскачивания, отсоединить правую часть отопителя от левой.
- Сам радиаторный узел расположен в демонтированной половине, он фиксируется при помощи трех болтов. Извлекаем это устройство и вместо него устанавливаем новое, разумеется, при этом следует установить и поролоновый уплотнитель. Затем проверяется работоспособность вентилятора, если нужно, устройство также следует поменять. Прежде чем произвести сборку, нужно промыть патрубки, по которым поступает хладагент. Сборка осуществляется в обратной последовательности.
Фотогалерея «Замена радиатора»
Что касается замены в системах старого образца:
- В данном случае вам также необходимо слить расходный материал, демонтировать жабо, отсоединить дроссели со шлангов и отключить питание отопителя.
- После этого снимается расширительный бачок, в который заливается жидкость.
- Далее, производится демонтаж вакуумного усилителя, для этого выкрутите две гайки с помощью ключа на 17 и осторожно отведите главный тормозной цилиндр. При этом будете максимально аккуратны, чтобы не повредить шланги тормозной системы. Шланг вакуумного усилителя следует демонтировать.
- После этого в салоне авто следует выкрутить четыре гайки со шпилек педали тормоза. Сам вакуумный усилитель демонтируется вместе с педалью.
- Так вы смогли получить доступ к радиаторному устройству. Вам остается только открутить три болта, с помощью которых он крепится, после чего заменить устройство на новое. Сборка производится в обратной последовательности, не забудьте налить антифриз.
Цена вопроса
В зависимости от производителя, а также версии отопителя (старого или нового образца), стоимость радиатора может отличаться. Новые радиаторы обойдутся покупателю в среднем от 350 до 1400 рублей, на вторичном рынке можно найти рабочий радиатор за 300-500 рублей.
Зависимо от положения элемента, воздух проходит дефлекторы радиатора и распространяется по салону. Потоки направления, как и интенсивность нагрева воздуха, регулируется водителем.
Самой распространенной причиной необходимости замены радиатора в печке автомобиля Лада Приора является протекание тосола. Благодаря нашей статье вы узнаете, как происходит замена радиатора разных образцов печки у ВАЗ-2112 и как это сделать своими руками.
Система отопления Лады Приора
Если отопитель в машине неисправен, невозможно создать уют в машине зимой. В салоне рассматриваемой нами модели авто с двигателем на 16 клапанов система вентилирования салона приточно-вытяжная.
Через специальные отверстия в накладках для лобового стекла воздух попадает в систему автомобиля. Это происходит самопроизвольно или принудительно, с помощью вентилятора отопителя. Выходит воздух из салона через щели в панелях дверей и отверстия в торцах. Там расположены специальные клапаны, с помощью которых воздух выходит, но не попадает внутрь, что стабилизирует циркуляцию потоков и помогает поддерживать необходимую температуру.
Без демонтажа щитка двигателя не получится определить наобум, почему протекает тосол. Ведь именно эта причина является самым распространенным поводом выхода из строя отопительного узла. Потому большинство автовладельцев ВАЗ-2112 после приобретения транспортного средства почти сразу меняют старую печь на модель нового образца. Авто, выпущенные до 2003 года, обладают именно старым образцом отопительного узла, но после него уже производились с новой печью.
Естественно, что старый и новый образец различны, потому и замена радиатора происходит неодинаково.
Замена радиатора в печи старого образца
- Полностью слейте тосол с блока мотора в специально подготовленную емкость или через расширительный бак, который расположен под капотом. Но для последнего варианта придется демонтировать модуль зажигания. Не забудьте, что снятие шланга и резинового патрубка (имеет профиль в виде буквы «Г») с печки, если охладительная жидкость сливается через бак, обязательно.
- Слитый антифриз можно использовать повторно, а грязный лучше заменить на новый.
- Демонтируйте жабо и дворники, чтобы получить доступ к печке.
- Снимите пластиковую накладку.
- Отключите клемму на датчике уровня антифриза в системе, если таковая есть в вашей модели автомобиля. Их не всегда ставят.
- Снимите шланг отводящий пар.
- Отсоедините шланг, предназначенный для жидкости омывания стекла.
- Демонтируйте зажимы и вентилятор, которые фиксируют в нужном положении корпус отопителя.
- Удалите винты на корпусе отопителя и фильтра салона, после чего снимите все освобожденные элементы.
- Уберите заднюю часть защиты вентилятора.
- Ослабьте хомуты и освободите шланги, подающие антифриз и отводящий пар.
- Только теперь вы можете снять непригодный старый радиатор.
- Очистите нишу извлеченного элемента.
- Если вы будете вставлять новый радиатор старого образца, его монтаж происходит в обратной последовательности всего выполненного вами ранее.
Замена радиатора нового образца
Процедура тоже начинается с демонтажа, как и у других сломавшихся механизмов в машине. Но, в отличие от старого, новый отопитель крепится всего одним винтом, расположенным в нижней середины торца лобового стекла. Если в модели авто предусмотрен бачок для омывающей жидкости, он обязательно демонтируется.
Такая работа, как замена радиатора печки на ВАЗ 2110 и 2112, хорошо знакома владельцам этих автомобилей. Обычно, необходимость замены связана с не слишком высоким качеством деталей. Сама по себе эта работа не сложная, поэтому никаких особых проблем с ее выполнением возникать не должно. Инструменты для этого потребуются самые простые, которые имеются в каждом гараже. При проведении ремонта учтите, что имеется 2 типа печек. Они различаются между собой незначительно, но имеются некоторые отличия по принципу работы и способу крепления. Ниже рассмотрим основные нюансы.
Причины ремонта
Замена радиатора печки на ВАЗ 2110 и 2112, необходима в случае поломки. Чаще всего, происходит утечка антифриза из системы. Определяется это по наличию лужицы охлаждающей жидкости под ногами. Такая поломка не только не выгодна экономически (приходится добавлять антифриз, который стоит недешево), но и опасна для здоровья. Испаряясь, охлаждающая жидкость образует ядовитый пар. Поиск проблемы прямо на автомобиле достаточно затруднен. Печку необходимо снять с машины.
Другая причина, это некачественная работа печки. В процессе эксплуатации радиатор может засоряться. При этом, проблема выявляется в самый неподходящий для этого момент. Обычно, это происходит зимой, когда она перестает обогревать салон. Из-за засора нарушается теплоотдача, при сильном загрязнении антифриз вообще может не попадать в радиатор. В таком случае, потребуется его замена или чистка, но снимать деталь все равно придется.
Разновидности печек
На самом деле всего имеется 2 разновидности радиаторов. Отличаются они в основном способом крепления:
- Старый образец (до 2003 года);
- Новый образец (с 2003 года).
Замена печки старого образца
Начать работу следует с подготовки. Поставьте автомобиль на ручник. Отключите аккумуляторную батарею, непосредственно с электрикой работать вы почти не будете. Но, проводов под капотом хватает, поэтому питание лучше отключить. Не забудьте слить антифриз. Печка является элементом системы охлаждения, поэтому система все равно будет разгерметизирована.
После подготовки можно переходить к замене:
- Снимаем резиновый уплотнитель с ветровой накладки;
- Откручиваются крепления, и извлекается жабо;
- Демонтируем накладку ветровика. Для этого, откручиваются гайки с винтами, расположенные по ее краям;
- С омывателя переднего стекла снимается шланг. Его следует отодвинуть в сторону, иначе он будет мешать в дальнейшей работе;
- Откручивают крепления дворников;
- Окончательно снимается накладка (ветровик);
- С корпуса печки снимают металлические зажимы. Внимательно их рассматривают, если на них видна коррозия, то нужно их сменить новыми;
- Снимается фильтр в салоне, крепящийся к отопительному радиатору на винтах;
- Отключают вентилятор. Для этого скидывают плюсовой разъем, и откручивают гайку с минусовой клеммы (на кузове);
- Выкручивают 3 винта, крепящих крышку печки;
- Ослабляем хомуты шлангов. Извлекаем радиатор.
Замена печки нового образца
Для начала производятся стандартные подготовительные работы. Они полностью повторяют действия, производимые при замене радиатора старого образца. Точно так же снимаются резинки и прочие мелкие детали.
Снятие происходит в следующем порядке:
- Демонтируются подводящие шланги. Также снимают пароотводящий шланг. Его достаточно отсоединить от печки. Крепятся все они на хомутах;
- С вентилятора снимаются фишки;
- Отключается от питания мотор-редуктор;
- Откручиваются 3 самореза, крепящих мотор-редуктор;
- Находим места крепления радиатора к кузову, и откручиваем винты;
- Выкручиваем саморезы из крышки фильтра. Извлекаем его;
- Откручиваем винты, крепящие половинки радиатора;
- Теперь можно вытащить сам отопитель. Вытаскиваем сначала левую часть, потом правую;
- Разжав скобки, снимаем заслонку.
Рано или поздно, любая, даже самая надёжная и простая деталь в автомобиле, изнашивается и просит замены. В первую очередь, это касается технологичных и сложных элементов конструкции. Радиатор отопителя ВАЗ-2110 как раз и есть таким элементом системы охлаждения и отопления салона. Если у нас установлен медный, не штатный радиатор, его можно успешно отремонтировать и установить обратно. Штатные ДААЗовские алюминиевые радиаторы, к сожалению, ремонту не подлежат. Поэтому сегодня заменим сразу два радиатора отопителя на десятом семействе - старого и нового образцов.
Когда и какой радиатор печки ставили на ВАЗ-2110
- До середины 2003 года на все десятое семейство ВАЗ устанавливали алюминиевые радиаторы ДААЗ с каталожным номером 2110-8101050.
- После 2003 года на 2110 начали устанавливать радиаторы усовершенствованной конструкции. Его артикул - 2110-81010160-00.
Цены
Цена родного ДААЗовского радиатора не должна превышать тысячу рублей. Примерно за эти же деньги продадут радиаторы:
- Лузар;
- Kraft;
- Pramo ЛРЗ;
- Bautler;
- Finord и ряд других производителей.
Все это алюминиевые теплообменники, поэтому цены на них не слишком высокие.
Алюминий или медь?
Медный радиатор обойдется дороже, но он того стоит.
Примерно вдвое дороже обойдётся хороший медный радиатор, но он того стоит : во-первых, теплоотдача меди выше, во-вторых, у медного радиатора высокая тепловая инерция (долго нагревается, зато медленно остывает), в-третьих, в случае повреждения, медный радиатор можно запросто реставрировать, почистить, заменить повреждённые элементы и это будет куда дешевле, чем менять радиатор печки на новый полностью.
А ещё медь практически не подвергается коррозии , если говорить в рамках срока эксплуатации автомобиля. Если мы определились с выбором, собираем инструмент, диагностируем систему отопления и меняем радиатор на ВАЗ-2110.
Когда менять радиатор?
Течь радиатора печки - поломка бесспорная, её заметно сразу если не по следам антифриза под машиной, то по падении уровня жидкости в расширительном бачке.
Гораздо сложнее, когда и потёков, вроде как, нет, но вместе с тем, радиатор не греет даже при высокой температуре антифриза. В этом случае виной падения температуры отопителя может быть как забитый или закоксованный радиатор, так и ряд других причин:
- воздушная пробка в системе охлаждения;
- нерабочий термостат;
- поломка в системе распределения горячего воздуха;
- утечка воздуха через неплотности в воздуховодах (это фирменная болезнь всего десятого семейства);
- низкий уровень антифриза в расширительном бачке.
Потеки антифриза под радиатором – явный повод для поиска протечки.
Диагностика системы отопления
Словом, перед тем как покупать новый радиатор или снимать для ремонта медный старый, необходимо детально проверить всю систему охлаждения, чтобы не выбрасывать деньги на ветер.
Кстати, о деньгах и ветре - на СТО за замену радиатора отопителя будут просить не менее 2 тысяч рублей. Поэтому дешевле всю работу по замене радиатора отопителя выполнять своими руками.
Необходимый инструмент для замены на ВАЗ-2110
На десятках старых выпусков до 2003 года замена проходит немного сложнее, чем модернизированных 2110 выпуска после 2003 года, но как бы там ни было, для замены нам будут нужны такие инструменты и расходники:
- ёмкость для слива антифриза (с широкой горловиной);
- набор головок с угловым карданом, удлинителем и трещоткой;
- набор отвёрток;
- четыре новых винтовых хомута;
- если планируется замена антифриза - новый антифриз;
- радиатор печки соответствующей модификации (они не взаимозаменяемы).
Замена радиатора печки десятого семейства нового образца
Перед началом разборки сольём антифриз в приготовленную ёмкость - если не меняем жидкость полностью, достаточно будет слить её только из блока цилиндров, вывинтив пробку и подставив ёмкость под мотор. Если меняем - сливаем антифриз и из радиатора охлаждения.
Если полная замена антифриза не планируется, слить частично можно показанным на фото способом (крышка расширительного бачка должна быть закрыта).
Перед сливом снимаем пробку расширительного бачка и начинаем работу:
- Жидкость слита, можно и нужно снимать расширительный бачок - ослабляем винтовые хомуты, снимаем шланги, отстёгиваем крепёж бачка.
- Будет мешать уплотнитель капота, снимаем его.
- Снимаем звуко- термоизоляцию с моторного щита. Для этого откручиваем крестовой отвёрткой все саморезы на изоляции сверху. Снизу изоляция крепится к кузову двумя болтами с головками на 10. Их удобнее откручивать высокой головкой с карданом и удлинителем.
Снимаем уплотнитель капота и обшивку.
- Отстёгиваем пластиковые хомуты от листа изоляции.
- Вынимаем обшивку.
- Отключаем фишки от датчика уровня тормозной жидкости на пробке бачка.
- Вынимаем шланг вакуумного усилителя из корпуса и отводим в сторону.
Шланг снимаем с этого штуцера.
- Головкой на 17 и трещоткой откручиваем главный тормозной цилиндр, аккуратно отводим его вперёд, не отключая трубки тормозной магистрали.
Снимаем главный тормозной цилиндр.
- Идём в салон и отключаем контактные разъёмы выключателя стоп-сигнала.
- Высокой головкой на 13 откручиваем гайки крепления педали тормоза и вакуумного усилителя.
Отворачиваем гайки крепления педали тормоза.
- Из-под капота вынимаем усилитель вместе с педалью. Для этого не обязательно снимать пластиковую накладку низа ветрового стекла, все снимается и без этого.
- Корпус отопителя нового образца собран из двух частей, что значительно упрощает его демонтаж. Достаточно открутить три самореза и снять сначала правую, затем левую части.
Снимаем кожух отопителя.
- Получаем полный доступ к шлангам радиатора отопителя, раскручиваем винтовые хомуты вводного, выводного шлангов и одного пароотводящего.
Отсоединяем патрубки от старого радиатора.
- Радиатор фиксируется в четырёх точках - винт сверху у кромки стекла, две гайки на уровне коллектора и одна слева около фильтра. Откручиваем их.
Находим саморезы крепления радиатора и выворачиваем их.
- Вынимаем старый радиатор, чистим-моем нишу от пыли и грязи, устанавливаем новый или отремонтированный старый. Сборка проходит в обратной последовательности.
После сборки проверяем работу печки, патрубки должны быть горячими. Если они не нагреваются, в системе воздушная пробка, удаляем её и проверяем ещё раз.
Меняем печку 2110 старой модификации
Технология демонтажа радиатора отопителя ВАЗ-2110 старой конструкции немного отличается.
Так, после слива жидкости и отключения проводов вентилятора, нужно снять жабо, стеклоочистители и накладку лобового стекла. Отопитель держится на зажимах, из них нужно снять 4 штуки.
Снятие накладки ветрового стекла и зажимов корпуса отопителя.
После этого:
Заключение
Чистим все от грязи и пыли, устанавливаем новый радиатор, собираем все в обратной последовательности. Удачной всем работы и тёплого салона зимой!
Видео про замену радиатора печки ВАЗ-2110 старого образца