Многие слышали о том, что введены новые правила эвакуации, но мало кто знает детали. Мы собрали ответы на все вопросы по теме. С какого момента де-юре начинается процесс эвакуации? Что должно быть на руках у водителя эвакуатора? И как вас должны предупреждать о грядущей установке знаков, запрещающих остановку? Тонкостей очень много.
19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.
Туманное прошлое
Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.
Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, по ходу чтений в Госдуме претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.
Главный спорный вопрос – это момент начала эвакуации. А точнее – когда наступает тот момент, когда нельзя вернуть машину прямо на месте нарушения? Существовавший в законе пробел лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.
Два золотых правила
С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.
До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему так много? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.
Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? В таком случае все, на первый взгляд, будет по букве закона: эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предусмотрел и вероятный произвол эвакуаторщиков.
Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.
То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.
Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.
Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.
Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент трогания эвакуатора с места, и в этот самый момент у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.
Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона. Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы уже писали).
Частные случаи
Забытые права
Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это положен штраф в размере 500 рублей.
Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.
Машина зарегистрирована за границей
В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.
Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и безо всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.
Машина стоит на месте для инвалидов
Поздравляю: наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.
Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.
Знак «Работает эвакуатор»
Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что утащить машину смогут только при наличии особого знака, так вас еще и обязаны заранее предупредить!
Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки. Правда, законом не определено, где же искать эту информацию.
Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.
Что не сделано?
До сих пор ни в одном из законов прямо не прописаны условия, при которых в принципе возможна установка знаков «Остановка запрещена». Это еще одна типично спорная ситуация. Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.
Второй явно упущенный момент – это лазейка для разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.
В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто любит вдаваться в тонкости, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.
P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.
Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного дви
Службы эвакуации автотранспортных средств в России должны всегда действовать на основании законодательных актов, которые актуальны на дату ареста машины и действительны.
Конфискация авто осуществляется обычно всегда, когда водителями допущено нарушение правил парковки.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В основной закон по эвакуации машин вносились последние годы изменения, поэтому правила изъятия авто у автомобилиста по некоторым пунктам изменились. Это же отразилось и на ответственности, какую должны понести нарушители правил.
Когда и кем приняты
Единого закона, который был бы принят отдельно (наподобие ) касательно эвакуации автомобилей, грузовиков и прочих автотранспортных средств – не существует.
Законодательные акты, регулирующие задержание автотранспортного средства, представлены в правовом поле в виде статей КОАП, различными приказами МВД и основным Регламентом МВД.
Это если рассуждать об уровне законов, которые сформированы в государстве федеративными образованиями.
Законодательные акты, действующие на уровне всей Российской Федерации в отношении правильной эвакуации автотранспортных средств после выявленных нарушений , можно представить в специальной таблице.
Законы об эвакуации авто за правонарушения, предназначенные для выполнения всеми административными образованиями государства:
Законодательный источник | Когда принят (последнее принятие) |
Кем принят | Пояснение |
Статьи КоАП РФ, которые находятся в Главе 12 Кодекса. | 30 декабря 2001 г., редактировавшийся 29.07.2017г. и измененный 10.08.2017г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №195-ФЗ. | Это основания, по которым в обязательном порядке у водителя-нарушителя изымается авто с постановкой его на штрафную стоянку с ГИБДД платным посуточным хранением. |
Статья 27.13 КоАП РФ со всеми пунктами и подпунктами, которая называется «Задержание автотранспортного средства» | 21 апреля 2011 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №69-ФЗ. | Указываются основания, когда происходит задержание автотранспорта, а также порядок, в каком следует осуществлять арест машин. |
14 октября 2014 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №307-ФЗ. | ||
7 июня 2019 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №205-ФЗ. | ||
Приказ № 185 – Часть III «Административные процедуры», пункт «Задержание автотранспортного средства». | 2 марта 2009 года, отредактированный последним числом – 22.12.14г. | МВД России | Регламент для выявления оснований и правила проведения самой процедуры. |
Но существуют также еще и местного значения приказы МВД, либо постановления администраций, Департаментов транспорта города и так далее.
Эти законы призваны уточнять, расширять, либо изменять условия в уже существующих правилах парковки, стоянки и самой процедуры эвакуации.
Но местные органы самоуправления имеют право только выставлять стоимость хранения арестованных машин на стоянке в Госавтоинспекции, а также менять некоторые условия хранения на автостоянке.
В остальном же все правила и требования федерального уровня законодательства должно выполнять по всем городам и населенным пунктам страны.
Для примера приведем несколько законодательных положений, установленных по работе эвакуационной службы в Москве.Их можно представить также специальной таблицей.
Законы об эвакуации авто за правонарушения, предназначенные для выполнения в городе Москва:
Законодательный источник | Когда принят (последнее принятие) |
Кем принят | Пояснение |
Распоряжение №35-Р | 2 сентября 2013 г. | Московским Департаментом политики и экономики | Отражает порядок, который соблюдается при эвакуации, а также стоимость за транспортировку авто при помощи эвакуатора. |
Закон №42 «О порядке транспортировки машин на штрафстоянку» | 11 июля 2012 г. | Правительство г. Москвы | Порядок и условия перемещения авто на спецстоянку, хранения, оплаты за услуги и возврата машин назад владельцам. |
Постановление №216-ПП | 9 апреля 2013 г. | Правительство г. Москвы | Правила перемещения машины на эвакуаторе и постановка на штрафстоянку. |
Точно таким же образом создаются на местах положения об эвакуационной службе в разных городах России. Местная администрация вправе создавать свои законы, но главным условием должно быть – соблюдение всех законодательных норм общегосударственного (федерального) уровня.
Какие были внесены последние изменения в законы об эвакуации транспортных средств
О внесенных изменениях следует говорить именно о тех, что были сделаны в отношении статьи Кодекса административно-правового порядка на 2019 год, которые вступили в силу 23.06.2016 г. и действуют также сегодня. Эти изменения вносились законом №205-ФЗ и были направлены на улучшение статьи 27.13.
Рассмотрим каждое новшество, что было введено:
- Если машину никаким образом невозможно погрузить на эвакуатор, чтобы отвезти на , тогда служащий автодорожной полиции имеет право поставить колеса арестованной техники на блокировку.
- В отсутствие водителя протокол ГИБДД о задержании автомобиля составляется в присутствии понятых, свидетелей, готовых подписать протокол. Если нет очевидцев, тогда используется видеосъемка оформления протокола и ситуации в целом.
- Протокол должен составляться надлежащим образом. В документе должны быть следующие важные информационные детали – дата, место и время обнаружения нарушения, причина задержания, персональные сведения полицейского, причина, почему арестовывают машину, сведения об автомобиле, сведения о водителе, если он рядом.
- В протоколе о нарушении административного характера водитель тоже должен поставить свою подпись. Поэтому, когда его нет на месте, он это сможет сделать уже в учреждении ГИБДД, когда обратится туда за выяснениями по задержанию авто.
- Копия протокола от сотрудника ГАИ водитель получает либо на месте увоза машины, либо при обращении в территориальное подразделение ГИБДД.
- Еще одна копия протокола о конфискации авто передается лицу, отвечающему за непосредственную транспортировку машины на штрафстоянку.
- Эвакуация на штрафплощадку не может производиться, если для того нет оснований, прописанных в законодательных положениях.
- В законе указываются также основания для конфискации автомобиля. Их следует рассмотреть отдельно.
- Штрафная площадка, куда отвозят конфискованные машины, должна соответствовать своим требованиям. Их также ниже рассмотрим отдельно.
Обратите внимание! В отсутствие автомобилиста на месте задержания автомобиля, копия составленного протокола должна быть отдана лицу, которому автомобилист может доверять, либо тому человеку, который имеет документы для управления данного ТС.
Основания для задержки авто также были изменены – кое что было добавлено. В итоге теперь эвакуировать авто могут по следующим нарушениям:
- водитель был пьян при правлении ТС и его задержали;
- у водителя не было при себе соответствующих документов – он их вообще не оформил, либо просрочил;
- если документы забились дома, то это не является основанием для эвакуации автомобиля на спецплощадку;
- в машине замечены существенные неисправности тормозов, рулевой системы;
- бесправное вождение автомобиля (когда лишили прав);
- нарушение запрещающих знаков стоянки, остановки, где есть табличка о работе эвакуатора;
- нарушение других знаков и прочерченной на дороге разметки;
- неправильная парковка;
- игнорирование правил перевозки крупномасштабных, либо опасных грузов;
- автомобилист не хочет пройти медосвидетельствование, когда требуется задействовать алкотестер;
- после аварийного происшествия на дороге выяснилось, что водитель ранее употреблял наркотики, либо психотропные медикаменты;
- автомобилист нелегально применял своё авто как мобильную рекламную установку.
Требования по новому закону об эвакуации авто к штрафстоянкам города. Площадки должны соответствовать следующим критериям:
- охрана территории;
- ограждение не ниже 1 м;
- соответствующая разметка для машин нумерацией;
- освещение;
- наличие спецтехники для погрузки/выгрузки машин;
- наличие кассы и своего контрольно-пропускного пункта;
- оснащение противопожарной сигнализацией и инструментами для экстренного тушения;
- наличие камер видеонаблюдения;
- крытые площадки – не обязательны, но желательны;
- запрещается хранить горюче-смазочные материалы и заряжать аккумуляторы.
Важно! Камеры слежения должны работать на штрафстоянке круглосуточно. При этом все материалы, которые они снимают, охранная служба стоянки по нормам закона обязана сохранять в течение 1,5 месяцев.
Что касается возврата автомобиля со спецстоянки, то по новым законам это сделать сможет:
- Сам автовладелец.
- Водитель, которому автовладелец выписал доверенность.
- Либо лицо, у которого есть совладельческие права на автомобиль (если у машины, например, 2 собственника).
Но в любом случае, на руках у водителя должно быть письменное разрешение из ГИБДД. На штрафстоянке не имеют права задерживать выдачу автомобиля. После проверки всех документов и подписи автомобилиста, машину следует вернуть в день обращения.
Кроме того, лицо, которое забирает автомобиль, должно предъявить квитанцию, свидетельствующую о том, что все административные штрафы оплачены в надлежащем порядке.
Основные правила
Правила эвакуации прописаны в и в других положениях. Новый Порядок сегодня используется еще с 19 июня 2015 года, когда от 8 июня 2015 года вносились новые структурные изменения в регламент процесса эвакуации автомобилей.
К основным правилам относят следующие положения:
- В отсутствие водителя эвакуация машины должна осуществляться строго в том месте, где стоит табличка дополнительного оповещения «Работает эвакуатор».
- Избежать изъятия автомобиля водитель может лишь тогда, когда в течение 30 минут сможет устранить причину задержания. Например, забыл дома документы, вернулся и взял их, отогнал машину от запрещающего стоянку знака и другое.
- Если незаконно шофер установил на свою машину знак «Инвалид», машину арестуют. Все авто для инвалидов имеют свои особенности в конструкции, полицейскому не составит труда заглянуть в салон, увидеть необорудованное место водителя, чтобы сообразить о незаконности использования знака.
- Когда в салоне люди, машину нельзя отгонять на штраф-стоянку.
- Сотрудник ГИБДД обязан оставаться на месте принудительной эвакуации авто до момента, пока эвакуатор не станет ехать.
- Управление авто с иностранными госномерами возможно только в течение 90 дней, если считать с момента въезда в Россию.
- Когда водитель находится на месте – эвакуация невозможна по закону.
- Когда водитель прибыл до момента движения эвакуатора – эвакуация невозможна.
Важно! Если говорить о мототранспорте, то и его эвакуируют в случае, если водитель, либо его пассажир ездили на мотоцикле без шлема.
Законность в отношении эвакуации авто при различных сомнительных обстоятельствах:
Случаи, при которых эвакуируют автомобиль | Законно, или нет | Пояснение |
Со двора | Не законно | Придомовая территория и дворы не входят в автодорожную инфраструктуру. |
Машина создает помеху движению | Законно | Останавливать машину можно только на разрешенных участках дороги, а при вынужденной остановке нужно включать аварийные фары и выставлять дорожный знак «Аварийная остановка». |
На тротуаре | Спорно | В зависимости от нарушения и ситуации. Но законодательство осуждает такие действия, как остановка машины на тротуаре. |
Инвалидная парковка | Законно | Если на автомобиле нет соответствующих обозначений инвалидности водителя. |
Отсутствие номеров на авто | Законно | До выяснения причин отсутствия номеров и регистрации авто в полноценном порядке. Но всё рассматривается индивидуально по каждой ситуации. |
Когда автовладелец рядом | Не законно | В присутствии автомобилиста эвакуация машины запрещена. Предполагается, что у него есть возможность в течение 30 минут убрать машину с места. |
Когда нет таблички возле запрещающего знака – «Работает эвакуатор» | Не законно | В случае нарушения запрещающего знака, который висит без специальной таблички, предупреждающей о работе эвакуационных служб, принудительная транспортировка машины воспрещается. |
Обратите внимание! В случае, когда водитель не знал о том, что менялась дорожная разметка, либо устанавливался знак, его машину изымать не будут.
Вообще, по правилам обслуживания автодорог, все ремонтно-технические службы обязаны через СМИ оповещать за 20 дней до начала работ, изменяющих что-то в знаках дорожных, разметке либо еще чем-то.
Ответственность за нарушение
Если служба эвакуаторщиков нарушает правила, то её наказывают по закону в денежной форме.
Незаконное перемещение на специализированную стоянку часто происходит в тех случаях, когда на месте инцидента не было установлено таблички «Работает эвакуатор», либо запрещающий знак был скрыт за листвой деревьев, и водитель его не заметил.
Для должностных лиц и граждан, имеющих отношение к службе автоэвакуации, существуют следующие штрафы:
По рассматриваемому еще в Госдуме РФ проекту (не введено пока в действие), планируется увеличить объем ответственности для должностных лиц:
Обо всех действующих санкциях, вставляемых лицам, которые производили неправомерную эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, говорится в .
Конкретный уровень денежной санкции, а также срока отстранения от службы выставляется на основании решения суда о допущенном нарушении прав водителя и нарушении порядка эвакуации автомобилей.
В законодательстве автомобильного права России за последние несколько лет были введены существенные изменения в отношении эвакуации автотранспортных средств.
Делается это с постановкой их на специализированную платную площадку, расположенную на базе ГИБДД. Такие площадки всегда оплачиваются самим автовладельцами, а цены – не низкие.
Поэтому каждому водителю, чью машину уже конфисковали, полезно будет знать законы в последней редакции, чтобы сориентироваться и попытаться обжаловать постановление об аресте машины, как можно скорее (в течение 10 дней после эвакуации подается жалоба в суд).
Эвакуация автомобиля на штрафстоянку - весьма неприятная ситуация. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте? В этой статье мы ответим на все вопросы, связанные с отправкой авто на штрафстоянку.
Чем регламентирована принудительная эвакуация?
Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами (федеральными и региональными) регламентируется принудительная эвакуация. К примеру, при изучении ситуации в Москве следует пользоваться нормативными источниками:
- КОАП РФ (закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
- Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 № 1145/16.ПП Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
- Закон города Москвы от 11.07.2012 № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.
Вооружившись этими законами и нормативами, мы и будем разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.
Не знаете свои права?
Когда допускается эвакуировать автомобиль?
Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:
- Незаконное использование транспорта, зарегистрированного в иностранном государстве, для перевозок людей и грузов (статья 11.26)
- Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
- Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
- Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
- Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3).
- Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
- Парковка или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 2, 3, 4, 6).
- Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-6).
- Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
- Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
- Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3);
- Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (ст. 14. 38 ч. 2).
Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.
Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку
- Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании - обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.
- В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля - одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.
- Все места доступа в автомобиль опечатывают.
- Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.
- Срок задержания начинает течь с момента составления протокола.
Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку
Как вы уже поняли, стоимость эвакуации автомобилей в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливалась распоряжением Департамента экономической политики и развития Москвы № 35-Р от 09.09.2013 Приказом департамента 30.08.2016 № 83-ТР распоряжение признано утратившим силу. Тарифы, действующие в 2017 году, определены в приказе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы от 29.12.2016 № 61-02-518/6. Давайте посмотрим, во сколько обойдется эвакуация машины в столице:
- Одно транспортное средство, кроме грузового и негабаритного — 8 125,45 руб. Грузовые авто и негабаритный транспорт — 29 263,91 руб.
А хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется в 2 090,69 руб.
Обратите внимание, что, согласно закону Москвы № 42 от 11.07 2012, оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению вашего автомобиля не освобождает вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.
Эвакуация автомобиля на штрафстоянку 2017-2018
Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.
В частности, еще совсем недавно действовало ПП № 759 от 18.12.2013, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь ПП № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.
Есть и непонятные моменты. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако, как мы уже упоминали, есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде.
- Если вы, отлучившись с места парковки автомобиля, не обнаружили его по возвращению, есть очень большая вероятность, что его эвакуировали. Для того чтобы прояснить ситуацию, самое простое, что можно сделать - позвонить по телефону 02.
- Помните, что самая частая причина эвакуации - парковка в неположенном месте.
- До того как будет подписан протокол и акт передачи автомобиля, у вас есть небольшой шанс забрать его на месте. Если же акт подписан (даже в вашем присутствии), вам машину уже никто сразу не отдаст - придется ехать за ней на штрафстоянку.
- Эвакуировать автомобили с находящимися внутри людьми запрещено. Если вы или кто-то из пассажиров останетесь в салоне, эвакуации удастся избежать, однако это чревато другой ответственностью - за неповиновение сотрудникам полиции.
Многие слышали о том, что введены новые правила эвакуации, но мало кто знает детали. Мы собрали ответы на все вопросы по теме. С какого момента де-юре начинается процесс эвакуации? Что должно быть на руках у водителя эвакуатора? И как вас должны предупреждать о грядущей установке знаков, запрещающих остановку? Тонкостей очень много.
19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.
Туманное прошлое
Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.
Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.
Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.
Два золотых правила
С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.
До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.
Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.
Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.
То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.
Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.
Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.
Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.
Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы ).
Частные случаи
Забытые права
Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.
Машина зарегистрирована за границей
В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.
Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.
Машина стоит на месте для инвалидов
Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.
Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.
Знак «Работает эвакуатор»
Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что «утащить» машину смогут только при наличии особого знака, вас еще и обязаны об этом заранее предупредить!
Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки.
Правда, законом не определено, где же искать эту информацию. Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.
Что не сделано?
Одна из спорных ситуаций касается установки знаков «Остановка запрещена». Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.
Второй явно упущенный момент касается разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.
В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто хочет разобраться во всех тонкостях процедуры эвакуации, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.
P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.
Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения, касающихся вопросов эвакуации автомобилей: