Подготовили: учитель математики Цыганкова М.М., учитель информатики Гридчина Е.Е.
Цель:
Формирование умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер.
Развитие у школьников творческого мышления,
Формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Воспитание чувства патриотизма, любви к родине
Оборудование:
Музыкальные заставки, мультимедийный проектор.
Участвуют две команды.
1 ведущий (учитель информатики и ИКТ).
1 этап – простая игра, команды отвечают на вопросы и зарабатывают определенное количество очков.
Простая игра:
Назовите улицу Воронежа, носящую имя героя войны?
Лизюкова. 27
Жукова. 23
Космодемьянской. 16
Лидии Рябцевой. 11
Е.Зеленко. 9
П.Осипенко 4
2 этап – Двойная игра, команды отвечают на вопросы, и каждое заработанное очко удваивается.
Двойная игра:
Назовите самую известную битву ВОВ?
Брестская крепость 37
Битва за Москву 18
Битва за Ленинград 17
Сталинградская битва 12
Курская дуга 10
Битва за Берлин 6
2 этап – Тройная игра, команды отвечают на вопросы, и каждое заработанное очко утраивается.
Тройная игра:
Назовите известный фильм про войну?
А зори здесь тихие. 41
Семнадцать мгновений весны. 22
Они сражались за родину. 18
Сталинград. 12
Офицеры. 4
Звезда. 3
4 этап – Игра наоборот, команды отвечают на вопросы, им нужно угадать самый непопулярный ответ, на размышление дается 1 минута.
Игра наоборот:
Самая популярная песня о войне?
Катюша.15
День победы.30
Смуглянка.60
Землянка.120
Журавли.1 80
Песня о далекой родине (я прошу, хоть не надолго).240
Команда, набравшая наибольшее количество очков после четырёх игр, побеждает в игре.
5 этап – Большая игра, В «большой игре» принимают участие два представителя команды-победительницы. Они должны выбрать кто будет начинать игру, а кто на время игры первого игрока удалится в специальную комнату.
После принятия решения первому игроку предстоит дать ответы на пять вопросов за 20 секунд. Затем ведущий с участником поочерёдно проверяют ответы последнего на наличие людей, давших такой же ответ (синонимы в «большой игре» не считаются). В случае наличия таких людей в «фонд» добавляются очки за этот ответ, равные количеству людей, ответивших так.
Второму игроку, вернувшемуся из-за кулис после игры первого участника, ответы последнего и очки за них не показываются, однако текущий «фонд» не скрывается. На сей раз, за 25 секунд ему предстоит дать ответы на те же самые вопросы. Если его ответ совпал с ответом предыдущего участника, специальный сигнал предупредит об этом, и игроку нужно будет дать другую версию. Далее происходит такая же процедура проверки ответов.
Большая игра:
Современный исполнитель военных песен?
Лещенко.38
Кобзон.25
Э.Пьеха. 17
А. Малинин. 10
Незнаю. 5
Я.3
Город воинской славы?
Воронеж.27
Курск.25
Белгород. 24
Орел.17
Псков. 5
Грозный.2
Оружие второй мировой войны?
Катюша.42
Пулемет Максим.25
Винтовка мосина.15
Противотанковые ежи.8
Танк Т-34.7
Бомбардировщик ТУ-2 .3
Дети войны?
Валя Котик.33
Люба Шевцова.27
Зина Портнова.15
Леня Голиков.12
Костя Кравчук.10
Вася Коробко.3
Города –герои Великой Отечественной войны?
Москва. 27
Ленинград. 25
Севастополь. 20
Волгоград.12
Смоленск.11
Тула.5
Та команда, которая набирает 500 и более очков по результатам 4 туров, получает оценки «отлично». Если команда по результатам «Большой игры» набирает 200 и более очков, то получает призы.
Познавательно - игровая программа, посвященная Дню Победы.
Дата: 8.05.11. Время: с 13.00ч до 14.20ч.
Место проведения:
центральная площадьОборудование: инвентарь для проведения игр, столы.
Внешний вид организаторов
: куртки желто-синиеВнешний вид участников
: отличительный атрибутКоличество одновременно занятых в игре детей:
100 человек.Пояснения
На площади обозначаются 6-7 площадок-этапов.
Мероприятие начинается с линейки, на которой детей поздравляют с праздником, объясняют правила игры и раздают маршрутные листы.
Каждый класс все этапы. За правильно выполненное задание на этапе получают от одного до 3 «орденов».
По сигналу об окончании игры представители классов сдают заработанные ордена организаторам для подсчета. Затем все собираются на линейку для подведения итогов и церемонии награждения.
Этапы:
1. «Разведчики»
Из числа детей выбирается водящий, который встает перед играющими на некотором расстоянии. Ему вручается листок с сообщением (например: «Немцы готовятся спать»).
Задание: «Вы находитесь в тылу врага. Нужно срочно передать сообщение своим боевым товарищам без слов и звуков, только при помощи жестов».
Награда: за 7отгаданных фраз – 3 ордена, за 5-6 фраз – 2 ордена, 4 фразы- 1 орден
2. «Минное поле»
Участвуют 7 человек. Игроку завязывают глаза. Остальные участники помогают пройти по «минному полу» подсказками «вправо», «влево» и т.п.
Задание : пройти «минное поле», не задев расставленные предметы «мины».
Награда: ни одного сбитой «мины» – 3 ордена, 1 «мина»– 2 ордена, 2 мины – 1 орден.
3. Музыкальный конкурс «Привал».
Задание: вспомнить и исполнить хором 1 куплет из военных песен.
Награда: 5 песен – 3 ордена, 4песни – 2 ордена, 3 песни – 1 орден
4. «Секретный пакет»
Участникам предлагается ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ игроки получают 1 часть разрезанной картинки.
Задание: составить из частей целую картинку.
Критерии: ордена выдаются только за собранную картинку. Если в картике присутствуют все части – 3 ордена, отсутствуют 1-2 части – 2 ордена, 3-4 части – 1 орден.
5. «Творческая композиция»
Играющим выдают соленое тесто, планшет и картинку.
Задание: выполнить объемную композицию по предложенной картинке.
Награда: 3 ордена за коллективное творчество.
6. «Военные кроссворды»
На класс выдается 5 кроссвордов на военную тематику.
Задание: разгадать кроссворды.
Награда: за все решенные кроссворды- 3 ордена, 1нерешенный кроссворд – 2 ордена, 2 нерешенных – 1 орден.
7. «Военные символы»
Игрокам показывают картинки с военными символами (медаль, погон и т.п.)
Задание: дать правильное название изображенному предмету.
Награда : 9 -10 названных символов – 3 ордена, 7-8 символов -2 ордена, 5-6 символов -1 орден.
Сценарий
интеллектуальной военно-спортивной игры
«САЛЮТ ПОБЕДЕ!»
Цель игры:
содействие воспитанию у подростков гражданственности, нравственности и патриотизма через активные формы деятельности.
Задачи:
Выявлять и развивать инициативу подростков, молодёжи.
Формировать гражданскую ответственность подростков и молодёжи.
Продолжать работу по приобщению школьников к военной истории Родины.
Познакомить с основными историческими фактами Великой Отечественной войны.
Участники игры: учащиеся 5-7 классов
Порядок проведения игры:
К участию в игре привлекаются учащиеся 5-7 классов, которые в составе своих классных коллективов (вариант - индивидуально) проходят все этапы игры.
Игра проводится по пяти этапам (количество этапов символизируют пятиконечную звезду).
Каждый этап работает автономно, независимо друг от друга.
У каждого этапа есть руководитель и помощник.
Порядок прохождения этапов участники определяют самостоятельно.
После успешного прохождения каждого этапа участнику выдается «победная звезда».
Главным условием и итогом игры является не выявление победителей, а привлечение максимального количества участников.
Этапы игры:
1 этап: «Шифровка»
Участникам предлагается код шифровки и зашифрованный текст, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Задача участников прочитать зашифрованный текст.
Код шифра
1 шифровка - 14, 16,19,12,16,3,19,12,1,33 2,10,20,3,1
18,1,9,3,6,33,13,1 14,10,22 16 15,6,17,16,2,6,5,10,14,16,19,20,10
15,6,14,6,24,12,16 22,1,26,10,19,20,19,12,16,11 1,18,14,10,10
(Ответ:
Московская битва развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии)
2 шифровка - 12,21,18,19,12,1,33 2,10,20,3,1 16,12,16,15,25,1,20,6,13,30,15,16
9,1,12,18,6,17,10,13,1 10,15,10,24,10,1,20,10,3,21 3 18,21,12,1,23
19,16,3,6,20,19,12,16,4,16 12,16,14,1,15,5,16,3,1,15,10,33
(Ответ: Курская битва окончательно закрепила стратегическую инициативу в руках советского командования)
3 шифровка – 5,6,3,33,20,30,19,16,20,5,15,6,3,15,1,33 16,2,16,18,16,15,1
13,6,15,10,15,4,18,1,5,1 16,2,18,1,9,6,24 14,21,8,6,19,20,3,1
(Ответ: Девятисотдневная оборона Ленинграда – образец мужества)
4 шифровка – 17,16,2,6,5,1 3 2,6,18,13,10,15,19,12,16,11
16,17,6,18,1,24,10,10 16,2,6,19,17,6,25,10,13,1 17,16,13,15,16,6
12,18,21,26,6,15,10,6 22,1,26,10,19,20,19,12,11 4,6,18,14,15,10,10
(Ответ: Победа в берлинской операции обеспечила полное крушение фашистской Германии)
5 шифровка – 3 17,1,18,20,10,9,1,15,12,10,23 16,20,18,33,5,1,23
19,18,1,8,1,13,16,19,30 19,3,29,26,6 14,10,13,13,10.16,15,1
17,1,18,20,10,9,1,15 10 17,16,5,17,16,13,30,27,10,12,16,3
(Ответ:
В партизанских отрядах сражалось свыше миллиона партизан и подпольщиков)
6 шифровка – 15,1 17,18,16,23,16,18,16,3,19,12,16,14 17,16,13,6
3,16,9,5,3,10,4,15,21,20 17,1,14,33,20,15,10,12 17,16,2,6,5,29
(Ответ: На Прохоровском поле воздвигнут Памятник Победы)
2 этап: «Снайпер»
Условия этапа: участникам необходимо попасть в цель (мишень). Количество бросков не ограничено. Участнику необходимо попасть в мишень три раза. Возможно использование игры «Дартс».
3 этап: «В дозоре»
Участникам игры предлагается с помощью бинокля прочитать одну фразу на выбор, написанную мелким шрифтом (№4-5):
Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижения коренного перелома в великой Отечественной войне;
Не счесть подвигов героев трудового фронта, делавших всё возможное, чтобы ускорить разгром врага;
Главным героем в войне с фашизмом стал многонациональный советский народ;
Беспримерный героизм советских воинов сыграл решающую роль в срыве немецкого плана быстрого разгрома советского государства.
4 этап: Викторина «История Великой Отечественной войны»
Участникам предлагается ответить на вопросы викторины. Чтобы правильно ответить на вопросы викторины, предоставлен дополнительный материал по Великой Отечественной войне. Материал размещён на плакатах в помещении, где проводится игра. Участники могут самостоятельно найти ответ на вопрос викторины.
Вопросы:
Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии? (ответ: 8 мая 1945 года);
Сколько дней шла оборона Ленинграда? (с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, 900 дней);
Какая битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Сталинградская битва, 2 февраля 1943 года);
Что означает число 1418? (столько дней шла война);
Какой город трижды менял своё название? (Волгоград – до 1925 года, Царицын 0 до 1961 года, Сталинград);
Самый молодой город-герой? (Мурманск);
Кто был наркомом обороны к началу Великой Отечественной войны: К.Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, С. К.Тимошенко, Б. М. Шапошников? (К.Е.Ворошилов);
Кто был начальником Штаба партизанского движения в годы войны: Л. П. Берия, С.М. Будённый, А.М. Василевский, П.К. Понамаренко? ((П.К.Понамаренко);
Узнай, кто это? (Александр Матросов).
(1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
Узнай, кто это? (Виктор Талалихин).
(1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
Узнай, кто это? (Михаил Тимофеевич Калашников).
Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края. С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен. В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях. Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия созданные этим человеком пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.
Когда и где разгорелось крупнейшее в истории танковое сражение? (12 июля 1943 года под д.Прохоровка, 1200 машин).
Что такое план «БАРБАРОССА»? (План молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённый в 1940 году);
Что такое план «ОСТ»? (План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных расово неполноценными);
Что такое «БУХЕНВАЛЬД»? (Это концлагерь, где проводились различные опыты над пленными, уничтожение пленных);
Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ? («Тульский Токарева);
Кто такой Р. Зорге? (Советский разведчик, сообщивший точную дату готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, о планах милитаристской Японии и мн. другие ценные сведения).
5 этап: Сборка-разборка АКМ
Руководитель этого этапа показывает правильную разборку и сборку АКМ, а участники с помощью руководителя и его помощника должны повторить: разобрать и собрать АКМ.
Дополнительно:
Возможны варианты проведения этапов игры с использованием других заданий.
Спортивной направленности – выполнение упражнений на подтягивание, отжимание, прыжки в длину с места, «пресс» и др.
Интеллектуально -познавательной направленности:
– соединить карточки с названием битв Великой отечественной войны (битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин и др.) и их датами,
Из перечисленных фамилий выбрать фамилии великих военноначальников,
Собрать из предложенных букв названия городов-героев и др.
Подведение итогов игры:
Все участники, которые проходят пять этапов, собирают разноцветные звёздочки.
На звёздочке пишут свои данные
(фамилия, имя, класс) и прикрепляют её на «салют», который нарисован на плакате.
Итогом такой игры становится яркий, праздничный салют к Дню Победы из звёзд всех участников игры.
Этот салют является символом памяти и уважения всем людям, принесшим Великую Победу.
Эффективность данной игры:
Эффективность данной игры заключается в том, что через активную деятельность участники военно-спортивной игры «САЛЮТ ПОБЕДЕ!» знакомятся с основными историческими фактами о Великой Отечественной войне, приобретают новые умения и навыки. Проблемная ситуация стимулирует к поисковой деятельности, к нахождению правильных решений. Также игра способствует формированию гражданской ответственности ребят, воспитанию патриотизма, чувства уважения и гордости за свою Родину.
Интеллектуальная игра-викторина,
посвященная Великой Отечественной войне
Кнопка для ответа - смайлик
Совершенно
секретно
Даты и
события
Война
в цифрах
Награды
Города -герои
Совершенно секретно
План захвата фашистами Москвы
Тайфун
Совершенно секретно
Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их?
Цитадель
Совершенно секретно
Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии?
Багратион
Совершенно секретно
Операция по открытию второго фронта в Европе?
Оверлорд
Совершенно секретно
Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была окружена и капитулировала?
Кольцо
Даты и события
Начало Великой Отечественной войны?
Даты и события
День Победы,
окончание Великой Отечественной войны?
Даты и события
Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии?
Даты и события
Снятие блокады Ленинграда?
Даты и события
Водружение знамени Победы
над рейхстагом, самоубийство
А. Гитлера?
Война в цифрах
Сколько длилась блокада Ленинграда?
900 дней
Война в цифрах
Сколько дней длилась
Великая Отечественная война?
1418 дней и ночей
Война в цифрах
Самое крупное танковое сражение состоялось
Сколько танков участвовало в этом сражении?
До 1200 танков с обеих сторон
Война в цифрах
Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве
за подступы к Москве.
Сколько героев-панфиловцев было?
28 человек
Война в цифрах
Представители скольких национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза
за форсирование Днепра?
Представители
33 национальностей
Награды
Великой Отечественной войны
До войны в СССР их было только 5,
а в годы войны появилось еще 11,
и все они находили своих героев.
Что это такое?
Ордена
Награды
Великой Отечественной войны
Кто был первым награжден орденом Победы?
Г.К. Жуков
Награды
Великой Отечественной войны
Дважды орденом Победы были награждены 3 человека:
Жуков, Василевский, ...?
И.В. Сталин
Награды
Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны
в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие?
А.Невского, М.Кутузова, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова
Награды
Великой Отечественной войны
За успешное руководство контрнаступлением в ходе Сталинградской битвы Г.К. Жуков первым в стране был удостоен
ордена...?
А. Суворова
I степени
Города -герои
Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой?
Брестская крепость
Города -герои
Фашистские войска в 1941-1942 годах
потратили на захват этого города 250 дней,
а советские освободили его в 1944 году
за 5 дней. О каком городе идет речь?
Севастополь
Города -герои
Этот дом знаменит тем, что в нем 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов.
В каком городе находится
«Дом солдатской славы»?
В
Волгограде
Города -герои
В начале ноября 1941 года
в этом городе состоялось историческое
событие, поднявшее моральный дух нашей
армии и всего народа.
О каком событии и о каком городе идет речь?
Парад войск на Красной площади
в Москве
Города -герои
В 2000 году в честь 55-летия Победы впервые были организованы Международные спортивные игры детей из городов-героев бывшего СССР (современные Россия, Украина, Белоруссия). Назовите города-герои, находящиеся на территории Украины.
Керчь, Одесса, Севастополь, Киев
Познавательная игровая программа
«По дороге к Победе»
В рамках месячника посвященного 70-летию Победы.
(1-2 классы)
Сценарий мероприятия
(на экране заставка «День Победы»)
Вед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня особенная встреча, посвященная великому празднику, празднику добра над злом, жизни над смертью. Прошло 70 лет с тех пор, как флаг СССР вознесся над поверженным Рейхстагом (это здание в Берлине, столице Германии). Но память о героях, пожертвовавших собой во имя спасения Родины, по-прежнему живет в сердцах их потомков.
В День Победы тысячи людей обязательно возлагают венки к Могиле Неизвестного Солдата. Возле Вечного Огня, который горит в память о героях ВОВ, собираются бывшие фронтовики, которых с каждым годом, увы, становится все меньше и меньше. Сколько бы не прошло времени, значение подвига нашего народа никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет.
И сегодня вы не только узнаете что-то новое об этих военных годах, но и поучаствуете в творческих заданиях. Вы согласны? (дети отвечают).
(видео ролик «Объявления о начале войны»)
Вед : 22 июня ровно в 4 часа утра началась война. На защиту нашей Родины встал весь народ, от мала до велика. Бойцы Красной армии отважно сражались с врагом, стояли до последнего, чтобы одержать победу. Скажите, ребята, а какие вы знаете рода войск? (дети отвечают: сухопутные, морские, воздушные). А знакомы ли вы с военной техникой? (авиация, танки и самоходные орудия, бронемашины). Молодцы! Скажите, а загадки о военной технике сможете отгадать? Сейчас проверим!
1 . Стоят три старушки:
Вздохнут да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушки)
2 . Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит. (Самолет)
3 . Ползет черепаха – стальная рубаха.
Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)
Вед: Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! А знакомо ли вам название Т-34?(дети отвечают) Правильно! Этот танк является самым известным советским танком. И это самый лучший танк во времена ВОВ. Буква «Т» - это сокращенное название слова танк, а число34 означает номер разработки. Посмотрите, как он выглядел.
(показ фото)
Вед: А вы умеете рисовать танки? С помощью конструктора собирали танк?
Сейчас я хочу посмотреть, сумеете ли вы с помощью мягких модулей собрать танк. Для этого вы разделитесь на две команды. Каждой команде будет выдан одинаковый набор из мягких модулей. По моему сигналу, команды должны будут собрать танк. Кто справиться с заданием первым, тот и заработает баллы.
Игра «Построй танк»
Вед: Молодцы, отлично справились! Во время ВОВ важную роль в борьбе против немецко-фашистских захватчиков сыграли разведывательные группы. Разведка – это глаза и уши полка, дивизии. А кто же такие разведчики? (дети отвечают). Чтобы выполнить боевую задачу в тылу врага всегда требуют знания местности. А как вы думаете, чем пользовались разведчики, когда уходили на задание чтобы не сбиться с пути? Правильно, это – карта! На карте изображали не только дороги, леса, болота, села и деревни, но и место расположения войск противника, их склады с боеприпасами и т.д. Сейчас вам предстоит на несколько минут стать разведчиками. Вы должны будете нарисовать и передать карту в штаб, на которой отметите расположение танков и склада с боеприпасами противника. Разведка нам донесла, что танки находятся возле озера, а склад в ближайшей деревне по дороге вверх от озера. (Ребятам раздаются карты с нарисованным озером, и деревнями). Кто точнее из команд нарисует карту, тот и заработает балл!
Конкурс «Разведгруппа»
Вед: Вы очень точно нарисовали карты, и за это зарабатываете дополнительные баллы. Молодцы, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это фотография разведчика (на экране фото разведчика с автоматом ППШ в руках). Обратите внимание, какое оружие он держит в руках? (дети отвечают). Это автомат ППШ (автоматическое оружие). Полное название - пистолет-пулемет Шпагина. ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне. Давайте посмотрим из каких частей состоит автомат: ствол, барабанный магазин, прицел, спусковой крючок, ложа (приклад).
Перед вами автомат ППШ, только в разобранном виде. И вам предстоит собрать пазлы так, чтобы у вас получилась точная копия автомата, как на этом фото. Итак, готовы? Начали!
Игра «Собери ППШ»
Вед: Сейчас мне бы хотелось поговорить о средствах связи во времена ВОВ. Была совсем другая связь, нежели сейчас - никаких спутниковых средств связи. Пехота, артиллерия и гвардейские минометчики в основном использовали проводные телефоны, и только танковые войска, авиация и ВМФ активно осваивали радиосвязь. До Войны широкую популярность приобрели радиокружки, создававшиеся при больших предприятиях, в межшкольных мастерских и пионерских домах. Движение было настолько массовым, что даже школьники в городах могли делать радиоприемники своими руками. Сразу после начала Войны, было вынесено решение «О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств», которое на время Войны запрещало любую любительскую радиосвязь. Многие из тех, кто в мирное время мастерил приемники, ушли на фронт. Были созданы школы радистов- в специалистах остро нуждались на фронте. В большинстве своем учениками этих школ были девушки-добровольцы, которые на протяжении всей Войны обеспечивали бесперебойную связь даже на самых сложных участках фронта. А слышали ли вы когда-нибудь выражение как «Азбука Морзе»? (дети отвечают)
(фото аппарата)
Эту азбуку придумал Сэмюэль Морзе, который изобрел телеграф. Аппарат мог передавать сообщения на небольшие расстояния в специальной кодировке. И с помощью этой азбуки общались радисты во время войны, передавая важные сообщения. Этот код получил название «морзянка» или азбука Морзе.
Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Вот, например Буква А «.-»,а буква Б «-…»(для наглядности показывать карточки на которых написана расшифровка).
Вед: Сейчас, я каждой команде раздам зашифрованное послание на языке Морзе. И с помощью таблицы-подсказки, вы должны расшифровать это послание (каждой команде дается лист с алфавитом, где напротив каждой буквы стоит её условное обозначение принятое в азбуке Морзе).
Конкурс «Расшифровщики»
Вед: Ребята, вы отлично справились с этим сложным заданием! И поэтому каждой команде я добавляю по дополнительному баллу. Молодцы!
Ребята, а как вы считаете, какими качествами обладают военные люди? (дети отвечают). А еще военные это самые дисциплинированные, самые стойкие и ответственные люди. А еще они наблюдательные! И по роду их службы, они всегда должны знать и запоминать много информации. Я предлагаю вам поиграть в игру «Военная жизнь». Это игра общая, не командная. Все участники становятся в одну шеренгу, водящий
становится лицом ко всем и показывает одно движение, имеющее отношение к военным действия или парадам. Например: отдать честь, смотрит в бинокль, марширует, стреляет. Затем водящий становится в строй. На его место выходит следующий игрок. Он повторяет первое движение и добавляет свое. Следующий повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, так по очереди делают остальные. Игрок, не сумевший повторить какой - либо жест выбывает из игры.
Игра «Военная жизнь»
(По желанию игру «Военная жизнь» можно заменить на игру «Военная фуражка». Дети становятся в круг спиной к центру круга, водящий стоит за кругом, у него в руках военная фуражка. Как только начинает играть музыка водящий отдает в руки фуражку любому из участников, тот прячет ее за спиной и передает другому участнику так, чтобы водящий не догадался у кого она находится. Когда музыка останавливается, водящий должен отгадать у кого в руках фуражка, если он отгадал, то участник одевает фуражку на голову и под музыку марширует по кругу, если не угадал, то водящий остается прежним).
Вед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вам понравились игры и конкурсы? Надеюсь, узнали много нового! Хорошо, что это просто игра, и я хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не узнали что такое война. И сейчас время подвести итоги по всем конкурсам.
(подведение итогов и награждение победителей)
Вед: Наша страна одержала победу в этой страшной войне.9 Мая мы отмечаем День Победы! Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Вашему поколению стоит брать пример с еще живых, и помнить уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить! До новых встреч, ребята!
(обучающиеся в сопровождении педагогов расходятся)