Автотранспортные средства отечественного производства по вышеуказанному документу подразделяются на следующие категории:
А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
С – автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
Д – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Е – составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «Д», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории;
Прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Классификация автотранспортных средств по Соглашению, принятому Европейским экономическим комитетом ООН (Женевское Соглашение)
Согласно этого документа, а также ГОСТ Р 52051-2003, автотранспортные средства подразделяются на следующие категории (таблица 1).
Таблица 1.
Категория АТС | Разрешенная максимальная масса, т | Наименование (тип) транспортного средства |
М 1 | — | АТС для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сиденья, кроме места водителя |
М 2 | до 5,0 | |
М 3 | свыше 5,0 | АТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сиденья, кроме места водителя |
N 1 | до 3,5 | |
N 2 | св. 3,5 до 12,0 | АТС, предназначенные для перевозки грузов |
N 3 | свыше 12,0 | АТС, предназначенные для перевозки грузов |
О 1 | до 0,75 | Буксируемые АТС – прицепы |
О 2 | св. 0,75 до 3,5 | |
О 3 | св. 3,5 до 10,0 | Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы |
О 4 | свыше 10,0 | Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы |
Примечания:
Класс 1 – городские автобусы, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
Класс 2 – междугородные автобусы, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
Класс 3 – туристские автобусы, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров
2. Для седельных тягачей, входящих в категории N 1 , N 2 , N 3 и предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической нагрузке, придаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство.
3. Прицепы и полуприцепы категорий О 2 , О 3 , О 4 дополнительно классифицируют по типам:
– полуприцеп – буксируемое АТС, ось (оси) которого расположены позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач;
– прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней (их) оси (осей), но передает незначительную статистическую нагрузку на тягач.
4. Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статистической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси (осей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Категории транспортных средств — это их особые наименования, которые введены таможенными органами в рамках Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» № 877 от 9 декабря 2011 года (включая ТР ТС 018/2011). В этом нормативном документе изложены подробные технические требования к автомобилям и другому транспорту, которые используются, в том числе, и для проведения технических осмотров.
Хотя указанному таможенному регламенту уже много лет, не каждый водитель знаком с особыми категориями транспортных средств, которые он ввел в постоянный оборот. Это связано с тем, что в повседневной жизни обычному водителю использовать специальные категории нет никакой необходимости. Они нужны лишь для работников станций технической диагностики, для сотрудников таможни и некоторых других специалистов.
Автомобили категории М1
Осмотр автомобилей на специализированных станциях техосмотра происходит в четком соответствии с регламентом. Технический регламент содержит самую разнообразную информацию касательно требований к качеству транспортных средств, к состоянию их узлов и деталей. К каждой категории транспортного средства выдвигаются особые требования по прохождению техосмотра, результаты которого затем заносятся в диагностическую карту.
К одной из этих категорий и относятся автомобили, которым присвоено наименование М1. Это легковые механические транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и имеющие не более 9 мест для сидения (включая водительское кресло). Категория М1 транспортного средства соответствует категории Bв водительских правах. То есть именно этими автомобилями чаще всего и пользуются рядовые водители.
Однако к списку машин категории М1 не относятся грузовые автомобили, хотя автовладельцы с водительской категорией Bи вправе управлять транспортными средствами категории М1.
Если водитель желает ознакомиться с техническими требованиями, которые предъявляются к его легковому автомобилю, то он должен ознакомиться с разделом таможенного регламента, описывающим транспортные средства категории М1.
Категория L1 (мототранспортные средства)
Существует целых 7 видов разнообразных мототранспортных средств, разобраться в которых подчас очень сложно. Опишем кратко каждый из них:
- L1 — двухколесные транспортные средства, способные передвигаться со скоростью не более 50 км/ч и имеющие рабочий объем двигателя не более 50 куб.см. (с мощностью не более 4 кВт);
- L2 — трехколесные транспортные средства с максимальной скоростью до 50 км/ч и с рабочим объемом двигателя не более 50 куб.см. (с мощностью до 4 кВт).
Если у мопеда два колеса, то он относится к категории L1, а если три — к L2.
- L3 — двухколесные транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см. и с максимальной скоростью более 50 км/ч;
- L4 — трехколесные транспортные средства асимметричного типа (к примеру, мотоциклы с коляской), рабочий объем двигателя которых более 50 куб.см. и максимальная скорость более 50 км/ч;
- L5 — трехколесные транспортные средства симметричного типа (к примеру, мотоциклы с кузовом, расположенном по центру) с объемом двигателя более 50 куб.см. и максимальной скоростью более 50 км/ч.
Для управления мотоциклами, трициклами и мотороллерами из категорий L3, L4 и L5 необходима водительская категория A.
К последним двум группам мототранспортных средств относятся квадрициклы:
- L6 — маломощные квадрициклы с массой без нагрузки менее 350 кг и с максимальной скоростью не более 50 км/ч (по сути это мопеды, то есть водительская категория М);
- L7 — мощные четырехколесные транспортные средства (квадрициклы) с максимальной массой до 400 кг или с массой до 550 кг в случае, если они используются для перевозки грузов. Мощность двигателя таких квадрициклов не должна превышать 15 кВт. Для управления мощными квадрициклами необходима водительская подкатегория B
Транспортные средства категорий L6 и L7 отличаются между собой почти исключительно мощностью двигателя.
Категории М2 и М3 (автобусы, троллейбусы)
К категории транспортных средств М2 относится весь пассажирский транспорт с количеством мест более восьми, чья масса не превышает 5 тонн. Если же масса этого пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов) превышает 5 тонн, то он относится к категории М3.
Для управления транспортом категорий М2 и М3 необходимо водительское удостоверение с открытой категорией D. Для более мелких автобусов с количеством пассажирских мест менее восьми требуется водительская категория B.
Грузовой транспорт (N1, N2, N3)
Грузовые автомобили в рамках таможенного технического регламента делятся на три категории, отличающиеся между собой по весу. Грузовики категории N1 имеют массу, не превышающую 3,5 тонн, грузовики N2 имеют массу от 3,5 до 12 тонн, грузовики N3 — более 12 тонн.
Для управления грузовыми транспортными средствами необходима водительская категорияB, а для более тяжелых грузовиков N2 и N3 — открытая категория C.
Прицепы транспортных категорий O1-О4
Прицепы и полуприцепы этих категорий отличаются также исключительно по своей максимальной массе:
- О1 — масса до 750 кг;
- О2 — масса от 750 кг до 3,5 тонн;
- О3 — масса от 3,5 тонн до 10 тонн;
- О4 — масса более 10 тонн.
Прицепы категории О1 можно использовать при открытой водительской категории Е. В отношении других, более тяжелых прицепов, необходима открытая дополнительная категория Е к основным категориям В, С и D(ВЕ, СЕ, DE).
Таблица соответствия водительских и технических категорий ТС
Для более удобного сравнения привычных категорий водительских прав и категорий транспортных средств, указанных в техническом регламенте, стоит обратиться к таблице.
Технический регламент был разработан и используется не только в узких целях диагностики транспортных средств, для выдачи водителям диагностической карты. Он специально создан для того, чтобы сохранять здоровье граждан и защищать их, а также охранять окружающую среду от вредного воздействия автомобилей и другого колесного транспорта.
АА - седан.
Кузов - закрытый, с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери - две или четыре боковые; допускается также задняя дверь. Окна - не менее четырех боковых.
АВ - хэтчбек. Седан АА с открывающейся вверх задней дверью.
АС - универсал.
Кузов - закрытый. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери - две или четыре боковые и задняя. Окна - не менее четырех боковых.
Кузов - закрытый. Объем задней части кузова, как правило, ограничен. Крыша - жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений - не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери - две боковые; допускается также задняя дверь. Окна - два или более боковых.
АЕ - кабриолет.
Кузов - со съемной или убирающейся крышей. Крыша - мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном положении закрывает кузов, в другом - отводится (откидывается) назад. Размещение сидений - не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери - две или четыре боковые. Окна - два или более боковых. ])
АF - многоцелевое транспортное средство.
Механическое транспортное средство иное, чем обозначенные кодами АА, АВ и АС, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении. Однако такое транспортное средство не считают относящимся к категории М 1 , если оно соответствует одновременно следующим требованиям:
1) число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести.
Место для сидения признается существующим, если в транспортном средстве имеются доступные приспособления для крепления сидений.
Под доступными следует понимать приспособления, которые можно использовать. Для того чтобы приспособления для крепления не были «доступными», изготовитель должен физически исключить возможность их использования, например наварив на них пластины или установив на них постоянные заглушки, которые невозможно снять с помощью обычных инструментов.
2) выполняется условие
P – (М + N × 68) > N × 68,
где Р - технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг; М - масса снаряженного транспортного средства, кг; N - число мест для сидения, помимо места водителя.
2 Транспортные средства специального назначения категории м1
SA - автомобиль-дом;
SB - бронированное транспортное средство;
SC - транспортное средство медицинской помощи;
SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).
1) Определения кузовов типов АА, АС, АВ и АЕ - по международному стандарту ИСО 3833.
На какие категории подразделяют автотранспорт после недавно появившихся изменений в законе? Категории, в первую очередь, позволяют определить характеристики автомобиля. Проверять их соответствие будут на техосмотре обученные люди. Для избежания проблем необходимо знать к какой категории относится ваш автомобиль. Исходя из этого вы будете знать, подходят ли ваши права для управления автомобилем.
От категории вашего автомобиля зависит сумма налога, которую обязан оплачивать каждый гражданин, имеющий в собственности автомобиль. Помимо этого, от категории транспортного средства будет зависеть стоимость технического обслуживания. Разница между категориями будет довольно существенной. Поэтому перед покупкой автомобиля нужно учесть данный факт.
Категория «Lx»
- «L1» — двухколёсное средство передвижения, которое не развивает более 50 километров в час. При установленном двигателе внутреннего сгорания его объём не должен быть более 50 см3. А при установленном электродвигателе его объём не должен быть более 4 кВт;
- «L2» — трёхколесное средство передвижения, ускоряющееся не более, чем до 50 километров в час. С установленным двигателем внутреннего сгорания не более 50 см3 или электродвигателем объемом не более 4 кВт. Под данные категории попадают мопеды и мотовелосипеды. Различать их довольно просто;
- «L3» — транспортные средства, у которых максимально разрешённая скорость свыше 50 километров в час при любом установленном двигателе;
- «L4» — транспортное средство с симметрично к транспортной плоскости колёсами. Максимальная скорость составляет более 50 километров в час, а объём двигателя свыше 50 см3;
- «L5» — симметричное средство передвижения, которое ускоряется свыше 50 километров в час. Объём двигателя при этом более 50 см3;
- «L6» – четырёхколёсное средство передвижения, весом не более 350 килограмм. В учёт не берётся масса аккумулятора. Транспорт не должен превышать скорость в 50 километров в час. При этом мощность двигателя внутреннего сгорания не должна быть более 50 см3, а электродвигателя не более 4 кВт;
- «L7» – прочие не входящие в категорию L6 четырёх колёсный автотранспорт, массой не более 400 килограмм. Для грузовых средств 550 килограмм без аккумулятора. Объём двигателя не должен быть более 15 кВт.
Категория «Mx»
- «M1» — количество пассажирских мест для сидения — не более восьми. Обычно наибольший спрос среди граждан имеет именно эта категория;
- «М2» — число пассажирских мест более 8, а общая масса не превышает 5 тонн;
- «М3» — количество пассажирских мест более 8, а общий вес превышает 5 тонн.
Под категорию «M1» попадают обычные легковые автомобили, которые имеются практически у каждой семьи. Категориями «M2» и «M3» обозначают троллейбусы или автобусы, которые разделяют в зависимости от их массы. Если она меньше 5 тон, то «М2», а если больше, то «М3».
Категория «Nx»
- «N1» — общая масса не должна превышать 3,5 тонны;
- «N2» — максимальная масса более 3,5 тонны, но менее 12 тонны;
- «N3» — максимальная масса свыше 12 тонн.
Категория «Ox»
- «О1» — массой не более 0,75 тонны;
- «О2» — весом более 0,75 тонны, но менее 3,5 тонны;
- «О3» — массой свыше 3,5 тонны, но менее 10 тонн;
- «О4» — весом более 10 тонн.
Категория «Т»
К данной категории подходят сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Такое транспортное средство имеет колёсный или гусеничный ход, а также, не меньше 2 осей. Тяговое усилие предназначено для буксировки или перевозки техники или иных грузов, необходимых лесному и сельскому хозяйству. Также в тракторе можно перевозить обслуживающий персонал.
Категория «G»
Соответствие категорий ТС и прав
Часто водители пытаются узнать, какой категории прав нужно обладать для управления определённым транспортным средством.
- для управления легковым транспортом категории «М1» потребуется обозначение «В». Гражданам для ежедневного управления легковым автомобилем достаточно этой категории прав. Важно знать о том, что в категорию «М1» не входят грузовые автомобили, попадающие под обозначение «В» на правах;
- управлять транспортными средствами категорию «М2» и «М3» можно, имея водительское удостоверение с обозначением «D»;
- транспортными средствами, подходящими под категорию «N1» можно управлять, имея распространённое обозначение «В» на водительском удостоверении;
- для эксплуатации автомобилей «N2» и «N3» нужна категория «С»;
- управлять автомобилем с прицепом, вес которого не больше 750 килограмм — можно, имея обычную категорию «В»;
- а для категорий «О1», «О2″, » О3″ подойдут обозначения «Е» к «В», «Е» к «С» и «Е» к «D» на правах;
- для езды на средстве передвижения категории «L1» — «L2» необходимо категория «M» на водительском удостоверении;
- управлять средством передвижения категории «L3» — «L5» можно, имея обозначения «А»;
- законно осуществлять движение на транспортном средстве «L6» — «L7» можно, владея категорией «B1».
При выборе своего транспортного средства обязательно нужно проверить, имеете ли вы возможность управлять им. Сделать это можно, посмотрев на обозначения, которые имеются на водительском удостоверении. Если ваша категория не позволяет управлять определённым транспортом, то его эксплуатация в дальнейшем может привести к лишению водительских прав. Учитывая такое серьёзное наказание, нужно к этому моменту отнестись крайне серьёзно. Помните, получить наказание можно и в случае передачи своего транспортного средства гражданину, чья категория прав не даёт возможности управлять данным автомобилем.
С недавнего времени в законе произошли изменения и были введены определенные категории ТС в тех. регламент. Понятие категория М1 транспортного средства, все чаще интересует людей. Водитель легкового автомобиля, к примеру, не сразу сообразит, что по тех. регламенту его машина тоже относится к данной группе.
Категории в тех. регламенте отличны от водительского удостоверения. Так, к группе М1 относятся такие транспортные средства:- Мопеды, мотовелосипеды, мокики.
- Мотоциклы, мотороллеры, трицикл.
- Квадрициклы.
При чем, они все должны быть оснащены двигателем не больше 50 кубов, а если используется электродвигатель, мощность не может превышать 4 кВт.
Также к М1 по тех. регламенту относят легковой автомобиль М1 – на котором осуществляется перевозка пассажиров не больше 8 человек. Масса машины не более трех с половиной тонн.
Понятие тех. регламента
Он представляет собой особую документацию, регламентирующую любую продукцию для проверки стандарта качества. Если рассматривать область машин, то он используется для установления требований относительно тех. осмотра и получения диагностической карты. Соответствие стандартам улучшает качество проведения осмотра авто и повышает безопасность движения. Например, проводить ТО квадроцикла и квадрицикла раньше можно было на равных условиях. Однако, квадроцикл не предназначен для перемещения на дорогах, поэтому и условия для них установлены разные. Хотя двигатели у них зачастую одинаковые, также как и тех. характеристики.
Зато жесткое деление приносит не только хлопоты, но и большой плюс.
Классификация
Представим все виды ТС в группы:
Категория | Группа | Описание |
Категория ТС М1 | L1 |
Двух колесные мопеды, мокики, скутеры. |
L2 | Трехколесные мопеды, мокики, скутеры. | |
L3 |
Двух колесные Мотоциклы, трициклы, мотороллеры. |
|
L4 | Мотоцикл с коляской | |
L5 |
Мототранспортные средства с симметричным расположением колес. |
|
L6 | Четырехколесный мотоцикл | |
L7 | Легковые автомобили категории м1 | |
М2 | Троллейбусы, автобусы, трамваи. | |
М3 | Троллейбусы, автобусы, трамваи массой свыше 5 тонн. |
Видео: Классификация транспортных средств по Техническому регламенту
Требования технического регламента четко учитываются при прохождении тех. проверок машин. Данная процедура также проводится четко в соответствии с законодательством. Она требуется для выявления неисправностей и их устранения, что помогает обеспечить безопасность на дороге.
При проведении тех. осмотра производится:
- проверка самой машины;
- осмотр отдельных элементов;
- проверка дополнительного оборудования.
Обязательно проверяется рабочее состояние, а также:
- люфт руля;
- работоспособность приборов освящения и стеклоочистителей;
- тормозную систему;
- состав аптечки;
- степень тонировки;
- уровень выброса вредных веществ.
Раньше после прохождения ТО на руки выдавался талон, который крепился на лобовом стекле авто. Сейчас, если проверка автомобиля пройдена успешно, на руки владельцу выдадут диагностическую карту. При выявлении нарушений, придется их устранить и явиться на осмотр повторно. Возить карту с собой обязаны не все водители. Однако, при оформлении страхового полиса она входит в пакет требуемой документации.
Технический регламент необходим для проведения тех. проверки. В нем утверждены специальные категории на каждый вид ТС, они отражаются в диагностической карте. В зависимости от принадлежности транспортного средства к категории, центр устанавливает стоимость услуги проведения технического осмотра.