А чемпионская команда из Набережных Челнов уже вовсю готовится к следующему южноамериканскому марафону. Дел у инженеров и механиков «синей армады» невпроворот - ведь с 2019 года на легендарной гонке вступает в действие новый технический регламент для грузовиков, согласно которому тяжелая техника должна оснащаться двигателями с рабочим объемом не более 13 литров, построенных на базе серийных.
Новый газодизельный КАМАЗ-4326 москвича Сергея Куприянова
До этого, напомню, челнинцы использовали на модели КАМАЗ-4326 силовые агрегаты Liebherr V8 с рабочим объемом двигателя 16,16 литров и мощностью 920 л.с. - именно на такой машине Эдуард Николаев выиграл нынешний Дакар. Однако параллельно команда испытывала в Южной Америке новинку - Дмитрий Сотников ехал на автомобиле с более легким 13-литровым рядным двигателем Cummins, который был форсирован в Набережных Челнах до 980 «лошадей». К Дакару-2019 подобными шестицилиндровыми моторами планируется оснастить все камазовские грузовики, а пока ареной очередных испытаний для новинок стал ралли-рейд Золото Кагана.
Ралли-рейд Золото Кагана открыл «летнюю» программу чемпионата и Кубка страны после годичного перерыва
На старт астраханской гонки, которая считается самым сложным испытанием для пилотов и техники в программе чемпионата и Кубка России, камазовцы выставили сразу две новых машины. Грузовик капотной компоновки, не участвовавший в соревнованиях больше года, получил 13-литровый мотор собственной подготовки взамен арендованного у чехов силового агрегата Caterpillar, автоматическую коробку передач и ряд обновлений по ходовой части. Эффектный черный КАМАЗ-43509, построенный с прицелом на Дакар, вновь доверили Эдуарду Николаеву. А второй новинкой команды стал газодизельный грузовик с 16-литровым мотором Liebherr, который в преддверии летнего ралли-марафона Шелковый путь предстояло испытать Антону Шибалову и Сергею Куприянову. До этого, напомню, в битопливной версии гоночного КАМАЗа использовался отечественный 18,5-литровый силовой агрегат Тутаевского моторного завода.
Кстати, о Шелковом пути. Как известно, второй по значимости ралли-марафон планеты в этом году пройдет по маршруту Сиань-Москва, причем из Китая в Россию всю технику участников планируется перебросить самолетами! Так вот, первой остановкой спортсменов на нашей территории как раз станет Астрахань, которая уже давно заслужила неофициальное звание столицы отечественных ралли-рейдов. Постоянные участники Шелкового пути тоже знают о местных степях и песках не понаслышке - лучшие марафонцы планеты гостили здесь с 2010 по 2013 год. Изнуряющие «волны» приволжских дорог впечталили даже многократного победителя Дакара Стефана Петеранселя, который внес астраханские спецучастки в тройку сложнейших в мире!
К слову, именно поэтому в низовья Волги любят приезжать на тренировки камазовцы - лучшего места для проверки подвески и моторов, чем астраханская «долбежка», в России просто не найти. Да и грузовой пелотон на ралли-рейде Золото Кагана оказался весьма солидным - в гости к «синей армаде» приехала команда МАЗа с двумя дакаровскими грузовиками и коллектив ГАЗа, выставивший два новых Садко Neхt и одну машину предыдущего поколения.
Команда GAZ Raid Sport вообще оказалась самой многочисленной: помимо грузовиков, у нее были три Газели Next и два Соболя 4x4. Однако «легковой» нижегородской технике тяжелая астраханская трасса в этот раз не покорилась: до финиша смогла добраться лишь новенькая машина под управлением раллиста Александра Русанова, в то время как все газовские грузовики благополучно преодолели трассу.
Как и все Газели с Соболями газовской команды, машина Александра Русанова и Алексея Мальцева оснащена турбодизелем Cummins ISF 2.8
За победу в самом тяжелом зачете Т4 они, конечно, не боролись - слишком разный уровень подготовки у почти что серийных Газонов и спроектированных специально для спорта КАМАзов. Да минчане не смогли бросить перчатку «синей армаде»: максимум, на что мог рассчитывать серебряный призер Дакара-2018 Сергей Вязович в Астрахани - так это на бронзу. Однако в итоге лидер белорусской команды лишился и ее - заплутав в хитросплетениях степных дорожек за каких-то 60 километров до финиша гонки, Вязович уступил третье место в грузовом зачете камазовцу Дмитрию Сотникову.
Мазовцы впервые испытали в гонках покрышки от компании Белшина. На снимке - Сергей Вязович, Антон Запорощенко и Андрей Жигулин
Пилот «капотника» Эдуард Николаев тоже не обошелся без проблем - 18 минут, потраченные его экипажем на ремонт топливной системы, решили судьбу золота в классе грузовиков в пользу трио под началом другого камазовца, Андрея Каргинова. И скорость, показанная победителем среди «тяжеловесов» в Астрахани, не может не радовать - ведь Андрей вышел на старт впервые после годичного перерыва, вызванного серьезной травмой позвоночника!
Возвращение экипажа Андрея Каргинова в гонки получилось триумфальным
В легковых зачетах астраханской гонки главным новшеством стал дебют в Кубке России турбированных мотовездеходов категории Т3 - до этого в официальных соревнованиях могла принимать участие только техника side-by-side c атмосферными моторами. Легкие и мощные полноприводные машинки показали себя неплохо - а организатор популярной серии Can-Am X-Race Алексей Бердинских даже установил лучшее время среди всех участников на прологе! Однако в гонке выяснился один нюанс - стандартных бензобаков у SSV при форсированных почти до 200 л.с. моторах не хватает даже на 90 километров «боевой» дистанции. Так что два основных дня гонки, по ходу которых спортсмены преодолевали спецучастки длиной 341 и 264 километра, превратились для «турбомотовездеходчиков» в одну сплошную череду дозаправок!
Несмотря на это, экипаж Алексея Бердинских из Подмосковья сумел финишировать девятым среди всех участников ралли-рейда, а в топ-15 смогли пробиться еще два пилота из зачета Т3 турбо - уралец Сергей Евстратов и Игорь Ганик, продолжающий славные гоночные традиции спортсменов из Набережных Челнов.
Так кто же стал быстрейшим в общей классификации Золота Кагана? Нет, вовсе не КАМАЗы, хотя пилоты грузовиков до этого уже выигрывали в «абсолюте» тяжелые астраханские гонки. На этот раз на высшую ступень пьедестала все же поднялся экипаж внедорожника - многоопытные Борис Гадасин и Дмитрий Павлов, выступавшие на прототипе G-Force BARS с 400-сильным восьмилитровым мотором Dodge V10. Имел шанс опередить грузовики и еще один дуэт чемпионской команды Suprotec Racing, однако петербуржцы Андрей Рудской и Евгений Загороднюк потеряли во второй день больше получаса на замене «застучавшего» привода, а вместе с этим - и все шансы на конечный успех…
Что ждет участников российских ралли-рейдов дальше? Очередной этап чемпионата и Кубка страны, планировавшийся в Крыму, по ряду причин перенесен с мая на сентябрь. Так что следующая «матчевая встреча» пилотов на внедорожниках и грузовиках может состояться в июле - здесь же, в Астрахани, в рамках Шелкового пути!
Ралли-рейд Золото Кагана
Чемпионат России, 2-й этап
Кубок России, 1-й этап
Астрахань, 12-14 апреля
Стартовало 39 экипажей, классифицировано 29
Итоговые результаты
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | Б.Гадасин/Д.Павлов | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | 8:06.25 |
2 | А.Каргинов/А.Мокеев/И.Леонов | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +9.50 |
3 | Э.Николаев/Е.Яковлев/В.Рыбаков | Набережные Челны | КамАЗ-43509 | Т4 | +24.31 |
4 | Д.Сотников/Д.Никитин/И.Мустафин | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +31.44 |
5 | С.Вязович/А.Запорощенко/А.Жигулин | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +50.13 |
6 | Д.Кротов/Д.Цыро | Москва | BMW X3 | Т1 | +53.42 |
7 | А.Вишневский/П.Гаранин/А.Неверович | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +56.33 |
8 | А.Сушенцов/А.Щанов | Москва | Nissan NP300 Pick-Up | Т1 | +1:00.21 |
9 | А.Бердинских/К.Шубин | Останкино | Can-Am Maverick X3 | Т3 турбо | +1:05.28 |
10 | А.Рудской/Е.Загороднюк | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | +1:06.36 |
11 | М.Кирпилев/О.Тюпенкин | Белгород | Toyota LC80 | R | +1:19.49 |
… | |||||
16 | Б.Вавренюк/Р.Мосолов | Коломна | УАЗ-23602 | Т2 | +2:22.25 |
17 | М.Опарина/Т.Штанева | Санкт-Петербург | Can-Am Maverick X3 | Т3 | +3:22.05 |
Положение в абсолютном зачете чемпионата России среди пилотов
Все уже знают наверняка историю, что требования по объёму двигателей для "дакаровских" гоночных грузовиков постоянно менялись и было принято решение ограничить их на уровне 13 литров (сейчас пока можно применять 16-литровые). "КАМАЗ-мастер" стал испытывать несколько разных вариантов двигателей с такими объёмами, и остановился в итоге на 13-литровых американских моторах Cummins QSZ13, собираемых по лицензии… в Китае. Когда мы были на базе команды в декабре 2016-го, то как раз застали момент, когда на моторном стенде испытывали такой агрегат.
Технические характеристики КАМАЗ Мастер 2018
МОДЕЛЬ | КАМАЗ-4326, ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ |
КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ | Модель Liebherr D9508 |
Тип | дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Рабочий объем / вместительность газовых баллонов | 1000 л./356 л. |
Макс. мощность в кВт (л.с)/при об/мин | 1 - 700(950)/2400 |
Расположение и число цилиндров | V-образный, 8 |
Расход топлива на 100 км, дизельное топливо/газ асфальт/бездорожье: 60-120 л | 20-30 л/ 10-15 куб. м 60-120 л/ 25-50 куб. м |
СЦЕПЛЕНИЕ | ZF MFZ430 |
Тип | фрикционное, сухое, однодисковое |
Привод | гидравлический, дистанционный |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | ZF 16S251 |
Тип | механическая, синхронизированная, 16-тиступенчатая |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | ZF VG2000 |
Тип | механическая, 2-хступенчатая |
ПОДВЕСКА | |
Тип | зависимая, рессорная |
Тип применяемых элементов | малолистовая рессора, газонаполнительные амортизаторы |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | Привод пневматический с электронным управлением (EBS) |
Тип тормозных механизмов | барабанные |
КОЛЕСА И ШИНЫ | |
Тип колеc | дисковые алюминиевые с системой регулирования давления |
Шины | «Continental», 14R20 164/160K HCS |
Данный стенд позволяет моделировать самые разнообразные режимы работы, в том числе имитирующие реальную эксплуатацию, задавать повышенные нагрузки и т.п. Так вот, испытателям понравилось, как вёл себя "базовый" двигатель Cummins QSZ13 в сложных режимах. И было решено заняться его форсировкой, и затем испытать в гоночных условиях. Мой коллега avalanche уже этой осенью побывал на базе и выяснил, что пока такой стоит только на машине экипажа Дмитрия Сотникова. Остальные продолжают использовать 16-литровые Liebherr, которые вскоре окажутся вне закона.
Краткое напоминание вопроса для тех, кто пропустил. Напомню, в 2012-м на топовых грузовиках "КАМАЗ-мастера" в последний раз использовался двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 (Тутаевского моторного завода), рабочим объёмом 18,5 литров, мощностью 850 л.с. и с крутящим моментом 2700 Нм, при снаряжённой массе грузовика в 9300 кг. Двигатель команде нравился, надёжный был, хоть и устаревший.
Характеристики двигателя ТМЗ-7Э846.10
Тип двигателя: дизель, 8-цилиндровый, 4-тактный с V-образным расположением цилиндров (угол развала 90°), направление вращения коленчатого вала - правое, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Диаметр цилиндра 140 мм, ход поршня – 140 мм. Система охлаждения жидкостная, водомасляный радиатор встроен в двигатель. Устанавливается на: Двигатель для спортивных автомобилей «КамАЗ-Мастер» и «МАЗ-СПОРТ», участвующих в ралли-рейдах. Так выглядит мотор ТМЗ на стенде. В последнее время его использовали на машине экипажа Сергея Куприянова в рейдах Africa EcoRace и Шёлковый путь в газо-дизельном варианте. Но сейчас газо-дизельная машина перейдёт на LiebherrА вот так двигатель ТМЗ выглядит на своём рабочем месте
С 2013 года техтребования изменились. Максимальный рабочий объём не должен был превышать 16 литров. Тогда был найден вариант с швейцарско-немецким тракторным силовым агрегатом Liebherr D9508 V8. Причём его доводку до гоночных кондиций осуществляли непосредственно в Набережных Челнах, на базе команды. В итоге официальные характеристики КАМАЗа 4326 с ним таковы: рабочий объём 16 литра, мощность 920 л.с., крутящий момент 4000 Нм, при снаряжённой массе машины 8900 кг. Хотя, по признанию сотрудников коллектива, с "Либхерром" им пришлось помучаться, и вначале его надёжность не устраивала, но потом смогли довести до нужных кондиций. И вновь коллектив из Татарстана стал побеждать, хотя сделать это становилось всё сложнее, менялся и характер трассы в "Дакаре", в сторону упрощения. В 2016-м первое место было упущено, но уже в 2017 челнинцы смогли вернуться на вершину, и снова победить!
А тем временем организаторы "Дакара" решили на гонку 2017 года снова ограничить объём моторов, на этот раз - не более 16 литров. Команде снова пришлось вкладываться в доработку двигателя Liebherr, чтобы уменьшение объёма не сильно повлияло на характеристики. Следующий шаг - на "Дакар" решено допускать грузовики с максимум 13-литровыми силовыми агрегатами. В этом случае оказывается за бортом Liebherr, в доработку которого был вложен не один миллион долларов. Кстати, именно специалисты Liebherr помогают в разработке новой линейки шестицилиндровых рядных турбодизелей «КАМАЗ P6 » для серийных КАМАЗов. На серийном моторе обещают с рабочего объема 12 литров снимать до 750 лошадиных сил. Но для гоночных условий его пока не применяют. Не могу сказать - или он не очень подходит для этого, либо просто ещё не готов. Вообще на моторную тему ещё будут не раз появляться новости из стана "КАМАЗ-мастер", только успевай следить.
В прошлом году на большое автошоу Kazan City Racing 2016 КАМАЗ-мастер привозил как капотную, так и бескапотную машину. В этом году капотник особенно не светят, сыроват оказался, и людям не нравится использование кабины от Mercedes Benz Zetros. Это уже совсем не КАМАЗ говорят P.S. А вообще тенденция уменьшения рабочих объёмов двигателя повсеместная в топовых автоспортивных турнирах, возьмите хоть Формулу-1, мировые ралли и ралли-кросс, и т.д. Это общий тренд, и дело не только в бесконечных победах "КАМАЗ-мастера" в "Дакаре". Другое дело, что при составлении новых техрегламентов должны быть какие-то внятные сроки - за сколько их объявлять, как долго они будут действовать и т.п.Машина, готовая к подвигам
«Расправь крылья своей фантазии и ощути неизведанные измерения скорости и пространства»
В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310 . Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251 . Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, - КАМАЗ 49252 . На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, - оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.
С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.
В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось - пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK . О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
Благодаря победам грузовых автомобилей КамАЗ на "Дакар" они стали узнаваемы во многих странах мира. В данной статье поговорим о технических характеристиках спортивных КамАЗов для ралли "Дакар".
Какие машины участвуют в Дакар?
Специально для ралли-рейда "Дакар" грузовые машины проходят жестокую модернизацию, чтобы выстоять в тяжелых гонках по пустыне. Автомобиль должен быть крепким, чтобы не развалиться от очередного прыжка с трамплина и выносливым, чтобы проходить в день по 500-700 километров по знойным пескам "Дакара". Весь ремонт происходит собственными силами, из-за этого экипаж боевой машины включает помимо водителя и штурмана еще механика.Разберем техническое устройство КамАЗ «4911-EXTREME»
, который является прообразом гоночного автомобиля для "Дакар". В качестве двигателя используется агрегат Ярославского Моторного Завода, который оснащен двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения поддаваемого воздуха. Максимальная мощность составляет 730 л.с. и "нереальные" 2700 "ньютонов" крутящего момента.Те, кто думает, что такие технические параметры двигателя нужны для максимальной скорости - ошибается. Ведь в ралли-рейдах "Дакар" максимальная скорость автомобилей-участников имеет малое значение, а на некоторых участках вовсе ограничена 150 км/ч. Самое главное - крутящий момент, который необходим для преодоления зыбучих песков и чтобы машина не застряла в них.
Еще одной интересной особенность КамАЗ «4911-EXTREME», является то, что к раме жестко крепится кузов, а к кузову жестко крепятся кресла. Комфорта от такого решения мало, но эта особенность помогает чувствовать пилоту все нюансы поведения гоночного автомобиля и соответственно оперативно реагировать на любые изменения. Кроме этого, гоночные машины отличаются наличием дополнительных фар освещения, спортивными креслами, наличием лебедки с электроприводом.
В настоящее время команда "КамАЗ-Мастер" использует прототип КАМАЗ 4326 (4х4), который участвует ралли-рейдах "Дакар" по сегодняшний день.
Поводом для создания КАМАЗ 4326 послужили очередные изменения требований со стороны FIA, которые позволяли сделать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Он имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 830 л.с. Двигатель перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика.
За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость . Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес грузовика удалось снизить, хотя до разрешенного минимального предела в 8,5 тонн дойти не получилось.
Кроме основного гоночного КамАЗа, есть "техничка", целью которой является оказание помощи основной машине. В её кузове есть различные запчасти и запасные комплекты шин. Именно «технички» и механики проделывают невидимый фронт роботы, благодаря которому команда "КамАЗ-Мастер" одерживает победу из года в год.
КАМАЗовский раллийный капотник все очень ждали на Дакаре-2016, но там он не появился. Машину уже, было, подзабыли, но капотный гоночный КАМАЗ появился на «Золоте Кагана 2016», да еще выкрашенный в черно-матовый цвет.
Имиджевый ход? Способ напугать соперников? "Экспериментируем" - загадочно поясняют камазовцы. В результате внимание удалось привлечь точно.
01.
Напомним: презентация болида состоялась в июне 2015 года. Об этом мы отдельно .
02.
Внешне машина хорошо смотрелась и в прошлогодних сине-белых цветах, а в черном «одеянии» стала выглядеть еще более грозно. Если бы Дарт Вейдер был грузовым раллистом, он выбрал бы именно КАМАЗ-43509
сезона"2016.
03.
Создан этот капотник, впрочем, как и все остальные раллийные капотные болиды современности, с одной целью - снизить ударные нагрузки на экипаж.
04.
Кабина - от Mercedes-Benz Zetros
. Найдёте 10 отличий? На самом деле их, конечно, больше. Агрегатная база не имеет ничего общего с «Цетросом».
05.
Челнинский логотип настойчиво напоминает об этом.
06.
В основе шасси капотного КАМАЗа-43509
- классический раллийный КАМАЗ-4326
, многократно испытанный на Дакаре. Внутренний цвет «начинки» остался синим. Это прекрасно напоминает о происхождении машины.
07.
Гонка «Золото Кагана’2016» стала первым настоящим боевым выездом для нового болида.
08.
За штурвал сел Эдуард Николаев - дакаровский чемпион 2013 года.
09.
Что же таит под собой капот нового раллийного КАМАЗа?
10.
Пару красивых разнотоновых клаксонов и мощную систему охлаждения он таит. Кстати, лучшее охлаждение двигателя - еще одно преимущество капотников перед бескапотниками на ралли-рейдах. А вот двигателя под капотом нет.
11.
Если поднять кабину… Да, кабина у него тоже поднимается, но и «ровно под кабиной» двигателя не окажется. Двигатель установлен, грубо говоря, под передней стойкой кабины. Обслуживать его менее удобно, чем мотор на бескапотнике, но гонщикам в болиде капотной компоновки комфортней, а ради этого удобством техобслуживания двигателя можно и пожертвовать.
Фото Александра РЯЗАНОВА
, VK TEAM KAMAZ - MASTER FUNS
12.
А что за двигатель? Видите наклейку Diesel-Power LIEBHERR
? Еще в октябре 2014 года, когда оформляли документы на эту машину, КАМАЗ-43509
был сертифицирован с двигателем Liebherr D9508 A7 SCR V08MZ7102
. Но в прошлом году, Liebherr
еще не был готов, потому презентовали болид с 980-сильным турбодизелем Caterpillar C13 / Gyrtech 12.5 Rally
, подготовленным чешской фирмой Buggyra
. Этот мотор и стоит у капотника в данный момент.
По сравнению с версией прошлого года есть несколько визуальных отличий:
13.
На крыше появился блок кондиционера Webasto
. В прошлом году его не было.
14.
Линзовые фары Hella
обзавелись защитной решеткой.
15.
Традиционный аскетично-спортивный интерьер по состоянию «на сейчас» выглядит вот так. Гоночный штурвал - съемный.
16.
Семья ралли-рейдовых КАМАЗов пополнилась, безусловно, интересным экземпляром.
17.
А вот делать громкие заявления о дальнейшей спортивной карьере капотника КАМАЗ-43509
пока рано.
Почему? На Кагане Николаев приехал восьмым (последним) в зачете грузовиков, и двадцать четвертым в общем зачете. Это, конечно, не результат ни для Николаева, ни для команды.
Впрочем, и «Золото Кагана» для КАМАЗ-Мастера, скорее, учебно-тренировочная гонка. Вот и учились. Учились ездить на новой машине, а новую машину - ездить.
Капотный болид - это немножко (заметно) другая манера пилотирования, другие «повадки» у машины. К ним надо приспосабливаться. Помимо очевидных преимуществ (позвоночник скажет «спасибо»), есть и некоторые недостатки (хуже обзор и т.д.)
Что выберет КАМАЗ и выставит ли свой капотник на Дакаре-2017 - на данный момент интрига. Так понимаем, окончательное решение еще не принято.