Двигатель Kia-Hyundai G4FA
Характеристики
Производство | Beijing Hyundai Motor Co. |
Марка двигателя | G4FA |
Годы выпуска | 2006-2018 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 75 |
Диаметр цилиндра, мм | 77 |
Степень сжатия | 10.5 |
Объем двигателя, куб.см | 1396 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/6000 107/6300 109/6300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 133/4000 135/5000 137/4200 |
Топливо | 92+ |
Экологические нормы | Евро 4 Евро 5 |
Вес двигателя, кг | 99.5 (сухой) |
Расход топлива, л/100 км (для Kia Rio)
— город — трасса — смешан. |
7.6 4.9 5.9 |
Расход масла, гр./1000 км | до 600 |
Масло в двигатель | 0W-30 0W-40 5W-30 5W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 3.3 |
Замена масла проводится, км | 15000 (лучше 7500) |
Рабочая температура двигателя, град. | ~90 |
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода — на практике |
180+ 300+ |
Тюнинг, л.с.
— потенциал — без потери ресурса |
140 140 |
Двигатель устанавливался | Hyundai Solaris KIA Rio KIA Ceed Hyundai i20 Hyundai i30 Hyundai ix20 KIA Venga |
Неисправности и ремонт двигателя G4FA 1.4 л.
Двигатель G4FA относится к серии Gamma, которая вышла в свет в 2006 году и заменила устаревшие моторы Alpha. В Gamma входит ряд моторов, самые известные из которых это 1.4 литровый G4FA и 1.6 л. G4FC, собираемые на одном блоке цилиндров, но мы остановимся на младшем представителе.
В основе мотора лежит алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами, в котором со смещением в 10 мм установлен коленвал с ходом поршня 75 мм, длинные шатуны, поршни со своеобразным вытеснителем и высотой 26.9 мм.
Накрывает этот блок алюминиевая 16-клапанная головка с двумя распредвалами. Двигатель Солярис/Рио 1.4 оснащен системой изменения фаз газораспределения, но только на впускном валу, кроме того на двигателе G4FA нет гидрокомпенсаторов, поэтому раз в 95.000 км нужно регулировать зазоры клапанов, если ситуация требует того.
Сравнивая со старыми моторами серии Альфа, в G4FA используется цепь ГРМ с натяжителем, которая на протяжении своего официального ресурса не требует обслуживания. И действительно, на практике она довольно надежная.
На впуске установлен одноступенчатый обыкновенный ресивер, без различных систем изменения длины.
Кроме всем известных автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio, данный двигатель ставится еще на Kia Cee’d II, i20 и прочий транспорт в немного дефорсированном варианте — на 100 л.с.
На базе блока моторчика G4FA был разработан и 1.6 литровый движок серии Gamma — G4FC . Позже появились и другие близкие моторы: G4FG , G4FD, G4FJ и L4FC.
Проблемы и недостатки двигателей КИА-Хендай G4FA
Многие интересуются какой производитель двигателя Хундай Солярис/Киа Рио, так вот он производится на Beijing Hyundai Motor Company, да двигатель китайский, но не спешите кричать «мусор/развалится/барахло…», давайте наглядно посмотрим на недостатки и основные неисправности G4FA, а потом сделаем вывод:
1. Стук в двигателе Рио или Солярис. Если ваш стук с прогревом пропадает, то, скорее всего, это цепь ГРМ шумит (в 90% случаев так) и беспокоиться не о чем, если же он слышен и на горячую, тогда проблема может быть в неотрегулированных клапанах, неверно отрегулировать могут и на заводе. Обращайтесь в сервис и приводите их в порядок.
2. Шум. Звуки по характеру напоминающие щелчки, цокот, стрекотание и прочее, это нормальная работа форсунок и по другому они не умеют.
3. Подтеки масла. Бывает не часто, тем не менее прокладка клапанной крышки не идеальна и следы масла признаки этого. Меняете прокладку и ездите дальше без проблем.
4. Плавают обороты, неравномерная работа двигателя Рио/Солярис. Проблема решается чисткой дроссельной заслонки, если не помогло то свежей прошивкой.
5. Вибрации на холостых оборотах. Причиной данного явления является грязная дроссельная заслонка либо свечи. Чистим заслонку, меняем свечи и радуемся приятной работе мотора. При сильных вибрациях смотрите на опоры двигателя.
6. Вибрации на средних оборотах. Подобное возникает примерно на 3000 об/мин и никто не знает в чем причина, официальные дилеры Hyundai-Kia говорят об особенностях двигателя и это верно. На этих оборотах мотор G4FA входит в резонанс и благодаря своеобразной конструкции крепления движка, все вибрации у вас на руле и где только можно. Дайте газу или отпустите педаль, мотор выйдет из резонанса и вибрации пропадут.
7. Свист. Больная тема, свист появляется из-за слабого натяжения ремня генератора, меняете ролик натяжителя и все исчезает.
8. Жрет масло. Проблема относится к моторам с 2011 года , у этих силовых установок не слишком надежный катализатор и из-за некачественного топлива (особенно касается регионов), он имеет свойство выходить из строя уже после 50 тыс. км. В процессе своей кончины, керамическая пыль попадает в цилиндры и образует задиры в цилиндрах. В результате имеем высокий расход масла и необходимость делать капремонт с гильзовкой блока. Выход: либо лить очень хорошее топливо, либо выбивать катализатор.
Эта проблема никак не касается первых двигателей с выпускным коллектором «бараний рог».
Несмотря на заявленный моторесурс (не менее чем 180 тыс. км), за годы эксплуатации, эти моторы показали себя очень хорошо, они имеют ресурс не меньше 300 тыс. км. Главное своевременное обслуживание и использование хорошего масла.
Номер двигателя G4FA
Номер двигателя выбит на блоке цилиндров рядом со стыком КПП и маховика.
Тюнинг двигателя Хендай-Киа G4FA
Чип-тюнинг G4FA
Один из самых быстрых, простых и дешевых способов увеличить мощность это откалибровать двигатель. Конторы обещают после чипа 110-115 л.с., попробуйте ради эксперимента, но значительных перемен не ждите. Лучше посмотрим, что толкового можно сделать с вашим моторчиком.
G4FA 1.6
Более действенный вариант тюнинга это увеличить объем G4FA до 1.6 литров. Чтобы провернуть эту аферу вам не нужно менять блок цилиндров, он такой же, как на 1.6-литровом двигателе, головки так же одинаковые, кроме впускного распредвала.
Для сборки строкера вам понадобится коленвал G4FC с ходом поршня 85.4 мм, короткие шатуны от G4FC и поршни от G4FC (они с углублением, для снижения степени сжатия). После установки всего этого, вам нужно прошить ЭБУ. Для полного превращения в G4FC, добавьте к этому впускной распредвал от G4FC.
Все это даст типичные 123 л.с.
Чтобы пойти еще дальше и получить 130+ л.с., вам нужно установить впускной коллектор от G4FG с переменной геометрией. Для этого придется потратить немного сил и денег на ресивер, блок управления системой VIS и щуп от G4FG с направляющей.
Если мы заговорили о G4FG, то его впускной распредвал будет позлее и при определенных доработках, он встает на ваш мотор.
Ко всему вышесказанному можно добавить холодный впуск, нормальный паук 4-2-1 и выхлоп на 51 мм трубе. После настройки, все это добро даст вам порядка 140 л.с.
Автомобиль Хёндай Солярис обрел большую популярность по всему миру. И это не странно, ведь машина стоит недорого, но при этом отлично выглядит и выполняет свои функции. Конечно, есть определенные проблемы, но без них никуда.
К минусам машины часто относят работу двигателя. Вообще, сегодня популярно мнение, что все машины сделаны так, что уже за 5-10 лет их придется менять, а в качестве примера приводят знакомый нам Хендай Солярис с его «алюминиевым» мотором.
Владельцы отечественных «Жигулей» сотни раз слышали слово «Капиталка». Смысл этого процесса в том, чтобы уберечь от износа одну из самых дорогих деталей машины – блок цилиндров.
Под капитальным ремонтом еще с тех времен, когда появились Жигули, подразумевают восстановление старых цилиндров способом их расточки до необходимого размера.
Также под эти понимали замену гильз. Далее умельцы устанавливали поршни необходимого размера, причем эти детали делались производителем самого автомобиля. Моторы могли иметь до 5 разных ремонтных размеров, поэтому «омолодить» движок можно было несколько раз.
В таких автомобилях для производства блока цилиндров применялся чугун, это тяжелое вещество, но оно очень прочное и легко поддается расточке. Более сложным ремонт стал, когда компании начали выпускать блоки цилиндров из алюминия, это позволяло снизить вес автомобиля, но утрудняло «Капиталку».
Алюминиевые цилиндры
Такой материал как алюминий не настолько прочный, по сравнению с чугуном, а при трении поршней с блоком, пластичный материал может просто «схватываться». Поэтому инженеры прилагают много усилий для того, что исключить даже минимальное трение алюминиевых поверхностей.
Кроме покрытия поршней двигателя, практически всегда цилиндр алюминиевого блока просто изолируется от поршня. В частности, для этого используется «мокрая» гильза из чугуна, она устанавливается в блок и обрабатывается охлаждающей жидкостью, от чего деталь и получила название. Ремонт конструкции с «Мокрыми» гильзами не сложный, ведь блок при необходимости можно разобрать, и заменить изношенные детали. Правда, есть у такой системы и минусы, это меньшая жидкость блока и плохие вибро-акустические показатели.
По этой причине двигатели для современных автомобилей чаще всего оснащаются тонкостенными покрытиями или вставками, которые изолируют поршень от мягкого алюминия.
На спортивных автомобиля применяют покрытие «Никасиль», оно достаточно прочное, но стоит дорого и ремонт двигателя с таким покрытием будет сложным. Понятно, что из-за дороговизны, производители Хёндай Солярис такой материал не используют.
Особенности мотора Solaris
Если говорить о Хендай Солярис, и его движке Gamma, то в нем алюминиевые детали защищаются от истирания поршнем благодаря тонкой гильзе из чугуна. Это решение очень доступное и обеспечивает защиту
двигателя, такие же гильзы используют немцы из Фольцваген в своих новых турбодвигателях TSI. Стоит отметить, что такая гильза не вставляется в блоки цилиндров и просто вплавляется, жидкий алюминий заполняет деталь.
Большим недостатком систем с «сухими» гильзами является то, что их ремонт часто невозможен, производители не подумали о такой технологии, а на рынке не существует соответствующих поршней и ремонтных размеров.
Если говорить проще, то при сильном износе цилиндров, единственным выходом становится их замена. Стоит эта деталь очень дорого, и если человек покупает подержанный Хёндай Солярис, то покупка цилиндров еще прибавит к стоимости около 30%.
Только усугубляет проблему информация о том, что плановый ресурс двигателя Хёндай Солярис составляет всего 180 тысяч километров. Правда, эта информация весьма спорная, ведь не существует объективных данных, которые отрегулировали бы этот вопрос, и реальный ресурс во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля.
В отзывах владельцы также расходятся во мнениях, некоторые говорят, что цилиндры действительно надо менять после 160-180 тысяч пробега, а некоторые спокойно отъездили уже больше 300 тысяч км.
Но такие сомнительные характеристики мотора говорят о том, что становится третьим или четвертым владельцем автомобиля Хендай Солярис действительно рискованно.
Конечно, если автомобиль проездит несколько лет, а после этого его придется выбрасывать, то такие машины никому не нужны. Соответственно и вопрос о том, возможен ли ремонт алюминиевых блоков, вызывает много споров. Даже при отсутствии четкой заводской технологии ремонта, некоторые мастера берутся за это дело и совершают «капиталку», после которой машина еще спокойно проездит еще пару сотен тысяч километров.
Когда нужно делать капиталку
Понятное дело, что отправлять автомобиль Хёндай на свалку никто не будет, и при отсутствии заводских технологий, придется доверять ремонт движка мастерам с СТО. Открытым остается лишь тот вопрос, когда именно необходим капитальный ремонт, ведь как говорят отзывы владельцев Хендай Солярис, у всех этот момент наступает по-разному и зависит от условий эксплуатации автомобиля.
На самом деле, о необходимости ремонта будут свидетельствовать некоторые признаки:
- Низкая компрессия, большое потребление масла и наличие темного серого выхлопа;
- Низкое масляное давление и лишние звуки из кривошипно-шатунного механизма;
- Когда уже износились цилиндро-поршневые элементы или продольное хождение коленвала. Правда, это можно определить лишь при помощи специального оборудования в автосервисе.
Обычно о таком ремонте приходится задумываться при пробеге в 160-200 тысяч километров. Но стоит учитывать, что способности и срок службы двигателя Хёндай зависят от качества дорожного покрытия, повреждений, стиля вождения владельца и других факторов.
Этапы капитального ремонта
Необходимо понимать, что восстановление двигателя машины Хёндай – это очень сложная процедура, с которой справится далеко не каждый. Чтобы сделать капремонт самостоятельно, надо разбираться в конструкции и принципе действия двигателя, иметь специальные инструменты и навыки.
Если вы хоть немножко сомневаетесь в том, что сможете справиться с этой задачей, то лучше переплатить, но все же доверить дело специалистам, ведь самостоятельно можно сделать только хуже.
Процесс капитального ремонта движка разделяется на несколько этапов:
- Вначале мастера снимают мотор и после этого разбирают его. При снятии двигателя надо делать все аккуратно, чтобы не повредить всяческие шланги, трубки и другие элементы.
- Следующим этапом станет очистка всех узлов мотора.
- Далее мастера осматривают степень износа узлов в автомобиле Хёндай Солярис.
- Дефектовка. Важно заранее подготовить технические документы машины, что сравнить текущие данные со стандартными параметрами и допустимыми отклонениями.
- Ремонт ГБЦ. На этом этапе специалисты устраняют все трещины, устанавливают новые или ремонтируют старые направляющие втулки и фаски седел клапанов. Также происходит установка новых маслосъемных колпачков и распредвала.
- Ремонт блока цилиндров. На этом этапе проводиться расточка и абразивная обработка цилиндров, а также замена гильз, заделка трещин и другие операции.
- Далее необходимо восстановить коленвал.
- В конце следует собрать и установить мотор обратно. Это нужно делать очень тщательно, чтобы не забыть о подключении всех разъемов и соединений.
После ремонта двигателя машины Хендай, надо включить мотор и дать ему поработать в режиме холостого хода, чтобы все детали притерлись и работали нормально.
Почему необходимо обратиться к профессионалам?
Самостоятельный ремонт может только навредить, лучше доверить это дело специалистам, об этом говорят и следующие преимущества обращения в автосервис:
- Можно выбрать СТО по специализации. Существует множество разных мастерских, и некоторые из них специализируются на корейских автомобилях, поэтому капремонт движка Хёндай Солярис лучше доверить именно им;
- Опыт мастеров. Любые ремонтные работы, которые касаются мотора – очень сложные, поэтому опыт специалистов играет здесь важную роль;
- Гарантия.
Цилиндры мотора – это очень дорогие детали машины, поэтому на их восстановление необходима гарантия, которую сможет предоставить сервис по ремонту.
Hyundai Solaris – автомобиль корейского производства, который обрел большую популярность по всему миру. Главными преимуществами данной модели владельцы называют приятный дизайн, хорошие характеристики и небольшую стоимость. И правда, конкурентам Хендай мало чем уступает, а цена на него значительно ниже, чем у европейских и американских автомобилей этого класса.
Конечно, внешний вид и невысокая цена это важно, но сердцем автомобиля является его двигатель, и на эту часть надо обратить особое внимание при покупке. Специалисты советуют ознакомиться с особенностями движков и частыми проблемами, которые возникают с этой частью транспортного средства.
Сегодня производитель Хендай Солярис оснащается свои машины моторами на 1,4 и 1,6 литра, из новой линейки Gamma. Отличаются оба варианта лишь рабочим объемом (1396 кубических сантиметров против 1591). Этого удалось достичь благодаря увеличению хода поршня.
Новая линейка Gamma заменила двигатели Alpha , которые применяются на модели Getz . Движки старой серии оснащались ремнем в приводе ГРМ (как тогда было модно), гидрокомпенсаторами зазоров и установке катализатора в передней части мотора.
Обозначались агрегаты как G4EE:
- G – gasoline, это значит, что двигатель бензиновый;
- D4 – количество цилиндров;
- EE – модель конкретного мотора.
Новые движки Hyundai Solaris из серии Gamma обозначаются G4AE. Кроме агрегатов с системой многоточечного впрыска, в серии есть модель на 1,6 литров с непосредственным впрыском и производительностью в 140 «лошадок», а также дизельный мотор на 1,6 литра, с турбонаддувом и 128 л.с. Правда, последние два варианта на Российском рынке не представлены.
Поэтому владельцам Hyundai Solaris придется выбирать движок на 1,4 литра с плавным нарастанием оборотов от 2,5 тысяч до 5. Если хочется больше мощности, то можно выбрать мотор 1,6, обороты разгоняются от 3,5 до 4 тысяч в минуту.
Чем отличается серия Gamma от Alpha
Между двумя сериями двигателей Хендай Солярис действительно есть отличия:
- В первую очередь – это обратная установка коллекторов. В новой серии выпускной коллектор и катализатором установлен сзади мотора, а выпускной в передней части. Такое решение позволило получать более холодный воздух на впуске. В результате, двигатель может получать больше топлива и выдавать больше мощности, удобнее в таком случае и ремонтировать систему впрыска. Сзади двигателя остается много места, что позволит заглушить удар.
- Ось цилиндра смещена по сравнению с осью коленвала на 1 см (такое решение позволило снизить трение поршня о цилиндры).
- В новой серии моторов Hyundai Solaris установлен менее массивный и более жесткий блок цилиндров из алюминия, который производится способом литья.
- Вместо ременного привода ГРМ установлен цепной. Сама цепь находится внутри блока и не нуждается в обслуживании. Если она растягивается, то проблема решается при помощи гидравлических натяжителей (они есть с обеих сторон).
- На впускном валу есть система регулировки фаз газораспределения. С учетом оборотов, механизм поворачивает распредвал в определенное положения, это обеспечивает качественный газодинамический наддув при разных показателях оборотов.
Описать детально весь этот процесс достаточно сложно, но его результаты очень просты, регулировка фаз поднимает тягу при низких показателях оборотов.
- Система привода клапанов не оснащается гидрокомпенсаторами. В регулировке зазоры не нуждаются, а бренчать «на холодную» система уже не будет. А судя по отзывам, такая проблема случается у Hyundai Getz при солидном пробеге.
Другие особенности
Теперь на Хендай Солярис установлен пластиковый впускной коллектор, который оснащается резонатором. Это снижает сопротивление потоку и уровень шума при впуске. Выпускной коллектор на Солярис сделан из нержавейки, трубы используются одинаковых размеров, что обеспечивает эффективную работу цилиндров.
Если сравнивать двигатель Gamma со старой серией Alpha, то новые агрегаты оснащаются еще и немного другим расположением навесных элементов.
Так, генератор немного поднят вверх, поэтому лужи ему уже не страшны, кондиционер «переселился» в переднюю часть движка, а насос гидроусилителя теперь находится сзади.
Оснащение модели Солярис электронной педалью газа позволяет регулировать электронику при помощи оборотов холостого хода. Также это позволяет контролировать работу стабилизации, круиз-контроля и противобуксовочного механизма. Теперь у Hyundai Solaris и другой режим работы генератора. При разгоне машины мощность этого механизма снижается, что позволяет экономить силы двигателя, а при торможении повышается, чтобы инерция транспортного средства применялась для подзарядки аккумулятора. Кроме этого, в системе охлаждения Хендай Солярис есть двойной термостат, и прогрев движка теперь более быстрый, что очень важно для условий российской зимы.
Производитель мотора и сторонние звуки
Двигатель для автомобиля делают на заводе Beijing Hyundai Motor, который находится в Китае. Конечно, большинство всего сделанного в Поднебесной знаменито своей доступной ценой и сомнительным качеством. Но не стоит в категорию «барахла» относить и движок на Solaris. Но стоит сказать, что определенные проблемы все же есть, и с ними необходимо ознакомиться.
В частности, владельцы модели Солярис часто жалуются на посторонние звуки с моторного отсека:
- Стук. Если он внезапно пропадает после прогрева, то проблема в шуме цепи ГРМ. Это не приведет к серьезным поломкам, и волноваться не стоит. Если же стук слышен и после прогрева, то, возможно, плохо отрегулированы клапаны, и придется ехать на СТО.
- Щелчки и цокот. Часто владельцы задают вопросы и по такому поводу. Дело в том, что такие звуки всегда сопровождают работу форсунок, и это вовсе не говорит о поломке автомобиля.
- Свист. Посвистывать Hyundai Solaris начинает из-за плохого натяжения ремня генератора. Решается такая проблема заменой ролика натяжителя.
Другие проблемы с движком
Кроме посторонних шумов, с мотором бывают еще и такие проблемы:
- Подтекает масло. Судя по отзывам, это достаточно редкое явление, с связано оно с износом прокладки клапанной крышки, после замены этой детали подтеки пропадают.
- «Скачки» оборотов. Двигатель машины может работать неравномерно, но это легко исправляется чисткой дроссельной заслонки.
- Вибрации на холостом ходе. Эта проблема также появляется из-за засора дроссельной заслонки, ну а если прочистка не помогла, то надо поменять свечи.
- Вибрации появляются при средних оборотах. Это связано с конструкцией движка, при входе в резонанс он начинает вибрировать. Для устранения вибраций надо немного увеличить или снизить скорость.
Моторесурс – один из ключевых параметров, который характеризует степень , что в свою очередь определяет вероятный срок службы силового агрегата. В большинстве случаев этот показатель остается незамеченным при выборе первого автомобиля. Опытные автовладельцы рекомендуют сравнивать фактический и заводской ресурс двигателя, так как зачастую заверенные производителем показатели разнятся с фактическими.
Линейка силовых агрегатов Hyundai Solaris отличается разнообразием, но наибольшее применение среди отечественных водителей получили моторы на 1.4 и 1.6 литра. Каков же ресурс двигателя на этом автомобиле?
Сколько ходит мотор на Солярисе?
Заводской ресурс двигателя Hyundai Solaris равняется 180 тыс. км. Именно такой километраж автомобиль способен пройти без серьёзных поломок. На практике седан способен пройти и более 300 тысяч километров. Двигатель с рабочим объёмом 1.6 литра оснащен системой распределения впрыска топлива и входит в серию так называемых силовых агрегатов Gamma.
Данный мотор в ходе многочисленных испытаний продемонстрировал самый низкий уровень износа комплектующих деталей. Достичь этого производителю удалось за счет реализации в конструкции мотора нестандартных решений. Например, вместо впрессованных гильз применены вплавленные, также поршень оснащен масляным охлаждением донышка.
Что касается газораспределения, то здесь задействована система DOHC. В Хендай Солярис реализован универсальный механизм, состоящий из специальных натяжителей, который защищает цепь от проскакиваний, даже при критическом её растяжении. Многие владельцы Солярис отмечают, что срок службы самой цепи идентичен со сроком службы мотора. Поэтому первый серьёзный ремонт у большинства автовладельцев наступает только спустя пройденных 250-300 тыс. км пути.
Из других особенностей моторов Hyundai Solaris стоит отметить:
- Расположение коллектора на передней и задней стороне двигателя. Данная особенность позволяет значительно облегчить обслуживание силового агрегата.
- За счет универсального расположения двух коллекторов происходит забор наиболее охлажденного воздуха, что в свою очередь положительно сказывается на мощности силового агрегата.
- Применение особого сплава алюминия в ходе производства блока цилиндров способствует его устойчивости и повышенной прочности во время эксплуатации автомобиля.
Также стоит отметить следующий нюанс, который зачастую путает многих потенциальных владельцев седана. Указанная в документации цифра в 180 тыс. км отображает гарантированный пробег автомобиля. При своевременном и должном обслуживании ресурс на практике возрастает в два раза. Например, для автомобиля Hyundai Accent в документации также был указан гарантированный пробег в 180 тыс. км, однако это не мешало на практике проходить автомобилю без особых поломок 350-400 тыс. км пути.
Увеличение срока службы двигателя объемом 1.4, 1.6
Силовые агрегаты 1.4 и 1.6 обладают не только хорошими техническими характеристиками, но отличаются и высоким уровнем надёжности. В процессе эксплуатации седана больших нареканий на работу мотора у владельцев не возникает. Срок службы мотора напрямую зависит от условий эксплуатации авто и своевременном обслуживании. Поэтому цифра в 180 тыс. км может на практике варьироваться в большую и меньшую сторону. Здесь всё зависит от самого автовладельца. Увеличить моторесурс Hyundai Solaris можно следующими путями:
- Заправлять авто только на проверенных и сертифицированных заправочных станциях. Так водитель может быть уверен, что автомобиль «питается» нормальным топливом;
- Использование сертифицированного масла, который рекомендует сам производитель автомобиля, также оказывает значительно влияние на продолжительность бесхлопотной работы седана;
- Не стоит заставлять работать силовой агрегат на износ. Эксплуатация двигателя на предельных возможностях способствует только увеличению уровня износа деталей, что в свою очередь провоцирует преждевременным поломкам.
Таким образом, срок службы силового агрегата Hyundai Solaris зависит только от самого владельца. Своевременное обслуживание автомобиля и должный уход в разы увеличивает моторесурс. Движки с рабочим объёмом 1.4 и 1.6 литра отличаются надёжностью и своеобразной конструкцией, которая увеличивает показатель надёжности ключевых деталей мотора. На практике проверено, что эти оба мотора способны преодолеть более 300 тыс. км пути, прежде чем случится первая серьёзная поломка.
В форумах частенько натыкаюсь на сентенцию, что, Hyundai Solaris - машина «китайская» и одноразовая, поездить пять лет и выкинуть, после чего авторы обычно скатываются в декаданс, мол, теперь все одноразовое, цены конские, и сыр маасдам уже не тот. Меня даже заинтриговало, происки ли это конкурентов или «одноразовость» Solaris имеет под собой какую-то научную основу?
На Hyundai Solaris и родственный ему Kia Rio, а также Cee’d, Elantra и еще ряд моделей альянса ставятся двигатели семейства Gamma. Версии объемом 1.4 им еют индекс G4FA, 1.6-литровый движок - G4FG/G4FC. У этих двигателей алюминиевый блок цилиндров, и все сомнения связаны именно с этим.
При работе мотора блок цилиндров естественным образом изнашивается, что при больших пробегах приводит к известным симптомам: снижается компрессия, увеличивается расход масла, падает приемистость, осложняются холодные пуски. Если вам доводилось укатать какие-нибудь «Жигули» до капитального ремонта, то вы знаете рецепт от этого недуга: расточка цилиндров под ремонтный размер с соответствующей заменой поршней на так называемые ремонтные (их диаметр на доли миллиметров больше). Расточка восстанавливает нужную форму цилиндра, а ремонтные поршни обеспечивают заводской зазор. У иных машин было по четыре ремонтных размера - капиталь, сколько влезет.
Проблемы начались, когда прочные чугунные блоки цилиндров стали интенсивно вытесняться алюминиевыми. Сам по себе алюминий - материал легкий и теплопроводный (это плюс), но также он довольно мягкий и имеет дурную склонность схватываться при контакте с алюминием поршня. Есть этак десяток способов решить сию проблему, но суть во всех случаях одна: на поверхности блока (иногда и поршня) создается то или иное покрытие с высокой твердостью. А вот это как раз и осложняет расточку блоков.
Помимо чугунных гильз, «мокрых» или «сухих», используется химическое упрочнение поверхностных слоев цилиндра или специальные покрытия. Например, блок цилиндров отливают из кремнистого сплава, а затем травят алюминий на поверхности зеркала цилиндра, в результате чего создается слой с высоким содержанием твердого кремния (технология Silumal). В высокофорсированных двигателях распространены покрытия из материала Nicasil (никель и карбид кремния), который пришел из автоспорта: он отличается фантастической твердостью и износостойкостью, хотя боится серы.
Соответственно, ремонтопригодность алюминиевого блока цилиндров зависит от технологии его изготовления. Например, никосилевые цилиндры почти не поддаются расточке под ремонтный размер: сплав очень твердый, а толщина покрытия небольшая. Чаще всего, для двигателей с такими цилиндрами поршней ремонтного размера не выпускается, но они долговечны, что подтверждает опыт, например, Porsche.
Силумаловые цилиндры можно расточить, но чтобы восстановить поверхностную твердость зеркала цилиндров, нужно соблюдать сложную технологию. Но в целом это возможно.
Если вернуться к моторам
Gamma на Solaris/Rio, то в них используется казалось бы самая ремонтопригодная технология с чугунными гильзами, которые и обеспечивают поверхностную твердость зеркала цилиндра. Проблема лишь в том, что это не легкосъемные «мокрые» гильзы, популярные на старых двигателях, а тонкостенные «сухие». При изготовлении блока чугунные гильзы «заливаются» жидким алюминием, в результате чего они как бы вплавляются в толщу блока. Извлечь их механически сложно, хотя умельцы в частном порядке берутся. Теоретически, чугунную гильзу можно расточить, но в моторах Gamma стенки цилиндров тонкие, и производитель не предусмотрел такой возможности: нет ремонтных размеров, нет ремонтных поршней.Вопрос ремонтопригодности подобных (не только солярисовых) двигателей вызывает бурные споры в форумах, и связано это вот с чем. Зачастую «официальной» технологии и соответствующих запчастей не существует, то есть завод не предусматривает возможность ремонта. С другой стороны, находятся мастера, которые разрабатывают народные методы, однако тут уже речь о кустарщине, и судить ее качество за глаза сложно: все зависит от мастера, технологии, степени износа. Допускаю, что в иных случаях оживить блок удается, в других отремонтированный двигатель служит недолго. Естественно, ни о какой гарантии речи не идет.
В случае с Solaris проблема усугубляется недолговечностью блока: твердость чугуна ниже, чем, например, у дорогого никасиля, и в некоторых фигурирует значение ресурса мотора «Соляриса» в 180 тысяч км. Это, как вы понимаете, несерьезно: пять-шесть лет эксплуатации. На самом деле, вопрос ресурса очень спорный, потому что как минимум зависит от условий эксплуатации, и на форумах киа- и хендеводов встречаются декларации 300-тысячных пробегов. Вполне возможно: если вовремя менять масло, не крутить мотор и щадить его в морозы, можно сберечь ресурс. Полагаю, значение 180 тысяч км является некой минимальной планкой, на которую ориентировался производитель при создании мотора - никаких официальных комментариев я не нашел.
Кстати, Kia и Hyundai дают рекордную для России гарантию на машины - 5 лет или 150 тысяч км, причем в полной мере эта гарантия как раз и действует на «железо» двигателя без навесных агрегатов. Не исключаю, что по истечению этого срока износ цилиндров может оказаться критическим по вполне естественным, запрограммированным причинам.
Если износ блока достиг предельного, его меняют в сборе. Бюджет операции с учетом новых цен назвать не могу, но по старым прайсам получилось бы в районе 60-70 тысяч рублей без работ. То есть весьма увесисто.
Попутно снова возникает вопрос о прелестях подержанных машин. Обобщать не буду, но если покупка нового
Solaris вопросов не вызывает, то с бэушными сложнее: попадется экземпляр с износом, близким к критическому, и через пару лет попадешь на замену блока. Причем, речь идет не о вероятностной поломке, а о вполне естественном и неизбежном процессе.Что интересно, у двигателей семейства
Gamma есть еще одна конструктивная особенность - отсутствие гидрокомпенсаторов зазора в ГРМ, поэтому раз в 100 тысяч км необходимо по-старинке выставлять зазор между кулачком и толкателем. Иногда владельцы игнорируют эту процедуру, что также может сказаться на ресурсе. Впрочем, ниссановский мотор HR16DE тоже не имеет гидротолкателей, так что «Солярис» не уникален в этом аспекте.А на имидж «одноразового»
Solaris работает и тот факт, что моторы серии Gamma выпускаются в Китае. Хотя именно это я бы не ставил им в минус, ибо сообщений о какой-то откровенной «китайщине» в моторе не встречается: сборка аккуратная и вполне соответствует стандартам корейцев (а эти стандарты весьма высоки).Ну и финальный вопрос - почему? Почему производители выпускают такие моторы? Я так думаю, это еще одна жертва на алтарь прогресса. Сами по себе моторы
серии Gamma весьма совершенны, особенно по меркам среднеценового сегмента. На Западе они выпускаются в том числе с прямым впрыском бензина и наддувом (слава богу, нас сия чаша миновала), и во всех версиях отличаются высоким уровнем форсировки - фактически, одним из лучших для класса. В зависимости от модели атмосферные 1,6-литровые «гаммы» для России выдают 123-132 л.с. и отличаются хорошей экономичностью. У них изменяемые фазы газораспределения, и много технически сложных решений, например, дорогое DLC покрытие на толкателях клапанов и компрессионные кольца с покрытием из нитрида хрома. В погоне за легкостью и технологичностью блока цилиндра, видимо, и пожертвовали его ремонтопригодностью.Но ведь это логично с точки зрения компании, которая зарабатывает на первичной продаже автомобилей. Ее задача - предложить хороший автомобиль для первого покупателя, и в этом аспекте я считаю
Solaris отличной машиной. Что касается долговечности в ветхозаветном смысле слова, то она в принципе уже не входит в приоритет большинства производителей. Экологические нормы ужесточаются чаще, чем люди готовы менять машины, а значит, людей нужно к этому подтолкнуть…PS: пусть не сложится впечатление, что Hyundai/Kia — изгои в этом вопросе. На самом деле «одноразовых» двигателей достаточно много, причем иногда под одним и тем же маркетинговым индексом могут скрываться двигатели разных семейств, одно из которых поддается ремонту, другое — нет. Например, репутацию «одноразового» заслужили безнаддувные двигатели 1,2-1,4 л у Skoda (BBZ) с алюминиевыми блоками и гильзами из серого чугуна. Заводской технологии их расточки нет, но в целом ее иногда делают, используя после специальные поршни сторонних производителей. Похожая конструкция блока цилиндров у нового всевольксвагеновского семейства , но информации об их ремонтопригодности не нашел. Двигатель вышел сравнительно недавно, до капиталки, думаю, еще никто не наездил.