Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.
Определение
Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.
Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.
Первое, что нужно усвоить
В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.
Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.
Золотое правило №2
Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.
Запреты
Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.
Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.
И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.
Вопросы скорости
Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.
Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.
Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.
Где нельзя делать манёвр?
Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).
Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.
Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.
Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.
Опасные места
Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.
Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.
Подробнее о знаках
А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.
Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).
И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.
Положения Кодекса
Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.
Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.
Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.
Места для выполнения манёвра
Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.
Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.
Что не является обгоном?
В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.
Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.
И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.
Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.
Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.
Что такое обгон и чем он отличается от опережения?
Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.
Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.
Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.
Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.
Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.
Подготовка к обгону
Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.
Выполнение обгона
Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.
Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.
Обгон запрещен
Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.
Итак, обгон запрещен когда:
- Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
- Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
- ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
- При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.
Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".
Места, где обгон запрещен
Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.
Места, в которых запрещен обгон:
- Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
- Пешеходные переходы.
- и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
- Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
- Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.
Перекресток
На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.
При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.
Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.
Мост, эстакада, путепровод и тоннель
На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.
Участки с ограниченной видимостью
Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.
Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.
и разметка
Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.
При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.
Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.
Этикет на дороге
Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.
Заключение
Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!
Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.
Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.
Опережение автомобилей , связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.
Основные правила обгона, о которых важно знать
- Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
- Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
- Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
- Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.
Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.
Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.
Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен
В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.
- Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
- Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.
Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.
Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.
Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.
Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.
Линия разметки и специальные знаки устанавливаются вдоль дорожного полотна для предотвращения ДТП. Знак «Обгон запрещен» располагается на трассах в местах, где совершение данного маневра является потенциально опасным и может привести к неблагоприятным последствиям. Обгон под запрещающий знак карается по КоАП РФ, и при таком нарушении водитель обязан заплатить штраф, в отдельных случаях предусмотрено .
Что такое обгон?
Многие начинающие водители нередко путают обгон и опережение, хотя между ними существует колоссальная разница:
- Обгон – это перемещение транспортного средства по встречной полосе с целью опережения других участников дорожного движения. Данное действие допускается при наличии разрешающей прерывистой разметки и отсутствии запрещающего знака 3.20. Также в обязанности водителя входит завершения маневра до начала сплошной линии или до таблички 3.20. Именно поэтому перед началом обгона он должен убедиться, что успеет его закончить заблаговременно и вернуться в свою полосу.
- Опережение – это движение автомобиля по соседнему ряду в попутном направлении с большей скоростью. Выезд на встречную полосу здесь не совершается, поэтому даже при наличии знака 3.20 водитель может совершать данный маневр. Исключение – наличие сплошной линии разметки между рядами: при перестроении ее нельзя пересекать в любом случае.
Знак 3.20 обычно устанавливается в местности вдоль дорожного полотна, если участок является опасным для такого маневра, в т.ч. и перед мостами, где обгон по правилам запрещен. Также табличку можно наблюдать в местностях с ограниченной видимостью, на подъемах и при крутых поворотах дороги.
Правила обгона
Чтобы не стать нарушителем и избежать ДТП, при совершении обгона рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
- Перед маневром убедиться в отсутствии другого автомобиля на встречной полосе рядом со своим транспортным средством, а также удостовериться, что участники дорожного движения, движущиеся сзади, не собираются совершить аналогичное действие;
- Удостовериться, что на встречной полосе нет автомобилей, либо они присутствуют, но водитель, совершающий обгон, не создаст им помех своим движением и успеет вернуться в полосу вовремя;
- Убедиться, что маневр будет окончен до начала непрерывной линии разметки и запрещающего знака;
- Удостоверится, что на участке, где планируется обгон, есть прерывистая линия – только ее можно пересекать, не боясь штрафов.
Таким образом, обгон не должен помешать кому-либо из участников дорожного движения, поэтому совершать его необходимо крайне осмотрительно.
Штраф за обгон под запрещающий знак
Действие знака 3.20 начинается с места его установки, а заканчивается со знака, расположенного возле встречной полосы движения и отменяющего запрет на обгон. Также отменяет запрет табличка «Окончание всех ограничений», начало нового населенного пункта или пересечение перекрестка, если знак отмены ограничений отсутствует.
Какие санкции предусмотрены за несоблюдение требований знака 3.20:
Важно! Если правонарушение зафиксировала камера и водитель уже привлекался к административной ответственности, размер составит 5 000 руб. Лишить водительских прав на основании показаний камеры нельзя – это может сделать только инспектор, зафиксировавший действие водителя в протоколе и увидевший правонарушение своими глазами.
Если правонарушение зафиксировал инспектор и водитель был , для восстановления по окончании срока ему придется не только писать заявление в ГИБДД, но и повторно сдавать экзамен на знание ПДД в соответствии с новым регламентом на 2018 год.
Как обжаловать штраф за обгон под запрещающий знак
Существует два способа обжалования – через руководителя ГИБДД или суд. В первом случае составляется заявление об отмене протокола или постановления, во втором – иск с аналогичными требования. Понадобятся доказательства, подтверждающие невиновность водителя, в т.ч. и свидетельские показания.
Чаще всего граждане обжалуют постановления, оформленные за несвоевременный возврат в свою полосу, когда маневр начат до знака, но завершен уже в зоне его действия. Здесь привлечение к ответственности происходит не за игнорирование требований таблички 3.20, а за нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, за что предусматривается до 1 500 руб.
Если на водителя был составлен только протокол, а постановления еще нет, обжалуется первый документ. При наличии постановления ходатайствовать можно только об его отмене.
Процедура обжалования выглядит следующим образом:
- Водитель подает заявление, составленное на имя руководителя ГИБДД. К нему прилагаются материалы, указывающие на невиновность. Это может быть запись с видеорегистратора, и пр.
- Заявитель дожидается ответа. Если он не поступает в течение двух недель, можно подавать исковое заявление в суд. К нему прилагается то же самое, что и к заявлению об отмене протокола или постановления для руководства инспекции.
Часто вижу ситуацию, когда явно двухполосная дорога используется как четырёхполосная исходя из принципа "подвинься, у меня Лексус/кроссовер/вагон наглости".
Является ли нарушением обгон на перезоде в таких условиях?
Как будут устанавливать вину/невиновность водителя сотрудники ГИБДД/водители автомобилей?
Скажу больше. ИДПС сами нарушают и в упор не замечают этого нарушения.
Антон , если при проезде через переход автомобиль частично едет по встречной полосе движения, то это является нарушением.
Если сотрудники ГИБДД увидят указанное нарушение, то с большой вероятностью водитель будет лишен прав или получит штраф в размере 5000 рублей.
Удачи на дорогах!
Теперь вопрос:
Приведите конкретные примеры, когда водители должны руководствоваться дорожными знаками, если значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима?
Я пытаюсь доказать, что знаки не имеют преимущества, а Serpiph просто объясняет, почему они их не имеют.
Вообще, приложение 2 к ПДД это миф?
например разрыв в сплошной разметки и перед ним знак "разворот запрещен" (вроде как можно былоб развернуться, разметка не запрещает, а вот нет, знак не разрешает). или обратная ситуация, сплошная разметка и временный знак "движение только влево". полно таких ситуаций.
и да, со сплошной разметкой и отменой действия знака "обгон запрещен" никаких противоречий нет. знак допускает обгон, просто разметка в данном месте не позволяет выезд на встречку, знак-то будет действовать до следующего перекрестка, который может быть еще черти когда и разметка 100 раз поменяется
Дмитрий-230
Добрый день!
Дмитрий-230, действительно, обгон на таком перекрёстке разрешён: 11.4. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках , а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; Обратите внимание - только на таком перекрёстке разрешён обгон.
при этом нанесена разметка в виде сплошнойДо перекрёстка Вы обогнать не можете (сплошная разметка). Попробуйте начать и закончить обгон на самом перекрёстке (весёлая шутка). Если Вы закончите обгон после перекрёстка, можете потерять права (там ведь тоже сплошная), хоть нарушения ПДД нет, доказать что Вы начали обгон на самом перекрёстке будет довольно сложно (а это уже серьёзно).
GDW nik опередил)) но всё же вставлю и свои "пять копеек":
Дмитрий, не разрешен , а не запрещен . Улавливаете разницу?На трассе установлен один из знаков 2.3.1-2.3.7, судя по статье обгон на данном участке разрешен.
Вообще-то они не противоречат, а дополняют друг друга!По сути знак противоречит разметке (знак разрешает обгон на нерегулируемый пепекрестке при этом разметка сплошная)
Пунктирная нанесена только на перекрестке, позволяя повернуть (развернуться). Согласитесь, вряд ли Вы успеете начать и закончить обгон в пределах данного перекрестка даже, скажем, велосипедиста или лошади с телегой. А на остальной дороге однозначно: сплошная линия - запрещает обгон!Как быть, если при этом нанесена разметка в виде сплошной, и не посредственно перед пересечением проезжих частей - пунктирная. Вопрос: разрешен ли в такой ситуации обгон?
Добрый день!
На трассе установлен один из знаков 2.3.1-2.3.7, судя по статье обгон на данном участке разрешен. Как быть, если при этом нанесена разметка в виде сплошной, и не посредственно перед пересечением проезжих частей - пунктирная.
По сути данная ситуация знак противоречит разметке (знак разрешает обгон на нерегулируемый пепекрестке при этом разметка сплошная)
Вопрос: разрешен ли в такой ситуации обгон?
По ПДД знак имеет приоритет - можно!
На практике "встречка" - нельзя(((5 руб. или лишение.
Мы уже обсуждали на этом форуме, но к единому мнению так и не пришли. Вроде по закону можно, а суды встают на сторону ГИБДД(((
servit , не пишите ерунду! По какому это закону "знак приоритета" стал разрешать обгон? Т.е. по-вашему он точно также разрешает ехать с большей скоростью, поворачивать где запрещено, стоять где запрещено и т.д. и т.п.))
ПДД РФ. 2. Знаки приоритета.
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков , пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
2.3.1. "Пересечение со второстепенной дорогой".
2.3.2 - 2.3.7. "Примыкание второстепенной дороги".
Данные знаки предупреждают, что впереди неравнозначный перекресток, на котором Вы имеете преимущество. Больше они ничего не разрешают и не запрещают! Вы всё также обязаны ехать в пределах выделенных полос и выполнять указание всех знаков и разметок.
P.S. Уж не знаю над чем вы там спорили раньше, но знак (в т.ч. временный) будет иметь приоритет над разметкой, если на одно действие (поворот, остановиться и т.д.) они утверждают обратное (должен/запрещено).
Максим-107
Здравствуйте!
Интересная у меня приключилась ситуация:
Двигаюсь по трассе и совершаю выезд на полосу встречного движения, после проезда перекрестка при обгоне попутного грузового т/с. Совершил выезд на полосу встречного движения в зоне действия разметки 1.6 (Приложение 2 к ПДД), закончил маневр в зоне действия дорожной разметки 1.5 (Приложение 2 к ПДД) и при этом в зоне действия знака 3.20 (Приложение 2 к ПДД) «Обгон запрещен», установленного с правой стороны по направлению движения, на расстоянии около 50-60 метром от начала зоны действия разметки 1.6. Об установке или перемещении знака на данном участке а/д не знал. Установленный знак не видел по причине совершения обгона грузового транспортного средства.
Как выяснилось знак перенесли дорожные службы за 7-10 дней до произошедшей истории.
При этом инспектор ДПС составил схему которая подтверждает выезд на полосу встречного движения до знака 3.20 и приложил видеоматериалы на которых виден сам момент обгона по встречной полосе (без момента выезда) и положение транспортных средств и знака 3.20.
Каковы шансы не лишиться права управления т/с? И есть ли шансы добиться оправдания в суде?
Максим-107, здравствуйте! Судя по Вашему описанию, требования дорожной разметки Вы не нарушали. Остаётся знак 3.20, действие которого начинается от места его установки. Копирую сноску к запрещающим знакам по ПДД: Зона действия знаков 3.16 , 3.20 , 3.22 , 3.24 , 3.26 - 3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Теперь разберёмся - что такое обгон, опять цитата из п 1.2 ПДД: "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Судя по определению обгон - это перестроение на встречку, опережение, перестроение (возвращение) на ранее занимаемую полосу.
приложил видеоматериалы на которых виден сам момент обгона по встречной полосе (без момента выезда)Если Вы так поясните судье, наказания Вам не избежать. На самом деле зафиксировано нахождение ТС на встречке (только половина обгона).
инспектор ДПС составил схему которая подтверждает выезд на полосу встречного движения до знака 3.20Именно эта схема позволит добиться оправдания в суде. Раз выезд на встречку - до знака 3.20 (там он ещё не действовал), нарушения нет. А вот завершить обгон (как раз то, что на видеоматериалах), знак 3.20 не запрещает.
Здравствуйте! Подскажите как быть! Начал обгон фуры на пунктирной полосе, пока обгонял прошла сплошная полоса (откуда взялась так и не понял, перекрестков не было, ехал по трассе), но закончил обгон на пунктирной полосе, гаи ехал сзади снимал на телефон, в протоколе тоже указали что снято на телефон айфон 6(хотя в машине установлены спец оборудования и камеры, видимо отключены были). На видео при обгоне не видно моих регистрационных знаков, видно только когда гаи подъехали сзади и стали останавливать меня. Лишат прав?! сказали в суд передадут или штраф будет?!
Саид-3, вот недавно обсуждали подобный случай. (Там правда один товарищ попытался из Правил Безопасности ДД - сделать Правила абсурда). Почитайте и сделайте правильные выводы.
Телефон вполне служит доказательством вашего нарушения, тем более что и номер видно когда догнали.
Если не было предупреждающего вас запрещающего обгон знака или разметки 1.6, сможете объяснить суду почему вовремя не вернулись на свою полосу, и будете вести себя адекватно - это поспособствует получить лишь штраф.
servit, Вы неправильно трактуете понятия. "Не запрещено" не равно "разрешено". Представьте Страну N, где законом, например, НЕ запрещено курить. В стране есть субъект A, в котором курить запретили. Приоритет имеют федеральные законы, однако, запрет курения никак не противоречит им, потому что нет закона, который бы гласил "разрешено везде курить", просто нет запрещающего. Так же и со знаками. Если он что-то не запрещает, не значит, что он это разрешает.
Добрый день! Подскажите пожалуйста,выезжала со второстепенной дороги поворачивая налево (автомобиль слева пропустил), просмотрела направо,начала движение,а слева по встречной полосе,машина двигалась мне навстречу,получается,произошло столкновение передними бамперами. Впереди у неё пешеходный переход нерегулируемый в метрах 10-15,и далее сплошная (водитель планировал проехать пешеходный переход и нарушив сплошную совершить поворот налево). Меня посчитали виновной,так как у меня выезд со второстепенной...разве это справедливо? Я буду Вам очень благодарна если Вы выскажете своё мнение. Спасибо.
Ирина-100 , здравствуйте!
следуя из вашего описания, столкновение произошло за пределами перекрестка, минимум в 20 метрах, когда Вы двигались уже по главной, и даже проехали разделяющую потоки сплошную и п/переход; а тот ехал по встречке, ещё не доехав даже до этой сплошной перед перекрестком. Не вижу лично Вами нарушения Правил!
Или Вы что-то не так объяснили? Тогда ещё бы ссылочку на яндекс-панораму с указанием места аварии.
Если Вы именно так пояснили при разборе ДТП, то сделали Вас виновником правильно. Если Вы уже двигались по главной дороге, зачем вспоминать перекрёсток? Именно Ваше пояснение обстоятельств сделало Вас виновником.выезжала со второстепенной дороги поворачивая налево
Вы правы,это не перекрёсток, на главную улицу на лабораторный проспект меня стоящий в пробке автомобиль слева пропустил и я выезжала поворачивая налево, со второстепенной улицы Чичуринская,в это время слева же, на обгоне по встречной полосе ехала девушка,по ее полосе пробка была,машины стояли, и мы с ней встретилились бамперами. При всем просто описываю обстановку,что у неё по ходу движения вперёд пешеходный переход нерегулируемый в метрах 10т.е с улицы которой я выезжала,переход справа был от меня) , до перехода прерывистая линия и после сразу сплошная. Со слов девушка хотела переехав пешеходный переход,пересечь сплошную повернуть налево.
Немного стало понятнее. Пересечение дорог, второстепенной с главной, это всё-таки называется перекресток, Ирина. Вы, при выезде со второстепенной, обязаны были уступить всем, п.13.9 ПДД, чего не сделали. Соответственно на (или сразу за) перекрестке создали аварию.
Правила не запрещают, двигаясь по главной дороге, выполнять обгон на нерегулируемом перекрестке, если это не запрещено знаками или разметкой. Поэтому та девушка ничего не нарушала, по крайней мере до вашего столкновения (а наличие сплошной за перекрестком попросту ещё не видела). Вот если бы сплошная началась ещё до перекрестка, то тогда была бы скорее всего обоюдка, совершенно не снимающая вины с Вас.
Спасибо Вам большое!
Не за что. Типичная ситуация, когда вежливый водитель пропускает, а в это время другой едет по соседней полосе или какой-то торопыга идёт на обгон, физически не успевая затормозить. В будущем, даже если Вас пропускают, выезжайте мимо него медленно, убедившись что слева (как и справа) никто не летит. Удачи!
Сергей-514
А как же эти аварии в городе и наезды на пешеходов водителями которые выпучив глаза летят и не думают что или кто с права от них.Я за то как раньше запретить справа обгон и опережение.Примеры показывают что это опасный маневр.А особенно в дурных руках.
Нет, это, извините, глупость. Ибо ПДД не запрещают в городе ехать в крайнем левом ряду скажем, с не самой высокой в пределах разрешённого лимита скоростью.
можно ли совершать обгон транспортного средства в таком случае: если водитель не заметил дорожный знак, запрешающий обгон и он ориентировался в зимнее время на дорожную разметку разрешающую обгон транспортного средства и если в то же время на этом же месте стоял дорожный знак запрешающий обгон танспортного средства, гаишники утверждают что в зимнее время надо ориентироваться только на дорожные знаки??? и почему одновременно в одном месте находится противоположные друг другу знак дорожный запрешающий обгон и разметка разрешающая обгон транспортного средства, как быть в таком случае????Одновременная установка на дороге знака "Обгон запрещен" и разметки разрешающая обгон тс, Налицо противоречие.и как заплатить штраф если протокол составили и квитанция не пришла за штраф???
Ирина , дела по части 4 статьи 12.15 КоАП рассматриваются судьями. Поэтому был составлен протокол. Если на суде будет наложен штраф, то Вы сможете оплатить его после получения копии постановления. Если на суде будет наложено лишение прав, то оплачивать ничего не придется.
То, что водитель не заметил дорожный знак, от ответственности не освобождает.
При указанном Вами сочетании дорожных знаков и разметки можно обгонять только тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. .
Удачи на дорогах!
Добрый день. Подскажите,пожалуйста, предусмотрены ли наказания (какие) за обгон ТС, если стоит знак "Ремонтные работы", но полоса не сплошная.
Андрей-373
Я так понимаю, что не смогу выполнить обгон если его начнёт выполнять машина которая едет первая передо мной? А что если я вышел на обгон по правилам и начал опережение 3-х и более автомобилей и упёрся в обгонялу с менее сильным двигаделем? Что тогда? Спасибо за Ваши пояснения!
не смогу выполнить обгон если его начнёт выполнять машина которая едет первая передо мной?
Не можете:
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
А что если я вышел на обгон по правилам и начал опережение 3-х и более автомобилей и упёрся в обгонялу с менее сильным двигаделем? Что тогда? Спасибо за Ваши пояснения!
"Обгоняла" уже обгонял. Вы не имели право начинать обгон:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
То есть, опережение одного или несколькольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части) - может только ОДИН автомобиль.
Марина , Вы имеете в виду знак 1.25 "Дорожные работы"?
Если да, то этот знак сам по себе обгон не запрещает. Если других условий, запрещающих обгон, нет, то можно выполнить данный маневр.
Удачи на дорогах!
А что, я сейчас не могу завершить обгон через сплошную линию разметки?
Александр-642
Максим,а если при обгоне вы видите что взади за вами ещё 1 автомобиль начал обгон на прерывистой,при обгоне 2-ого транспортного средства было замечено что прерывистая заканчивается,нажимать на тормоз уже бессмысленно,чтобы отказаться от манёвра.Автомоболь,что был взади оказался Службы ДПС,по требованию которой пришлось остановиться.Обгон совершался ночью,поэтому кроме фар взади ничего было не видно.Выписали протокол,видеосъёмка есть.Как правильно разъяснять ситуацию в суде?Ведь знак можно было пропустить при обгоне 1 авто,а на ближнем свете фар не так и далеко видно дорогу чтобы успеть совершить обгон до окончания прерывистой.назад тоже не вернуться так как взади был автомобиль.....В данном случае возможно избежать штрафа?потому что о лишении и речи быть не может....знаки у нас не устанавливают над полосой,для их лучшего обозрения по трассе в станицах.
Александр-642 , Вас не должно волновать, есть ли за Вами другой автомобиль или нет, даже если это экипаж ДПС. Вы увидели, что не можете завершить обгон, не нарушая ПДД, необходимо затормозить и перестроиться правее до того, как начнётся сплошная линия справа от Вас. Представьте, что перед Вами на Вашей полосе появился знак 3.1 с табличкой 8.14. Что Вы будете делать? Затормозите и перестроитесь, пропустив автомобиль справа. В обгоне тоже самое. Вообще-то в ПДД есть пункт
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Если при обгоне Вы не можете контролировать весь путь обгона - не обгоняйте, целее будете.
Что же до наказания, то меру наказания изберёт суд, так как по части 4 п. 12.15 КоАП он может или оштрафовать Вас, или лишить прав. При наличии видеофиксации шансов избежать наказания у Вас крайне мало. Надо изучать саму запись, насколько она позволяет идентифицировать Ваш автомобиль и факт нахождения на встречке при появлении разметки 1.1. Но учтите, чем больше будете отпираться, тем выше шансы на лишение прав вместо штрафа.
Получается теперь на перекрестках с разметкой обгон запрещен по любой дороге. А нельзя ли как то предупреждать об этом заранее? В городе просто бывают короткие переходы от штрихов к длинной разметке
Ольга , здравствуйте.
С точки зрения ПДД Вы не обязаны снижать скорость.
Однако Ваш муж рассматривает ситуацию с точки зрения безопасности. А при таком раскладе лучше немного притормозить и дать торопыге проехать, чем попасть в ДТП и пострадать. Естественно, не обязательно тормозить при каждом обгоне. Однако если Вас обгоняет грузовик, то есть смысл снизить скорость.
Удачи на дорогах!