Мотоблоком называется универсальное профессиональное мобильное средство, предназначенное для сельскохозяйственных работ.
Из мотоблока можно сделать многое, даже снегоход, главное смекалка. Такое сооружение станет полезным средством передвижения не только в зимний период.
Снегоход является необычным зимним транспортом. Отличная проходимость и маневренность – его главные особенности. По видам снегоходы бывают рабочие, спортивные, туристические и горные .
Процесс переделывания мотоблока в снегоход – процесс комплексный и не простой, но реальный.
Существует много способов переделывания мотоблока в снегоход, при этом конструкции могут быть разнообразными как простыми, так и сложными. Всё зависит от того, для какой цели нужен снегоход.
Но как переделать мотоблок в снегоход, чтобы сборка оказалась максимально надёжной? Об этом речь пойдёт в данной статье.
Превращение мотоблока в снегоход
Начнем с вопроса. Почему именно мотоблок? Объясняется все очень легко. Пришла осень и постепенно все полевые работы сошли на нет. Мотоблок, как медведя отправили в зимнюю спячку. До весны он явно не понадобится, а нет. Зимой он тоже верой и правдой может служить хозяину, облегчая его трудовую деятельность. Поможет в доставке дров из лесу, воды из реки и просто облегчит передвижение по снежному покрову. Сделает его быстрым и комфортным.
С чего начнем? С двигателя. В качестве базового агрегата для нашего снегохода прекрасно подойдет мотоблок среднего класса «Нева», оборудованный задним тягово-сцепным устройством и ручным управлением. Его двигатель при довольно невысокой стоимости, собран из качественных деталей японского производства. Кроме того оснащен принудительным воздушным охлаждением, что очень пригодиться будущему снегоходу. В результате получаем агрегат мощностью до 7 л.с.
Для самостоятельного создания снегохода потребуется трубогиб, сварочный аппарат, угловая шлифовальная машинка, силовой агрегат и ряд покупных запасных частей, которые понадобятся в процессе сборки.
Снегоход на базе мотоблока: сборка
Сборку снегохода на базе мотоблока следует делать поэтапно:
- Для проектирования снегохода следует внимательно подойти к его эскизу и предусмотреть составные части.
Конструктивные особенности устройства будут зависеть от прогнозируемых задач. Сам механизм будет состоять из ведомой и ведущей части. Ведомая часть — это амортизаторы, полозья, рулевая колонка. Ведущая включает раму, привод и двигатель.
Чтобы грамотно подобрать детали снегохода лучше сделать макет (из картона, например) прогнозируемого снегохода и лучше, если она будет в натуральной величине.Нужно определиться с расположением и формой всех составляющих будущего агрегата, сборку которого собираетесь делать своими руками.
2. Изготавливаем раму. Необходимо изначально выполнить чертежи, где указать все размеры рамы. Для удобства можно воспользоваться типовым чертежом снегохода представленным выше. Для этого можно применить трубы, предпочтительно трубу 25х25, поскольку она более надёжная, чем например, водопроводная. Благодаря трубогибу делаем нужную форму труб, закрепив точечной сваркой.
3. Завариваем стыки неразрывным швом, к полученной раме привариваем кронштейны для крепления двигателя, сиденья и рулевой колонки. В качестве сидений пригодятся, например, старые кресла. Пригодится руль от велосипеда.
4. В качестве полозьев используем две лыжи, соединенных шарнирами с рулевой колонкой. В качестве поворотных втулок используем болты. При постоянной смазке они прослужат очень долго. Кроме этого за счет положения патрубков можно изменять клиренс снегохода. Для снятия нагрузки с гусеницы устанавливают опорную лыжу с натяжными роликами.
5. Монтаж двигателя и коробки передач выполняем на ведущей части механизма.
6. Определяем ход будущего снегохода. Он может быть колесным и гусеничным. В первом случае за счет небольшого веса шасси увеличивается маневренность, но уменьшается проходимость, особенно на рыхлом снегу. Поэтому целесообразно колеса снегохода укомплектовать цепями. Во втором случае наоборот гусеницы увеличивают проходимость, но уменьшают маневренность.
7. Обеспечить ваш агрегат зимней «обувью» не так то, просто. Для снижения пробуксовки используют цепи. Возьмите камеру грузового автомобиля, спустите воздух и наденьте на каждое колесо 5-6 цепей, а затем снова накачайте. В результате получите колеса адаптированные к зимнем условиям.
8. Еще один малобюджетный вариант колес для снегохода.
9. В качестве еще одного варианта зимних колес можно использовать покрышки большого диаметра от грузового транспорта и тракторов, предварительно электролобзиком сделать вырезы, как показано на фото для увеличения сцепления с поверхностью дороги.
10. Изготовьте четыре стальных обруча по диаметру немного меньше, чем накаченная камера соответственно всех колес снегохода. По ширине они должны быть в 2-3 раза больше, чем соответствующее колесо. Далее с наружной стороны приварите по 7-8 пластин толщиной 20 мм для лучшего сцепления с полотном дороги. После чего камеры спустите, установите обручи и снова накачайте. Получится недорогой, но довольно приемлемый вариант колеса для снежной дороги.
11. Гусеницы для снегохода можно сделать дома своими руками. В качестве материала подойдет конвейерная лента с прикрепленными на болтовых соединениях брусками или кусками труб для увеличения сцепления с дорогой.
Рама выполнена из трубы квадратного сечения 25х25х2, на нее установлена гусеница, двигатель с редуктором, передняя подвеска и платформа.
Передняя ось неподвижна, жестко крепится к раме, задняя двигается по раме и направляющей и с помощью болта регулируется натяжение гусеницы.
Гусеница изготовлены из транспортерной ленты, в качестве траков применена водопроводная труба диаметром 40 мм, с толщиной стенки 5 мм.
Посередине установлена опорная лыжа, для снятия нагрузки с гусеницы между осями и натяжные ролики.
Ведущий вал состоит из звезда от мотоцикла «Минск», две звездочки от снегохода «Буран», натяжные барабаны.
Цепная передача, передаточное отношение 1:3, цепь и звездочки от «Минска. Двигатель «Садко» объемом цилиндра 200 м3, 6,5 л.с. с редуктором 1/2 и автоматическим сцеплением.
В передней подвеске лыжи применены с детского снегохода «Аргамак», усиленные трубой 25х25х2. Шарниры выполнены с помощью резьбового соединения М16. Аналогично исполнено рулевое управление. Руль использован от «Минска».
В результате такой сборки получиться отличное моторизованное средство передвижения с количеством от одного до двух пассажиров и небольшой массы груза.
Стоит помнить, что неосторожное катание на снегоходе может быть очень опасным и привести к травмам и летальному исходу, поэтому нужно придерживаться правил безопасности. Не рекомендуется на снегоходе пересекать замёрзшие водоёмы.
Снегоход с двигателем от мотоблока:еще вариант
Надёжный и достаточно мощный снегоход получиться с двигателем от моноблока. К сборке сооружения отлично подойдёт мотоблок «Нева» с японским двигателем.
В большинстве случаев мотоблоки состоят из 4-тактных одноцилиндровых бензиновых двигателей с воздушным охлаждением, но 2-тактные двигатели тоже востребованы, поскольку имеют небольшую массу, не сложную конструкцию, высокую ремонтопригодность, ручной запуск и т.д.
70 километров в час — такую скорость можно «выжать» из обычного мотоблока, правда, только в том случае, если к его сборке подойти профессионально.
Из мотоблока можно сделать снегоход, словно гоночный автомобиль, преодолевающий снежные заторы.
На таком агрегате можно не только землю пахать, но и ездить в лес за дровами, на охоту, рыбалку или просто кататься с ветерком. Для жителей долгих зим снегоход будет незаменимым транспортным средством.
Топлива расходуется не много, примерно 2 литра в час.
В большинстве случаем снегоходы изготавливают по схеме «2 лыжи впереди и 1 гусеница сзади». Такая конструкция оптимально устойчивая.
Самодельные снегоходы из мотоблока на фото
Еще один снегоход из мотоблока своими руками вкратце
1. Берём основные составляющие снегохода.
2. Устанавливаем двигатель на гусеничный двигатель.
3. Крепим 2 тяги к гусеничному двигателю, которые присоединяются к поперечной балке с лыжами и рулём.
4-5. Между тягами устанавливаем переднюю стойку и сиденье.
6. Крепим гусеничный движитель к балке с управляемыми лыжами и рулём.
7. Берём болты и штифты и собираем все детали будущего агрегата.
8. Снегоход готов.
Уникальность снегохода состоит в его возможности проехать в тех местах, где обычные машины только мечтают это сделать.
Снегоход из мотоблока видео
Видео про снегоход 2
Видео № 3 про снегоход своими руками(мотоблок (Зубр) на гусеницах!
Подобрано для вас:
Одногусеничные снегоходы
Подавляющее большинство снегоходов в настоящее время изготовлено по схеме «две лыжи впереди/одна гусеница сзади». При такой схеме снегоход опирается на три точки, расположенные треугольником. Прежде всего такая схема обладает оптимальной устойчивостью. Одногусеничная схема позволяет создавать эффективные снегоходы для самых разных целей. Конструкция одногусеничного снегохода является залогом относительно низкого веса, правильного распределения масс, ремонтной доступности всех основных узлов.
При проектировании таких снегоходов конструкторам предоставлены несколько основных инструментов, которые определяют баланс качеств снегохода:
Ширина гусеницы -- уменьшение ширины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности, снижает зависимость снегохода от продольных неровностей. Увеличение -- улучшает проходимость. В настоящий момент большинство одногусеничных снегоходов выпускается со стандартной шириной гусеницы в 15 дюймов (381 мм), либо с широкой гусеницей (она же -- widetrak) шириной в 20 дюймов (508 мм). В последнее время становится популярной сверхширокая гусеница -- 24 дюйма (610 мм). Использование сверхширокой гусеницы позволяет вплотную приблизиться по проходимости к двухгусеничным снегоходам.
Широкие гусеницы до последнего времени были уделом утилитарных снегоходов. Но в последнее время на рынке появились промежуточные модели -- сочетающие комфорт туристических снегоходов с наличием широкой, а то и сверхширокой, гусеницы.
- длина гусеницы -- уменьшение длины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности. Увеличение -- улучшает проходимость. В технических данных снегоходов всегда приводится длина ее полной окружности, как правило это 3000-4000 мм. Опорная поверхность гусеницы не превышает трети этой длины.
- развесовка -- то есть, распределение полной массы снегохода между лыжами и гусеницей. Увеличение доли нагрузки, приходящейся на лыжи -- повышает управляемость. По этому пути идут при конструировании кроссовых и туристических моделей, для которых проходимость по глубокому снегу является вторичным качеством. Увеличение нагрузки на гусеницу в совокупности с увеличением ее размера смещает приоритет в сторону проходимости.
Масса снегохода в первую очередь зависит от его типа. Вес большинства утилитарных и туристических снегоходов -- около 300 кг. Спортивные -- кроссовые и горные весят 200--250 кг.
В последние годы конструкторы стали уделять повышенное внимание снижению массы. Многие новые модели разработаны «с чистого листа», в них воплощаются самые современные технические решения, в том числе широко используются легкие материалы, из конструкции исключаются некоторые узлы, оптимизируется вся конструкция, широко используются возможности использования более легких элементов конструкции по причине снижения нагрузки на них.
Существенное снижение массы позволяет предложить новый продукт:
- повышается проходимость снегохода без принесения в жертву других качеств;
- открываются новые возможности для активного управления -- вес водителя позволяет гораздо сильней влиять на более легкий снегоход;
- подъем снегохода вручную при его вытаскивании уже не требует предельного напряжения сил.
Колея лыж у большинства современных снегоходов зависит скорее от конструкции подвески. Для моделей со свечной подвеской она составляет около 950 мм, для моделей с рычажной -- около 1050 мм. Эти величины являются инженерным компромиссом, так как на каждом типе снегохода есть факторы ограничивающие ее чрезмерное уменьшение или увеличение. По общему правилу, увеличение колеи улучшает устойчивость и управляемость снегохода. Но вместе с тем, и ограничивает возможность активного управления снегоходом -- водителю становится сложней наклонять снегоход собственным весом при прохождении поворотов, при движении поперек склонов. На многих моделях есть возможность регулировки колеи в зависимости от предпочтений владельца.
Так как при одногусеничной схеме все три точки опоры существенно разнесены по углам треугольника, это позволяет оснащать снегоход длинноходными эффективными подвесками.
Двухгусеничные снегоходы
При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки -- одна лыжа впереди и две гусеницы сзади -- физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.
Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними -- которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески. При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» -- 900 мм).
Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при ее повреждении проще и дешевле, чем широкую.
У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:
- он заметно чувствительней одногусеничных снегоходов к продольным неровностям. На нем очень затруднено движение вдоль склона. Широкая опорная поверхность не позволяет водителю эффективно влиять на его устойчивость смещением собственного веса;
- относительно узкая ширина опорной части дает ему преимущество в определенных случаях. Например, при движении по засыпанной снегом грунтовой дороге, что зачастую затруднено на снегоходах с двумя лыжами, которые теряют устойчивость, проваливаясь одной из лыж в колею;
- при недостаточной ширине ровной опорной поверхности (например, на перекрестках колейных дорог), двухгусеничный снегоход наоборот, может сильно заваливаться.
Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц -- в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески расчитаны на амортизацию мелких неровностей.
Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого -- нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги.
О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами -- неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно -- ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.
На нашем рынке в настоящий момент двухгусеничные снегоходы представлены двумя отечественными моделями:
- Снегоход "Буран"
- Снегоход МВП-500
Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной опорной гусеницей соответствующей ширины.
Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:
- двухгусеничная конструкция по определению обеспечивает максимальную опорную поверхность и, соответственно, минимальное удельное давление. Это позволяет им демонстрировать исключительную проходимость по глубокому снегу;
- малая ширина;
- наличие одной лыжи по центру в сочетании с клиновидной носовой частью позволяет куда свободней ездить по лесу, пробираться между деревьями -- так как исключена проблемная для одногусеничных снегоходов ситуация, когда дерево попадает между двух лыж.
Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таежных условиях.
Инструкция
Сначала выполните эскиз задуманной конструкции . При этом предусмотрите две составные части аппарата: ведомую и ведущую. Первая должна состоять из полозьев, рулевой колонки и . Вторая часть должна содержать силовую установку, раму, привод и сиденье водителя. Однако, при необходимости можете изменить конструкцию, более приспособив ее к выполнению предполагаемых задач.
Определите части и агрегаты снегохода, которые вы не сможете сделать самостоятельно. Приобретите их и приблизительно прикиньте расположение агрегатов на , размеры конструкции и ее отдельных частей. Подходя к компоновке профессионально, изготовьте плаз – макет снегохода в натуральную величину из фанеры или плотного картона. Сделайте макеты всех покупных частей, макет рамы и соберите из этого плаз. После определите размеры и расположение деталей, которые предполагается изготовить самостоятельно.
Самостоятельное изготовление рамы предполагает обязательное наличие трубогиба, сварочного оборудования и соответствующих навыков. Если всего этого нет, закажите изготовление рамы в ближайшей мастерской по предварительно нарисованному чертежу. Делать раму самостоятельно начните с выбора необходимых труб. Трубы, снятые с мотоциклетных рам предпочтите водопроводным. Специальные рамные трубы, как правило, более прочные.
Согните трубы на так, как это необходимо. Перед соберите раму, соединяя детали точечной сваркой. Проведите предварительную подгонку элементов рамы и крепящихся к ней деталей снегохода. Это позволит избежать ошибок в конструировании. Окончательную сварку проводите единым швом, желательно без разрывов и других огрехов. Приварите кронштейны крепления двигателя, полозьев, колесного привода, сиденья, рулевой колонки и других частей.
Полозья изготовьте в виде двух широких лыж. Сварите рулевую колонку и закрепите на ней полозья с помощью скоб шарнирных соединений. Более сложный вариант предполагает использование амортизаторов в подвеске лыж. Если конструкция снегохода предусматривает широко расставленные передние лыжи, то в качестве амортизаторов более подходят рычажные от «Урал». Непосредственно на руле закрепите органы управления от любой модели мотоцикла.
На второй части снегохода закрепите двигатель и коробку передач. Их тоже возьмите от любого легкого мотоцикла. В качестве заднего колеса (или колес) примените покрышки низкого давления самостоятельного изготовления. Их можно сделать из подходящих ободов и пневматических камер автомобильных шин. В накачанном состоянии они будут хорошими колесами низкого давления. Для движения по рыхлому снегу обязательны снегозацепы, расположенные по все окружности колеса (колес).
Если конструкция снегохода предполагает наличие одного заднего колеса, заднюю подвеску выполните по мотоциклетному образцу. Для этого дополнительно к раме сварите задний маятник и прикрепите его к раме через шарнир. Используя мотоциклетные амортизаторы, сделайте подвеску маятника. Продумайте и установите цепной привод от двигателя к заднему колесу. После подгонки привода установите заднее колесо.
При желании установить два задних колеса, прикрепите к задней части рамы ведущий мост укороченного типа. Для этой цели найдите задний мост от грузового мотороллера «Муравей» или самостоятельно укоротите мост от легкового автомобиля. При использовании мягких колес низкого давления необходимость в задней подвеске частично отпадает. Использование мотоциклетных амортизаторов технически сильно усложняет задачу. Применение амортизаторов автомобильного типа не сделает подвеску мягкой, так как они рассчитаны на гораздо больший вес, чем снегоход.
Этот снегоход я сделал буквально за пару выходных в гараже на даче. Хотя его конструкция на первый взгляд выглядит очень простой, тем не менее по проходимости в глубоком рыхлом или мокром снегу он не уступает большинству снегоходов промышленного производства.
Несколько лет назад я смастерил для своей девятилетней дочки снегоход с самодельной гусеницей из транспортёрной ленты и пластмассовых водопроводных труб в качестве грунтозацепов. Сначала у меня были сомнения е надёжности такой гусеницы и в том, как поведут себя пластмассовые детали на морозе. Но за время двухлетней зимней эксплуатации поломок и сильного износа труб не произошло. Это и вдохновило меня на создание лёгкого снегохода для себя с такой же самодельной гусеницей.
Прекрасно понимая, что чем меньше масса снегохода и чем больше опорная площадь гусеницы, тем лучше будет его проходимость по рыхлому и глубокому снегу, я попытался сделать конструкцию максимально лёгкой.
Принцип работы снегохода очень прост (рис. 1). Внутри гусеницы установлены четыре колеса, которые при движении катятся по транспортёрной ленте, на которой закреплены грунтозацепы. А привод гусеницы от мотора осуществляется цепью через ведомый вал специальными ведущими звездочками. Их я взял от снегохода Буран».
С двигателем от обычного мотоблока с автоматическим сцеплением мощностью всего 6 л.с. быстро не разгонишься. Ездить на снегоходе я собирался не по укатанным дорожкам, а по рыхлому снегу, поэтому отказался от мягкой подвески гусеницы и лыж для снижения массы снегохода и упрощения всей конструкции.
Сначала изготовил гусеницу. Пластмассовую водопроводную трубу диам.40 мм нарезал на заготовки для грунтозацепов длиной по 470 мм. Затем каждую заготовку распилил циркуляркой вдоль на две равные части.
При помощи приспособления, показанного на рис. 2, дисковой пилой по дереву резал вдоль пластмассовые трубы для грунтозацепов.
Грунтозацепы прикрепил к транспортёрной ленте двумя мебельными болтами диам.6 мм с большой полукруглой шляпкой. При изготовлении гусеницы очень важно выдержать одинаковые расстояние между грунтозацепами, иначе они будут набегать» на зубцы ведущих звёздочек и гусеница начнёт проскакивать и сползать с катков.
Для сверления в транспортёрной ленте отверстий под крепежные болты диам.6 мм я сделал кондуктор. Отверстия в ленте сверлил сверлом по дереву со специальной заточкой.
Используя такой кондуктор, в транспортёрной ленте можно сверлить сразу 6 отверстий для крепления трёх грунтозацепов гусеницы.
В магазине я приобрёл четыре надувных резиновых колеса от садовой тележки, две ведущие звёздочки от снегохода «Буран» и два закрытых подшипника №205 для ведущего вала гусеницы.
Изготовить ведущий вал гусеницы и опоры для подшипников я попросил токаря. Раму снегохода сделал сам из квадратных труб 25x25 мм.
Так как оси шарниров поворота лыж и руля находятся на одной линии и в одной плоскости, можно использовать неразрезную рулевую тягу без шаровых наконечников.
Втулки поворота лыж делаются легко. К передней поперечной балке рамы я приварил водопроводные муфты с внутренней резьбой 3/4 дюйма. В них ввернул патрубки с наружной резьбой, к которым сваркой прикрепил сошки рулевой стойки лыж.
Я рекомендую использовать лыжи от детского снегоката «Аргомак». Они легче и эластичнее, но на них необходимо установить уголки для крепления к поворотной стойке снегохода и металлический подрез снизу — для лучшего управления снегоходом при движении по насту или укатанному снегу.
Регулировка натяжения цепи происходит за счёт смещения двигателя.
Управлять снегоходом очень просто. При увеличении оборотов двигателя ручкой газа, расположенной на руле, происходит включение автоматического центробежного сцепления и снегоход начинает движение. Так как расчётная скорость снегохода — невелика (всего около 10-15 км/ч) и зависит от плотности снега, то тормозами снегоход не оборудован. Достаточно уменьшить обороты двигателя и снегоход останавливается.
Поделюсь несколькими советами, которые при повторении этой конструкции могут оказаться полезными.
1. Трубу для траков я разрезал вдоль ручной циркулярной пилой по дереву сначала с одной стороны, потом — с другой. Так получается ровней, нежели сразу резать обе стенки. Удобней обрабатывать небольшие заготовки. Если сразу разрезать вдоль длинную трубу, то в этом случае пластмасса будет плавиться и диск пилы зажмёт.
2. Гусеницы можно делать любой ширины. И каждый конструктор вправе выбрать то, что для него удобнее: сделать широкую, но короткую гусеницу или узкую и длинную. Только помните, что с большой гусеницей снегоход будет плохо управляться и двигатель нагружается больше, а с маленькой в рыхлом глубоком снегу он может проваливаться.
3. На некоторых моих фото видно, что внутри гусеницы установлены пластмассовые «бочонки»». Это — направляющие упоры для склиза, которые должны препятствовать сползанию гусеницы с катков. Но в процессе эксплуатации снегохода гусеница и без склиза не сползала с катков, поэтому «бочонки» можно не устанавливать, что уменьшит массу снегохода.
4. В конце зимы я полностью разобрал снегоход, чтобы определить его вес. Вес его отдельных узлов оказался таким: гусеница — 9 кг;
ведущий вал в сборе — 7 кг; две пары колёс с осями — 9 кг; двигатель и руль — 25 кг;
пара лыж — 5 кг;
рама —15 кг;
двухместное сиденье со стойками — 6 кг.
Итого всё вместе весит 76 кг.
Вес некоторых деталей можно и ещё уменьшить. Тем не менее весовой показатель для снегохода с гусеницей такого размера вполне удовлетворительный.
Геометрические размеры моего снегохода следующие: длина рамы снегохода — 2 м; расстояние между осями опорных колес (катков) — 107 см; ширина гусеницы — 47 см. Шаг грунтозацепов гусеницы зависит от толщины транспортёрной ленты и его надо подобрать опытным путём (у меня получилось 93 мм).
Точных размеров и чертежей деталей снегохода не привожу, так как каждый, кто соберётся повторить конструкцию, будет ориентироваться на те детали и комплектующие, которые сможет приобрести или изготовить самостоятельно.
Чтобы техника не простаивала в зимнее время, можно сделать снегоход из мотоблока своими руками. При наличии минимальных навыков владения инструментом это совсем несложно. Обратная переделка по окончании холодов не займет много времени. Это позволит использовать мотоблок для хозяйственных работ круглый год.
Подбор двигателя
Силовой агрегат должен иметь тягово-сцепное устройство с ручной системой управления. Можно использовать мотор от мотоблока Нева.
На его основе можно сделать снегоход для транспортировки грузов и перевозки 1 или 2 пассажиров. Мощность такого устройства составит 6-7 лошадиных сил. Снегоходная приставка к мотоблоку поможет увеличить грузоподъемность.
Основные достоинства такого устройства:
- доступная цена;
- силовой агрегат японского производства;
- 4-тактный 1-цилиндровый двигатель;
- система воздушного охлаждения;
- возможность использовать бензин в качестве горючего.
Мотоблок Нева имеет 8 модификаций. Возможная мощность составляет от 6 до 8 лошадиных сил. Имеется цепной переключающий редуктор для 4 возможных скоростей. Топливный бак в зависимости от конкретной модели имеет объем от 3 до 5 л. Мощность двигателя позволит перевозить несколько человек и груз.
Нюансы конструкции
Основные элементы конструкции снегохода составляет ведомая и ведущая часть. Ведомая часть включает в себя амортизаторы, рулевую колонку, полозья.
Основные составляющие ведущей части — это силовой агрегат, рама, привод.
Основные схемы и чертежи можно найти в специальной литературе. На основе готового проекта необходимо сделать эскиз и картонный макет будущего устройства. Первоначально следует определиться с вариантами использования снегохода. Это поможет подкорректировать чертеж и определить элементы, которые необходимо приобрести, а также те, что можно изготовить своими руками.
Коробку передач и двигатель нужно установить на ведущей части будущего снегохода. Предварительно нужно определить, на каком ходу готовое устройство будет двигаться — гусеничном или колесном. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы.
Снегоход на колесном или гусеничном ходу
Снегоход из мотоблока проще всего сделать на колесном ходу. Для этого понадобятся только специальные колеса и (при желании) прицеп небольшого размера. Снегоход на колесном ходу обладает большей маневренностью. Колеса, установленные сзади, имеют относительно малый удельный вес. Чтобы агрегат не буксовал на рыхлом снегу, потребуется дополнительно установить специальные цепи.
Колеса для снегохода можно сделать из камер от грузовых автомобилей. В спущенном виде их надевают на колеса мотоблока и обматывают цепями, концы которых нужно закрепить, камеры накачать насосом.
Другой вариант — надеть на колеса мотоблока и прицепа металлические обручи по 1 на каждое колесо. Необходимые габариты определяются размером колес. Диаметр обруча должен быть немного меньше, а ширина — в 2-3 раза больше, чем у колес.
Чтобы улучшить сцепление с поверхностью и устойчивость снегохода на обручи (с тыльной стороны), нужно приварить по 5 или 6 пластин из металла. Необходимая толщина — 25 мм. Получится имитация грунтозацепов. Надевать подготовленные обручи нужно на спущенные камеры, которые после накачивания плотно прижмутся к ним.
Снегоход на гусеничном ходу — это устройство более сложной конструкции. Фактически это снегоходная гусеничная приставка к мотоблоку, работающая на основном моторе. Подобные самоделки получаются устойчивые, надежные, с высокой проходимостью. В регионах с обильным снежным покровом такой снегоход будет просто незаменим в зимнее время.
Гусеницы для мотоблока своими руками сделать несложно. Для этого можно использовать такие подручные материалы, как:
- трубы водопроводные;
- цепи мотоциклетные;
- ленты конвейерные.
Чтобы лента на гусеницах дольше оставалась в рабочем состоянии, ее края необходимо предварительно прошить леской. Стежки нужно делать через каждые 10 мм. Чтобы замкнуть ленту в кольцо, нужно аккуратно сшить края.
Снегоход на гусеничном ходу не будет буксовать даже в очень глубоком и рыхлом снегу. Однако при высокой проходимости маневренность у него будет заметно ниже, ведь мотоблок на гусеницах значительно тяжелее. Вес ходовой части снегохода на гусеничном ходу будет до 30 кг.
Подготовительные работы
Самодельный снегоход из мотоблока можно будет использовать для хозяйственных работ, туристических прогулок, спортивных занятий. После определения варианта использования основную схему нужно будет немного подкорректировать.
Чтобы сделать снегоход из мотоблока своими руками, необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:
- аппарат для ручной сварки;
- специальную маску и рукавицы;
- болгарку;
- ножовку по металлу;
- комплект напильников;
- трубогиб;
- трубы рамные, например, от мотоцикла;
- кронштейны, хомуты и другой крепеж;
- мелкие детали;
- мотор.
Чтобы сэкономить средства, многие запчасти и детали для снегохода можно изготовить самостоятельно или использовать составляющие от другой техники. Решая вопрос о том, как сделать снегоход из мотоблока, можно воспользоваться советами знакомых, имеющих подобный опыт, специальную литературу. Готовые схемы, чертежи, фотографии и видеоролики позволят лучше представить себе конструкцию снегохода и основные моменты его создания.
Основные этапы работы
Вначале нужно сделать форму. Для этого рамные или водопроводные трубы изгибаются трубогибом в нужном варианте. Для предварительного соединения используется сварка точечным способом. Это позволит выявить и устранить допущенные ошибки.
Окончательно нужно закрыть стыки неразрывным единым швом. К готовой раме приварить кронштейны. На них устанавливается:
- силовой двигатель;
- полозья;
- рулевая конка;
- сиденья.
Под сиденье для снегохода можно приспособить старое мебельное кресло или стул. Другой вариант — снять готовое сиденье со старого мотоцикла. При желании можно сделать 2 или 3 посадочных места.
Удобное рулевое управление для снегохода получится из руля от старого велосипеда, мопеда и другой техники. Можно изготовить руль самостоятельно из куска гнутой трубы.
Крепление прицепа и дополнительные элементы
Двухколесный одноосный мотоблок можно сделать 4-колесным и 2-осным при помощи небольшого прицепа. Его нужно намертво приварить к раме мотоблока.
Вначале к концу дышла нужно приварить металлический брусок длиной примерно 0,5 м. Он крепится в точке соединения прицепа и мотоблока параллельно основной оси.
Отступив от края на 6 см, сверлится по 1 отверстию с каждой стороны бруска. Добавочное крепление обеспечат хомуты из металла, их нужно накинуть на ось мотоблока и скрепить болтами и контргайками, к которым предварительно приваривается крестовина. Болт при этом пропускается через отверстия в крестовине и в хомуте.
Подобное сложное крепление будет надежным фиксатором для прицепа и всей конструкции в целом. Это уменьшит маневренность снегохода, но увеличит его устойчивость.
В качестве места для пассажиров можно использовать старые, но еще крепкие сани. Их легко присоединить к мотоблоку своими руками. Для перевозки багажа сани можно прикрепить к задней части сварной рамы.
Лыжи под полозья для снегохода лучше использовать деревянные. У пластмассовых сцепление заметно хуже. К рулевой колонке их крепят специальными шарнирами. На лыжи необходимо установить подрезы. Для этого можно использовать металлический прут сечением 8 мм.
Амортизаторы на снегоход устанавливаются обязательно — это обеспечит комфорт во время езды. Какие амортизаторы будут установлены (новые или снятые со старого мотоцикла) нужно определить заранее. Можно установить рычажные с мотоцикла. Это позволит сделать правильную конструкцию.
Техника безопасности
Готовый снегоход необходимо вначале опробовать на ровной местности. Пассажиров и грузы можно начинать перевозить только после успешных испытаний. Снегоход — это транспортное средство. Он может двигаться со скоростью до 70 км/ч, поэтому основные правила передвижения следует обязательно соблюдать, чтобы не попасть в аварию
С особой осторожностью следует ездить на незнакомых открытых пространствах или в лесу, особенно по свежевыпавшему снегу. Большие скорости в этом случае развивать не следует. Оптимальный вариант — не более 30 км/ч.
Готовясь к поездке на снегоходе, необходимо надеть защитный шлем и специальный костюм. Обычный ватник и валенки лучше не использовать. Очень опасно ездить на самодельном снегоходе по водоемам, покрытым льдом. Это очень опасно, даже если самодельное устройство в полном порядке.