Содержание велосипедной цепи в идеальном состоянии дает гарантию адекватной реакции на действия велосипедиста со стороны всего механизма во время движения. При покупке нового транспортного средства докупать отдельно новую цепь и производить ее установку нет необходимости. Однако в будущем все же придется узнать, как снять цепь с велосипеда для ее обслуживания или замены.
Когда нужно менять велосипедную цепь?
Значительно повысить срок службы всей системы, отвечающей за движение, позволяет хорошая смазка для цепи велосипеда. В то же время необходимо уметь подмечать моменты, когда она начинает нуждаться в обслуживании или ремонте.
Чрезмерный износ велосипедной цепи не только приносит постоянный дискомфорт во время езды, но также вызывает активную деформацию звезд. Если оставить изношенную цепь без внимания на длительный срок, это гарантированно приведет к потребности в замене целого набора дорогостоящих механизмов.
Чтобы максимально объективно оценить ее состояние, необходимо смотреть не на километраж, а прежде всего измерить длину всех ее звеньев. Длина цепи в нормальном состоянии равняется примерно 305 мм. Поводом для ее замены является ее растяжение до 308 мм и более.
Как бороться с растяжением цепи?
Частой проблемой в работе цепи велосипеда выступает ее провисание. Причиной развития данного процесса является постепенный износ звеньев. Причем предотвратить изнашивание отдельных элементов цепи практически невозможно. Устранить проблему можно лишь удалением лишних звеньев по мере растяжения.
Чтобы правильно выполнить нужные действия, необходимо:
- Определиться, как снять цепь с велосипеда, предварительно отсоединив заднее колесо.
- Разъединить цепь при помощи плоскогубцев.
- Определить количество ненужных звеньев.
- Удалить лишние элементы.
- Соединить звенья, установить цепь, проверить ее подвижность и работоспособность.
Как снять цепь с велосипеда для замены?
Когда старая цепь физически и морально устаревает, не удовлетворяя владельца велосипеда условиями эксплуатации, ее необходимо срочно менять. В качестве замены следует подбирать цепь с аналогичным количеством звеньев. Однако ее длина должна быть несколько меньше.
Как снять цепь с велосипеда правильно? Для этого необходимо воспользоваться специальным инструментом - выжимкой. Поместив выжимку напротив любого из роликов, необходимо затянуть винт таким образом, чтобы это привело к выдавливанию штифта. Далее следует ослабить инструмент, после чего снять. Аналогичным способом с помощью выжимки снимается цепь для регулярной плановой чистки.
Достаточно часто для быстрого обслуживания, удаления и чистки старой цепи опытные велосипедисты пользуются специальными замками. Применение данного приспособления дает возможность моментально снимать ее для замены. Впрочем, некоторые владельцы велосипедов имеют предубеждение, касающееся эффективности и надежности применения замка. Ведь при его наличии повышается риск внезапного разрыва цепи. Достоверно не известно, насколько часто рвутся цепи при наличии замка, но все же без него механизм выглядит более надежно.
Как натянуть цепь на велосипеде?
Справиться с натяжением цепи на стандартных дорожных моделях велосипедов довольно просто. Достаточно оттянуть ее назад к вилке. Главное - выполнять подобную манипуляцию аккуратно, чтобы не переусердствовать, выполнив слишком тугое натяжение.
Впрочем, как сильно, так и слабо натянутая цепь может создать определенный дискомфорт во время езды. Так что, пытаясь разобраться, как натянуть цепь на велосипеде, важно вовремя остановиться, чтобы она находилась в состоянии среднего натяжения.
Натяжители для велосипедной цепи
Эффективным и полезным аксессуаром может стать специальный натяжитель цепи велосипеда, применение которого позволяет поддерживать необходимое ее натяжение во время езды. Применяется данный аксессуар в основном любителями экстремальной, агрессивной езды.
Устанавливаются натяжители цепи, как правило, на односкоростные модели велосипедов. Состоят такие аксессуары из одного или нескольких роликов, рычага и пружины. Работают натяжители по принципу планомерной оттяжки цепи велосипеда в необходимом направлении, что создает требуемое натяжение. Более того, наличие натяжителя позволяет избежать падения цепи с ведущей звезды, размещенной на втулке.
Опытные велосипедисты советуют всегда иметь в запасе несколько цепей. Каждая из них должна эксплуатироваться при накатке не более 600 км. После чего велосипедная цепь заменяется. На ее место ставится новая, самая короткая. В результате существенно продлевается жизнь не только всем имеющимся в наличии цепям, но также трансмиссии двухколесного транспортного средства.
Е
сли проехать на велосипеде много километров, то запчасти, рано или поздно, износятся. После большого пробега велосипедная цепь «растянется» и будет нуждаться в замене.
Технически цепь не растягивается
, но штыри, которые соединяют звенья, изнашиваются, что увеличивает длину цепи.
Растянутая цепь ускоряет изнашивание кассеты и зубчатых цепных венцев на звездочке, поэтому обзавестись новой цепью, когда растяжение уже заметно, - хорошая идея. Рекомендуется заменять цепь каждые 1000-1500 километров. Кстати, замена цепи обходится намного дешевле, чем замена кассет или зубчатых цепных венцев на звездочке.
Информация по ремонту и укорачиванию цепи, расположенная ниже, будет очень полезна.
Части велосипедной цепи и необходимые инструменты
Индикатор износа цепи : Типичный индикатор износа цепи зацепляется на штырь в цепи, пока другой конец вставляется между двумя штырями или роликами. Цифры на инструменте покажут, насколько изношена цепь и настало ли время ее менять.
Новая цепь : Вид цепи зависит от количества скоростей велосипеда. Так, например, если велосипед 9-скоростной, нужно купить 9-скоростную цепь. Более совершенные цепи включают в себя специальное покрытие, что отсрочит появление ржавчины, или они уже сделаны из нержавеющей стали.
Замена штырей или соединительного звена
: Новые цепи сразу идут с новым штырем или специальным звеном под названием соединительное звено, соединяющее 2 конца цепи вместе.
Если вы ремонтируете уже имеющуюся цепь, нужно купить штыри на замену или соединительные звенья отдельно – они должны быть совместимы со скоростью цепи и брендом.
Выжимка : если у вас цепь со стандартными звеньями, понадобится совместимая выжимка, которая позволит легко снять старый штырь и поставить новый при разъединении и соединении цепи.
Пассатижи: Если у вас цепь, которая соединяется с соединительным звеном, понадобятся пассатижи, которые упростят процесс разъединения и соединения соединительного звена.
Как проверить велосипедную цепь
Чтобы проверить цепь на значительное растяжение, используйте . Зацепите один конец за ролик или штырь в цепи. Другой конец или сам придет на ведущее колесо, или вы сможете поместить его в промежуток между двумя роликами. Если он выпадает из этого промежутка, значит, что цепь настолько растянута, что ее следует заменить.
У индикатора износа цепи есть цифры, показывающие степень износа цепи. Значение от 0.5 до 0.75 говорит, что цепь нужно заменить. Значение от 0.75 или выше значит, что необходимо не только ее заменить, но и проверить состояние кассеты и ведущих звезд, так как растяжение цепи могло вызвать значительное повреждение кассеты и ведущих звезд.
Можно проверить цепь и другим способом – замерить цепь линейкой или рулеткой. На неизношенной или новой цепи 12 полных звеньев (измеренных от штыря к штырю) должны равняться 30,48 см (12 дюймов). Если 12 звеньев имеют длину 31 см или больше, то нужно заменить цепь.
Как снять цепь с велосипеда
Чтобы снять цепь с велосипеда, понадобится ее разъединить (сломать). Существует несколько способов это сделать, смотря, есть ли у цепи соединительное звено или нет.
Прежде чем начать, передвиньте цепь к самой маленькой ведущей звезде и самому маленькому зубцу.
Будет еще лучше, если снять цепь с передней ведущей звезды или снять заднее колесо с велосипеда. Оба этих способа снимут натяжение с цепи.
Если у вас стандартная цепь без соединительного звена:
Установите выжимку так, чтобы штырь выжимки совпал со штырем в цепи. Поверните ручку выжимки так, чтобы вытащить штырь достаточно далеко, чтобы удалось сломать цепь.
Если у вас цепь с соединительным звеном
: Чтобы найти соединительное звено, ищите звено, которое заметно отличается от других.
Это, то место, где можно сломать цепь.
У соединительного звена есть штырь с одной стороны, вставленный в зарубку с другой стороны.
Используйте пассатижи, сожмите соединительное звено с двух сторон так, чтобы оно открылось.
Как определить длину новой цепи?
Обычно новая цепь слишком длинная, поэтому ее придется укоротить, снимая звенья. Существует несколько способов это сделать. Самый легкий и лучший способ определить длину новой цепи
– приложить ее к старой цепи. Потом нужно только укоротить под стать старой (для уверенности стоит пересчитать количество звеньев).
Другой вариант
. Пропустите цепь через передний дерайлер и драпируйте ее над большой ведущей звездой спереди и над большим зубцом сзади. Пока еще не пропускайте цепь через задний дерайлер. Туго соедините два конца цепи. Если цепь соединяется, и остается еще 2 целых звена на перекрытии (пол звена еще останется в конце – место, где вы соедините цепь), длина цепи подобрана правильно.
Примечание : много полноподвешенных горных велосипедов используют схему, двигающую заднюю ось дальше от каретки, пока едет велосипед, через подвеску; это называется «рост цепи ». Чтобы приспособиться к росту цепи, понадобится сильно сжать заднюю подвеску при использовании метода выше.
Перед тем как убрать ненужные звенья, убедитесь, что два конца цепи будут соединяться. Цепь может соединиться, только если внешняя сторона звена соединится с внутренней стороной соединяющего звена. Потом отсоедините оставшиеся звенья.
Установка велосипедной цепи
Пора продеть цепь через задний дерайлер и соединить ее. Обратите внимание и убедитесь, что цепь точно идет через ведущее колесо на заднем дерайлере.
Использование штырей
: Если у цепи нет соединительного звена, то используйте выжимку для соединения цепи со штырем, который уже есть в новой цепи.
Если вы ремонтируете старую цепь, всегда используйте новый штырь вместо старого. Новый штырь должен быть совместим с цепью, ее скоростью и брендом. Новый штырь нужно вставить на половину с помощью выжимки, потом вытянуть его с другой стороны с помощью пассатижей.
Использование соединительных звеньев
: Если вы соединяете цепь с соединительным звеном, поставьте его каждую половину на каждый конец цепи, соедините концы цепи, соберите соединительное звено с помощью инструмента, чтобы поставить его на место.
Также возможно соединить соединительное звено без инструмента. Соедините его и потяните цепь в разные стороны, чтобы заблокировать соединительное звено как можно сильнее. Потом ослабьте сцепление дерайлера, если он имеется, прокрутите педали так, чтобы соединительное звено оказалось на верху цепи привода. Используя тормоза, с силой встаньте на одну педаль, напряжение пойдет на цепь, и она встанет на место.
Как заменить цепь на велосипеде - видео
Цепи разных производителей отличаются по типу соединения звеньев. Например, некоторые цепи Shimano не имеют соединительных звеньев, а некоторые в комплекте продажи имеют специальный соединительный штифт (пин) для облегчения первой установки цепи на велосипед. Существуют также цепи со специальными замковыми звеньями. Такое замковое звено обычно выделяют на цепи цветом. Его можно легко разъединить и снова соединить без применения специальных инструментов.
Снятие цепи с замком
Разъединить замок на велосипедной цепи очень просто. Для этого необходимо взять звено-замок в руки и сдвинуть его штифты (пины) руками или пассатижами друг к другу. После этого две половинки звена-замка должны отделиться друг от друга, причем каждая останется со своим пином.
Снятие цепи без замка
Чтобы разъединить велосипедную цепь, на которой нет соединительного звена-замка, потребуется специальный инструмент - выжимка для цепи. Без неё снять велоцепь, не повредив её звенья весьма затруднительно. Обратите внимание, что обычно цепи у которых есть звено-замок нельзя разъединять выжимкой. Внимательно проверьте наличие замка цепи.
Для того, чтобы разъединить цепь, необходимо при помощи выжимки выпрессовать один из пинов. При этом следует обратить внимание, что нельзя выпрессовывать соединительный пин, который имеется в некоторых цепях. Дело в том, что этот пин немного толще остальных и подвержен большему износу. Его вторичное использование резко увеличивает риск поломки цепи. Соединительный пин отличается от остальных - поэтому различить его достаточно просто.
Итак, когда пин для выжимки выбран, необходимо установить выжимку на цепь. На многих выжимках сделано два посадочных места для цепи. Цепь следует укладывать ближе к регулировочному винту, иначе можно безнадежно повредить её звенья или саму выжимку. Второе посадочное место для цепи при её разъединении не участвует.
Далее необходимо зажать регулировочный винт и завернуть винт выжимки до момента, когда выжимка будет держаться на цепи. Стоит проверить, что регулировочный винт не дает гнуться звену, а острие выжимки давит точно на пин, а не на звено. При этом не должно быть перекосов или каких-то странных положений цепи в выжимке.
После того, как Вы удостоверились, что все установлено правильно, можно начинать вращать винт выжимки. При этом он может вращаться с приличным усилием. Вращать стоит не быстро, так как, если Вы хотите впоследствии снова соединить звено в этом месте, то необходимо, чтобы пин не вышел из внешней части звена, иначе поставить его обратно будет очень сложно. Если Вы делаете эту процедуру первый раз, не поленитесь, вращайте медленно, часто вынимайте цепь и проверяйте насколько уже вышел пин.
Если все сделано правильно, то цепь будет разъединена. Помните, что если вы часто разъединяете-соединяете цепь, то лучше всего выжимать разные пины. После каждой выжимке пина, надежность этого узла уменьшается.
Как я уже писал, цепь велосипеда – расходный материал , подлежащий своевременной замене. Продлить ее ресурс можно регулярным ее обслуживанием. Кстати, при установке новой системы и кассеты обязательно не экономьте на новой цепи – дороже выйдет!
Если у вас еще есть вопрос: «Зачем мне нужно менять цепь?», читаем про и зачем это нужно. Если вопросов больше не осталось – приступим.
Велосипедная цепь с замком
Часто на цепи устанавливают специальные замки для цепи, предназначенные для ее быстрого снятия/установки. Замки производятся практически всеми производителями цепей и отличаются лишь по ширине цепи (в зависимости от количества звезд в кассете). Использование замка для цепи имеет свои плюсы и минусы.
+ Плюсы замка для цепи
- Для снятия/установки цепи не требуется дополнительный инструмент;
- Облегчается чистка цепи
Проще промыть снятую цепь, чем установленную на велосипед. Особенно критично это для любителей парафинить цепь вместо смазки;
- Запасной замок
Неплохо иметь в дороге запасной замок для цепи на случай разрыва имеющегося как наиболее слабого звена;
- Не нужен ремонтный пин
Производители некоторых цепей (например, shimano) в инструкции прямо указывают, что после снятия цепи вытащенный пин повторно для установки использовать нельзя. Нужно использовать специальные ремонтные пины , которые стоят немало и в России продаются не везде;
- Тугой ход многоскоростных замков
Не всякий замок в реальности получается снять руками, без плоскогубцев или специального инструмента для снятия замка. Особенно это касается 10- и 11-скоростных замков;
- Поломка замка
Прочность замка обычно уступает прочности обычных звеньев, в связи с чем возникает риск разрыва цепи именно в месте установки замка;
- Порванные звенья цепи
К сожалению, не всегда цепь порвется именно на замке, а даже и в таком случае могут повредиться соседние звенья. В таком случае без выжимки цепи или кустарных методов уже не обойтись;
- Определенное количество снятий/установок замка
Так, в инструкции к замку KMC прямо написано, что его нужно менять после трех установок/снятий.
— Минусы замка для цепи
Кстати! Любую операцию с цепью, особенно в пути, имеет смысл делать в одноразовых резиновых/латексных перчатках . Поменять цепь и не измазаться – не получится, если только вы не варите ее в парафине.
Велосипедная цепь без замка
Основным приспо-соб-ле-нием для смены цепи является велосипедная выжимка цепи . Она представляет из себя простое устройство, предназначенное для разъединения и соединения звеньев цепи путем выжимки/запрессовки пина.
Как снять цепь выжимкой
Все очень просто. Недавно проделал эту операцию буквально за несколько минут простой выжимкой в составе мультитула. Почему-то родная цепь КМС на велосипеде стояла без замка, хотя новая аналогичная KMC X9-73 пришла с замком.
Кстати, перед установкой новой цепи пришлось удалить 4 лишних звена, для чего в любом случае понадобится выжимка. Оставшиеся звенья стоит оставить как запасные или сделать такую штуку.
- Чтобы разъединить цепь, необходимо выпрессовать один выбранный пин с помощью выжимки.
При этом следует обратить внимание, что нельзя выпрессовывать соединительный пин, который имеется в некоторых цепях. Соединительный пин отличается от остальных — поэтому различить его достаточно просто.
Вставьте звено цепи в инструмент и закрепите винтом. Обратите внимание на то, что в некоторых выжимках цепи есть два посадочных места, одно место для выпрессовывания оси (оно находится ближе к фиксирующему винту), а второе место используется только для регулировки оси. Цепь следует укладывать ближе к регулировочному винту. Заворачивайте аккуратно винт выжимки, тем самым выдавливая пин.
- В процессе выпрессовки стоит проверить соосность: не не дает ли регулировочный винт гнуться звену, а острие выжимки давит на пин, а не на звено.
При этом не должно быть перекосов или каких-то странных положений цепи в выжимке.
- Не выдавливайте пин до конца, если хотите собрать звено с ним же, иначе будет сложно устанавливать его обратно!
- Цепь снята.
Помните, что каждый раз для выпрессовки следует выбирать новый пин, поскольку прочность разъединенного и собранного вновь звена значительно уменьшается!
- Устанавливаемая цепь должна подходить по длине и ширине.
Ширина цепи зависит от количества звезд на кассете: чем больше звезд, тем уже цепь. Поэтому будьте внимательны и не покупайте на 7-скоростную кассету 10-скоростную цепь!
Регулировка длины осуществляется путем удаления лишних звеньев из цепи способом, описанным выше. Учтите: если вы собираетесь использовать замок для цепи, удалять нужно на 1 звено больше.
Если в комплекте с цепью шел ремонтный пин, либо вы купили его отдельно – используем его. Иначе запрессовываем имеющийся пин.
- Для установки цепи переведите передний и задний переключатели скоростей на самые маленькие звездочки.
Затем проденьте цепь через рамку переключателя. Осторожно, не перепутайте направления: верхний ролик цепь проходит справа, а нижний — слева.
- Соединяем разомкнутые звенья, устанавливаем пин.
Вставляем звено в выжимку цепи и закрепляем фиксирующим винтом. Вращением рукоятки выжимки цепи впрессовывайте пин на место, он должен сравняться с краями цепи. Вынимайте цепь из выжимки, при необходимости обломайте конец ремонтного пина.
- Проверьте, чтобы это звено цепи свободно изгибалось.
Если оно ходит туго, нужно отрегулировать звено выжимкой. Вставляйте звено во второе посадочное место выжимки (дальнее от регулировочного винта), и совсем немного выдавите пин в обратную сторону. Если второго посадочного места в выжимке нет — просто разомните звено руками.
Как установить цепь выжимкой
После долгого использования велосипеда без обслуживания цепь нередко начинает провисать. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях? Что требуется для определения ее правильной длины? Поиском ответов на эти и другие вопросы займемся в представленном материале.
Какие факторы сказываются на удлинении велосипедной цепи?
К износу осей, так называемых пинов, велосипедной цепи приводит целый ряд моментов. Во-первых, между элементами конструкции скапливаются отложения в виде старого масла, на которое налипает пыль и мелкие загрязнения. Кроме того, растяжение может вызвать чрезмерная нагрузка на цепь в случае преодоления крутых подъемов на велосипеде. Другая причина - окончание срока службы цепи, разрушение ее элементов в результате ударов, коррозии металла. Чтобы избежать дискомфорта в ходе эксплуатации байка, нужно разобраться,
Как определить оптимальную длину?
Прежде чем разобраться, можно ли укоротить цепь на велосипеде собственными руками, нужно выяснить, какую длину она должна иметь для комфортного передвижения. Чтобы разобраться в этом вопросе, достаточно перекинуть цепь на наиболее крупные звезды как в области задней, так и передней ходовой части байка. Далее необходимо разомкнуть одно из звеньев. В завершение следует максимально стянуть цепь. К полученной длине достаточно добавить пару сантиметров, чтобы цепь не находилась в чрезмерном перенапряжении в ходе езды.
Подготовка к демонтажу
Чтобы было легче работать с цепью, стоит предварительно выполнить ее очистку. Простейший способ - протереть ее обычным отрезком материала, пропитанным керосином. Также можно воспользоваться специальной смывкой, в частности жидкостью AB-80 или WD-40.
Инструменты
Как укоротить цепь на скоростном велосипеде либо горном байке? Чтобы разъединить звенья, можно воспользоваться несколькими инструментами. Прежде всего стоит обратить внимание на специальную выжимку. Последняя представляет собой несложное приспособление, напоминающее ручную станину со штоком, что осуществляет давление на оси (пины) звеньев. Купить такой инструмент можно в любой точке по продаже спортивного инвентаря. Обойдется его приобретение в сумму от 500 до 1000 рублей.
Если же нет возможности купить выжимку, в таком случае придется воспользоваться подручными средствами. Речь здесь идет о молотке и металлическом прутке, который послужит пробойником для извлечения осей звеньев. Также понадобится пара гаек, что будут подкладываться под звенья цепи.
Как укоротить цепь на велосипеде с помощью выжимки?
Чтобы сделать работу, прибегая к эксплуатации специального инструмента, нужно выполнить такую последовательность действий:
- Установить выжимку в положение, при котором ее стержень будет находиться по центру оси звена цепи.
- Выполнять вращательные движения инструментом, пока ось практически полностью не выйдет из звена.
- Разъединить цепь и при необходимости произвести аналогичные операции с ее оставшимися участками.
- Убрать ненужные звенья и соединить конструкцию.
Разобравшись, как укоротить цепь на велосипеде, нужно выяснить, как ее соединить. Узкое полузвено необходимо вставить между щечками широкого. Затем ось должна полностью войти в отверстие втулки. Далее необходимо оценить подвижность звеньев. Если она недостаточна в месте соединения, шарнир можно разработать при помощи плоскогубцев.
Как укоротить цепь на велосипеде без выжимки?
Отсутствие специализированного инструмента, предназначенного для разъединения звеньев цепи, не является критическим моментом. Как уже упоминалось выше, альтернативой выжимке может послужить металлический штырь, гвоздь, прочее. Также здесь потребуется молоток, с помощью которого оси будут выбиваться из звеньев.
При таком подходе к делу главное - соблюдать осторожность. Ведь неаккуратные, слишком сильные удары могут привести к деформации пластин звеньев. Чтобы этого не происходило, под элементы цепи нужно заблаговременно подложить обычные гайки.
Тем, кто впервые прибегает к укорачиванию велосипедной цепи без применения специальной выжимки, рекомендуется предварительно потренироваться. В этих целях стоит использовать старую цепь либо отдельные, ненужные звенья. Такая работа требует определенной сноровки. Поэтому перед воздействием на исправную цепь с помощью молотка и пробойника нужно выполнить вышеуказанные действия несколько раз и оценить результат собственных трудов.
В заключение
Вот мы и выяснили, как укоротить велосипедную цепь. Как видно, справиться с такой задачей можно не только при помощи специальной выжимки. Для выполнения работы иногда достаточно воспользоваться подручными средствами, которые найдутся в каждом доме.