Если вам когда-либо предоставлялась возможность проехаться на автомобиле с АКПП (автоматической коробкой передач) , то вы наверняка знаете о двух существенных различиях между ней и :
- В автомобиле с автоматикой не существует педали сцепления.
- В автомобиле с автоматической коробкой передач нет рычага переключения передач. Все что от вас требуется, только тронуться с места, все остальное происходит автоматически.
- Купить автоматическую коробку передач (АКПП ) можно лишь по более высокой цене , нежели механическую.
И автоматическая и механическая коробки передач выполняют одну и ту же функцию, но делают они это совершенно по-разному.
В данной статье мы постараемся разобраться во всех тонкостях работы АКПП. Начнем с основного момента всей системы: планетарного набора передач. Затем мы рассмотрим строение коробки, узнаем, как работают системы контроля, и обсудим некоторые тонкости, которые принимают участие в контроле передач.
Предназначение автоматической коробки передач
Так же, как и для «механики» (МКПП), основная работа АКПП заключается в том, дабы позволить движку автомобиля функционировать в узком диапазоне оборотов , обеспечивая при этом широкий диапазон выходной скорости.
Если бы в автомобиле не было коробки передач, то он был бы ограничен лишь одной скоростью, и ее нужно было бы выбирать, чтобы ездить с комфортом. Например, если бы вы хотели ездить на скорости в сто км/ч, то нужно было бы устанавливать степень скорости, равную третьей передачи в большинстве машин с МКПП. Не сильно вас запутали? Тогда идем дальше.
Вероятнее всего, вы никогда не пробовали водить автомобиль на механической коробке передач (на механике) только лишь на третьей передаче. А если пробовали, то должны знать, что во время того, как вы трогаетесь с места, нет никакого ускорения, а двигатель ревет, как голодный тигр. Такой автомобиль износился бы очень быстро и был бы практически неуправляем.
Таким образом, трансмиссия предназначена для того, чтобы более эффективно использовать крутящий момент автомобильного движка, а также для того, чтобы поддерживать работу двигателя на определенной скорости. При буксировке и транспортировке тяжелых грузов коробка передач нагревается до достаточно высоких температур, которые могут сжечь трансмиссионную жидкость. Для того чтобы предотвратить повреждения трансмиссии, водителям, которые достаточно часто перевозят тяжелые грузы, рекомендуется покупать автомобили, коробка передач которых оснащена кулером.
Ключевым различием между механической и автоматической коробками передач является то, что механическая, об устройстве которой вы сможете почитать в статье «Принцип работы механической коробки передач», осуществляет блокировку и разблокировку различных наборов шестерен, связанных с выходным валом, для достижения различных передаточных чисел. А в автоматической коробке передач один и тот же набор шестерен производит все различные передаточные числа. Устройство, которое делает это возможным, называется планетарным набором передач.
Если полученной в начале статьи информации об автоматической коробке передач вам предостаточно, можете смело переходить к советам о том " " или
о том " ". Но если вы хотите докопаться до самой сути в устройстве АКПП и не боитесь запутаться в этих дебрях автомеханики, то мы продолжаем. Планетарный набор передач в АКППЕсли разобрать автоматическую коробку передач и заглянуть внутрь, то вы обнаружите огромное количество деталей втиснутых в довольно небольшое пространство. Среди них вы увидите:
- Хитроумный (оригинальный) планетарный набор передач
- Серия полос для блокировки отдельных частей набора передач
- Набор из трех гидромуфт для блокировки других частей набора передач
- Гидравлическая система управляющая муфтами и лентами
- Большой зубчатый насос для перемещения жидкости вокруг коробки передач
В центре внимания находится планетарный набор передач. Этот автоузел имеет размер обычной дыни, но он один создает все передаточные числа, которые может произвести коробка. Все остальные части АКПП предназначены в помощь планетарному набору передач. Автоматическая коробка передач состоит из 2 полных планетарных наборов передач, которые связаны в один компонент.
Любой планетарный набор передач состоит из 3 основных компонентов:
- Солнечная шестерня (или центральная);
- Планетарная шестерня (сателлит) и водило планетарной передачи;
- Коронная шестерня.
По отдельности каждый из данных 3 компонентов может быть ведомым, ведущим или неподвижным. Передаточное число планетарного набора передач предопределяется выбором роли каждого компонента. Давайте взглянем на планетарный набор передач.
Передаточные числа планетарного набора передач АКПП
Один из планетарных наборов передач нашей коробки передач обладает коронной шестерней с семидесятью двумя зубчиками и солнечную шестерню с 30-ю зубчиками. Из этого набора передач мы можем получить множество различных передаточных чисел.
НЕПОДВИЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ | ВЕДУШИЙ ЭЛЕМЕНТ | ВЕДОМЫЙ ЭЛЕМЕНТ | ПЕРЕДАЧА |
|
Коронная шестерня (корона) | понижающая |
|||
повышающая |
||||
Солнечная шестерня (солнце) | понижающая |
|||
повышающая |
||||
Водило | реверс, понижающая |
|||
реверс, повышающая |
Существует несколько других передаточных чисел, которые можно получить из этого планетарного набора передач, но это именно те, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой нами автоматической коробке передач. С двумя такими наборами передач мы можем получить четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода, этого вполне достаточно нашей коробке.
Комбинированный планетарный набор передач
В рассматриваемой нами трансмиссионной коробке используется набор передач, который называется комбинированным планетарным набором, который внешне выглядит как один набор, а на самом деле ведет себя как два скомбинированных планетарных набора передач. У него одна коронная шестеренка, которая всегда является ведомой, но 2 солнечные шестеренки и 2 набора сателлитов.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые части:
Справа налево: две солнечных шестерни, водило, коронная шестерня
На рисунке ниже изображены сателлиты водила. Обратите внимание на то, что сателлит справа расположен ниже, чем сателлит слева. Сателлит справа не контактирует с коронной шестерней, он приводит в действие другой сателлит. Только сателлит слева контактирует с коронной шестерней.
Далее вы можете увидеть внутреннее строение водила. Более короткие сателлиты вступают в контакт лишь с малой солнечной шестеренкой. Длинные сателлиты цепляются с большей солнечной шестеренкой и короткими сателлитами.
Первая передача
На первой передаче меньшая солнечная шестерня приводиться в движение турбиной гидротрансформатора и движется по часовой стрелке. Водило пытается вращаться в обратном направлении, т.е. против часовой стрелки, но держится на месте фрикционной муфтой (которая позволяет вращение только по часовой стрелке) и коронная передача вращается по направлению входного вращения. Малая солнечная шестерня имеет 30 зубчиков, коронная шестерня - 72 зубчика, таким образом передаточное число «К» составляет:
К = -R/S = -72/30 = -2.4:1
Таким образом, вращение отрицательное, что указывает на то, что выходное вращение вала противоположно входному вращению. Но на самом деле оба вращения осуществляются в одну и ту же сторону - в этом и заключается трюк с двойным планетарным набором передач. Первый набор сателлитов приводит в движение второй набор, а второй набор, в свою очередь, крутит коронную шестерню; данная комбинация меняет направление кручения. Исходя из этого, становится очевидным, что солнечная шестерня тоже должна вращаться, но т.к. фрикционная муфта выключена, большая солнечная шестерня имеет возможность вращаться в противоположном от турбины направлении (против часовой стрелки).
Вторая передача
Вторая передача образуется путем соединения двух планетарных наборов передач общим водилом сателлитов.
На первом этапе водило, по сути, использует большую солнечную шестерню как коронную шестерню. Таким образом, первый этап состоит из «солнца» (малой солнечной шестерни), водила и короны (большой солнечной шестерни).
Ведомой является малая солнечная шестерня, коронная шестерня (а в данном случае большая солнечная шестерня) остается неподвижной, удерживаемая лентой, а водило является ведущим компонентом. На этом этапе передаточное число рассчитывается по следующей формуле такой:
1 + R/S = 1 + 36/30 = 2.2:1
Водило делает 2.2 вращения за одно полное вращение малой солнечной шестерни. На втором этапе водило сателлитов становится ведомым элементом второго планетарного ряда, большая солнечная шестерня (в данном случае неподвижный элемент) исполняет роль солнца, а коронная шестерня становится ведущим элементом. Поэтому, на данном этапе передаточное число рассчитывается по формуле следующей:
1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1
Чтобы получить общее передаточное число для 2 передачи, производим умножение первого показателя на второй - 2.2 х 0.67 = 1.47:1. Таким образом, мы видим, что происходит понижение передачи.
Все это может выглядеть довольно запутанным, но мы решили посвятить вас в мельчайшие подробности функционала автоматической коробки переключения передач.
Третья передача
Большинство автомобилей с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (а именно такую коробку мы рассматриваем в нашей статье) на третьей скорости имеют передаточное число равное 1:1. Для того чтобы получить эти передаточные числа достаточно заблокировать две из трех частей планетарного набора передач. С тем как устроен данный набор передач, нет ничего проще - все, что нужно сделать, это привлечь в работу муфты, которые заблокируют каждую из солнечных передач на гидротурбине.
Если обе солнечные шестерни будут вращаться в одном направлении, то сателлиты заблокируются, т.к. они могут вращаться только в противоположных направлениях. В результате этого, коронная шестерня будет заблокирована вместе с сателлитами, что заставит весь механизм вращаться как единое целое, тем самым создавая передаточное число 1:1.
Повышающая передача (или overdrive)
По определению, overdrive имеет более высокую выходную скорость, чем входную. Это и есть увеличение скорости, т.е. противоположность уменьшению. В рассматриваемой нами коробке передач, привлечение овердрайва выполняет одновременно две функции. В целях повышения эффективности, в некоторых автомобилях установлен механизм, который блокирует гидротрансформатор таким образом, что крутящий момент движка автомобиля напрямую передается в коробку передач.
В данной коробке переключения передач, при включенной повышающей передаче, вал, который крепиться к корпусу гидротрансформатора (который, в свою очередь, крепится к маховику двигателя), соединяется фрикционной муфтой с водилом сателлитов. Малая солнечная шестерня свободно крутится, а большая солнечная шестерня удерживается на месте тормозной лентой овердрайва. Ни один из компонентов не связан с турбиной, а входной крутящий момент идет от корпуса гидротрансформатора. Давайте вернемся к нашей таблице, на этот раз ведущим элементом является, водило, ведомым - коронная шестерня, а солнечная шестерня остается неподвижной. Таким образом получаем такую формулу передаточного соотношения «К»:
К = 1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1
Таким образом, выходной вал вращается каждые 2/3 оборота двигателя. Если двигатель вращается со скоростью 2000 оборотов в минуту, скорость выходного вала составляет 3000 оборотов в минуту. Это позволяет автомобилю мчаться по скоростному шоссе со скоростью света, в то время как сам двигатель не подвержен перегрузкам.
Задняя передача
Задняя передача во многом походит на первую передачу, за исключением того, что в движение турбиной гидротрансформатора приводится большая солнечная шестерня, а малая свободно вращается в противоположном направлении. Водило сателлитов удерживается тормозной лентой заднего хода у корпуса гидротрансформатора. Таким образом, получаем формулу такую:
K = -R/S = -72/36 = 2.0:1
Мы видим, что передаточное число задней передачи немногим меньше передаточного числа первой передачи рассматриваемой нами автоматической коробки передач.
Фрикционные муфты и тормозные ленты в автоматической коробке переключения передач
Для того чтобы включить овердрайв, многие компоненты должны быть соединены и рассоединены между собой. Это становиться возможным с помощью фрикционных муфт и тормозных лент. Каждое переключение передач вызывает ряд действий, связанных с включением и отсоединением различных муфт и лент. Итак рассмотрим их более подробно.
Тормозные ленты
В коробке передач, которую мы рассматриваем, 2 тормозные ленты. Эти ленты представляют из себя, без преувеличения, стальные ленты, обернутые вокруг отдельных блоков шестерен коробки передач, и присоединены к ее корпусу. Они приводятся в действие гидравлическими цилиндрами, которые расположены внутри коробки передач.
На картинке ниже вы можете увидеть одну из тормозных лент внутри корпуса АКПП. Блок шестерен удален, а металлический стержень соединен с поршнем, который приводит в действие тормозную ленту.
Ниже, вы можете увидеть сами поршни, которые приводят в движение тормозные ленты. Гидравлическое давление направляется в цилиндры набором клапанов, заставляя поршни давить на ленты, что приводит к блокировке отдельного элемента планетарного ряда.
Что касается фрикционных муфт в автоматической коробке передач, то здесь дела обстоят немного сложнее. В нашей коробке насчитывается четыре таких муфты. Каждая муфта приводиться в действие под давлением масла, которое давит на поршень внутри муфты. Как только давление масла падает, возвратная пружина разъединяет фрикционные муфты. На рисунке ниже вы можете увидеть барабан муфты и поршень. Обратите внимание на резиновый сальник на поршне - это тот компонент, который всегда подлежит замене при починке коробки передач.
На следующем рисунке показаны чередующиеся слои фрикционного материала муфты и стальных пластин. С внутренний стороны фрикционный материал шлицованный (то есть с пазами), именно таким образом он соединяется с одной из шестерен. Эти фрикционные диски также подлежат замене на новые в случае ремонта коробки передач.
Давление для фрикционных муфт подается через специальные каналы в валах. Контроль осуществляется гидравлической системой, именно она принимает решение, какие фрикционы или тормозные ленты задействовать в данный момент времени.
Ну а теперь, поговорим об еще одном, немаловажном режиме функциклирования автоматической коробки передач как паркинг.
Как работает режим паркинга в АКПП?
Казалось бы - нет ничего проще, чем заблокировать работу коробки передач, достаточно сделать так, чтобы шестерни не вращались. Но на самом деле для этого механизма существует ряд непростых требований.
A. Мы должны иметь возможность снять автомобиль с режима парковки, когда машина находиться на склоне (вес автомобиля полностью ложится на механизм).
B. Мы должны иметь возможность поставить автомобиль на паркинг, даже если рычаг не выстраивается в одну линию с передачей.
C. После того, как режим паркинга активирован, что-то должно предотвращать «выскакивание» рычага и деактивацию режима.
Механизм, который справляется со всеми вышеперечисленными задачами, есть весьма аккуратная конструкция. Давайте рассмотрим его подробнее.
Механизм парковочного тормоза задействует зубья на выходе, чтобы автомобиль не двигался с места. Этот механизм является частью коробки передач, которая связана непосредственно с приводным валом - поэтому, если эта часть не может вращаться, то автомобиль не сможет двигаться.
На рисунке, вы видите парковочный механизм, входящий в корпус коробки передач в том месте, где расположены шестерни. Обратите внимание на то, что он имеет коническую форму сторон. Это помогает снять автомобиль с парковочного тормоза, когда он припаркован на склоне - сила веса автомобиля помогает вытолкнуть парковочный механизм из-за углов конуса.
Стержень, который вы видите ниже, подключен к кабелю, который управляется рычагом переключения передач в вашем автомобиле.
Когда рычаг находиться в положении паркинг, стержень толкает против небольшой конической втулки. Если парковочный механизм выровнен по отношению к углублениям на выходном валу, то конусообразная втулка будет толкать механизм вниз. Если механизм попадает на выступ выходного вала, то пружина будет толкать конусообразную втулку, но рычаг не встанет на место до тех пор, пока машина не проедет немного и зубья не выстроятся должным образом. Вот почему иногда ваш автомобиль немного движется после того, как вы поставили его в режим паркинга и отпустите педаль тормоза - он должен немного прокатиться для того чтобы выровнялись зубья и парковочный механизм встал на место.
Как только автомобиль перешел в режим паркинга, втулка удерживает рычаг так, чтобы автомобиль не покатился обратно, если он припаркован на склоне.
Вы знаете, как правильно проводить процесс паркинга машины с автоматической трансмиссией, после того как вы окончательно припарковали авто? К сожалению, . Вот почему нельзя сразу после остановки ставить автомобиль на паркинг.
Когда вы останавливаете машину и сразу , отпустив затем педаль тормоза, ваш автомобиль может немного катиться до тех пор, пока маленький стальной штифт в коробке передач не застопорит шестеренку на валу коробки передач. Вот как выглядит этот небольшой штифт в автоматической коробке передач. Сами понимаете, что крошечный кусок металла не должен держать вашу тяжелую машину от скатывания. Вы представляете, какая нагрузка идет на этот штифт, удерживающий машину на месте в режиме паркинга?
Вот почему так важно ставить на неровной дорожной поверхности автомобиль с АКПП, используя ручник. Итак, вот правильный способ парковки на автомате:
Остановив автомобиль там, где вы хотите, удерживайте его на месте ножным тормозом. Далее переведите АКПП в нейтральное положение (N). Поднимите ручной тормоз (ручник) или нажмите кнопку ручного тормоза (если ваша машина оснащена ). Отпустите педаль тормоза. Ваша машина будет удерживаться ручником. Затем переведите ручку АКПП в режим «Паркинг» (Р).
Эта последовательность спасет вашу коробку от преждевременного износа. Возьмите себе за правило оставлять автомобиль на стояночном тормозе (ручнике). Особенно там, где дорожная поверхность имеет даже небольшой уклон.
Что делать зимой: как парковать автомобиль с АКПП в зимнее время?
К сожалению, вышеописанный способ хорошо работает в теплое время года, когда нет опасений, что паркинг на ручнике приведет к замерзанию тормозных колодок, активированных ручным тормозом. Но что делать в зимнее время, когда оставлять машину на ручном тормозе на ночь в морозную погоду нельзя, поскольку это может привести к примерзанию тормозных колодок к тормозным барабанам или к тормозным дискам?
В этом случае у вас есть только два способа паркинга. Первый - это найти ровное место для стоянки машины, где она не будет скатываться с места. Второй способ - воспользоваться куском дерева, кирпичом, камнем, упором и т. п., для того чтобы подсунуть его хотя бы под одно колесо. Это позволит заблокировать автомобиль и предотвратить его скатывание.
Главное не забывайте, что режим паркинга на АКПП не предназначен для основного удерживания машины от скатывания. Когда это возможно, для удержания автомобиля нужно использовать только тормозную систему.
Современные авто легки в управлении благодаря автоматической коробке переключения переда. Так что же такого в этом АКПП, рассмотрим устройство, принцип работы и часто встречающаяся проблема для новичком — не возможно рычаг с паркинга.
Что такое паркинг в коробке автомат?
Как и механическая коробка, автомат делает ту же работу, только самостоятельно. У подножия рукоятки переключения скоростей на коробке автомат есть следующие обозначения:
- P — Это парковка и запуск двигателя. Называется паркинг. Применяется для обездвиживания автомобиля после того, как машину припарковали и была установлена на ручной тормоз. мы уже изучали по схемам: параллельная и перпендикулярные варианты.
- D — Это движение вперед.
- R — Это задний ход. Реверс, то есть движение в обратном направлении. Его можно включать только тогда, когда педаль тормоза была нажата до конца и автомобиль остановился. Если правильно , то он будет включаться при включении задней скорости.
- N — Это нейтральное положение. При нейтральном положении двигатель не передает вращение автоматической коробке передач. Используются при длительных остановках или для прогрева авто.
- L — Это пониженная передача. Используется для медленного движения, например, съехали с дороги, а там быстро невозможно ехать. По сути, это аналог 1й скорости механической коробки.
АКПП: устройство
Данное устройство — это разновидность трансмиссии, который автоматически выбирает нужное передаточное число подходящее по скорости движения.
- Корпус гидравлического трансформатора.
- Ведомое колесо (турбинное).
- Реакторное колесо.
- Ведущее колесо (насосное).
- Масляный насос.
- Обмотки возбуждения электродвигателя.
- Блокировочная муфта гидротрансформатора ().
- Демпфер.
- Картер гидротрансформатора.
- Корпус коробки передач.
- Фрикционные диски блокировочной муфты.
- Корпус блокировочной муфты.
- Планетарный .
- Фланец ведомого вала коробки переключения передач.
- Поддон картера.
- Гидравлические клапаны системы управления включением передач.
- Клапанная коробка.
Как правильно пользоваться автоматической коробкой передач?
Как и любая автоматическая система, АКПП требует бережного обращения. Правильная эксплуатация коробки автомат заключается в следующих действиях:
- Запустить двигатель, прогреть, особенно, если на улице мороз, так как масло в моторе и в акпп густеет, что приводит к сильному трению сопряженных деталей. Узнайте, .
- Выжать педаль тормоза до упора и выставить рычаг коробки в положение D (drive).
- Снять авто с ручного тормоза и плавно отпускать рычаг тормоза. После чего машина медленно начнет двигаться.
- Давим на педаль газа и по мере набирания установленной для каждой передачи скорости, автомат сам начнет переключать передачи. Переключение автомата сопровождается небольшими толчками. Возможно, если есть неполадки в работе АККП, то это связано с , ремонтировать которую приходится часто в некоторых марках и моделях авто.
- При снижении скорости, такая КПП начинает сама понижать передачи.
На некоторых АКПП есть режимы W или обозначение снежинок Snow. Это означает, что при режиме W, то есть коробка установлена на зимний режим. В зимнем режиме автомат не используют первую передачу, машина трогается со 2 или с 3 передачи. Из-за этого автомобиль меньше пробуксовывает и снижает передачи только, чтобы избежать заносов на низкой скорости.
Важно! Чтобы АКПП не сломалась, нужно соблюдать одно очень важное правило: не переводить селектор (рычаг) при движении автомобиля из положения D в R или P. Это правило не стоит забывать, если автомобиль поднят домкратом или подъемником и включено режим D для проверки тормозов на стенде.
Переводить селектор автоматической коробки можно только после полной остановки авто и полностью нажатой педали тормоза.
В положение N-нейтраль запрещено переключать, когда автомобиль едет, чтобы не создавать аварийную ситуацию на дороге, тем более, если гололедица. На «нейтралку» ставить надо при длительных остановках, чтобы АКПП остывала.
Режим OverDrive
Режим ОВЕРДРАЙВ — это повышенная передача, при включении которой мотор с АКПП жестко сцеплены путем блокировки гидравлического трансформатора.
На ОВЕРДРАЙВ ставят когда длительное время надо ехать на одной скорости на четвертой передаче. При включении этого режима водитель ощущает небольшой толчок, как-будто это перешло на 5 передачу, но, на самом деле, это заблокировался гидравлический трансформатор.
OverDrive включается кнопкой на рычаге переключения. И выключается также, вторым нажатием на кнопку. Также осуществление отключения этого режима можно делать нажатием до упора педали газа.
Режим KickDown
Если на авто с АКПП нажать резко педаль газа в пол, то активируется режим КИКДАУН. На автомате этот режим служит для резкого ускорения, что очень удобно при совершении обгона или опережения других транспортных средств.
В режиме КИК ДАУН коробка будет переключаться только, когда обороты двигателя достигнут максимума.
Если надо отключить ускорение на автомате, то просто убрать ногу с педали газа или ослабить давление на нее.
Почему не снимается с паркинга в АКПП
Первым делом надо проверить, горят ли стоп сигналы (тормозные фонари) сзади. Если не горят, то надо проверить предохранитель СТОП. Предохранитель — это самая частая причина выхода из строя оборудования, поэтому проверять надо с него, причем это и самый легки ремонт. Предохранитель СТОП находится в блоке предохранителей в салоне или под капотом.
Если предохранитель исправный, никаких прогаров нет, то следом надо проверить включатель тормозных сигналов. Контакты часто окисляются и являются причиной нарушения цепи, из-за чего не горят фонари тормозов.
Если включатель тормозных сигналов полностью исправен, то дальше надо проверить тросик управления АКПП. Бывает так, что метки сбиваются и надо заново настраивать.
Если тросик исправен, то проверяем датчик селектор (рычаг) переключения. При наличии проблем, его надо заменить.
Если датчик в норме, то проверяем сам АКПП. Диагностика автоматической коробки проверяется специальным сканером, при подключении которого на экране подключенного ноутбука или телефона появится код ошибки, который надо расшифровать.
Тест коробки автомат до 1998 года выпуска сканером OBD-1 или OBD-2 проводят в следующем порядке:
- Прогреть мотор, поездить со скорость выше 20 км/ч.
- Остановиться. Заглушить мотор. Ключ зажигания оставляем в замке.
- Включить зажигание, но не запускать стартер.
- Выключить зажигание.
- Поставить селектор в положение Д, применяя аварийную кнопку. Включить также hold. При этом Power не надо трогать.
- Включить зажигание.
- Селектор выставляем в положение 3 и выключаем hold.
- Ставим селектор в положение 2 и включаем hold.
- Селектор ставим на 1 положение и выключаем hold.
- Нажать на педаль газа на 2/3, то есть больше половины. Подождать 4 секунды.
- Наблюдаем за индикатором Power. При моргании замедленном, то надо прочитать ошибки. Если моргает Power часто, то ошибок нет.
Текст АКПП с годом выпуска позже 1998 года:
- Включить зажигание.
- Выключить зажигание.
- Включить зажигание.
- Ручку коробки передач поставить в положение 1.
- Выключить зажигание.
- Включить зажигание.
- Ручку в положение 2.
- Ручку в положение 1.
- Ручку в позицию 2.
- Ручку в позицию 3.
- Ручку в положение D.
Смотрим на индикаторы.
Вот примеры ошибок:
11 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана а
12 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана b
13 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 3
14 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 2
15 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 1
21 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика температуры atf
22 обрыв, короткое замыкание в цепи измерителя массы воздуха
23 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика оборотов двигателя
24 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана c
25 обрыв, короткое замыкание в цепи сигнала управления крутящим моментом
31 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки
32 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 1 скорости автомобиля
33 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 2 скорости автомобиля
75 АКПП Некорректная последовательность переключения. Требуется диагностика АКПП.
79 АКПП Перегрев АКПП, необходима диагностика АКПП.
81 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 2-3; необходима диагностика АКПП.
82 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 1-2; необходима диагностика АКПП.
83 АКПП Цепь соленоида ТСС — высокое напряжение на соленоиде при активации; необходима диагностика АКПП.
84 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 3-2; необходима диагностика АКПП.
85 АКПП Заклинивание соленоида TCC — необходима диагностика АКПП.
90 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида ТСС; необходима диагностика АКПП.
Что нельзя делать с АКПП
Устройство и принцип работы коробки автомат предполагает следующие виды запрещенных действий:
- Всегда автомобиль надо прогревать перед началом движения. При работе на холодную АКПП ресурс уменьшается, особенно в сильный мороз, когда трансмиссионное масло загустевает. Чтобы правильно выбрать масло для трансмиссии, был составлен . Можно с нажатой педалью тормоза двигать селектор в разные положение. Если требуется срочно ехать, то щадящим режимом работы коробки автомат в этом случае будет плавное трогание с места и движение без рывков.
- АКПП — это «мягкое» техническое устройство, которое не любит бешеных нагрузок и рывков, которые проделываются любители . На бездорожье переключать в пониженный режим L.
- Если автомобиль с коробкой автомат не заводится, то его не стоит пробовать заводить буксировкой. Буксировать можно, но со скоростью не более 40 км/ч и на расстоянии не более 30 км. Это связано с тем, что масляный насос работает только, когда запущен двигатель. А при буксировке происходит передача вращения от колес и далее через коробку, поэтому без подачи масла износ будет быстрее. Лучше использовать эвакуатор, если есть возможность.
- Если автомобиль с полным приводом и с автоматической коробкой, то такой транспорт в случае поломки можно транспортировать только на эвакуаторе или, если на буксире, то со снятым карданом.
Использование ручного тормоза с коробкой автомат
И авто с механикой, и авто с автоматом должны комплектоваться ручным тормозом. На механике бывает часто ломается и водители не заморачиваются, чтобы отремонтировать . Но, если АКПП, а не МКПП, то ручник в случае поломки требуется обязательно починить.
В инструкциях по эксплуатации авто с автоматом рекомендуется после остановки машины устанавливать селектор в положение Р (паркинг) сразу до или после включения ручного тормоза. Но, очень многие водители не ставят на ручник, оставляют только паркинг. Но, лучше устанавливать ручник, особенно на склоне. Лишняя безопасность не помешает.
При заведенном двигателе с положением селектора в нейтральном положении переключить рычаг на паркинг не получится, так как ручной тормоз не поставлен. Это хорошая безопасность для забывчивого или халатного водителя.
Полезные видео об эксплуатации автоматической коробки передач
Бывают АКПП с типтроником, то есть есть возможность перевести управление на ручной режим + и -.
КПП (коробка переключения передач) является основным конструктивным компонентом трансмиссионной системы авто. Сегодня вы узнаете о том, что такое автоматическая КПП, по какому принципу работает коробка автомат, надо ли переключать на нейтральную в пробке и другие нюансы .
Уже давно не секрет, что отечественные автолюбители долгое время относились к транспортным средствам, оборудованными коробками «автомат», с настороженностью. Однако со временем появляется больше любителей таких КПП, и «автоматы», так или иначе, начинают вытеснять «механику». На сегодняшний день это ярко выражено в Японии, США и Канаде, где более 90% транспортных средств оборудовано автоматическими КПП.
Пожалуй, главным отличием автоматической КПП от механической является переключение скоростей практически без прерывания потока мощности. То есть, когда одна скорость выключилась, другая передача включилась практически в этот же момент. Сильные рывки при переключении скоростей почти невозможны, чего не скажешь о «механике». Однако транспортное средств с АКПП имеет свои правила эксплуатации, при несоблюдении которых может наступить поломка агрегата.
Неотъемлемым преимуществом езды на автомобиле с автоматической КПП является комфорт. Гидротрансформатор АКПП позволяет обеспечить более мягкие условия езды и условия эксплуатации не только для мотора авто, но и для его ходовой части в целом.
[ Скрыть ]
Режим «Паркинг»
Если вы являетесь владельцем авто с коробкой «автомат», то должны знать, для чего предназначен каждый режим движения, обозначенный на рычаге переключения скоростей. Переключать режим «Парковка» (Паркинг) надо в то время, когда транспортное средство находится на стоянке. Включив этот режим агрегата, в АКПП запускается специальное устройство, которое блокирует автомобиль таким образом, что его нельзя сдвинуть с места.
Запомните : единственное время, когда можно включить режим паркинга на рычаге коробки — это полная остановка машины, в противном случае поломка вам гарантирована. Многие владельцы сталкиваются с ошибками, которые впоследствии приводят к фатальным последствиям — они включают режим «Паркинг» в тот момент, когда авто не плотно зафиксировано на месте, а может еще двигаться накатом. Соответственно, если вы ставите автомобиль на уклоне, то перед включением режима «Р» необходимо поставить машину на стояночный тормоз. Такие действия помогут увеличить срок работы блокирующего устройства трансмиссии.
Правильное включение:
- нажмите педаль тормоза;
- подтяните стояночный тормоз;
- отпустите педаль (транспортное средство может немного сдвинуться);
- включайте на коробке положение «Паркинга».
Правильное выключение:
- переведите рычаг КПП в положение для движения;
- нажав педаль тормоза, снимите «ручник»;
- отключите положение «Р».
Режим заднего хода — «Реверс»
Как понятно из названия, этот режим коробки передач предназначен для обеспечения транспортного средства движения задом. Включение реверсивного хода допускается также после полной остановки машины в целях увеличения срока эксплуатации авто.
Если вы включили скорость с нажатой педалью тормоза, то ваша машина, естественно, сразу же не поедет. Но, только вы отпустите педаль, транспортное средство сразу же начнет движение назад, разумеется, если он не стоит в гору. Это происходит в результате того, что двигатель постоянно толкает само авто, даже в том случае, если вы не жмете на педаль газа.
Что нужно знать при движении задом: коробка распознает команды водителя во время перемещения ноги по педали газа». Так что, если при движении назад вы резко нажали на «газ», то ожидайте, что движение будет резким.
Помните! Включая это положение АКПП во время езды вперед, вы подвергаете поломке коробку и прочие компоненты трансмиссионной системы и двигателя.
Нейтральный режим
В этом режиме машина передвигатся вперед или назад без включения мотора. Таким образом, его можно перемещать, но исключительно на небольшие расстояния при выключенном двигателе. Самой распространенной ошибкой владельцев машин с коробками «автомат», которая связана с нейтральной передачей, является ее включение во время кратковременной стоянки (к примеру, в пробке). Отечественные водители расценивают нейтральную скорость на автоматической КПП идентично «механике» и зачастую практикуют ее включение тогда, когда они включили бы ее на МКПП.
Но это далеко не так. «Автомат» является более сложным и «мудреным» агрегатом, чем «механика», а назначение нейтральной передачи коробки (N) заключалось в «сервисном» режиме. То есть эта функция коробки предназначена для перемещения транспортного средства без участия мотора. В общем, включение этой передачи на постоянной основе не допускается.
В целях обеспечения большего срока эксплуатации вашей КПП, стоя в пробках, специалистами категорически не рекомендуется включать нейтральную передачу. Если вы хотите, чтобы ваши ноги немного отдохнули во время движения в долгой пробке, то включите режим «Паркинг», разумеется, если авто не будет в этот момент двигаться накатом. Однако переключать нейтральную скорость не надо, поскольку это только навредит автомобилю.
Видео от Олега Коняева «Устройство и работа автоматической коробки передач»
В этом видео-уроке подробно описано устройство и принцип работы коробки «автомат».
Движение вперед — «Drive»
Включение этого режима («D» на рычаге коробки), как вы поняли, обеспечивает движение транспортного средства вперед. На большинстве транспортных средств, оснащенных коробкой «автомат», эта скорость имеет защиту от произвольного включения. Соответственно, ее активация возможна только после того, как будет нажата педаль тормоза или кнопка непосредственно на рычаге КПП. Без нажатия на педаль тормоза попытки включения этой передачи будут блокированы механизмом защиты. При включении данного режима, трансмиссия во время движения автоматически переключает скорости.
Здесь коробка функционирует по такому же принципу, что и при включении реверсивного хода, то есть двигатель сам толкает машину, даже при отпущенной педали газа. Если вам нужно резко разогнаться, к примеру, обгоняя другое транспортное средство на дороге, то не бойтесь нажимать педаль газа в пол до упора.
Наверное, главным недостатком традиционного «автомата» является небольшая задержка между нажатием педали газа и реальным разгоном автомобиля (около одной секунды). Это не так заметно при спокойной езде, но может быть ощутимо во время обгона.
4-3-2-L
При активации этого режима ваша АКПП задействует определенные передачи: в положении «L» — только первую скорость, в режиме «2» — только две скорости и так далее. Включение этого режима актуально во время движения транспортного средства в сложных условиях, к примеру, по эстакаде или по горным дорогам.
Если вы долгое время едите под уклоном или в гору, то в целях предотвращения перегрева тормозов можно включить режим «2» или «3». Таким образом, автомобиль будет ехать не выше второй или третьей скорости. Следует также отметить, что включение первой или второй передачи будет целесообразно при попытке заехать на крутую горку. Так ваша АКПП не переключится на повышенную передачу в самый неудобный момент и не заглохнет.
Как говорят сами владельцы машин с коробкой «автомат», включение третьей передачи целесообразно при осуществлении быстрого обгона во время движения по трассе. На третьей скорости обгон происходит на повышенных оборотах мотора и транспортное средство развивает наибольшую мощность, что позволяет лучше всего разогнать машину. Средний предел скорости составляет около 130 км/час, но все зависит конкретно от каждой модели авто. Двигаясь на третьей передаче, нужно следить за тем, чтобы стрелка тахометра на панели приборов не переходила за красную черту.
При движении на второй передаче предел скорости составляет около 70 км/час. По словам автовладельцев, эту передачу целесообразно включать на довольно крутых склонах, либо на скользкой дороге. В свою очередь, активация первой передачи нужна во время езды по сельской местности и при других тяжелых условиях. Здесь скоростной режим ограничен: 40 км/час.
На сегодняшний день в большинстве современных автомобилей этот режим заменяет функция «Tip-Tronick» — она предназначена для ручного переключения скоростей на АКПП. Но есть и коробки, на которых при активации «4-3-2-L» КПП автоматически переключает скорости на повышенных оборотах работы мотора.
Видео «Режимы работы автоматической коробки передач»
В этом видео подробно описываются положения работы скоростей на автоматической коробке передач и прочие нюансы АКПП.
Вам пригодился этот материал? А что вы знаете о коробке «автомат» такого, чего не рассказали мы? Поделитесь своими знаниями с пользователями нашего портала!
Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться "ручником", совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на "Р"? К тому же "ручник" может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.
Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить "автомат" на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только "паркингом" но и "ручником". Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.
Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: "Про "ручник" я давно забыл и на любой горке оставляю свой "Гелик" на "паркинге". Этот механизм очень надежен, и никакой "ручник" тут не нужен".
Что блокирует "паркинг"?
Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм "паркинга" на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами "собачка", "крючок" и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.
Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.
Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-"автоматы".
Что будет, если все время ставить машину на "паркинг" на уклоне?
Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система "паркинга" в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме "паркинкг" без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.
Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима "паркинга" даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим "паркинга", то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.
Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?
Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — переводим селектор в режим "паркинга". При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".
И, кстати, "ручник" нужен еще и потому, что при установке селектора на "паркинг", при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.
Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, "ручник" можно не затягивать и ограничиться "паркингом". Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.
Хотя, в принципе, со сломанным механизмом "паркинга" ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.
И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что "паркинг" блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.
Немало случаев, когда просто ставят машину на "паркинг" и затем, подняв на домкрате, начинают "шевелить" колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала... И хорошо, если никого в это время под ней не было...
Что в итоге?
Только в крайних случаях ставим на "паркинг" без "ручника" — например, когда очень велик риск "мертвого" замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся "ручником", даже при парковке на ровной местности — чтоб не "закисал". Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели...
Ну а вообще, если живете в холмистой местности, для фиксации машины на уклоне можно использовать упор под колеса в виде металлического или деревянного "треугольника". Встали на пару минут на "паркинге", подложили под задние колеса упор, перевели селектор в нейтраль и, откатившись немного назад, уперлись колесами в препятствие. Алгоритм, в общем-то, нехитрый — справится и студент.