15.06.2012
Как выбрать спиннинговую безинерционную катушку?
Современный ассортимент
действительно огромен. Одних производителей сотни, а у каждого из них еще и масса моделей катушек, при чем, на первый взгляд, выглядят все модели почти одинаково, а разница в цене может достигать 10-ки раз. Как же тут не растеряешься? Ну, начнем с того, что это только лишь на первый взгляд все катушки одинаковы, а на самом деле разница заключается в деталях, таких как: качество материалов, качество сборки, совершенство инженерных решений и пр. А ведь все эти детали напрямую влияют на надежность и комфортность эксплуатации катушки.Выбрать подходящую спиннинговую катушку еще труднее, чем само удилище - слишком уж много различных нюансов существует в данном вопросе. Тем не менее, если к вопросу подойти основательно, и разложить все по полочкам, выбор будет сделать легко.
Главное правило, которое значительно упрощает выбор катушки, звучит так: « Катушку следует подбирать под удилище!» Вернее - под условия ловли: метод ловли, размер и вид рыбы. Но мы исходим из того, что все факторы ловли уже были учтены при выборе удилища, и катушка подбирается, как гармоничное дополнение.
Итак, начнем раскладывать все «по полочкам».
Материалы, применяемые в катушках
Существует два материала, которые используются при изготовлении катушек, это – пластик и металл. При этом, пластик бывает сотни видов, каждый из которых, отличается по прочности и износостойкости. Металл в катушках тоже понятие широкое, ведь даже в одной модели, может использоваться одновременно несколько видов металлов. Например, корпус может быть из титанового сплава, шпуля, из точеного алюминия, дужка лескоукладывателя из нержавеющей стали, шестерни из бронзового сплава и т.д. В подавляющем большинстве случаев конструкция катушки состоит одновременно из пластиковых и металлических деталей, хотя встречаются и как полностью металлические, так и полностью пластиковые модели. Последние приобретать не рекомендуется, так как изделия эти, мягко скажем, качеством не отличаются.
Производители постоянно стараются уменьшить вес катушек, при этом сохраняя их прочность. В результате погони за одновременной прочностью и легкостью, каждый год на рынке появляются катушки из различных легких и очень прочных металлических сплавов. Да, такие модели не дешевы, но они того стоят. В общем, лучший выбор – это катушка с корпусом из легкосплавного металла. Но, ни в коем случае не списываем со счетов катушки с углепластиковым корпусом. Современные углепластики по многим параметрам не уступают металлу, а по некоторым позициям и превосходят его. Выбирая катушку по материалу, скорее всего, стоит ориентироваться на цену. Чудес, к сожалению, не бывает, и за маленькую цену Вам вряд ли предложат изделие с «супер свойствами». Ну а за высокую цену, что металлическая катушка, что углепластиковая будут одинаково хороши.
Передаточное число безинерционной катушки
Передаточное число – это параметр, означающий отношение одного полного оборота рукоятки к количеству оборотов лескоукладывателя. По данному параметру катушки делятся на скоростные и силовые. Передаточное число может указываться на корпусе катушки следующим выражением: 5.0: 1, 5.3: 1 и т.п. Такая надпись означает, что единица соответствует одному обороту ручки, а второе число указывает на соответствующее количество оборотов лескоукладывателя. Чем выше соотношение, тем катушка скоростнее, и наоборот, чем меньше соотношение, тем катушка мощнее. К силовым моделям можно отнести катушки, имеющие передаточное число до 5.0: 1 (4.0: 1, 4.3: 1 и т.д.), а к скоростным катушкам относятся модели с передаточным числом выше 5.0: 1 (5.3: 1, 6.0: 1 и др.). Скоростные качества катушки зависят, прежде всего от крупности зубьев главной шестерни. Но не будем углубляться в такие технические дебри, все равно никто не даст разбирать катушку перед покупкой. С практической точки зрения, мощностные (силовые) катушки хороши для ловли крупной рыбы, а также для осуществления проводки с использованием «высокоупористых» приманок. Скоростные же модели имеют меньший запас мощности, но позволяют очень быстро выматывать леску, что очень важно при некоторых видах проводок, например, при ловле джигом. Выбор между силой и скоростью полностью зависит от предполагаемых объектов ловли – охотимся только за «крокодилами», тогда берем силовую модель, а если хочется большей универсальности, то выбор можно остановить на «золотой середине» - катушках с передаточным числом 5.0: 1, или с приближенным к этому значению показателем.
Размеры и масса катушек
Как уже упоминалось выше, производители с каждым годом выводят на рынок все более легкие модели катушек, при этом не в ущерб их надежности. Это они делают не спроста, ведь чем легче катушка, тем приятнее рыбачить, но все же впадение в крайности тоже недопустимо. Главное – это чтобы вес и размер катушки находились в балансе с удилищем. Что такое баланс удилища и катушки описать трудно, это нужно почувствовать. По поводу веса катушки есть такое мнение, что вес катушки должен примерно соответствовать двум весам удилища, плюс минус 30 грамм. Например, вес удилища 100г, значит, вес катушки должен быть в районе 200г, плюс минус 30 грам. Правда, такое правило несколько условно, но в подавляющем большинстве случаев оно работает.
У всех катушек существует так называемый размер, который обозначается в цифрах: 500, 1000, 2000 и так далее. Но вот не задача, классификация размеров катушек до сих пор не унифицирована между производителями. Поэтому, взяв в руки катушку тысячного размера от двух разных производителей, можно визуально увидеть небольшую разницу в размерах. Хотя, стоит отметить, что большинство производителей все же приняло за стандарт, классификацию размеров, разработанную компанией Shimano.
Чтобы выбрать правильную по размеру катушку, необходимо исходить из таких параметров удилища как длина и тест. Ниже представлена таблица, в которой описывается связь между техническими параметрами удилища и размером катушки. Думаем, понятен принцип таблицы. Допустим, у нас есть удилище длиной 220 см и тестом 10-25 грамм. Смотрим в таблицу. Наш спиннинг по длине попадает в категорию «ДО 240», а по тесту больше попадает в категорию «15-30», следовательно, подходящий размер катушки – 2000-2500.
Длина удилища, см |
Тест удилища, г |
Номерной размер по Shimano |
Фрикционный тормоз
Фрикционный тормоз – это такой механизм катушки, который позволяет автоматически стравливаться леске в моменты сильных рывков рыбы. Благодаря фрикционному тормозу обрывы лески в процессе вываживания сводятся к минимуму. Главное – это правильно настроить тормоз. От качества этого механизма напрямую зависит количество сходов рыбы и количество обрывов лески. Чем плавней настройка тормоза, тем лучше. У качественных катушек фрикционный тормоз имеет очень плавную настройку, и к тому же, обладает антиблокировочной функцией. Антиблокировочная функция позволяет стравливаться леске при сильном рывке рыбы, даже если фрикционный тормоз зажат в максимальном положении. Польза антиблокировочной системы очевидна. Не редки случаи, когда рыболов просто забывает отпустить фрикцион и рыбачит с затянутым наглухо тормозом. Следует поклевка крупной рыбы, один мощный рывок и леска рвется. А если катушка оснащена антиблокировкой фрикционного тормоза, то такой неприятности не случится.
Существует два типа фрикционного тормоза – передний и задний. Какой из них лучше сказать трудно, ведь работают они одинаково эффективно, а вот по комфорту эксплуатации – тут уж кому как больше нравится. Однако, есть мнение, что передний фрикционный тормоз более надежен, чем задний, хотя разность в надежности и не сильно ощутима. То, что явно чувствуется, так это разность в точности и плавности настройки, и в этом плане победа за передним фрикционом. Практика показывает, что можно легко привыкнуть и к одному, и к другому типу, но если уже «подсаживаешься» на какой-то один из них, то перейти на другой тип уже трудно. Привычка и ничего более.
Шпуля – это съемный элемент конструкции катушки, который выполняет функцию накопителя лески. Шпули бывают пластиковые и металлические. Металлическая шпуля предпочтительней, так она отлично подходит, как для использования монофильной лески, так и для плетеных шнуров. А вот пластиковую шпулю можно использовать только с леской. Как показывает практика, со временем, плетеный шнур просто стачивает бортик пластиковой шпули, от чего портится и шпуля и шнур. При чем, эта проблема замечена даже на шпулях, изготовленных из очень прочного пластика.
Шпули также различаются между собой по вместимости лески. Обычно на шпуле указывается вместимость в метрах, для каждого конкретного диаметра лески. Внимание, информация по вместимости, указываемая на шпуле, действительна только в отношении лески, а вот к плетеному шнуру она не подходит.
Еще одним различием является, так называемая геометрия шпули, то есть соотношение глубины и ширины. Существуют два основных варианта геометрии шпули – классический (когда ширина примерно равна глубине), и второй вариант - это геометрия Long Cast(когда глубина шпули не большая, а длина увеличена. Шпули с геометрией Long Cast имеют преимущество перед «классикой» в плане дальности заброса. Нужно отметить, что на некоторые модели катушек можно ставить шпули разного размера. Например, на некоторые модели катушек в 2000-ом размере можно ставить шпулю, как 2000-го, так и 1500-го размера. То есть, фактически, только лишь поменяв шпулю, мы получаем катушку несколько другого размера. Выгода от такой возможности очевидна.
Многие модели катушек комплектуются запасной шпулей, и это хорошо, так как тогда существует возможность одну шпулю оснастить леской, а другую шнуром. В некоторых случаях, наличие на рыбалке одновременно лески и шнура очень полезно. Например, когда рыбалка ведется одним спиннингом и одной катушкой, но применяются различные способы спиннинговой ловли. Так, для джига лучше шнур, а для ловли на вертушки леска. И получается, что, не меняя спиннинга и катушки, а только лишь переставляя шпулю, мы делаем снасть универсальное. Если же выбранная модель катушки не комплектуется дополнительной шпулей, не беда – ее можно купить отдельно, правда по некоторым моделям это сделать не просто, но кто ищет, тот найдет!
Количество подшипников
В конструкции безынерционной катушки подшипники выполняют очень важную роль, и от их качества и количества во многом зависит работоспособность всей катушки. Однако, большое количество подшипников в катушке вовсе не означает, что изделие качественное. В большинстве случаев «перенасыщенность» катушки подшипниками – это всего лишь маркетинговый ход. Особенно этим грешат китайские «умельцы». На самом деле, оптимальное количество подшипников в катушке – 4-6 штук.
Ручка катушки
Большинство моделей катушек оснащаются ручками, которые могут переставляться и под левую и под правую руку, но существуют такие модели, у которых ручка не переставляется, то есть она стационарно установлена на одной из сторон. И при покупке нужно быть внимательным в этом вопросе. Что касается эргономики ручки, то здесь вариантов сотни, если не тысячи – это разнообразие форм, материалов и т.п. И тут уж какие-либо советы давать бессмысленно, так как у каждого свой вкус. А вот по воду механизма приведения ручки в транспортное положение можно сказать, что лучше брать катушку, у которой ручка складывается путем раскручивания винта. Как показывает практика, механизмы быстрого приведения ручки в транспортное положение быстро изнашиваются и в результате, образуется неприятный люфт.
Бренды
Если пробежаться по рыболовным магазинам, то сейчас можно насчитать не менее сотни производителей, выпускающих катушки. Правда, львиная доля из них - это не известные азиатские марки.
Настоящие лидеры рынка – это японские компании Shimano и Daiwa. Это давние конкуренты, и в конкурентной борьбе, стараясь обойти друг друга, все время шли на шаг впереди от всех остальных. Трудно сказать кто из них лучше, но одно можно сказать с уверенностью – катушка от Shimano или Daiwa не разочарует своим качеством. Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время качественные катушки делают многие производители, и что самое приятное – хорошее качество по достаточно либеральным ценам. Просто перечислим производителей, чьи катушки пользуются хорошей репутацией. Итак это – Ryobi (Япония), Mitchell(Франция), Abu Garcia(Швеция), SPRO(Голландия), Zebco (США), Okuma (Китай), Salmo (Латвия) и многие другие.
Итак, допустим, исходя из своих требований Вы «положили глаз» на несколько моделей катушек, и встает вопрос: « Какую же все-таки катушку взять?». И тут на помощь Вам может прийти Интернет, благо, что он сейчас доступен везде. Чем он может помочь? А все просто – идем на рыболовные форумы и читаем отзывы конкретных владельцев катушек. Конечно же, информацию, полученную из таких отзывов, следует «фильтровать», так как пословицу: « Каждый кулик свое болото хвалит» - никто не отменял! Читаем, фильтруем, думаем и делаем правильный выбор!
Надеемся, что информация, изложенная в статье, поможет Вам сделать правильный выбор! Однако, необходимо помнить, что катушка будет служить долго и надежно только при условии правильной эксплуатации. Даже самую дорогую катушку можно убить за несколько рыбалок, поэтому не нужно пренебрегать правилами эксплуатации! Но это уже другая тема.
Количество показов: 79186
Ни в коем случае не покупайте катушки из пластиковых деталей. В первую очередь это касается шпули.
Наше руководство о том, как выбрать безынерционную катушку для спиннинга новичку-спиннингисту (кстати, сокращенно такая катушка называется «безынерционкой», это идеальный вариант для начинающего рыболова и в плане удобства, и в плане функциональности).
Катушка должна быть гармонична в сравнении с удилищем. Не должно быть большой катушки на маленьком легком спиннинге и наоборот.
Если вы новичок – начинайте с легких спиннинговых снастей. Вам подойдет средний спиннинг не более 2.7 м, а к нему подберите спиннинговую катушку объемом шпули 1500-2500). Дальнейшая инструкция вам в этом обязательно поможет.
Рейтинг лучших безынерционных катушек
11 аспектов, которые помогут определить какая катушка для спиннинга является лучшей
1. Правильный размер катушки спиннинга. Все модели катушек для спиннинга имеют свою классификацию и делятся по объему шпули:
- 1000;
- 1500;
- 2000;
- 3000;
- 4000 и т. д.
Например, шпуля с размерностью 2000 говорит нам о том, что она вмещает 100 метров лески диаметра 0.2 мм. Катушка со шпулей, объем которой равен 1000 вмещает 100 метров лески 0.1. Мы ещё в начале руководства дали совет смотреть в сторону 1500-2500, не больше.
2. Безынерционная катушка должна очень равномерно укладывать леску на шпулю. Существует 3 вида намотки:
- цилиндрическая;
- обратным конусом;
- прямым конусом.
В независимости от того, каким является конус намотки – леска не должна ложиться на шпулю волнистым характером. Линия от бордика должна быть прямая. В случае цилиндрической намотки эта линия будет прямая и параллельна шпуле, в случае обратного или прямого конусов линия также будет прямая, но под небольшим углом к шпуле.
Если используете плетеную леску, например, при ловле джигом – лучшим вариантом шпули для катушки будет обратный конус (катушки маркируются меткой ABS).
Такая шпуля не позволяет плетенке слетать с катушки излишне по инерции, что предотвращает запутывания.
Кастинговая катушка имеет шпулю с небольшим запасом для наматывания лески, это позволяет делать дальние забросы и равномерно наматывать леску
3. Новичкам лучше всего подойдет кастинговая безынерционная спиннинговая катушка. Отличается она от обычной тем, что ее шпуля имеет очень небольшой запас для наматывания лески, но этого запаса вполне хватает, чтобы намотать 70-80 метров лески. Преимуществом служит более равномерная намотка.
Не наматывайте на катушку леску до самых краев (во избежание возникновения бород, запутываний), особенно если используете жесткую или мягкую плетенку. Исключение можно сделать для очень мягкой монофильной лески и жесткой плетенки. Хотя 1 мм от края бортика оставить всё-таки желательно, а с опытом к вам придёт понимание можно ли увеличить количество лески на шпуле до самых краев, или этого делать не стоит.
4. Катушка должна иметь легкий ход. Она не должна хрустеть, детали не должны задевать друг друга. Чем больше катушка сделает вращений во после кратковременного рывка ручкой катушки – тем лучше.
5. Скобы лесоукладывателя должны фиксироваться в открытом состоянии очень надежно, а также самостоятельно до конца доводиться в закрытое состояние. Иными словами, во время ловли мы, так или иначе, открываем скобу лесоукладывателя, чтобы сделать заброс и леска сходила со шпули, так вот скоба не должна закрываться самопроизвольно во время заброса, а также от самых легких прикосновений рыболова. Она должна реагировать на закрытие только по четкому движению руки рыболова по направлению к закрытию катушки.
6. Количество шарикоподшипников в катушке не имеет решающего значения. Да это действительно так, но при одном условии, если есть хотя бы 4 шарикоподшипника, все остальные – это вторичные шарикоподшипники и на элитность изделия это количества никак не влияет. Сейчас даже самые плохие китайские катушки для спиннинга могут иметь в своем составе до 10-12 шарикоподшипников.
Ролик лесоукладывателя должен вращаться, иначе рано или поздно он начнет истираться и портить леску. В его конструкции обязательно должен быть шарикоподшипник7. Выбирайте фирменные катушки. Даже у и Daiwa есть катушки в доступном ценовом диапазоне практически для любого рыболова, а прослужат они значительно должен любого китайского изделия.
8. Фрикционный тормоз. Сложно найти безынерционную спиннинговую катушку, у которой бы не было фрикционного тормоза. Но эта деталь катушки выполняется в разных катушках двумя типами:
- передний фрикционный тормоз (на передней части шпули есть рельефная засечка или другие рельефные выемки, за которые этот круглый фрикцион можно вращать в одну и в другую сторону);
- задний фрикцион (в задней части катушки ручка – это он, крутя ручку можно ослаблять и наоборот делать фрикцион более тугим).
Задний фрикционный тормоз имеет более сложный механизм, утяжеляет катушку и, в целом, катушки с таким тормозом большего размера, также он считается менее чувствительным, нежели передний. Но в противовес недостаткам у него есть и преимущества: во время вываживания рыбы, его намного легче регулировать, в отличие от переднего фрикциона, а также шпуля катушки, у которой фрикцион сзади – легко сменяется и заменяется другой шпулей (например, с другим типом лески).
Передний фрикцион является более чувствительным, катушка меньше весит, но регулировать фрикцион во время вываживания рыбы сложнее, чем задним тормозом. И всё-таки отдадим преимущество именно переднему фрикциону, он облегчает снасть, является чувствительным.
Здесь целых 3 шайбы для регулировки конуса намотки лески, если шайб нет – это минус
Катушка с хорошим фрикционным тормозом не должна стравливать леску рывками. Если вы равномерным движением руки стягиваете леску со шпули, то и фрикцион должен равномерно стравливать леску.
9. Проверьте наличие резиновой прокладки (шайбы), на оси для шпули. В комплекте с катушкой возможно и большее количество таких прокладок, например 3, как на рисунке справа. Их прямое предназначение – регулировать намотку лески на катушке. За счет вставки и снимания таких шайбочек вы сможете отрегулировать намотку лески обратным и передним конусом.
10. Ролик лесоукладывателя безынерционной катушки должен вращаться. В противном случае, особенно, если вы пользуетесь плетеной леской – он будет истираться, появится прорезь, в нее будет заходить леска, мохриться, а в один прекрасный день просто застрянет там и катушку придётся менять.
В конструкции этого ролика обязательно должен быть шарикоподшипник.
11. Не обращайте внимания на передаточное число на катушке. Это количество оборотов шпули, которое совершит катушка за время одного оборота рукояти. Если вы новичок, но этот показатель вам пока не важен. Продвинутые же рыболовы уже имеют представление о том, быстрее им нужен ход катушки, чем у них есть, или хватит существующего. Без опытного пути вы не сможете определить правильное передаточное число под вашу технику ловли.
12. Необходимо подобрать катушку под ваш ваш спиннинг. Если это ультралайт, то и берите катушку поменьше размером (до 1500). Если джиг, то 3000. Обращайте внимание на вес катушки при сопоставлении с вашим спиннинговым удилищем.
– расскажет руководство по одной из самых многофункциональных линеек спиннинговых удилищ, джиговых снастях.
– тест, длина, строй и другие важные параметры.
– руководство по выбору ультралайтовой спиннинговой снасти.
Видеоинструкция о том, как выбрать безынерционную спиннинговую катушку
Блиц-итоги
- Новичку лучше начинать с катушки для спиннинга объемом 1500-2500.
- При использовании плетенки берите катушки с обратным конусом шпули (ABS).
- Кастинговая катушка более равномерно наматывает леску.
- Ход катушки должен быть равномерным и без стука.
- Скобы лесоукладывателя должны четко фиксироваться как в закрытом, так и в открытом состоянии.
- Шарикоподшипников может быть всего 4, но они должны быть в теле катушки и один в ролике лесоукладывателя.
- Выбирайте фирменные катушки и в последнюю очередь берите китайский товар.
- Передний фрикцион немного лучше заднего, но всё на усмотрение рыболова.
- Резиновые прокладки на оси для шпули – это хорошо.
- Ролик лесоукладывателя должен вращаться.
- Передаточное число на катушке подбирается только опытным путем.
Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.
Зачем нужна катушка?
Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:
- мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
- подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
- зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.
За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.
Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:
- Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
- Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
- В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
- В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.
Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.
Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.
Конструкция и принцип действия
Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:
- металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
- вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
- поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
- сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
- обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.
Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.
К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.
Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:
- К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
- Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
- Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
- Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.
После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.
Виды высоковольтных элементов
Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.
В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:
- с двумя контактами высокого напряжения;
- индивидуальные.
Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.
На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.
Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.
Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:
- первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
- габариты устройства существенно уменьшились;
- мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
- высоковольтные провода отсутствуют.
Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.
Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.
О неисправностях и способах устранения
Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.
В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:
- Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
- С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
- В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
- Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
- По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
- Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
- Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.
За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.
Многие рыболовы знают основные параметры катушек, на которые нужно обращать внимание при покупке. Это, прежде всего размер шпули, передаточное число и количество подшипников. Но это далеко не все.
Олег Квициния сделал полезное видео, в котором рассказал о малоизвестных тонкостях при выборе катушек, на которые многие просто не обращают внимания при покупке, и делают это зря. Например, если рыболов планирует ловить плетенкой, что чаще всего и бывает на фидере, то при покупке стоит обратить внимание на неглубокие шпули, а для лески наоборот.
Какой размер шпули катушки для фидера?
Для фидера используют шпули размером от 3000 до 6000. Зависит эта величина от дистанции лова. А ловят фидером на расстояниях от 15 до 100м. Чаще всего это расстояние 25-60м. Соответственно немало лески (плетенки) нужно выматывать после каждого заброса и чем быстрее это делать, тем лучше.
Чем больше размер шпули, тем быстрее можно вымотать снасть, соответственно затратить меньше времени. Но вес катушки при этом будет тоже больше.
- Расстояние ловли до 30м. На такой дистанции чаще ловят пикером (фидер длинной 2,4 - 3м) - размер шпули 3000.
- Расстояние ловли 30-60м. Фидер длиной 3,6-3,9м. - 4000.
- Расстояние ловли 60+ метров. Фидер длиной 3,9-4,6м. - 4000-6000.
Можно покупать катушки с еще большими шпулями, но для фидера их использование не целесообразно. Забросы кормушки делаются часто. И использовать удилище с большой катушкой не совсем удобно.
Нередко начинающие рыболовы покупают катушку со шпулей 2000-2500, стараясь при этом сделать покупку универсальной. Намереваясь такой катушкой ловить спиннингом на приманки, и в случае необходимости использовать её для донной ловли фидером. При этом ни в каком виде ловли они не получают максимального удобства.
Видео. Олег Квициния рассказывает о важных характеристиках, на которые следует обратить внимание при покупке
Катушку какого веса купить?
Большинство фидеристов используют катушки размером 4000. Оптимальный их вес 350-360гр. Именно такая величина позволяет комфортно ловить весь день. 350 граммовые катушки хорошо гармонируют с фидером практически любого производителя длиной 3,3-3,9м.
Если активно ловить пикером, который короче и легче, то вес катушки лучше выбрать 250-270гр.
Правильная укладка лески - показатель качества
Хорошая укладка шнура/лески дает такие преимущества:
- Более дальний заброс.
- Отсутствие бороды, захлестов, соответственно минимум отстрелов.
Наличие бесконечного винта в конструкции катушки делает укладку более равномерной.
Теоретически бесконечный винт дает лучшую укладку лески, но его наличие не является обязательным. Топовые производители рыболовных снастей. Например, Shimano и Daiwa, производят качественные катушки без бесконечного винта. Хорошая укладка у них достигается высоким качеством сборки и надежными комплектующими.
Глубина шпули катушки при ловле фидером
Большинство катушек рассчитаны для использования монолески. Поэтому на них стоят глубокие шпули. Но на фидере большинство рыболовов используют плетеный шнур.
Глубокая шпуля - для лески. Для шнура (именно его используют фидеристы чаще) шпуля должна быть не глубокой, с невысокими бортами.
Если использовать флэт кормушки и целенаправленно ловить карпов, то лучше купить катушку с глубоким бортиком для лески. Леска дает больше преимуществ при вываживании крупной рыбы.
Чаще всего на катушку наматывается 150м шнура, и оставшаяся глубина доматывается недорогой тонкой леской (бэкинг). Чем глубина шпули больше, тем бэкинга нужно больше. Но зачем? Можно изначально купить подходящую неглубокую шпулю для шнура.
Запасные шпули
Мы уже рассматривали вопрос, что выбрать плетеный шнур или леску , и пришли к выводу, что в некоторых случаях обычная леска не хуже плетеной. Это, прежде всего, небольшая дистанция заброса и ловля в мороз. В других ситуациях лучше работать с плетеным шнуром.
Две шпули: одна с леской, вторая со шнуром - позволяют комфортно ловить в любых условиях.
Поэтому если есть запасная шпуля в комплекте, то это хорошо.
С каким передаточным числом купить катушку?
Это число показывает соотношение оборота ручки и оборотов шпули.
Оптимальное передаточное число катушки для фидера 4.7-5.2 (лучше 4.9 и 5.0)
В таком диапазоне тяговые свойства механизмов (роликов, подшипников, втулок и т.д.) будут соответствовать работе с тяжелыми фидерными кормушками. Большее передаточное число подходит для работы с искусственными приманками, и для донной ловли нецелесообразно.
Сколько подшипников нужно для катушки при ловле фидером?
Лучше количество подшипников не менее 4-х.
Если больше то лучше, но гнаться за количеством (платить лишние деньги) не стоит. Рекомендация не критична. Но стоит учитывать, что чем меньше количество подшипников, тем быстрее износится механизм катушки.
Какой фрикцион?
Лучше когда фрикцион длинный. Передний он или задний значения не имеет.
То есть затягивание и ослабление вращения шпули, достигается несколькими оборотами ручки фрикциона. Такое устройство позволяет точно отрегулировать необходимое усилие, что помогает при ловле фидером. Рыбу приходится ловить разную и использовать при этом поводки для фидера разной длины и диаметра. При подсечке может произойти обрыв тонкого поводка, поэтому нужна точная настройка усилия фрикциона. Он должен немного срабатывать при подсечке. Если механизм тормоза длинный, то добиться этого легко.
Также Олег Квициния ответил на вопросы от зрителей, о тонкостях выбора катушек для фидера при покупке:
Видео 2. Ответы на вопросы.
Какая клипса на шпуле лучше?
Клипсы бывают разных устройств, размеров и форм. Большой разницы между ними нет. Некоторые рыболовы считают, что с круглой клипсы легче стянуть леску при поимке крупной рыбы. Это немаловажно в ловле карпа на флэт кормушки.
Клипсы бывают:
- Круглые. Некоторые рыбаки полагают, что они меньше режут плетенку. Но от формы это не зависит, а зависит от качества материала клипсы.
- Треугольной формы. Используются на многих катушках. Подходят и для лески и для шнура.
- Отодвигающиеся клипсы. При заводе лески они отодвигаются. Могут быть разных конструкций: пружина или усики.
Главное чтобы клипса была гладкая, не имела шероховатостей, которые могут протереть леску/плетенку.
Передний или задний фрикцион?
Таким вопросом чаще задаются начинающие рыболовы, перед покупкой первой катушки. Расположение тормоза это предпочтение каждого, зависит от привычки. На ловлю фидером расположение тормоза никак не влияет.
Нужен байтранер на катушке для фидера?
Катушка с байтранером нужна для тех фидеристов, которые часто (целенаправленно) ловят фидером крупную рыбу, чаще это карп, амур.
Ловят карпов обычно флэт (метод) кормушкой и делают забросы реже. После заброса включают байтранер, при этом активизируется слабо затянутый задний фрикцион. Если клюнула крупная рыба, то она еще до подсекания может стянуть немного лески за счет не сильно затянутого заднего тормоза.
После подсечки и вращения ручки катушки, байтранер отключается и активизируется передний тормоз, который регулируется при вываживании рыбы.
Если вы нацелены на ловлю крупной рыбы, то катушки с байтранером будут хорошим выбором при покупке.
Читайте полезные статьи:
Катушка из Китая Kastking Meal - стоит ли покупать
Обзор пяти катушек для фидера после сезона испытаний
Как выбрать катушку для фидера - видео и полезные советы с определением нужных параметров
Как подобрать катушку для фидера - на что обратить внимание при выборе и как выбрать лучший вариант
Катушечные хитрости - несколько советов о выборе и использовании
В данной статье будут подробно описаны все критерии, на которые следует обращать внимание при покупке катушки для ультралайта. Кроме того, будут указаны самые популярные производители катушек, их цены, инструкции по установке и не только.
Катушка для ультралайта – в чем особенности
Катушка для ультралайта предназначена для совместного использования со спиннингом для ультралайта, с помощью которого вылавливают небольшую хищную рыбу. Вообще, термин ультралайт означает легкая снасть, поэтому и удочка и катушка должны быть очень легкими.
Особенности катушек для ультралайта, которые отличают ее от других видов катушек:
- очень маленький вес по сравнению с другими катушками;
- наличие нескольких типов фрикционного тормоза;
- подготовлены для работы с ультралегкими приманками, вес которых составляет от 0,5 до 4,5г;
- устройство катушки гарантирует предельную упорядоченность и податливость работы шпули, создавая условия для ровного разделения лески по всей плоскости шпули, без углублений или зацепов посредине или по краешкам;
- высокий уровень качества работы катушки с леской;
- максимальная точность и сбалансированность работы механизма катушки в действии;
- очень чувствительный фрикционный тормоз, который может выполнять точную регулировку.
Как выбрать катушку для ультралайта
Хорошая катушка для ультралайта должна обладать такими качествами:
- быть пригонной для использования тонких лесок и легких приманок;
- качественно работать вместе с удилищем и подходить ему;
- обладать высокой работоспособностью устройства с совместной налаженностью в использовании;
- иметь хорошую чувствительность фрикционного тормоза со способностью его регулирования.
Для того чтобы правильно подобрать катушку для ультралайта, необходимо обращать на такие ее характеристики:
- размер;
- вес (не более 300 г);
- фрикцион;
- укладка лески;
- подшипники;
- стойка катушки;
- ролик лескоукладывателя;
- шпуля катушки;
- плавность хода катушки;
- мгновенный стопор обратного хода;
- материал корпуса.
Размер
Размер катушек для ультралайта определяется по размеру ее шпули. Они бывают от 1000 до 2500. Самым универсальным считается размер шпули 2000.
Вес
Вес катушки для ультралайта является одним из его основных критериев. К данному устройству подходит такое правило: чем меньший вес имеет катушка – тем лучше.
При неправильно подобранном весе катушки могут возникнуть следующие сложности:
- слишком тяжелая катушка по сравнению со слабым удилищем может привести к его поломке;
- снасть с катушкой, которая имеет непропорциональный вес будет неудобна в использовании и малоэффективна, поскольку общий баланс будет нарушен;
- из-за неравномерных нагрузок через тяжелый вес катушки могут возникнуть проблемы с управляемостью удилищем.
На сегодняшний день современные производители снижают вес катушек для ультралайта двумя способами:
- применяя новые технологии и материалы, которые могут гарантировать надежность;
- применяя доступное сырье, гарантию качества которого не может обещать ни один производитель.
Разница между этими техниками изготовления не только в надежности материалов, но и в цене. Но снасти для ультралайта в основном применяют уже профессиональные рыбаки, поэтому экономить на таких вещах будет неразумно.
Существуют некие классические соотношения, следуя которым можно правильно подобрать вес катушки:
- для спиннинга с тестом до 3,5 г катушку подбирают с весом до 160 грамм;
- для спиннинга с тестом до 5 г катушку подбирают с весом до 200 грамм;
- для спиннинга с тестом до 8 г катушку подбирают с весом до 220 грамм.
Фрикцион
Главная задача фрикциона – в нужный момент снять нагрузку с удочки и предотвратить поломку снасти.
Тип фрикционного тормоза
Типы фрикционного тормоза катушек бывают:
- передними;
- задними.
Качество фрикционного тормоза
Качество фрикционного тормоза принято определять только двумя основными критериями: особенностями настройки и чувствительностью.
Особенности настроек определяются количеством режимов и степенью прилагаемой силы для срабатывания тормоза.
Чувствительность тормоза – это способность быстро срабатывать в нужный момент.
Кроме того, дополнительным критерием фрикционного тормоза является его поведение непосредственно в работе. Он не должен издавать непонятные рывки или резкие щелчки, а должен работать быстро, но в то же время плавно.
Если работы фрикционного тормоза вызывает у вас сомнения, то такую катушку не следует приобретать.
Укладка лески
Характер укладки лески является очень важным критерием при выборе катушки.
От способа укладки лески зависят такие моменты:
- укладка лески сказывается на длине совершаемого заброса;
- укладка лески оказывает влияние на общую работоспособность фрикциона;
- влияет на срок годности самой лески.
Характеристики правильной укладки лески:
- на плоскости наслоенной лески не должно быть вмятин или холмиков;
- должна отсутствовать конусная форма наматывания;
- кольца лески не должны скрещивать предшествующие слои витков.
Как правило, плохая укладка лески может наблюдаться у недорогих низкосортных катушек. У катушек среднего класса и класса люкс таких дефектов нет.
Подшипники
Подшипники выполняют следующую роль в механизме катушки:
- минимизируют люфты;
- обеспечивают исправность работы механизма катушки;
- обеспечивают надежность и долговечность катушки.
Некоторые рыболовы считают, что, чем больше подшипников – тем большее качество катушки, но это мнение ошибочно. Для нормального функционирования катушки для ультралайта достаточно 6 подшипников. Большое количество подшипников (8,10 и более) необходимы только тогда, когда катушку будут сильно перегружать.
Стойка катушки
Стойку для катушки желательно приобретать максимально длинной, поскольку катушки с короткой стойкой позволяют буквально бить по пальцам ротору при его вращении. Кроме того, стойку нужно подбирать под индивидуальную руку рыболова, поскольку при ее пользовании у владельца не должно возникать никаких неудобств.
Поскольку ролик лескоукладывателя является одним из самых важных элементов катушки, то он должен обладать всеми нижеописанными характеристиками:
- он должен быть прочным и покрытым двумя слоями износостойкого покрытия;
- хорошо вертеться крутится под напором лески, которая движется. Если ролик не двигается четко, то будут пропилы, что в дальнейшем чревато большими проблемами с катушкой;
- он должен быть хорошо подмазан и без труда вертеться на подшипнике.
Если хоть один критерий не работает так как нужно, то не стоит приобретать такую катушку, чтобы не ошибиться в выборе.
Шпуля катушки
Шпуля катушки должна быть изготовлена из таких материалов:
- алюминия (лучший вариант);
- металла (допускается);
- графита (крайне редко).
Правильная шпуля катушки для ультралайта должна обладать такими качествами:
- бортик шпули должен быть очень твердый и вскрытый нитридом титана;
- шпуля должна быть неглубокой;
- леска должна наматываться почти что под бортик, закрывая шпулю полностью.
Плавность хода катушки
Плавность хода катушки в первую очередь сигнализирует об пригодности всего устройства в целом, хорошей смазке и работе подшипников. При покупке качественная катушка должна с первой прокрутки начать плавно работать. Если этого не происходит, то не стоит слушать советов о том, что, она со временем разработается, поскольку, как правило, катушка сходу выражает себя без всякой разработки.
Мгновенный стопор обратного хода
Мгновенный стопор обратного хода – это неотъемлемая функция качественной катушки для ультралайта. Она нужна для полного контролирования снасти при поводке, быстрой подсечки и предотвращения разматывания лески. Конечно, это неосновная функция в катушке, но с ней рыбаку будет намного проще производить вылов.
Материал корпуса
Для подбора материала корпуса следует уделить достаточно внимания. Крайне нежелательно, чтобы он был сделан из пластика или различных сплавов. Лучшим материалом для корпуса катушки считается металл с особой маркировкой Air Metal.
Модели популярных катушек для ультралайта
Бюджетные варианты
Daiwa Caprice 1500 принадлежит к относительно дешевым катушкам, но несмотря на ее цену, у нее отличный металлический корпус и отличная конструкция шпули.
Характеристики модели:
- шпуля системы ABS из алюминия;
- противозакручиватель лески Twist Buster II;
- фиксатор, предотвращающий сбрасывание дужки лесоукладывателя при забросе Bailsafe;
- количество подшипников – 4 шт.
Цена такой модели составляет 120-150 $.
Daiwa, модель Crossfire 1000 A (KDCF1000A).
Характеристики модели:
- вес – 140 грамм;
- подшипники – 4 шт.;
- размер шпули – 1000;
- дополнительная шпуля – есть;
- фрикцион – передний;
- ручка – одинарная;
- тип катушки – безынерционная.
Цена – 100-110 $.
Средний диапазон цен
Катушка компании Mitchell, модель Mag-Pro Extreme 1000 является классической по своим функциям и подходит к средним дорогим моделям.
Характеристики модели:
- лесоемкость: 130 м / 0,25 мм;
- подшипники: 9+1;
- передаточное число: 5,2:1;
- вес: 210 г;
- шпули: 2.
Цена такой модели составляет от 300 $.
Катушка Ryobi Excia MX.
Катушка безынерционная Ryobi Excia MX является лидером продаж. Её популярность у рыбаков не угасает даже со временем.
Характеристики модели:
- подшипники – 8 шариковых и 1 роликовый;
- передача катушки – 4,9/1;
- фрикцион расположен спереди;
- лесоукладывательный ролик предотвращает леску от перехлыстов;
- система компоновки металлических узлов V-metal concept, которая придает сборочным узлам монолитное единство;
- корпус катушки покрыт нитридом титана;
- наличие дополнительного фрикционного тормоза на катушке;
- быстро складывающаяся ручка на кнопочной системе.
Цена – от 200$.
Дорогие модели
К дорогим моделям можно отнести большинство продукции фирмы Shimano.
Цена на такие модели составляет от 700 до 1200 $.
Катушка Shimano 13 Nasci 1000S (13NAS1000S).
Характеристики модели:
- вес – 215 грамм;
- подшипники – 5 шт.;
- размер шпули – 1000;
- дополнительная шпуля – нет;
- фрикцион – передний;
- ручка – одинарная;
- вид катушки – безынерционная.
Установка катушки
Установку катушки нужно делать таким образом:
- Катушку вставить в собранную удочку.
- Леску продеть сквозь все колечки удочки начиная с самого кончика и постепенно добираясь до верхушки.
- Шпулю осторожно снять с катушки.
- Леску обмотать вокруг шпули и завязать двойным узлом.
- Отбросить ободок лескоукладывателя и вставить шпулю на прежнее место, после чего закрыть ободок лескоукладывателя и вернуть его в исходное рабочее состояние.
- Начать наматывать леску, используя ручку катушки. При этом желательно придерживать леску руками для того, чтобы она наматывалась с небольшим натягом.
- При покупке катушки следует удостовериться в том, что к ней прилагается гарантийный талон и производитель может поручиться за качество своего товара.
- Катушка должна быть сделана из качественного сырья (желательно из металла), не издавать скрипа или других звуков, которые могут сигнализировать о ее ненадежности.
- Не нужно покупать катушку для ультралайта с целью использования ее на других снастях, поскольку применение катушки такой комплектации на не предназначенных для нее типа снастях, будет по крайней мере неразумно, и приведет к поломке катушки.
- Шпуля в катушке должна быть неглубокой, на это стоит обращать внимание при ее покупке. Если леска проваливается в шпуле, то это будет мешать совершать дальние забросы удочки.
- Катушку нужно устанавливать на удочку в правильной последовательности (не переставлять местами шаги установки).