Наверное, каждому автолюбителю знакомо не понаслышке сочетание слов «развал-схождение». Эта профилактическая процедура позволяет уберечь от раннего износа шины и улучшает поведенческие характеристики автомобиля в целом. Как определить правильность этого параметра на своём автомобиле и можно ли в домашних условиях сделать развал-схождение, разберём далее.
Что такое развал-схождение
Автомобильные колёса требуют особого отношения к аккуратности их установки. Развал-схождение представляет собой соотношение углов, которое обязательно должно учитываться в данной процедуре.
Показатели этих углов должны стремиться к нулю. Для лучшей управляемости на неровных дорогах допускается небольшое положительное значение развала у заднеприводных автомобилей, или слегка отрицательный развал у машин с передним приводом.
Как и где выявляются нарушения развала-схождения
Проверка развала-схождения колёс проводится специалистами станции технического обслуживания при помощи специальных диагностических стендов.
В каких случаях необходимо делать развал-схождение
Прежде чем приступить к самостоятельной регулировке развала-схождения, важно понять, какие обстоятельства могут повлиять на нарушение этих параметров.
- Вмешательство в ходовую часть обязательно должно закончиться регулировкой развала-схождения.
- Большой износ покрышек - верный признак того, что колёса установлены неправильно. Причём, как правило, покрышки страдают именно от неправильной регулировки схождения.
- Свистящий звук шин при поворотах и торможении также говорит о неправильном схождении колёс.
- Сезонная замена шин также может привести к нарушениям углов правильной установки колёс. Обычно, если замена шин происходит не в домашних условиях, то мастер автоматически производит диагностику развала-схождения.
- Появившиеся проблемы в управлении не обязательно могут свидетельствовать о нарушении развала-схождения, но, также могут послужить поводом для проверки данного параметра.
- Смена размера колёс является довольно серьёзным поводом для обращения за диагностикой и регулировкой развала-схождения.
Некоторым опытным водителям удаётся определить нарушения визуально. Как правило, это становится заметным при значительных отклонениях.
Прежде чем самому делать развал-схождение, подумайте, не проще ли обратиться к опытным автомеханикам, тем более, что эта процедура не очень дорогая. Впрочем, право выбора в данном случае касается в основном городских жителей. Сельским автолюбителям, действительно не помешает навык регулировки развала-схождения колёс.
Подготовка рабочего места
Вряд ли, для домашнего использования кто-нибудь будет приобретать специальный стенд. Даже самые простые из них, всё же не окупятся при личном использовании. Поэтому, постараемся обойтись подручными средствами. Следует понимать, что в домашних условиях можно добиться лишь приблизительных показателей. Для более точной регулировки, желательно, хотя бы иногда посещать СТО.
Площадка для регулировки должна быть ровной, в идеале желательно наличие смотровой ямы. Для самостоятельного определения отклонений от нормы понадобятся шнур-отвес и специальная телескопическая линейка. Для непосредственной регулировки - набор ключей. Также, помощниками станут мел и налобный фонарь.
Развал-схождение делается в два этапа. Вначале необходимо отрегулировать развал, а уже после - схождение.
На видео наглядно можно ознакомиться как произвести развал-схождение:
Этапы регулировки развала
На данном этапе, делать развал-схождение своими руками не так уж сложно. Впрочем, регулировка развала - только начало. Дальше вас ожидает более сложная в техническом плане процедура - регулировка схождения.
Этапы регулировки схождения
Делая развал-схождение своими руками важно ответственно подходить к затягиванию болтов, иначе все проведённые процедуры окажутся напрасными.
Что такое кастер
Регулируя развал-схождение, стоит учесть ещё пару крайне важных параметров - поперечный наклон оси и продольный угол или кастер. Эти параметры отвечают за стабилизацию ведущих колёс во время движения. Проще говоря, если отпустить руль, то он автоматически возвращает колёса в прямонаправленное положение.
Кастер влияет на показатели поворотного угла и максимальное сцепление протектора с дорожным покрытием. Эффекта максимального угла поворота можно достигнуть только при нулевом значении кастера.
Как и показатели развала-схождения, этот параметр можно отрегулировать самостоятельно. Для этого нужно изменить количество шайб на растяжках подвески. Увеличивая угол, нужно удалить лишние шайбы. Для уменьшения наклона количество шайб должно быть увеличено. При этом важно понимать, что максимально допустимое количество этих элементов не должно превышать двух спереди и четырёх сзади.
Развал-схождение на задних колёсах. Делать или нет?
Учитывая всё вышеописанное, возникает вполне резонный вопрос, делается ли развал-схождение на задних колёсах. Этот вопрос едва ли не самый обсуждаемый среди автолюбителей. На самом деле, регулировка задних колёс требуется лишь в случае наличия независимой подвески. Во всех остальных случаях задние колёса трогать не нужно.
Обычно задние колёса выставляются заводом-изготовителем с небольшим отрицательным значением развала. Это делается с одной целью - создания оптимальной устойчивости, особенно на поворотах. Возможно, вам приходилось обращать внимание на автомобили гонщиков «Формулы 1», колёса которых выставлены самым нелепым образом краями наружу. Так вот, это не просто блажь гонщиков, а прямая необходимость, позволяющая автомобилю удерживаться на дороге при высоких скоростях.
Даже при хорошем понимании процесса, самостоятельная регулировка развала-схождения колёс - достаточно сложное и хлопотное занятие. Без специальных приборов, вам не удастся добиться точных показателей. Помимо всего вышесказанного придётся учесть ещё и баланс между показателями развала, схождения и углов поперечного и продольного наклона. Ведь, не достигнув равновесия, вам вряд ли удастся добиться хорошей управляемости. Поэтому, прежде чем устраивать в своём гараже «станцию технического обслуживания», подумайте, стоит ли оно того.
В любом случае, действия профессионалов окажутся более точными и эффективными.
Человеку приехавшему на СТО, операции по настройке развала и схождения, которые с непроницаемым видом проделывает мастер, кажутся шаманским ритуалом. Но оказывается их можно проделать в обычном гараже, при помощи приспособлений, которые я опишу, а так же как их изготовить. Но сначала немного разберёмся для чего нужны развал и схождение.
Как известно, передние колёса автомобиля установлены не параллельно направлению движения машины, а повёрнуты на какой то угол, а точнее два: угол развала и угол схождения. Если плоскости, в которых лежат колёса, сходятся перед автомобилем(см рисунок слева)угол схождения считается положительным. Развал же принято считать положительным, когда эти плоскости сходятся под машиной (см. рисунок справа).
Для чего нужны эти углы? В первую очередь, чтобы обеспечить равномерный износ шин. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о процессах, возникающих при качении автомобильного колеса, и влиянии на них углов схождения и развала. Поэтому постараюсь изложить лишь некоторые соображения, не претендуя на полноту освещения вопроса.
Схождение компенсирует деформацию упругих элементов подвески — пружин или рессор в процессе движения автомобиля, и заставляет колесо принимать положение, в котором коэффициент трения качения наименьший. Величина и угол схождения зависят от конструкции подвески, типа рулевого управления и привода, и на разных автомобилях они разные. Например на многих переднеприводных автомобилях схождение колёс отрицательное. Схождение также обеспечивает дополнительную стабилизацию прямолинейного движения автомобиля. Развал же устанавливают в помощь схождению, чтобы обеспечить наименьшее сопротивление качению, а так же для разгрузки внутреннего подшипника ступицы (на старых моделях).
О том, что регулировка колёс нарушена, может почувствовать по поведению машины только очень опытный водитель, да и то при очень большом отклонении. Обычно мы смотрим на протектор шин, он может не мало рассказать о том, правильно ли установлены колёса. Неправильное их положение вызывает неравномерный по ширине покрышки износ, по характеру которого можно определить какой собственно угол нарушен. Существуют два основных типа неравномерного износа покрышек(подробнее об этом ещё можно почитать ), так называемые пила и ступеньки (см. рисунок 4 и 3). Пила на наружной стороне колеса — это из-за чрезмерного положительного схождения, а на внутренней стороне покрышки — отрицательного угла. Ступеньки на внутренней стороне покрышки указывают на отрицательный развал, а чрезмерный положительный развал довольно редкое явление и он может возникнуть только лишь при неумелой регулировке.
Если ваши опасения подтвердились и состояние покрышек говорит о неправильной установке колёс, то не торопитесь брать в руки приспособления и регулировать развал и схождение. Зделанная вами работа может и не дать положительных результатов. Это бывает если изношены подшипники ступиц колёс, шаровые опоры подвески, сайлент-блоки, шаровые шарниры рулевых тяг, а так же если сильно деформированы ободы колёс. В первых трёх случаях попытки установить требуемые значения углов обречены на неудачу из-за люфтов в подвеске. Но эти три неисправности можно легко определить, покачивая колесо, вывешенное на домкрате, а вот изношенные или потрескавшиеся сайлент-блоки определяются визуальным осмотром.
Что касается колёс, то если они неровные («квадратные») то покрышка деформируется, неравномерно изнашивается и может иметь такие отклонения от правильной формы, что любые замеры будут неточны. К тому же «квадратные колёса» не поддаются балансировке, и их дисбаланс довольно быстро угробит не только покрышки, но и подшипники ступиц.
Поэтому советую приступать к измерению и регулировке не раньше, чем замените изношенные и деформированные детали описанные выше, которые влияют на установку колёс.
Начнём с измерения развала и для этого вам понадобятся кое-какие приспособления. Ими могут быть отвес, уровень или строительный угольник, ну и линейка. Отвес — наименее точный и неудобный в работе прибор из перечисленных, так как мешают толщина самого отвеса и его колебания. Уровень, особенно металлический, которым можно измерять не только горизонтальный, но и вертикальный уклон, в сочетании с большим угольником может дать нормальную точность до 15 минут. Очень удобен угольник, объединённый с уровнем. Угольник прикладывают к боковинам покрышки по центру колеса, и развал определяют по шкале, нанесённой на стекло уровня (см. рисунок 5). Отклонения регулируем регулировочными шайбами в подвеске или эксцентриковым болтом на подвеске как у ВАЗ2108 (см. статью ), и точное значение установки угла находим в мануале автомобиля, так как это значение у разных моделей разное.
Немного сложнее обстоит дело с контролем схождения и рекомендованных методов здесь два. В первом случае измеряют разность расстояний между передними и задними частями колёс, и для этого необходима специальная линейка. Её можно сделать из рейки и штангенциркуля, и лучше цифрового (см. рисунок 6). Есть и другой вариант, но он требует смотровой ямы или эстакады. Для вашего автомобиля, на котором схождение уже установлено, изготовьте планку, сечением примерно 30х30 мм и длинной, точно соответствующей расстоянию между внутренними поверхностями шин в передней их части (для машин с отрицательным схождением планку вырезаем соответственно расстоянию внутренних поверхностей шин в задней их части). Если нужно проверить, не изменилась ли их регулировка, вставляем планку между задними частями шин. Схождение равно величине зазора, который легко измерить при помощи стопки монет (монетки берём толщиной 1 мм). Значение схождения регулируем подкручиванием шаровых шарниров рулевых тяг, и точное значение находим в мануале конкретной модели автомобиля. Такие приспособления не займут много места в гараже. Эти способы не самые удобные, так как замеры приходится проводить минимум дважды — до коррекции угла и после.
Предлагаю изготовить универсальный угломер (и для развала и для схождения), который работает по простому принципу и очень удобен. Как им работать объясню на примере обычных жигулей шестёрки. Расстояние между центрами следа шин на земле у этого автомобиля равно 1365 мм. Если через эти точки провести вперёд по ходу движения автомобиля две параллельные линии, то они могли бы стать ориентиром для последующих регулировок. Однако осуществить это невозможно, так как выступающие части боковых поверхностей кузова автомобиля станут помехой. Следовательно, необходимо эти параллельные линии провести на некотором удалении от автомобиля. Осуществить это возможно при помощи угломера который я опишу, и который можно изготовить своими руками, обладая несложными и распространёнными инструментами.
Основой угломера (нужно изготовить два одинаковых) является рейка из древесины твёрдых пород дерева, но я предпочитаю вариант из металла, и на фото показаны два варианта. Длина рейки от 450 до 500 мм, а если у вас джип или автомобиль с тюнингованными колёсами большего диаметра, то и размеры угломера естественно делаем больше. На фото слева изображена деревянная рейка длинной 500 мм, толщиной 30 мм и шириной 70 мм. На фото справа показан угломер из квадратной трубы размером 25х25 мм и длиной 450 мм. На равном расстоянии от концов рейки сверлятся отверстия под шпильки диаметром 6 или 8 мм. Расстояние между их центрами соответствует диаметру диска колеса 360 мм (делаем под диаметр своего колеса, а можно сделать несколько отверстий под разные колёса). В эти отверстия вставляем шпильки упоров, а к шпилькам привариваем упоры 3 (см. фото) изготовленные из листового металла толщиной 4 мм, и их длина 120 мм и высота 50 мм. При установке угломера на колесо автомобиля, упоры должны вплотную огибать кромку обода колеса и касаться поверхности покрышки. Кромки упоров в месте соприкосновения с покрышкой срезаны под углом в 45 градусов.
Основание угломера специальными шпильками М8 с зацепами (крючками) на конце притягивается к диску колеса, и давление в шинах должно быть нормальным. Используя упругость шин, притягиваем угломер то одной шпилькой, то другой, пока планка угломера не окажется параллельной ободу колеса, а параллельность проверяем линейкой или штангенциркулем. На одном из концов планки прикреплена катушка с леской, толщиной 0,3 — 0,5 мм и длиной около двух метров с отвесом на конце массой 20 — 30 грамм. На другом конце планки закреплена в прорези подвижная миллиметровая линейка длиной 80 — 100 мм, которая зажимается винтом. На планке, вершиной строго по её центру, закреплена дуга из листового металла, толщиной 2 — 4 мм, шириной 25 мм на фото справа и шириной 70 мм на фото слева. На деревянной планке дугу можно закрепить с помощью саморезов, а на металлической планке с помощью электросварки.
Изготовив угломер, на подвижной линейке отмечаем например маркером ориентировочную метку, которая должна быть по высоте равна высоте дуги. Теперь леска, натянутая отвесом по поверхности дуги и метке на линейке — параллельна плоскости планки, а значит и параллельна плоскости колеса. Во время регулировки колёс, машина должна располагаться на ровной горизонтальной поверхности и необходимо обеспечить доступ к передней нижней части автомобиля (например яма в гараже). С помощью домкрата поочерёдно приподнимаем колёса и устанавливаем угломеры перпендикулярно земле, а линейка со шкалой должна быть внизу колеса. Леска при установке должна слегка касаться поверхности линейки со шкалой. После этого колёса опускаем на землю и руководствуясь рекомендациями завода изготовителя машины (смотрим в мануале), устанавливаем размеры развала.
При регулировке угла схождения колёс, угломеры естественно закрепляем в горизонтальном положении и это можно достичь не снимая угломера с колеса, а всего лишь приподнять колесо домкратом и развернуть на 90 градусов. Линейка со шкалой должна оказаться спереди по ходу движения автомобиля. Далее на расстоянии 1,5 — 2 метра от передней части автомобиля на уровне планок угломеров устанавливаем (можно на подставках или ящиках) рейку или трубку толщиной 20 — 25 мм и длиной 1,5 — 1,6 метров (естественно на Хаммере или грузовике больше). Затем из катушек угломеров вытягиваем лески (лески выставляем параллельно планкам, как описано выше) с отвесами, которые огибая рейку образуют ориентировочные линии, с помощью которых можно производить регулировку в соответствии с данными конкретного автомобиля.
Такие угломеры очень надёжны и точны, никогда не заглючат, даже при минусовой температуре, в отличие от современных электронных, и их можно сделать своими руками буквально за день. Кстати, о том как сделать простейший лазерный угломер, который тоже никогда не заглючит и очень точен, советую почитать вот в Успехов всем!
Углы развала и схождения колес легкового автомобиля предельно точно можно отрегулировать, не прибегая к услугам станции технического обслуживания. Нужно лишь обладать некоторыми слесарными навыками и располагать простейшим инструментом, чтобы своими силами изготовить для проведения этой регулировки комплект приспособлений, отличающихся простотой и удобными эксплуатационными качествами. Кстати отличные шины для BMW можно выбрать пройдя по ссылке.
Рассмотрим для примера
вариант с автомобилем ВАЗ- 21063. Расстояние между центрами следа шин на земле – 1365 мм. Если через эти точки провести вперед по ходу движения автомобиля две параллельные линии, то они могли бы стать ориентирами для последующих регулировок. Однако осуществить это невозможно:выступающие части боковых поверхностей автомобиля станут помехой.Следовательно, необходимо эти параллельные линии провести на некотором удалении от автомобиля. Осуществить это возможно при помощи комплекта устройств, которое можно назвать угломером. Основой угломера является рейка из древесины твердой породы или металла. Стороны ее должны быть строго параллельными. Длина рейки от 450 до 500 мм.
На рисунке 1 изображена такая деревянная рейка длиной 500 мм, толщиной 30 мм и шириной 70 мм.
На рисунке 2 показан угломер из квадратной трубы размером 25 х 25 мм, длиной 450 мм. На равном расстоянии от концов рейки сверлятся два отверстия под шпильку диаметром 6 мм. Расстояние между их центрами соответствует диаметру диска колеса – 360 мм.
В отверстия вставлены шпильки упоров. Последние изготовлены из листового металла толщиной 4 мм; их длина 120 мм и высота 50 мм. Упоры вплотную огибают кромку диска, касаясь поверхности шины. Кромка упора в месте соприкосновения с шиной срезана под углом 45 градусов.
Основание угломера специальными шпильками с зацепами на концах прикрепляется к диску, давление а шинах должно быть нормальным. Используя их упругость, можно достичь параллельности основания угломера относительно плоскости диска. Для проверки параллельности применяется линейка или штангенциркуль.
На одном из концов рейки прикреплена катушка с леской толщиной 0.2 – 0,3 мм, длиной около двух метров с отвесом на конце массой 20 – 30 г. На другом конце рейки закреплена винтом подвижная миллиметровая линейка длиной 80 – 100 мм. Желательно, чтобы она могла поворачиваться вокруг оси – так удобнее производить измерения.
На рейке, вершиной строго по ее центру, установлена дуга из листового металла толщиной 2 – 4 мм, шириной 25 мм (на рис. 2) или шириной 70 мм (на рис. 1), которая закрепляется на рейке фиксаторами или винтами.
Рис.1 Приспособление для регулировки углов развала и схождения \передних колес легкового автомобиля (А и Б - виды соответственно с правой и левой стороны угломера):
1 – миллиметровая линейка, 2 – основание приспособления (деревянный брусок сечением 30 х 70 мм), 3 – упоры (2 шт, Д16Т; 4 х50х120 мм), 4 – дуга (Д16Т; полоса толщиной 2 – 4 мм), 5 – шпильки с зацепами (стальной пруток диаметром 8 мм), 6 – катушка с леской длиной около 2 м, 7 – грузик отвес массой 20- 30 г.
Рис.2 Цельнометаллический вариант приспособления (А - внешняя сторона приспособления, Б - боковая сторона):
1 – миллиметровая линейка, 2 – основание приспособления (стальная квадратная труба 25 х 25 мм), 3 – упоры, 4 – дуга, 5 – шпильки с зацепами, 6 – катушка с леской, 7 – грузик-отвес.
Ориентир подвижной шкалы (цифра, метка) должен быть точно отрегулирован по высоте дуги. Леска, натянутая отвесом по поверхности дуги и метке на шкале – параллельна плоскости рейки, а рейка на упорах, в свою очередь,- плоскости колеса.
Предлагаемый вашему вниманию комплект угломеров имеет одинаковые детали и размеры, один и тот же способ регулировки. Во время регулировки колес машине должны располагаться на горизонтальной поверхности. Необходимо обеспечить доступ к передней нижней части автомобиля.
С помощью домкрата поочередно приподнимаем колеса и устанавливаем угломеры перпендикулярно земле (шкалой вниз). Леска или нить почти касаются поверхности шкалы. После этого колеса опускаются под неполной нагрузкой. Руководствуясь рекомендациями по регулировке (в инструкции по эксплуатации автомобиля), устанавливаем размеры развала.
Во время регулировки угла схождения колес угломеры закрепляются в горизонтальном положении (или это достигается поворотом приподнятого колеса). Шкала занимает положение по ходу движения автомобиля. На расстоянии 1,5-2 метра от передней чести автомобиля не уровне угломеров устанавливается рейка, планка или доска длиной 1,5 – 1,6 метра. Из катушек вытягиваются лески с отвесами, которые, огибая рейку, образуют ориентировочные линии. Ориентируем одну линию по шкале левого или правого угломера.
Вторую линию устанавливаем строго параллельно первой. Теперь можно приступить к регулировке в соответствии с инструкцией. Такой угломер можно использовать для регулировки колес и других автомобилей. Надо лишь учесть диаметр диска колеса и способ крепления к нему угломера.
Развал-схождение сегодня делают на любом пункте СТО. Для этого там имеется специальное оборудование. Обычно процесс не занимает много времени и выполняется с помощью электроники. Сама по себе услуга стоит недорого, поэтому многие автолюбители и знать не знают, как выполнить данную процедуру своими руками. Тем не менее сложного тут ничего нет, правда, важна точность. Только правильно отрегулированная колесная база будет залогом успеха.
Чем чревата не отрегулированная база колес?
Необходимо понимать, что развал-схождение ВАЗа, «Ниссана», «БМВ» и авто любой другой марки выполняется практически одинаково. Если данную процедуру периодически не проводить, то может случиться беда. Во-первых, транспортное средство начинает вести в сторону, что уже нехорошо. Во-вторых, значительно повышается износ покрышек. В зависимости от того, насколько сбито схождение или развал, будет стираться то внешняя сторона покрышки, то внутренняя. Да и вообще, не отрегулированная колесная база приводит к тому, что теряется уверенность в управлении автомобилем, а динамические показания значительно снижаются, при этом расход топлива повышается. Тем не менее если приезжать на СТО после каждых 5-10 тысяч километров, то всего этого можно избежать. Но если автосервиса поблизости все же нет, а работу выполнить нужно, то тут можно справиться и своими силами.
Основные понятия и термины
Развал - это угол наклона между плоскостью вращения колеса и его вертикалью. При этом развал бывает положительный и отрицательный. Первый вид характеризуется тем, что верх колеса направлен наружу. Второй, наоборот, тем, что колесо несколько наклонено внутрь ТС.
Схождение - угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Оно обычно определяется в миллиметрах, но на некотором оборудовании расчет производится в градусах/минутах. Также вводится такое определение, как угол поперечного наклона. Это угол между проекцией оси поворота и поперечной плоскостью колеса.
Угол наклона шкворня, так называемый кастр, отвечает за стабилизацию колес во время движения. Поэтому специалисты рекомендуют выполнять развал-схождение каждые 5-10 тыс. километров. Но бывают внеплановые случаи, когда колесную базу необходимо регулировать срочно, к примеру, если есть деформация диска колеса из-за механического повреждения.
Развал-схождение: цена и кое-что еще
Как было отмечено выше, в настоящее время практически на каждой СТО делают регулировку колесной базы. Для этого там имеются специальные стенды, на которых и выполняются работы. Что же касается стоимости услуг, то она стартует от 400 рублей. Причем сегодня очень популярна компьютерная отладка развала-схождения. Ключевая особенность такого метода заключается в большой точности регулировки углов. Правда, стоимость компьютерного метода обычно начинается от 500-600 рублей, но оно того стоит. К примеру, проверка и регулировка одной оси легкового транспортного средства обойдется примерно в 400 рублей. Двух осей - в 800 рублей. Если же нужно выполнить проверку и регулировку коммерческого транспорта, то за одну ось придется отдать 800 рублей, а за две - тысячу. В принципе, таковы примерные расценки на развал-схождение. Цена может отличаться в зависимости от выбранного сервиса. Сроки выполнения работ - от получаса до часа. Это зависит от сложности и некоторых других факторов.
Что нужно для начала работ?
Вы должны понимать всю серьезность выполняемой процедуры и отнестись к ней максимально ответственно. Вам это нужно в первую очередь. Для выполнения регулировки углов наклона потребуется не так много. Во-первых, автомобиль необходимо поставить на смотровую яму. Во-вторых, обзаведитесь шнуром с отвесом и небольшим кусочком мела. Также желательно иметь при себе обычную измерительную линейку и набор инструментов для ТС (ключи, отвертки и т.п.).
После этого постарайтесь стать на смотровую яму так, чтобы колеса смотрели максимально прямо. Сделайте снизу и сверху отметки с помощью мела. Потом используйте шнур с отвесом. Его прикладывают к крылу ТС, а затем измеряют расстояние между шнуром и ободом вблизи отметок. Допустимая разница - 3 мм.
Самостоятельная регулировка. Развал-схождение отладим у себя в гараже
После проведения вышеописанных действий вам необходимо вывернуть руль и немного прокатить ТС. При этом метки должны повернуться на 90 градусов. Процедуру желательно повторить еще раз и записать результаты. Это необходимо для так называемой чистоты замеров. Дело в том, что ни поверхность, ни крыло или колесо не являются идеально ровными, а в нашем случае нужно стараться свести погрешность к минимуму. После этого выполняется снятие колеса и ослабление поворотного кулака с амортизатором.
Поворотный кулак необходимо сдвинуть вовнутрь или наружу, что зависит от направления, которое было получено в результате проведенных измерений. После колесо и кронштейн закрепляются. В принципе, после выполнения такой несложной процедуры мы должны были добиться правильного угла развала. Но стоит помнить о том, что есть допустимые погрешности. Для заднеприводных машин это +1/+3 мм, а для переднеприводных -1/+1 мм.
Как выставить схождение
После того как угол развала был отрегулирован, необходимо заняться схождением. При этом обязательно установить автомобиль на ровную поверхность и вывернуть колеса в положение «прямо». На внутренней стороне покрышки делаются отметки в виде точек. Их необходимо ставить вплотную к диску. Кстати, для выполнения работ вам понадобится телескопическая линейка - это будет ваше самое главное оборудование. Развал-схождение без такого приспособления выполнить невозможно.
Концы линейки устанавливаются к отметкам и фиксируются. При этом она не должна касаться деталей кузова. Дальше необходимо совместить отметку «0» и неподвижную шкалу на линейке. Чуть-чуть передвигаем ТС вперед, так чтобы двигалась линейка, но при этом ничего не касалась. Дальше нужно проверить показания. Если расстояние между колесами сократилось, то рулевые тяги надо несколько укоротить, и наоборот. Регулировка длины тяг выполняется с помощью муфты.
Заключение
Вот мы, в принципе, и разобрались с тем, как отрегулировать развал-схождение ВАЗ. Своими руками работы можно проводить и на ТС других марок. Но на иномарках точность должна быть выше, и погрешности практически недопустимы. При этом машины зарубежного производства проходят подобную регулировку реже, чем отечественные. Но плохие дороги рано или поздно дают о себе знать. В принципе, сложного ничего нет, но понадобится немного времени и смекалка. Если же нет желания заниматься таким делом, то езжайте на СТО и потратьте на развал-схождение 500 рублей. Учитывая низкую периодичность выполнения подобных регулировочных работ, это не так уж и много.
Немного предыстории
Углы установки передних и задних колес, стали использоваться на машинах практически сразу с момента появления первых автомобилей. Существенные доработки были внесены в систему регулировки подвески, на этапе когда скорости автомобилей стали возрастать и требовалось более точное и комфортное управлении, а также устойчивость на дороге.
Изначально для регулировки положения углов схождения и развала использовались такие инструменты как:
1. Линейка для измерения угла схождения колес.
2. Отвес для определения развала колеса.
3. Шнур для привязки данных углов, к направлению движения кузова автомобиля.
Вкратце что понимается под определениями угол схождения, развала и кастора автомобиля.
Схождение колес
По научному- это угол между линией направления движения автомобиля и плоскостью вращения колеса.
По простому- это разница расстояний, между колесами в одном мосту, замеренная в двух точках.(спереди и сзади колеса)
Угол развала
По научному- это угол между вертикальной прямой и плоскостью вращения колеса.
Своими словами- угол наклона колеса, относительно боковины кузова.
По научному- продольный угол наклона оси поворота колеса.
Проще говоря- угол наклона вилки руля велосипеда, для того, чтобы можно было ездить без рук, чем больше будет «лежачее» положение этой вилки, тем больше руль будет стремится к прямолинейному движению. В автомобиле вместо этой вилки можно считать, угол наклона поворотного кулака и амортизатора в подвеске Макферсона. Угол продольного наклона оси поворота, на большинстве автомобилей не регулируется, а его значения фиксировано заданы заводом изготовителем. По этому мы не будем его рассматривать и впредь возвращаться.
Почему сбивается сход развал
Ни для кого не секрет, что детали подвески, а также рулевого управления, состоят из рычагов и тяг, соединенных в местах соприкосновения с помощью шарнирных элементов. Так вот, при износе этих самых шарниров и образуется повышенный люфт. В результате чего, расстояния между плоскостями рабочих колес изменяются, что приводит к ухудшению управляемости, уводу автомобиля при движении и преждевременному износу шин.
Что может давать сбой настроек углов:
1. Вышедшие из строя рулевые наконечники и тяги. В первую очередь, при изменении углов схождения колес, стоит посмотреть именно детали рулевого управления, т.к. они в большей степени отвечают за поворот колеса в плоскости движения.
2. Повышенный люфт сайлент блоков рычагов и тяг, причем как продольных так и поперечных. Как правило их сильный износ, может давать отклонения по всем 3 плоскостям. В таком случае, первоначально рекомендуется произвести ремонт подвески, прежде чем приступать к ее регулировке.
3. Неисправность амортизатора и его опоры в чашке кузова, установленного в подвесках системы Макферсона. Данный дефект может привести к довольно таки сильному крену в развале колеса.
4. Выход из строя шаровой опоры . При сильном износе шаровой опоры поворотного кулака, образуется люфт, в результате которого колесо заваливается, относительно бока автомобиля.
5. Погнутость моста. Данный случай встречается, только в конструкциях автомобилей с неразрезным мостом. При изгибе челнока моста, заданные изготовителем углы будут нарушены. При такой неисправности, «выпрямление» моста, может дать результат, но попасть точно в диапазоны нормы не удастся. Потребуется замена всего узла.
6. Сильный износ ступичного подшипника. Предшествие такой неисправности, будет сильное гудение в районе колеса при движение. Прогрессирующим нарастанием, будет износ подшипника и как следствие колесо начнет «болтаться» на ступице.
Мероприятия которые необходимо выполнить перед регулировкой Сход-Развала:
Проверить уровень давления во всех шинах, а также равномерность износа протектора колес. При необходимости подкачать или же заменить резину.
Провести полную диагностику подвески, на предмет исправностей всех деталей. Если обнаружены неисправности, то необходимо их устранить до проведения регулирования углов развала и схождения.
Очень важным моментом считается
1. Во время проведения настроек углов схождения и развала колес, автомобиль должен располагаться на ровной поверхности. Не допускается стоянка машины под углом в какую либо из сторон.
2. Если хотя бы один из базовых показателей углов регулировки подвески (схождение, развал, кастор) не будет входить в заданную величину, то автомобиль будет иметь или увод в сторону, либо плохую управляемость.
Регулировка схождения колес в домашних условиях
На переднем мосту.
Схождение управляемых колес, осуществляется путем изменения длинны рулевых тяг. Делается это при помощи вращения муфты и рулевого наконечника.
Порядок действий.
1. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, колеса должны быть направлены прямо, а руль в ровном положении (желательно зафиксировать)
2. По периметру машины, хорошо натягивается шнур параллельно боковинам кузова (для удобства параллельно порогам авто), который служит ориентиром для выравнивания колеса относительно линии направления движения.
3. Далее берется транспортир побольше и измеряется угол. Если транспортира нет под рукой, можно использовать способ замера расстояний, от колеса до шнура (в среднем на легковых автомобилях угол схождения равен 0-0.25 Градуса , что приблизительно будет также как и 0-1 мм на линейке для каждого колеса).
4. Ослабляется контрагайка и путем вращения рулевой тяги, выставляется необходимое расстояние, создающее нужный угол.
5. После того как углы выставлены и привязаны к направлению движения, можно замерить расстояние между колесами. Замеры делаются в передней и задней части колес, а разница между ними и будет равна углу схождения (в миллиметрах 0-2 мм., если разница расстояний между колес будет 5 мм., резину сожрет за 1000 км полностью ). Для замера потребуется специальная рейка, если ее нет, то вполне можно обойтись обычной рулеткой или сделать рейку самому.
Как сделать измерительную рейку
Для замера углов схождения колес, можно изготовить самостоятельно, купив в хозяйственном магазине, телескопическую перекладину для шторок, в душевую кабину или ванну. Предварительно на нее достаточно нанести шкалу и все, рейка готова.
Частая ошибка!!!
Выставив значение угла схождения колес по рейке и не привязав его к линии направления движения автомобиля, вы получите кривое положение руля, а также возможно отклонение от прямолинейного движения. На этом процедура регулировки схождения передних колес завершена.
Регулировка на заднем мосту
В отличии от переднего моста, где колеса являются управляемыми, регулировка схождения задних колес осуществляется по другому алгоритму. Заднее схождение регулируется только у автомобилей, с независимой задней подвеской колес. Регулировка происходит методом вращения эксцентриковых болтов, которые изменяют расстояние тяги или рычага до ступицы, а также в редких случаях регулировкой тяг при помощи вращения муфт. Значение угла схождения задних колес, у большинства легковых автомобилей равно 0-0.5 градуса, а в редких случаях 1-1.5 ° . Колеса стоят относительно друг друга практически параллельно.
Настройка угла развала
Отклонение показаний положения колеса, от вертикальной прямой, чаще всего происходит у автомобилей с многорычажной подвеской. На машинах с примитивным McPherson, по большому счету, не чего там регулировать, за исключением автомобилей с особенной конструкцией.
Процесс измерения угла:
Автомобиль устанавливается на идеально ровное покрытие, не должно быть наклонов ни в вертикальной ни горизонтальной плоскости. - берется отвес с шнуром и прикладывается к верхней части крыла или арке колеса машины. - далее, производится замер обычной линейкой в двух точках, от шнура до колеса автомобиля. Полученная разница расстояний и будет угол развала колеса. Усреднено можно назвать разницу в 10 мм.= 1 °, сопоставимую с размером шин в 15-17 дюймов
С помощью ключей и регулировочных механизмов изменяете положение колеса.
Аналогично делаете замер и регулировку угла развала с другой стороны автомобиля.
При выставлении углов схождения и развала колес, необходимо прокатывать автомобиль вперед и назад на расстоянии 1 метра. Делается это с целью ослабить напряжение в шинах и подвеске. После прокатывания, замеры делаются еще раз с целью контроля. В случае если изменений нет или они не значительны, все оставляется на своих местах.
Что точнее и лучше выставит показания углов сход-развала, компьютерный стенд или ручной инструмент?
На удивление всем автомобилистам, компьютерный стенд, только в идеально откалиброванных состояниях, может дать надежный и точный результат. К сожалению таких стендов не много, в значительной массе, регулировки требует больше аппаратура нежели автомобили. Также здесь не маловажную роль играет квалификация и образованность специалиста, который выполняет процесс регулировок.
На практике , не однократно подтверждался тот факт, что значительно лучшая регулировка углов положения колес, происходит путем механических замеров и в ручную выставления значений, ведь большую роль здесь отводится человеческому фактору, а «транспортир», электронный или «деревянный» приходится лишь инструментом…