С тех пор как во второй половине ХХ века появились общедоступные всесезонные масла, вопрос сортового выбора как бы автоматически решился: заливай круглый год широкотемпературную всесезонку и будь спокоен. Но даже в наше индустриально-продвинутое время остается много нюансов и споров, особенно в условиях сложного климата. В основном речь заходит о выборе оптимального класса вязкости, а к лету еще и обостряется дилемма «минералка или синтетика», ведь первые заметно дешевле, тогда как вопросы «морозотекучести» уходят на задний план.
Вообще, именно в наших климатических условиях не стоило бы гадать о выборе основы – для всех нормальных двигателей в идеале только 100%-я синтетика . Тем более в тех случаях, если масло меняется примерно раз в год с учетом пробега 10-15, максимум 20 тысяч км – дальше увеличивать интервал замены не рекомендуется в силу наших априори тяжелых условий эксплуатации (и в первую очередь по топливу), а для легковых дизелей эти цифры можно смело делить надвое. Полностью синтетическому моторному маслу нет альтернативы ни суровой зимой, ни жарким летом. Уже в основе таких масел заложены самые высокие значения по индексу вязкости, физико-химической стабильности, прочности масляной пленки и антифрикционным свойствам.
Если моторное масло действительно меняется раз в год, то во многих случаях лучшими будут синтетические масла с вязкостью SAE 5W-30, 5W-40, 5W-50, 0W-40 и другие. Класс вязкости выбирается исходя из совокупных данных – рекомендации автопроизводителя, особенности реальной эксплуатации, пробег и состояние двигателя. «Зимние» значения вязкости 5W и особенно 0W обеспечат текучесть масла при низких температурах (до –25 и ниже), а цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах – чем выше цифра, тем «гуще» масло при рабочих режимах двигателя.
Оптимальным для новых автомобилей считается класс 30 (он же способствует меньшим энергозатратам на прокачку масла и меньшему сопротивлению сдвига в точках трения), для подержанных класс 40, для «хорошо подержанных» класс 50, но это с учетом нормальных режимов эксплуатации, без «крайностей». Кстати, зачастую необходимость «поднимать» вязкость для немолодых двигателей диктует повышенный расход на угар. И если масло из двигателя просто не вытекает через дырявые уплотнения, то в этом случае синтетика тоже предпочтительна ввиду низкой «летучести» ее молекулярной структуры. Король среди высоковязких масел – продукт класса SAE 10W-60. Его обычно рекомендуют для спорта и прочих экстремальных условий движения, когда масло в двигателе подвергается сильнейшим нагрузкам и нагреву.
Повторимся – хорошая синтетика даже в типичных для себя классах вязкости стоит недешево, а «крайние» варианты тем более. Так, для производства элитного спортивного масла класса вязкости SAE 10W-60 обычно используют сложные эфиры, что обеспечивает особую стойкость и «прилипчивость» смазочной пленки, но такое сырье и самое дорогое среди всех «синтетик».
Масла на минеральной (нефтяной) основе, произведенные даже по самым изощренным технологиям (включая распространенный гидрокрекинг), в силу природных ограничений такими параметрами не обладают. Но они заметно дешевле! В качестве альтернативной всесезонки у нас популярны полусинтетические (предпочтительно) или минеральные масла класса вязкости SAE 10W-40: у них сносные низкотемпературные свойства и нормальная вязкость при рабочих температурах. Для «свежих» двигателей также подойдет масло класса SAE 10W-30, которое, как и всякое «узкодиапазонное» масло с минимальным содержанием загущающих или депрессорных присадок, еще и отличается лучшей вязкостной стойкостью. Все эти продукты не слишком дорогие, но и сроки их замены должны быть короче, чем у 100%-й синтетики.
И все же если масло меняется как раз на теплый сезон, а средства ограничены, то актуальность приобретают широкодоступные по ценам минеральные продукты, у которых низкотемпературные свойства весьма посредственные для наших зим, зато высокотемпературная вязкость для нашего лета в самый раз. Здесь классика жанра и самые массовые по применению – масла вязкости SAE 15W-40, с которыми не страшны и межсезонные перепады температур. Если же требуются более вязкие масла, то в распоряжении автомобилистов есть варианты классов SAE 15W-50 или даже 20W-50 – во втором случае низкотемпературные параметры для нашего региона неважные, зато высокотемпературная стойкость замечательная.
Кроме основы и класса вязкости, моторные масла характеризуются уровнем эксплуатационных свойств (уровнем качества ), который ступенчато растет примерно с периодичностью смены поколений автомобилей. Самый распространенный стандарт – американский API , в буквенном выражении определяющий категорию качества для бензиновых двигателей (S) и дизельных (С). Вторая после них буква «растет» в алфавитном порядке с каждой новой (и более жесткой по требованиям) ступенью качества.
Для бензиновых двигателей по API на сегодня существуют масла уже в шести категориях, и все они еще выпускаются и представлены в продаже. Самый современный стандарт – SM, внедренный в 2005 году, а самый «древний» – SF, который был разработан еще в бытность автомобилей конца 80-х годов. В принципе, с учетом среднего возраста нашего автопарка, категории API SL и даже предшествующий ему SJ можно считать самыми востребованными.
Все больше на рынке моторных масел и с показателями по европейскому стандарту качества АСЕА , который по всем основным требованиям жестче американского, к тому же классифицирует масла по трем типам двигателей: А – для бензиновых, В – для легковых дизелей, Е – для грузовых дизелей.
Но в данном случае надо обратить внимание, что в последнее время ряд ведущих европейских брендов начали поставлять флагманские моторные масла, где по АСЕА наряду с категориями А, В и Е стала появляться буквенная классификация С (также в паре с цифрами 1, 2 или 3 – в зависимости от уровня эксплуатационных качеств). Ничего «угрожающего» здесь нет, наоборот, это свидетельствует об экологически более чистом составе масла, где минимизировано содержание сульфатной золы, серы и фосфора – элементы, которые способствуют накоплению нагаров и шламов, «уничтожению» катализаторов и дизельных сажных фильтров, а также сокращению службы самого масла.
На цены масел влияют не только основа, класс вязкости (чем шире температурный диапазон применения, тем дороже) и уровень качества, но и особенности технологий производителей. Продукты, казалось бы, со схожими данными могут заметно отличаться по цене, и ничего странного в этом нет: стандарты только «очерчивают» уровень предъявляемых требований и параметры применяемости, тогда как фирмы в этих рамках по-разному «готовят» и позиционируют свою продукцию. Например, точный состав масла, его реальные противоизносные, антиокислительные, диспергирующие и прочие свойства, что в конечном счете влияет на КПД и ресурс двигателей, в понятном для всех выражении на упаковках не найти – эта «кухня» остается на совести производителей.
Представляя в таблице некоторый ассортимент моторных масел в розничной торговле Иркутска, мы учитывали массовые интересы в период сезонной смены. То есть ориентировались на более вязкие сорта, по маркам для сравнения в эконом, среднем и верхнем ценовом диапазоне, а также на универсальные продукты, то есть масла, рассчитанные работать в бензиновых и легковых дизельных двигателях – таковых продуктов сегодня больше всего. Впрочем, в линейке многих производителей наряду с универсальными сортами предлагаются масла, в первую очередь ориентированные или специально предназначенные для дизельных двигателей. Для легковых, как правило, они даже подороже, а для грузовых ощутимо дешевле.
Классификация моторных масел SAE J-300 DEC-99 | |||||
Класс по SAE | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм²/c при 100ºС | Вязкость, мПa.с при 150ºС и скорости сдвига 106 с-1, min | ||
Максимальная вязкость, мПa.c, при соответствующей температуре | min | max | |||
0W | 6200 при -35°С | 60000 при -40°С | 3,8 | ||
5W | 6600 при -30°С | 60000 при -35°С | 3,8 | ||
10W | 7000 при -25°С | 60000 при -30°С | 4,1 | ||
15W | 7000 при -20°С | 60000 при -25°С | 5,6 | ||
20W | 9500 при-15°С | 60000 при -20°С | 5,6 | ||
20W | 13000 при -10°С | 60000 при -15°С | 9,3 | ||
25W | 5,6 | 9,3 | 2,6 | ||
20 | 9,3 | 12,5 | 2,9 | ||
30 | 12,5 | 16,3 | 2,9* | ||
40 | 12,5 | 16,3 | 3,7** | ||
50 | 16,3 | 21,9 | 3,7 | ||
60 | 21,9 | 26,1 | 3,7 | ||
* для классов OW-40, 5W-40, 10W-40 ** для классов 15W-40, 20W-40 |
Некоторые сорта моторных масел в розничной торговле Иркутска (типичные цены на март 2010 г.) с повышенной высокотемпературной вязкостью |
|||||
Основа | Класс вязкости SAE | Уровень качества API | Цены в руб. за емкость | ||
1 литр | 4 литра | 5 литров | |||
bp | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 270 | 1000 | – |
минер. | 15W-40 | SL/CF | 250 | – | 1150 |
Castrol | |||||
синт. | 10W-60 | SM/CF | 550 | 2080 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 370 | 1400 | – |
минер. | 15W-40 | SL/CF | 270 | 1000 | – |
минер. | 15W-50 | SL/CF | 280 | 1040 | – |
Chevron | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 240 | 890 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL | 195 | 850 | – |
минер. | 20W-50 | SL | 140 | 515 | – |
ELF | |||||
синт. | 5W-50 | SG/CD | 350 | 1300 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 250 | 915 | 1100 |
минер. | 15W-40 | SJ/CF | 200 | – | 980 |
минер. | 20W-50 | SJ/CF | 190 | – | 725 |
Esso | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 235 | 910 | – |
минер. | 10W-40 | SL/CF | 220 | 820 | – |
Lukoil | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 150 | 495 | 595 |
минер. | 10W-40 | SG/CD | 135 | 430 | 505 |
минер. | 15W-40 | SG/CD | 125 | 405 | 480 |
минер. | 15W-40 | SF/CC | 115 | 350 | 435 |
Mannol | |||||
синт. | 5W-50 | SL/CF | 355 | 1250 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 250 | 880 | 1085 |
минер. | 15W-40 | SL/CF | 205 | – | 880 |
минер. | 15W-50 | SG/CD | 210 | – | 900 |
минер. | 20W-50 | SG/CD | 210 | – | 910 |
Mobil | |||||
синт. | 10W-60 | SM/CF | 450 | 1730 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 685 | 2550 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 360 | 1400 | – |
минер. | 10W-40 | SL/CF | 290 | 1100 | – |
минер. | 15W-40 | SL/CF | 235 | 915 | – |
Motul | |||||
синт. | 20W-60 | SL/CF | 790 | – | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | – | 1450 | – |
п/синт. | 15W-50 | SL/CF | – | 1550 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | – | 1250 | – |
Nissan | |||||
п/синт. | 10W-50 | SL/CF | – | 2400 | – |
Shell | |||||
синт. | 10W-60 | SL/CF | 500 | 1900 | – |
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 280 | 1070 | – |
п/синт. | 10W-40 | SJ/CF | 235 | 970 | – ; |
минер. | 15W-40 | SJ/CF | 165 | 680 | – |
минер. | 20W-50 | SF/CD | 195 | 740 | – |
Spectrol | |||||
синт. | 0W-50 | SL/CF | 305 | 1125 | – |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 238 | 865 | – |
п/синт. | 10W-50 | SL/CF | 135 | 460 | – |
минер. | 10W-40 | SG/CD | 88 | 338 | – |
минер. | 10W-40 | SF/CC | 80 | 325 | – |
Toyota | |||||
синт. | 10W-40 | SM/CF | – | 2450 | – |
ТНК | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 160 | 520 | – |
п/синт. | 10W-40 | SG/CD | 140 | 465 | – |
минер. | 15W-40 | SF/CC | 100 | 380 | 405 |
минер. | 20W-50 | SF/CC | 75 | 260 | 305 |
VIC | |||||
минер. | 10W-40 | SL/CF | 190 | 715 | – |
минер. | 10W-40 | SJ/CF | 165 | 550 | – |
минер. | 15W-40 | SJ/CF | 175 | 550 | – |
минер. | 15W-40 | SG/CF | 135 | 455 | – |
ZIC | |||||
п/синт. | 10W-40 | SL/CF | 220 | 760 | – |
минер. | 10W-40 | SG | 205 | 705 | – |
минер. | 15W-40 | SG | 205 | 705 | – |
минер. | 20W-50 | SH | 205 | 705 | – |
Всем привет! С приходом холодов, становится актуальным вопрос, как правильно выбрать зимнее масло для двигателя. С одной стороны это просто, а с другой – есть некоторые нюансы. Если залить первую попавшуюся жидкость или бездумно последовать совету соседа – можно причинить вред мотору. Почему так? Давайте разбираться.
Нужно ли менять масло в зиму
При минусовых температурах, двигатель наиболее требователен к качеству масла. Чем меньше вязкость смазки во время холодного пуска – тем лучше. Как раз в зимнее время наблюдается эффект масляного голодания двигателя. Что это такое?
Как известно, при запуске, масло должно прокачаться по двигателю. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Т.к. некоторое время, мотору приходится работать практически на сухую. А когда, внутри двигателя металл трется об металл – ничего хорошего не будет.
Естественно, чем гуще моторные масла – тем тяжелее им растечься по всем деталям. Кроме того, увеличивается нагрузка и на АКБ. Не зря, большинство отказов аккумуляторных батарей приходится именно на зиму. Мало того, что она сама по себе теряет до 40% емкости при сильном морозе, так еще и дополнительная нагрузка в виде густой смазочной жидкости.
Чтобы с этим бороться, нужно применять качественную зимнюю или всесезонную смазку, которая будет стабильна при низких температурах. Поэтому все специалисты рекомендуют менять масло до наступления холодов. Даже если до плановой замены осталось еще несколько тысяч – это будет оправданным. Особенно, если под капотом залита жидкость с малой низкотемпературной вязкостью.
Что такое вязкость масла
– это его основная характеристика. Она определяет максимальные допустимые температуры, при которых смазочная жидкость сохраняет свои свойства. Если автомобиль эксплуатируется в щадящем режиме, в теплом климате – можно не обращать особого внимания на вязкость. Двигатель будет хорошо себя чувствовать на любой всесезонной смазке.
Но, когда машина используется при экстремально низких или высоких температурах – вязкости нужно уделить особое внимание.
Что такое вязкость? Фактически, это способность масла создавать смазочную пленку между деталями двигателя. Здесь наблюдается простая зависимость:
- высокая вязкость – пленка толще;
- низкая вязкость – пленка тоньше.
Основные требования к вязкости:
- она не должна быть слишком высокой – слой смазки на деталях будет слишком толстым и двигателю будет тяжелее работать – как следствие повышенный расход топлива;
- на не должна быть низкой – слой смазочной пленки получится тонким – как следствие возможно притирание деталей двигателя и его быстрый износ.
Поэтому вязкость масла должна быть оптимальной. При этом нужно понимать, что понятие оптимальности для каждого двигателя будет своим.
Индекс вязкости
Очень интересный и самое главное важный параметр, определяющий эксплуатационные характеристики смазки. Давайте разберемся с ним подробнее.
Когда двигатель работает, он нагревается, и вязкость масла падает. Т.е. оно разжижается. Зависимость скорости разжижения масла и есть индекс его вязкости.
Отсюда можно получить такую зависимость:
- чем выше индекс , тем масло теряет густоту медленнее, а соответственно детали двигателя лучше смазаны;
- чем ниже индекс , тем оно разжижается быстрее. В этом случае, смазочная пленка становится тоньше и увеличивается износ двигателя.
В каком-то смысле, этот параметр является характеристикой стабильности смазки. Т.е. определяет, насколько качественно оно работает при крайних температурах. Для выбора зимнего масла, это означает, что чем выше индекс вязкости, тем легче пройдет холодный пуск двигателя.
К сожалению, производители не указывают на канистре это значения. Но, не лишним будет знать их средние характеристики для разных видов масел:
- Синтетическое – 140-170.
- Полусинтетическое – 130-150.
- Минеральное – 110-135.
Как видно, у минералки этот показатель самый низкий. Что, не удивительно – ни для кого не секрет, что эти смазки превращаются в кисель на морозе.
Самый высокий показатель у синтетики, но к сожалению, ее можно использовать на новых двигателях. Моторы с большими пробегами уже не так хорошо ее переносят.
Классификация моторных масел по SAE
На каждой канистре масла есть маркировка его вязкости по SAE. Например:
- 10w40;
- 15w40;
- 5w30 и т.д.
Что означают эти цифры, и как понять, какое масло лучше заливать в двигатель на зиму? Давайте разбираться.
Всего существует 3 типа смазочной жидкости:
- Летние.
- Зимние.
- Всесезонные.
Стоит сразу сказать, что всесезонные жидкости, практически вытеснили летнее и зимнее масло. Все-таки неудобно зависеть от погоды и менять смазку, когда наступает зима или лето. Тем более, всесезонные жидкости обеспечивают стабильную работу в широком температурном диапазоне.
Справедливости ради, стоит отметить, что существует:
- 5 летних марок – 20, 30, 40, 50, 60;
- 6 зимних – 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w.
Всесезонные жидкости маркируются так: 10w40, 5w30 и т.д.Цифра перед буквой w (winter) обозначает нижнюю температурную границу, при которой обеспечивается смазка двигателя при холодном запуске. Цифра после – относится к работе при плюсовых температурах.
Кстати, не стоит полагать, что эти цифры равны крайним температурам работы масла. Все немного сложнее. И скоро мы с этим разберемся.
Температурные режимы
Давайте разберемся, что значат маркировки SAE, и в каких температурных режимах их можно использовать. Для наглядности, возьмем несколько марок масла:
- Мобил Супер 5w30 – обеспечивает смазку двигателя при температуре до -30 градусов;
- Лукойл Genezis Polar Special 0w30 – настоящий экстрим, жидкость способна выдержать температуру в -40 градусов;
- Зик А+ 10w30 – универсальное всесезонное масло, обеспечит хороший холодный пуск при температурах до -25 градусов
- Mobil Ultra 10w40 – жидкость с более высоким значением высокотемпературной вязкости лучше использовать в теплых регионах;
- Кастрол GTX 15w40 – для холодных зим уже не подойдет, температура холодного пуска до -15 градусов.
Таким образом, можно без проблем определить, какое моторное масло на зиму подойдет лучше.
Критерии выбора масла
Чтобы определить, что за масло заливать в двигатель на зиму, нужно учитывать несколько критериев. Среди них:
- рекомендации производителя автомобиля;
- пробег авто;
- условия эксплуатации;
- манера езды;
- спецификации жидкости по API ACEA, а также допуски.
Чтобы не лезть в технические дебри, можно использовать подбор масла по марке автомобиля. Не будем на этом останавливаться. Достаточно знать, что в интернете есть куча сервисов, на которых можно сделать такой подбор.
Мотор мотору рознь. Все агрегаты отличаются своим устройством и нюансами работы. Поэтому в первую очередь, нужно обратить внимание на рекомендации завода – производитель лучше всех знает, какое масло лить в автомобиль. Ну и на допуски, если они есть, конечно.
Например, рекомендуемое для автомобиля масло – 10w40. Если вы зальете 15w40 – насосу будет сложнее прокачивать жидкость в морозы. Если же поменять на 0w20 – мотор начнет работать на износ, т.к. слишком текучая смазка не в состоянии обеспечить хорошую смазку мотора.
Пробег и состояние мотора
Как известно, когда автомобиль переходит отметку в 60-70 тысяч, рекомендуется переходить с синтетики на полусинтетику. Это вызвано снижением эксплуатационных характеристик мотора. Поэтому чтобы определить, какое масло лучше подойдет для мотора, нужно учесть его состояние.
С увеличением пробега, у двигателя изменяются требования к густоте смазочной жидкости. И рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Выражаясь простым языком – нужно заливать жидкость гуще, чем раньше. В изношенные моторы, тоже лучше не лить слишком жидкое масло – за счет увеличенных зазоров, смазочная пленка будет стекать с деталей.
Но, здесь палка о двух концах. Слишком густая смазка убьет движок в морозы. Поэтому хорошее моторное масло на зиму должно быть компромиссным решением.
Если прислушаться к специалистам, то они советуют:
- при пробеге машины больше 100 тысяч, всесезонно использовать 5w40, а зимой 5w30 и 10w30;
- при пробеге более 250 тысяч, всесезонно использовать 5W50, а конкретно для зимы – 5w40 и 10w40.
Но, опять же, даже при больших пробегах двигатель может быть в очень хорошем состоянии, равно как и быть убитым после 50 тысяч. Поэтому пробег нужно рассматривать лишь вкупе с общим состоянием мотора.
Стандарты API, ACEA и допуски
Здесь все просто – что бы понять, какое масло заливать, нужно проверить допуск. Если у жидкости он есть – значит машине она подходит. Если вы не знаете, что такое допуск, тогда объясню. Это специальная маркировка на канистре, означающая, что масло прошло внутреннюю сертификацию у производителя автомобиля и разрешено им для использования в моторах.
Что касается стандартов API и ACEA, здесь тоже не сложно. Эти стандарты определяют совместимость мотора с маркой смазки. Итак, по API (Американский стандарт):
- Маркировка «C» — для дизельного двигателя.
- Маркировка «S» — для бензиновых двигателей.
- «S\C» — универсальная жидкость.
Например, маркировка SL/CI-4 – указывает на универсальное масло, подходящее как дизельным, так и бензиновым моторам. Вторые буквы на маркировке, говорят о качестве. Чем ближе к концу алфавита, тем позже была принята спецификация – а значит и жидкость лучше.
ACEA – европейский стандарт. В нем все практически точно так же. Только буквы другие:
- «A» – бензин;
- «B» – дизель;
- «E» – грузовики;
- «C» – универсальный класс (аналог «S\C»)
Вместо второй буквы, для расшифровки спецификации указывается цифра. Чем она больше – тем лучше. Например, В5-2002 указывает на жидкость для смазки легковых дизелей, а спецификация принята в 2002 году.
Итак, какое масло на зиму подойдет лучше всего? Естественно, более текучее. Такая жидкость позволит избежать масляного голодания при холодном пуске и не доставит проблем при сильных морозах. При этом, стоит учитывать и другие критерии, описанные в статье. Все-таки от правильного выбора масла напрямую зависит работа автомобиля.
На этом все, оставляйте свои комментарии и читайте другие статьи блога.
Как сделать правильный выбор среди огромного количества фирм и видов моторных масел и купить именно то, что нужно вашей машине.
Во время моей молодости всё было очень просто. Масло М-8, М-10, да парочка других, включая масла для трансмиссии. И машины с мотоциклами на этих маслах ездили годами (кстати для двухтактных мотоциклов масел вообще не было и заливали дизельное или что придётся). Сейчас же ассортимент моторных масел исчисляется тысячами. И действительно, попав в крупный автомагазин или на рынок, водитель, особенно из глубинки, увидев стройные ряды красивых канистр с яркими этикетками, теряется и начинает чесать репу.
Абсолютно все моторные масла можно разделить на три основные группы: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. И это не единственное разделение, которое следует учитывать. У любого моторного масла, есть как минимум ещё парочка важнейших качеств, и информацию об этих качествах грамотный водитель может прочесть на наклейке любой канистры. Это эксплуатационные свойства масла и вязкостно-температурные показатели (зависимость вязкости моторного масла от температуры).
Вязкостно-температурные показатели. Многие наверное знают, что качественное моторное масло летом не должно превращаться в пар (при высоких температурах), а зимой, при низких температурах, масло не должно превращаться в мармелад или маргарин (я имею в виду по вязкости). Важнейшее качество вязкость регламентируется в соответствии с классификацией SAE J300 — Американского сообщества автомобильных инженеров. Предусмотрено всего 11 классов вязкости и из них существует шесть зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, а английская буква W, означает слово winter — зима; и существует пять летних классов, которые обозначаются без буквы: 20, 30, 40, 50 и 60. А всесезонные моторные масла обозначаются двойной маркировкой, к примеру 10W-40 или 15W-30 и т.п.
Когда водитель решает поменять масло к зиме, чтобы не ошибиться с выбором, важно знать простое правило цифры 35. Всё довольно просто, необходимо от числа 35 вычесть число зимнего индекса вязкости масла которое вы покупаете, и вы получите предельную минусовую температуру масла, которое будет способен прокачать вашего автомобиля. Например вы хотите купить минеральную всесезонку 10W-40, значит необходимо от 35 отнять первую зимнюю цифру 10: 35-10=25. Значит данное масло сохранит свою нормальную текучесть (вязкость) до минус 25 градусов. А летний индекс 40 мы в данных подсчётах не используем.
Но следует запомнить, что подсчёты с цифрой 35 идеально подходят к минеральному моторному маслу, но мало подходят к синтетике, у которой совершенно другие вязкостно-температурные характеристики. И синтетическое моторное масло к примеру класса 10W-40 будет успешно работать и при минус 50°С. Да и вообще синтетические масла при любых температурах имеют лучшие пусковые и смазывающие свойства, чем минеральные масла той же вязкости. И поэтому при покупке синтетики, ошибиться в выборе и загубить мотор при сильном морозе почти невозможно.
А что означает летнее число в универсальном (всесезонном) моторном масле? Оно примерно соответствует температуре окружающего воздуха в градусах, до которой возможно использование данного масла. К примеру масло с всё той же маркировкой 10W-40 будет нормально работать при жаркой температуре окружающего воздуха 40°С. А увидев на этикетке канистры минерального масла классификацию SAE 10W-30, вы можете определить довольно точно, что интервал температуры его использования от -25°С до +30°С.
Ну а теперь разберёмся, какое моторное масло желательно заливать, если ваш не новый автомобиль имеет определённый пробег.
Если ваша машина пробежала не более 25% ресурса двигателя (среднее значение ресурса любого двигателя определяет завод изготовитель и его можно найти в мануале любой машины), а это практически новый обкатанный мотор, то лучше применять моторное масло классов SAE 5W-30 или 10W-30 практически весь сезон (всесезонное универсальное). Теперь если ваша машина уже пробежала более 25% планового ресурса двигателя, но ещё не превысила пробег в 75% ресурса мотора (и мотор в нормальном техническом состоянии). Значит следует уже заливать летом масло классов SAE 10W-40 или 15W-40, а зимой — 5W-30 или 10W-30, но лучше залить всесезонное SAE 5W-40, чтобы не париться с сливанием осенью летнего и заливкой зимнего.
Ну и теперь, если ваша машинка хорошо поработала и пробежала более 75% от заводского ресурса двигателя (то есть у вас уже старый мотор), то советую применять летом масло классов SAE 15W-40 или 20W-40, а зимой SAE 5W-40 или 10W-40, но лучше залить всесезонку SAE 5W-40. Это мы разобрались с одним из двух важных качеств моторного масла — вязкостью.
Второе важное качество масла , это уровень эксплуатационных свойств, и определяет его шкала API- американский институт нефти, которая позволяет сделать правильный выбор сорта масла, который будет полностью соответствовать типу двигателя и возрасту вашего автомобиля. И в данной системе классификации, в обозначении моторного масла для бензиновых двигателей, первой ставится буква S (servis), к примеру SG, SH или SJ, а вторая буква обозначает показатель группы моторного масла по эксплуатационным свойствам.
И чем дальше по английскому алфавиту находится буква, тем для более современной машины (более оборотистой) предназначено моторное масло. Например буква G ставится в обозначении моторных масел, которые предназначены для моторов иномарок, выпущенных до 1993 года. А буква H ставится в обозначении масел, которые предназначены для заливки в моторы, выпускающиеся с 1994 года. Ну и буква J индексирует масло, разработанное для самых современных моторов, которые соответствуют жесточайшим требованиям эксплуатации.
Разработка масел с индексом J, была продиктована начавшимся производством бензиновых турбонадувных, многоклапанных моторов (по 4 или 5 клапанов на цилиндр), которые работают на более высоких оборотах и соответственно в более напряжённых условиях. Замечу, что категория качества масла SJ присваивается только самым современным и высокотехнологичным маслам, с глубокоочищенной минеральной основе, а также частично или полностью синтетической основе, и вывели эти масла из класса SH путём их поэтапного усовершенствования.
Моторные масла для дизельных двигателей обозначаются буквой C (commercial) Аесли масло универсальное, то есть годится и для дизеля и для бензинового мотора, то оно обозначается дробным индексом, где в числителе пишут предпочтительный тип двигателя. На данный момент, лучшими по эксплутационной шкале API, являются бензиновые масла уровня качества SJ.
Если ваш автомобиль изрядно побегал, и вы думаете, что продлите жизнь уставшего изношенного двигателя заливкой самого дорогого и качественного масла, то уверяю — это ошибочное мнение. Заливка и применение подобного моторного масла на старой машине, с изношенным мотором с увеличенными зазорами между деталями (от износа) ничего не даст, кроме роста расхода масла, по сравнению с традиционными более дешёвыми маслами.
Лучше всего для старых, изрядно побегавших двигателей подходят универсальные всесезонные масла, изготовленные на высококачественной минеральной основе и с использованием пакета присадок, которые корректируют (наволакивают увеличенные зазоры) зазоры в сопряжениях.
А присадки разработаны фирмой Shell и используются в составе многих масел, в том числе и в нашем отечественном масле «ЛУКОЙЛ-Супер», вязкость которого по SAE 15W-40, а классификация по API — CF-4/SG. В летнее время можно заливать такое масло даже в автомобиль с изношенным двигателем, и причем есть большой запас качества по всем параметрам. Такое масло было одобрено к применению на Мерседесах.
Для мощных турбо-дизелей, лучше всего подойдёт универсальное всесезонное масло с маркировкой SAE 15W-40 API CD/SF, например тоже «ЛУКОЙЛ Супер. Изготавливается это масло на высококачественной минеральной основе, с использованием импортных пакетов присадок (в основном от Шелл). И применять его можно в форсированных турбо-дизелях отечественных и импортных производителей.
Для современных бензиновых инжекторных моторов и дизельных отечественных моторов, нормально подойдёт универсальное всесезонное масло «ЛУКОЙЛ Супер» SAE 5W-40, по API SG/CD, которое изготовлено на полусинтетической основе с использованием пакета присадок американской фирмы Lubrizol.
Ещё в маркировку современных моторных масел входит одобрение ведущих мировых производителей автомобилей. Оно обозначается фирменным знаком или кодом и означает, что данное масло допущено к применению на автомобилях конкретной фирмы. А допуски, определяющие возможность применения моторного масла в моторах марок BMW, VW, Porsche, являются основанием для применения моторного масла в автомобилях других производителей. Ну а если масло имеет одобрение фирмы Mercedes-Benz, классификация которой включает в себя более 10 классов, то это означает, что такое моторное масло пригодно практически для любых европейских двигателей данного класса.
И не знаю как вас, но меня лично радует, что наше отечественное масло ЛУКОЙЛ-Супер, получило одобрение фирмы Мерседес, и ещё три масла серии «ЛУКОЙЛ-Люкс» и масло «ЛУКОЙЛ-Синтетик» отвечают высшим стандартам фирмы Мерседес. А масло «ЛУКОЙЛ-Люкс» и «ЛУКОЙЛ-Синтетик» лауреат конкурса Госстандарта РФ «100 лучших товаров России».
В заключении хочу посоветовать покупать масло только в крупных магазинах, а лучше в специализированных, так как сейчас расплодилось очень много подделок подвального разлива. В лучшем случае они нальют вместо синтетики минералку, а в худшем неизвестно что. И не забывайте сохранять чек, так как только он будет являться вашим главным документом на суде, при требовании от руководства магазина, возмещения ущерба застучавшего двигателя.
Вот вроде бы и всё.
Желаю всем удачи и миллионных пробегов вашим автомобилям и мотоциклам.
На рынке современных моторных масел широко представлена продукция различных мировых и отечественных брендов. Существует три большие группы, в которые входят продукты для:
Наиболее важно придерживаться данной рекомендации летом. Дело в том, что в теплый период времени года силовой агрегат максимально разогревается во время работы. Добавим, что летом машина зачастую эксплуатируется на высоких скоростях, то есть мотор сильнее раскручивается. С учетом таких особенностей частой практикой является переход, например, с масла SAE 5W-30 на SAE 5W-40 после 100-150 тыс. км пробега. Если ваш двигатель изношен, то есть прошел около половины своего планового ресурса, тогда имеет смысл поменять вязкость масла на еще более высокий показатель (SAE 15W-40, SAE 20W-40 и т.д.).
Подведем итоги
Приведенная выше информация позволяет утверждать, что отдельно летнее или зимнее масло сегодня не представлено в продаже. По этой причине следует отталкиваться от показателей вязкости всесезонных масел применительно к плюсовым и минусовым температурам.
Еще одним важным критерием при выборе можно считать базовую основу, так как стабильность всех характеристик минерального масла значительно уступает качественной синтетике. Другими словами, синтетическое масло с меньшей вязкостью может лучше защитить двигатель летом сравнительно с более вязкой дешевой «минералкой».
При выборе смазочного материала следует учитывать условия эксплуатации ТС, особенности климата, а также степень форсирования силового агрегата. Вполне возможно, что будет разумно остановиться на одном всесезонном моторном масле по SAE, которое рекомендует производитель для конкретного типа двигателя. При этом достаточно чаще его менять, чем осуществлять постоянный переход с менее вязкой смазки на более вязкие аналоги перед наступлением летнего периода.
Читайте также
Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.
Каждый автовладелец, заботящийся о своем автомобиле, уделяет особое внимание качеству Ведь от его свойств и качества зависит не только надежная работа всех движущихся деталей двигателя, но и долговечность их службы. Кроме этого, некачественное или неправильно подобранное масло может стать причиной выхода из строя всей системы смазки.
Чтобы мотор вашей машины работал как часы, а его детали служили долго, нужно научиться разбираться в видах смазочных материалов, представленных сегодня на рынке.
Зачем нужно маркировать масла
Правильно подобрать смазку для двигателя или трансмиссии можно лишь зная, что означает маркировка масла. Набор непонятных на первый взгляд букв и цифр, нанесенных на емкость со смазкой, определяет ее изготовителя, состав, возможность использования в различных типах двигателей или трансмиссии, а также предельный температурный режим для эксплуатации. Кроме этого, маркировка масел позволяет определить их классификацию по группе качества и вязкостным свойствам.
Чтобы все это понять, для начала нужно разобраться с тем, что обозначают символы, содержащиеся на этикетке емкости со смазывающим материалом. Не забегая вперед, начнем с масел для двигателей.
Расшифровка маркировки моторных масел
Выбирая смазку, первым делом стоит поинтересоваться у продавца о ее предназначении, характеристиках и производителе, а после сравнить предоставленные сведения с данными, указанными на этикетке.
Обычно маркировка масел для двигателя содержит такую информацию:
- производитель;
- название масла;
- основа смазки (органика, синтетика или полусинтетика);
- качество и предназначение по классификации API;
- вязкостные свойства по классификации SAE;
- номер партии;
- дата изготовления
Сегодня на рынке можно встретить продукты как мировых лидеров в производстве смазочных материалов, так и никому неизвестных полуподпольных импортных и отечественных фирм, изготавливающих моторное масло. Цена на бренд и «самопал», естественно, отличается, однако вряд ли стоит гнаться за дешевизной, если речь идет смазке для вашего личного автомобиля.
При выборе масла обычно не возникает вопросов с изготовителем и названием. Реклама и рекомендации специалистов здесь являются лучшим критерием.
Номер партии и дата изготовления масла указывают на пригодность использования смазки. Хотя смазочные материалы и не являются скоропортящимся продуктом, лучше воздержаться от применения просроченного товара.
Если с производителем, названием и датой изготовления смазки все более-менее понятно, то с другими качественными показателями, содержащимися на этикетке, стоит разобраться более детально. Правильная расшифровка маркировки моторных масел поможет не только понять, насколько смазка соответствует двигателю вашей машины, но и выбрать наиболее качественный продукт.
Основа масла
Абсолютно все смазочные материалы по составу принято градировать на три группы:
- минеральные (органические);
- полусинтетические;
- синтетические
Минеральные масла изготавливаются из природного материала - нефти. Они не обладают сверхвысокими смазывающими характеристиками и резко меняют вязкость при смене температур. Такие смазки используются в основном для применения в старых отечественных автомобилях и тракторах. Маркировка масел, полученных из нефти, содержит надпись «Mineral».
Синтетические смазочные материалы представляют собой искусственный продукт, полученный в ходе органического синтеза. Эти масла в плане своих эксплуатационных свойств имеют огромное преимущество перед минеральными. Они были созданы искусственным путем специально для использования в критических температурных условиях. Маркировка синтетических масел содержит надпись «Fully Synthetic».
Синтетические смазки обладают минимальной испаряемостью при использовании, имеют длительный срок эксплуатации, а также обеспечивают наиболее стабильную работу механизмов в условиях низких температур. Они применяются как для дизельных двигателей, так и для бензиновых, в том числе и высокофорсированных.
Для преимущественного большинства современных автомобилей используется исключительно синтетическое масло. Цена на него значительно выше, нежели на минеральное, однако использование последнего в новейших двигателях просто недопустимо.
Полусинтетические смазки - это универсальный смазывающий продукт, полученный в результате пропорционального смешивания минеральных и синтетических масел. Обладая всеми наилучшими качествами «органики» и «синтетики», они являются универсальным смазочным материалом для любого типа двигателя. Определить полусинтетическое масло можно по маркировке «Semi Synthetic».
Вязкость масла
Основной характеристикой моторных смазочных материалов является вязкость. Именно на нее следует ориентироваться в первую очередь, выбирая масло для двигателя. Сегодня общепринятой системой разделения моторных смазок по вязкости считается классификация SAE. Она разработана обществом американских автомобильных инженеров и является одной из самых важных в маркировке масел.
Согласно ей, бывает двух видов: кинематическая и динамическая. Первая характеризируется способностью вытекать через специальную капиллярную трубку за определенный временной промежуток. Вторая показывает, как изменяется вязкость под воздействием температур и скорости движения трущихся элементов.
Масло, как и любая другая жидкость, имеет свойство изменяться под действием окружающей температуры. Его вязкость зимой выше, а летом ниже. При сильных перепадах этот показатель может увеличиваться или уменьшаться в сотни раз. Маркировка масла по SAE учитывает сезонность его применения с градацией на:
- летнее;
- зимнее;
- всесезонное
Летние масла
Летние смазки имеют большую вязкость, что обеспечивает наилучшую смазку трущихся деталей с наименьшим трением. Однако такое масло при понижении температуры ниже 0 0 С становится слишком густым, что делает запуск двигателя практически невозможным. Стартер просто не в силах прокрутить весь механизм из-за такой вязкости.
Летний ряд моторных смазок имеет цифровое обозначение от 20 до 60 единиц, определяющих класс вязкости в зависимости от температуры с дискретностью 10.
Таким образом, маркировка масел для летнего применения имеет обозначения SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60, где цифры обозначают минимальную и максимальную вязкость при рабочей температуре 100-150 0 С. Чем выше этот показатель, тем гуще смазка при нагревании.
Зимние масла
Маркировка зимнего масла содержит цифры от 0 до 25 с дискретностью 5 единиц, обозначающих рабочий а также букву W, указывающую на сезон применения (от англ. «winter» - зима). Для того чтобы определить минимальную температуру его использования, нужно от указанного числа отнять 40. Например, для зимнего масла 5 W это будет -35 0 С, для 20W -20 0 С и т.д. Это нижняя граничная температура, при которой возможна прокачка смазывающей жидкости по системе.
Однако для зимней смазки важен еще один критерий, определяющий нижнюю границу температуры, при которой стартер сможет прокрутить механизм двигателя для его запуска - это проворачиваемость. Чтобы ее узнать, необходимо от указанного числа отнять 35. Таким образом, для масла 10 W нижняя граница температуры для запуска двигателя составляет -25 0 С.
Всесезонные масла
Такие смазочные материалы являются универсальными и дают возможность применять их круглогодично. Это наиболее популярные и востребованные автомобильные масла. Маркировка всесезонных смазок состоит из двух чисел и английской буквы W между ними. Первый показатель указывает на граничную минимальную температуру, при которой возможен пуск холодного двигателя, а второй - на вязкость при максимальном рабочем нагреве.
Например, маркировка масла 5W40 обозначает, что запуск мотора с этой смазкой состоится при -35 0 С. Буква W, разделяющая зимний и летний показатели, указывает здесь на универсальную сезонную применяемость.
Максимальная вязкость при температуре +100-150 0 С составит 40 единиц.
Маркировка масла по SAE и ее соответствие ГОСТ
Российская соответствует требованиям ГОСТ 17479.1-85. Она делит смазки на классы по вязкости и по назначению применения.
Летние масла маркируются цифрами 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Они указывают на вязкость в мм 2 /с. Чем выше число, тем гуще смазка. Маркировка зимнего масла предусматривает всего три цифры - 4, 5 или 6.
Всесезонные смазочные материалы имеют двойное разделенное обозначение, где числитель - это зимний класс, а знаменатель - летний. Кроме этого, расшифровка маркировки часто содержит букву «з», указывающую на то, что масло загущено специальными присадками (4з/10, 6з/16).
Для того чтобы определить, какому отечественному маслу по классификации ГОСТ соответствует импортный аналог, созданы специальные таблицы. С их помощью можно без труда подобрать нашу смазку для зарубежного автомобиля и наоборот. Например, маркировка масла 5W30 соответствует нашему обозначению 4/12, 15W50 - 6з10, 20W40 - 8з/16 и т.д.
Классификация масел по API
Кроме класса вязкости, смазочные продукты принято классифицировать по степени эксплуатационных характеристик и области применения. Их изучением и систематизацией занимается Американский Институт нефти (API). Согласно этой системе все делятся на две группы:
- для бензиновых двигателей;
- для дизельных двигателей
Смазочные продукты для бензиновых моторов обозначаются литерой S и предназначены к использованию в ДВС легковых автомобилей, микроавтобусов и малых грузовиков.
Масла для дизельных двигателей маркируются буквой C, что ориентирует на применение в промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной автомобильной технике.
Кроме этого, классификация по API включает еще одну литеру, указывающую на качественный уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше она отдалена от начала алфавита, тем лучше качество продукта. Например, маркировка SJ указывает на то, что это масло для бензинового ДВС со средним качественным показателем.
Однако большинство заграничных производителей смазочных материалов для двигателей выпускают универсальные продукты, использование которых возможно и в бензиновых, и в дизельных моторах. Маркировка масел для обоих типов ДВС содержит 4 литеры по 2 через дробь. Например, SD/CJ.
Это во многом упрощает выбор смазывающей жидкости, но стоит обратить внимание на первую букву маркировки. Если это S, то этот продукт, по утверждению производителя, больше подходит для бензиновых моторов, если С, то для дизельных.
Итак, разобравшись со всеми возможными символами, присутствующими на этикетке моторного масла, попробуем прочитать стандартную маркировку. Например, надпись «BP Visco2000 SG/CC SAE 15W-40 Min. № 234567/96 22.04.2013» гласит о том, что это универсальный минеральный продукт компании British Petroleum с названием «Visco2000», предназначенный для использования в любых типах ДВС (бензиновых и дизельных) круглогодично при температуре не ниже -25 0 С, произведенный 22.04.2013 года.
Другие классификации моторных масел
Кроме SAE и API, существуют и другие классификации масел. Например, Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к их качеству более жесткие требования. Это объясняется различием конструкции ДВС и условиями эксплуатации автомобилей. Во-первых, европейские машины имеют меньшую массу и объем силового агрегата, а во-вторых, их двигатели высокооборотные и более мощные.
Классификация по ACEA предусматривает 12 классов и систематизирует моторные масла по 3 категориям:
- A - для бензиновых силовых агрегатов легковых авто;
- B - для дизельных двигателей легковых машин;
- E - для дизельных моторов грузовиков и другой тяжелой техники
Международный комитет по изучению и систематизации смазочных материалов (ILSAC) вместе с Ассоциацией автопроизводителей Японии (JAMA) разработали собственную классификацию, включающую всего 3 класса качества масла для бензиновых двигателей (GF-1, GF-2, GF-3).
Ведущие мировые производители автомобилей имеют собственные классификации смазочных материалов или выдвигают определенные требования к выпускаемым продуктам. Это связано с тем, что двигатели разных автомобилей имеют существенные отличия в конструкции. Автоконцерны самостоятельно проводят исследования и испытания моторных масел, по результатам которых создается своя спецификация или даются определенные рекомендации по эксплуатации существующей на рынке продукции.
Трансмиссионным смазкам незаслуженно уделяется гораздо меньше внимания, нежели моторным, хотя они выполняют практически те же функции. Единственное отличие - это отсутствие высоких температур, вызванных работой двигателя внутреннего сгорания. За счет этого трансмиссионные масла имеют гораздо больший срок службы. Их предназначение сводится к смазке и уменьшению силы трения в коробках передач, механизмах управления, раздаточных системах и ведущих мостах.
Маркировка трансмиссионных масел не такая детальная и сложная как у моторных смазок, но также требует понимания, поскольку от этого будет зависеть стабильность работы перечисленных агрегатов.
Всего по классификации SAE различают 9 уровней вязкости смазочных материалов для автомобилей с механической трансмиссией: 5 летних (80, 85, 90, 140, 250) и 4 зимних (70W, 75W, 80W, 85W). Однако на практике, чаще всего, автолюбителями применяются всесезонные трансмиссионные автомобильные масла. Маркировка таких продуктов также состоит из комбинации двух цифр с литерой W между ними. Например, SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д.
Трансмиссионные масла, также как и моторные, классифицируются по системе API. Ее принятые стандарты делят смазки на группы, в зависимости от типа конструкции и условий эксплуатации. Кроме этого, здесь еще учитывается наличие и количество в смазочном продукте специальных присадок, препятствующих износу.
Согласно API масла для трансмиссии обозначаются литерами GL и цифрами от 1 до 5, которые соответствуют классу. Чем больше класс, тем жестче условия, в которых может эксплуатироваться смазка.
Что касается автоматических коробок передач, то для них обычные трансмиссионные масла не подходят. Здесь действуют свои рабочие стандарты ATF, не имеющие ничего общего с SAE и API. Смазочные продукты для АКПП даже окрашены в яркие цвета для того, чтобы не допустить случайного применения в механических конструкциях.
- перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
- использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
- важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто;
- в автомобилях с большим пробегом масло следует менять чаще, так как в изношенном двигателе оно подвержено более жестким условиям работы;
- при замене масла желательно менять и масляный фильтр;
- недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка;
- доливать в двигатель следует точно такое же масло, какое было залито ранее;
- периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей;
- нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
- маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
- хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.
Зная эти нехитрые правила, можно избежать множества проблем.