Прокатиться на них — мечта многих путешественников, которым посчастливилось побывать в Лондоне.
Но мало кто знает, что в столице Великобритании существует два вида такси: блэк кэб и мини-кэб. Сначала поговорим о блэк кэбах.
Профессия таксиста в Лондоне — уважаемая, поскольку стать шофером черного кэба не так просто. Водители обязаны сдать экзамен на знание города «The Knowledge », чтобы получить лицензию. Он включает в себя наиболее полный реестр всех улиц и дорог города, маршрутов и значимых достопримечательностей.
Экзамен был введен в 1865 году и за все прошедшие годы практически не менялся. У каждого претендента на звание таксиста черного кэба есть 12 попыток сдать тест, но перед этим необходимо пройти 34-месячный курс подготовки.
Есть два вида лицензий для черных кэбов:
- Зеленый значок — действует по всему Лондону;
- Желтый значок — распространяется на пригород.
Голубой «Black cab»
Чтобы воспользоваться услугами блэк кэба, не обязательно заказывать его заранее.
Машину можно поймать прямо на улице — если желтая табличка «TAXI» горит, то машина свободна и готова взять пассажиров.
Что представляют собой блэк кэбы изнутри и снаружи
Знаменитые черные кэбы, изготавливаемые компанией London Taxi International, не меняли свой дизайн с 1948 года и выгодно выделяются из общей массы современных автомобилей.
Салон у блэк кэбов просторный и вместительный – там без проблем помещается 5 пассажиров. Заднее сиденье вмещает трех человек, еще двое могут сесть спиной к водителю. Рядом с водителем пассажирского сиденья нет, это место предусмотрено под багаж, еще одно место под багаж имеется в салоне. Курить запрещено.
Розовый «Черный кэб»
Единственное, что изменилось с тех времен – цвет машины. Такси получили название «Black Cab» из-за своего черного цвета, вот только сегодня кэбы могут быть абсолютно любой расцветки. Мы видели и розовые, и зеленые, и разноцветные авто с ярким брендированием.
Стоимость проезда в блэк кэбе
Поездки в Black Cab – не самое дешевое удовольствие и нужно учитывать несколько моментов:
В Лондоне действует три основных тарифа на услуги блэк кэба, действующие в зависимости от времени суток и дня недели.
Тариф 1 | Тариф 2 | Тариф 3 |
Будние дни с 5:00 до 20:00 | Будние дни с 20:00 до 22:00 | Все дни с 22:00 до 5:00 |
Выходные с 5 :00 до 20:00 | Праздники круглосуточно | |
Первые 247.8 м (53.2 сек) — £2.60 | Первые 201.2 м (43.2 сек) — £2.60 | Первые 162.4 м (35 сек) — £2.60 |
Каждые 123.9 м (26.6 сек ожидания) — £0,20 | Каждые 100.6 м (21,6 сек ожидания) — £0,20 | Каждые 81.2 м (17.5 сек ожидания) — £0,20 |
После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) | После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) | |
Т.е. £2.60 за милю до 6 миль, далее — £3.70 | Т.е. £3.20 за милю до 6 миль, далее — £3.70 | Т.е. £3.95 за милю до 6 миль, далее — £3.70 |
Довольно сложно разобраться в этих расчетах, поэтому приводу таблицу с приблизительной стоимостью за милю/минуту поездки:
Расстояние (миля) | Время (мин) | Тариф 1 (£) | Тариф 2 (£) | Тариф 3 (£) |
1 | 6 -13 | 5,6 — 8,8 | 5,6 — 9 | 6,8 — 9 |
2 | 10 — 20 | 8,6 — 13,8 | 9 — 14 | 10,4 — 14,8 |
4 | 16 — 30 | 15 — 22 | 16 — 22 | 18 — 28 |
6 | 28 — 40 | 23 — 29 | 28 — 32 | 28 — 33 |
До аэропорта Хитроу из центра | 30 — 60 | 46 — 85 | 46 — 85 | 46 — 85 |
Где заказать или найти черный кэб?
Стоянок black cab в Лондоне немало, особенно много их в самом центре города – в Лондон Сити, Чаринг-Кросс-Роуд, Оксфорд-стрит.
Черные кэбы на парковке ждут клиентов
Заказать такси можно по телефону
Больше номеров с указанием зон смотрите на сайте -https://tfl.gov.uk/modes/taxis-and-minicabs/book-a-taxi
Мини-кэбы (minicab)
Мини-кэбы (minicab) – это обычные лондонские такси, имеющие лицензию.
Лицензия миникэба на лобовом стекле
Они должны быть обязательно заказаны заранее, подбирать народ на улицы без предварительного бронирования они не имеют права.
У них иные фиксированные расценки на проезд (дешевле, чем в black cab), обговариваемые заранее непосредственно при заказе машины.
Заказать миникэб можно по интернету или телефону.
Внимание! Миникэб, имеющий лицензию на перевозку пассажиров, обязательно должен иметь на переднем или заднем стекле голубой знак, выданный департаментом TFL. Если его нет, то машина не имеет права работать такси-миникэбом.
Один из самых актуальных вопросов – какой общественный транспорт предпочесть. Выбор там довольно широк, но особе внимание стоит уделить такси в Лондоне .
Что интересно, просто так прийти и устроиться работать таксистом не получится. Сперва нужно сдать довольно трудный экзамен под названием Knowledge. Мало того, что нужно уметь водить , так надо еще знать абсолютно всё в радиусе 10 километров от вокзала Charing Cross. Нужно до мелких деталей знать особенности всех 25-ти тысяч улиц Лондона (что кажется абсолютно нереальной задачей), учитывать все объезды, и знать, где находится то или иное здание, будь то церковь, кафе, больница или маленький продуктовый магазин.
Обычно желающий получить звание таксиста перед этим тратит на учебу около трех лет. А некоторым и 3 года не хватает, чтобы всё это запомнить и как-то уложить в голове. Обычно они учатся так: берут в руки карту – и вперед, ездить по городским маршрутам, вглядываясь во все детали и запоминая все дорожные развязки. Чтобы хоть немного облегчить жизнь, будущие таксисты обычно изучают город маленькими группами, а в конце дня задают друг другу вопросы, тем самым проверяя себя.
На сдачу самого экзамена отводится почти 6 месяцев. Сначала кандидаты отвечают на вопросы 5-6 тестов, потом проходят отдельное письменное и устное тестирование. Отдельно проверяется внешность: таксист не должен выглядеть неопрятно, слишком неординарно или носить чересчур длинную бороду с усами. А еще их проверяют их раздражительность, задавая кучу вопросов и пытаясь вывести из себя. Ведь таксист должен быть сдержанным и не «закипать», когда пассажир в сотый раз задаст какой-нибудь глупый вопрос или посередине пути кардинально решит поменять маршрут. Так что профессия таксиста – одна из самых сложных в Лондоне.
Во всех лондонских такси установлены счетчики, по которым определяется стоимость проезда. Но стоит помнить, что помимо набежавшей суммы, дополнительно придется заплатить, если едет несколько пассажиров или если багаж слишком крупный и его пришлось ставить на переднее сиденье автомобиля. Также немного дороже обходятся поездки ночью.
Вообще такси в Лондоне бывают двух видов: черные кэбы и обычные. Черные являются более престижными, их можно ловить прямо на улице. Обычно для этого такси используют только престижные машины вроде Volkswagen или Mercedes-Benz. А вот простые кэбы могут быть любой марки, но заказывать такое такси можно лишь по телефону, им запрещено брать людей на улицах. Зато такое такси гораздо дешевле.
Кстати, не стоит удивляться, что лондонское такси довольно высокое. Это сделано специально для того, чтобы джентльмены могли садиться в машину, не снимая шляпы. Так что в Лондоне максимально думают об удобстве клиентов такси.
Билеты в Лондоне можно покупать разовые или расплачиваться карточкой Oyster. Карточкой дешевле. Есть проездные Travel card на 1 день 3 дня, неделю. Travel card можно купить отдельно, а можно использовать Oyster, который может работать в режиме Travel card. Рассмотрим кратко особенности оплаты Проезда
Разовые билеты
Примеры цен на метро, если покупать разовые билеты
- 2 зона 366 RUB = 4.30 GBP
- 6 зона 460 RUB = 5.40 GBP
Разовые покупать не очень выгодно, они дороже и каждый раз нужно покупать новый билет.
Oyster
Ойстер кард - пластиковая карта для оплаты общественного транспорта в Лондоне. Ойстером можно расплатиться в метро, автобусах, трамваях, некоторых поездах и получить скидку в речном транспорте. При оплате Ойстером билеты обходятся значительно дешевле, примерно в 2 раза. Карточка прикладывается на входе и при выходе из метро к специальному считывателю со значком. Если забыли приложить при выходе автоматически списывается штраф. Ойстер может работать в режиме разовых поездок (Pay As You Go) и в режиме проездного (Travel Card). Если проездной на нужную поездку не действует, то поездка оплатится по разовому тарифу (Pay As You Go).
Операции с картой (пополнение, просмотр баланса, записывание проездных) производятся в специальных автоматах со значком, автоматы есть в метро или магазинах Неиспользованные деньги можно вернуть. Залог за карту 3 фунта, залог можно вернуть, вернув карту. В Лондонском метро существует часы-пик с 06:30 по 09:30 и с 16:00 по 19:00 с понедельника по пятницу. В Часы пик билеты дороже (только при оплате Ойстером, разовые билеты стоят одинаково дорого).
Карточка Oyster действует на железной дороге только в пределах Лондонских зон кроме (Heathrow Express, Gatwick Express, Stansted Express, Heathrow Connect между станциями Heathrow и Hayes&Harlington). До всех остальных станций за пределами Лондона надо покупать отдельный билет в интернете/автомате/кассе.
Всю подробную информацию про Oyster можно почитать на официальном сайте на английском oyster.tfl.gov.uk
Примеры цен на метро, если расплачиваться Ойстером
- 2 зона 230 RUB = 2.70 GBP в час пик, не пик 170 RUB = 2.00 GBP
- 6 зона 409 RUB = 4.80 GBP в час пик обычное время 247 RUB = 2.90 GBP
Есть еще один момент, если используем режим Pay As You Go, для каждого вида транспорта есть лимит. Если потратили НАПРИМЕР на автобусы сегодня 341 RUB = 4 GBP то дальше поездки на автобусах сегодня бесплатны.
Travelcard
Travelcard это проездной на все красные автобусы, трамваи, метро, поезда. Travelcard можно купит отдельно (пластиковая карточка) или включить режим Travel card на Ойстере.
Цены на проездной по Лондону Travelcard
- 1 день 639 RUB = 7.50 GBP детский 170 RUB = 2.00 GBP
- 3 дня 1 917 RUB = 22.50 GBP детский 511 RUB = 6.00 GBP
- 7 дней 4 056 RUB = 47.60 GBP детский 2 028 RUB = 23.80 GBP
Travelcard НЕ действует на:
- Пригородных и междугородних автобусах
- Туристических автобусах;
- Поездах Stansted Express, Gatwick Express и Heathrow Express, а также на Heathrow Connect между станциями Heathrow Airport и Hayes & Harlington.
Стоимость Bus pass
Этот проездной на автобусы и трамваи можно также записать на Oyster. Он годен для поездок на всех красных автобусах, включая ночные и экспрессы
- 7 дней 1 517 RUB = 17.80 GBP
- 1 Месяц 5 828 RUB = 68.40 GBP
Примеры цен на междугородние поезда
- Лондон-Винсдор туда обратно 1 534 RUB = 18 GBP
- От London до Birmingham 1 619 RUB = 19 GBP
- Лондон - Эдинбург 8 350 - 12 781 RUB = 98 - 150 GBP (4 с половиной часа)
- Лондон - Оксфорд 682 RUB = 8 GBP
- Лондон - Честер в одну сторону 2 556 RUB = 30 GBP
- Сравните с
Кстати вот бюджетная автобусная компания для перемещения между городами uk.megabus.com
На этом сайте все поезда Великобритании thetrainline.com
Такси
Такси в городе дорогое, например
- Из Аэропорта Хитроу в центр стоит 5 538 RUB = 65. GBP
- По городу 5 мин езды 596 - 682 RUB = 7 - 8 GBP
- Например с Liverpool Street Station London в Victoria Station London 20 мин 7 км 1 363 RUB = 16 GBP
- С paddington station в Victoria Station 10 мин 5 км 852 RUB = 10 GBP
Литр бензина стоит 111 - 119 RUB = 1.3 - 1.4 GBP
Сравнить цены на арену в различных прокатных компаниях и забронировать автомобиль удобно с помощью популярного международного сервиса Читайте так же мой обзор полезных сайтов для поиска
Новый гибридный лондонский таксомотор уже не раз появлялся на публике в камуфляже. Последний раз его можно было лицезреть совсем недавно - на Фестивале скорости в Гудвуде. И вот маски сброшены: машина с последовательной гибридной установкой представлена официально, но от предварительного названия London Taxi TX5 пришлось отказаться. Теперь это LEVC TX: одновременно с премьерой новой модели фирма London Taxi Company (LTC) объявила о смене вывески. С сентября она будет называться London Electric Vehicle Company (LEVC). Почему?
Компания LTC по праву является наследницей фирм Mann & Overton, Carbodies, Manganese Bronze и LTI, которые выпускали таксомоторы для британской столицы и с годами слились в одну организацию. Нынешнее название компания обрела в 2010-м, но еще за четыре года до этого началось сотрудничество с китайским холдингом Geely, а в 2013-м он стал полноценным владельцем английского производителя кэбов. Лондонские таксомоторы - отличное дополнение в имиджевую копилку, но китайские управленцы прекрасно понимают, что на одних лишь кэбах бизнес не выживет.
Поэтому в английской деревушке Энсти (пригород Ковентри) будет выпускаться целое семейство электрифицированных автомобилей на новой платформе eCity, разработанной инженерами Volvo. Вслед за кэбом уже в следующем году на рынок выйдет коммерческий фургон. Эти машины компания намерена продавать глобально, иначе мощности 20-тысячного завода будут недогружены: по расчетам британцев, к 2020 году они смогут продать в Лондоне не больше девяти тысяч таксомоторов. И дело не в цене - такова реальная потребность города.
Сама же цена должна оказаться немногим выше, чем у нынешней модели London Taxi TX4: ее объявят 1 августа - в день начала приема заказов на LEVC TX. Хотя фирма уже сейчас обещает водителям (кэбби на местном жаргоне) неплохую экономию на топливе: в среднем 100 фунтов стерлингов (7800 рублей) в неделю. И неплохой радиус действия: в чисто электрическом режиме машина сможет проехать 70 миль (112 км), а с помощью «удлинителя хода», трехцилиндрового бензинового мотора Volvo 1.3, пробег на одной заправке достигает 400 миль (640 км). Батарею же можно зарядить на 80% за 20 минут (при использовании станции быстрой зарядки).
Других технических характеристик британцы пока не приводят. Но известно, что для сохранения регламентированного лондонским законом радиуса разворота машина сохранила заднеприводную компоновку. А при изготовлении алюминиевого каркаса композитного кузова для снижения массы применяется склеивание, благодаря чему в салоне также улучшен виброакустичекий комфорт.
LEVC TX вмещает шесть пассажиров (они располагаются в заднем отсеке лицом к лицу), к услугам которых раздельный климат-контроль, зарядные разъемы для телефонов, доступ в интернет и большая панорамная крыша. Кэбы оборудованы встроенной рампой для инвалидов-колясочников, а для слабовидящих предусмотрены контрастные внутренние поручни. Багажный отсек по традиции расположен на месте переднего пассажира. И взгляните на фотографию места водителя: руль, экран медиасистемы Sensus и даже «запонка» запуска двигателя - все как у новейших моделей Volvo! Разве что тачскрин намного круче развернут к водителю.
Поставки кэбов LEVC TX покупателям начнутся в конце этого года - как раз перед вступлением в силу закона, запрещающего в Лондоне с 1 января 2018 года эксплуатацию новых такси, неспособных проехать с нулевым выхлопом хотя бы 30 миль (48 км). А осенью начнутся финальные и самые важные доводочные испытания машины во время реальной эксплуатации на лондонских улицах.
Кстати, первый заказ из-за границы на LEVC TX уже получен: партию из 225 машин готова приобрести голландская компания RМ, которая станет дистрибьютором фирмы LEVC в Нидерландах.
Как оказалось, не все знают почему лондонские кэбы - лучшие такси в мире. Ну что же давайте я вам расскажу. Ведь ни знаменитые жёлтые такси Нью Йорка, ни не могут сравниться со своими лондонскими коллегами - будь то в манёвренности или в удобстве для пассажира.
Так чем же они так хороши, кэбы Лондона?..
Большинсво официальных такси города - машины довольно своеобразной формы. Своими округлыми формами они напоминают автомобили довоенных времён.
У города есть определённые требования для машин, которые могут служить здесь в качестве кэбов. Эти правила довольно специфические, и существуют с 1906 года. Менялись они незначительно - самое большое изменение было снижение клиренса с 10 до 7 дюймов в 1927. Из-за строгих нормативов большинство такси - автомобили одного производителя. Эта компания называется London Taxi Company, она существовала под разными именами с 1899 года, но в начале XXI века была по кусочку куплена китайской автокомпанией Geely Auto. Этот процесс завершился в 2013 году, и теперь LTC полностью принадлежит китайцам.
Последняя модель такси, выпускаемая London Taxi Company называется TX4. Их выпускают с 2007 года. По нормативу машины могут служить в кажестве такси не более 15 лет, что значит вскоре весь парк будет именно TX4. Хотя уже вроде ведётся разработка TX5.
Эти машины начинают закупать и для других стран мира. Например они служат в Бахрейне, Баку, Лас Вегасе, Сингапуре и Оттаве. Чем же они так хороши?
По ним так и не скажешь, но во первых эти кэбы невероятно поворотливые. Радиус их разворота - всего восемь с половиной метров. Это даже прописано в нормативных указах о лондонских такси. Дело в том, что именно такой радиус у подъезда знаменитого отеля Савой. Считается, что любой лондонский кэб должен быть способен тут развернуться.
Салон этих машин невероятно просторен. Тут высокие потолки и низкий пол. На дверцах есть многочисленные ручки, чтоб пассажир мог держаться во время движения, посадки и выхода. На заднем сидении без проблем сядут в ряд три взрослых человека.
А если вдвоём едешь, можно вообще вольяжно развалиться. В кэбах полно места для ног, так как они специально построены под пассажиров. Это отличает их от большинства других такси мира, которые используют обычные легковые машины (типа Фордов и Тойот), отдающие приоритет обитателям передних сидений.
На перегородке между водителем и салоном есть ещё два откидных сидения, где с удобством могут разместиться ещё два пассажира. Всего в салон влезает пять человек. (Слышал, что таксисты не берут пассажиров на переднее сидение.)
Ехать спиной к направлению движения непривычно, но никакого дискомфорта от этого нет.
В Лондоне, как и в других городах мира набирает популярность Убер. Более того, в отличии от Нью-Йорка, ездить на нём по столице Англии намного дешевле, чем на такси. Но с Убером тебе никогда не достанется такая удобная машина, будеш сидеть на заднем сидении какого-нибудь недавнего имигранта. Кэбы - это как бизнес класс в передвижении по городу.
Вообще водители такси - особая гильдия. Чтобы стать таксистом в Лондоне надо сдавать специальный экзамен на знание улиц города. Не стоит забывать, что лондонские улицы запутанные, ведь их сеть развивалась веками! По сравнению с ней, ровная дорожная решётка Нью-Йорка - просто детский сад. Водители порой годами готовятся к экзамену таксиста, приобретая так называемый The Knowledge, или "знание". В результате, огромная часть лондонских таксистов - коренные жители города, или как минимум "настоящие" англичане, ведь здесь нельзя сесть за баранку такси через месяц после приезда в страну.
Жители лондона называют свои такси "чёрными кэбами" ("black cabs"). Это прозвище пошло ещё с XIX века, когда кэбы были повозками, а водители кучерами (помните, на таких Шерлок Холмс любил кататься по своим делам.) Несмотря на чёрный в старом названии, машины могут быть любого цвета. Иногда на них клеют яркую рекламу.
Сегодня по Лондону катаются более 20,000 самых лучших такси в мире, с самыми вежливыми и аккуратными водителями. Очень советую вам поймать одно из них, если там будете. Главное не ехать на такси в аэропорт, это будет заоблачно дорого. А по центру можно проехать в пределах 10 - 20 фунтов. Многие из них берут кредитные карты, но не все, так что спросите заранее.