1960-е годы частенько называют временем перемен. В этом десятилетии менялось все - стили и моды, президенты и генеральные секретари, а в Советском Союзе заканчивалась хрущевская оттепель и начинался брежневский застой. Менялись и принципы автомобильного дизайна - ампирный, вычурно-округлый превращался в готический, отточено-граненый...
Первым жертвой перемен пал «Москвич» - между «четыреста третьим» и «четыреста восьмым» пролегла граница, разделявшая две эпохи автомобильного стиля. Следующей суждено было измениться «Волге» - из «двадцать первой» в «двадцать четвертую».
Легковушки Горьковского автозавода изначально предназначались для чиновников среднего ранга - директоров заводов и секретарей обкомов, воинских начальников и главных конструкторов, начальников главков и заместителей министров. Немалая доля автомобилей предназначалась для таксопарков, ну а приобрести в личное пользование «эмку», «Победу» или «двадцать первую» «Волгу» ничем не выдающемуся гражданину нашей страны было практически невозможно.
Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» Горьковский автозавод выпускал с 1956 года. Это была вполне современная для своей эпохи легковая машина, отличавшаяся рядом оригинальных конструктивных и дизайнерских решений, что, кстати, подтверждалось вполне устойчивым спросом на нее за рубежом. Но в начале 1960-х годов он стал существенно отставать от зарубежных моделей - как по дизайну, так и по конструкции.
Работы по созданию очередной модели взамен устаревающей «двадцать первой» были начаты в 1961 году - руководителем проекта был назначен ведущий конструктор легковых автомобилей ГАЗа А. М. Невзоров, художниками-конструкторами (теперь таких специалистов называют дизайнерами) - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.
Автомобиль предполагалось выпускать с целой гаммой двигателей, в которую входили модернизированный четырехцилиндровый от ГАЗ-21, V-образные шести- и восьмицилиндровый, а также четырехцилиндровый дизельный. Была также идея довести до ума автоматическую коробку передач, которой поначалу пытались оснащать «двадцать первую» «Волгу». Однако впоследствии от идеи оснащения машины коробкой-автоматом, равно как и шестицилиндровым мотором, конструкторам пришлось отказаться, и в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - с рядной 2,5-литровой «четверкой» и 5,5-литровой V-образ-ной «восьмеркой», причем последние выпускались весьма малой серией в качестве так называемых «машин сопровождения» (для работы в эскортах высокопоставленных партийных и государственных персон) или «догонялок» (для КГБ). Ну а дизели иностранного производства устанавливались заводом лишь по спецзаказу, на автомобилях небольших экспортных серий.
Как уже упоминалось, создание «двадцать четвертой» пришлось на период перемен, поэтому при дизайнерских проработках формы кузова новой машины конструкторов «бросало» от американского автомобильного стиля конца 1950-х годов с присущими ему килями и хромированными молдингами до сугубо утилитарного с чемоданно-плоскими очертаниями капота, багажника и крыши.
С 1962 по 1965 год конструкторы создали шесть полноразмерных поисковых макетов, которые существенно отличались по своему внешнему виду. В 1965 году внешний облик автомобиля окончательно определился и был утвержден на высшем уровне. Практически одновременно завершилось конструирование агрегатной части, и уже через год были готовы первые ходовые прототипы.
Параллельно с проектированием автомобиля велись работы по подготовке его серийного производства. ГАЗ-24 содержал более сложные агрегаты, чем «двадцать первая» «Волга», что заставило заводчан существенно повысить требования к точности и качеству их изготовления. Кстати, именно для этого в 1962 году был построен первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям и запущена автоматическая линия формовочного литья, в 1967 году построены заводы штампов и пресс-форм, а в 1968 году - завод по производству коробок передач.
Первая опытная серия из 32 автомобилей была собрана в 1968 году по обходной технологии, в 1969 году таким образом сделали еще 215 машин, а в январе запустили главный конвейер. Около полугода продолжался одновременный выпуск 21-й и 24-й моделей, а 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 был прекращен. Без остановки конвейера на нем стали собирать лишь новую машину - автомобиль «Волга» ГАЗ-24 .
Технические характеристики автомобилей
|
||
---|---|---|
Модель | ГАЗ-24 | ГАЗ-24-02 |
Длина, мм | 4760 | 4735 |
Ширина, мм | 1800 | 1800 |
Высота, мм | 1490 | 1540 |
База, мм | 2800 | 2800 |
Колея спереди, мм | 1470 | 1420 |
Число мест | 5 | 7 |
Собственная масса, кг | 1420 | 1550 |
Максимальная скорость, км/ч | 147 | 145 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 19 | 21 |
Максимальнае мощность двигателя, л. с. | 95 | 95 |
Рабочий объем двигателя, л | 2,445 | 2,445 |
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/100 км | 10,5 | 11 |
Передняя подвеска | независимая пружинная | |
Задняя подвеска | на продольных полуэллиптических рессорах | |
Емкость топливного бака, л | 55 | 55 |
1 - заливная горловина топливного бака; 2 - топливный бак; 3 - рессора задней подвески; 4 - амортизатор задней подвески; 5 - запасное колесо; 6 - задний мост; 7 - рукоятка регулировки наклона спинки переднего сиденья; 8 - глушитель; 9 - лонжерон кузова; 10 - воздухозаборник отопителя и вентилятора салона; 11 - рукоятка регулировки сиденья по длине салона; 12 - карданный вал; 13 - главный цилиндр механизма сцепления; 14 - главный тормозной цилиндр; 15 - коробка переключения передач; 16 - рулевой механизм; 17 - пружинная передняя подвеска; 18 - катушка зажигания; 19 - распределитель зажигания (трамблер); 20 - аккумуляторная батарея; 21 - масляный фильтр; 22 - звуковой сигнал; 23 - маслоналивная горловина; 24 - воздушный фильтр; 25 - масляный радиатор; 26 - радиатор системы отопления салона; 27 - регулятор напряжения; 28 - гидровакуумный усилитель тормозной системы. |
«Двадцать четвертая» по схеме не отличалась от «двадцать первой» - такая же заднеприводная, с передним расположением двигателя. База автомобиля была больше, чем у предшественника, на 100 мм, что позволило опустить подушку заднего сиденья и вывести его за пределы арок задних колес. Это способствовало более свободному размещению пассажиров. Увеличение колесной базы, привело к более плавному ходу машины.
Кузов автомобиля - несущий, с приваренной к нему подмоторнои рамой. Задние крылья автомобиля крепились сваркой, передние - на винтах.
Компоновка кузова обеспечивала его максимальную унификацию при выпуске возможных вариантов автомобиля - седана, универсала, кареты «скорой помощи», такси и т. п.
Следует заметить, что кузов ГАЗ-24 отличался от кузова ГАЗ-21 не только дизайном, но и самой его конструкторской концепцией, которая вобрала в себя все новое, что появилось в отрасли за период с 1955 по 1965 год. Конструкция силовых элементов кузова ГАЗ-24 была прочнее, чем у ГАЗ-21.
Капот моторного отсека - с передними шарнирами, которые представляли собой систему рычагов; поднятый капот удерживался цилиндрическими пружинами. Открытая крышка багажника занимала почти вертикальное положение и удерживалась в нем с помощью поперечных торсионов. Кстати, по нынешним меркам, багажник у ГАЗ-24 не отличался удобством его использования. При его гигантском (0,7 м³!) объеме пользоваться им было не слишком удобно - дотянуться до передней его стенки было практически невозможно, а если учесть, что «запаска», закрепленная непосредственно в багажнике, «съедала» немалую долю его объема, то и уложить в багажник что-нибудь крупногабаритное не представлялось возможным.
Главным отличием кузова ГАЗ-24 от ГАЗ-21 была высота - старая машина была на 130 мм выше. Соответственно, у новой был ниже расположенный центр тяжести (это увеличило ее устойчивость и управляемость) и уменьшенное миделевое сечение. Последний параметр способствовал уменьшению коэффициента лобового сопротивления, что давало возможность увеличить скорость и уменьшить удельный расход топлива.
Стоит заметить, что при уменьшении высоты кузова конструкторы пошли на некоторое нарушение ГОСТа - дело в том, что величина необозреваемой водителем зоны впереди автомобиля не должна была превышать 8 м, а у ГАЗ-24 она составлял 9,5 м.
Несмотря на большую колесную базу, «двадцать четвертая» «Волга» была на 75 мм короче - в совокупности с увеличенными углами поворота передних колес это несколько улучшило маневренность машины.
На первых лет выпуска спереди устанавливался трехместный диван, в спинке которого скрывался удобный подлокотник для правой руки водителя. Спидометр на машинах, выпускавшихся до 1975 года, имел ленточную шкалу - при увеличении скорости по шкале слева направо ползла красная полоска. К тому же на машинах до 1978 года сзади располагались отдельные от задних фонарей катафоты, которые в дальнейшем перекочевали на задние габаритные огни.
К числу немаловажных нововведений, которыми «двадцать четвертая» отличалась от предшественницы, можно отнести полностью синхронизированную коробку переключения передач (у «двадцать первой» первая передача не имела синхронизаторов), полнопоточный маслофильтр, раздельный привод передних и задних торомозов, сервопривод в тормозной системе, самоподводящиеся тормозные цилиндры, телескопические амортизаторы и стояночный тормоз с приводом на задние колеса (у «двадцать первой» «ручник» был трансмиссионным). Ко всему, хотя количество точек регулярного шприцевания сократилось в три раза (с 30 до 10), передняя шкворневая подвеска, ведущая свое происхождение от довоенного Opel Kapitan выпуска 1936 года, все же требовала регулярной смазки.
Надо заметить, что у новой «Волги» рычаг КПП в соответствии с новыми веяниями располагался на верхней крышке коробки.
Карданная передача состояла из одного вала с парой шарниров, скользящего шлицевого соединения на выводном валу КПП в удлинителе. Такая конструкция обеспечивает уменьшение вибраций и, соответственно, повышенную долговечность соединения.
Задний мост - гипоидный, облегченный, с разъемным картером.
Задняя подвеска - рессорная, с телескопическими амортизаторами. Рессоры - несимметричные, удлиненные, с увеличенной шириной листов и уменьшенным их числом - такие обеспечивают лучшие характеристики подвески и хорошую боковую устойчивость. На кузове рессоры закрепляются с помощью конусных резиновых втулок.
Рулевой механизм - с задним расположением рулевых тяг. Шарниры тяг оснащены пластиковыми вкладышами, не требующими в процессе эксплуатации смазки. Рулевой механизм представляет собой глобоидный червяк в паре с двухгребневым роликом, которые располагаются в алюминиевом картере. Рулевое колесо двухспицевое, с углубленной ступицей.
Тормоза - колодочные, барабанные, с автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном. Привод тормозов - гидравлический, раздельный для передних и задних колес.
Колеса - дисковые, штампованные, с шинами размером 7.00 - 14".
Период производства «двадцать четвертой» можно условно разделить на три этапа в соответствии с основными модернизациями автомобиля.
Так, автомобили первого поколения (производства 1968 - 1977 годов) в процессе выпуска непрерывно совершенствовались. Самые первые годы выпуска ушли на исправление всевозможных мелких недоработок - в частности, зеркала заднего вида, установленные на передних крыльях первых серийных машин, оказались неудобны в эксплуатации, поэтому правое зеркало изъяли, а левое перенесли на водительскую дверь, установили новый, более надежный замок багажника, рессоры с улучшенным профилем листов, замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ, а ленточный спидометр заменили традиционным - стрелочным, поскольку показания первого было сложно считывать из-за колебаний ленты при работе; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров, и т. п.
Автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-24 Волга.
На снимке «спереди в три четверти» - «Волга» первых лет выпуска с зеркалами заднего вида на передних крыльях и с бампером без «клыков»; на снимке «сзади в три четверти» - машина более поздних лет выпуска с зеркалом заднего вида на двери водителя и бамперами с «клыками». |
В 1977-1978 годах была осуществлена первая серьезная модернизация - свет увидело второе поколение ГАЗ-24. Машина получила клыки на бамперах, ремни безопасности, противотуманные фары, обновленную панель приборов с новыми, полностью черными рукоятками.
В таком виде автомобиль выпускался вплоть до 1985 года, когда он снова был подвергнут модернизации, на этот раз - более радикальной, результатом которой стал ГАЗ-2410, который можно назвать третьим поколением ГАЗ-24. В этот же период, в 1982 году, в серию запустили автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений - в машине были использованы модифицированные кузов, двигатель, трансмиссия и подвеска от ГАЗ-24. К слову, именно ГАЗ-3102 стал родоначальником семейства автомобилей, выпускающегося заводом.
Несмотря на весьма лаконичный дизайн, «Волга» ГАЗ-24 производит весьма благоприятное впечатление. В момент запуска в серийное производство облик этого автомобиля вовсе не выглядел устаревшим - американские аналоги того же класса и года выпуска производились вплоть до конца 1970-х годов. Вполне гармоничные пропорции седана с ниспадающей к корме линией боковины придавали ему динамичный и элегантный внешний вид. В машине неожиданно и вполне удачно объединились дизайнерские изыски с достаточно простыми угловатыми обводами и требования штамповочного производства - практически все кузовные панели оказались вполне технологичны. То же сочетание технологии и дизайна наблюдалось при отработке формы лобового и заднего стекол - они имели минимальный изгиб, соответствующий автомобильной моде того времени, который в равной степени был удобен в их производстве. Кстати, впервые в отечественном автопроме небольшой изгиб имели и стекла дверей.
Фирменными отличиями новой «Волги» стала выштамповка на капоте в виде воздухозаборника и ребро жесткости на крышке багажника. Решетка радиатора была практически такой же, как на ГАЗ-21 - с рисунком «китовый ус». Передние указатели поворотов и габаритные огни сделаны в соответствии с европейским стандартами. По-европейски (в отличие от «Волги» ГАЗ-21, где светотехника была сделана по-американски) выглядели и задние фонари - с красными стоп-сигналами, оранжевыми поворотниками и белыми огнями заднего хода. На машинах первого этапа выпуска фонари были трехсекционными с отдельно установленными катафотами, однако позднее светоотражатели перенесли в задние фонари. После 1977 года на передних крыльях стали устанавливать повторители указателей поворота круглой формы.
Ручки дверей имели вид скобы с круглой кнопкой замка - он открывался при нажатии на кнопку большим пальцем руки. На более новых «Волгах» появились хотя и безопасные, но не слишком удобные ручки, утопленные заподлицо с поверхностью двери. До 1978 года бамперы машин имели простую форму с резиновой полосой посередине - при легких столкновениях она предотвращала повреждения хромового покрытия. На бамперах машин, выпущенных после 1978 года, появились резиновые накладки, однако в 1985 году их убрали из-за нередкого травмирования ими пешеходов.
Автомобиль в базовой комплектации оснащался салонным и внешними зеркалами заднего вида (на машинах ранних выпусков - двумя на крыльях, на машинах более позднего выпуска - одним на водительской двери) и антенной с электроприводом в правом переднем крыле.
Помимо известных модификаций на Горьковском автозаводе малыми сериями выпускались машины по спецзаказам. В частности, по просьбам Комитета госбезопасности и Гаража особого назначения завод спроектировал машину сопровождения ГАЗ-24-24 для работы в составе кортежей VIP-персон. Автомобиль имел кузов с более мощными передними лонжеронами, в который устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Максимальная скорость машины достигала 200 км/ч, а до «сотни» она разгонялась за 12 секунд.
Еще одной малоизвестной модификацией «двадцать четвертой», разработанной зимой 1973/1974 годов, стал автомобиль ГАЗ-24-95, в конструкции которого сочетался комфортабельный кузов «Волги» и полноприводная ходовая часть армейского вездехода УАЗ-469. Интересно, что конструкторы при его создании сумели обойтись без рамы - с нею вездеход оказался бы намного выше. Всего было собрано пять экземпляров этого автомобиля, один из них поступил в охотничье хозяйство в Завидове, где возил главного охотника страны Л. И. Брежнева.
Комфортабельный безрамный внедорожник ГАЗ-24-96 «Волга», созданный с использованием узлов и агрегатов армейского полноприводного автомобиля УАЗ-469, был выпущен сверхмалой серией из пяти машин специально для «главного охотника страны» Л. И. Брежнева. |
|
Автомобиль Renault Logan | |
ГАЗ-24 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год.
К началу 1960-х годов, ГАЗ-21, массово выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе, уже достаточно устарел, в первую очередь, в плане дизайна. Первая попытка разработки автомобиля на смену ГАЗ-21 была предпринята дизайнерским коллективом завода в инициативном порядке еще в 1960 году. В этот период дизайнеры находились под влиянием экспонатов американской промышленной выставки 1959 года в Москве, на которой были представлены все основные модели автомобилей Северо-Американского рынка 1959 модельного года. Поэтому нет ничего удивительного в том, что созданный ими проект перспективной «Волги» второго поколения (доведенный до пластилинового макета) сочетал черты многих заокеанских автомобилей своего времени. Главным образом, за вычетом оформления передка, конкретную модель, Ford 1959 модельного года, хотя конечно копией его наш макет совсем не выглядел
В 1961 году группа конструкторов (генеральный конструктор - Александр Невзоров, дизайнеры - Леонид Циколенко и Николай Киреев) начали работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21
Дизайнеры за работой над макетом ГАЗ-24 "Волга", Л.И. Циколенко (справа) и Н.И. Киреев (слева), 1968 год
Автомобиль изначально проектировался под четыре различные двигателя - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21 (вероятно для такси) , вновь разрабатывавшийся трехлитровый V6 (для базовой машины), имевшийся в производстве V8 объемом 5,53 литра от ГАЗ-23 (спецверсия для КГБ), а также - дизельный I4 (для Европы)
Изначально планировавшийся как базовый V6 (2,99 литра, 136 л.с.) моделей 24-14 (чугунный блок) и 24-18 (алюминиевый) к началу серийного производства из стадии экспериментов так и не вышел, его планировали освоить на втором этапе работы над автомобилем уже параллельно с серийным производством. Но в начале 1970х цены на нефть резко выросли, и в таких условиях трехлитровый двигатель для автомобиля среднего класса, очевидно, посчитали излишним. Остальные двигатели были в той или иной мере реализованы
Базовой предполагалась модификация с 4-х скоростной механической коробкой передач со сближенными передаточными числами и напольным рычагом переключения, что соответствовало последним тенденциям автомобилестроения. Так же планировалось наконец-то освоить версию с автоматической коробкой передач. Версия с рычагом переключения на рулевой колонке разрабатывалась, но в серию не пошла. Кроме того, планировались и версии с 3-х скоростной механической трансмиссией и полуавтоматическим овердрайвом (повышающая передача, как пятая в современных коробках, но выполненная как отдельный агрегат). Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая трансмиссия с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения
С 1962 по 1965 годы было построено около шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части
Новая модель требовала более высокой общей культуры производства. По сравнению с моделью ГАЗ-21, новая «Волга» содержала конструктивно более сложные агрегаты, значительно повысились требования к точности и качеству изготовления. Поэтому, параллельно с разработкой автомобиля, производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха
В течение дальнейшей разработки облик машины практически не менялся, хотя дизайнеры еще немного изменяли решетку радиатора, снабжая машину то двумя, то четырьмя фарами. Приняли кузов с двумя фарами и частоколом вертикальных прорезей «китового уса», как на позднем ГАЗ-21 - в таком виде она просуществует до 1984 года, а по факту - до конца выпуска (ставили, что было на складе). Так же дизайнеры не сразу определились с колпаками колес - отдельные опытные экземпляры снабжались прикрывающими весь колесный диск колпаками
В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели
Второй вариант прототипа М-24 (ГАЗ-24) с двумя фарами, 1966/67 года
От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными
Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода. Существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты
В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже
В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года был начат массовый выпуск автомобиля "Волга" ГАЗ-24
Современный внешний вид, хорошая отделка и обтекаемость кузова, широкая популярность прежних моделей "Волги" позволили новому автомобилю быстро завоевать всеобщее признание. Автомобиль хорошо приспособлен к эксплуатации в различных климатических и дорожных условиях, высоконадежен. Новая "Волга" стала на 13 см. ниже, чем ГАЗ-21, на 7,5 см. короче. За счет уменьшения толщины дверей и применению гнутых боковых стекол, салон стал просторнее. Увеличение базы на 10 сантиметров позволило увеличить расстояние между рядами сидений, значительно добавив комфорта задним пассажирам. На ранних «двадцатьчетверках» между раздельными передними сиденьями предусматривался специальный вкладыш, превращавший передние сиденья в широкий диван. В результате рядом с водителем могли сесть два пассажира - машина становилась шестиместной
В конструкции автомобиля предусмотрен ряд новых решений, направленных на повышение безопасности движения. Установлены надежные тормоза с гидровакуумным усилителем действующим от разряжения во впускном коллекторе двигателя, и раздельным приводом тормозов на передние и задние тормоза. Легкий рулевой механизм и усовершенствованная конструкция подвески обеспечивают надежную устойчивость автомобиля и хорошую управляемость. Появился специальный вентилятор для обдува заднего стекла. Мягкие панели обивки кузова, блокировочные устройства и утопленные внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с утопленной ступицей, с травмобезопасной колонкой и противоугонным устройством и высокая прочность кузова в значительной мере снижают возможность травмирования при аварийных ситуациях. Интересна и новая по тем временам система вентиляции кузова, которая осуществлялась через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы на задних стойках кузова (именно они прикрыты хромированными накладками). Стандартным оснащением стал радиоприемник с УКВ-диапазоном, к которому дополнительно можно было приобрести коротковолновую приставку
Мечтам конструкторов о V-образной «шестерке» объемом 3,0 л и мощностью 135 л. с. не суждено было сбыться. Место под капотом серийной ГАЗ-24 занял модернизированный 2,4-литровый мотор ее предшественницы с двухкамерным карбюратором. В варианте под бензин АИ-93 он выдавал 98 л. с. (позднее мощность снизили до 95 л. с.), а для такси, работавших на А-76, -только 85
ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первую серию выпуска.
Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником
Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров
Автомобиль ГАЗ 24 Волга был удостоен международных наград: золотые медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.)
До конца 1970 года сумели сделать немногим больше 18 тысяч машин. Далее производство наращивали с каждым годом, пока оно не достигло приблизительно 30-35 тысяч машин ежегодно
Машина постоянно совершенствовалась. Сначала с правого переднего крыла исчезло зеркало, а левое передвинули к стойке ветрового стекла. В 1973-м изменился радиоприемник, а в 1974-м на задних стойках появились фонарики, загоравшиеся при открывании задних же дверей. Через год ленточный спидометр, дававший сбивчивые показания из-за сильных колебаний красной полосы на ходу машины, заменили стрелочным
В 1972 году увидел свет универсал ГАЗ-24-02 с задней подвеской, усиленной шестым рессорным листом. Он вмещал семерых пасажиров, а его сиденья второго и третьего рядов были похожи на складные дачные стульчики
В конце 1973 года была освоена запланированная еще на этапе проектирования малосерийная модификация с двигателем V8, выпускавшаяся преимущественно для нужд КГБ - «Изделие 2424». (5,5 литров и 195 л.с.)
Зимой 1973-1974 года, увидила свет полноприводная модификация обычной ГАЗ-24 "Волга". Появлением она обязана желанию Горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с проходимостью не хуже, чем УАЗ. Пришлось серьезно поработать и с несущим кузовом машины. Передок автомобиля был усилен путем вложения одного лонжерона в другой. Не располагая подходящей резиной, полноприводную «Волгу» испытывали с «чайковскими» зимними покрышками 8,5-15, установленными на диски от 21-й модели (размерность штатных шин 24-й – 7,35-14). Всего было построено пять автомобилей ГАЗ-24-95. И на каждом из них, что называется, вручную приходилось бороться с жутким воем и сильными вибрациями, источником которых являлась коробка передач. Доходило до того, что в работающую «раздатку» с целью скорейшей прикатки шестерен сыпали абразив. Агрегаты, разумеется, «прикатывались», но возникали люфты. В итоге, вой практически не ослабевал, а уровень салонного шума держался на уровне 81–82 дБ.
"Волга"
В сравнении с обычной 24-й, полноприводная машина прибавила в росте на 110 мм. Снаряженная масса увеличилась на 90 килограмм и стала равна 1490кг. В паспорте значилась максимальная скорость 115 км/ч. Диаметр разворота полноприводного варианта стал равен 14,6 м, при том, что у обычной ГАЗ-24 этот показатель составлял всего 11 м.
На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24
В эти годы машина получила «клыки» с резиновыми вставками на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения
В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций
В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.
Газ-24-10 лишилась фонариков на «гребешках» вентиляционных дефлекторов и поменяла хром облицовки радиатора на простой черный пластик. Зато ее передние кресла обрели подголовники, колеса - новые пластиковые колпаки, задние стекла вместо обдува теплым воздухом наконец-то получили электрообогрев, мощность мотора увеличилась на 5 л. с. Но все изменения внесли не сразу
Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М
Автомобили комплектовались новыми двигателями семейства ЗМЗ-402 (бензин АИ-93; степень сжатия 8,2; 100 л.с.; 182 Нм), ЗМЗ-4021 (А-76; степень сжатия 6,7; 90 л.с.; 173 Нм), ЗМЗ-4027 (сжиженный газ/АИ-93; степень сжатия 8,2; 85 л.с.; 167 Нм). Прибавки мощности в 5 л.с. достигли усовершенствованием систем впуска и выпуска. Появилась бесконтактная транзисторная система зажигания. Часть двигателей комплектовали карбюраторами К-151 с системой ЭПХХ и системой рециркуляции отработавших газов. Блок цилиндров, коленвал и распредвал использованы от двигателя ЗМЗ-4022.10 (3102). Тем не менее "гортанный" звук при перегазовках не исчез. Его лишь попытались приглушить дополнительным резонатором. У заднего моста передаточное число изменилось до 3,9, а усиленное сцепление было взято от модели 3102. Изменение конструкции тормозов было довольно радикальным: главный тормозной цилиндр типа "тандем", двухкамерный вакуумный усилитель и прочие узлы тормозной системы взяты от ГАЗ-3102. Переход на тормозную жидкость "Нева" потребовал замены всех рабочих цилиндров тормозов. Рычаг стояночного тормоза перекочевал в пространство между передними сиденьями
С 1986 года стали устанавливать пластиковую решетку радиатора, утопленные ручки дверей, вмонтированные в плоскость кузова, и окна передних дверей (без форточек), упрощенные бамперы без клыков. Не стало габаритных подфарников; их функцию дополнительно взяли на себя головные фары
Впервые автомобиль ГАЗ-24-10 был представлен широкой публике летом 1984 года на выставке в честь 60-летия советского автопрома "Автопром-84", проводившейся на ВДНХ
Всего до 1992 года был выпущен 1481561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций; это была самая массовая легковая модель в истории завода
Модификации
На базе основной модели ГАЗ-24 завод освоил выпуск автомобилей-такси ГАЗ-24-01 и универсала ГАЗ-24-02
Первые таксомоторы ГАЗ-24-01 появились в такоспарках ещё в 1969 году для испытаний. Учитывая особенности эксплуатации и обслуживания автомобилей такси, в конструкцию модели ГАЗ-24-01 внесли изменения, повышающие безопасность пассажиров, надежность и долговечность автомобиля. Устанавливался дефорсированный двигатель ЗМЗ-24-01 (80 л.с), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76. Для обивки сидений применяются материалы, позволяющие производить санитарную обработку внутри кузова, установлены приборы опознавательной и контрольной сигнализации. Чтобы исключить возможность выхода пассажиров такси на проезжкую часть дороги, левая задняя дверь изнутри не открывается. Переднее сиденье устанавливается без среднего подлокотника и вкладыша, а заднее - без подлокотника. Радиоприемник и антенна на автомобиле ГАЗ-24-01 не устанавливались. Автомобиль-такси оборудован таксометром, опознавательным фонарем "такси" на крыше и сигнальным фонарем в правом верхнем углу ветрового стекла. С 1978 года на крыше таксомоторов стал устанавливаться специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, а окраску изменили со светло-салатового на лимонно-желтый
Автомобиль ГАЗ-24-02 типа универсал предназначен для перевозки пассажиров и легких малогабаритных грузов и для обслуживания учреждений, торговой сети, а также для индивидуального пользования. Он очень удобен для загородных и туристических поездок
Пятидверный кузов типа универсал имеет три ряда сидений. Кузов позволяет, в зависимости от обстоятельств, перевозить семь человек или пять человек и 140 кг груза, или двух человек и 400 кг груза. Ввиду повышенной грузоподъемности ГАЗ-24-02 имеет рессоры и шины, рассчитанные на большую нагрузку.
Срок службы автомобилей ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-02 до капитального ремонта установлен 200 тыс км. Срок службы основной модели автомобиля "Волга" ГАЗ-24 до капитального ремонта достигает 250 тыс. км пробега.
На автомобили ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 может быть установлен двигатель одной из модификаций: 24Д или 2401. На автомобили ГАЗ-24-01 устанавливаются только двигатели 2401
Габаритные размеры ГАЗ-24 "Волга"
Технические характеристики ГАЗ-24 и модификаций
Параметры |
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» |
||||||||||
Кузов | Цельнометаллический, несущий |
||||||||||
Тип кузова | универсал |
5 чел. + 50 кг багажа |
5 чел. + 140 кг багажа 2 чел. + 400 кг багажа |
4 чел. + 1 чел на носилках |
5 чел. + 140 кг багажа 2 чел. + 400 кг багажа |
||||||
Масса снаряженного автомобиля, кг | |||||||||||
Полная масса автомобиля, кг | |||||||||||
Распределение полной массы по осям, кгс | |||||||||||
- передняя ось | |||||||||||
- задняя ось | |||||||||||
Колея передних колес, мм | |||||||||||
Колея задних колес, мм | |||||||||||
Дорожний просвет под нагрузкой,мм | |||||||||||
- под поперечиной передней подвески | |||||||||||
- под картером заднего моста | |||||||||||
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | |||||||||||
Максимальная скорость, км/ч | |||||||||||
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/10км | |||||||||||
Средний расход, л/100 км | |||||||||||
Модели двигателя | |||||||||||
Тип двигателя | Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный |
||||||||||
Диаметр цилиндра и ход поршня | |||||||||||
Рабочий объем, см.куб. | |||||||||||
Степень сжатия | |||||||||||
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин | |||||||||||
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин | |||||||||||
Топливо | |||||||||||
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч) | |||||||||||
Трансмиссия |
|||||||||||
Сцепление | Однодисковое, сухое |
||||||||||
Привод сцепления | Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации |
||||||||||
Коробка передач | Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода |
||||||||||
Передаточные числа передч | 1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51 |
||||||||||
Карданная передача | Открытая, одним валом |
||||||||||
Главная передача | Гипоидная, передаточное число 4,1 |
||||||||||
Масса заднего моста, кг | |||||||||||
Ходовая часть |
|||||||||||
Передняя подвеска | Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами |
||||||||||
Масса передней подвески, кг | |||||||||||
Задняя подвеска | Рессорная |
||||||||||
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия |
||||||||||
Колеса | Штампованные дисковые |
||||||||||
Шины | Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14) |
||||||||||
Рулевое управление |
|||||||||||
Рулевой механизм | Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1 |
||||||||||
Рулевой вал | С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой |
||||||||||
Тормозная система |
|||||||||||
Рабочая тормозная система | Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров |
||||||||||
Стояночная тормозная система | С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес |
||||||||||
Электрооборудование |
|||||||||||
Напряжение в сети, В | 12. «-» соединен с массой |
||||||||||
Генератор | Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем |
||||||||||
Прерыватель распределитель зажигания | |||||||||||
Свечи зажигания | Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС) |
||||||||||
Аккумуляторная батарея | |||||||||||
Регулятор напряжения | РР350, бесконтактный, транзисторный |
||||||||||
Стартер | |||||||||||
Катушка зажигания | |||||||||||
Звуковые сигналы | |||||||||||
Стеклоочиститель | |||||||||||
Стеклоомыватель | С электрическим приводом |
||||||||||
Радиоприемник |
Все модификации ГАЗ-24 "Волга"
Другие модификации
Парадный фаэтон на базе ГАЗ-24 «Волга» использовался Министерством Обороны на праздничных смотрах в некоторых военных округах. В небольших количествах эти машины изготавливали в Бронницах на 38-ом опытном заводе МО. Вопреки распространенному мнению, такому автомобилю не просто срезали крышу, но и значительно усиливали основание кузова, практически заново разработав силовую схему кузова
ГАЗ-24 пикап . Сам Горьковский автозавод пикапов на базе ГАЗ-24 не делал, но существовало несколько авторемонтных заводов, которые, помимо капитального ремонта «Волги», занимались изготовлением фургонов и пикапов на их базе. Самыми крупными предприятиями являлись «Чебоксарский авторемонтный завод»
ГАЗ-24 пикап
Интерьер ГАЗ-24
ГАЗ-24 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1968 - 1986 гг. (модификация 24-10 - до 1992 года).Начальный период В 1961 году начаты работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21. Генеральный конструктор - А. М. Невзоров, дизайнеры - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.
Автомобиль изначально проектировался под разные типы двигателей - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21, вновь разрабатывавшийся трёхлитровый V6, имевшийся в производстве V8 от ГАЗ-23, а также - дизельный I4.
С 1962 по 1965 годы было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части.
Новая модель требовала более высокой общей культуры производства, поэтому параллельно с разработкой автомобиля производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха.
«Волга» принадлежала к «американской» школе автостроения, в те годы довольно широко представленной в мире. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Аналогичные «американизированные» модели выпускались в те годы во многих странах - Германии, Англии, Австралии, Японии, Латинской Америке и т. д.
Вместе с тем, учёт особенностей условий эксплуатации в СССР в ходе проектирования, а также специфическое назначение автомобиля (большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях) предопределили ряд специфических черт конструкции, например, увеличенный дорожный просвет, усиленный (и более тяжёлый) несущий кузов, большая "живучесть" на плохих дорогах, привычная ремонтникам и удобная при эксплуатации в автохозяйствах с централизованным обслуживанием шкворневая подвеска и т. д.
Дополнительных опций на внутреннем рынке предложено не было, однако часть оборудования, на иностранных автомобилях в те годы предлагавшегося как дополнительное, была включена в базовую комплектацию.
Ходовые прототипы
В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели.От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться, в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.
Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.
В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже. Постановка в производство
В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили; единственной моделью, выпускаемой с этого времени стал ГАЗ-24.
Периодизация выпуска
На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза - в 1976-1978 и 1985-1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось.
«Первая серия».
ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первое поколение, или, согласно терминологии, общепринятой применительно к «Победе» и ГАЗ-21 - первую серию ГАЗ-24.
Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником.
Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д.
«Вторая серия»
На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24.В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения.
В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций.
«Третья серия» (ГАЗ-24-10)
В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М.
Ранее, в 1982 году, в серию был запущен автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений (находился в разработке с 1976 года), использующий серьёзно переработанные кузов, двигатель, трансмиссию и подвески ГАЗ-24 - он стал родоначальником семейства автомобилей «Волга», находящегося на конвейере до настоящего времени.
ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, после чего был заменён в производственной программе на ГАЗ-31029, по сути, представлявший собой агрегаты ГАЗ-24-10 в обновлённом кузове на основе кузова модели ГАЗ-3102.
Основные модификации
- ГАЗ-24-01 , выпускавшаяся с 1970-1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр.
- ГАЗ-24-02 , выпускавшаяся серийно в 1972-1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал.
- ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02
- ГАЗ-24-04 , для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр на базе ГАЗ-24-02
- ГАЗ-24-07 , выпускавшаяся в 1977-1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
- ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
- ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
- ГАЗ-24-76 и 24-77 , машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor.
- ГАЗ-24-95 - опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области - в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины - завидовская и обкомовская.
Сразу после запуска производства ГАЗ-21 «горьковцы» предприняли попытку создать автомобиль, который бы смог заменить стремительно устаревающую (в первую очередь по части дизайна) модель оригинального воплощения – так в 1958 году началась разработка ГАЗ-24 – очередного поколения «Волги».
Машина, которая с технической точки зрения стала настоящим прорывом (по сравнению с предшественником), официально была презентована в 1966 году, а на конвейер встала в 1969-м (непродолжительное время она выпускалась параллельно с «21-ой»).
В период с 1972 по 1978 года последовало плановое обновление автомобиля (что положило начало так называемой «второй серии»), в результате которого доработкам подверглись внешность, интерьер и механическая «начинка».
В 1985-м на свет появилось «третье воплощение» модели, получившее название ГАЗ-24-10 – оно изменилось существенным образом, особенно в плане техники. В производственной программе «ГАЗа» седан продержался до 1992 года, когда и был заменен на ГАЗ-31029.
Снаружи ГАЗ-24 демонстрирует простые, канонические формы, в которых отсутствуют яркие детали – назвать красивым автомобиль нельзя, но при этом он обладает элегантным, стильным, в меру солидным и даже классическим видом. Ну а в свое время автомобиль вообще внешне превосходил многих иностранных конкурентов, правда, технически уступал им.
«24-я Волга» является представителем D-класса по европейской классификации: 4735 мм в длину, 1490 мм в высоту и 1800 мм в ширину. Колесная база у автомобиля вытянута на 2800 мм, а его дорожный просвет насчитывает вполне солидные 174 мм. В «боевом» виде четырехдверка весит от 1420 до 1820 кг в зависимости от версии.
По нынешним меркам интерьер седана ГАЗ-24 смотрится примитивно, но притягательности ему не занимать – двухспицевый руль с тонким ободом и большим диаметром, простецкий «инструментарий», предоставляющий лишь самую необходимую информацию, и лаконичная передняя панель, увенчанная в центральной части радиоприемником и «ползунками» отопителя.
У модернизированного ГАЗ-24-10 оформление «передней части салона» – не так «аскетично» – тут заметно удобнее и современнее, но «излишествами» так же «не балует».
Внутри четырехдверка может похвастать добротными отделочными материалами и приличным качеством сборки.
ГАЗ-24 «Волга» имеет просторный салон – на обоих рядах седокам предоставляется большой запас свободного пространства. Вот только сами сиденья, несмотря на мягкий наполнитель, удобством не блещут: широкие передние кресла полностью лишены любого намека на боковую поддержку, а задний диван наделен плоским профилем (пусть и с подлокотником посередине).
С практичностью у трехобъемника проблем нет – «трюм» автомобиля вмещает 500 литров багажа. Правда, внушительный объем не подкрепляется правильностью формы грузового отделения, да и полноценная «запаска» (при ее наличии) занимает немало места.
Технические характеристики.
Подкапотный отсек ГАЗ-24 «Волга» занят бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2.4 литра (2445 кубических сантиметров), оснащенным алюминиевым блоком, 8-клапанным ГРМ, системой карбюраторного «питания» и жидкостным охлаждением. В зависимости от модификации двигатель производит 90-100 лошадиных сил при 4500 об/минуту и 173-182 Нм предельного момента при 2600 об/минуту.
Весь запас мощности с двигателя уходит на колеса заднего моста посредством механической коробки на четыре передачи.
Первая «сотня» покоряется этому автомобилю спустя 20-22 секунды, пик его возможностей приходится на 140-150 км/ч, а топливный «аппетит» вписывается в 12.5 литров в смешанном режиме на 100 км.
В основе ГАЗ-24 «Волга» простирается заднеприводная платформа, подразумевающая наличие цельнометаллического кузова несущего типа и продольно размещенного во фронтальной части силового агрегата.
Передняя подвеска у трехобъемника – независимая (шкворневая) на двух кованых рычагах с винтовыми пружинами и торсионным стабилизатором, а задняя – зависимая с жестким мостом на полуэллиптических рессорах.
На обеих осях автомобиля установлены барабанные тормозные механизмы диаметром 280 мм. Рулевая система седана – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом.
«24-я», помимо базовой четырехдверной версии, выпускалась и в других исполнениях:
- ГАЗ-24-01 – машина, которая предназначалась для работы в такси. Ее отличительными признаками являются дефорсированный двигатель, специальная маркировка кузова, зеленый фонарь «свободен», а также отделанный кожзаменителем салон.
- ГАЗ-24-02 (ГАЗ-24-12 ) – пятидверный универсал (выпускался с 1972 по 1992 года), который «щеголяет» пяти- или семиместным трансформируемым салоном (за исключением типа кузова он полностью идентичен седану).
- ГАЗ-24-95 – полноприводная модификация седана, созданная с применением узлов ГАЗ-69, которая использовалась «высшей элитой страны» для охоты и другого активного отдыха (всего свет увидело пять подобных «24-ок»).
- ГАЗ-24-24 (ГАЗ-24-34 ) – это версия для спецслужб, которая выполняла роль «догонялки» или «машины сопровождения». Особенности такой четырехдверки – 5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» под капотом, развивающий 195 «жеребцов», 3-диапазонный «автомат», более выносливая техника и наличие гидроусилителя рулевого управления.
По сути своей «вторая Волга», это – крепкий и надежный автомобиль с классической внешностью, качественным и просторным салоном, большим багажником, отменной плавностью хода, энергоемкой подвеской, высокой ремонтопригодностью и кучей иных достоинств.
Хотя имеются в его активе и недостатки: слабая динамика, сложное управление, непродуманная эргономика, большой расход топлива низкий уровень безопасности.
Цены. ГАЗ-24 «Волга» на вторичном рынке России в 2017 году можно купить по цене от 40-50 тысяч рублей, но наиболее «свежие» автомобили стоят значительно больше полумиллиона рублей.
Модель ГАЗ 24 принадлежит к классу легковых автомобилей престижного среднего класса, имеет цельнометаллический закрытый кузов типа седан. Здесь представлены все технические характеристики «двадцать четвёрки». 2410 появился гораздо позже, и представлял собой престижным, «крутым», модернизированным вариантом обычной 24. Так, например, с передних окон исчезли морально устаревшие окошки-форточки, хром исчез с многих частей кузова, уступив место чёрному пластику, в интерьере появилось много элементов от самой «крутой» Волги - 3102й, и т.д. И мощность мотора была, как правило не меньше 100 л.с
Технические характеристики
Количество мест, (включая место водителя) 5
Допустимый груз в багажнике, с учётом нагрузки 5 человек в салоне 50 кг
Снаряженная масса 1425-1470, (самый распространённый вариант - 1450)
Полная масса - снаряженная масса самого автомобиля, + пассажиры + багаж 1800-1820 кг
Максимально допустимая полная масса буксируемого прицепа, не оснащённого тормозами, 500 кг
Максимально допустимая масса багажника с учётом груза, устанавливаемого на крыше 50 кг
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса 5,5м
Вы можете заказать цветную книгу:
Габариты
Длина автомобиля 4735 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1490 мм
Колёсная база 2800 мм
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Cx 0,455-0,48
Колея
передних колес 1470-1494 мм
задних колес 1420-1423 мм
Дорожный просвет 174-180 мм
Дорожный просвет (самая нижняя точка под днищем) под нагрузкой 165-170 мм
Расход топлива (контрольный )
на трассе, л/100 км. 8,8-9,1
средний, л/100 км. 10,8-11,2
в городе, л/100 км. 12,7-13,3
Углы въезда, в градусах (под нагрузкой) – спереди/сзади 30/20
Характеристики силового агрегата
Модель ЗМЗ-24 серия
Рабочий объем мотора, л. 2.446
Тип питания Карбюратор
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (92х92)
Степень сжатия 8,0-8,6
Мощность, л.с. при об/мин - не менее 90-110/4500 (самый распространённый вариант - 100/4500 – бензиновый и 85/4500 )
Крутящий момент при об/мин., Нм 186-206/2400-2500 (самый распространённый вариант - 192/4500 – бензиновый и 176/4500 с установкой ГБО)
Направление вращения коленчатого вала - правое
Сорт бензина АИ80; АИ-93
Трансмиссия
Коробка передач тип механический, четырехступенчатый, синхронизированный
Передаточные числа КПП
I передача – 3.5
II передача – 2.260
III передача – 1.450
IV передача – 1.000
R - задний ход – 3.540
Главная передача коническая, гипоидного типа
Передаточное число главной передачи 3.9
Сцепление Однодисковое, сухого типа, с гидроприводом
Карданная передача открытого типа, одним валом