В наше время регулировщики подобны уссурийским тиграм - встречаются они довольно редко, а при встрече мы пугаемся и стараемся избежать контакта с ними. А все потому, что мы не знаем сигналов регулировщика, которые на самом деле являются элементарными. Мы предлагаем вам раз и навсегда решить вопрос с этими сигналами и забыть о том, что когда-то один вид регулировщика, размахивающего жезлом, мог ввести вас в ступор.
Несмотря на то, что регулировщик дорожного движения давно переместился в категорию анахронизмов, каждый водитель просто обязан знать его сигналы, потому как случаются такие ситуации, когда с ералашем на перекрестке может справиться только живой человек. Даже суперсовременные системы светового контроля дорожного движения могут запросто выйти из строя, потому на смену электронике всегда готов выйти опытный автоинспектор, который при помощи волшебной полосатой палки умеет отдавать приказания многотонным автомобилям, послушно выполняющим все его требования.
Так как регулировщики выходят на перекрестки довольно редко, многие водители понятия не имеют, как себя вести при том или ином сигнале. И это несмотря на то, что в автошколах изучение сигналов регулировщика является обязательным.
Традиционный образ регулировщика — это человек в форме и с жезлом в руках, который иногда заменяется диском со светоотражателем или красным сигналом. Однако ни жезл, ни диск не являются обязательными условиями. Этот инструментарий используется лишь для того, чтобы увеличить видимость подаваемых сигналов. Это значит, что водитель ни в коем случае не имеет права игнорировать эти сигналы, подаваемые регулировщиком просто руками, то есть без использования подручных средств.
Особенность регулировщика заключается в том, что он имеет приоритет перед светофорами и дорожными знаками, отменяя их значение. Иными словами, все обязанности трудяг-светофоров перекладываются на хрупкие плечи регулировщика. И тут нужно акцентировать внимание на одном нюансе: сигналы регулировщика должны уметь правильно трактовать не только водители, но и пешеходы. Как известно, незнание правил и законов не освобождает от ответственности. Так что, товарищи пешеходы, а также «пешесиды» и «пешестои», пришло время к простой схеме светофора приобщить и элементарные знания сигналов, подаваемых регулировщиком.
Поднятая вверх рука: воображаемый красный свет
Если регулировщик поднимает руку верх, это значит, что ни пешеходы, ни транспорт не имеют права двигаться в каком либо направлении. Этот сигнал позволяет очистить перекресток от всех участников дорожного движения.
Это необходимо, например, для того, чтобы дать дорогу спецтранспорту, который следует через перекресток.
Разведенные в стороны или опущенные руки — красный!
Оба эти сигнала идентичны. Возникает вопрос - зачем так усложнять задачу, если можно было принять один сигнал? На самом деле все просто объясняется. Бывают ситуации, когда регулируется узкий перекресток или же едут крупногабаритные транспортные средства, а разведенные в стороны руки могут существенно усложнить движение автомобилей, но в первую очередь дальнейшее функционирование регулировщика.
Теперь поговорим собственно о значении этого сигнала. Сразу же мысленно представим себе, что руки регулировщика - это шлагбаумы, которые мы привыкли видеть на железнодорожных переездах. Если вы находитесь в положении перед грудью или спиной регулировщика, значит, дальнейшее движение вам запрещено. В том случае, если регулировщик стоит боком к вашему автомобилю, вы можете следовать прямо или направо.
А вот трамваи могут ехать только прямо, забыв на время о существовании такого направления, как «направо». Вообще трамваи должны руководствоваться одним простым правилом, которое можно сформулировать следующим образом - «в рукав - из рукава». Иными словами, вагоновожатый должен мысленно въезжать в рукав регулировщика, который находится ближе, и выезжать из того, который находится дальше.
Правая рука, вытянутая вперед
Если водитель повернулся к вам грудью и направил в вас свой полосатый указующий перст, тогда вы можете спокойно крутить руль вправо и давить на газ. Двигаться в других направлениях, кроме как направо, нельзя.
Те транспортные средства, которые оказались за спиной и справа от регулировщика, обязаны остановиться и ждать своей очереди.
Больше всего повезло водителям, которые расположены слева о регулировщика: им разрешено движение во всех направлениях. А трамваи, проезжающие туннелями рукавов, могут двигаться исключительно налево.
Участники дорожного движения, которые передвигаются на своих двух, могут переходить дорогу за спиной регулировщика.
Внимание
Если регулировщик меняет положение рук и корпуса, вы можете завершить маневр, не боясь, что вам предъявят обвинения в нарушении правил дорожного движения.
Итак, давайте сформулируем общие правила, которые впоследствии помогут намного легче понять сигналы и жесты регулировщика и их значения.
- человек с жезлом разрешает движение исключительно с двух сторон перекрестка;
- вытянутые руки регулировщика всегда показывают на те направления, откуда разрешается движение;
- спина регулировщика всегда приравнивается к красному сигналу светофора;
- трамваи могут ехать только вдоль рук регулировщика, а автомобилям разрешено движение еще и направо.
Если вы до сих пор боитесь регулировщиков, тогда время избавляться от своей ничем не обоснованной фобии. И даже если регулировщик дорожного движения предстает перед вами в образе грозного дядьки, который размахивает руками и активно ругается матом, помните, что в первую очередь он является вашим помощником.
19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
Регулировщик подчиняется начальнику поста или (когда он выполняет задачу самостоятельно) лицу, которое его постави ло . Кроме них давать регулировщику указания, касающиеся его работы, снимать его с поста никто не имеет права. Его требования и подаваемые им сигналы должны строго выполняться всеми, к кому они обращены.
Регулировщик отвечает за осуществление пропуска колонн в нужном направлении и, находясь постоянно на указанном ему месте, обязан:
уметь пользоваться жезлом регулировщика, сигнальными флажками, сигнальным фонарем;
четко подавать сигналы, пропускать только разрешенный для движения по данной дороге вид боевой техники и транспорта строго в указанном начальником поста направлении, в установленной последовательности, содействовать беспрепятственному проезду машин командования, машин, оборудованных специальными сигнальными устройствами и знаками;
немедленно принимать меры к устранению задержек движения;
знать опознавательные знаки колонн;
внимательно наблюдать за движением и обстановкой в районе поста регулирования, требовать выполнения водителями правил движения и соблюдения мер маскировки;
при нарушении водителями правил движения задерживать одиночно следующие машины, записывать их номера и докладывать начальнику поста,
знать состояние дороги в районе своего поста, имеющиеся объезды, места возможных укрытий, пункты обслуживания, названия ближайших населенных пунктов и расстояние до них, местонахождение коменданта участка;
предупреждать при необходимости начальников колонн, старших машин и водителей о порядке и особенностях движения на дороге, о труднопроезжаемых и опасных местах на ней;
при нападении на пост принимать меры к отражению нападения.
Для сопровождения колонн в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, метель), а также на участках, где можнопотерять направление движения (во время обходов разрушенных участков дорог при прохождении через зараженные участки, крупные населенные пункты и т. д.), при необходимости из состава постов регулирования движения выделяются проводники.
Проводник обязан:
знать маршрут, назначенный для движения колонн, и его особенности
встретить указанную ему колонну и провести ее по необходимому маршруту.
Начальникам постов регулирования движения и регулировщикам и комендантом дорожно-комендантского участка, которому они подчинены,выдается специальное удостоверение установленного образца.
20. Современное воинское движение и его характеристики.
На дороги страны с каждым годом выходит все большее количество автомобилей и автопоездов. Значительный рост интенсивности, скоростей движения, а также увеличение в составе движения доли очень тяжелых и сверхнормативных грузовых автомобилей резко осложнили обстановку на автомобильных дорогах и выдвинули проблему организации и управления движением как одну из важнейших для повышения эффективности использования автомобильного транспорта и снижения числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
При проектировании и строительстве автомобильных дорог все более учитываются требования безопасности движения. На направлениях массовых автомобильных перевозок создаются наиболее совершенные автомобильные дороги типа автострад с многополосным движением, расширенными обочинами; изыскиваются специальные покрытия, обеспечивающие максимальное сцепление шин с поверхностью дороги; производятся тщательная разметка дорог и оборудование их яркими, хорошо видимыми сигнальными устройствами и дорожными знаками.
Вдоль строящихся автомобильных трасс создаются линии связи с участковыми коммутаторами, имеющими выходы на дорожно-эксплуатационные подразделения, медицинские учреждения, пункты технической помощи и, органы Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Многие служебные автомобили, машины такси, машины милиции, аварийных служб и скорой помощи оборудуются радиотелефонной связью.
Принятые меры способствуют лучшей организации движения и снижению числа дорожно-транспортных происшествий.
Движение на военно-автомобильных дорогах отличается от движения на дорогах в мирное время.
Если поток движения на дорогах в мирное время состоит из грузовых и легковых автомобилей, то на ВАД движется в основ ном грузовой транспорт в колоннах, в числе которого значитель ное место занимают специальные автомобили большой грузоподъ емности и тяжелые автопоезда .
Для воинского движения подготавливаются военно-автомобильные дороги.ВАД - это дорога, подготовленная для воинского дви жения с развернутыми для ее эксплуатации, восстановления и технического прикрытия силами и средствами дорожных войск.
Колонны войск и тыла совершают марш в установленном командованием походном порядке. Походный порядок - это группировка сил и средств, созданная для передвижения в колоннах.
Он должен обеспечивать :
скорость движения,
быстрое развертывание при нападении противника,
наименьшую уязвимость от оружия массового поражения и ударов авиации противника,
возможность быстрого совершения маневра,
поддержание твердого взаимодействия внутри колонны,
сбережение сил личного состава и сохранение техники,
поддержание надежного управления.
Важнейшей особенностью воинского движения на военно-автомобильных дорогахявляется его колонное построение . Одиночныеавтомобили перемещаются по ВАД, примкнув к автомобильным колоннам, или объединяются в отдельные колонны требуемого состава.
Так, для подвоза материальных средств характерно движение взводными и ротными колоннами, в которых 30-50% автомобилей с прицепами и автопоезда.
Войска совершают марш преимущественно ночью, в составе их колонн часть автомобилей с прицепами составляет 15-25%. Однако в этих колоннах могут быть большегрузные, крупногабаритные седельные прицепы с танками, буксируемые артиллерийские системы на автомобильной тяге и ракетные установки.
Особенностями движения транспорта строительно-восстановительных частей являются высокий удельный вес тяжелых грузовых и специальных автомобилей, наличие прицепов различного типа, в том числе большегрузных.
Средняя длина автомобильной колонны в составе роты при соблюдении установленных дистанций - несколько километров. При задержке на маршруте по какой-либо причине даже на небольшое время дистанции между колоннами могут сократиться настолько, что на ВАД образуется сплошной поток.
Скопления автомобилей на ВАД становятся хорошей целью для противника, особенно при применении им высокоточного оружия. Но даже и без задержек при увеличении интенсивности движения промежутки между колоннами по времени настолько малы, что всякий неорганизованный выход колонн частей (подразделений) на ВАД практически исключается или приводит к дезорганизации общего порядка движения.
Начальниками колонн назначаются командиры подразделений или офицеры того подразделения, из машин которого сформирована колонна.
Большое влияние на воинское движение оказывает воздейст вие противника , который будет стремиться разрушить важнейшие дорожные объекты с целью вызвать перерывы движения и нанести поражение проходящим по дорогам войскам и транспорту. Опыт локальных войн и проводимых войсковых учений показывает, что в условиях современной войны на ВАД могут возникать очаги массовых разрушений, затоплений, пожаров, опасного радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а дорожные подразделения и многие объекты на ВАД могут подвергаться постоянным нападениям диверсионно-разведывательных групп противника.
В результате воздействия противника пропускная способность дорог может значительно снизиться, а объем движения одновременно увеличиться. В этих условиях для дальнейшего передвижения войск и транспорта наряду с работами по непосредственной подготовке и восстановлению возрастает роль эксплуатации ВАД.
Для управления движением на военно-автомобильных дорогах организуется дорожно-комендантская служба . Непосредственная организация движения на ВАД возлагается на командиров дорожно-комендантских частей и подразделений. Они организуют дорожно-комендантскую службу и при необходимости могут направлять колонны на запасные маршруты и объезды, не изменяя общего направления, а также устанавливать порядок движения на отдельных участках ВАД (районы переправ, перевальные участки, однопутные участки и др.).
Порядок движения на военно-автомобильных дорогах, а также взаимные обязанности участников движения между собой и с должностными лицами дорожно-комендантской службы на ВАД определяются:
правилами дорожного движения,
инструкцией о порядке планирования воинских автомобильных перевозок в ВС РБ,
наставлением по комендантской службе.
В наше время увидеть на дороге регулировщика с полосатым жезлом - большая редкость. А когда-то они были неотъемлемой частью городского пейзажа. Наверное, потому-что поставить человека было дешевле, чем железный столб светофора.
Вспомним, как это было.
Как утверждают исторические источники, первые регулировщики в нашей стране появились ещё царское время. В 1908 году, сначала в столице империи – Санкт-Петербурге, а затем и в Москве полицейским «на более бойких по движению улицах присвоены белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов».
К сожалению, снимков с дореволюционными регулировщиками я пока не нашёл. Равно как и их коллег первых лет советской власти.
Самые ранние известные мне фотографии относятся ко второй половине 1920-х гг., когда регулировщиков стало больше в связи с интенсификацией автотранспортного движения.
1926 год. Регулировщик в Москве:
1929 год. Регулировщик на Арбатской площади в Москве:
Светящаяся подставка-пенёк —
это круто! На более поздних снимках такие уже не встречаются.
Заодно и ноги грела, наверное.
Зато жезлы в конце 1920-х почему-то упразднили (их вернут только перед войной).
1930е. Постовой на Зубовской в Москве:
1931 год. Ялта:
Иногда жезлы всё же встречались (очевидно, вопрос решался на местном уровне).
1932 г. Киев. Милиционер-регулировщик:
1932 г. Харьков. Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарём:
1936 г. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади в Москве:
1937 г. Киев. Милиционер регулирует движение судов на Днепре:
1941 г. Москва:
В Великую Отечественную войну регулировщиков сменили регулировщицы.
1943 г. Регулировщица И. Пажинская в Ленинграде:
На военных снимках уже все с жезлами (их вернули перед войной).
1945 г. Регулировщица на улице Москвы:
1946 г. Ростов-на-Дону. Регулировщица:
1947 г. Киев:
Она же:
Но потом опять эту тяжелую работу стали делать почти исключительно мужчины.
1955 г. Москва, Кутузовский пр-т:
Обратите внимание, в кадре одновременно регулировщик и работающий светофор!
1956 г. Одесса:
1956 г. Регулировщик на Красной площади:
1956-57 гг. Манежная площадь в Москве:
1958 г., поворот на Мацесту.
Hаводчик артиллерийского орудия входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира орудия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного выполнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение орудия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника
Наводчик артиллерийского орудия обязан:
хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому применению;
быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности;
безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие на цель и вести меткий огонь
Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности (соответствующие разделы воинских уставов и наставлений, тактику и возможности артиллерии противника)
В ходе учебно-боевой деятельности наводчик отрабатывает нормативы по наведению орудия в цель, изучает устройство механизмов наведения, прицельного устройства, приемы расчета угломеров и т.д
Hаиболее напряженными моментами в деятельности наводчика являются – однообразное и точное наведение орудия в цель и производство выстрела
Деятельность наводчика артиллерийского орудия сопряжена со значительными энергетическими, динамическими и статическими нагрузками, осуществляется в напряженном, заданном условиями боевой обстановки темпе. Объем перерабатываемой информации – средний. Тип деятельности – преимущественно исполнительский. Деловые контакты с номерами расчета – частые и непосредственные
Основные средства труда – оптические приборы и механизмы наведения артиллерийского орудия
Для эффективного выполнения своих обязанностей наводчик должен обладать: способностью к быстрому счету в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, самообладанием и выдержкой, находчивостью, быстрым восприятием и пониманием устной речи, точными и координированными движениями обеими руками, подвижностью пальцев, быстро и точно манипулировать с помощью пальцев, длительно сохранять интенсивное внимание, несмотря на усталость и действие постоянных раздражителей, быстрой реакцией на движущийся объект
Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее образование
Обучение наводчиков артиллерийских орудий проводится в учебной воинской части
Hаводчик может повысить свою классную квалификацию, а по службе может быть назначен на должность командира орудия или заместителя командира взвода
Родственные гражданские специальности: автоматчик, зуборезчик, зубошлифовщик, оптик, оптик-механик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, ювелир-монтировщик, юстировщик
На автомобильных дорогах, городских улицах и перекрестках дорожное движение могут регулировать инспектора ГАИ - регулировщики. Движение воинских колонн в городах регулируют военные регулировщики. Помощь инспекторам ГАИ в регулировании движения могут оказывать члены добровольных народных дружин, общественные автоинспектора, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожных переездах, паромных переправах и другие лица, получившие соответствующее удостоверение.
Для улучшения видимости самого регулировщика и подаваемых им сигналов (главным образом ночью) предусмотрено снаряжение - поясной и плечевой ремни, а также перчатки с крагами белого цвета. Кроме того, регулировщик может иметь жезл. Однако указания (жесты) регулировщика, если у него и нет жезла, полностью сохраняют свое значение. Члены добровольных народных дружин и общественные автоинспектора должны иметь жезл или красный флажок и нарукавную повязку.
Чтобы лучше видеть сигналы, жезл окрашивают в белый я черный (или белый и красный) цвета. Жезлы, предназначенные для инспекторов дорожно-патрульной службы, оборудуют с одной стороны светоотражательной вставкой (катафотом) красного цвета; в ночное время красная вставка, отражающая свет фар приближающегося автомобиля, служит сигналом остановки, действующим только в одном направлении по дороге, куда обращена красная вставка. Иногда жезл, изготовленный из полупрозрачного материала, оборудуют электрической лампой. Жезл может иметь круглый диск на стержне.
На пересечениях регулировщик, управляя движением транспортных средств, меняет жесты и положение корпуса, причем, в зависимости от жеста, характер основного указания, определяемого положением корпуса, может изменяться.
Когда регулировщик обращен к водителям и пешеходам правым или левым боком, руки его вытянуты в стороны (рис. 18) или опущены, безрельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и поворот направо, а трамваю -1 только прямо. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Поднятая вверх рука регулировщика (рис. 19) соответствует желтому сигналу светофора. Всем транспортным средствам запрещается въезжать на перекресток или другой регулируемый участок дороги. Водители, которые находились в момент подачи этого сигнала на близком расстоянии от перекрестка и не могли остановить транспортные средства без угрозы наезда на них сзади или заноса от резкого торможения, могут продолжить движение и освободить перекресток. Однако, двигаясь по перекрестку, водитель должен учитывать, что регулировщик мог поднять руку вверх, чтобы обеспечить проезд специальной машины ("скорой помощи", пожарного автомобиля и др.). Поэтому водитель, сообразуясь с обстановкой, должен либо остановиться, либо ускорить движение с тем, чтобы не. помешать проезду специального транспортного средства.
При этом сигнале пешеходам запрещается выходить на проезжую часть для перехода, а те из них, которые в момент подачи сигнала находились на пешеходном переходе, должны быстро закончить переход или остановиться на "Островке безопасности", а при его отсутствии - на середине проезжей части.
Безрельсовым транспортным средствам, трамваю, а также пешеходам движение запрещается, если регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны (рис. 20) или опущены.
Если регулировщик с вытянутой вперед рукой стоит к водителям и пешеходам грудью (рис. 21), то безрельсовым транспортным средствам и трамваю разрешается поворачивать направо. Пешеходам при таком жесте регулировщика запрещается переходить проезжую часть дороги.
Когда регулировщик обращен к водителям левым боком и вытянул вперед правую руку (рис. 22), то безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, а трамваю только поворот налево. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть по переходу, расположенному за спиной регулировщика.
Безрельсовым транспортным средствам и трамваю движение запрещается, если регулировщик обращен к водителям спиной или правым боком и вытянул вперед правую руку (рис. 23)- Пешеходам можно переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулировщика.
Когда регулировщик покачивает круглым диском с красным огнем или красным отражателем света, водители всех транспортных средств, в сторону которых направлен этот сигнал, обязаны остановиться перед регулировщиком или в месте, указанном им. Если этот сигнал подан из автомобиля, то водители транспортных средств, движущиеся сзади или навстречу, в зависимости от того, кому подан сигнал, обязаны незамедлительно съехать насколько возможно ближе к правому краю проезжей части, снизить скорость и остановиться. Трогаться с места можно только после того, как за этим автомобилем пройдет колонна сопровождаемых автомобилей.