Введение……………………………………………………………………..
1.Общие сведения …………………………………………………………..
2.Тактико технические характеристики автомобиля Газ – 53А…………
3.Основные параметры и схема трансмиссии автомобиля Газ – 53А……..
3.1.Назначение трансмиссии и ее общие данные …………………………
3.2.Задний мост………………………………………………………………
4. Расчетная часть…………………………………………………………
4.1 Тяговые расчеты и динамические характеристики………………………
4.2 Расчет баланса мощности, базовые машины при прямолинейном движении на горизонтальном участке пути на прямой (повышенной) передачи………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Введение
Один из самых распространенных автомобилей в России ГАЗ-53, до сих пор можно встретить на улицах наших городов. Какие только работы не выполнял этот грузовик, машина нашла применение в различных сферах народного хозяйства страны. На его базе строили и коммунальные машины, и пожарные автомобили, и сельскохозяйственную технику и многое другое.
Автомобиль ГАЗ - 53 выпускается Горьковским автозаводом с 1964 года. Кузов - цельнометаллическая платформа с открывающимся задним бортом. Предусмотрена установка тента на пяти дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая, оборудована подвесным спальным местом, расположена над двигателем. Автомобиль ГАЗ – 53 заднеприводный с четырёх ступенчатой коробкой передач. Автомобили предназначены для перевозки пассажиров и грузов по всем видам дорог и местности и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 0 С.На базе автомобиля Газ – 53 построена автоцистерна ФЦ-30 легкого типа предназначены для тушения пожаров водой из цистерны или от внешнего водоисточника, воздушно-механической пеной с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости, а также для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и технического вооружения, воды и пенообразователя. Подразделения вооруженные автоцистернами, способны подавать воду и воздушно-механическую пену различной кратности для тушения пожаров без установки и с установкой машин на водоисточники, могут осуществлять подвоз воды с удаленных водоисточников, забирать ее из водоисточников с плохими подъездными путями с помощью гидроэлеваторов и подавать на тушение пожаров; производить перекачку воды с удаленных источников во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах.
Общие сведения.
Автомобиль легкого типа. В кузове пожарной автоцистерны размещается бак емкостью 2000 л. Насосное отделение сделано в корме автомобиля и в нем находятся пульт управления, краны, клапана и сама насосная установка ПН-30. В боковых отделениях кузова размещается пожарно-техническое вооружение. Боевой расчет автоцистерны составляет 2 человека.
Тактико технические характеристики автомобиля ГАЗ-53А
Габаритные размеры
Полная масса, кг 7400
На переднюю ось 1810
На заднюю ось 5590
Грузоподъемность, кг 4000
Наибольшей вес буксируемого прицепа с грузом, кг 4000
Вес автомобиля в снаряженном состоянии
(без дополнительного оборудования), кг 3250
Габаритные размеры автомобиля, мм
Ширина 2380
Высота (по кабине без нагрузки) 2220
Высота (по тенту без нагрузки) 2220
База автомобиля, мм 3700
Наибольшая скорость автомобиля с полной нагрузкой
без прицепе (на горизонтальном участке дороги с
усовершенствованным покрытием), км/ч 80-86
Колея передних колес (по грунту), мм 1630
Колея задних колес (по грунту), мм 1690
Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой), мм
Картеры ведущих мостов 265
Передняя ось 347
Рис 1. Габаритные размеры.
Двигатель.
На сегодняшний день существует множество типов двигателей такие как:
1. Электрические двигатели(преобразующие электрическую энергию накопленную в аккумуляторах в механическую энергию вращения ротора двигателя, который в свою очередь передаёт энергию вращения колёсам).
2. Паровые.
3. ДВС (в которых химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу).
Бензиновые(там где рабочая смесь из воздуха и бензина готовиться в карбюраторе или же с помощью форсунок впрыскивается в коллектор)
Дизельные(впрыск производиться форсункой в сжимаемый поршнями воздух)
Газовые двигатели(работаюшие на сжиженном газе)
ДВС получили большее распространение благодаря автономности и большему содержанию энергии в топливе.
В моей курсовой работе представлен: карбюраторный ДВС
Число цилиндров и их расположение 8,V-образное
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Рабочий объем цилиндра, л 4,25
Степень сжатия (Среднее значение) 6,7
Максимальная мощность (ограниченная регулятором)
при 3200 об/мин, л.с.кВт. 115 (84,6)
Максимальный крутящий момент 2000-2500 об/мин, кГм 29(284,4 Н м)
Карбюратор К – 126Б, двухкамерный,
балансированный, с падающим
Воздушный фильтр Инерционно-масляный с
контактным фильтрующим
элементом
Охлаждение двигателя Жидкостное, принудительное,
с центробежным насосом. В
системе охлаждения имеется
термостат, установленный в
выпускном патрубке
Ходовая часть
Во избежание повышенного износа шин не следует резко тормозить автомобиль, допускать его перегрузку, рывки и пробуксовку колес при трогании с места и переход с низких передач на высшие.
Груз надо располагать равномерно по всей площади платформы. Тяжелый, но малый по габаритным размерам груз укладывать ближе к кабине.
Шины Низкого давления 8,25-20 или типа Р
(давление в них должно быть: на
передних колесах 5 кГ/см⅔,
на задних 6 кГ/см⅔,).
Размер шин 240-508.
Заправочные емкости и нормы
Топливные баки(емкость), л 90
Система охлаждения двигателя, л
С пусковым подогревом 23
Без пускового подогрева 21,5
Система смазки двигателя, л 8,0
Воздушный фильтр,л 0,55
Картер коробки передач, л 3,0
Картер заднего моста, л 8,2
Картер рулевого механизма, л 0,5
Амортизаторы (каждый в отдельности), л 0,41
Система гидравлического привода ножных
Тип автомобиля - двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось.
Грузоподъемность, кг - 4500.
Наибольшая полная масса прицепа*, кг - 3500.
Полная масса автомобиля, кг - 7850.
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг - 3200.
Габаритные размеры автомобиля, мм:
- длина - 6395.
- ширина - 2380.
- высота (по кабине без нагрузки) - 2220.
База, мм - 3700.
Колея передних колес (на плоскости дороги), мм - 1630.
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм - 1690.
Дорожный просвет автомобиля (под картером заднего моста), мм - 265.
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м - 8.
Наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч - 90.
Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче, с постоянной скоростью 60 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъемами, не превышающими 0,5°, л/100 км - 19,6**.
Путь торможения автомобиля с полной нагрузкой, без прицепа, движущегося со скоростью 50 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с усовершенствованным покрытием, при приложении усилия к тормозной педали в 70 даН (70 кгс), м - 25.
Углы свеса (с нагрузкой), град:
- передний - 41.
- задний 25.
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, проц. - 25.
Погрузочная высота платформы, мм - 1350.
* Допускается буксирование двухосного прицепа с инерционно-гидравлическим приводом тормозов.
** Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля. Расход топлива определен для автомобиля с радиальными шинами.
Двигатель
Тип - 4-тактный, карбюраторный, бензиновый.
Число и расположение цилиндров - 8, V-образное.
Диаметр цилиндров, мм - 92.
Ход поршня, мм - 80.
Рабочий объем, л - 4,25.
Степень сжатия - 7,6.
Номинальная мощность (с ограничителем) при 3200 об/мин., кВт (л. с.) - 92 (125).
Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин., даН*м (кгс*м) - 294 (30).
Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8.
Направление вращения коленчатого вала - Правое.
Подогрев рабочей смеси - Жидкостной.
Система смазки - Комбинированная.
Охлаждение - Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат.
Карбюратор - К-135, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком.
Ограничитель частоты вращения - Пневмоцентробежного типа.
Трансмиссия
Сцепление - Однодисковое, сухое.
Коробка передач - Трехходовая, 4-ступенчатая.
Передаточные числа - 1 передача - 6,55, 2 передача - 3,09, 3 передача - 1,71, 4 передача - 1,0, задний ход - 7,77.
Карданная передача - Открытого типа. Имеет два вала и три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Снабжена промежуточной опорой.
Главная передача - Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 6,17.
Дифференциал - Конический, шестеренчатый.
Полуоси - Полностью разгруженные.
Ходовая часть
Колеса - Дисковое, с ободом 6,0Б-20 (152Б-508) с разрезным бортовым кольцом.
Шины - Пневматические радиальные размером 8,25R20 (240R508) и диагональные размером 8,25-20 (240-508).
Давление воздуха в шинах, кПа (кгс/см 2):
Радиальных:
- передних колес - 390 (4,0).
- задних колес - 620 (6,3).
Диагональных:
- передних колес - 280 (2,8).
- задних колес - 500 (5,0).
Установка передних колес - Угол развала колес 1°. Угол бокового наклона шкворня 8°. Угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30". Схождение колес 0-3 мм.
Рессоры - Четыре - продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор.
Амортизаторы - Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля.
Рулевое управление
Тип рулевого механизма - Глобоидный червяк с трехгребневым роликом.
Передаточное число - 21,3 (среднее).
Рулевые тяги - Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система - Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем в каждом контуре. Тормозные механизмы - колодочные, барабанного типа.
Запасная тормозная система - Каждый контур рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система - С механическим приводом к тормозному механизму, расположенному на трансмиссии.
Электрооборудование
Система проводки - Однопроводная, минус соединен с корпусом.
Номинальное напряжение в сети, В - 12.
Генератор - Г250-Г2.
Регулятор напряжение - 22.3702.
Аккумуляторная батарея - 6СТ-75.
Стартер - СТ230-А1.
Катушка зажигания - Б116.
Датчик-распределитель - 24.3706.
Свечи зажигания - А11-30.
Транзисторный коммутатор - 13.3734-01.
Добавочный резистор - 14.3729.
Стеклоочиститель - СЛ100.
Фара - ФГ122БВ или 522.3711.
Передние фонари - ПФ130.
Задние фонари - ФП130, ФП130Б.
Кабина и платформа
Кабина - Металлическая, двухместная, двухдверная.
Платформа - Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта - задний и оба боковых.
Размеры платформы внутренние, мм:
- длина - 3740.
- ширина - 2170.
- высота бортов - 610.
Данные для контроля и регулировки
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15-20 °C), мм - 0,25-0,30.
Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных 1 и 8, выпускных 4 и 5 цилиндров) устанавливать зазор, мм - 0,15-0,20.
Зазор между электродами свечей, мм - 0,85-1,0.
Прогиб ремней вентилятора и генератора при нагрузке 4 даН (4 кгс), мм - 10-15.
Свободный ход педали тормоза, мм - 8-14.
Свободный ход педали сцепления, мм - 35-45.
Угол свободного поворота рулевого колеса, град., не более 5*-25.
Регулируемое напряжение, В - 13,8-14,6.
* Для автомобилей в пределах гарантийного периода.
ГАЗ 53 – советский и российский грузовой автомобиль, выпускавшийся крупными сериями на Горьковском автозаводе с 1961 по 1993 года. Полностью выпуск машины был завершен в 1997 году. Модель по праву считается одним из наиболее легендарных продуктов советского автопрома. Автомобиль десятилетиями находился в эксплуатации, а в некоторых районах его используют и в настоящее время. При этом Горьковский автозавод продолжает выпускать узлы и запчасти к ГАЗ 53.
Модель представляет третье поколение среднетоннажных грузовиков предприятия и является самым массовым продуктом своего класса на территории СССР. Всего выпущено 4 миллиона ГАЗ 53 в классической, специализированной и самосвальной модификации.
Автомобиль эксплуатировали не только в СССР, но и в других странах. ГАЗ 53 экспортировался в Польшу, Кубу, ГДР, Вьетнам, Финляндию, Болгарию, Лаос, Венгрию, Монголию, Румынию, КНДР и другие государства. Версии для восточной Европы также собирали на территории Болгарии. Все это сделало ГАЗ 53 невероятно популярным во многих странах мира.
В конце 1950-х годов на Горьковском автозаводе начались работы по созданию линейки принципиально новых автомобилей третьего поколения. По большинству элементов и узлов они были унифицированы. ГАЗ 56, ГАЗ 62, ГАЗ 66 и ГАЗ 52 представляли собой продвинутые версии и должны были прийти на смену действующим моделям. При этом ГАЗ 52 рассматривался как альтернатива морально устаревшему ГАЗ 51. Его предполагалось использовать для развозов по городским и сельским дорогам, потому к машине предъявлялись высокие требования в плане плавности хода, маневренности и проходимости. В середине 1950-х годов специалисты Горьковского автозавода создали несколько вариаций ГАЗ 51 с измененным оперением и капотом, но в серийное производство их не запустили. Решения, использованные в данных моделях, впоследствии применили для ГАЗ 52.
В начале 1960-х годов конструкторы Горьковского автозавода представили опытный вариант ГАЗ 52Г с высокой грузоподъемностью. Он предназначался для дорог с твердым покрытием. На плохих дорогах мощности мотора не хватало, а рама приходила в негодность довольно быстро. Модель из-за существенных недостатков в серию не запустили, однако она послужила поводом для создания более мощных агрегатов для грузовиков. В итоге появился новый двигатель ГАЗ 13, позволивший увеличить грузоподъемность автомобиля до 4 тонн. Конструкцию машины пришлось дорабатывать, изменяя размеры бортовой платформы, усиливая подвеску и раму и меняя схему трансмиссии. Модель ГАЗ 52 преобразовали в ГАЗ 52А, но с учетом масштабных изменений и повышения грузоподъемности решили присвоить ей индекс ГАЗ 53.
Изначально новинка комплектовалась форсированным мотором от ГАЗ 51А, поскольку мощностей предприятия не хватало для производства передовых моторов. Также ГАЗ 53 комплектовался кабиной от ГАЗ 52 и удлиненным шасси, задним мостом и коробкой передач от ГАЗ 51А.
В 1964 году начался выпуск версии с V-образным агрегатом ЗМЗ-53, новой облицовкой и гипоидным задним мостом. Она имела грузоподъемность в 3 тонны и уже через год была снята с производства. Ее место заняла модификация ГАЗ 53А с усиленной передней подвеской и увеличенной грузоподъемностью. Ее выпускали до 1983 года в исполнении шасси и бортового грузовика.
В 1966 году Горьковский автозавод запустил производство ГАЗ 53Н для Советской Армии. От базовой вариации модель отличалась наличием предпускового подогревателя, специального оснащения (цепи противоскольжения, утеплительного чехла на радиатор, пилы, буксирного троса, топора и лопаты) и дополнительного топливного бака.
В 1973 году во внешности всех версий ГАЗ 53 появилось интересное изменение – повторители указателей поворота. Позднее автомобиль получил Знак Качества, который установили на облицовке между подфарником и фарой.
В 1978 году на крыше ГАЗ 53 появились выштамповки, в гамму цветов добавили голубой оттенок. Еще через 4 года Знак Качества пропал с облицовки.
В 1983 году автомобиль подвергся глубокой модернизации. Были пересмотрены многие элементы: изменена конструкция двигателя, усилены подвеска, рама, рессоры, грузоподъемность выросла до 4,5 тонн. Новинка внешне не отличалась от ГАЗ 53А, но получила название ГАЗ 53-12.
Весной 1984 года автомобиль обзавелся упрощенным бампером без штампованной верхней накладки. Обновления затронули и облицовку. Измененный ГАЗ 53 стали окрашивать в светло-серый или защитный цвет.
Через 2 года грузовик получил новую оптику – задние фонари ФП130 и двухцветные комбинированные подфарники ПФ130. Подверглись изменениям и другие элементы. У модели появились аварийная сигнализация, новый тормозной цилиндр, улучшенная приборная панель с дополнительными индикаторами, бесконтактная система зажигания, раздельные тормозные контуры и гидровакуумные тормозные усилители.
С 1986 года на все версии ГАЗ стали устанавливать увеличенные панорамные зеркала, заключенные в черный пластиковый корпус.
К концу 1980-х годов популярность ГАЗ 53 начала стремительно падать. Распад СССР существенно осложнил ситуацию. После него модель продержалась на конвейере совсем недолго – до 1993 года. Автомобиль изготавливался небольшими партиями, но заказов на него было все меньше. В 1999 году производство грузовика полностью завершилось.
ГАЗ 53 предлагался в различных модификациях:
- ГАЗ-53Ф – бортовая версия или шасси с 82-сильным агрегатом и задним мостом от ГАЗ 51;
- ГАЗ 53 – базовая модификация с мотором ЗМЗ 53;
- ГАЗ 53А – улучшенная вариация бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью;
- ГАЗ 53Б – самосвал;
- ГАЗ 53Н – армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым топливным баком на 100 л;
- ГАЗ 53-02 – шасси для самосвала;
- ГАЗ 53-05 – седельный тягач (выпускался небольшими партиями);
- ГАЗ 53-40 – удлиненный вариант ГАЗ 53А с оперением. Использовался как основа для автобусов КАвЗ 685 и специальных кузовов;
- ГАЗ 53-50 – экспортный вариант для тропических зон;
- ГАЗ 53-70 – экспортное исполнение для умеренных зон;
- ГАЗ 53-12 – модернизированная базовая версия с грузоподъемностью в 4,5 тонны и 120-сильным агрегатом ЗМЗ 511;
- ГАЗ 53-19 – гибридная модификация, работающая на сжиженном газе;
- ГАЗ 53-27 – гибридная вариация, функционирующая на сжатом природном газе.
Также существовало несколько специальных исполнений:
- МПР 9924 – передвижная ремонтная мастерская;
- АЛ 18 (52-01)-Л2 – автолестница, производство которой осуществлялось на Торжокском заводе. Автомобиль использовался для перевозки личного состава (2 человек), тушения пожаров, выполнения спасательных работ.
Основной сферой применения ГАЗ 53 было строительство. В кузове автомобиля размещались большие объемы сыпучих материалов. Их защиту от дождя и плохих погодных условий обеспечивал брезент. Специальные версии с предпусковым подогревом мотора использовались в военной сфере, а позднее для транспортировки грузов по региональным и городским маршрутам. ГАЗ 53 применялся для перевозок на длинные дистанции, но из-за ограниченной вместительности маршрут обходился довольно дорого.
На автомобиле перевозили не только сыпучие материалы. На сельскохозяйственных предприятиях он транспортировал упакованную продукцию. К середине 1970-х годов ГАЗ 53 «катал» почти половину экономики СССР и использовался в различных сферах. Простота конструкции, неприхотливость и дешевизна сделали модель настолько популярной, что она составляла 80% автопарка всех советских колхозов. До 1990 года автомобиль заслуженно считался лучшим в своем классе.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 6395 мм;
- ширина – 2020 мм;
- высота – 2220 мм;
- колесная база – 3700 мм;
- дорожный просвет – 265 мм;
- передняя колея – 1630 мм;
- задняя колея – 1690 мм;
- минимальный радиус поворота – 8000 мм.
Габариты платформы:
- длина – 3740 мм;
- ширина – 2170 мм;
- высота бортов – 680 мм.
Весовые характеристики:
- снаряженная масса – 3200 кг;
- грузоподъемность – 4500 кг;
- полная масса – 8250 кг.
Средний расход топлива на скорости 40 км/час составляет 24 л/100 км. Емкость топливного бака – 90 л. ГАЗ 53 способен разгоняться до 90 км/час.
Кабина автомобиля вмещает 2 человек. Грузовик мог работать при температуре от -40 до +40 градусов.
Двигатель
ГАЗ 53 комплектовался различными двигателями. На первые модификации устанавливали 6-цилиндровые агрегаты ГАЗ 11. Они отличались высоким расходом топлива (до 25 л/100 км) и простотой конструкции. Мощности мотора (82 л.с.) для грузовика не хватало.
На смену двигателю ГАЗ 11 пришел агрегат ЗМЗ 53. Им оснащалось большинство версий ГАЗ 53. Мотор имел литой блок цилиндров и классическую моноблочную конструкцию V-образной формы. Чугунные гильзы и полости блока формировали рубашку водяного охлаждения агрегата. Поршневую группу отливали из алюминиевого сплава, головки блока из сплава Ал-4. Коленвал изготавливали из чугуна. Он в обязательном порядке проходил статическую и динамическую балансировку. Двигатель получил карбюратор К-126 и контактную систему зажигания. Для мотора применялась закрытая жидкостная система охлаждения с водяной помпой.
Характеристики мотора ЗМЗ 53:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 115 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
- количество цилиндров – 8;
- степень сжатия – 7,6.
На третью модификацию ГАЗ 53 устанавливался модернизированный агрегат ЗМЗ 53-11, отличающийся от предшественника секционным маслонасосом, закрытой схемой вентиляции картера и полно-поточным фильтрующим элементом.
Характеристики мотора ЗМЗ 53-11:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 120 л.с.
Устройство
ГАЗ 53 получил жесткую усиленную раму с 7 поперечными балками. В ее передней части посредством 2 продольных полуэллиптических рессор крепилась кованая передняя ось из стали. На концах присоединялись поворотные кулаки с цапфами, на которые при помощи конических роликовых подшипников крепились ступицы колес. Также передняя подвеска включала телескопические гидравлические амортизаторы.
В задней части рама опиралась на балку ведущего моста посредством 2 продольных полуэллиптических рессор, установленных на резиновые подушки. Задняя подвеска получила дополнительные рессоры-подрессорники, закрепленные вместе с основными рессорами на площадках полуосевых рукавов. Также в задней части располагалось буксирное устройство, дополненное резиновым элементом. В левой части рамы на кронштейне крепилась запаска.
Достоинством автомобиля была высокая стойкость при длительной работе в экстремальных условиях. Прочная ходовая часть, обладающая огромным ресурсом работы, могла служить долгие годы. Качество металла модификаций ГАЗ 53, произведенных в 1980-х годах, является лучшим за всю историю. На последних версиях металл был хуже и больше подвергался коррозии. При интенсивной эксплуатации ходовая часть и кузов грузовика служили 12-15 лет.
В качестве трансмиссии была выбрана 3-ходовая 4-ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен на 2 и 3 скоростях. Включение 2 передачи выполнялось муфтой, 3 и 4 – синхронизатором. Задний ведущий мост включал дифференциал, главную передачу и полуоси, смонтированные в литом чугунном картере. Главная передача получила гипоидное зацепление, делающее ход более плавным. Ведущие полуоси были полностью разгруженными. На ГАЗ 53 устанавливалось сухое однодисковое сцепление с механическим приводом включения от педали в полу и пружинами, расположенными периферийно. Карданная передача была открытого типа с карданами с игольчатыми подшипниками. Сцепление считалось слабым местом грузовика и регулярно выходило из строя.
Рулевой механизм представлял собой пару глобоидный червяк и трехгребневый ролик, поворачиваемый на игольчатых подшипниках. Картер рулевого механизма посредством болтов и гаек крепился на левой балке рамы. Для смазки шарнирных сочленений использовались пресс-масленки.
В модели ГАЗ 53 применялись барабанные тормоза на передних и задних колесах. Привод тормозов являлся гидравлическим ножным с гидровакуумным усилителем. Ручной тормоз имел барабанный тип и устанавливался на ведомом валу КП. Тормозная система имела небольшой ресурс работы и обычно подвергалась замене в первую очередь.
На грузовике использовалась однопроводная система проводки с напряжением в 6 В и соединением минусовой клеммы с массой. На базовых моделях применялся аккумулятор 6-СТ-68-ЭМ и генератор Г130-Г.
ГАЗ 53 комплектовался комфортабельной кабиной закрытого типа с 2 креслами и удобным расположением индикаторов и органов управления. Мощный свет и хорошая обзорность облегчали процесс вождения. В сравнении с современными моделями кабина грузовика выглядела «динозавром», но для того периода смотрелась очень прилично. В отличие от предшественника салон ГАЗ 53 стал значительно больше и комфортнее. На общем сиденье-диване из искусственной кожи могли разместиться даже 3 человека. Увеличенный салон позволял устанавливать дополнительную шумоизоляцию, утепление или украшения. Органы управления располагались сразу перед водителем. В салоне присутствовали специальные места для инструментов, бумаг и других вещей. Вместо амперметра и указателя давления масла на приборном щитке появились сигнальные лампы. Также в салоне установили часы.
Автомобиль оснащался большой цельнометаллической кузовной платформой. Специальный механизм позволял выполнять механическую выгрузку на одну сторону (для самосвального исполнения). В этом случае буксировочное и сцепное устройства перемещали на боковую часть рамы.
По характеристикам ГАЗ 53 существенно уступает современным аналогам. Однако простота конструкции, дешевизна и способность выдерживать большие нагрузки делают его использование экономически обоснованным, потому некоторые версии автомобиля продолжают использовать и в настоящее время.
Цена нового и б/у ГАЗ 53
Выпуск ГАЗ 53 завершился довольно давно – почти 20 лет назад. Однако на дорогах России, стран СНГ и на рынке б/у автомобилей данная модель по-прежнему встречается. Стоимость грузовика определяется техническим состоянием и модификацией. Средний ценник варьируется от 35000 до 170000 рублей. Версии в хорошем состоянии обойдутся в 200000-230000 рублей. При этом сложностей с запчастями для автомобиля не возникнет, поскольку на вторичном рынке их достаточно много.
Советский Союз выпустил немало славных грузовиков. Но среди них всех выделяется ГАЗ-53. Серийный выпуск 53-го ГАЗа начался в 1961 году, а закончился в 1993. На за все время существования этой модели устанавливались двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и Заволжского моторного завода.
Пример классического грузовика ГАЗ 53
Но ГАЗ недолго оснащал грузовик моторами собственного производства, а в основном «пятьдесят третий» использовал линейку V-образных ДВС производства ЗМЗ.
С осени 1961 и по январь 1967 года горьковчане выпускали с индексом «Ф», на ГАЗ 53Ф стоял шестицилиндровый двигатель ГАЗ 51. Хотя мотор был в то время несколько усовершенствован, но он обладал существенными недостатками.
ДВС уже морально устарел к тому времени. Нижнее расположение клапанов давало низкий КПД и небольшую мощность, мотор неудобен был в обслуживании и ремонте. Даже отрегулировать клапана являлось проблемой, и на их регулировку уходило немало времени. Чугунная конструкция имела немалый вес, мотор имел относительно небольшой ресурс по пробегу. Все шло к тому, чтобы заменить устаревшую конструкцию на что-то более приемлемое.
Пример двигателя для ГАЗ 53
В апреле 1958 года в городе Заволжье Горьковской области новый моторный завод приступил к выпуску двигателей и запасных частей к ним. ЗМЗ являлся дочерним предприятием ГАЗ и делал моторы для этого предприятия. Параллельно ДВС выпускались для Ульяновского и Московского автомобильного завода.
В конце 1958 года не заволжском предприятии осваивают отливку алюминиевых сплавов, и завод начинает разрабатывать производство новых деталей из легкого металла.
В то время это был большой шаг вперед в автомобильной промышленности.
Сначала ЗМЗ спроектировал V-образный 8-цилиндровый двигатель для (ЗМЗ 13). Двигатель обладал мощностью 195 лошадиных сил и работал на бензине с высоким октановым числом (Аи-93 или Аи-95). Почти сразу был разработан ДВС ЗМЗ 41 (140 л.с.). ЗМЗ 41 работал на «семьдесят шестом» бензине. Этот мотор устанавливался на «Волгах» спецслужб.
Так выглядит V образный 8-цилиндровый ДВС
Какие двигатели стоят на ГАЗ-53
Для ГАЗ-53 двигатели поставлял завод ЗМЗ. На этом ГАЗе устанавливался двигатель под маркой ЗМЗ 53. Это был 8-ми цилиндровый двигатель, расположение цилиндров которого было V-образное. Двигатель мог развить мощность до 120 л.с., при том, что объем его составлял 4254 куб.см. Стоит также упомянуть о том, что он являлся карбюраторным, а рекомендованная марка бензина А-76.
Новый двигатель для ГАЗ 53А
В 1964 году Заволжский моторный завод на базе двигателя ЗМЗ 41 разрабатывает новый двигатель, которым комплектовался ГАЗ 53. Следует отметить, что на второе поколение «газонов» (ГАЗ 53А) шестицилиндровые ДВС уже не устанавливались, и в дальнейшем на «пятьдесят третьих» шли только V-образные 8-цилиндровые моторы.
Новый ДВС получил индекс ЗМЗ 53А. Так же, как и ЗМЗ 13, мотор получил алюминиевый блок и две головки блока цилиндров (ГБЦ) из этого же металла. ЗМЗ 53А имел ряд явных преимуществ перед устаревшим шестицилиндровым ДВС:
- Двигатель меньше весил;
- Обладал большей мощностью и объемом цилиндров;
- Реже выходил из строя;
- Был более удобен в ремонте и обслуживании.
Характеристики ЗМЗ 53А
Начиная с 1966 года, на автомобилях ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 серийно устанавливался двигатель ЗМЗ 53. Он имел верхнее расположение клапанов, на модели применялся карбюратор К 126Б. Позднее карбюратор поставили другой (К 135)
В отличие от ЗМЗ 41, мотор 53-его имеет меньший объем цилиндров и ход поршня. Кто-то утверждает, что у этих ДВС детали взаимозаменяемы, но это абсолютно не так. У моторов даже разные блоки цилиндров, не говоря уж о поршневой группе, коленчатом вале и ГБЦ. В блоках разница в том, что посадочные места под гильзы цилиндров разного диаметра, поэтому замена одного блока на другой будет крайне проблематична.
Технические характеристики ЗМЗ 53А:
Из всего вышесказанного становится понятно, детали моторов не взаимозаменяемы. Можно только переставить силовой агрегат целиком.
Модификации двигателей ГАЗ 53
На базе двигателя ЗМЗ 53А было создано множество различных модификаций. Изменения в конструкции предполагали какие-нибудь улучшения, либо предназначались для возможности установки ДВС на другую технику. Например, мотор ЗМЗ 66 06 имел степень сжатия 7,6 и его мощность была увеличена до 120 л.с.
В наше время Заволжский моторный завод еще до сих пор выпускает моторы для ГАЗ 53 и следующих за ним поколений (ГАЗ 3307, ГАЗ 3308). ДВС подобного типа нашли применение и на автобусах Павловского автобусного завода.
Схема двигателя для грузовика ГАЗ 53
Модификации V-образных 8-цилиндровых бензиновых двигателей ЗМЗ:
- ЗМЗ 66 06, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 120 л.с., степень сжатия 7,6;
- ЗМЗ 511, ход поршня/ диаметр 92х80 мм, объем 4,25 л, мощность 125 л.с., степень сжатия 7,6;
- ЗМЗ-523, ход поршня/ диаметр 92х88 мм, объем 4,68 л, мощность 130 л.с., степень сжатия 7,6.
Читайте также
Схема электрооборудования ГАЗ 53
Двигатель ЗМЗ 513 является модернизированной версией мотора ЗМЗ 66 06, ЗМЗ 5233.10 устанавливается на автомобили ГАЗ 3307 и , модель ЗМЗ-5234.10 предназначена для автобусов ПАЗ.
Основные неисправности двигателей ЗМЗ 53
Как и любой другой двигатель, ЗМЗ 53 имеет свои слабые места. От модификации здесь мало чего зависит, всем ДВС присущи схожие признаки.
Отличительные недостатки:
Тем не менее, двигатели этой серии достаточно выносливы. Если учесть, какое порой моторное масло заливают в них, можно только удивляться терпимости ДВС. Не всякий двигатель иностранного производства выдержит такие издевательства над собой.
Часто от водителей «газончиков» слышишь, – «Все, мотор кончается». Так вот, «кончаться» он может чуть ли не годами. Без давления, с дымящей поршневой и большим расходом масла «газон» еще долго ездит. Очень часто и порой долго на «газоновских» моторах что-то подстукивает, а что именно, не выясняется даже после разборки агрегата. Удивительно, но факт.
Правильно ТО двигателя
Сам по себе двигатель хороший, и нареканий не вызывает, главное поддерживать его техническое состояние.
Так выглядит ДВС для автомобиля ГАЗ 53
Этого можно достичь, если в двигателе использовать рекомендуемую марку бензина, масло и все смазочные материалы. На поршнях и стенках цилиндров образуется нагар. Образованный нагар требуется периодически счищать.
При проведении технического обслуживания головку блока цилиндров необходимо подтягивать.
Но это первые три техосмотра, потом периодичность можно увеличить, и подтягивать головку блока через каждое ТО-2.
Не стоит забывать и про температурный режим.
Чтобы двигатель прослужил дольше, при первой же необходимости заменяйте поршневые кольца. О том, что пора заменять поршневые кольца, вам скажет сам автомобиль. В этом случае после каждых 100 км. пробега масло будет уменьшаться примерно на 400 грамм. Если же давления масла в системе упало, то тут дело во вкладышах коренных подшипников коленчатого вала, которые также необходимо сразу заменить.
Двигатель для ГАЗ 53 в разрезе
Если вы приняли решение заменить вкладыши, не поленитесь и очистите полость шатунных шеек коленвала. Время от времени проверяйте ГРМ и регулируйте тепловые зазоры клапанов.
Автомобиль ГАЗ-66
(рис. 1) — двухосный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2т, повышенной проходимости с приводом на обе оси.Он призван заменить выпускающийся заводом однотипный автомобиль ГА3-63.
Рис. 1. Автомобиль ГА3-66
Автомобиль ГАЗ-66 имеет модификации:
ГАЗ-66-01
— автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГАЗ-66-02
— автомобиль с лебедкой в системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГА3-66-04
— автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием;
ГА3-66-05
— автомобиль с лебедкой, системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием.
При создании автомобиля ГАЗ-66 особое внимание было уделёно получению высокой проходимости и устойчивости при движении.
Для получения рационального распределения нагрузки по осям на автомобиле ГА3-66 кабина располагается над двигателем.
Автомобиль ГА3-5ЗА (рис. 2) грузоподъёмностью 4т с приводом на заднюю ось предназначен для перевозка различных народнохозяйственных грузов по всем видам дорог.
Рис. 2. Автомобиль ГАЗ-53А
Основные узлы автомобилей (двигатель, сцепление, коробка передач, тормоза и др), агрегаты электрооборудования, нормали и т.п. унифицированы.
В конструкциях автомобилей осуществлены последние технические достижения автомобилестроения на период 1970-х годов — принят целый ряд новых решений, которые обеспечивают удобство работы водителя, повышение надёжности, долговечности, эксплуатационных показателей. снижение трудоёмкости обслуживания.
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ||
Грузоподъёмность, кг | 4000 | 2000 | |
Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг | 4000 | 2000 | |
Вес автомобиля в снаряжённом состоянии (без дополнительного оборудования), кг | 3250 | З440* | |
Габаритные размеры автомобиля, мм | длина | 6395 | 5655 |
ширина | 2380 | 2342 | |
высота (по кабине без нагрузки) | 2220 | 2440 | |
высота (по тенту без нагрузки) | - | 2520 | |
База автомобиля, мм | 3700 | 3300 | |
Колея передних колёс (по грунту), мм | 1630 | 1800 | |
Колея задних колёс, мм | 1690 | 1750 | |
Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой), мм | картер ведущих мостов | 265 | 310 |
передняя ось | 347 | - | |
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 8 | 9,5 | |
Наибольшая скорость автомобиля с полной нагрузкой без прицепа (на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием), км/ч | 80 - 86 | 90 - 95 | |
Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвёртой передаче с постоянной скоростъю 30 — 40 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъёмами, не превышающими 1,5% (1°), л/100 км | 24 | 24 | |
Глубина преодолеваемого брода по твёрдому дну, м | - | 0,8 |
* Вес автомобиля оборудованного лебедкой, составляет 3640 кг.
Число цилиндров и их расположение. | 8, V-образное | ||
Диаметр цилиндра, мм | 92 | ||
Ход поршня, мм | 80 | ||
Рабочий объём цилиндров, л | 4,25 | ||
Степень сжатия (среднее значение) | 6,7 | ||
Максимальная мощность (ограничена регулятором) при 3200 об/мин, л.с | 115 | ||
Максимальный крутящий момент при 2200-2500 об/мин, кГм | 29 | ||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-8 | ||
Блок цилиндров | Отлит из алюминиевого сплава заодно с верхней частью картера, снабжён мокрыми легкосъёмными гильзами, которые в верней части имеют вставку из антикоррозийного чугуна | ||
Головки цилиндров | Съёмные из алюминиевого сплава, общие для четырёх цилиндров каждого ряда | ||
Поршни | Из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем | ||
Поршневые кольца | Чугунные, два компрессионных в одно маслосъёмное; верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные лужёные | ||
Поршневые пальцы | Плавающего типа, стальные, пустотелые | ||
Шатуны | Стальные, кованные, двутаврового сечения, с втулкой в верхней головке и стальными вкладышами, с антифрикционным слоем в нижней | ||
Коленчатый вал | Литой из высокопрочного чугуна, четырёхколенный. В шатунных шейках имеются грязеуловители | ||
Коренные подшипники | Тонкостенные, триметаллические вкладыши, одинаковые для каждой из пяти опор | ||
Распределительный вал | Стальной, кованый, на пяти опорах, снабжённых свёртными втулками с антифрикционым слоем | ||
Привод распределительного вала | Пара шестерен с винтовым зубом | ||
Клапаны | Расположены в головке цилиндров в ряд. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение | ||
Привод клапанов | Толкатели, штанги и коромысла | ||
Фазы газораспреде- ления (при зазоре между клапанами в коромыслами 0,З5 мм) |
впускные клапаны; | открытие | 24° до В. М. Т |
закрытие | 64° после Н. М. Т | ||
выпускные клапаны; | открытие | 50° до Н. М. Т | |
закрытие | 22° после В. М. Т | ||
Впускные и выпускные трубопроводы | Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава с жидкостным подогревом смеси; выпускные трубопроводы (правый и левый) — литые чугунные | ||
Система смазки | Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием | ||
Масляный насос | Шестерёнчатого типа, двухсекционный. Из верхней секции масло поступает для смазки двигателя, нижняя секция подаёт масло в фильтр центробежной очистки масла | ||
Масляный фильтр | Центробежный | ||
Вентиляция картера | Открытого типа | ||
Охлаждение двигателя | Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке | ||
Вентилятор | Шестилопастный, приводится в вращение клиновидным ремнём от коленчатого вала | ||
Топливный насос | Диафрагменный, с дополнительным ручным приводом | ||
Топливный фильтр | Керамический или сетчатый | ||
Карбюратор | К-126Б, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком | ||
Ограничитель числа оборотов | Пневмоцентробежного типа | ||
Воздушный фильтр | Инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом |
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ||
Сцепление | Однодисковое, сухое | ||
Коробка передач | Трёхходовая, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах | ||
Передаточные числа: | первая передача | 6,48 | |
вторая передача | 3,09 | ||
третья передача | 1,71 | ||
четвертая передача | 1,0 | ||
задний ход | 7,9 | ||
Раздаточная коробка | Имеется две передачи: прямая и понижающая с передаточным числом 1,982 | ||
Карданная передача | Открытого типа, имеет карданы с угольчатыми подшипниками | ||
Имеет два вала и три кардана с промежуточной опорой | Имеет три вала и шесть карданов | ||
Главная передача ведущих мостов | Коническая, гипоидного типа, передаточное число 6,83 | ||
Дифференциал | Шестеренчатый, конический | Кулачковый, повышенного трения | |
Поворотные цапфы | Фланцевые, шкворневые | Имеют карданы равных угловых скоростей | |
Шины | Низкого давления 8,25 - 20 или типа Р | Сверхнизкого давления 12,00 - 18 | |
Углы установки передних колёс: | угол развала колёс | 1° | 0°45´ |
угол бокового наклона шкворня | 8° | 9° | |
угол наклона нижнего конца шкворня вперёд | 2°30´ | 3°30´ | |
схождение колёс | 1,5 - 3 мм | 2 - 5 мм | |
Рессоры | Четыре продольные полуэтиллитические, концы заделаны в резиновые опоры | ||
Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры | - | ||
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические двухстороннего действия | ||
Установлены на передней оси | Установлены на обоих мостах |
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | |
Тип рулевого механизма | Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом | |
Передаточное отношение | 20,5 (среднее) | |
Усилитель рулевого управления | Гидравлические | |
Продольная рулевая тяга | Трубчатая. Соединения тяги с рулевой сошкой и рычагом поворотной цапфы имеют шаровые пальцы и пружины, затяжку которых регулируют | |
Поперечная рулевая тяга | Трубчатая, соединена с рычагами посредством шарниров нерегулируемой конструкции | Стержневая, соединена с рычагами поворотных цапф посредством шаровых пальцев |
Ножные тормоза | Колодочные на четыре колеса | |
Привод ножных тормозов | Гидравлитический с гидровакуумным усилителем | |
Ручной тормоз | Центральный, барабанного типа | |
На ведомом валу коробки передач | На ведомом валу раздаточной коробки |
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ||
Система проводка | Однопроводная с соединением минусовой клеммы с массой | ||
Напряжение сети, В | 12 | ||
Генератор | Г130-Г, мощностью 350 Вт | Г130-В или Г130-Э, мощностью 350 Вт | |
Реле-регулятор | РР130 | РР130 или РР111 | |
Аккумуляторная батарея | 6-СТ-68-ЭМ | ||
Стартер | СТ130Б с дистанционным включением | ||
Катушка зажигания | Б13 | Б13 или Б5-А с дополнительными сопротивлением СЭ102 | |
Прерыватель-распределитель | Р13-В | Р13-В или Р105 | |
Свечи зажигания | А11-У | А11-У или А15-Б | |
Кабина | Металлическая, двухместная, двухдверная. Кабина оборудована отопителем, двумя стеклоочистителями, устройством для обмыва стекла, противосолнечными козырьками, мягкими сиденьями, ковриками для пола. Имеется съёмное подвесное спальное место | ||
Платформа | Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта - задний и оба боковых | Металлическая. Имеет три продольные скамейки и мягкие съёмный тент. Откидной борт задний | |
Размеры платформы, мм | длина | 3740 | 3330 |
ширина | 2170 | 2050 | |
высота борта | 680 | 890 | |
Лебедка | - | Максимальное усилие на тросе 3500 кг. Длина троса 50м. Привод карданными валами от коробки отбора мощности | |
Коробка отбора мощности | - | Имеет две передачи: для наматывания и разматывания троса | |
Компрессор | - | Одноцилиндровый с воздушным охлаждением |
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ||
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15 - 20°С), мм Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных первого и восьмого, выпускных четвёртого и пятого цилиндров) устанавливать зазор, мм |
0, 25 - 0,30 | ||
Зазоры между электрода свечей, мм | 0,8 - 0,9 | ||
Зазоры в прерывателе, мм | 0,3 - 0,4 | ||
Свободный ход педали сцепления, мм | 32 - 42 | 35 - 45 | |
Свободный ход педали тормоза, мм | 8 - 13 | ||
Давление в шинах, кГс/м² | передних колёс | 2,8* | 2.8 |
задних колёс | 4,3* | 2,8 |
* При установке шин типа Р давление в них должно быть: на передних колёсах 5 кГс/м² и задних - 6 кГс/м²
ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ||
Топливные баки (ёмкость), л | 90 | 210** | |
Система охлаждения двигателя, л | с пусковым подогревателем | 23 | |
без пускового подогревателя | 21,5 | ||
Система смазки двигателя (включая фильтр центробежной очистки), л | 8 | ||
Воздушный фильтр, л | 0,55 | ||
Картер коробки передач, л | 3,0 | ||
Картер коробки передач с отбором мощности, л | - | 4,2 | |
Картер раздаточной коробки, л | - | 1,5 | |
Картер заднего моста, л | 8,2 | 6,4 | |
Картер переднего моста, л | - | 7,7 | |
Картер рулевого механизма, л | 0,5 | ||
Амортизаторы (каждый в отдельности), л | 0,41 | ||
Картер редуктора лебёдки, л | - | 0,8 | |
Гидроусилитель рулевого управления, л | - | 1,8 | |
Ступицы передних колёс (каждая в отдельности), кг | - | 0,25 | |
Поворотные цапфы переднего моста, кг | - | 1,0 | |
Система гидравлического привода ножного тормоза, л | - | 0,75 |