В крупных городах имеется такая привилегия для общественных транспортных средств, как специальная полоса на дорожном полотне. Требование о наличии подобного отрезка на дороге продиктовано тем, что трасс в больших городах перегружены, а это позволяет немного разгрузить движение. В свою очередь обычным автолюбителям следует знать, что там, где ездят водители троллейбусов и автобусов им передвигаться запрещено, и выезд на полосу общественного транспортного средства влечет за собой наложение штрафных санкций.
В текущей статье будет представлена информация и том, как выделяется полоса общественного транспорта, о том кто имеет право передвигаться по ней, а также разберемся, сколько же придется заплатить владельцу автомобиля за нарушение представленного правила в текущем, 2018 году. Также будут обозначены случаи, когда штраф не взимается.
Как выделяется полоса для общественных транспортных средств?
На каждой трассе полоса, по которой передвигается общественные транспортные средства, выделяется за счет характерных отличий. Обозначенные особенности в обязательном порядке должен знать каждый владелец водительского удостоверения, чтобы не выезжать на нее.
Владельцу транспортного средства будет выписан штраф за выезд на общественную полосу только в том случае, если он проигнорирует следующую информацию:
- Участок, который выделен для передвижения общественных транспортных средств, в обязательном порядке должен быть обозначен соответствующим знаком (3.1: «Движение запрещено», а также знаками 5.11.1 и 5.12.1);
- На дорожном полотне должна быть нанесена специальная разметка. Требования к ней касаются присутствия прерывистых сплошных линий, а также нанесенной большой буквы «А».
Кто может передвигаться по выделенному участку дороги?
Выделенной автобусной полосой называется та часть дороги, которая предназначена для передвижения по ней общественных транспортных средств. К ним можно отнести следующее: троллейбусы, автобусы, маршрутки (включая коммерческие). Для движения представленных транспортных средств выделяется одна или две специальные полосы. Их количество зависит от загруженности дороги на определенных участках и от ширины полосы.
Участок дороги, по которому допускается передвижение только общественного транспортного средства, обозначаются знаками под следующими номерами 5.11.1 и 5.12.1. Дорожный знак под номером 5.14 указывает владельцам автомобилей о начале и конце рассматриваемого участка дороги. Знаки 5.13.1 и 5.13.2 свидетельствуют о пересечении другой дороги с выделенной полосой.
Также требуется заметить, что особым положением обладают автобусы, которые предназначены для перевозки школьников. Несмотря на то, что обозначенное транспортное средство не является общественным, передвижение по выделенной полосе им разрешено согласно законодательству Российской Федерации. Помимо этого по участку дороги для общественных транспортных средств имеют право ездить и велосипедисты. При этом имеется уточнение. Передвижение велосипедистов по выделенной полосе допускается только в ситуации, если она крайняя слева.
Важно отметить, что раньше легковые такси не признавались общественным транспортным средством, исходя из этого езда по выделенной полосе им не разрешалась. Однако с 2012 года таксистам, чей автомобиль окрашен в желтый цвет, имеет на крыше шашечку, а также если у них имеется специальный световой прибор и таксометр, разрешено передвигаться по полосе для общественных транспортных средств. Помимо этого номера у такси должны быть желтого цвета.
Штраф за выезд на полосу общественного транспорта 2018
Условие, согласно которому владельцам легковых автомобилей назначается штраф за пересечение или выезд на полосу по которой могут передаваться только общественные транспортные средства обозначено в пункте 18.2 Правил дорожного движения.
Рассматриваемый документ гласит, что нарушения возможно разделить на следующие:
- Выезд владельца легкового автомобиля на полосу встречного направления, предназначенную для езды общественных транспортных средств. Если обозначенный маневр был совершен автолюбителем для объезда препятствия, то штраф в данном случае составит от одной тысячи рублей до 1,5. За выезд на выделенный участок дороги без необходимости владелец легкового авто обязан заплатить пять тысяч рублей. При повторном нарушении ПДД автолюбитель будет лишен прав на срок до двенадцати месяцев. Если повторное нарушение было автоматически зафиксировано, оплачивается штраф;
- Езда по полосе попутного направления, предназначенной для общественных транспортных средств. В рассматриваемой ситуации владельцу легкового автомобиля придется оплатить штраф, который будет равен 1,5 до 3 тысячам рублей. В городах федерального значения штрафные санкции за представленное нарушение назначаются по максимальной ставке;
- Создание автолюбителем аварийной ситуации или препятствий на полосе, предназначенной для общественных транспортных средств. Наказание за проезд по выделенному участку дороги в данном случае равен 500 рублям;
- Если владелец легкового автомобиля создает общественным транспортным средствам определенные помехи, находясь при этом на выделенной полосе, то он будет обязан оплатить штраф в размере от двух до трех тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Москве при совершении обозначенного нарушения автолюбитель должен будет оплатить штраф в размере трех тысяч рублей;
- Поворот в правую сторону без перестроения в крайнюю левую полосу, предназначенную для движения общественных транспортных средств. Перестроиться в представленную полосу водитель легкового автомобиля обязан на участке дороги, где начинается прерывистая линия. Если автолюбитель совершит поворот через выделенный участок дороги без перестроения, он обязуется оплатить штраф в размере 500 рублей;
- Стоянка на полосе, предназначенной для автобусов или других общественных транспортных средств. В представленной ситуации владелец легкового автомобиля должен оплатить штраф, размер которого составляет 1500 рублей для регионов, и три тысячи рублей – для Санкт-Петербурга и Москвы. В указанных обстоятельствах автомобиль незамедлительно эвакуируется на штрафстоянку. К вышеуказанной сумме прибавляется 5 тысяч рублей за эвакуацию машины и тысяча рублей за каждый день нахождения авто на штрафстоянке.
Представленный вид нарушения Правил дорожного движения не считается серьёзным, поэтому возможно сократить сумму штрафа вдвое. Чтобы воспользоваться предложенной привилегией требуется оплатить штраф в течение двадцати дней с момента получения.
Когда штраф за выезд на выделенный участок дороги не положен?
В любом правиле есть исключения. Однако хуже всего, когда водители легковых автомобилей считают таковыми возникшие на дороге пробки, в результате чего рискуют объехать их по полосе, предназначенной для передвижения общественного транспорта. Но согласно Правилам дорожного движения дорожные заторы не являются помехами для передвижения машин. А это означает, что владельцам автомобилей, которые не желают быть наказаны штрафными санкциями приходится терпеть и дожидаться своей очереди.
В реальности все немного по-другому. Водитель легкового автомобиля не будет наказан за представленное действие только в той ситуации, если он перестроится на участок дороги для общественных транспортных средств там, где он отделяется от соседних полос прерывистой линией. Как правило, представленная мера применяется к участкам дорожного полотна, где расположены перекрестки.
Более того, в определенных ситуациях автолюбитель обязан это сделать. Например, если водитель легковой машины намерен свернуть направо, но не перестраивается, казалось бы, на запретную полосу дороги. Если данное требование будет проигнорировано автолюбителем, то он в обязательном порядке должен будет оплатить штраф, размер которого составит пятьсот рублей. Объясняются данные взыскания довольно просто: по причине того, что владелец легкового автомобиля не совершает поворот с крайней стороны дороги, он создает на ней опасную ситуацию.
Помимо этого, существуют и иные случаи, при которых переезд по полосе, предназначенной для передвижения общественных транспортных средств не будет наказываться.
Список обозначенных случаев:
- Если автолюбитель выезжает на трассу из какого-либо заведения (к примеру из двора жилого дома) или с боковой дороги;
- Если владелец легкового автомобиля для посадки пассажиров выезжает на правую часть обочины;
- Также, в конкретные дни полосу для передвижения общественных транспортных средств могут открывать для проезда всех автомобилей.
За подобные действия водители не будут наказаны. Таким образом, во избежание нарушения ПДД и получения наказания в виде штрафных санкций или лишения водительских прав, важно ознакомиться с Правилами дорожного движения и исключениями из них.
Который, надо сказать, стоит совсем недорого, а его приобретение не противоречит существующему законодательству. Просто чтобы получить его, надо зарегистрировать свое авто в качестве такси. Но обо всем по порядку.
В интернете достаточно набрать запрос «как оформить лицензию на » — и к вашим услугам список компаний, которые за скромные по нынешним временам 4000 рублей или чуть более возьмут все заботы по переводу личного автомобиля в разряд таксомотора на себя. О водителя потребуется только копия паспорта и ПТС. Фирмы обещают за эти деньги оформить разрешение и включить номера автомобиля в базу ГИБДД. Сроки оформления разные: от 5 дней до трех недель, но зато разрешение действует в течении пяти лет. Как сообщил порталу «АвтоВзгляд» в одной из этих контор — машины столько не живут. Не понятно только, что имел ввиду оператор: то, что машина продается раньше, или что в реальном такси автомобиль столько не протянет? Но нам это было и не важно, главное — «проездной» для « » действителен пять лет.
Никаких дополнительных требований нет, не нужно иметь фирму или ИП, нет никаких отчетов и других побочных обязанностей. Из минусов имеется только один — ваша машина может быть исключена из реестра, если компания, оформившая разрешение, будет ликвидирована. Но вероятность этого хотя и существует, но достаточно мала. Кроме того, разрешение «окупится» за 1,5 выезда на «выделенку», так что игра стоит свеч. Но вот насколько она законна?
Чтобы понять это, для начала вспомним, что написано в . Согласно п. 18.2, «движение по полосе для общественного транспорта разрешено всем транспортным средствам в том числе и такси, имеющим разрешение на перевозку пассажиров и багажа, независимо от цвета кузова, регистрационного номера и субъекта РФ, выдавшего разрешение». Водители просто оформляют разрешение и спокойно ездят. Но как же специальная раскраска и «пирамидка» на крыше машины? Ведь это условие прямо оговорено для столицы: «таксистам Москвы установлены особые требования: для движения по выделенной полосе автомобиль должен быть оборудован и выкрашен соответствующим образом, а также иметь желтые номерные знаки». Однако большинство лжетаксистов ничего из перечисленного не имеют. При этом они утверждают, что если и останавливает их (а это бывает крайне редко, видимо, основная надежда у полицейских на камеры наблюдения), полностью теряют интерес к водителю после предъявления «разрешения на извоз», а наиболее чувствительные водители покупают магнитную «пирамидку» на крышу и к ним, по словам «таксиста» вообще нет интереса со стороны дорожной полиции.
Так насколько законно получение подобного разрешения через фирму? Эксперты портала «АвтоВзгляд» считают, что никакого нарушения действующего законодательства нет. Фактически машина приписывается к конкретному юридическому лицу, и если владелец не будет задержан за получении денег без выдачи чека при провозке пассажиров, претензий к нему у государства быть не может. Отчетность — дело того ООО или ИП, которое регистрирует документы. При этом реально перевозить пассажиров за деньги и не требуется — вы можете получить любую лицензию, но не заниматься указанной деятельностью, каких либо обязательств сама лицензия не несет. Кстати, за рулем таким образом зарегистрированного авто может находится любой человек, и полученная «льгота» будет распространяться и на него, поскольку разрешение выдается на юрлицо, привязано к машине и кто ей управляет — никого не волнует.
Езда по автобусной полосе по ПДД строго запрещается. Об этом информируют и знаки, и сплошная линия на асфальте. Водители легковых машин имеют право совершать маневры только при наличии прерывистой разметки, граничащей с автобусной траекторией.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Парадокс, но люди, которые не заработали на собственный автомобиль, передвигаются по городу быстрее из пункта А в пункт Б на маршрутных транспортных средствах.
Объяснение этому: для современного общественного транспорта предусмотрены выделенные полосы, траектория построена по объездным маршрутам.
В то же самое время «счастливые» собственники личного транспорта вынуждены простаивать в пробках, находясь в своих разрешенных зонах движения.
Что означает и для какого транспорта предназначена
Автобусная полоса предназначена для четкого распределения пассажирских потоков и транспорта личного пользования.
Чаще всего по крайней правой стороне широкой дороги (шоссе, проспекта, улицы) позволено ездить только общественному транспорту: автобусам, троллейбусам, маршрутным такси.
Так как в России преобладают праворульные машины и правила созданы для правостороннего движения, то это – логично.
Впрочем, выделенная полоса находиться в любом месте дороги. Например, в Тайване, в городе Тайбэе, на улице Рузвельта, автобусы свободно ездят по центру магистрали. Там для удобства водителей полосы для общественного транспорта выделены в виде ромбовых рисунков.
Внимание! Приоритет автобусам предоставляется почти во всех странах. В Нью-Йорке, на Бродвее, не многозначно написано «ОnlyBus». Допускается даже короткое наименование «Bus», что в переводе означает автобус.
В России же для обозначений направлений для маршруток используют короткое «А» (первая буква длинного русского слова «автобус»).
В России на выделенный маршрут разрешается выезд ограниченному списку транспортных средств:
- Автобусы, троллейбусы как маршрутный транспорт, двигающийся по расписанию.
- Легковые такси (автомобили с шашечкой, оснащенные тахометром, в Москве – специальными номерами).
- Школьные автобусы.
- Велосипеды.
- Маршрутные такси (автобусы категории D, D1, которые предназначены для перевозки небольшого количества людей, 6-12 человек).
Внимание! Если перед началом движения установлен знак 3.1. «Движение запрещено» (белый кирпич на красном фоне), то дорогой пользуется только маршрутный транспорт, то есть все, кроме такси, велосипедистов и школьных автобусов.
Автобусные полосы в Москве
Еще 8 лет назад Сергей Собянин стал инициатором плана «Город, удобный для жизни». Власти Московского региона решили, что в столице нужно последовательно бороться с пробками, чтобы существовала возможность без опозданий добраться на работу в час пик.
За этот период было не только расширено метро, но и спроектировано более 200 километров дорог, предназначенных для пассажирских потоков. Как итог – скорость передвижения на автобусах, троллейбусах увеличилась на 15 – 30 км/ч.
Сегодня в Москве каждый день общественным транспортом пользуются 1,5 миллионов человек. Столичный центр организации дорожного движения увеличивает количество направлений на улицах за счет сужения других полос.
Вот улицы, которые удалось модернизировать под запросы обычных горожан:
- Волоколамское шоссе.
- Варшавское шоссе.
- Шоссе Энтузиастов.
- Липецкая улица.
- Каширское шоссе.
- Таганская улица.
- Щелковское шоссе.
Также в Москве были созданы так называемые обгонные полосы для маршруток. Это – специальные карманы для поворота транспорта с большим количеством пассажиров. Правда, на некоторых из них запрещаются маневры на «гармошках» (поворот с Профсоюзной улицы к «Газпрому»).
Опыт Казани
В преддверии Универсиады в 2013 году в Казани было решено увеличить количество автобусных линий. Но власти позабыли опубликивать список улиц с направлениями для МТС. Это привело к образованию пробок. Как ни странно, множеству казанских автолюбителей затем удалось оспорить штрафы с видеокамер.
Таким образом, своевременное информирование населения – долг автотранспортной инспекции и властей.
Разметка на дороге и дорожные знаки
Такого правила как «автобус всегда прав» еще не существует. Оно действует в отношении трамваев. Тем не менее, троллейбусы и автобусы на многих участках пути двигаются по своей выделенной полосе. Их путь огражден сплошной линией.
Это значит, что для других видов транспорта здесь распространяется запрет не только на езду, но и на стоянку, кратковременную остановку.
Сплошная линия часто соседствует с пунктиром. Прерывистая разметка в данном случае напоминает об особых привилегиях: маршрутный транспорт имеет право при необходимости перестраиваться на другие полосы движения.
Таким образом, у пассажирских перевозчиков образуется большое пространство для маневрирования, объезда незаконно припаркованных автомобилей. Не ожидать же им приезда эвакуатора!
Полосы, предназначенные для общественного транспорта, подразделяются на 2 вида:
- Встречные. Полоса для автобусов расположена навстречу основному потоку машин. Въезд на нее категорически запрещен, так как это дорога – с односторонним движением.
- Попутные. В этой ситуации пассажирские перевозки осуществляются попутно с другими видами транспортных средств.
Важную роль в городской среде имеет правильное информирование всех автолюбителей о наличии «особенных» участков пути. Для этого активно используются целых шесть табло.
Нужно также учитывать, что на некоторых участках дороги проезд мотоциклов разрешен в то время, когда он допускается для обычных водителей.
Велосипедистам
Велосипеды свободно перемещаются только по крайней правой полосе движения, предназначенной для маршрутных транспортных средств.
Движение в выходные дни
Власти Москвы решили содействовать автолюбителям и отменили запрет на въезд на автобусную полосу в выходные и праздничные дни. Этим решением они уменьшили количество простоев во время пути. Теперь часто пустующие полосы движения используются в полном объеме.
Есть и такие, кто осуждает инициативу местных властей. Заторов в воскресенье и субботу практически нет. Основной поток транспорта движется в будние дни.
В других городах совместно со знаком 5.14 «Полоса для маршруток» используется табло 8.5.2. Такое сочетание означает, что спектр действия знака распространяется только на будние (рабочие) дни. Другие особенности автобусного движения могут быть помечены в виде других знаков по ПДД:
Штрафы и другие наказания за нарушение правил
Всякий раз водитель, который намеренно или случайно заехал на автобусную полосу, должен оправдываться перед инспекторами ДПС. Это происходит и на дорогах, и в отделении ГИБДД, так как зачастую уведомления о штрафах приходят с камер видеонаблюдения.
Ответственный гражданин РФ должен понимать, что этим проступком он создает аварийную ситуацию. К сожалению, не хватит, чтобы погасить убытки пассажирских перевозчиков. А цена такой ошибки могут стать человеческие жизни.
Чтобы предупредить нарушителей и внушить им чувство вины, инспекторам приходится идти на крайние меры:
- Штрафы по КоАП.
Штраф выписывается и при пересечении маршрута, и при движении по автобусной магистрали без соответствующего разрешения. Основания для штрафа существуют практически всегда. Объяснения, оправдания не принимаются в расчет.
Автолюбитель будет виноват даже, если он находился на автобусной полосе с аварийной сигнализацией.
Самая небольшая санкция назначается по причинам, которые не зависят от воли водителя. Например, за что наказывать, если автолюбитель попросту объезжал препятствие?
Наш читатель из Москвы столкнулся с вопиющей несправедливостью: он выехал на своем личном автомобиле на полосу, выделенную для общественного транспорта, в выходной день и... "нарвался" на штраф в три тысячи рублей. Разумеется, он возмущен и намерен обжаловать постановление о нарушении ПДД. Но, может быть, до этого ему еще раз стоит почитать Правила?
О том, кому можно, а кому нельзя двигаться по выделенной полосе (полосе для маршрутных транспортных средств), подробно говорится в пункте 18.2. Правил дорожного движения. Читаем: «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе».
Вы где-нибудь увидели в тексте фразу о том, что разрешается ездить по выделенным полосам в выходные дни? Этого в ПДД нет. Почему тогда москвичи так уверены, что им это позволено? Потому что еще в 2013 году, когда "выделенки" только появлялись в Москве, заммэра Максим Ликсутов сообщил о решении столичного правительства разрешить автомобилистам ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, в выходные дни.
Выделенка выделенке рознь
Так-то оно так, вот только при выезде на выделенную полосу водитель должен руководствоваться не заявлениями чиновника, а Правилами дорожного движения. Это означает следующее: дорога с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначается не только указанными выше знаками, но и дополнительной табличкой 8.5.2 «Рабочие дни» (в народе ее называют "молоточками"). Другими словами, принимая решение о выезде на "выделенку", водитель должен сначала вспомнить, какой сегодня недели, а затем обязательно посмотреть на дорожный знак. Зачем? Например, осенью 2016 года в той же Москве были запущены выделенные полосы в рамках проекта «Магистраль», которые действуют и выходные дни тоже. Таким образом, даже в субботу или воскресенье заезд на такую "выделенку" грозит водителю штрафом в размере 3 тыс. рублей (часть 1.2. статья 12.17 КоАП РФ - для Москвы и Санкт-Петербурга).
Перечисленные выше знаки, обозначающие полосу (выезд на полосу) для общественного транспорта, могут использоваться с табличками, которые определяют период действия знака. Что это за таблички?
Табличка 8.5.2 «Рабочие дни» указывает, что знаки действуют только в рабочие дни - с понедельника по пятницу, по выходным и праздничным дням движение по «выделенке» разрешается.
Табличка 8.5.6 «Время действия» означает, что знаки запрещают ездить по выделенной полосе только в рабочие дни в указанный на табличке промежуток времени. В выходные дни, а также в другие часы ездить по выделенной полосе можно.
Табличка 8.5.3 «Дни недели» указывает дни недели, в которые нельзя ездить по «выделенке», в остальные дни - разрешается.
Табличка 8.5.7 «Время действия» запрещает движение по «выделенке» только в тот день недели и в то время, которые указаны на ней.
Так и есть: как подтвердили в департаменте транспорта Москвы, на некоторых полосах в целях обеспечения безопасности дорожного движения движение запрещено и по выходным дням тоже. Семь дней в неделю "выделенки" работают по следующим адресам (над некоторыми из них висит "кирпич"):
Большой Каменный мост;
Лубянская площадь;
Старая и Новая площади;
Площадь Тверская Застава;
Театральный проезд;
Улицы Охотный Ряд, Моховая, Покровка, Маросейка, Варварка, Воздвиженка, Большая Полянка, Пречистенка, Солянка, Славянская площадь;
Солянский и Лубянский проезды;
Улицы Сретенка и Большая Лубянка;
Яузский, Покровский и Чистопрудный бульвары;
Небольшие участки на Садовом кольце и нескольких прилегающих к нему перекрестках (Малая Дмитровка, Долгоруковская, Баррикадная, Большая Никитская, Крымский Вал, Коровий Вал).
Сплошную линию никто не отменял
Есть еще одно распространенное нарушение, которое допускают водители при езде по выделенной полосе. Дело в том, что "выделенки" отделены от остальной проезжей части сплошной линией разметки. Водители, знающие о том, что ехать по такой полосе можно (в выходные дни), перестраиваются на нее через сплошную линию. А это делать категорически запрещается - выезжать с "выделенки" или заезжать на нее можно только в местах разрыва или на перекрестках. Еще недавно за такое не штрафовали, но водители стали злоупотреблять этим и "гаишники" решили такую практику прекратить. Кроме того, на дорогах Москвы появляются все новые и новые камеры, которые не будут входить в положение нарушителей. То есть, отныне будут штрафовать. Слава богу, штраф за это правонарушение (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) не очень большой - 500 рублей (с учетом 50-процентной скидки - 250 рублей).
О том, насколько возросло количество автотранспорта на отечественных дорогах в последние четверть века (с момента распада СССР), пожалуй, говорить не стоит. Каждый житель мегаполиса ежедневно наблюдает огромное число машин и прочего городского транспорта. Однако пропускная способность российских дорог, увы, осталась на прежнем уровне.
Эта закономерность послужила причиной появления такого неприятного явления, как пробки. Иногда автовладельцам приходится простаивать в них по несколько часов подряд, опаздывая на работу и круша все свои планы. Если для водителей, передвигающихся на собственных автомобилях, это время можно провести хотя бы с комфортом, то для пользователей общественного транспорта пробки превращаются в настоящее испытание. Именно этот факт стал толчком к появлению такого понятия как «автобусная полоса». Предназначена она также для беспрепятственного передвижения троллейбусов.
На сегодняшний день выделенную полосу можно наблюдать в большинстве российских городов-миллионников. Фото: zr.ru
Наличие автобусной полосы значительно помогает «разгрузить» трассы и облегчить ситуацию.
На законодательном уровне закреплено, что передвигаться остальным видам транспорта по указанной полосе запрещено. Нарушение этого правила влечет за собою административную ответственность.
Санкции за проезд по полосе общественного транспорта
Перед тем, как подробно рассмотреть штрафы за проезд по автобусной полосе, расскажем, какие отличительные особенности имеет указанный участок автотрассы:
- полоса для общественного транспорта имеет специальную разметку (буква «А» на дорожном покрытии, а также сплошные и прерывистые полосы);
- на таком отрезке улицы или проспекта имеются запрещающие указатели.
Автомобилисты, выехавшие за пределы разметки, не отреагировав на указатели, должны быть готовы к тому, что вскоре получат извещение о необходимости уплаты штрафа. Отметим, что данное правонарушение является очень распространенным в российских мегаполисах – водители транспортных средств рассчитывают на то, что им удастся увильнуть с поля зрения инспекторов ГИБДД, а значит, избежать наказания.
Однако в нынешних реалиях это становится практически невозможным – в большинстве городов ведется фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения. Фото: mtdata.ru
На месте фиксации нарушения ПДД работником правоохранительных органов будет составлен протокол, а затем нарушителю придется заплатить штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ:
- за первичное нарушение – 1500 рублей; в это же время для автомобилистов, передвигающихся по московским или питерским улицам, эта цифра равняется 3000 рублей;
- за проезд по встречной полосе, предназначенной для автобусов, предполагается штраф в размере 5 тыс. рублей (за аналогичное повторное нарушение – лишение водительских прав на срок до 1 года).
Когда проезд по автобусной полосе разрешен
Как и любое другое правило, предписание о запрете выезда автомобилей на автобусную полосу имеет ряд исключений. Фото: mos.ru
Забегая наперед, спешим огорчить водителей, которые стремятся объехать пробки по указанной полосе: данный маневр является запрещенным. «Почему?» – спросят многие автовладельцы. Здесь все просто. Пробка или затор не входит в перечень ситуаций, при которых можно нарушить норму ПДД (этот список четко определен).
Пробка не ставит под угрозу безопасность движения, то есть вариант объехать ее по автобусной полосе не является законодательно разрешенным.
Но вернемся к случаям, когда движение по полосе общественного транспорта разрешено. Среди них:
- на участках, где позволен выезд на полосу со знаком «А», делается разметка прерывистой линией (зачастую это наблюдается на перекрестках);
- если у водителя возникает необходимость поворота направо, он может перестроиться на автобусную полосу, и потом совершать маневр; в противном случае с него взымается штраф в размере 500 рублей;
- когда автомобиль совершает выезд на главную дорогу из двора многоэтажки или из переулка, также разрешается его кратковременное пребывание на полосе «А»;
- законодательство разрешает выезжать на нее в определенные дни (в выходные и даты государственных праздников);
- если осуществляется высадка/посадка пассажиров возле правого тротуара, заезд на автобусную полосу разрешен.
Легковые такси и полоса для общественного транспорт
Правила дорожного движения РФ содержат норму о том, что легковым автомобилям-такси разрешено двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Однако для этого автомобиль должен в полной мере соответствовать понятию «такси» – иметь световое предупреждение на крыше, шашечки и таксометр.
Если хоть одного из этих элементов нет, водитель вынужден будет платить штраф. Фото: voloton.ru
В столице России эти правила несколько видоизменены. В частности, к перечисленным выше требованиям, в московских такси добавляются еще и окрашенные в желтый цвет номера. Это значит, что для частных извозчиков езда по полосе с разметкой «А» запрещена.
Отметим в этом разделе, что маршрутные такси, а также школьные автобусы имеют право выезда на нее.
Несколько слов нужно сказать и о велосипедистах. Им можно выезжать на полосу для движения общественного транспорта в том случае, если она является крайней справа.
Возможно ли сэкономить на штрафе
Вездесущие камеры на улицах российских городов практически не оставляют нарушителям шанса остаться безнаказанными. Однако водителям, которым инспектор выписал штраф за выезд на автобусную полосу, начиная с 2018 года, предоставляется возможность сократить сумму штрафа ровно наполовину. Для этого нужно додерживаться определенных условий:
- оплатить штраф в первые 20 суток после вынесения решения;
- определить, что статья, по которой произведено взыскание, не относится к перечню исключений для 50-процентного «списания» штрафа.
Как бы там ни было, практикующие юристы не советуют избегать наказания всеми правдами/неправдами, но и оставаться пассивным участником в разговоре «инспектор-водитель» тоже не стоит. Если выезд на упомянутую полосу являлся следствием форс-мажора, когда водитель пытался избежать создания аварийной ситуации, можно оговорить исключительность этой ситуации с представителем власти. Это же касается и случаев внезапной неисправности транспортного средства.
Детально о выделенных полосах также можно узнать в этом видео:
Итог
После того, как водитель получает письмо с постановлением о нарушении Правил, он должен внимательно ознакомиться с ним и установить, что его автомашина действительно присутствует на автобусной полосе. В противном же случае, при возникновении спорной ситуации, он имеет возможность оспорить решение в суде.
Выезд на автобусную полосу в реалиях современных российских мегаполисов – очень распространенное правонарушение, которое влечет за собой ответственность в виде штрафа или даже лишения водительских прав (согласно Кодексу об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения).