ЯМЗ-534 – это семейство устройств с рядным расположением цилиндров, разработанное на основании дизельного двигателя ЯМЗ-530. Данные агрегаты являются инновационной разработкой компании AVL List. Высокие технические характеристики ЯМЗ-534 достигаются специалистами предприятия ОАО «Автодизель». Они отвечают экологическому стандарту Евро-4 и пользуются спросом на рынке.
Технические параметры
Технические характеристики ЯМЗ-534 описаны в следующей таблице:
Тип силового агрегата | Дизельный |
Присутствие турбонаддува | + |
Высота оси в коленчатом вале | 30 см |
Количество цилиндров | 4 шт. |
Максимальный крутящий момент | 735 Нм |
Тип охлаждения | Жидкостное, воздух-воздух |
Расположение цилиндров | Рядное, вертикальное |
Частота вращения | 2300-2600 оборотов за минуту |
Диаметр цилиндров | 105 мм |
Степень сжатия | 17,5 |
Рабочий объем цилиндров | 4,43 л |
Ход поршня | 128 мм |
Геометрические параметры | 820х720х900 мм |
Мощность моторов ЯМЗ-534 | 100-158 кВт |
Модификации мотора
Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 100-158 кВт имеет огромное количество модификаций, что объясняется его универсальностью и надежностью. В их перечень относят:
- Считается базовой модификацией, которая применяется для большинства грузовых машин, тягачей, автопоездов, самосвалов;
- Разработан преимущественно для автомобилей УРАЛ и для автопоездов, работающих на их базе;
- Используется для различной техники МАЗ разного функционального назначения;
- 5341/10. Применяется для автобусов ПАЗ-320412, полная масса которых не превышает 11 т;
- Данный силовой агрегат, модификация ЯМЗ-534, применяется для многих автобусов ПАЗ с грузоподъемностью до 11 т;
- Популярная модель, идеально подходящая для автобусов марки ПАЗ-32053;
- 5344-10. Востребованная модификация для грузовых автомобилей ГАЗ, имеющих среднюю тоннажность;
- Используется для среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ, отличающихся повышенной проходимостью;
- 534/CNG. Является самой новой моделью, выпущенной в производство несколько лет назад, которая только внедряется на рынок.
Сфера применения указанных силовых агрегатов
ЯМЗ-534, разработанный с использованием дизельных двигателей ЯМЗ-530 средней мощности, отличается универсальностью. Поэтому он нашел широкую сферу применения в составе различной специализированной техники. Этот двигатель эффективно выполняет поставленные функции при его установке на машины грузоподъемностью до 12 т. Часто их используют в составе автопоездов, имеющих массу до 21 тонны.
Силовой агрегат ЯМЗ-534 может применяться для автомобильного транспорта с четырьмя или шестью колесами, где два или четыре из них являются ведущими. При создании данного двигателя планировалось, что он будет устанавливаться на следующую специализированную технику:
- грузовой транспорт МАЗ;
- автомобили ГАЗ;
- Урал (предпочтительней модели нового образца);
- автобусы ПАЗ, имеющие небольшую или среднюю вместительность.
Особенности эксплуатации мотора
Эксплуатация двигателя ЯМЗ-534 с мощностью до 158 кВт будет максимально эффективной. Это достигается наличием универсальной топливной системы аккумуляторного типа. Она дополнительно оборудуется блоком управления, который подает точное количество топлива в систему, в зависимости от потребностей автотранспорта. Это позволяет снизить расход горючего при максимальной мощности и повысить коэффициент полезного действия.
Экологичность ЯМЗ-534 достигается наличием системы рециркуляции отработанных газообразных веществ. В составе конструкции двигателя присутствует специальный нейтрализатор, который для удобства эксплуатации снабжен сменным фильтром.
Даже при работе мотора ЯМЗ-534 на максимальных мощностях его прогнозируемый ресурс работы без капитального ремонта составляет 0,7-1 млн км. При этом производитель двигателя рекомендует каждые 30 тыс. км производить техническое обслуживание агрегата.
«ЯМЗ-534
» - это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ - ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные - «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода. Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.
Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика - такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.
Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» - российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и программное обеспечение к нему - были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.
В арсенале Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».
Фотография двигателя «ЯМЗ-534»
Возможности, двигателя «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.
Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».
Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ - электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.
Обзор модификаций дизеля «ЯМЗ-534»
«ЯМЗ-5340»
- базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн - Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
«ЯМЗ-53402»
- разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».
«ЯМЗ-5341»
- этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
«ЯМЗ-5342»
- применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
«ЯМЗ-5344-10»
- вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
«ЯМЗ-53442»
- специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
«ЯМЗ-534/CNG»
- самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе - самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.
Инновации дизеля «ЯМЗ-534»
Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.
Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ - электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.
«ЯМЗ-534» технические характеристики дизеля
Индекс двигателя | «ЯМЗ-534» |
Производитель | ЯМЗ - ОАО «Автодизель» |
Требования экологичности | EURO-4 |
Габариты двигателя | |
Длина | 972 мм. |
Ширина | 712 мм. |
Высота | 836 мм. |
Вес в незаправленном состоянии | 480 кг. |
Тип | дизельный |
Система питания | непосредственный впрыск CR |
Количество/расположение цилиндров | 4 / "L" |
Диаметр цилинров | 105 мм. |
Ход поршня | 128 мм. |
Рабочий объём | 4430 см 3 |
Максимальная мощность | 136 л.с. при 2300 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 735 Нм (75 кг/с.м) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте | 1300-1600 об/мин. |
Степень сжатия | 17,5 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Высота оси коленчатового вала | 300 мм. |
Тип привода ГРМ | зубчатый ремень |
Масса двигателя | 109,7 кг. |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением |
Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.
Премия «Лучшая инновация/технологический прорыв» была в 2010 году присуждена Институтом Адама Смита Ярославскому моторному заводу именно за осуществление проекта по разработке и внедрению в серийное производство качественно нового, современного семейства 4х и 6ти-цилиндровых дизельных двигателей «ЯМЗ-530».
Одна из основных моделей данной серии – это L-образный четырёхцилиндровый турбированныймотор «ЯМЗ-534» Евро-4. Это самый первый серийный российский дизельный двигатель подобного класса.
Предшественник и основные особенности двигателя «ЯМЗ-534»
Двигатель «ЯМЗ-534» Евро-4 представляет собой дизель рядного типа, четырёхтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском, с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».На каждый из цилиндровдвигателя приходится по четыре клапана.
Хотя в модельном ряду Ярославского моторного уже был 4х-цилиндровый двигатель «ЯМЗ-204», снятый с производства уже более двадцати лет тому назад, это, как говорится, была «совсем другая история». Потому что тот мотор относился к числу тяжёлых дизельных двигателей. И конструктивно даже не предусмотрено было его оснащение системой турбонаддува. Поэтому чётырёх-цилиндровый «ЯМЗ-204» можно назвать предшественником «534-го», но лишь с натяжкой.
Ведь «ЯМЗ-534» представляет собой средний дизельный двигатель рядного типа, разработанный, что называется, «с нуля», конструкторским бюро Ярославского моторного завода, совместно с австрийским инжиниринговым бюро «A.V.L.ListGmbh».
Отличительными особенностями «ЯМЗ-534» являются соблюдение современных экологических стандартов «Евро-4»; наличие электронного блока управления (ЭБУ) и применение современной системы непосредственного впрыска, с использованием аккумуляторной топливной системы «CommonRail».
Достижение высокого уровня экологического стандарта стало возможным во многом благодаря использованию системы рециркуляции отработавших газов «EGR». Одно из достоинств такого решения – упрощение, а значит, удешевление размещения двигателя на автомобиле.
«ЯМЗ-534» – это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Грузовой автомобиль Газон Next с двигателем ЯМЗ 53441-2 (150 л.с)
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ – ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные – «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода.
Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.
Данная современная промышленная площадка обладает практически 90%-ным уровнем автоматизации производства, а всё производственное оборудование на нём – от ведущих мировых производителей. Кроме новых дизелей 530-й серии, здесь собирают также немецкие двигатели для микроавтобусов «Мерседес Спринтер».
Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика – такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.
Отливка блока и головки цилиндров осуществляется в Германии, на предприятии«FritzWinter».
Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» – российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и, что особенно характерно – программное обеспечение к нему – были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.
В настоящее время в прайс-листе Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».
Обзор модификаций «ЯМЗ-534» и сфера их применения
По своим возможностям, двигатели «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.
Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».
Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ – электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.
Более предметно обзор конкретного применения модификаций данных моторов выглядит следующим образом:
- «ЯМЗ-5340» – базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн – Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
- «ЯМЗ-53402» – разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».
Грузовой автомобиль «Урал-432065» с двигателем «ЯМЗ-53402» (190 л.с)
- «ЯМЗ-5341» – этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
- «ЯМЗ-5341/10» – данный мотор используется в качестве силового агрегата для автобусов семейства «ПАЗ-320412», с полной массой до 11-ти тонн. Имеется также специальная модификация «ЯМЗ-5341/11», под установку компрессора кондиционера.
- «ЯМЗ-5342» – применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
- «ЯМЗ-5344» – модификация для автобусов марки «ПАЗ-32053».
- «ЯМЗ-5344-10» – вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
- «ЯМЗ-53442» – специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
- «ЯМЗ-534/CNG» – самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе – самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.
Кроме того, с мая месяца 2014 года на заводе было запущено серийное производство форсированной модификации –«ЯМЗ-53472-10» , с мощностью 215 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту, специально предназначенной для новых армейских бронированных автомобилей«ГАЗ-233036» (он же «СМП-2 «Тигр»).
Технические характеристики двигателя «ЯМЗ-534»
Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.
Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ – электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.
Некоторые технические показатели в конкретном выражении:
- Рабочий объём – 4430 кубических сантиметров;
- Мощность – от 136 до 215 л./с., в зависимости от модификации, при 2300-2600 оборотах в минуту;
- Число и расположение цилиндров – 4, «L»;
- Диаметр цилиндра/Ход поршня, в миллиметрах – 105/128;
- Степень сжатия – 17,5;
- Максимальный крутящий момент, Нм (кг/с.м) – 735 (75);
- Частота вращения при максимальном крутящего моменте – 1300-1600 оборотов в минуту;
- Высота оси коленчатого вала – 300 мм;
- Экологические показатели – Евро-4 (EGR + POC);
- Габаритные размеры (Длина/Ширина/Высота), в миллиметрах: 972/712/836;
- Вес двигателя, в незаправленном виде: 480 кг.;
- Порядок работы цилиндров:1 – 3 – 4 – 2;
- Система питания: непосредственный впрыск CR.
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.
Можно надеяться на то, что новый двигатель «ЯМЗ-534» станет ещё одним примером надёжного, неприхотливого и долговечного решения для силового агрегата. Ведь Ярославский моторный завод уже более полувека является самым крупным игроком отрасли и себе не изменяет. В том плане, что классическая его продукция – двигатели семейства « », « » имеют безупречную репутацию моторов чрезвычайно долговечных и надёжных, этаких «вечных двигателей» среди дизелей.
Двигатель «ЯМЗ 534» в сборочном цехе завода
Новый силовой агрегат, «ЯМЗ-534», по данным производителя, имеет прогнозируемый рабочий ресурс до капитального ремонта от 700 тысяч до 1 млн. км.; с необходимостью технического обслуживания каждые 30 тыс. км. (или же 1000 часов работы).
Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.
Гарантия завода-изготовителя на силовые агрегаты данной серии составляет два года, либо 100 тысяч километров пробега.
Моторы «ЯМЗ-534» являются весьма востребованными на рынке: объёмы их производства исчисляются десятками тысяч единиц в год. При этом первое техническое обслуживание запланировано через 15 тыс. км (или 500 часов), второе и последующие ТО двигателя – через 30 тыс. км (или 1000 часов)
Опыт эксплуатации и отзывы владельцев «ЯМЗ-534»
Опыт владельцев автомашин с двигателями «ЯМЗ-534», выпущенных в 2011-2013 годах и уже, так сказать, «понюхавшими пороху», т.е. показавшими себя в условиях интенсивной эксплуатации, говорит о том, что мотор это хороший. А конкретнее: надёжный; когда надо – тяговитый, когда надо – резвый и оборотистый; работает тихо; и, что особенно важно в наше время, экономичный (порядка 15ти-17ти литров).
У каждого покупателя дизельной техники данного типа есть два варианта: «ЯМЗ-534» или «Камминз» китайского производства.
Ярославский мотор, судя по опыту и отзывам, куда лучше: более неприхотлив, безотказен, и, хотя и не отличается особой дешевизной; всё-таки по цене на запчасти и на сам двигатель будет предпочтительнее. А «ЯМЗ-534» не могут похвастать недорогой ценой вполне закономерно: ведь немалая часть узлов и агрегатов на нём – от европейских производителей.
Впрочем, «ура-патриотизм» в сфере новых технических разработок в современную нам эпоху неуместен. И использовать технологии и готовые агрегаты от мировых лидеров отрасли – это, пожалуй, верное решение. Так как с их применением получается, как говорится, «совсем другая песня».
Стоимость «ЯМЗ-534» на современном рынке
Цена нового двигателя «ЯМЗ-534», озвученная в официальном прайс-листе Ярославского моторного завода, в зависимости от модификации, варьируется в пределах 520-560 тысяч рублей . Вторичного рынка подержанных двигателей этой марки, ввиду новизны данной разработки, ещё не сложилось.
Сегодня, параллельно с несколькими модификациями классической V-образной серия ЯМЗ-236/238 Ярославский моторный завод выпускает и рядные моторы семейства 530. Об одном из них – ЯМЗ 534, а также о машинах, на которых он используется уже, а также о перспективных вариациях и пойдет речь дальше.
Устройство двигателя
Изначально в Ярославле планировали создать сразу три линейки рядных дизелей. Но после стендовых испытаний (разработки велись в два этапа, и результат первого был не слишком удачным) решили остановиться на двух. Ими стали средние дизель-моторы с продольным расположением 4-ех, а также 6-ти цилиндров в один ряд. Немалая доля заслуг в успешности проекта принадлежит австрийским специалистам компании AVL, которые участвовали в проектировании.
Если же говорить о практической части, то это абсолютная «вина» головного предприятия «Автодизеля» - чтобы новые двигатели были действительно современными, под их производство специально построили отдельную линию. Причем большинство оборудования было заказано за рубежом, а готовый конвейер на 90 процентов автоматизирован. С учетом отставания отечественных изготовителей топливной и электронной аппаратуры часть агрегатов тоже берется «за бугром»:
- топливные насосы высокого давления у Bosch;
- коробки передач идут ZF (моторы делают в «чистом» виде, без КПП);
- электронная начинка сразу от нескольких немецких компаний;
- отливки для блока цилиндров и ГБЦ от тех же немцев – Fritz Winter.
Тем не менее, данный дизель может целиком считаться русским, так как он не адаптирован к нашим реалиям, но уже при проектировке создавался именно с учетом эксплуатации в России и ближнем зарубежье. В то же время, его «выезд» за больший кордон тоже дело решенное – даже в минимальной компоновке он отвечает стандартам экологических норм Евро-4, а использование новационных катализаторов и систем очистки выхлопа позволяет надеяться и на более высокие показатели.
Собственно сам ЯМЗ-534-й, это 4-ех цилиндровик с турбонаддувом, в базовой версии с номинальной мощностью 136 «лошадок», работающий на дизтопливе, и имеющий массу меньше 500 кг. Рассчитан движок на 700 000 километров пробега, при этом заводская гарантия предусматривает двухгодичную эксплуатацию или маршрут длиной сотню тысяч км. Периодичность ТО тоже радует – первое запланировано через 500 рабочих часов (15 тысяч пробега), а дальнейшие через 1000 часов или 30 000 км. Кроме сниженного веса агрегат может похвастаться и хорошими показателями шумности – даже с нагрузкой, в кабине она не превышает порога в 75 дБ.
Максимум крутящего момента дизель-мотор способен выдать уже на низких оборотах (1200 об/мин и 422 Н.м соответственно). В конструкции установки предусмотрена возможность оснащения круиз-контролем. Использована аккумуляторная система топливоподачи Коммон рейл (ECRS). Расход горючего на сотню при постоянной скорости 80 км/час 18.8 литров. При этом максимум скорости на тех машинах, где уже используются модификации – 97 км/час.
Где применяется
Производство началось в 2011-ом, и тогда его ставили на малые и средние автобусы Павловского завода, если конкретно, то на обновленные ПАЗ-3205 и на его чуть большего «собрата» ПАЗ-3204. В феврале 2013 им было найдено более подходящее применение – возрожденные в результате проб с комплектацией ГАЗ-33098, а также модификация-вездеход ГАЗ-33088, более известный как «Садко». То есть, в разных исполнениях может быть оптимальным вариантом и для коммерческих (гражданских) машин, и для относительно легких армейских вездеходов. Стоит уточнить, что продажа машин с таким оснащением началась еще раньше, но именно начало 2013 стало стартом штатно-массового выпуска.
В менее масштабных объемах ставят на среднетоннажные МАЗы и Уралы – у этих автопроизводителей в большем почете «старший брат», шестицилиндровик ЯМЗ-536 и его вариации. Только минчане за 2013-2014 годы продали порядка 7000 машин с ЯМЗэшными рядными "шестерками".
Но и у «четверки» перспективы на сотрудничество с этими, и уже названными ранее, концернами вполне себе радужные:
- ЯМЗ-5340 уже успел себя хорошо зарекомендовать на бортовиках, и самосвалах МАЗ с полной массой до 12 тонн, и седельниках этого же завода, рассчитанных на работу в составе 21-тонных автопоездов
- Усиленный ЯМЗ-53402 и его версии ставят на полноприводные Урал-432065 и гусеничные снегоболотоходы ЗЗГТ
- ЯМЗ-5342 хорош на ПАЗ-4234 и ПАЗ-3237
Напоследок необходимо обязательно упомянуть еще об одном «симбиозе» ЯМЗ-ГАЗ, планы на который у «Автодизеля», и вообще «Группы ГАЗ» самые серьезные. Мы говорим о ЯМЗ 534 CNG – газовой модификации базовой модели, и о «площадке» под его установку автомобиле «ГАЗон NEXT». По сути, эти дизель-авто пятого поколения должны заменить 3309-е, хотя пока и выпускаются параллельно. На них изначально ставили ЯМЗ-53441, а в этом году на выставке была представлена и газовая версия, мотор для коей был разработан ярославцами совместно с канадской фирмой «Вестпорт» (Wstport). До серийно-массового изготовления дело пока не дошло, но все заинтересованные стороны считают решение этого вопроса делом нескольких месяцев.
В любом случае, есть повод поверить в долгосрочность перспектив семейства, а значит, заранее озаботится поиском поставщика качественных расходных материалов и запчастей к ним. Естественно, лучше оригинала ничего быть не может, но вполне может быть не хуже. К тому же, у комплектных подразделений ЯМЗ не всегда находиться время и возможности сотрудничать с розничными и мелкооптовыми клиентами.
У нашего торгового дома «СпецМаш» найдется все – и запчасти, качественно не уступающие штатным (проверено МАДИ и НАМИ, подтверждено и сертифицировано РосТест), и возможность реализации их оптом и в розницу. Посмотреть ассортимент можно в каталоге интернет-магазина, заказы принимаются на сайте, по телефону и «электронке», организовываем доставку по Москве, области и в регионы.
Дизельный двигатель ЯМЗ 534 - это современный четырехцилиндровый рядный агрегат с турбонадувом, выпускаемый Ярославским моторным заводом. Разработан он в тесной кооперации с компанией AVL (Австрия). По экологическим нормам двигатель полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕВРО-4. Когда-то ЯМЗ, начинался с одной площадки в Ярославле, а теперь их две. И еще одна - на нынешней окраине, за Волгой, как говорят местные. Там в 2013 году открыли новый завод по выпуску моторов ЯМЗ 530. Это самое современное производство турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе.
Премия «Лучшая инновация/технологический прорыв» была в 2010 году присуждена Институтом Адама Смита Ярославскому моторному заводу именно за осуществление проекта по разработке и внедрению в серийное производство качественно нового, современного семейства 4х и 6ти-цилиндровых дизельных двигателей «ЯМЗ-530». Одна из основных моделей данной серии – это L-образный четырёхцилиндровый турбированныймотор «ЯМЗ-534» Евро-4. Это самый первый серийный российский дизельный двигатель подобного класса. Кроме «четверок» ЯМЗ 534 и «шестерок» ЯМЗ 536 с осени 2015 года здесь выпускают дизели Mercedes-Benz OM 646 для автобусов Sprinter Classic, которые собирают на Горьковском автозаводе. На ЯМЗ полностью обрабатывают блок со сверловкой всех отверстий, расточкой и хонингованием. Обрабатывают и шлифуют коленвалы. Такое доверие немцев дорогого стоит. Свое производство На ГАЗе освоили литье сложнейших деталей ЯМЗ 534 - блока и головки. Литейка в Нижнем - самая современная. Механическую обработку в Ярославле наладили еще раньше, и поначалу отливки были импортные - с германского предприятия Fritz Winter. Это поставщик многих заводов, где производят автомобили BMW, Mercedes-Benz, Volvo и другие. Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ – ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные – «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода. Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.
Данная современная промышленная площадка обладает практически 90%-ным уровнем автоматизации производства, а всё производственное оборудование на нём – от ведущих мировых производителей. Кроме новых дизелей 530-й серии, здесь собирают также немецкие двигатели для микроавтобусов «Мерседес Спринтер». Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика – такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие. Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле. В настоящее время в прайс-листе Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG », ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort». Поршневая группа поставляется или из Костромы, с Мотордетали, где используют технологии и материалы фирмы Kolbenschmidt, или из Набережных Челнов, с завода Federal-Mogul. Заготовки коленвалов поставляет КАМАЗ. А на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) освоили выпуск ТНВД модульной конструкции! Раньше вся топливная система была фирмы Bosch. Электронный блок управления - московской фирмы ИТЕЛМА. Турбокомпрессоры делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвине. С отечественной топливной аппаратурой не только добились уровня Евро-5, но и работают над соответствием нормам Евро-6. Российские компоненты позволяют создавать более мощные модификации дизелей. Если прежде у ЯМЗ-534 (4,43 л) предел мощности составлял 190 л.с., то теперь есть 210 сильный двигатель, которым планируют оснащать седельный тягач Газон Next и другие автомобили.
Ветеран на конвейере - семейство V6/V8: эти двигатели выпускаются 55 лет! Помнится, специалисты ЯМЗ говорили, что V-образные моторы не будут доводить даже до уровня Евро-4 и постепенно свернут производство. Среди причин называли бoльшую, чем у рядных «шестерок», массу и относительно невысокую литровую мощность. Но с начала 2013 года эти моторы выпускают в исполнении Евро-3, Евро-4, а теперь и Евро-5. И на каждую версию есть свой потребитель. На основе мотора V8 ЯМЗ-6585 (14,86 л, 420 л.с.) уже сделали 500-сильный вариант. А вот крутящий момент подрос незначительно - с 1766 до 2000 Н·м: слишком большой момент не нужен, иначе возникнут проблемы с трансмиссией. Прирост мощности получен благодаря иным фазам газораспределения и совместной настройке системы common rail и турбокомпрессора.
«ЯМЗ-534» – это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Модификаций «ЯМЗ-534»
По своим возможностям, двигатели «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами. Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ – электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи. Более предметно обзор конкретного применения модификаций данных моторов выглядит следующим образом: «ЯМЗ-5340» – базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн – Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»). «ЯМЗ-53402» – разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ». «ЯМЗ-5341» – этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов. «ЯМЗ-5341/10» – данный мотор используется в качестве силового агрегата для автобусов семейства «ПАЗ-320412», с полной массой до 11-ти тонн. Имеется также специальная модификация «ЯМЗ-5341/11», под установку компрессора кондиционера. «ЯМЗ-5342» – применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т. «ЯМЗ-5344» – модификация для автобусов марки «ПАЗ-32053». «ЯМЗ-5344-10» – вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309». «ЯМЗ-53442» – специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси. «ЯМЗ-534/CNG» – самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе – самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения. Кроме того, с мая месяца 2014 года на заводе было запущено серийное производство форсированной модификации –«ЯМЗ-53472-10», с мощностью 215 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту, специально предназначенной для новых армейских бронированных автомобилей«ГАЗ-233036» (он же «СМП-2 «Тигр»).
Технические характеристики двигателя «ЯМЗ-534»
Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности. Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ – электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя. Некоторые технические показатели в конкретном выражении : Рабочий объём – 4430 кубических сантиметров; Мощность – от 136 до 215 л./с., в зависимости от модификации, при 2300-2600 оборотах в минуту; Число и расположение цилиндров – 4, «L»; Диаметр цилиндра/Ход поршня, в миллиметрах – 105/128; Степень сжатия – 17,5; Максимальный крутящий момент, Нм (кг/с.м) – 735 (75); Частота вращения при максимальном крутящего моменте – 1300-1600 оборотов в минуту; Высота оси коленчатого вала – 300 мм; Экологические показатели – Евро-4 (EGR + POC); Габаритные размеры (Длина/Ширина/Высота), в миллиметрах: 972/712/836; Вес двигателя, в незаправленном виде: 480 кг.; Порядок работы цилиндров:1 – 3 – 4 – 2; Система питания: непосредственный впрыск CR. Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Можно надеяться на то, что новый двигатель «ЯМЗ-534» станет ещё одним примером надёжного, неприхотливого и долговечного решения для силового агрегата. Ведь Ярославский моторный завод уже более полувека является самым крупным игроком отрасли и себе не изменяет. В том плане, что классическая его продукция – двигатели семейства «ЯМЗ-236», «ЯМЗ-238» имеют безупречную репутацию моторов чрезвычайно долговечных и надёжных, этаких «вечных двигателей» среди дизелей.Новый силовой агрегат, «ЯМЗ-534», по данным производителя, имеет прогнозируемый рабочий ресурс до капитального ремонта от 700 тысяч до 1 млн. км.; с необходимостью технического обслуживания каждые 30 тыс. км. (или же 1000 часов работы). Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.
Гарантия завода-изготовителя на силовые агрегаты данной серии составляет два года, либо 100 тысяч километров пробега. Моторы «ЯМЗ-534» являются весьма востребованными на рынке: объёмы их производства исчисляются десятками тысяч единиц в год. При этом первое техническое обслуживание запланировано через 15 тыс. км (или 500 часов), второе и последующие ТО двигателя – через 30 тыс. км (или 1000 часов).