С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2101, -2102 стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла (см. рис. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла). В этом насосе имелся дополнительный выключатель 8 стеклоочистителя, который срабатывал при нажатии на кнопку насоса.
1 – крышка; 2 – обойма выключателя; 3 – нижний контакт выключателя; 4 – колодка с контактами; 5 – верхний контакт выключателя; 6 – выпускной клапан; 7 – впускной клапан; 8 – корпус насоса; 9 – кнопка; 10 – возвратная пружина; 11 – шток; 12 – чехол; 13 – направляющая штока; 14 – верхний контакт выключателя; 15 – держатель подвижных контактов; 16 – нижний контакт выключателя;17 – направляющая держателя; 18 – диафрагма; 19 – кожух
С 1982 г. в стеклоочистителях устанавливался термобиметаллический предохранитель многоразового действия для защиты моторедуктора от перегрузок.
Снятие и установка стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102
1. Cнимите щетки с рычагами.
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и моторедуктора стеклоочистителя.
3. Отверните гайки крепления штуцеров рычагов и снимите уравнители.
4. Отверните гайки крепления кронштейна моторедуктора и снимите стеклоочиститель в сборе.
5. Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и разберите рычажный привод.
6. Установка стеклоочистителя производится в последовательности, обратной снятию.
Разборка, сборка и проверка моторедуктора стеклоочистителя
Детали электродвигателя стеклоочистителя
1 – крышка; 2 – панель; 3 – шестерня редуктора; 4 – стальная шайба; 5 – текстолитовая шайба; 6 – сухарь; 7 – корпус; 8 – якорь; 9 – кривошип; 10 – стопорное кольцо; 11 – защитный колпачок; 12 – пружинная шайба; 13 – уплотнительное кольцо; 14 – регулировочная шайба; 15 – подпятник; 16 – крышка электродвигателя
Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2.
2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их.
3. Выньте якорь 8 электродвигателя.
4. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.
5. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.
6. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.
7. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.
8. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
9. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не по-вредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.
10. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.
Данные для проверки моторедуктора
* При напряжении 14 В и температуре (25±10)° С в холодном состоянии.
Реле стеклоочистителя ВАЗ 2101, 2102
Данные для проверки
Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.
В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.
Возможные неисправности электродвигателя стеклоочистителя
ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, биметаллический предохранитель не срабатывает и не перегорает предохранитель 2 в блоке предохранителей | |
Повреждены провода питания моторедуктора, окислены наконечники проводов в соединительных колодках | Проверьте провода, поврежденные замените. Зачистите наконечники |
Замените переключатель | |
Зависание щеток электродвигателя, сильное загрязнение или подгорание коллектора | Проверьте, устраните зависание щеток или замените поврежденные детали; зачистите коллектор |
Обрыв проводов, соединяющих щетки электродвигателя с колодкой проводов | Проверьте и при необходимости припаяйте оборванные провода |
Поврежден термобиметаллический предохранитель в моторедукторе | Зачистите контакты термобиметаллического предохранителя или замените его |
Обрыв провода в обмотке якоря электродвигателя | Замените якорь или моторедуктор |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает, биметаллический предохранитель срабатывает или перегорает предохранитель 2 в блоке предохранителей | |
Рычаги механизма стеклоочистителя деформированы и задевают за детали кузова | Проверьте, выправьте рычаги или замените стеклоочиститель |
Щетки примерзли к стеклу | Оторвите щетки от стекла, не допуская повреждения резиновой ленты |
В механизм стеклоочистителя попал посторонний предмет | Проверьте, извлеките предмет |
Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя | Замените моторедуктор или якорь электродвигателя |
Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме | |
Поврежден переключатель стеклоочистителя | Замените переключатель |
Повреждено реле стеклоочистителя: | |
обрыв в обмотке реле; | замените реле; |
замыкание проводов на контактной стойке; | устраните замыкание; |
зазор между контактами прерывателя реле | устраните зазор, при необходимости замените реле |
Стеклоочиститель не останавливается в прерывистом режиме | |
Перегорела обмотка прерывателя в реле стеклоочистителя | Замените реле стеклоочистителя |
Кулачок шестерни моторедуктора не отгибает пружинную пластину концевого выключателя | Подогните пластину выключателя, чтобы кулачок отгибал пластину |
Загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе | Зачистите контакты концевого выключателя |
Загрязнение контактов прерывателя в реле стеклоочистителя | Зачистите контакты прерывателя или замените реле |
Стеклоочиститель работает с остановками в прерывистом режиме. Щетки не останавливаются в исходном положении | |
Окисление или неполное касание контактов концевого выключателя в моторедукторе | Зачистите контакты выключателя или подогните пластину концевого выключателя |
Моторедуктор очистителя работает, щетки не движутся | |
Поломаны зубья шестерни моторедуктора | Замените шестерню |
Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора | Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа, установив его в конечном положении |
Многие сталкивались с таким небольшим неудобством в работе штатного стеклоочистителя ВАЗ 2109: при кратковременном включении омывателя лобового стекла щетки делают 3 взмаха, хотя последний ход щетки делают уже по сухому стеклу, и вполне достаточно было бы и двух взмахов, чтобы убрать всю воду, которую набрызгал омыватель.
Это неудобство, как оказалось, легко устранимо. Для этого покупаем новое реле стеклоочистителя (если что-то не получится, можно будет вставить старое и тем самым не остаться без дворников) типа 526.3747, или другое аналогичное – маркировки могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя реле.В схеме этого реле нужно заменить резистор R4. Штатный имеет номинал 130 кОм, нам нужно поставить поменьше, в пределах 40 кОм – 70 кОм. У меня 56 кОм. Найти такой можно в точках по продаже радиодеталей, стоит копейки, либо выпаять из старой техники.
Расположение реле в «черном ящике»
Схема реле дворников ВАЗ 2109
Внутреннее исполнение такого реле может быть разным:
Вариант 1
Вариант 2
Во всех случаях нужный нам резистор подключен к 4-й лапке микрочипа. На рисунках выше он выделен.
Кстати говоря, эта доработка актуальна и для ВАЗ 2114-2115, ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта – для всех моделей, где используется этот тип реле.
Новые реле могут иметь принципиально другое исполнение. Например, мне попалось вот такое реле с маркировкой 723.3777 завода Энергомаш:
Реле 723.3777 Энергомаш. Его нам не переделать
Такое реле нам не переделать, поэтому его можно оставить в качестве запасного (оригинального), а перепаивать будем родное, извлеченное из монтажного блока:
Внешний вид родного реле
По поводу количества взмахов щеток разобрались. Теперь еще один момент.
При первом нажатии на рычаг для омыва стекла обычно бывает так: щетки уже тронулись, а воды на стекле еще нет. Это обусловлено тем, что насосу нужно время, чтобы прогнать воду по трубкам от бачка до форсунки омывателя. Эту ситуацию может исправить установка обратного клапана в трубку, чтобы предотвратить стекание воды из трубок обратно в бачок, когда насос не работает. Лично меня этот момент не сильно волнует, так как щетки идут по сухому только при первом включении, а установка обратного клапана увеличивает сопротивление потоку воды в трубках и без того слабому насосу омывателя, поэтому такую доработку на своем авто не делал и не планирую.
А для тех кто хочет попробовать есть такая информация: можно установить детали следующих номиналов: R2 – 2,2 кОм, C2 – 47 мкФ, R4 – 22 кОм. Величина C2 влияет на все три параметра реле – задержку между взмахами, количество взмахов при включении омывателя и задержку старта щеток, поэтому возможны варианты. Если у кого получится – отпишитесь в комментариях.
Если нет желания ничего переделывать, можно поставить специальное программируемое реле. При этом щетки будут стартовать с задержкой около 0,5 сек, также есть возможность задавать паузу между взмахами щеток в прерывистом режиме при помощи манипуляций с рычагом включения дворников. Оно имеет маркировку 723.3777-01 (аналог 411.3777), кому интересно - гугл и яндекс в помощь. Я бы порекомендовал сделать регулировку паузы в ручном режиме так, как это сделано в .
Вместе с перепайкой резистора в реле для уменьшения количества ходов щеток до двух это, на мой взгляд, необходимый и достаточный объем доработок стеклоочистителя ВАЗ 2109.
Рабочий механизм стеклоочистителей рассчитан на большой срок службы и, как правило, неисправности и поломки возникают из – за неправильной эксплуатации. Чаще всего выход их строя «дворников», случается в зимний период, когда щетки стеклоочистителя примерзают к лобовому стеклу, и водитель, не заметив этого, включает электромотор. При этом выйти из строя, может как электрическая, так и механическая часть стеклоочистителя. В данной статье мы разберем нюансы при поиске неисправностей и ремонта стеклоочистителя на автомобилях марки ВАЗ.
Принцип работы стеклоочистителя
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114 (кузов хэтчбек) установлен стеклоочиститель, и стеклоомыватель заднего стекла. На моделях ВАЗ 2199, 2115 (седан) очистителя заднего стекла нет.
«Дворники» лобового стекла, имеют несколько режимов работы, прерывистый (работа с паузой), низкая (первая) скорость, высокая (вторая) скорость, разовое троекратное очищение стекла, режим работы со стеклоомывателем. Задний очиститель работает только в одном положении и совместно со стеклоомывателем заднего стекла.
Типичные неисправности работы стеклоочистителя и методы их устранения:
К неисправностям стеклоочистителя относятся:
1) Полная неработоспособность системы (не работает ни один режим, не слышно работы электромотора):
- проверить наличие напряжения в 12 вольт на клемме 6, в разъеме стеклоочистителя, массу 4, а также проверить все питающие схемы (предохранитель 4 и 5, переключатель, монтажный блок, замок зажигания и так далее);
- проверить работоспособность переключателя режимов (наличие управляющего напряжения 12 В, на клеммах 1 и 2 разъема стеклоочистителя, при переключении режимов);
- проверить работоспособность самого электромотора (требуется демонтаж и разбор);
2) Не работает прерывистый режим (все остальные работают);
- основная причина, это неработающее реле «КЗ», на схеме, и переключатель режимов (легче всего проверить методом подмены, на заведомо исправное)
3) Щетки стеклоочистителя не останавливаются в положенном, нижнем положении, а останавливаются в любом месте (щетки могут выходить за рамки лобового стекла):
- сломался (или выгорел) концевой выключатель в электромоторе (заменить не возможно, только мотор целиком, но можно попробовать исправить и починить выключатель);
- неправильная регулировка положения дворников (выставить дворники по месту);
- начал обходится вал привода механизма щеток (разбор и замена вышедших из строя деталей);
4) Слышен шум электромотора, но щетки не двигаются (щетки могут дергаться, на одном месте):
- обошелся («слизало» шлицы) приводной вал привода механизма стеклоочистителя (заменить или исправить шлицевую часть электромотора);
- раскрутилась гайка, крепящая шток механизма, к валу электромотора (затянуть гайку);
5) Нет срабатывания дворников, после включения стеклоомывателя:
- скорее всего, вышел из строя подрулевой переключатель режимов (заменить на заведомо исправный);
- возможно нарушение работы и исправности монтажного блока (измерить напряжение на клеммах 9 и 18);
6) Плохое качество очищения стекла.
- щетки стеклоочистителя потеряли эластичность (заменить щетки на новые);
- попадание масляных материалов на стекло (масло из выхлопной трубы впереди едущего автомобиля, воскование на мойке, загрязнение после полировки и так далее)
Поиск неисправностей и ремонта, заднего стеклоочистителя происходит по схожим принципам, (схема прилагается ниже), за исключением отсутствия в работе заднего стеклоочистителя режимов работы, и соответственно отсутствия некоторых деталей (реле, концевого выключателя в электродвигателе и так далее).
Электрическая часть стеклоочистителя лобового стекла:
Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.
На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.
На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.
Способы подключения стеклоочистителей.
Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.
При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.
Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.
Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.
На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.
Схема стеклоочистителя работа.
Нулевое положение.
Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.
Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.
Первое положение.
При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.
Второе положение.
Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.
admin 31/08/2011«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER»
"Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"Чистота лобового стекла очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2107, это может привести к неприятной ситуации на дороге. В статье дается электросхема стеклоочистителя, рассматриваются неисправности и способы устранения.
[ Скрыть ]
Устройство стеклоочистителей
Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, нужно знать (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).
Принципиальная схема очистителя стекла
На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он находится в моторном отсеке в коробке воздухосборника отопителя. Его электросхема похожа с электросхемой очистителей стекла на ВАЗ 2106.
- предохранитель;
- электрический двигатель агрегата;
- блок предохранителей;
- выключатель, который подает воду на стекло;
- переключатель, с помощью которого меняется скорости движения;
- реле;
- замок зажигания.
Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Включается механизм с помощью переключателя на рулевой колонке, он же включает . Благодаря мотору и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.
Валы соединяются с редуктором тягами и передают колебательные движения. В итоге щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от загрязнений.
Для очищения от грязи устанавливается омыватель. В конструкцию омываетля ВАЗ входит: моторчик, насос, форсунки и бачок. Моторчик запускает , который подкачивает жидкость, находящуюся в бачке омывателя. Через форсунки она разбрызгивается на стекло.
Распространенные неисправности и методы устранения
Причины, почему не работают дворники на автомобилях, независимо УАЗ это или семерка, в основном одинаковые. Ниже приведены неисправности и методы их устранения.
Неисправность | Способ устранения |
Дворники не работают в обоих режимах. | В этом случае следует проверить предохранители. Если они перегорели, нужно заменить новыми. Если окислились лишь контакты, нужно несколько раз вытянуть предохранители и поставить на место. Может потребоваться замена трапеции дворников Ваз. |
Щетки не работают только в прерывистом режиме. | В этом случае сначала нужно проверить поступление электропитания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле. |
Неисправен переключатель очистителя | Поменять трехрычажный переключатель |
Дворники работают, но при отключении они остаются в произвольном положении. Причина может быть в поломке редуктора, так как в нем находится концевой выключатель. | Необходимо зачистить контакты или подогнуть пластину выключателя. При необходимости следует заменить редуктор. |
Не работает электродвиигатель. | В этом случае нужно демонтировать электродвигатетель, проверить состояние обмотки и щеток. |
Щетки не движутся при работающем редукторе. | Поломаны зубья шестерни, требуется ее замена. Может быть слабо закреплен кривошип на шестерне, нужно затянуть гайку крепления. |
В основном проблема механическая — разбивается трапеция.
При ремонте дворников многие меняют штатные изделия на бескаркасные. Они имеют привлекательный внешний вид, лучше прижимаются к стеклу, не имеют шарнирных соединений, поэтому на них не влияют загрязнение и обледенение.Конструкция очистителя стекла представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества деталей. Отказать может любая из них, что повлечет либо полный отказ работы механизма, либо будет некачественное очищение стекла.
Если разбираться в электросхеме стеклоочищающего механизма, то обслуживание можно выполнить своими руками.