Сорта дизельного топлива.
ГОСТ Р 52368-2005 “Топливо дизельное Евро. Технические условия” предусматривает выпуск современного дизельного топлива для умеренного, холодного и арктического климата 6 сортов, 5 классов и 3 х видов. Данный ГОСТ унифицирован с европейским стандартом EN590 и соответствует требованиям к двигателям Евро-3, Евро-4 и Евро-5.
1. Умеренный климат.
Сорта топлива 6 наименований (A,B,C,D,E и F) экологических классов топлива К4 и К5 (обозначение по техническому регламенту Таможенного союза) предусмотрены для умеренного климата , характеризуются предельной температурой фильтруемости (таблица 1). В таблице приведены данные для 4 и 5 экологических классов топлива.
Таблица 1.
Сорт топлива | Экологический класс по ТР ТС | Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Содержание серы, мг/кг, не более | Цетановое число, не менее | |
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) |
Сорта А, В, С относятся к летним, сорта
D , E , F – к переходным.Температура фильтруемости обозначает ту температуру, ниже которой дизтопливо не проходит через стандартный фильтр с необходимым расходом.
2. Холодный и арктический климат.
2.1. Дизельное топливо для этих климатических зон по ГОСТ Р 52368-2005 выпускается по классам 5-и значений (0, 1, 2, 3, 4), характеризующихся предельной температурой фильтруемости, температурой помутнения и другими показателями (таблица 2).
Таблица 2.
Показатели | Классы зимнего топлива | ||||
Предельная температура фильтруемости, °С | |||||
Температура помутнения, °С, не выше | |||||
Цетановое число, не менее | |||||
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с | |||||
Плотность при 15°С, кг/м 3 | 800-840 | ||||
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 30 |
2.2. Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52368-2005 и приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза зимнее дизельное топливо классифицируется следующим образом (таблица 3).
Таблица 3.
2.3. Пример записи продукции при заказе и в технической документации по ГОСТ Р 52368-2005:
«Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009)
— Сорт А (В, С, D, Е, F), вид I (вид II, вид III);
— класс 0 (1, 2, 3, 4) , вид I (вид II, вид III)».
Автотранс-консультант.ру.
Известно, что нельзя летнее дизтопливо заливать в автомобиль зимой, а зимнее топливо лучше использовать непосредственно в зимние месяцы. Ведь каждое из них имеет свой химический состав, где меняется только процентное соотношение тех или иных веществ.
Дизельное топливо в своем составе имеет 15 - 30 процентов ароматических углеводородов, 10 - 40 процентов парафиновых углеводородов и 20 - 60 процентов нафтеновых углеводородов. В зависимости от эксплуатации в различных внешних условиях применения производители меняют процентный состав топлива.
Виды ДТ
Существует три марки ДТ:
- арктическое - А;
- зимнее - З;
- летнее - Л.
Марка А используется в местности, где температура опускается ниже -30 градусов. Марка З там, где температура в зимнее время года может пересекать отметку в - 20 градусов, а марка Л - во время года, когда температура не опускается ниже 0 градусов. Эти виды топлива делятся на подвиды. У каждого из них свои показатели фильтруемости, застывания и помутнения, которые меняются в зависимости от содержания различных химических веществ.
На что влияет состав дизельного топлива
Процентного состава ДТ вдияет на следующие характеристики:
- низкотемпературные свойства;
- степень чистоты;
- вязкость и плотность;
- экологичность;
- влияние на срок эксплуатации двигателя;
- пожароопасность;
- испаряемость.
Одним из главных является низкотемпературное свойство. Для того, чтобы понизить температуру застывания при помощи специальных технологий, углеводородный состав ДТ подвергают изменению и добавляют тяжелые фракции. При этом удается снизить температуру помутнения и фильтруемости. Иногда в ДТ добавляют депрессионные присадки, благодаря которым температуру застывания тоже можно понизить, но температура помутнения остается прежней. К тому же, такое топливо можно использовать не во всех сферах.
Количество воды, смол, механических примесей, нафтеновых кислот в ДТ напрямую влияет на работу мотора и срок его эксплуатации. Чем чище будет дизтопливо, тем лучше будет работать двигатель . Износ мотора раньше времени может произойти из-за низкого содержания серы. Но при этом его производителям необходимо соблюдать тонкую грань. Увеличенное содержание серы повышает количество опасных составляющих в выхлопных газах и влияет на экологию. Принято считать, что качественное, экологичное дизтопливо должно содержать в своем составе до 0,035 процентов серы.
В составе дизельного топлива встречаются парафиновые углеводороды, нафтеновые или ароматики. От того, какие из этих веществ используются при производстве дизтоплива, меняются характеристики самовоспламеняемости. Наиболее высокий показатель у ДТ с применением парафиновых углеводородов , соответственно на нем двигатель будет запускаться лучше всего. Средний показатель - у нафтеновых, наиболее низкий - у ароматиков. Увеличить цетановое число можно при помощи присадок или высокоцетановых компонентов. Цетановое число не должно быть ниже 45 единиц.
На появление нагара, коррозии и на износ двигателя оказывает влияние сернистые соединения, которые представляют собой металлы и непредельные углеводороды. Образование нагара не дает двигателю нормально работать , что приводит к его перегреву и плохой очищаемости от отработавших газов. Мощность двигателя снижается, а потребляемость топлива становится все больше. Из-за чрезмерного содержания смолистых соединений вязкость увеличивается, а испаряемость вещества становится хуже. В соответствии с техническим регламентом коксуемость любой марки ДТ не должена превышать 0,3 процента, а содержание золы не более 0,01 процент.
Одним из важных показателей является температура вспышки. По этому параметру можно определить, насколько дизель пожароопасен. От этого зависит сфера его применения. В пожароопасных местах, в закрытых помещениях можно использовать топливо с повышенной температурой вспышки - не менее 40 градусов. Топливо для судовых, тепловозных двигателей, горнодобывающих машин должно иметь не меньше 60 градусов. По своему цвету марки дизельного топлива не очень сильно отличаются, так как в него не добавляют красителей.
Дизельное топливо (ДТ) бывает арктическим, зимним или летним. Основное отличие их друг от друга в температуре предельной способности к фильтрации, помутнения и застывания. Летнее топливо зимой при минус 20°С может замерзнуть и его использование станет невозможным.
Дизтопливо характеризуется такими параметрами:
- цетановым числом (ЦЧ),
- прокачиваемостью,
- вязкостью,
- низкотемпературными свойствами.
Под цетановым числом подразумевается воспламеняемость дизельного топлива.
Это промежуток времени от впрыскивания топлива в цилиндр до начала горения. Более высокое число способствует быстрому воспламенению и плавному сгоранию топлива. От цетанового числа зависит и температурная характеристика дизтоплива. Именно ЦЧ разграничивает дизтопливо на зимнее и летнее.
Зимнее ДТ имеет число 50-65 единиц, а летнее - около 45. В международных стандартах вместо цетанового числа используют дизельный индекс (diesel index) и цетановый индекс (cetan index).
Вторым Важным свойством дизтоплива является прокачиваемость.
Это свойство обеспечивает необходимую подачу топлива в цилиндры. Прокачиваемость зависит от количества в топливе механических примесей, смол, влияющих на прохождение топлива через фильтр.
Важной характеристикой дизельного топлива является вязкость.
Слишком большая вязкость повышает выделение дыма в процессе сгорания топлива и увеличивает потребление топлива, что снижает экономичность двигателя. Это объясняется тем, что из-за повышенной вязкости снижается прокачиваемость топлива через фильтры и ухудшается процесс смесеобразования. И наоборот, топливо с пониженной вязкостью хуже герметизирует и смазывает зазоры плунжерных пар в топливном насосе высокого давления (ТНВД). Дизтопливо пониженной вязкости иногда становится причиной выхода из строя ТНВД.
Еще одним показателем качества топлива являются его низкотемпературные характеристики.
Первая категория - арктическое дизтопливо, способное проходить через фильтр при температуре минус 50°С. Такое топливо используется в странах, где температура воздуха крайне низкая и использование другого ДТ невозможно.
К следующей категории относится зимнее дизтопливо. При крайне низких температурах происходит процесс кристаллизация парафина. Температура, при которой топливо сохраняет свои рабочие свойства, не превышает минус 35°С.
Самые популярные марки дизтоплива такие:
- летнее дизельное топливо высшего сорта Л-0,2-62;
- топливо дизельное автомобильное (ТДА) сорт С, Е, марка (EN 590);
- топливо дизельное экологическое ДЭК-3. Имея улучшенные экологические показатели, это топливо обычно применяют в городских условиях.
Для улучшения свойств топлива в них часто добавляют различные присадки, которые очищают топливную систему от воды, маслянистых отложений, что способствует увеличению работоспособности двигателя.
Чем чище дизельное топливо, тем качественнее и эффективнее работает двигатель. Эта характеристика дизельного топлива является очень важной.
Для определения характеристики чистоты топлива используют коэффициент фильтруемости, который определяют соотношением времени, за которое топливо проходит через фильтр при определенном атмосферном давлении.
В основном фильтруемость дизтоплива зависит от содержания воды, механических примесей, смол и кислот в дизельном топливе.
Фильтрация топлива очень важна. Каждый раз, когда происходит заправка топливом, в горловину топливного бака может попасть пыль, способная нанести значительный ущерб трущимся поверхностям двигателя и всей системе питания. Пыль через форсунки может проникать в цилиндры двигателя, засорять каналы распылителя форсунки, что может снизить мощность двигателя из-за недостаточного поступления топлива в камеру сгорания.
Поэтому целесообразно покупать фильтры только известных производителей.
Неправильно подобранная присадка способна привести к плачевным последствиям.
Необходимо помнить, что у очень эффективных присадок могут быть отрицательные свойства. После печальных последствий неправильного применения присадок многие владельцы отказались от их использования. Особенно это касается применения присадок для иностранной техники. Зарубежные двигатели, особенно японские, очень чувствительны к качеству топлива и на наличие присадок в нем реагируют по-разному.
Неправильное использование присадок в таких двигателях часто приводит к поломке дорогой техники.
Для улучшения пуска двигателя, особенно в зимнее время, и увеличения эффективности его работы применяют присадки, способные повысить цетановое число.
Присадки для увеличения цетанового числа не оказывают отрицательного воздействия на характеристики топлива.
Их рекомендуется применять лишь в случаях, когда топливо обладает большой смазывающей способностью. К сожалению, повышение цетанового числа с помощью при-садки может снизить смазывающее свойство топлива. Обычно добавление присадки в топливо с низкими смазывающими свойствами может привести к ускоренному износу деталей двигателя и выходу из строя форсунок.
Несмотря на всевозможные фильтры, сепараторы и присадки, все равно со временем засоряется. Особенно это касается старых двигателей. Для решения этой проблемы предназначены моющие присадки, популярность которых во всем мире очень большая. Моющие присадки способны удалять отложения, образовавшиеся в двигателе. Эти отложения представляют собой нагар, который ухудшает процесс сгорания топлива, а также способствуют увеличению токсичности выхлопных газов. Сразу после применения моющей присадки токсичность резко уменьшается и, кроме того, наблюдается повышение мощности двигателя и уменьшение расхода топлива.
Некоторые производители присадок утверждают, что они изготавливают универсальные, многоцелевые присадки. К таким присадкам надо относиться с особой осторожностью, тщательно проверяя истинность рекламы производителя.
Владельцы автомобилей ежедневно сталкиваются со сложным выбором: где купить топливо, чтобы оно было качественным; какую присадку добавить в топливо, чтобы не навредить двигателю и получить пользу; какой фильтр установить, чтобы он хорошо очищал топливо.
Для выполнения этих задач существует два пути: применение хороших фильтров и присадок, однако, следует учитывать, что они не всегда совместимы. Топливные фильтры предназначены для конкретного вида топлива, а применение присадки не исключает вероятности изменения свойств топлива, например вязкости, и фильтр не сможет выполнять свою функцию.
Может быть и такой вариант, когда топливный фильтр отфильтрует присадку из топлива, и в камеру сгорания топливо попадет без присадки.
Поэтому перед использованием новых фильтров или присадок следует внимательно ознакомиться с их свойствами и характеристиками, чтобы избежать неприятных случаев.
В этой статье мы рассмотрим виды и характеристики дизельного топлива. Компания «Ренетоп» предлагает низкие с доставкой по Уралу. Мы эксперты по дизтопливу и знаем о нем все, или почти все.
Зимнее дизельное топливо ЕВРО класса 2, экологического класса 5 (ДТ-З-К5)
Экологический класс 5 дизельного топлива регулирует содержание серы. Оно не превышает 10 мг/кг. Производство дизтоплива и его качество регламентируется ГОСТ 32511-2013.
Температура помутнения составляет не выше -220С метод испытания по ГОСТ 5066. Предельная температура фильтрации - 320С проверка по ГОСТ 22254.
Фракционный состав, испытания проводятся методом А по ГОСТ 2177:
- Перегонка до 1800С - 9%.
- Перегонка дл 3600С - 96,5%.
- 95% перегоняется при температуре 3570С.
Цетановое число не менее 48. Плотность дизельного топлива при температуре 150С составляет 800-840 кг/м3.
Компания «Ренетоп» предлагает жителям Урала:
Зимнее дизельное топливо ЕВРО класса 1, экологического класса 5 (ДТ-З-К5)
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32511-2013 - основные нормативные документы, в соответствии с которыми производится ДТ-З-К5 класса 1.
Температура помутнения не выше -150С, предельная температура фильтрации не выше минус 26 градусов по Цельсию.
95% перегоняется при температуре 3240С. Цетановое число не менее 49. Плотность дизельного топлива при температуре 15 градусов по Цельсию составляет 800-845 кг/м3.
Зимнее дизельное топливо экологического класса К5
Массовая доля серы не превышает 10 мг/кг. Предельная температура фильтрации не выше -320С, температура помутнения не превышает -220С.
95% перегоняется при температуре 3310С. Цетановое число не менее 48. Плотность дизельного топлива при температуре 15 градусов по Цельсию составляет 800-855 кг/м3.
Топливо дизельное TANECO зимнее класс 2, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5)
ДТ соответствует:
- Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";
- СТО 11605031-085-2014.
Топливо дизельное TANECO зимнее класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5)
Температура застывания: минус 63 °С.
Фракционный состав по ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 (EN ISO 3405, ISO 3405):
- Отгон при температуре 210°С - 25%;
- Отгон при температуре 250°С - 50 %;
- Отгон при температуре 350°С - 97%.
Дизельное топливо содержит присадки:
- Противоизносную "Oli 5500" в количестве до 0,02 % масс.
- Депрессорно-диспергирующую "Keroflux 3670" в количестве до 0,03 % масс.
Топливо дизельное TANECO межсезонное сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5)
Температура помутнения дизельного топлива составляет минус 4,5°С. Предельная температура фильтрации не выше минус 15 градусов по Цельсию. Фракционный состав:
- При температуре 250 градусов по Цельсию перегоняется 35%.
- При температуре 350°С перегоняется 93%.
- 95% по объему перегоняется при температуре 355 градусов по Цельсию.
Применяется для дизельных агрегатов в межсезонный период.
Топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5)
Цетановое число в соответствии с государственным стандартом имеет значение не ниже 51. Предельная температура фильтрации не превышает минус 15 градусов по Цельсию. Температура помутнения - минус 8°С. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов не превышает 8%.
Топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта С, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)
Предельная температура фильтрации не выше минус 5 градусов по Цельсию. Цетановое число не менее 51. Фракционный состав:
- При 250°С перегоняется 60%.
- При 350°С перегоняется 97%.
- 95% перегоняется при температуре 332°С.
Массовая доля воды составляет 15мг/кг, при требованиях, предъявляемых государственным стандартом не менее 200 мг/кг.
Топливо дизельное TANECO летнее сорт С, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Л-К5)
Температура помутнения минус 4,1 градуса по Цельсию, предельная температура фильтрации минус 23°С.
Массовая доля воды менее 30 мг/кг. Цетановое число 56,9. Плотность при температуре 15°С составляет 819 кг/м3.
В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230…380 ˚С
. Такое топливо назвают дизельным топливом или дизтопливом.
Для получения необходимых свойств к дизельному топливу прямой перегонки добавляют керосиногазойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов.
В среде автомобилистов дизельное топливо нередко называют соляркой
, но мало кто знает, что солярка - его первоначальное название, поскольку еще в позапрошлом веке более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти, называли «солярол» (от немецкого «Solaröl» - «солнечное масло»).
В середине прошлого века в нашей стране выпускался нефтепродукт под официальным названием Соляровое масло, использовавшийся в качестве топлива в системе питания дизелей с невысокой частотой вращения коленчатого вала. Поэтому название дизельного топлива «солярка», «соляра» до сих пор используется в разговорной речи.
Конечно же, спустя почти столетие, требования к свойствам современных дизельных топлив отличаются от свойств Солярового масла из-за технических новаций в развитии двигателестроения, но, как это часто бывает, устоявшееся название топлива для дизелей - «солярка» оказалось очень живучим.
В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива:
- Л (летнее) – для температуры окружающего воздуха 0 ˚С и выше;
- З (зимнее) – для температуры окружающего воздуха минус 20 ˚С и выше;
- А (арктическое) – для температуры окружающего воздуха минус 50 ˚С и выше.
Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями.
Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать хорошими смазывающими свойствами, достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью.
В соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» (в настоящее время устарел) кинематическая вязкость дизельного топлива при 20 °C
для летних сортов должна быть в пределах 3,0...6,0 сСт
(сантистоксов), для зимних сортов - 1,8...5,0 сСт
, для арктических сортов - 1,5...4,0 сСт
.
Указанный стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива. Вода, попавшая в дизельное топливо, отслаивается при хранении и скапливается внизу, поскольку дизельное топливо имеет меньшую плотность. Если вода попадает в систему питания дизеля, двигатель глохнет и для приведения его в рабочее состояние требуется тщательная очистка топливопроводов и приборов системы.
С 2005 г. в России действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации европейского стандарта EN 590-2009 (или ЕВРО-5EN 590). Согласно требованиям нового стандарта в дизельном топливе жёстко нормируется содержание серы в виде различных сернистых соединений - меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др.
Понижение содержания серы в дизельном топливе, как правило, приводит к снижению его смазывающих качеств, поэтому для дизельных топлив с очень низким содержанием сернистых соединений обязательным условием является наличие смазывающих присадок.
Цетановое число дизельного топлива
Основной показатель дизельного топлива - цетановое число, характеризующее способность топлива к воспламенению в камере сгорания, т. е. его воспламеняемость. Цетановое число равно объёмному содержанию цетана в смеси с α -метилнафталином, которое в стандартных условиях имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследуемым топливом.
Температура вспышки для автомобильного дизельного топлива должна быть не выше 70 °C .
Температура вспышки горючей жидкости
- это минимальная температура, при которой воспламеняющаяся жидкость выделяет достаточное количество паров, чтобы образовать воспламеняющуюся смесь с воздухом над поверхностью горючей жидкости (при нормальном атмосферном давлении).
Если температура вспышки горючей жидкости выше максимальной температуры окружающей среды, то взрывоопасная смесь не образуется. Следует учитывать, что температура вспышки смеси различных воспламеняющихся жидкостей может быть ниже, чем температура вспышки её отдельных компонентов.
Температура вспышки дизельного топлива может быть в диапазоне от 52 °С до 96 °С в зависимости от типа двигателя, для которого оно применяется и условий его работы. Поскольку дизтопливо применяется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно обладать высокой температурой вспышки и низкой температура самовоспламенения.
Цетановое число топлива определяет мощностные и экономические показатели дизельного двигателя.
Диапазон значений цетанового числа используемых в двигателях дизельных топлив колеблется от 40
до 55
. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения.
Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива, что повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60
, то прироста мощности двигателя не происходит.
Применение топлива с низким цетановым числом приводит к увеличенному периоду задержки или запаздыванию самовоспламенения. В этом случае в камере сгорания накапливается большая масса топлива, которая затем мгновенно сгорает (взрывное горение).
При этих условиях давление в цилиндре нарастает скачкообразно, дизель работает жестко (слышится металлический стук), вследствие этого возрастает нагрузка на коренные подшипники, повышается их износ, что приводит к преждевременному выходу подшипников из строя.
При нормальном цетановом числе период запаздывания воспламенения топлива мал, оно воспламеняется сразу же при входе в камеру сгорания. Давление в цилиндре нарастает плавно, двигатель работает мягко, без стуков и процесс сгорания топлива в цилиндре идет нормально.
Дизельное топливо с чрезвычайно высоким цетановым числом (выше 70...75 ) не успевает полностью перемешиваться с воздухом, процесс сгорания происходит при недостаточном количестве воздуха, вследствие чего топливо догорает в процессе такта рабочего хода, из-за чего падает экономичность дизеля, появляется дымный выхлоп, увеличивается нагарообразование и т. д.
Физические свойства дизельных топлив
Физические свойства дизельных топлив регламентируются упомянутым выше ГОСТ 305-82.
Летнее дизельное топливо
Летнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 860 кг/м 3
62 °C
. Температура застывания должна быть не ниже минус 5 °C
.
Летнее топливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...360 °C
.
Зимнее дизельное топливо
Зимнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 840 кг/м 3 и температуру вспышки - плюс 40 °C . Температура застывания зимнего дизельного топлива не должна превышать минус 35 °C .
Получают зимнее дизельное топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...340 °C
.
Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением специальной депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, практически не влияя на температуру предельной фильтруемости.
В условиях кустарных и частных АЗС чаще всего зимнее дизельное топливо получают, добавляя в летнее дизельное топливо до 20% керосина, при этом эксплуатационные свойства топлива практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо
Арктическое дизельное топливо имеет плотность не более 830 кг/м 3
и температуру вспышки - плюс 35 °C
. Температура застывания такого топлива - не выше минус 55 °C
.
Получается арктическое топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180...320 °C
.
Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо, по сути, - утяжеленный керосин.
Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число (35-40
) и недостаточные смазывающие свойства, что неприемлемо для нормальной работы ТНВД и форсунок, поскольку смазывающие свойства дизтоплива используются для снижения трения в узлах и приборах системы питания.
Для улучшения смазывающих свойств арктического дизельного топлива в него добавляют минеральные моторные масла и цетаноповышающие присадки.
Существует и другой способ получения арктического дизельного топлива - депарафинизация летнего дизельного топлива, который требует применения специального оборудования и является более дорогим по сравнению с использованием керосина в качестве добавки.
Плотность дизельного топлива
Важным физическим свойством дизельного топлива является его плотность. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности.
Автомобиль, заправленный более плотным дизельным топливом, имеет больший запас хода по времени работы двигателя и пробегу.
Обычно плотность дизельного топлива в нормальных условиях (при температуре плюс 20 °C
) находится в пределах 0,825...0,845 г/см 3
.
Плотность дизельного топлива, как и других веществ, зависит от температуры окружающего воздуха - при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается (происходит усадка).
Для определения изменения объема топлива при колебаниях температуры внешней среды на практике можно использовать простой способ, описываемый формулой: «Один литр на каждую тонну топлива при изменении температуры на один градус». Разумеется, при этом следует учитывать, что при повышении температуры объем увеличивается, а при снижении - уменьшается.
Обозначение и маркировка дизельных топлив
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы ДТ - дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения
- Л - летнее (температура фильтруемости не определяется);
- Е - межсезонное (-15 °С );
- З - зимнее (-20 °С );
- А - арктическое (-38 °С ).
Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
- К2 - содержание серы не более 500 мг/кг ;
- К3 - содержание серы не более 350 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
- К4 - содержание серы не более 50 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
- К5 - содержание серы менее 10 мг/кг , (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, - на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (в соответствии со спецификацией Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Необходимо отметить, что в настоящее время (с 2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 1 января 2015 г. выведено из обращения топливо класса К3, а с 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с данным ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
- 32 °С ;
- ДТ-З-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 38 °С ;
- 44 °С ;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 48 °С ;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) - для температуры до минус 52 °С .
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Согласно принятой ООН системе классификации опасных грузов дизельные топлива относятся к подклассу 3.3 третьего класса опасности (легковоспламеняющиеся жидкости) и имеют порядковый номер в системе - 1202
.
Образец оформления знака опасности, устанавливаемый на транспортных средствах, перевозящих дизельное топливо, показан на рисунке 1
.
Современная маркировка дизельного топлива
Старый ГОСТ 305-52, который действовал с середины прошлого века, предусматривал простую классификацию дизельного топлива по маркам: летнее топливо, зимнее дизельное топливо и арктическое топливо. В настоящее время сорта дизельного топлива маркируются по ГОСТ Р 52368-2005, разработанном в соответствии с европейскими стандартами ЕВРО 5, а именно – спецификации EN 590. Этими стандартами уделяется больше внимания показателям массовой доли серы в дизтопливе.
Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние - по температуре вспышки, зимние - по температуре застывания.
Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое).
Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего - температуру застывания.
С целью исключения ошибок "минус" перед значением температуры пишется словом, а не знаком "-".
Виды дизельного топлива
В настоящее время в России и за рубежом можно встретить различные маркировки дизельного топлива, не всегда удобные для понимания. В таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся виды дизельного топлива, расшифровка их обозначения и маркировки, а также описание свойств и физических характеристик.
Таблица 1 . Виды дизельного топлива и его маркировка
Вид топлива и его маркировка |
Иностранная маркировка |
Характеристика топлива |
Дизтопливо Л-0.2-40 |
Summer diesel L-0.2-40 |
Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +40°С. |
Дизтопливо Л-0.5-40 |
Summer diesel L-0.5-40 |
Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо Л-0.2-62 |
Summer diesel L-0.2-62 |
Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +62°С. |
Дизтопливо Л-0.5-62 |
Summer diesel L-0.5-62 |
Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо А-0.2 |
Arctic diesel A-0.2 |
Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания - не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей - не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы. |
Дизтопливо А-0.4 |
Arctic diesel A-0.4 |
Арктическое дизтопливо. Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.4%. |
Дизтопливо арктическое экологически чистое | Arctic diesel ecologicaly safe | Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% - для топлива II вида. |
Дизтопливо ДЛЭЧ | Diesel summer ecologicaly safe | Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения - минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЗп | Winter diesel DZp | Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЗЭ | Winter diesel (export grade) | Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания - не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +60°С. Плотность при 20°С - не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо ДЛЭ | Summer diesel (export grade) | Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЛЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см 3 . |
Дизтопливо 3-0.2 минус 35 |
Winter diesel Z-0.2 minus 35 |
Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С. |
Дизтопливо 3-0.5 минус 35 |
Winter diesel Z-0.5 minus 35 |
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо 3-0.2 минус 45 |
Winter diesel Z-0.2 minus 45 |
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения - не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С. |
Дизтопливо 3-0.5 минус 45 | Winter diesel Z-0.5 minus 45 | Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы - не более 0.5%. |
Дизтопливо малосернистое №2 | Low sulphur №2 oil | Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см 3 . Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С. |
Дизтопливо "ГОМ" | Gasoil motuer | Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для автомобильного дизельного топлива равно 48, а для печного топлива с этим же названием - 40. Содержание серы - не более 0.3%. |
Дизтопливо "Джапан-А" | Gasoil Japan-A | В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 45. |
Дизтопливо "Джапан-Б" | Gasoil Japan-В | В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 50. |
Дизтопливо "Сингапур регулар" | Gasoil Singapore regular 0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct |
Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения - от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см 3 . |
Стоимость дизельного топлива
Стоимость дизельного топлива в разных странах может варьировать в достаточно широких пределах, и зависит она
от собственных нефтяных ресурсов и мощностей по их переработке, налоговых сборов и субсидий, а также от экономического благосостояния страны.
В странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения цена любого топлива, в том числе дизельного, существенно выше, чем в слаборазвитых странах и странах, производящих и экспортирующих нефть. Некоторое исключение составляет США, где цены на нефтепродукты, несмотря на богатую экономику, относительно низкие.
Средняя цена дизельного топливо по всему миру (на конец сентября 2016 г.) составляет 0,86
долларов (американских) за литр.
Конечно же, цена дизельного топлива разных марок и сорта может существенно отличаться от базовой.
В качестве примера ниже приведена средняя стоимость дизельного топлива в отдельных странах (в американских долларах за литр):
- Иран - 0,10 USD
- Саудовская Аравия - 0,19 USD
- Казахстан - 0,36 USD
- Россия - 0,54 USD
- Беларусь - 0,61 USD
- США - 0,62 USD
- Украина - 0,70 USD
- Китай - 0,83 USD
- Австралия - 0,93 USD
- Германия - 1,23 USD
- Франция - 1,25 USD
- Израиль - 1,51 USD
- Норвегия - 1,61 USD
У нас в стране можно ориентироваться по цене дизельного топлива в столичном регионе и Москве – здесь (по состоянию на конец сентября 2016 года) оптовая цена на дизельное топливо составляет 28…32,5 рубля, розничная – в среднем 35 рублей за литр.
Благодаря современным средствам информационных коммуникаций купить дизельное топливо любого качества и в любом количестве можно посредством поставщиков, предлагающих нефтяную продукцию через Интернет.