Главный раввин Израиля сказал: «Мы должны срочно изменить закон о возвращении. Так, чтобы под него попадали только те, кто является евреем по Галахе. Израиль, конечно может решить, что он - государство-нянька для стран третьего мира, но пока такое решение не принято, мы должны прекратить привозить сюда неевреев. Нет никакой логики в том, чтобы создавать себе проблему, а потом изо всех сил пытаться ее решить, как это сейчас происходит с законом о гиюре. Я знаю случай, когда из-за одного деда - еврея, который вообще похоронен в Москве, благодаря Закону о возвращении, сюда приехало 78 человек - его дети и внуки. Они получили корзину абсорбции, все права, полагающиеся репатриантам, и привезли с собой нееврев и даже смешанные семьи. Как сказал Рамбам - «Прежде всего бедняки моего города». Я считаю, что сначала нужно позаботиться о евреях и тех неевреях, которые уже здесь находятся. Иначе можно будет спросить: а почему собственно только третье поколение, почему не четвертое?»
Таким образом рав Давид Лау отреагировал на опубликованную на сайте информацию о том, что, как выяснилось, в мире существует 23 миллиона человек, попадающих под Закон о возвращении, и только 14 миллионов из них - евреи по Галахе. То есть, 9 миллионов человек, не являющимися евреями с точки зрения ультра-ортодоксального иудаизма, теоретически имеют право стать гражданами Израиля, и это то, что так испу
гало уважаемого главного раввина. Эти статистические данные обнародовал в своем докладе профессор Дела Пергула в ходе своего выступления на конференции «Геры, возвращенцы и присоединившиеся: пополнение еврейского народа».
Нет сомнений, что высказывание Давида Лау отвратительно. По сути, он говорит всем тем 400 тысячам репатриантов из стран СНГ, которые не считаются евреями по галахе, что, с его точки зрения, страна не принадлежит им. И это главный раввин Израиля, человек, от которого во многом зависит жизнь всех граждан страны - все вопросы, касающиеся браков, похорон и т.д.
Проблема в том, что несмотря на всю боль и унижение, которые его слова могут причинить нам, русскоязычным репатриантам, это честнее, чем то, что делает израильское правительство. Вот уже 25 лет, как в соответствии с Законом о возвращении сюда приезжают репатрианты из стран СНГ, которые думают, что они здесь желанны, которых приглашал сюда Сохнут и другие еврейские организации. Но приехав в Израиль, через какое-то время, многие из них обнаруживают, что они не имеют право здесь жениться, и что если, не дай Бог, кто-то из них погибнет в бою, защищая эту страну, его похоронят не рядом с товарищами, а за забором. То же самое, кстати, касается молодых американцев - ортодоксов и реформистов, многие из которых здесь также не считаются евреями по галахе. На самом деле, среди западных стран, Израиль - единственное государство, где они, евреи-реформисты, не могут жениться по своим правилам и традициям.
Вот уже 25 лет, как израильские правительства обманывают нас, и мы расплачиваемся за этот обман. Давид Лау просто озвучил, то что происходит здесь в действительности - раввинат нас здесь видеть не желает. Мы ведь и так постоянно чувствуем это на себе. Это знают все репатрианты алии 90-ых, которым довелось жениться в Израиле. Потому что даже те, кто является евреем по галахе, должны для этого пройти серию издевательств, предназначенных исключительно для приехавших из стран СНГ. Мы это чувствуем, когда в процессе «подтверждения еврейства» сталкиваемся с тотальным непониманием нашей культуры и традиций. Это чувствуется по заносчивости и агрессивности раввинов, которые могут потребовать доставить к ним престарелую больную бабушку только для того, чтобы она произнесла специально для них несколько слов на идише. Или добиваться от вас имени кошерного мясника, услугами которого вы пользовались на Украине и требовать привезти оттуда справки стоимостью в несколько сот долларов.
Но настоящий абсурд в том, что когда ортодоксального раввина заставляют делать послабления при гиюре и заставляют нас проходить гиюр именно у него, это оскорбляет и его тоже. Иудаизм нельзя насадить насильно. Более того, иудаизм в течение многих тысяч лет избегал миссионерства и старался всячески затруднить процесс прохождения гиюра. Сегодня правительство оказывает давление на представителей религии, чтобы те не только облегчили гиюр, но и заставили нас его пройти чуть ли не насильно. Иначе вы ведь не сможете пожениться. В последнее время, правительственные учреждения даже начали специальную миссионерскую кампанию, направленную исключительно на женщин. Там им обещают легкий гиюр, который не потребует от них менять привычный образ жизни. Но это обещание - наглый обман, за последствия которого придется отвечать ортодоксальному раввину, перед всеми теми женщинами, которые обратятся к нему после этой широкой кампании.
То есть правительство отдает вопрос еврейства на откуп ортодоксальным раввинам, а потом требует от них делать послабления. «Если ты нам заплатишь - мы тебя защитим». «Защитите от чего?» «От нас». - вам это ничего напоминает? По таким законам испокон веков работает мафия и рэкет.
Можно, конечно, тихо злиться на слова Давида Лау, но можно и потребовать от тех, кого мы избрали своими лидерами, от тех, кто сидит сегодня в Кнессете и несет ответственность за страну, найти реальное демократическое решение проблемы. Возможно, некоторые израильтяне искренне согласны с равом Лау, но точно не все. И государство не имеет права ни навязывать его всем нам, ни заставлять его изменять своим принципам и убеждениям.
Единственное верное решение в такой ситуации, это допустить альтернативу. Чтобы те, кто хочет этого, проходили ортодоксальный гиюр, кто хочет - реформистский или консервативный, а уж кто не хочет - не проходил его вообще, или проходил тогда, когда созреет для этого, а не в срочном порядке, ради женитьбы. И пусть пока что он будет иметь возможность зарегистрировать брак в министерстве внутренних дел. Только так мы сможем избежать унижения и сохранить уважение к иудаизму и к самим себе.
И не стоит опасаться того, что свобода выбора приведет к ассимиляции. В США, где о религиозном диктате нет и речи и каждый может зарегистрировать свой брак просто в муниципалитете, население сегодня, в среднем, более религиозное, чем в Израиле. Потому что уважение к религии и к традициям нельзя навязать директивой сверху, это прививается воспитанием, семьей, это должно идти изнутри - и никак иначе.
Численность еврейского народа в мире достигла 14 310 000 человек. 54% еврейского населения планеты живет сегодня за пределами Израиля, только 46% - на исторической родине. 98% евреев сосредоточены в 17 странах мира (включая Израиль). Вот где, согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, сегодня существуют самые крупные еврейские общины:
Среди стран американского континента больше всего евреев живут в США – 5.700.000,
Канада - 385 000
Мексика – 67 000
Панама – 10 000
Аргентина – 230 000
Уругвай – 17 000
Чили – 18 000
Самая большая община в Европе – 485 000 евреев – проживает во Франции.
Великобритания - 270 000
Испания – 30 000
Швейцария – 19 000
Италия - 28 000
Германия – 100 000
Бельгия – 30 000
Голландия – 29 900
Швеция – 15 000
Венгрия – 47 000
Россия - 186 000
Украина – 63 000
Беларусь – 11 000
Турция - 17 000
Австралия - 112 000
Южная Африка – 70 000.
Конечно, это не весь список, еврейские общины сегодня существуют и во многих других странах.
На 01.01 2016 года число евреев в мире составляла 14,5 миллиона человек, что до сих пор меньше показателей 1939 года (16,6 миллиона). При этом за 70 послевоенных лет еврейское население на планете Земля росло со скоростью 0,33% в год.
При этом численность евреев в диаспоре уменьшилась более чем на четверть по сравнению с 1948 годом. На момент провозглашения независимости в 1948 в Израиле проживало 606 тысяч человек.
В 1948-1952 годах, когда евреи получили возможность свободно въезжать в Израиль, еврейское население страны увеличилось с 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. А на 01.01.2016 года в Израиле проживало 6,5 миллионов евреев, что составляет 44% общей численности еврейского населения.
Численность еврейского населения в Израиле росла в 2014-2015 годах в среднем на 1,9% в год. За 5 лет (2010-15 гг.) число евреев в Израиле выросло на 9,2%, а в диаспоре оно уменьшилось на 0,5%.
С 1990 по 2015 год евреев в диаспоре стало меньше на 10%, в то время как в Израиле их стало больше на 60%. При сохранении нынешней тенденции численность евреев в Израиле сравняется с численностью еврейской диаспоры к 2026 году.
Помимо еврейского населения Израиля, другой крупнейшей по численности общиной является еврейская община США. Причем, если данные по численности населения Израиля точны, то численность еврейского населения США, впрочем, как и любой другой общины, является оценочными.
Сейчас в США проживают 5,3 миллиона взрослых евреев (из них 5% родились в СССР). 1,3 миллиона еврейских детей в США получают хотя бы частичное еврейское образование.
35% американских евреев принадлежат к реформистскому течению в иудаизме. 18% - к консервативному, а 10% - ортодоксы. 30% американских евреев считают себя иудеями, но не ассоциируют себя с каким-либо религиозным течением. А 22% американских евреев являются атеистами разной степени убежденности.
Если же исходить из израильского «Закона о Возвращении», согласно которому «Каждый, у которого бабушка или дедушка евреи, имеет право на поучение израильского гражданства», то право на возвращение на свою историческую родину в Израиль имеет не менее 9-ти миллионов граждан США.
Не менее 90% американских евреев является ашкеназами. В Израиле же принято считать, что число ашкеназов и сефардов в стране примерно равно. Точно посчитать это вряд ли возможно, так как браки между ашкеназами и сефардами являются повседневным явлением.
В Израиле проживает порядка 130 000 репатриантов из Эфиопии – как евреев, так и членов их семей, а также т. н. «фалашмура», то есть потомков крестившихся эфиопских евреев. Мужчины-эфиопы в смешанные браки практически не вступают. Каждая пятая женщина-эфиопка вступает в смешанный брак (с евреями-гражданами Израиля не эфиопского происхождения).
Эфиопские районы — Кирьят-Нордау в Нетании, Кирьят-Моше в Реховоте и Рамат-Элиягу в Ришон ле-Ционе.
Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) у американских евреев - 2,1 ребенка на одну женщину. Но это как раз та самая средняя температура по Соединенным Штатам. Потому что ортодоксов, у которых в США в среднем 4,1 ребенка в семье, насчитывается в этой стране полмиллиона человек. У остальных же американских евреев в семье в среднем 1,8 ребенка на одну женщину.
Причем две трети американских евреев, не придерживающихся религиозных традиций, вступают межнациональные браки.
Большинство американских религиозных евреев живет в Нью-Йорке. А в Нью-Йорке, главным образом, в Бруклине: в Уильямсберге, Бедфорде - Стайвесанте, Краун-Хайтсе и Боро-Парке. Бруклинские хасидские общины растут очень быстрыми темпами. В религиозных еврейских семьях принято иметь по 5-10 детей.
В Нью-Йорке живёт самая большая община бухарских евреев после израильской (50 тысяч человек). Они живут компактно в районе Куинс. В районе бухарских евреев расположена улица Сергея Довлатова (Sergei Dovlatov way).
Что же касается Израиля, то в 2014 году 75% евреев Израиля были «сабрами» - то есть родившимися в Израиле. За 2014 год население страны увеличилось на 162 тысячи человек (2%). За это время в Израиле родилось 176 тысяч человек, умерли 44 тысячи человек, и приехали 32 тысячи новых репатриантов.
По данным бюро статистики, в 2016 году впервые в истории Еврейского Государства сравнялась рождаемость среди еврейских и арабских женщин. Рождаемость в обоих секторах составляет 3,13 ребёнка на женщину.
В Израиле в 2014 году было 14 городов с населением более 100 000 человек, а в шести из них жителей свыше 200 тысяч. Это Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод и Петах-Тиква.
В Израиле имеется 5 городских агломераций помимо большого Тель-Авива, которую называют «Гуш Дан».
5 фактически сросшихся в один город имеющих самостоятельный статус населенных пунктов это:
1. Район Шфела (города Нес-Циона, Реховот, Ришон-ле-Цион, Беэр-Яаков и Явне);
2. Район Шарон (Рамат-ха-Шарон, Герцлия, Раанана, Кфар-Саба и Ход-ха-Шарон) - кстати, самый престижный район страны;
3. Пригороды Хайфы - «Крайот» (Кирьят-Моцкин, Кирьят-Бялик, Кирьят-Хаим и Кирьят-Ям);
4. Агломерация на юге Хайфского округа (Зихрон-Яаков, Пардес-Хана-Каркур, Хариш и Ор-Акива).
5. Иерусалим и окрестности.
В 1969-1988 годах в Израиль из СССР приехало 174 тысяч репатриантов. Плюс к этому по состоянию на 1 марта 2015 года израильским гражданством обладали порядка 860 тысяч человек в возрасте 18 лет и старше, родившихся в бывшем СССР и прибывших в Израиль на ПМЖ в 1989 – 2014 годах. В данном случае речь идет только о гражданах Израиля, получивших израильское гражданство согласно «Закону о Возвращении».
Кроме того, ежегодно израильское гражданство получают 5 тысяч человек как вступившие в брак с гражданами Израиля. В подавляющем большинстве это граждане (вернее гражданки) России, Украины и Белоруссии.
Кроме евреев в Израиле проживают национальные меньшинства. К примеру, христиане. 161.000 израильтян (2% от населения) исповедуют христианство. 80% из них арабы-христиане. В Нацрате (Назарете) — их около 22,4 тысяч человек, в Хайфе — 14,6 тысяч, в Иерусалиме — 11,9 тысяч, в Шфараме — 9,6 тысячи.
Помимо христиан в Израиле проживают друзы, порядка 150 тысяч. Но самыми многочисленными национальными меньшинствами в Израиле являются мусульмане разных национальностей (бедуины и палестинцы). Их общая численность приближается к полутора миллионам. Они проживают компактно в восточном Иерусалиме (более 300 тысяч человек), к также в арабских городах на севере Израиля: Сахнин, Бак-эль-Гарбия, Ум-эль-Фахкм, арабская часть Назарета и другие, более мелкие.
В Хайфе, Лоде и Яффо проживают значительные арабские общины, хотя подавляющее большинство населения этих городов — евреи.
На юге Израиля проживает порядка 150 тысяч бедуинов. 60 тысяч в главном бедуинском городе Рахате, а так же небольших бедуинских поселения, главным образов вокруг Беэр-Шевы.
Интересно отметить, что 2013 году суммарный коэффициент рождаемости женщин-мусульманок составлял 3,4 ребенка на одну женщину, по сравнению с 4,7 ребенка на одну женщину в 2000 году.
Соответственно, сокращаются и темпы роста мусульманского населения страны в целом: с 3,8% в 2000 году до 2,4% в 2013 году. Самые высокие темпы прироста населения наблюдаются у бедуинов, численность которых приближается к 200 тысячам. Рост рождаемости у евреев составил 1,7%, у друзов 1,5% и у христиан - 1.6%. Живущие главным образом на севере страны палестинцы по своему демографическому поведению так же стремительно приближаются к стандартам еврейского населения.
Рождаемость в еврейских семьях в Израиле растет, а в среде израильских арабов - снижается. По данным Центрального бюро статистики, в 2013 году в Израиле общий показатель рождаемости вырос на 0,2 процента (всего родилось 171 207 младенцев). В еврейском секторе в минувшем году родилось 127 409 детей, что на 1,3% больше, чем в 2012 (125 409). А в семьях, исповедующих ислам, родилось 34 766 детей, что на 5,5% меньше по сравнению с 2012 (36 766).
В целом же, в 2013 году среди израильских арабов родилось 39 028 ребенка, что на 3,5% ниже, чем в 2012 году, когда появилось 40 433 младенцев. В арабских семьях христианского вероисповедания в 2013 году на свет появилось 2 602 ребенка, в друзском секторе — 2 350 детей.
В среднем 21 из каждых 1000 еврейских женщин родила в 2013 году. В 2000 году эта цифра составляла 18,3 на 1000. Средняя рождаемость среди арабских женщин, напротив, упала до самого низкого уровня за все время наблюдения: 24,8 на 1000, по сравнению с пиком в 35 рожениц на 1000 женщин в том же 2000 году.
Доля возрастной группы населения «0-14» лет у евреев выросла с 25,8% от всего еврейского населения в 2000 году до 27,2% в 2015 году. Доля той же возрастной группы у арабов Израиля уменьшилась с 41% в 2000 году до 34% в 2015 году.
Уровень рождаемости в светских еврейских семьях составляет в среднем два ребенка, в национально-религиозном лагере — 4,3, в ультрарелигиозной среде — 6,5.
Еще один, на мой взгляд, любопытный факт. В Иудее и Самарии проживают 60 тысяч поселенцев-граждан Соединенных Штатов Америки, что составляет 15% от их общего числа. Это при том, что всего в Израиле проживают 170 тысяч репатриантов из США. Каждый десятый американский поселенец в Иудее и Самарии - кандидат наук.
Средняя продолжительность жизни женщин в Израиле по данным на 2012-й год — 83,6 года, мужчин — 79,9 лет.
В Израиле постоянно находится порядка 50.000 иностранных рабочих, занятых в области оказания помощи больным и престарелым. Большинство таких работниц приезжают с Филиппин. Имеется также меняющееся число граждан Таиланда занятых в сельском хозяйстве и граждан Китая и других стран, занятых в строительстве.
Кроме того, право на работу, главным образом в строительстве и сельском хозяйстве, получают десятки тысяч жителей территорий. Но их число постоянно меняется. И они не живут в Израиле, а утром приезжают на работу, а вечером уезжают домой.
Беженцев Израиль в принципе не принимает. Беженцы в Израиле: 250 вьетнамцев в прибывшие в страну семидесятые годы 20-го века, сотня боснийцев в 1993 году, 112 албанских мусульман в 1999 году и 6000 христиан-ливанцев в 2000 году.
Но в стране проживает примерно 300 тысяч нелегальных иммигрантов (не считая нелегалов - жителей территорий).
За свою недолгую историю Израиля было пять лет, когда эмиграция из страны была больше, чем репатриация. Это было в 1954-м, 1976-м, 1982-м и 1986-87 годах.
В последние годы число эмигрантов (человек, не пребывавший в Израиле на протяжении года, но до этого проживший в стране непрерывно более 90 дней) из Израиля составляет 0,7 человека на каждую тысячу жителей - это рекордно низкий показатель для стран OECD.
В 2000 году этот коэффициент составлял для Израиля 3,8 человека на каждую тысячу жителей, для Швейцарии он был равен 6,9, для Украины - 10,5 человека. На 01.01.2014 г 680 тысяч израильских граждан, евреев и арабов (которые, кстати, составляют примерно треть эмигрантского потока), постоянно живут за рубежом.
Из них 280 тысяч родились в Израиле, а 400 тысяч получили израильское гражданство по «Закону о Возвращении». Примерно 300 000 эмигрантов из Израиля проживает в США. Из них 64% - евреи.
Данные уточняются.
Еврейский Университет Иерусалима, Институт Мандэля Бэрмана и Североамериканский Еврейский Банк Данных опубликовали интересный отчет, в котором проанализирована общая численность, распределение и демографические тенденции еврейского населения мира. Некоторые цифры в нем интересны, поэтому мы хотим привести краткую аннотацию отчета. Любые дальнейшие вопросы можно разрешить путем чтения самого отчета.
Любое исследование численность любого народа, и тем более еврейского сталкивается со сложностями: а кого можно считать частью нации? Расплывчатое определение и разнообразные трактовки того, что такое нация, народ наталкиваются в данном случае на дополнительные сложности – религиозную принадлежность к иудаизму как фактор включения или исключения из различных выборок. Институт выделяет несколько кругов принадлежности – «имеющие еврейских предков», «легитимные в соответствии с законом о репатриации», «расширенное ядро нации», «ядро нации». Однако в каждом из этих кругов наличествуют исключения. В результате институт строит модель, базирующуюся на здравом смысле понимания, «что такое еврей?». Перейдем к численным показателям, доступным на 2010 год.
Согласно им общая численность евреев в мире составляет 13,428,300 человек. Из них вне Израиля живет большинство: евреи рассеяния составляют 7,724,600 человек, в то время как евреи, проживающие в Израиле – 5,703,700. В Северной Америке, США и Канаде, проживает почти столько же евреев, сколько во всем Израиле (5,650,000).
1,455,900 евреев живет в Европе. Из них 297,100 проживает на территории Советского Союза.
Общее еврейское население мира продолжает успешно расти, правда несколько медленней чем общее население мира. В конце войны их количество составляло 11 миллионов ровно. Оставим проблему численного измерения Холокоста в покое – понятно, что истинное число жертв его останется тайной. Статистика, доступная в отчете начинается только с 1945 года, причем довоенная статистика не говорит о какой-то существенной коррекции численности еврейского населения во время войны, отличающейся от других наций.
Страны с наибольшим количеством еврейского населения:
Израиль (объяснимо)
США
Франция
Канада
Великобритания
Российская Федерация
Аргентина
Германия
Австралия
Бразилия
Украина
Южная Африка
Венгрия
Мексика
Бельгия
Голландия
Италия
Чили
Интересно, что данные института коренным образом противоречат данным перечисленных стран. Так, например, численность евреев Германии, согласно данным этого отчета – 119 тысяч человек. В то время, как известно, что с 1990 по 2004 год в страну въехало двести тысяч евреев. В России – 205 тысячи, согласно данным отчета. А согласно данным переписи – порядка 190. Интересно, что согласно еврейским источникам эмиграция не столь сильно влияет на численность евреев в России, как раньше: она уравновешена возвратом евреев в Россию. Пятьдесят процентов русских евреев живет в Москве, 20% – в Петербурге, остальные – в городах-миллионниках. Традиция маленьких городков умерла с урбанизацией.
Наконец о концентрации евреев в разных странах. Лидеру по числу евреев на тысячу человек населения – Израиль (объяснимо). Без сектора Газа и Западного Берега – 775 человек на 1000. Дальше – США, где на 1000 человек приходится 17,1 еврея. В Канаде – 11, во Франции – 7,7. В России – 1,5 еврея на 1000 человек населения.
Интересно рассортировать города мира по численности населения евреев.
Тель-Авив (2,979,900)
Нью-Йорк (2,007,850)
Иерусалим (703,600)
Лос Анжелес (684,950)
Хайфа (671,400)
В городах из верхнего списка, как мы видим, живет большинство населения евреев мира – 52,5%.
Южная Флорида (метрополис)
Беер Шева
Сан Франциско
Париж
Чикаго
Филадельфия
Бостон
Вашингтон, округ Колумбия
Лондон
Торонто
Буэнос Айрес
Атланта
Москва (95,000)
Балтимор
Сан Диего
Денвер
Феникс
Кливленд
Монреаль
Эти города вместе в предыдущими покрывают 80% численности евреев в мире.
Сколько в мире евреев?
Каждый 514-й в мире - еврей
Согласно исследованию, осуществленному демографами из Еврейского университета в Иерусалиме, численность мирового еврейского населения в минувшем году достигла 13,75 млн человек. 43 процента от этого числа живут в Израиле.
При этом численность мирового еврейства за минувший год возросла на 88 тыс. человек. Исходя из данных, полученных учеными, получается, что евреем является каждый 514-й человек на планете, то есть евреи составляют 0,2 процента всей глобальной популяции.
Страной с наиболее многочисленным еврейским населением в мире является Израиль, где проживает 43 процента мирового еврейства. Месяц назад, накануне Рош а-Шана, Центральное статистическое бюро Израиля сообщило, что общее население Израиля составляет почти 8 млн человек. Уроженцами страны являются 73 процента от этого числа.
В Израиле проживают 5 978 600 евреев, что составляет 75 процентов от всего населения государства.
За предыдущий иудейский год население Израиля возросло на 96 тыс. человек, преимущественно благодаря естественному приросту. За означенный период в страну въехало 16 892 репатрианта - больше всего из России (3678), Эфиопии (2666), США (2363), Украины (2051) и Франции (1775).
Около 40 процентов израильтян проживают в тель-авивской агломерации, являющейся наиболее густонаселенным и урбанизированным регионом страны. 17% проживают на севере страны, 14% - на юге. В Иерусалиме и Хайфе в совокупности проживают 12% населения страны, в Иудее и Самарии - 4%.
Крупнейшая еврейская община диаспоры проживает в США - около 5,3 млн. Ряд демографов считают, что численность «расширенного еврейского населения» США значительно выше и доходит до 6,5-7 млн (превосходя таким образом Израиль). Далее в порядке убывания численности евреев следуют Франция (600 тыс.), Канада (390), Великобритания (350), Аргентина (280), Россия (228), Австралия (120), Германия (118), Бразилия, Украина и ЮАР (около 100 тыс. в каждом государстве).
В диаспоре еврейское население не распределено, как правило, равномерно по территории страны, а сосредоточено в крупнейших мегаполисах. Около 2 млн евреев проживают в нью-йоркской агломерации (то есть больше чем в какой-либо стране мира, за исключением США и Израиля). Крупнейшими центрами концентрации еврейского населения (более 100 тыс. в каждом) являются также Лос-Анджелес, Майами (вместе с другими городами Южной Флориды), Париж, Филадельфия, Чикаго, Буэнос-Айрес, Бостон, Сан-Франциско, Лондон, Торонто, Вашингтон, Балтимор, Монреаль и Москва.
Любопытно, что за пределами Израиля есть два города, большинство населения которых составляют евреи. Это пригороды Монреаля (Канада) Хемпстед и Кот-Сен-Люк. Правда, население каждого из этих городов не превышает 20 тыс. человек.
В России, по данным переписи 2010 года, оказалось 157 тыс. евреев. По мнению демографов, численность еврейского населения несколько выше и составляет около 230 тыс. человек. Около 55 процентов еврейского населения России сосредоточено в четырех регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Палестинцы проигрывают в демографической войне
72% палестинок в возрасте 15-49 лет стараются избежать беременности. То же самое можно сказать о 78% женщин Марокко, 71% в Иордании, 69% в Египте и Ливии, 68% в Сирии, 63% в Ираке и 61% в Йемене.
Статья опирается на исследование доктора Николаса Эберштадта, лидирующего демографа American Enterprise Institute. Исследование было опубликовано в июне этого года.
Эберштадт пишет: "По всему мусульманскому миру уровень рождаемости драматически падает. По данным ООН все 48 государств с мусульманским большинством населения переживают спад рождаемости на протяжении последних трех десятилетий. Снижение рождаемости в странах ислама – больше, чем в среднем во всем мире. Шесть из восьми самых крупных снижений рождаемости в послевоенную эпоху зафиксированы в мусульманских странах, четыре из них – в арабском мире. Никакой другой регион в мире – ни быстро растущая Юго-Восточная Азия, ни стремительно модернизирующаяся Восточная Азия и близко не подошли к подобной ситуации. Это - достойное пристального внимания снижение рождаемости в мусульманском мире. Оно является одним из самых важных демографических трендов современности".
Подробно текущий демографический тренд в странах ислама и его катастрофические последствия был описан в работе американского аналитика Дэвида Голдмена " Почему умирают цивилизации (и ислам тоже)" о которой можно прочитать в статье - "Как умирают цивилизации: Почему исламское чрево перестало рожать" .
В то время как уровень рождаемости среди евреев в Израиле в 2012 составил 3 ребенка на женщину и продолжает расти, во всех ближневосточных странах, за исключением Йемена, Ирака и Иордании он ниже 3 и продолжает снижаться. Уровень рождаемости в Иране 1,8 (хуже, чем во многих странах Европы), в Саудовской Аравии и государствах Залива – 2,5, в Египте и Сирии - 2,9. Уровень рождаемости среди израильских арабов – меньше трех детей на женщину и продолжает снижаться. В 2012 доля еврейской рождаемости в Израиле составила 77%, по сравнению с 69% в 1969. В то время, как уровень рождаемости среди религиозных евреев несколько снизился, рождаемость среди светских евреев продолжает расти.
В этих условиях Палестинская автономия идет на любые трюки чтобы завысить количество своих субъектов в Иудее и Самарии. По данным израильского аналитика Йорама Эттингера, количество палестинских арабов на территориях завышено на миллион человек. Палестинская автономия, вопреки международным стандартам, учитывает в качестве резидентов 400 тысяч палестинцев, постоянно проживающих за границей. 300 тысяч арабов Восточного Иерусалима учтены дважды – и в регистрах Израиля, и в регистрах Палестинской автономии. Автономия намеренно занижает данные о смертности и завышает данные о рождаемости, игнорирует эмиграцию и т.п.
Нынешнее еврейское большинство на территории Израиля и Западного Берега -66% от всех жителей при сохранении нынешнего демографического тренда превратится в абсолютное большинство – более 80% к 2035 году.
Вчера, 00:38
Евреев отметили на карте США
Американский демографический сайт PopulationMapping.com опубликовал подробные карты, позволяющие узнать много нового о географии расселения евреев США. Карты эти составлены географом Джошуа Коменецом для Банка данных евреев Северной Америки Института Мэндела Л. Бермана. На картах можно увидеть, что американские евреи расселены по территории страны весьма неравномерно. А что могут эти карты рассказать нам о будущем американских евреев?
Подобные исследования проводились и раньше, но предоставляли более ограниченную информацию. Перепись, проводимая Статистическим бюро населения США, фиксировала количество людей, владеющих ивритом или идишем, а также родившихся в Израиле, но не конфессиональную принадлежность. Появлявшиеся ранее карты базировались на источниках, содержавших информацию более общего характера, таких как издание American Jewish Year Book. Коменец же, используя такие источники, как бюллетени Статистического бюро населения и Банка данных евреев Северной Америки, а также проведя собственные исследования, смог рассказать о численности и географии расселения американских евреев значительно больше.
В целом картина проживания евреев в США оказалась знакомой и отражающей общеизвестную историю их миграций. Наиболее многочисленное еврейское население сконцентрировано на восточном и западном побережьях - от Вашингтона до Бостона и от Сан-Диего до Сан-Франциско. Немало евреев проживает также в старых индустриальных центрах - Питтсбурге, Кливленде, Детройте, Чикаго, Сент-Луисе и Миннеаполисе. В последнее время, следуя за солнцем и новыми перспективами, многие евреи переместились в города Юга и Дальнего Запада - в Атланту, Денвер, Финикс, Даллас, Хьюстон и, конечно, во Флориду. В 22 городских округах США проживает более 40 тысяч евреев в каждом; в 13 - более 100 тысяч.
Полученные данные выглядят гораздо интереснее, если анализировать их с исторической точки зрения. В 1960 году American Jewish Year Book сообщил, что в США насчитывается 5,37 млн евреев. По данным Коменеца, в настоящее время эта цифра выросла до 6,74 млн. При этом доля евреев в населении США, выросшем за эти годы со 179 до 310 млн, несколько сократилась.
Заметно изменилась и география расселения еврейского населения. В 1960 году во всем штате Флорида проживало 110 тыс. евреев. Сейчас такое их количество насчитывается в одном только округе Майами-Дейд. А что случилось с 22 тысячами евреев, проживавшими в Канзас-Сити (Миссури) в 1960 году? Теперь в этом городе насчитывается всего около 5 тыс. евреев. А 150 евреев Армора, Оклахома, проживавших там в 1960 году? В 1890 году здесь была открыта первая в штате синагога. Сейчас во всем округе проживает два еврея, а синагога закрылась в 2004 году.
Карты Коменеца и собранные им данные позволяют нам прикоснуться к судьбам огромного числа людей, решивших приехать, остаться, или двигаться дальше. Почему, перемещаясь по стране, евреи сосредотачиваются в одних местах, а в других их почти не остается?
История может дать ответ, почему евреи живут по всему штату Нью-Йорк, от Бруклина (561 тыс. человек) до округа Аллегейни (9 человек). А какой жизнью живут 100 евреев округа Ливингстон, штат Нью-Йорк или 50 евреев округа Стюарт, штат Теннеси? Что они привносят в жизнь окружающих как евреи и просто как люди? И как отражается на жизни округов Команчи, Техас, и Робертс, Южная Дакота, тот факт, что там нет ни одного еврея? Эти вопросы помогают сквозь сухую статистику увидеть судьбы людей.
Новые карты могут оказаться полезными не только для удовлетворения любопытства. Из них мы можем узнать, что американские евреи живут не только на побережьях и в крупных городах.
География расселения определяет судьбу общины. Существует вопрос «критической массы». Еврейскую культуру вне контакта с относительно многочисленным сообществом трудно сохранять и поддерживать даже самым преданным семьям. Для этого требуется инфраструктура - школы, синагоги и магазины кошерных продуктов. Конечно, кошерную еду можно заказать в Интернете, современный миньян тоже зачастую собирается онлайн. Но смогут ли отдельные люди или небольшие общины поддерживать еврейскую культуру в течение долгого времени? Вся история американских евреев дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Важен и вопрос о взаимоотношениях между евреями и американским обществом в целом. Тот факт, что большинство евреев сосредоточено в паре десятков крупных городов, означает, что очень многие простые американцы никогда в реальной жизни с евреями не сталкивались. Судя по всему, концентрация еврейского населения в крупнейших городах только усилится. А высокой урбанизации всегда сопутствует ассимиляция.
Нет гарантированных формул, которые позволили бы увеличить или хотя бы сохранить на неизменном уровне численность еврейского населения США. Это возможно только в том случае, если сами евреи, вне зависимости от региона своего проживания, поставят еврейские ценности во главу угла.
Материал подготовил Дмитрий Ерусалимский
На сегодняшний день в мире проживает около 15 миллионов евреев. Из них лишь 43 % сосредоточено на территории исторической родины, в Израиле. Подавляющее большинство из остальных 57 % живет сегодня на территории 17 стран: в США (их число превышает 5 млн. человек (39 %), что больше, чем в других странах), Канаде, Франции, Великобритании, Испании, России, Германии, Австралии и ряде других стран. Несмотря на такое распределение, эксперты утверждают, что численное равенство между израильскими евреями и мировой диаспорой возможно и наступит к 2026 году, при условии, что нынешняя тенденция «возвращения» на историческую родину сохранится.
В этой статье выясняем, сколько евреев в России проживает в настоящее время.
Конец ХХ века
Еврейское население долгое время находилось в нашей стране в подавляемом состоянии. И профессор Университета Брандейса Джонатан Сарна, который многие годы жизни посвятил изучению истории еврейского народа в США, после поездки в Россию в 1986 году писал: «Всякая еврейская жизнь в Москве оказалась загнанной под землю. Изучение иврита объявлено незаконным, большинство еврейских собраний запрещены, Хоральная синагога (единственная, официально разрешенная в столице синагога) переполнена шпионами, а наиболее выдающиеся представители еврейского народа объявлены преступниками и спешат покинуть Россию-матушку навсегда».
Что изменилось сегодня?
С приходом нового тысячелетия отношение к евреям значительно улучшилось. Теперь, приезжая в Россию, профессор Сарна отмечает, что еврейская практика встречается повсюду. По меньшей мере четыре еврейские школы существуют в Москве. Еврейских детей обучают целому ряду религиозных и общеобразовательных предметов, в том числе ивриту. В 2005 году на базе Центра иудаики и еврейской цивилизации в МГУ была создана кафедра иудаики, сотрудники которой изучают историю евреев, еврейские языки, литературу, политику и экономику.
Что касается синагог и религиозных общин, то их на сегодняшний день насчитывается 15 по всей Москве. В целом такого количества религиозных центров достаточно для удовлетворения потребностей иудеев, проживающих в российской столице. Но каково их число на всей территории страны? Сколько евреев живет в России?
Непростой вопрос
Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос, необходимо обратиться к данным переписей населения за несколько лет. Однако здесь возникает проблема. Точно сказать, сколько евреев в России, оказывается непросто. Почему? Прежде всего, потому что самым ярким показателем в этом вопросе является маца - традиционная еврейская лепешка, - а точнее, количество ее покупателей. Однако этот показатель достаточно относительный и не показывает, сколько в России евреев на самом деле.
Еще одним фактором оценки является количество людей, которые идентифицируют себя как евреи и те, которые обнаруживают свои еврейские корни по материнской линии. Таких людей принято называть Но что, если, оценивая «по ощущениям», сколько евреев проживает в России сегодня, принять во внимание и тех, чьи еврейские корни прослеживаются по отцу? Очевидно, что установленный показатель может быть превышен как минимум в два раза!
Официальные показатели
Обратимся теперь к данным переписей за предыдущие годы.
Анализируя официальные показатели, можно сделать вывод, что численность еврейского населения России постепенно снижается и сегодня составляет около 180 тыс. человек. При этом важно отметить, что тенденция к сокращению началась еще в конце 80-х годов, когда с территории бывшего СССР значительное число евреев эмигрировали в Израиль. Представители национальных общин, проживающие в Москве, считают, что многие евреи, которые остались в Советском Союзе, отрекались или скрывали свою личность, чтобы избежать преследований советской властью и сохранить жизни.
По данным последней советской переписи, которая была проведена в 1989 году, численность евреев оценивается в 570 тыс. человек. Из них в Москве проживало 176 тыс., в Санкт-Петербурге - 107 тыс. человек. На фото выше эти данные представлены в процентном соотношении.
Небольшой рост численности еврейского народа на территории бывшего СССР приходится на первые годы после распада Союза. Это связано в первую очередь с тем, что люди перестали столь сильно бояться открыто сообщать о своих еврейских корнях.
Но, согласно данным за 2001 год, численность евреев снизилась до 275 тыс. человек, что означает, что в процентном соотношении их количество сократилось более, чем на 50%.
Результаты переписей за период с 1989 по 2001 годы представлены в таблице ниже.
Сколько евреев в России на сегодня?
По результатам переписи за 2002 год удалось установить, что евреи на тот момент составляли лишь 0,16 % от общей численности российского населения, а еврейская община по-прежнему продолжала сокращаться.
Сколько евреев в России на 2002 год? Официально было зафиксировано 233 тыс. человек. Затем темпы сокращения оставались практически неизменными, и уже к 2010 году в России осталось лишь около 158 тыс. представителей еврейского народа.
В настоящее время в Российской Федерации проживает около 180 тыс. евреев. При этом все меньшее количество людей готовы идентифицировать себя как евреи. Более 80 % представителей этого народа, живущих в нашей стране, предпочитают вступать в брак с не еврейскими супругами. Но сколько процентов евреев в России? Относительно общей численности этого народа по всему миру число совсем не большое: здесь проживает лишь 1,3 %.
Возрождение еврейской культуры
Еврейская жизнь и культура с распадом Советского Союза начали переживать определенное возрождение. В начале 1990-х годов российские евреи стали проявлять интерес к более глубокому изучению своего религиозного наследия. В январе 1996 года главным событием в жизни еврейской общины стала публикация в России русского перевода Талмуда. Это была первая со времен правления большевиков публикация священной книги, которая ознаменовала начало подготовки целой серии талмудических переводов, которые позволили русским евреям вновь обратиться к изучению религии предков. Ранее ничего подобного в Советской России не было.
Тогда же, в 1996 году, была заложена первая со времен революции 1917 года синагога в Москве. В честь этого события в британской газете Time была опубликована статья со следующими словами: «Шесть лет назад евреев еще избивали в Минске. Сейчас же там организовано три религиозные общины: субботняя школа, молодежное движение и добровольная благотворительная организация».
Наконец, нельзя отрицать тот факт, что отчасти именно евреи сыграли значительную роль в процессе восстановления экономики постсоветской России.
Евреи и политика
Знаете ли вы, сколько евреев у власти в России? Если принять во внимание, что экономика так или иначе связана с политикой, то можно с уверенностью говорить, что это число весьма значительно. Достаточно вспомнить, что по меньшей мере шестеро самых знаменитых олигархов России имели еврейские корни:
- Борис Березовский.
- Михаил Ходорковский.
- Александр Смоленский.
- Михаил Фридман.
- Рем Вяхирев.
Нельзя не отметить, что важным фактором возрождения еврейской жизни в нашей стране являются «проеврейские» настроения президента России Владимира Путина.
Главный раввин России, имеет достаточно близкие связи с главой государства и объясняет, что взгляды В. Путина и его отношение к еврейству формировались на протяжении долгого периода, начиная еще с детских лет, поскольку будущий президент рос в довольно бедной семье и много времени проводил с соседями-евреями. Занимая пост заместителя мэра Ленинграда, В. Путин старался оказывать помощь евреям в различных вопросах. Он дал разрешение на открытие первой еврейской школы в городе. Позже, когда в Москве началось строительство Еврейского музея, он пожертвовал этому делу свою месячную зарплату. Сегодня имя президента России указано на одном из стендов музея в качестве благодарности за оказываемое содействие еврейской общине.
Евреи и оппозиция
Однако этим не ограничивается причастность евреев к политической жизни России. «Почти все лидеры либеральной оппозиции либо полностью еврейские, либо имеют еврейских помощников», - утверждает Майкл Эдельштейн, преподаватель Московского государственного университета.
Так погибший в 2015 году при таинственных обстоятельствах лидер оппозиции Борис Немцов имел еврейские корни: он был чистокровным евреем, хотя и считал себя христианином.
Другой известный политик-оппозиционер еврей по линии отца. В 2001 году он основал фонд «Открытая Россия» в поддержку либеральных ценностей. Спустя два года Ходорковский был арестован по обвинению в коррупции и отправлен в тюрьму. Вскоре он был выпущен и эмигрировал в Европу.
В этом деле важно подчеркнуть, что, как правило, многие российские бизнесмены не опасаются быть обвиненными в коррупционных махинациях, чего не скажешь о евреях. Они часто оказываются на перекрестке правительственных репрессий. Объясняется это тем, что несмотря на некоторое возрождение еврейства в России и явные проеврейские симпатии Владимира Путина, в стране по-прежнему сильны антисемитские настроения, которые временами обостряются и вызывают тревогу.
В чем причины российского антисемитизма, вопрос серьезный, но это не тема данной статьи. Сегодня же мы выяснили, сколько евреев в России.