Как видим, чтобы воспитать в себе саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного, школьнику необходимо помочь в овладении методами саногенного, оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики - осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.
Как отмечает Ю.М. Орлов, достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.
Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы "познакомиться" с предметом губами, языком и глубже его воспринять, проверить таким образом свои зрительные образы; в этом опыте он дополняет зрение богатством прикосновения. Но в определенном возрасте узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которых придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но еще и потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.
Таким образом, одной из целей развития интеллектуальной сферы школьника является организация процесса самовоспитания по овладению им саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления.
Какое же мышление необходимо развивать? Этот вопрос можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: "Скажите, какой самый хороший ход в мире?" Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход в отрыве от игровой ситуации. То же самое справедливо относительно развития человеческой индивидуальности. Учитель должен не развивать мышление "вообще", а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, саногенного типов мышления.
В качестве целей развития других составляющих интеллектуальной сферы необходимо предусмотреть:
Развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;
Развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;
Развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;
Развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;
Развитие внепредметных умений;
Развитие предметных знаний, умений и навыков.
Сущность этих составляющих интеллектуальной сферы изучается в курсе психологии, поэтому здесь мы рассматриваем только цели ее развития, то есть то, что необходимо предусмотреть, чтобы обеспечить гармоничное развитие рассматриваемой сферы.
Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополочие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.
Вступление
Создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов .
Он выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве спонтанно возникающей, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, и на языке определенной программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознает только ее результаты. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.
Ему удалось описать психическую структуру
этих эмоций
с точки зрения «поведения ума», операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.
Система саногенного мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.
Саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания , которые представляют собой различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция, то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.
Прорыв, осуществленный саногенным мышлением в области духа, состоит еще и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами.
Мышление и эмоции
Мы часто благополучны и неблагополучны в зависимости от того, какие, хорошие или плохие эмоции возникают в данный момент в общении с другим человеком. То же может происходить и при отсутствии реального общения, в результате непроизвольного движения наших мыслей, моделирующих общение. Меня, скажем, обидели неделю назад, а сейчас по пустячному движению мысли чувствую, как во мне из глубин души снова всплывают те же переживания, что были тогда. Мне опять становится обидно. Вследствие такого, непроизвольного мышления я оказываюсь в плену бывших чувств, хотя здесь и теперь меня никто и не думает обижать.
Мышление — великое достижение духовной эволюции человека, но оно одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред. Мышление, таким образом, может быть патогенным, то есть порождающим болезнь. Когда некоторые йоги утверждают: «Убей свою мысль, прекрати ее движение, иначе она тебя самого убьет!» они предлагают прямое требование, так как мысль приносит зло и его уместно прекратить. Это — чрезмерное требование, трудно выполнимое, похожее на такое лекарство от головной боли как обезглавливание. Прямой и грубый подход здесь неуместен. Будет вернее требовать не полного прекращения движения мысли, а сделать это движение правильным и безвредным.
Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом . Говорят, что в плохом мире невозможно без стресса и чтобы быть здоровым нужно улучшить этот мир. Ради этого даже была сделана революция. Можно спорить, какую часть мира следует улучшать или государство, или семью, или быт, или жену или мужа, или друзей и коллег. Но это все равно не разрешит проблемы, так как основная часть эмоционального стресса исходит из головы, из болезнетворного нашего мышления .
Стресс — естественное порождение жизни. Он сам по себе безвреден, а наоборот способствует совершенствованию в приспособлении к стрессу. Однако, если стресс слишком длителен, то он с неизбежностью приводит к болезням адаптации, возникающим вследствие истощения защитных сил организма. Большинство болезней продолжаются и после прекращения стресса. Основными стрессорами, то есть источниками стресса являются стихии природы, общественные отношения и мышление человека. Первые два источника не нуждаются в особом истолковании. Мы остановим свое наше внимание только на мышлении.
Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации , мы называем патогенным мышлением. Патос — болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Продолжение
Признаки саногенного и патогенного мышления
Саногенное мышление
Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их
- Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают)
- Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности
- Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения
Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием
Патогенное мышление
Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли
- Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли
- Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию
- Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
- Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние
Надо знать, как работает наша умственная машина
Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина — не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия. Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать. Важно понять, что если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их , и «выключать». Тем самым он может предотвратить последствия того, как обида или стыд, став хроническими, будут сами, во вред организму, поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе и другим. Следовательно, владея саногенным мышлением, мы в состоянии ослабить или вовсе нейтрализовать наши эмоции. Как это происходит, мы опишем на примере эмоции, с которой каждый из нас знаком, на примере обиды. При каких условиях наша умственная машина способна вырабатывать эту эмоцию?
Саногенное мышление
Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.
В основе саногенного мышления лежат две вещи : первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость . Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.
Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.
До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трех инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.
Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.
Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически. Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию. А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию. Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются. Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как ее выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот.
Патогенное мышление.
1. Полная свобода воображения, отрыв от реальности. Это способствует непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например: обдумывая обиду, человек невольно разрабатывает планы мести в воображении.
То же происходит с эмоциями стыда, гнева, ущемленного самолюбия и т.д. Эти эмоции причиняют страдание, и непроизвольно включаются механизмы защиты. При этом возникает агрессия, либо в отношении других, либо в отношении себя (аутоагрессия).
Так как эмоции и сопутствующие им мысли не контролируются, то они со временем закрепляются и превращаются в привычку.
2. В свою очередь каждый акт такого размышления и соображения сочетается с определенными переживаниями, то они закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Это способствует накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, ревнивым – патологическим ревнивцем, естественный стыд перерастает в глубокое чувство неполноценности и т.д.
Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероятность того акта мышления, которое происходило накануне или одновременно с переживанием. Если бы каждый из нас научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять «стоп-реакцию», то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов патогенного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией.
3. Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием рефлексии, т.е. способности рассмотреть себя со стороны и объективно оценить свои личностных характеристики и поведенческие особенности. Для него характерно полное включение в ситуацию даже после ее разрешения определенным образом.
4. При патогенном мышлении человеку свойственна тенденция лелеять в себе и сохранять отрицательные образы: обиду, ревность, страх, стыд, а это ведет к патологии.
5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию.
Патогенное мышление воспроизводит в сознании ситуацию стресса бесчисленное множество раз, вводит человека в хронический стресс. Усиливается состояние тревожности. Тревога – безобъективный страх. В нее перерастают ожидания неприятных переживаний: боли, обиды, зависти, стыда, неудачи и др. Человек теряет способность конструктивно действовать и мыслить. Повышению уверенности и снижению тревожности способствует саногенное мышление.
Черты саногенного мышления.
1. Динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью срастаться с ними, при необходимости эффективной деятельности. С другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их, что освобождает образы от их «эмоциональной энергии». Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если наблюдается со стороны. Переживание всегда «занимает» сознание, а рассмотрение переживания направлено на то, как оно «устроено», и происходит его устранение из сознания.
2. При саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. При этом происходит приспособление к подобным ситуациям, так что при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают (фрустрационная толерантность).
3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения (структуры) тех психических состояний, которые контролируются. Такое самонаблюдение невозможно без знаний основ психологии чувств и психологии личности. Поэтому необходимо подробнее описать строение основных отрицательных эмоций: обиды, вины, стыда, зависти, тщеславия, страха.
Как устроена обида (гнев, агрессия).
1. В основе обиды лежат наши ожидания относительно поведения любимого, значимого, ориентированного на нас человека, которые складываются из опыта общения.
2. Вторым элементом является поведение этого другого человека, отклонявшееся от наших ожиданий в неблагоприятную сторону.
3. Наша эмоциональная реакция.
Обида возникает потому, что мы отрицаем право другого на самостоятельные действия. Обижаясь, мы эксплуатируем любовь другого человека, наказывая его чувством вины.
Обида отличается от оскорбления.
Оскорбитель не испытывает
вины, ибо
имеет цель причинить страдание. Если
обиду мы рассматриваем как оскорбление,
мы освобождаем другого человека от
вины, признаем,
что он нас не любит.
Оскорбление перерастает в гнев и
агрессию
быстрее, чем обида.
Как устроена вина (элементы структуры).
1. Каким должен быть я в соответствии с ожиданиями другого человека или группы людей.
2. Восприятие собственного состояния «здесь и теперь».
3. Сличение модели ожидаемого и реального поведения и обнаружение несоответствия, усиленного обидой на лице партнера.
Вина – это всегда страдание. Попросив прошения, мы тем самым ослабляем собственные страдания.
Как устроен стыд.
Стыд – эмоция, регулирующая поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в «Я - концепции».
Под ударами стыда человека влечет к добродетели. Элементы структуры стыда.
1. Каким я должен быть «здесь и теперь» согласно «Я – концепции».
2. Каков я «здесь и теперь».
3. Осознание разногласия.
Стыд позволяет определить «Я - концепцию». Если нам стыдно за слабость, значит, мы считаем себя сильными. Осознаем, что это не совсем так, стремимся к совершенствованию. Опасна ложная «я – концепция», заключенная в формуле «я всегда должен быть...» А собственно почему, для чего и кому должен?
Как устроены зависть, тщеславие, гордыня.
I. Он такой же, как я, по некоторым формальным признакам.
2. Концентрация внимания на объекте сравнения.
3. Сравнение и обнаружение нетождественности: в свою пользу испытываем гордость, тщеславие; не в свою пользу – зависть.
Зависть и злорадство имеют одну основу. Злорадство – защита против зависти, ибо всегда найдется тот, у кого дела обстоят хуже, чем у меня. «Зависть порождается идеей равенства; зависть страшнее ненависти, ибо она порождает ее», - гласит афоризм.
Как устроен страх.
Страх порождается прогностической способностью ума предвидеть неприятности.
Источники страха всегда связаны с субъективным восприятием и оценкой ситуации, обстоятельств или другого человека как угрозы для себя.
1. Предвидение страдания.
2. Осознание неэффективности привычных средств защиты.
3. Эмпатические страхи (бояться вместе с другими).
4. Предвидение потери радости, удовольствия от чего-либо, связанного с кем-либо.
Виды страдания разнообразны, поэтому разнообразны и страхи. Главное в любой ситуации – выявить причину, которая порождает страх, и только после этого возможно определение путей и способов избавления от него. Итак, саногенное мышление – это попытка рационализировать свои переживания. Вербализация чувства сложнее вербализации мысли. Однако именно процесс осмысления переживания сглаживает эмоции, вытесняет их из сознания, снижает интенсивность аффекта, тем самым способствует оптимизации общения. Ибо никому не захочется лишний, раз испытывать чувство вины, общаясь с обидчивым человеком,
Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление – это гибкое мышление.
Саногенное мышление невозможно и без достаточно развитого уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объектах размышления (в нашем случае структуре переживаний), что достигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признаем, что к этому есть причины не каждый раз нам известные, оно признает, что поведение человека определяется им самим.
Саногенное мышление признает следующие права человека (по К. Келли):
Право быть одному;
Право быть независимым;
Право на успех;
Право быть выслушанным и принятым всерьез;
Право получить то, за что платишь;
Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
Право просить то, что хочешь;
Право выражать свои чувства и мысли;
Право делать ошибки и быть ответственным за них;
Право не быть напористым;
Право иметь право.
Усвоение саногенного мышления.
Любое поведение, в том числе умственное, усваивается двумя путями:
1) путем самостоятельного исполнения действия;
2) путем наблюдения моделей желательного поведения и подражания выбранному образцу.
Усвоение культурных стереотипов происходит путем наблюдения моделей поведения и мышления значимых других (в реальной действительности, в письменном описании, в рассказе, в кинофильме). Модели закрепляются в сознании, если подкрепляются положительными эмоциями.
Методика обучения саногенному мышления довольно проста: представляется эмоция и педагог (тренер в специальной группе, где происходит обучение) демонстрирует, как нужно о ней думать в соответствии со знаниями о структуре эмоций и содержании соответствующих социальных стереотипов.
Саногенное мышление – это своеобразный разговор с самим собой (может осуществляться в одиночестве, письменно, в беседе с другими). Это общение между я-управителем и я, идентифицирующим себя с социальными стереотипами (тем, как я воспринимаю себя глазами других).
В процессе обучения саногенному мышлению человек воспроизводит самостоятельно и произвольно те умственные операции, которые, будучи непроизвольными, создавали симптомы невроза или слуховых галлюцинаций.
Чтобы погасить отрицательную эмоцию, ее нужно либо пережить, что чревато осложнениями, ибо вызывает в ответ отрицательные эмоции окружающих; либо проиграть в уме (при этом в ходе обдумывания важно не испытывать повторных переживаний). Благодаря освоению этого действия человек перестает быть пассивным рабом культурных стереотипов, хотя и продолжает подчеркивать их, ибо культура не может существовать без социально-этических норм. Способность отделить себя от стереотипов делает человека индивидуальностью. Умение прощать себя и других – важный акт саногенного мышления. Позвольте себе и другим «иметь право».
Итак, овладение саногенным мышлением – одно из направлений повышения эмоциональной устойчивости и оптимизации педагогического общения.
Самоконтроль позволяет человеку преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием; зависть – доброжелательностью; коварство – великодушием, скепсис – надеждой и т.п. Это достигается на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки. Это второе направление формирования эмоциональной устойчивости.
В свое время Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. В то же время подавление, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает эмоцию. У. Джеймс считал, что субъект сможет «преодолеть нежелательную эмоцию», если будет использовать внешние движения, противоположные желательной эмоции. В этой связи имеет смысл остановиться на экспрессивных характеристиках основных положительных эмоций: радости, удивления, интереса (по классификации К. Изарда). Умение педагога распознать по поведенческим признакам переживание радости другим человеком и знание того, как он в этом состоянии выглядит со стороны, позволит ему чаще использовать внешние признаки выражения этой эмоции в установлении благожелательных контактов с учащимися и коллегами.
1. Радость : оттягиваются уголки губ, ломается линия губ, собираются морщинки у глаз, выражается и узнается с младенчества. Первый социальный жест ребенка - улыбка.
Ощущение: уверенности, значительности, чувство, что любишь и любим, удовлетворенность. Мир видится "сквозь розовые очки" Радость увеличивает способность признавать мир. Возникает как реакция на успех после усилий, при узнавании – хорошо знакомого, особенно после длительного отсутствия, человека или объекта.
Радость усиливает отзывчивость. Улыбка вызывает улыбку, увеличивает устойчивость к фрустрации и боли, успокаивает, снимает напряжение.
2. Интерес : легкое приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, открытый рот, наклон головы набок.
Это чувство увлеченности, зачарованности, любопытства, Интерес обусловлен новизной и изменением в человеке, среде, в воображении, памяти, мышлении.
3. Удивление : мимолетное состояние, реакция на внезапное событие.
Выражение: брови приподняты, морщинки на лбу, глаза расширены, рот приоткрыт и принимает овальную форму, колени слегка согнуты, тело устремлено вперед.
Удивление обычно вызывается положительным, иногда и отрицательным событием. Функции его – в выводе нервной системы из прежнего состояния и приспособление к внезапным изменениям. Удивление очищает нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.
Эффективность общения и обучения повышается при одновременном проявлении у учащихся радости, интереса и удивления.
Важно не бояться открыто выражать положительные эмоции. Хроническое подавление эмоций, чрезмерная сдержанность ведет к психосоматическим расстройствам.
Путь к овладению эмоциями сложен. Как указывал К.С. Станиславский, он больше похож на выманивание, чем на прямое вызывание нужного чувства. Только косвенно, создавая сложную систему представлений, понятий, образов, в состав которых входит известная эмоция, мы можем вызвать и нужные чувства и придать этим психологический колорит всей системе в целом, в том числе и внешнему выражению эмоции.
Перед любым общением с учащимися и коллегами педагогу нужно психологически «настроиться»: предварительно «проиграть» в уме логику рассуждений, форму предъявления сообщения, эмоциональное состояние, возможные затруднения общения и способы их предупреждения и преодоления, что позволит преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.
Приемы повышения эмоциональной устойчивости.
Пытайтесь заменить отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.
«Включайте» интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (сосчитайте до десяти и «включите» саногенное мышление).
Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел.
Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу.
Чаше пользуйтесь добрым юмором.
Если же случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод и прекратите «самобичевание».
Превратите индивидуально эгоцентрическую ситуацию в типовую. «Развенчание» субъективной значимости переживаний достигается через объективное понимание их закономерностей (структуры эмоций).
Овладейте системой релаксации (расслабления).
Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте реакцию собеседников на ваше воздействие, прогнозируйте трудности и пути их преодоления, используя знания о барьерах в общении и защитных формах поведения личности.
Таковы основные составляющие эмоциональной устойчивости – некоего гаранта и фактора оптимального, плодотворного общения, общения без барьеров или с благополучным их разрешением, без защитных механизмов, без срывов и эмоциональных потрясений.
Формирование культуры общения педагога с помощью
тренингового обучения
Опыт наблюдения и анализа особенностей педагогической деятельности показывает, что знаний общего характера о педагогическом общении и специальных (о смысловых и личностных барьерах и защитных формах поведения) недостаточно для успешной адаптации начинающего педагога к профессиональной деятельности. Кроме того, аналогичные затруднения испытывают не только начинающие, но и опытные педагоги. Поэтому одним из путей повышения психологической компетентности начинающих и опытных учителей является разработка специальной программы тренингового обучения общению, то есть специальной программы упражнений по формированию коммуникативных умений и навыков. Программа основывается на двух видах тренинга: аутогенной тренировке (аутотренинге) и социально-психологическом тренинге. Первый предполагает обучение релаксации путем самовнушения. Второй представляет собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания и общения, главными из которых является инсценировка педагогических ситуаций (ролевая игра) с последующим анализом и обменом опытом (групповая дискуссия).
Задачей аутотренинга является формирование умения управлять вегетативными функциями. Как уже отмечалось, отрицательные эмоции сопровождаются изменениями в вегетативной системе: учащается дыхание, пульс, наблюдается похолодание конечностей, дрожь в теле (в стрессовых ситуациях) и т.п. Нормализация деятельности вегетативной системы способствует общему расслаблению и успокоению, нейтрализует переживания отрицательной модальности. Аутотренинг – один из возможных путей, способов формирования и повышения эмоциональной устойчивости личности педагога. Однако его недостаточно, чтобы сформировать у себя необходимые умения, направленные на установление продуктивных контактов с другими. Для этого необходимы групповые формы работы, одной из которых является социально-психологический тренинг, в условиях проведения которого отрабатываются умения и навыки внутригруппового и межличностного взаимодействия.
Психологические игры в рамках социально-психологического тренинга дают педагогу бесценный опыт раскрепощения, возможность «снять» привычную ролевую маску учителя, стать на позицию другого человека и понять ее, перейти в одной позиции на другую, быть открытым к воздействию другого человека, подвергнуть сомнению сложившиеся стереотипы профессионального мышления.
Система упражнений нацелена на осознание скрытых психологических феноменов, «укрощение» непроизвольных проявлений человеческой психики, что позволяет педагогу лучше ориентироваться в собственных возможностях и управлять ими. Тренинг мобилизует резервы личности, позволяет пережить радость творческого усилия.
Система упражнений позволит актуализировать когнитивную, аффективную и поведенческую сферы психической жизни педагога.
1. Технологические приемы , позволяющие педагогу глубже понять, познать воспитанника, актуализируют в большей степени когнитивную сферу личности педагога и развивают педагогическую направленность на учащегося.
2. «Эмоциональные технологии» актуализируют аффективную сферу личности педагога.
3. Отработка приемов вербального и невербального поведения актуализирует поведенческую сферу личности педагога и оптимизирует систему его воздействия на учащихся и коллег.
В тренинговой группе создается атмосфера психологической безопасности, эмпатичного понимания и принятия прут друга такими, какие есть, с недостатками и достоинствами, атмосфера игры и спонтанности, конгруэнтности (соответствия) переживаний и поведения, что снижает вероятность психических травм, скованности, неискренности.
Состав группы : 10-12 человек обоего пола, знакомых и незнакомых друг с другом. Состав группы постоянный.
Пространство и время : замкнутое пространство учебного помещения, свободного от лишней мебели, лишь несколько мягких кресел или стульев для участников. Время каждого занятия не менее 30 минут.
Тренинг позволяет сочетать теоретические знания по общению с практическими упражнениями по развитию коммуникативных умений и навыков.
В современной психолого-педагогической литературе разработан ряд упражнений по коррекции и развитию тех или иных психических функций, коммуникативных способностей. Некоторые из них можно использовать и в рамках нашей проблемы. Методику таких знаний для педагогов разработал В.А. Кан-Калик 25 . Предложенная им система упражнений включает два цикла:
1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков в управлении общением.
2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.
Эта система упражнений и взята нами за основу. Нами использованы также некоторые упражнения по педагогическому общению, разработанные психологами А.А. Леонтьевым и Л.М. Митиной 26 .
Социально психологический тренинг
педагогического общения
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ
1. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения начинаются с выявления мышечных зажимов).
Упражнение № I
Согните и напрягите указательный палец руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение: в соседние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука. Постарайтесь убрать излишнее напряжение: держите палец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным. Освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.
Упражнение № 2
Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите свою мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем напрягите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем зажмите ее. (Счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу – проверьте, не напряглась ли правая. Уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.
Упражнение на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет (20, 15, 10, 5).
Упражнение № 3
Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить, по команде «раз» - зажим; по команде «два» - расслабление; освободить все тело и занять только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги – левая, правая, шея, голова, пальцы – все по очереди).
Упражнение можно выполнять в процессе ходьбы.
Упражнение № 4
Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение). Пишите на доске, укрепите плакаты, снимите излишнее напряжение, пишите за столом (снимается излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например, Вы входите в учебное помещение, пишете на доске, шум на последнем ряду, реагируете (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); Вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздается стук в дверь - реагируете (снимите излишнее напряжение) и т.п.
Войдите в учебное помещение, встаньте перед учащимися, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и готовым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями; пройдите между рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно лежат на столах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что Вы находитесь в заполненном учащимися помещении - Вы пришли в аудиторию и до начала занятий решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто это происходит на самом деле: осмотрите помещение, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение). Затем предлагайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному. Звенит звонок, и Вы начинаете работу (снимите излишнее напряжение).
Одновременно проводите изучению «физического аппарата» и попытайтесь устранить возможные недостатки: напряженность, распущенности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно).
2. Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке
Войдите в воображаемую аудиторию. Откройте воображаемое окно Напишите на доске число, пройдите по помещению, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал учебной группы, приоткройте дверь, выйдите из помещения. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т.п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей деятельности. Постарайтесь найти ритм наиболее подходящий вам в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т.п.
Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу, неожиданный стук в дверь реагируйте и действуйте; вы пишете на доске, неожиданно открылось окно – действуйте и т.п.
Продолжим разговор о мышлении, сегодня поговорим о саногенном мышлении (лат. sanus - здоровый).
Считаю, что сначала нужно научиться избавляться от влияния эмоций , а затем уже учиться логическому, критическому и прочим видам мышления (можно параллельно). Иначе эмоционально окрашенные «логические» решения могут представлять из себя гремучую смесь, не имеющую ничего общего с действительностью.
Если есть злоба или обида, то решения и мысли будут окрашены этой эмоцией, и соответственно поступающая информация будет отфильтровываться так, чтобы эти эмоции поддержать.
Саногенное мышление , которое будем рассматривать, — действует на пользу адекватности восприятия и снижения эмоциональной зависимости.
Но сначала несколько типовых жизненных ситуаций :
Человек поссорился с соседом. В чем-то разошлись во мнениях. Взаимные оскорбления и чувство обиды.
Ситуация прошла, но человек мысленно возвращается к ней и прокручивает ситуацию снова и снова. Опять эмоциональное потрясение, хотя спор уже закончился давным давно.
Хочет ли этого человек, хочет ли он страдать по новому? Вряд ли. Но эмоции возникают автоматически, достаточно какой- то ассоциативной связи вызвать образ или соседа или спорного вопроса, а иногда любой другой детали, ассоциативно связанной.
Другой пример: человек видит на улице какую-то несправедливость (по его убеждению), например – нецензурная брань. Эмоция раздражения – но откуда она появилась? Ведь человек понимает, что нужно сдержаться, но ничего с собой поделать не может, эмоция захлестнула. Прошел мимо, а эмоция все давит и давит.
Вот и вопрос – кто управляет нашим поведением ? Неужели мы сами действуем себе во вред.
Чтобы разобраться с этим предлагаю познакомиться с саногенным мышлением.
Создателем теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ) является Ю.М. Орлов.
Юрий Михайлович Орлов (1928—2000 гг) - доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где он в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, кандидат философских наук, практикующий психолог, автор книг по психологии личности.
Саногенное мышление — путь к житейской мудрости
Попробую кратко изложить суть.
Для более глубокого изучения стоит обратиться непосредственно к книге Ю.М. Орлова «Саногенное мышление».
Расширить знания по СГМ можно посетив Официальный сайт СаноГенного Мышления: http://radarsgm.ru/ .
Саногенное мышление (СГМ ) – это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела, так написано в книге. Мне уже этого было достаточно, чтобы заинтересоваться этим видом мышления. Думаю, что и мои также читатели проявят интерес.
СГМ – это философия обыденной жизни .
Философия – это основа мировоззрения человека и определяет стиль его мышления. Если философия плохая – мы страдаем, хорошая философия – и наше состояние хорошее. Все так просто.
Но почему-то большинство людей обладает патогенной философией жизни, которое порождает эмоциональный стресс, конфликты с самим собой и с окружением.
СГМ дает философию, которая позволяет вывести человека из состояния, когда ему плохо.
Итак, возможно патогенное мышление и саногенное мышление . Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное – оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и следовательно оздоровиться.
Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких эмоций как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоцию . Он может лишь не выражать ее.
Но для здоровья важно не подавить эмоцию, а добиться чтобы эмоция была не сильная и не перерастала в хроническую. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение.
СГМ предлагает пути уменьшения эмоциональной зависимости.
Не нужно избавляться от эмоций, без них нет жизни, но нужно правильно адаптироваться к нашим эмоциям – правильно обижаться, правильно стыдиться. Оскорбляться так, чтобы этот опыт переживания способствовал личностному росту и саморегуляции.
Наши мысли вызывают разные переживания и разные реакции организма. Мысль, вызывающая гнев – вырабатывает соответствующие гормоны, нужные для драки, мысли страха – гормоны для бегства.
Если выработанные гормоны, попадая в кровь, не используются, то они загрязняют организм и превращаются в яды для организма. Ведь нормальная реакция, например при страхе – убежать, но человек существо воспитанное – оно сдерживает себя и гормонам некуда деваться, кроме как гормонально загрязнить организм.
«Хроническое оскорбление»
Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его вызвавшие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент, из памяти и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует также как и в реальной ситуации.
Эмоция и вызываемые ею стресс, становится хроническим – отсюда собственно и берутся болезни и подавленное состояние.
Почему же эмоции вызываются и действуют без спросу и нашего желания, т.е. автоматически?
Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение – начинают свое вредоносное дело.
Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию
– то он становится способным контролировать этот процесс.
Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ.
Процесс научения
Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом?
Если что-то часто повторяется – происходит научение – и это дальше действует автоматически – независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.
Бессознательное – это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание.
И это идет с детства. Фрейд не Фрейд, но законы природы неумолимо действуют, как бы нам не хотелось.
И хотя З. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но он не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал какие умственные операции задействованы.
А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное и уже затем вызывает эмоции, присущие этому событию.
Эти автоматизмы или умственные привычки действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные — «горячо – не трожь», но есть и вредные вызванные психической защитой.
Расширяя сознания человек начинает осознавать те элементы поведения которые при автоматизме не осознавал.
Как это можно осознавать?
Задавая вопросы или записывая – человек осознает почему так проявило себя его поведение в той или иной ситуации.
Например, обида — и он становится способным контролировать свою обиду.
Ведь обида часто связана с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали, то мысль обиды теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует эмоцию. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.
Понимая, мы снижаем энергию эмоции и она быстро заканчивается, не имея продолжения.
В основе же патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.
Саногенное мышление приводит к осознанию этих автоматизмов и делает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.
Кто же управляет нашим поведением?
Ум? Мозг?
Нет, нашим поведением управляют наши потребности . Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.
Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.
Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.
Пример, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность – голода и жажды. Эмоция оказывает большее влияние, чем потребность.
Если программа запущена, то ее остановить труднее, чем выполнить до конца. Если же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание и мы начинаем думать – что же наделали и главное — зачем .
Автоматизмы, порождаемые эмоцией ведут к особому состоянию человека – «не в своем уме», «вне себя» .
Функции эмоций
Эмоции важны. Эмоции дают возможность социального выживания человека. Ведь мы общаемся, а эмоции позволяют достигать большего согласия с другим человеком.
Например, обида, побуждает к реальному восприятию другого человека. Т.е. нужно как-то перестроить свое поведение, чтобы учесть возникшее чувство обиды.
Но эмоции могут превратиться в навязчивые и длительные, что в свою очередь и ведет к патогенному мышлению, а далее к болезням и прочим неприятностям для человека.
Ведь обиженный человек, все видит через свою обиду
. Или человек с чувством гнева, раздражения.
Такой человек становится просто ненормальным, и мы говорим – он в состоянии аффекта. Причиной же являются эмоции, порождающие неправильные мысли и запускающие программы. Это вредные мысли, превращают нас в автоматы, и человек теряет связь с реальностью.
Какие программы запускаются при этом?
Внутренние , в результате нашего научения, а также это могут быть коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.
Программа – это как код поведения.
Прозвучала фраза – запустилась программа. Несколько слов упакованных во фразе – сигнал к запуску программы.
Фраза «человек создан для счастья » — и начинает реализовываться программа. И если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция стремящаяся восстановить «справедливость» программы например — раздражение.
Хорошо если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего – отсюда гнев, стыд, обида и тд.
В культурных стереотипах – нет ничего плохого. И очень важно чтобы люди разделяли культурные и моральные ценности и следовали им.
Но когда эти стереотипы начинают автоматически определять поведение человека, а ведь у него есть еще и свои индивидуальные стандарты поведения, то возникает конфликт индивидуального с общественным. Возникает ситуация не сбалансированности понятий — «для себя» и «для других».
Автоматизмы мышления
Автоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой – способствуют возникновению эмоционального стресса.
Автоматизмы полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, а поступать так, как велит программа и это часто правильно.
И человеку не надо долго думать и другие ожидают от него типичного поведения. На этом держится культура. И это хорошо.
Но часто автоматическое следование программам вызывает стресс.
Виновный должен быть наказан (общественное), но я люблю виновного (мое индивидуальное).
Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества.
Мышление в данной ситуации порождает чувство вины. Вы действуете как автомат, эмоции зашкаливают.
Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного.
Пока мы находимся во власти желаний, потребностей, эмоций, стереотипов и тд – мы их рабы.
Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.
Любое поведение, присоединяясь к эмоции ослабляет ее. Курение, например, носит защитный характер. Когда человек переживает – оно забирает часть энергии эмоции. Поэтому в состоянии тревоги человек много курит.
Стресс – ведет к физическим сокращениям в организме, поэтому страдает желудок. Он забирает часть энергии, сжимаясь под чувством вины. Т.е. тело само забирает на себя энергию эмоции и страдает от этого.
Страх – это скованность в верхней области спины. Непонимание – комок в горле. И тд.
Избавиться от этого можно только научившись размышлять саногенно о своей вине и другом чувстве.
Первое что нужно сделать: это научиться различать какие наши привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.
Чтобы различать — нужно научиться интроспекции
Это один из главных навыков саногенного мышления – объективный умственный акт – объективизация.
Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, то он повторяет умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции.
Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.
****
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию СГМ.
Например, мысли: он этого не сделал, хотя и обещал, значит он плохой. Эти мысли становятся привычными и автоматически запускаются в ситуации обиды.
И наоборот, если же мысли при размышлении (интроспекции ) по поводу эмоции обиды, станут привычными, то они будут возникать сами собой в ситуации обиды и уменьшать ее. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет уже невозможно.
Т.е. эмоция не подавляется, а делается кратковременной на тот момент, когда она выполнила свою функцию.
Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоция действует гораздо дольше и иногда в течении года человек не может забыть обиду. Какое уж тут здоровье.
Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю.М. Орлова ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые эмоции выполняют определенную функцию для выживания, поэтому их нельзя так просто делить. Нужно научиться правильно их использовать.
Вот такая философия саногенного мышления .
Поэтому если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать, и страдаете от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления.
Кому от этого лучше? Непонятно, но мы продолжаем мысленно вызывать эту ситуацию из памяти и страдать, страдать. Страдать…..., хотя вас уже никто не обижает.
Или вы причинили страдание другому человеку – и чувство вины засело в вашей памяти.
Если возникают такие проблемы по жизни, то думаю, что стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.
В помощь приведу книги Ю.М. Орлова:
1. «Саногенное (оздоравливающее) мышление».
2. «Самопознание и самовоспитание характера» (1987 г).
3. «Восхождение к индивидуальности» (1991 г).
4. «Как беречь любовь».
5. «Исцеление философией».
6. «Обида. Вина».
7. «Стыд. Зависть».
8. «Научение. Становление человека».
Надеюсь, что заинтересовал вас возможностями саногенного мышления, будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу.
Не забывайте, также про социальные кнопки , надеюсь на Вашу помощь в продвижении блога.
С уважением, Медведев Николай.
САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий2, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача.
Мышление включается с того момента, когда под влиянием потребностей определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств или знаний или способностей, для того, чтобы достичь целей и удовлетворить потребности.
Это мышление представляет собой оперирование в уме образами, символами, знаками для того, чтобы принять правильное решение.
Когда мы решаем проблемы внутренние (например, как ослабить боль, страдание от обиды, или ревность, или пережитые неудачи), то это тоже мышление, но оно имеет свой характер, так как преследует не внешние, а внутренние цели. Например, достижение более полной интеграции нашего представления о себе и нашего реального поведения; а в некоторых случаях оно направлено на то, что бы повысить радость и удовлетворение существованием, или достичь смысла жизни.
Целью «непроизвольного» мышления, обусловленного защитными механизмами, является снижение страдания.
В «саногенном» мышлении этот процесс протекает сознательно, произвольно. Цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других, или не ревновать жену. Но этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому познакомимся с тем, как оно устроено.
Чтобы лучше это понять, давайте познакомимся с представлениями о патогенном мышлении. Образное представление о ситуации, в которых происходили определенные события жизни, позволяет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто проигрывает в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, рождающего болезнь и невроз. Патогенное мышление умножает страдания человека: ведь с помощью своего мышления от воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз. Вводит себя в ситуацию хронического стресса, разрушающего организм.
Саногенное же мышление, гасит «отрицательный заряд» заключенный в воспоминание о ситуациях, в которых человек переживал страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает напряженность, вызванную им. Это происходит за счет использования эффекта угашения, когда ситуации бывшие в прошлом очень неприятными, «проигрываются» в воображении в состоянии покоя и отстранения. В результате возрастает терпимость к ситуациям, которые раньше травмировали, и снижается чувствительность к ним. Это не значит, что человек станет подобным дереву, и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после, он устранит эту обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.
Для саногенного мышления характерны некоторые особенности:
Во-первых, динамизм связи нашего «Я» с мором образов, в котором отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью «сростаться» с ними и заряжать энергией и активностью, когда требуется эффективная деятельность, полное погружение в деятельность, в общение, в творчество, в результате чего исчезает все, кроме предмета деятельности. Эта сосредоточенность и погруженность приводит к повышению эффективности и устраняет побочные эмоции, вносящие помеху в деятельность. А с другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение «Я» от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их эмоциональной энергии. Попробуйте представить себе со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание ИСЧЕЗЛО. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения со стороны.
Если мне удастся рассмотреть самого себя обижающимся, представить внутреннюю структуру обиды, которая возникла в конкретной ситуации, то постепенно переживание обиды исчезнет. Это наблюдение со стороны и проигрывание ситуации обиды, может быть выполнено и в письменном виде, чем часто пользуются психотерапевты.
ПРИМЕР. Клиентам предлагается во всех подробностях написать оскорбления и ситуации скандалов или во всех подробностях образы, рождаемые чувством ревности. В этих случаях творческий процесс ослабляет или гасит сами реакции на ситуацию.
Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения, например, своей обиды, сознание направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а та то, как она «устроена». И естественно, происходит ее устранение из сознания.
Во-вторых. При саногенном мышлении, интроспекция или размышления, направленная внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, проигрывает ситуации стрессов, пережитые ранее на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, насыщенные аффектом, как мы показали ранее, постепенно освобождаются от эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает стресса.
Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так, что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.
Наиболее трудным является достижение покоя и мира в моменты размышления над эмоциональными ситуациями. Нужно научиться приводить себя в состояние покоя и мира путем тренировки путем тренировки в релаксации и методами медитации. Полезно вспоминать какую-либо жизненную ситуацию, когда вам было мирно и спокойно, представив это как можно более реально. Постепенно это представление приобретает релаксирующее значение.
В третьих. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде, предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода наблюдения не возможны без знания основ психологии, чувств, психологии личности.
Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.
В четвертых. Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры, которая прежде всего состоит в понимании истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, особенно строение Архетипа. Когда мы думаем что «он поступил не справедливо», то что это означает? Что такое «справедливость»? Откуда в нас появляется чувство «справедливости»? Такого рода понимание позволяет правильно осмыслить обиду, которая возникает от «несправедливого» поступка другого. Почему он так поступил? Для ответе на данный вопрос не достаточно иметь представление о «справедливом» и «несправедливом». Нужно знать также и то, чем определяется поведение в широком смысле, чтобы понимать конкретное поведение другого, который обижает вас. Если мы думаем о «пороке» или «долге», то должны понимать подлинное понимания данных понятий, их внутреннюю структуру.
В пятых. Саногенное мышление не возможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если ваше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.
Для развития способностей концентрацией внимания полезны упражнения, практикуемые йогой. Способности концентрировать и вызывать необходимые образы достигается практикой визуализации объектов, как реальных, так и умственных. Чем яснее и отчётливее вы представляете конкретную ситуацию, которую хотите размыслить, чем она ближе к реальности, тем эффективнее осуществляется процесс «угашения».
Однако в этом есть опасность. Человек, слабо владеющий своими эмоциями и потребностями, при отчетливом представлении тех или иных образов, может сильно вовлекаться в эту ситуацию и получить патогенные результаты.
Работая над обдумыванием своих обид, с соблюдением принципов саногенного мышления, вы становитесь более зрелыми, чем были ранее.
Обижаться не следует даже на любимых, а надо признать их свободными. Ведь всегда можно установить действительные причины того, что они ведут себя в рассогласовании с нашими ожиданиями. Но не каждый раз эти причины нам известны. Поэтому заранее надо признать эти причины существенными, раз они препятствовали исполнению действия, которое вызвало нашу обиду. Чтобы не обижаться, надо принимать, что поведение другого определяется им, а не мной.
Преодоление обидчивости всегда способствует повышению уровня общения.