Хонда СРВ 3-его поколения вышла 13 ноября 2006 года, автомобиль в России продавался с 2,0 и 2,4 литровыми моторами. 3-е поколение выпускалось до 2012 года.
В статье представлен обзор Honda CR-V 2008 третьего поколения, видео тест-драйв, технические характеристики, слабые
места, советы и интервалы технического обслуживания рекомендованные японским представительством Honda Japan.
Хонда СРВ никогда не позиционировалась как внедорожный автомобиль, это всегда был легковый автомобиль повышенной проходимости — Light Cross-Country. При выпуске 3-его поколения глава европейского подразделения Хонды сообщил, что при разработке СРВ упор делался на городские ходовые качества, мол мы научили кроссовер управляться как седан или хэтчбек.
Хонда СРВ 3-е поколение
Обычно при выпуске паркетников, маркетологи пытаются убедить покупателей во внедорожных качествах, но Хонда пошла по своему пути. И правда, СРВ 2008 третьего поколения управляется как седан и далеко не как дешевый седан.
Honda CR-V 3 нельзя назвать лёгким или динамичным автомобилем, но в нём чувствуется некая собранность и азартность в управлении, а плавности хода позавидуют многие автопроизводители.
Внешне Хонда СРВ 2008 напоминает больше опять же городской автомобиль, нежели внедорожник. Городской кроссовер в третьем поколении обзавёлся элегантной внешностью, смотря на CR-V даже не хочется пачкать его на бездорожье. На задней двери пропало запасное колесо, и она стала открываться вверх, а не вбок.
Одним словом, владеть Хондой СРВ 3-его поколения стало не только удобно и практично, но и престижно.
Салон у 3-его поколения один из лучших в классе. Дорогие, приятные на ощупь материалы, функциональность и симпатичная архитектура торпеды, заставляют водителя и пассажиров чувствовать себя уютно.
Интерьер Хонды СРВ 3
Сиденья эталонные, сидя в них чувствуешь себя как дома, а в топовой комплектации у водителя есть восемь электрорегулировок кресла и поясничный подпор.
Задних пассажиров также не обидели, задний диван настолько комфортный, что убаюкивает на ходу. Багажник объёмный, для любителей брать с собой все, что попало — самое то.
Двигатели и транмиссии, 4WD
Хонда СРВ 3 поколения комплектуется 2-мя моторами: это 2,0 литровый R20A, мощностью 150 лошадиных сил и 192 Hm крутящего момента и двигатель с предыдущего поколения 2,4 с индексом К24А, мощностью 166 лошадиных сил и 220 Hm крутящего момента.
Честно сказать, Хонда СРВ 2008 с 2-х литровым мотором динамикой не поражает, одним словом пенсионерский автомобиль, с агрегатом 2,4 литра уже повеселее. Для европейского рынка кроссоверы комплектовались дизельным мотором с турбонаддувом, объёмом 2,2 литра, мощностью 140 лошадиных сил и 340 Hm крутящего момента, мотор не хуже бензиновых атмосферных аналогов. У нас машин с этим мотором единицы, их пригоняли с Европы.
Оба моторы надёжны, если правильно обслуживать, менять вовремя жидкости и регулировать клапана. Про обслуживание моторов мы расскажем дальше в отдельной главе.
С 2-х литровым мотором, CR-V 2008 года оснащалась механической и автоматической коробкой передач, версия с 2,4 литровым «сердцем» комплектовалась только «автоматом». «Автомат » на Хонде 5-ти ступенчатый.
3-е поколение комплектовались как передним, так и полным приводом. Полный привод подключаемый, под названием DPS (Dual Pump System) — система с 2 насосами. Как уже понятно, 4WD у СРВ базируется на двух насосах, один насос связан с передними колёсами, другой с задними. При пробуксовке передних колёс, появляется разница в работе насосов и один насос начинает качать больше, тем самым крутящий момент начинает передаваться на задние колёса, при уравнении баланса задних и передних колёс, система отключается, весь момент передаётся на передние колёса.
Стоит отметить, что DPS не нуждается в электронных блоках, все её действия основаны на механической работе, это повышает надёжность конструкции и ускоряет подключение задних колёс, тем самым экономя топливо.
Система надёжна и исправно работает, если менять жидкость каждые 40 000 километров, жидкость нужно лить только оригинальную Honda DPSF-2, нужно более одного литра для замены.
Подводя итог, можно сказать, что Хонда СРВ 3 поколения из простого, практичного, надёжного, перерос в солидный автомобиль, который сохранил лучшие качества предыдущего поколения.
Технические характеристики
Дата производства: 2006 -2012
Страна производства: Япония
Кузов: седан, купе (для Северной Америке)
Количество дверей: 5
Количество мест: 5
Длина: 4530 миллиметров
Ширина: 1820 миллиметров
Высота: 1675 миллиметров
Колесная база: 2620 миллиметров
Клиренс: 185 миллиметров
Размер шин: 225/65/R17
Привод: передний и 4WD
Шасси: Спереди МакФерсон, сзади — многорычажная подвеска
КПП: 6-ти ступенчатая механическая КПП и автоматическая 5-ти ступенчатая трансмиссия
Объем топливного бака: 58 литров
Объём багажного отделения: 556/955 литров
Вес: 1498 килограмм
Мотор 2.4 литровый K24A
Индекс: K24A
Объём: 2.4 литра
Количество цилиндров: 4
Мощность: 166 л.с при 5800 об/мин
Крутящий момент: 220 Hm при 4200 об/мин
Расход топлива на 100 км: 9,5 литров (смешанный цикл)
Мотор 2.0 литровый K20A
Индекс: K20A
Объём: 2.0 литра
Количество цилиндров: 4
Мощность: 150 л.с при 6200 об/мин
Крутящий момент: 192 Hm при 4200 об/мин
Видео тест-драйв
Фото
Хонда СРВ 3-е поколение
Интерьер Хонды СРВ 3 2008Автомобиль Honda CR-V, представленный на Токийском автосалоне в 1995 году, стал одним из первых представителей класса «кроссоверов», хотя в то время такое название еще и не употреблялось. В октябре того же года новинка появилась в японских автосалонах, а в 1997 году ее продажи начались в Америке, Европе и России. В связи с увеличением спроса в 2000 году производство «Хонды CR-V» для европейского рынка было организовано на заводе в Великобритании.
При создании кроссовера были использованы узлы и агрегаты модели пятого поколения. Единственный двигатель - двухлитровый мощностью 129–130 л. с., он работал в паре с пятиступенчатой «механикой» или четырехступенчатым «автоматом». Honda CR-V имела две версии: с передним или подключаемым полным приводом, но в Россию поставлялись только полноприводные машины.
В 1999 году был проведен незначительный рестайлинг модели (изменилась только форма бамперов), а мощность двигателя выросла до 140 л. с. (в исполнении для японского рынка - до 150 сил). Выпуск «Хонды CR-V» первого поколения завершился в 2001 году.
2 поколение, 2001–2006
Honda CR-V второго поколения, дебютировавшая в 2001 году, увеличилась в размерах и стала тяжелее, изменились схемы подвесок. В дополнение к прежнему мотору 2.0 (150 л. с.) машина получила новый двигатель объемом 2,4 литра и мощностью 160 л. с., такие машины комплектовались только автоматическими коробками передач и продавались в Японии и Америке. Специально для европейского рынка в 2005 году была подготовлена турбодизельная версия кроссовера, оснащенная 2,2-литровым силовым агрегатом, развивающим 140 л. с.
В России «вторая» Honda CR-V была доступна только с двухлитровым двигателем, полным приводом и механической или автоматической коробкой передач.
3 поколение, 2006–2011
В 2006 году дебютировало следующее поколение модели. Автомобиль, стал чуть короче и ниже, лишился «запаски» на задней двери, у него расширился выбор опций.
В России «базовая» Honda CR-V предлагалась с двухлитровым мотором мощностью 150 л. с. в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач или пятиступенчатым «автоматом». Автомобили, оснащенные двигателем объемом 2,4 литра (166 л. с.), комплектовались только автоматическими коробками. К нам поставляли полноприводные кроссоверы, выпущенные на заводе в Великобритании.
В Европе продавались автомобили с бензиновым двухлитровым мотором или с турбодизелем 2.2 i-CTDi мощностью 140 сил. На американском рынке Honda CR-V имела только одну версию - с двигателем объемом 2,4 литра. Привод мог быть передним или полным.
В результате рестайлинга 2010 года у машины едва изменился дизайн передка, а на европейских машинах появился новый дизель i-DTEC того же объема, развивающий 150 л. с. Всего до 2012 году выпущено примерно 2,5 миллиона автомобилей.
Таблица двигателей автомобиля Honda CR-V
Вторичный рынок 19 декабря 2009 Оптимальный размер (Toyota RAV4, Nissan X-Trail, Honda CR-V, Suzuki Grand Vitara)За что в нашей стране любят внедорожники? За брутальный внешний вид, гарантирующий уважение на дороге. За высокий дорожный просвет и полный привод, позволяющие проехать там, где спасуют другие. За высокую посадку, улучшающую обзорность. За просторный салон, приспособленный для нужд всей семьи. Все эти качества есть и у компактных внедорожников. Только в уменьшенном формате.
22 2
Вторичный рынок 18 ноября 2008 По российскому рецепту cозданы компактные кроссоверы из Японии (Toyota RAV 4, Honda CR-V, Mitsubishi Outlander)
“Асфальтовые” внедорожники, или кроссоверы, сочетающие достаточно крупные габариты и высокий дорожный просвет с практически легковой управляемостью, очень популярны в России, где, учитывая известное качество наших дорог, они пришлись как нельзя кстати. Немало таких моделей и на отечественном рынке “Second-hand”. Одними из самых распространенных в компактном сегменте являются японские “Toyota RAV4” второго поколения (2003-2006 гг.) и “Honda CR-V” второй генерации, выпускавшаяся с 2002-го по 2006 год (с промежуточным рестайлингом в 2004 году), а также “Mitsubishi Outlander”, стоявший на конвейере в 2002-2007 годах. У всех этих машин пятидверные несущие кузова, а в гамме “Тoyota” была и короткобазная трехдверка “RAV4”. Все они оснащались полноприводной трансмиссией (впрочем, встречаются модификации с приводом лишь на передние колеса), имеют приличный клиренс и полностью независимые подвески всех колес. Под капотом у всех трех кроссоверов стояли только четырехцилиндровые бензиновые двигатели, работающие в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехскоростным “автоматом”.
21 0
Американский подход (CR-V 2.4 л.)
Тест драйвНа российском рынке появилась “Honda CR-V” с мотором 2,4 л. Раньше такой двигатель устанавливался на американской версии автомобиля.
По дорогам и не только (Toyota RAV 4, Honda CR-V, Nissan X-Trail (02- 04 гг.)) Вторичный рынокНе секрет, что владельцы внедорожников крайне редко используют свои автомобили по прямому назначению. Большинство предпочитают ездить по трассам с твердым покрытием. Для них и были придуманы "асфальтовые" джипы, совмещающие умеренную проходимость с управляемостью легковой модели. Так в середине 90-х появились первые “асфальтовые” внедорожники, которые впоследствии стали называть кроссоверами (то есть находящимися на “перекрестке” классов). Пионерами в этой области выступили японские “Toyota RAV4” и “Honda CR-V”. А в начале XXI века к ним присоединился “Nissan X-Trail”. Эти три модели и сегодня самые распространенные в своем классе на вторичном российском рынке. В нашем обзоре представлены “Toyota RAV4” второго поколения, производившиеся с 2000 до рестайлинга 2003 года, Honda CR-V” второй генерации, выпускавшиеся в 2002-2004 годах, и “Nissan X-Trail”, сходивший с конвейера с 2001-го до первого фейслифтинга 2004 года. У них крепкие несущие кузова, полноприводная трансмиссия (есть и модификации с приводом лишь на передние колеса), приличный клиренс и полностью независимые подвески всех колес. По надежности они не уступают “серьезным” джипам, а кое в чем и превосходят их.
Сентябрь 2006 года на выставке во Франции запомнился дебютом Honda CR-V III поколения. Как окажется позже — это самая удачная из всех модификаций. За несколько лет автомобиль разошёлся миллионным экземпляром.
Технические характеристики
Конструкция, платформа/рама
Хорошо забытое старое и частичка нового — это о платформе для третьего поколения Хонда CR V 3. Часть конструкции скопировали с Хонда CR V 2, остальное доработали, так прежняя платформа уже не удовлетворяла все требования современности.
Двигатель
Линейка двигателей исключительно бензинового типа в двух модификациях с 16-клапанным газораспределительным механизмом:
- 2.0 (150 л.с.) – каталожный индекс R20A2;
- 2.4 (166 л.с.) — K24Z4.
Расход топлива 9.5 литров в смешанном цикле и 8.1 литра в режиме «трасса» с коробкой передач механического типа, и на 100 грамм больше с «автомат». Максимальная скорость 190 км/ч на механике, и 177 км/ч на АКПП. Первая сотня километров за 10.2 сек. на МКПП, и 12.2 на АКПП.
КПП
Трансмиссия Honda CR V 3 поколение представлена пяти- и шестиступенчатым автоматом, пятиступенчатой механикой. Нельзя сказать, что АКПП тонко настроены и чувствительны, нет. В режиме «Kick Down» чётко ощутима незначительная задержка на старте, при переходе на повышенные передачи. Дефект не критичный, но для кого-то играет весомую роль.
Подвеска
Что осталось неизменно, так это подвеска типа McPherson. К сожалению, ведь показатели были лучше у «родной» двухрычажной. В связи с увеличенной массой кузова CRV 3 повысили жёсткость подвески, чтобы общий индекс управляемости был не ниже допустимого. В общем зачёте он даже повысился благодаря тонкой настройке элементов. Задняя подвеска независимая, многорычажного типа, пружинная.
Полный привод выполнен по технологии Real Time 4WD — активация при пробуксовке передних колёс.
Экстерьер
Первое, что бросается в глаза – спортивность и лёгкая агрессивность общего стиля передней части автомобиля Honda CR V 3. Двухуровневая радиаторная решётка, массивный бампер, оригинальные боковые линии, увеличенные колёсные диски – то, что запоминается с первого взгляда и остаётся в памяти надолго.
Полная снаряжённая масса кроссовера составляет 1680 кг, клиренс 18.5 см. Впервые установлены колёсные диски размером на 17 и 18 дюймов. Тормоза дискового типа, как передние, так и задние.
Интерьер
Общую картину интерьера немного портят множественные вставки из пластика в отделке Хонда CRV 3. Со временем привыкаешь, и уже не так тщательно всматриваешься в детали.
Незабываемые ощущения получаешь при удержании рулевого колеса. Многофункциональный трёхспицевый руль в мягкой оплётке в сочетании с уникальной формой центральной консоли, обеспечивает максимальную обзорность всех приборов, что так важно в процессе движения. Между тахометром и спидометром разместили небольшой дисплей, выводящий главные параметры в режиме онлайн на передний план.
На центральном канале между сиденьями установлена магнитола, ряд шайб рычагов управления климатической системой. Нет перегруженности и нагромождённости, это радует.
Сиденья СРВ 3 оборудованы боковой поддержкой, кончено без намёка на спортивность автомобиля, зато удобно и практично. Задний ряд комфортно разместит троих пассажиров увесистой комплектаций. На выбор «гостей» множественные настойки положения сидений.
Полезное пространство багажного отсека на твёрдую «4»: 450 литров в стандартном режиме и 990 литров в сложенном варианте. Сиденья заднего ряда складываются в пропорции 40:20:40.
Рестайлинг
Спустя три года после официальной презентации третьей генерации Хонда ЦРВ, японские инженеры выпустили фейслифтинговую версию автомобиля. Внешне изменения малозаметны. Бытует шутка, что это сделано сознательно, чтобы не отпугнуть покупателей «новой» моделью машины.
Отличить третью версию от рестайлинга можно по рисунку радиаторной решётки, верхняя её часть, словно три лезвия, вместо привычной сплошной хромированной накладки. В нижней части установили соты. Слегка округлился передний бампер и форма противотуманных фар.
Главное визуальное отличие по резиновому уплотнителю от грязи, который установили на стыке бампера с капотом. Тыльная часть осталась без изменений, за исключением насадки на глушитель, которая завёрнута в другую сторону.
Изменения практически не коснулись салона, а то, что появилось, необходимо искать. Внутри вещевого ящика установлен USB-порт. Центральный информационный дисплей теперь выводит большее количество информации водителю, изменился цвет индикации.
Доступные комплектации и цены
Хонда ЦРВ 2003 предлагается в трёх комплектациях: Comfort, Elegance, Executive. Последняя с двигателем 2.4 литра, салоном из натуральной кожи. Начиная с третьей генерации, устанавливаются передние и боковые подушки безопасности, как для водителя, так и для пассажира. Сбоку установлены шторки с датчиками опрокидывания, преднатяжители ремня, система курсовой стабилизации, электронный помощник при экстренном торможении. В базовой комплектации предусмотрены крепления для детских кресел и система стабилизации прицепа.
На вторичном рынке приобрести Хонда CR V III в хорошем состоянии можно за 900 000 рублей, не менее. В целом показатели достигают отметки в 1 200 000 рублей.
Основные конкуренты
А вот конкурентов у модели предостаточно. Среди прочих выделим: Toyota RAV-4, Opel Antara, Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Outlander XL.
Каждый из соперников предлагает гамму мощных моторов, меньшую цену, прочие улучшенные характеристики. Но в целом приведённые модели равны, выделить явных фаворитов и проигравших крайне сложно, даже невозможно.
Особенности модели, отличающие её от конкурентов
Комфортность заднего ряда сидений, доступность в моторном отсеке, высокий дорожный просвет, умеренная стоимость на вторичном рынке.
Минусы, проблемы
- слабый крутящий момент на задние колёса, всего 35%, так что рассчитывать на отличные показатели проходимости не следует;
- течь сальника коленчатого вала уже после первых 90 000 км;
- периодические сбои в работе электронного блока управления двигателем. Необходима систематическая профилактика, считывание и удаление системных ошибок посредством портативного сканера на СТО.
Плюсы, достоинства
- Экономичность в потреблении топлива;
- Низкий уровень шума, вибрации в процессе езды;
- Доступность запчастей, комплектующих;
- Бюджетность технического осмотра.
Вывод
Хонда СРВ 3 третьей генерации – отличный семейный автомобиль для ежедневных поездок, а также для любителей активного отдыха. Этого так не хватало во втором поколении. Благодаря возврату в «спорт», модель стала столь популярной, что подтверждается миллионными продажами за небольшой промежуток времени.
Среднеразмерный японский кроссовер Honda CR-V III появился на рынке в 2007 году. Через три года был произведён рестайлинг данной модели. Кроссовер поставлялся с бензиновыми двигателями объемом 2.0(R20A2) и 2.4(K24Z1) литра, мощностью 150 и 166л.с. соответственно. Для рынка Европы также выпускалась дизельная модель с объемом 2.2(N22A2) литра, мощность 140л.с.. Официально на российский рынок дизельный вариант не поставлялся.
Бензиновые моторы оснащались цепным приводом ГРМ. Практически все владельцы двухлитрового мотора отмечают странную неизлечимую особенность – при включенном климат контроле появляется излишняя вибрация двигателя. Еще на этом варианте (2.0) отмечали заводской брак: направляющая клапана третьего цилиндра была «криво» запрессована.
Характеристики двигателей Honda Cr-V третьего поколения.
В целом бензиновые моторы Хонды ЦРВ 3 весьма надежны и не станут доставлять хлопот своему владельцу. Данные двигателя без проблем запускаются в морозы, а также показывают невысокий расход топлива (меньше 12л. на 100км).
Honda CR-V III дорестайлингСтоит помнить, что регламентом предусмотрена регулировка клапанов на пробеге 40-50 тысяч. Не советуем пропускать данную процедуру.
После 4-5 лет эксплуатации автомобиль потребует у владельца замены лямбда-зонда. Что касается катализатора, то на практике его замена требуется после 150 тысяч километров пробега. Из-за дороговизны родного катализатора очень часто автовладельцы устанавливают «обманку».
Коробки передач данного автомобиля весьма надежны и не доставят вам хлопот при должном обслуживании. Единственно, что шестиступенчатая механика издает посторонний шум при включении первой и второй передачи. Но это не говорит о ее неисправности. Просто конструктивная особенность.
Пятиступенчатая АКПП просит обслуживания каждые 50 тысяч километров (масло + фильтр). Из слабых ее мест можно отметить два датчика, которые иногда требуют замены: положения селектора и давления фрикциона для второй передачи. Но пока были отмечены данные поломки лишь на машинах старше пяти лет.
За 4-5 лет эксплуатации данного авто прилично проседают задние пружины. Для последующей установки на рынке запчастей можно найти их усиленный вариант.
Амортизаторы выходят из строя ближе к 100 тысячам км. пробега. При подборе заменителя для авто, оснащенного ксеноновыми фарами, обратите внимание на наличие крепления датчика клиренса на амортизаторе. После 50 тысяч км пробега начинайте периодически осматривать пыльники передних амортизаторов, часты случаи их протирания на таком пробеге. При малейших подозрениях – замените их.
Ближе к 150 тысячам пробега часто становится невозможным выполнить развал задних колес. В таком случае необходимо менять задний верхний рычаг (ставить придется регулируемый).
Стук в рулевой рейке может появиться ближе к сотне тысяч км. Это дает о себе знать втулка рулевой тяги. Лечится заменой на капролоновую.
На первых моделях ЦРВ (07-08 годов выпуска) могут возникать проблемы ЛКП пятой двери в виде появившихся ржавых «жуков». Такую проблему устраняли по гарантии в дилерском центре.
На пятом году жизни у многих CRV темнели отражатели на передних фарах. Лечится только заменой фар. Причем по нашему опыту тайванские фары светят ничуть не хуже оригинальных. Стоит добавить, что мелкое дрожание светового пучка ближнего света недостаток, официально признанный компанией Хонда. Если ваш автомобиль стал плохо подавать омывать на лобовое стекло, позаботьтесь о замене обратного клапана форсунок, благо он недорогой.
Honda cr-v 3-го поколения (рестайлинг)Ближе к пяти годам эксплуатации частенько «глючили» датчики парковки. Проблема часто в том, что краска на датчике вздулась и его поверхность окислилась. Лечится очисткой поверхности и повторной самостоятельной окраской.
Еще одним дефектом, официально признанным компанией Хонда, у моделей первых годов выпуска является самопроизвольное включение электропривода левого зеркала в момент включения зажигания. Дилер по гарантии менял зеркало в сборе.
Пластиковое покрытие салона с годами может начать поскрипывать. Наиболее заметно это становится в морозы в задней правой части салона. Это скрипит кузовное железо. Для устранения снимите обшивку в багажнике справа и покройте эту часть кузова жирным составом. Иногда приходится даже применять молоток (если не помогла обработка).
Еще звуки в салоне могут издавать: подголовник пассажирского переднего сидения, люфтить спинка на водительском сидении, дверные замки и накладки наружных дверных ручек.
Кожаное покрытие руля и рычага КПП довольно качественное, и легко выдерживает более 150 тысяч пробега без заметных следов потертостей.
Проблемы в работе кондиционера могут возникнуть ближе к сотне тысяч км. Перегорает либо реле компрессора, либо электромагнитная муфта. Кстати, муфту можно перемотать и это будет стоить в разы дешевле, чем покупка новой.
Если говорить про ходовые качества и живучесть подвески, то у ЦРВ 3-го поколения с этим все впорядке. Автомобиль прекрасно держит дорогу, подвеска прекрасно отрабатывает все неровности. Жесткость подвески можно оценить как имеющую золотую середину между комфортом и управляемостью. При поворотах крены кузова минимальны, руль четко выполняет все команды по маневрированию. Подвеска имеет прекрасный ресурс прочности. До 100 тыс. км. Вам придется заменить пару раз втулки стабилизатора - все остальные детали надежны до 120-150 тыс. км.
После прочтения статьи у читателя сложится, скорее всего, весьма негативное мнение о данной машине. Но на самом деле все далеко не так. Мы собрали вообще все возможные неприятности, которые могут возникнуть во время эксплуатации данной машины, и это не значит, что все они появятся вместе на одном экземпляре. Стоит добавить, что большинство неисправностей возникало на автомобилях 2007-10 годов выпуска, а далее автопроизводитель исправил все «косяки», выпустив рестайлинговую версию. Да и указанные выше неисправности не являются чем-то критическим, а их исправление не потребует серьезных затрат при ремонте на СТО. Многие типичные болячки можно исправить своими руками.
В 2012 году на смену третьему поколению Хонда ЦР-В вышло четвертое .
Подборка отзывов, видео обзор и тест драйвов Honda Cr-V 3:
Краш тест Хонда ЦРВ третьего поколения: