Класснуть
Для увеличения проходимости автомобиля необходимо его оборудовать блокировкой дифференциала.
Многие отечественные автомобилисты до конца не понимают механизм работы межколесных и межосевых дифференциалов трансмиссии автомобиля. Более того многим непонятно, как происходит блокировка дифференциала, которая позволяет добиться эффективного перераспределения крутящего момента на колеса автомобиля. В данной статье мы расскажем, какие бывают виды блокировки дифференциала и их применение.
Что такое блокировка дифференциала
Дифференциал есть в любой , в котором крутящий момент передается на пару ведущих колес. Между этими колесами крутящий момент передается механическим способом. Даже самый простой свободный дифференциал является планетарным механизмом. Данная конструкция позволяет передать равный крутящий момент, как левому, так и правому колесу. Это можно осуществлять на разной скорости вращения и в поворотах. Однако в свободном дифференциале в случае вывешивания либо потери сцепления с дорогой колеса курящий момент на него сводится к нулю. В этот момент противоположное колесо, которое на самом деле имеет сцепление с дорогой, полностью теряет крутящий момент и перестает двигаться. В итоге автомобиль просто не сможет сдвинуться с места.
Многие автомобилисты знают, что выбраться из такой ловушки можно следующим способом. Необходимо буксующие колеса заставить получить сцепление с дорогой. Для этого некоторые автомобилисты загружают его либо подкладывают что-либо под колеса. После этого одновременно оба колеса одной оси получают сцепление с дорогой, и автомобиль начинает ехать.
Электронная блокировка дифференциала
Инженеры сумели реализовать данный способ с помощью электроники и тормозной системы. Для этого используются датчики ABS. Как только скорость вращения колеса достигает определенного предела, датчики подают сигнал, и электроника блокирует потерявшее с дорогой сцепление колесо тормозным механизмом. Подобная электронная блокировка дифференциала используется в кроссоверах и внедорожниках с системой полного привода. Однако дальше пошли инженеры французского концерна PSA Peugeot-Citroen. Они сумели внедрить электронную блокировку дифференциала на переднеприводные модели Peugeot 2008 и Peugeot 3008. Инженеры даже смогли создать несколько режимов работы такой электронной блокировки дифференциала и назвали их как различные дорожные условия: бездорожье, песок, снег. В каждом из перечисленных режимов электроника будет тормозить вывешенное колесо с разным усилием и интенсивностью. При этом французские инженеры решили ограничить скорость автомобиля в каждом из режимов блокировки дифференциала. Так по снегу нельзя ездить быстрее 50 километров час, по бездорожью – 80 километров час, а по песку ограничение скорости установлена на отметке 120 километров в час. Система Grip Control от концерна PSA Peugeot- Citroen умеет не только тормозить колеса с помощью тормозной системы, но регулировать чувствительность педали акселератора.
Советские автомобилисты, владеющие машинами ВАЗ, устанавливали два стояночных тормоза, по одному на каждой заднее колесо. Так они механическим путем осуществляли блокировку колеса, которую в данный момент выполняет электроника. Если вдруг какое-либо из задних колес на заднеприводном автомобиле ВАЗ начинало скользить и теряло сцепления с дорогой, и автомобиль попросту зарывался в песке, водителю было достаточно выйти из автомобиля, посмотреть какое колесо не имеет сцепления с дорогой и заблокировать его с помощью ручника. В этот момент второе колесо получит крутящий момент и сможет вывести автомобиль из ловушки.
Механическая блокировка дифференциала
Второй вид блокировки дифференциала является более надежным. Однако он увеличивает массу трансмиссии. Механическая блокировка позволяет превратить обычный дифференциал в простую пару шестерен, которые заставят колеса одной оси вращаться с одинаковой скоростью.
Так выглядит LSD конического типа.
Одной из разновидности механической блокировки дифференциала является самоблокирующийся дифференциал или как его еще называют дифференциал повышенного трения. В английском языке есть аббревиатура данной конструкции LSD – Limited Slip Differential. В таком дифференциале блокировка происходит за счет силы трения. Самым популярным представителем самоблокирующихся дифференциалов является механизм компании Torsen.
Наверное, каждый автомобильный эксперт скажет, что самоблокирующийся дифференциал – это более радикальное и эффективное решение, чем электронная блокировка с помощью тормозной системы.
Винтовой самоблокирующийся дифференциал для тюнинга автомобилей ВАЗ
Многие тюнинговые фирмы предлагают для установки в автомобили ВАЗ винтовой типа Quaife. Стоимость такого механизма варьируется от 10000 до 30000 рублей. Винтовой дифференциал также являются планетарным механизмом. Однако зубья шестерён здесь нарезаны по принципу резьбы винта. Блокировка винтового дифференциала происходит, когда одно из колес начинает буксовать.В этот момент шестерни-сателлиты, которые зациклены с шестернями полуосей, проворачиваются. При этом сила трения между сателлитами и самим корпусом дифференциала вследствие действия центробежных сил заставляет всю конструкцию крутится как единую ось. Однако в таком механизме все же присутствует частичное проскальзывание.
Составные самоблокирующегося дифференциала.
Подобная конструкция винтового дифференциала больше подходит для старых классических моделей ВАЗ с задним приводом. На переднеприводных моделях Лада при добавлении либо сбросе газа в повороте такое дифференциал будет стремиться уравнять скорость колес. Вследствие этого водителю придется прикладывать больше усилия, чтобы повернуть автомобиль.