Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14
Лобатовой Верой Евгеньевной
Санкт-Петербург 2012
Основные задачи цикла:
Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
Прививать интерес к музыкальным играм.
Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
Принципы отбора материала и его структурирования:
Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.
Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.
Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.
Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Беседа 1.
Основные задачи:
Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.
Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.
Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).
При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).
При сравнении ударных находить сходства и различия.
Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.
Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.
Задание детям:
Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.
Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).
Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.
Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:
что необычного в этой музыке?
какие звуки услышали?
какие использовались музыкальные инструменты?
какие движения могут быть под эту музыку?
дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.
Задание детям:
Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).
■ Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...
Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.
■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.
Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.
Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.
Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.
Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).
Вывод:
Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.
Беседа 2.
Основные задачи:
Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.
Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.
При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...
При сравнении духовых находить сходства и различия.
Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.
Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.
Задание детям.
Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.
Слушание В. Агафонников «Дудка».
Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.
Задание детям:
Творческое задание детям:
Сочинить мелодию к словам:
Пастушок, Пастушок,
Заиграй скорей в рожок.
(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)
Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.
Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.
Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)
Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Творческое задание детям:
Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).
Беседа 3.
Основные задачи:
Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.
Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.
Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.
Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.
Примерное содержание беседы и заданий детям:
Дети стреляют из детского лука - что услышали?
Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.
Задание детям:
Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...
Задание детям.
Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.
Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.
Просмотреть видеофрагмент (11).
Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:
Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...
Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.
Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».
В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).
Задание детям.
После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:
Как во славном Ново-Городе,
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил - играл Садко,
Спотешал купцов, людей посадских.
Задание детям.
Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.
Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.
Вечор Васенька по улице прошел,
Он и наигры наигрывает,
В балалаечку набрякивает -
Балалайка выговаривает
Задание детям.
Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.
Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)
Творческое задание детям.
Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:
Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.
С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);
Звуки (барабана) вели войска а битву.
В музыке есть такие краски, такие звучания, которые и вы, и я, и еще многие другие люди понимают одинаково. И это все сила музыки!
Беседа 4
Основные задачи:
Закрепить представления о народных духовых, струнных, ударных музыкальных инструментах: особенности их звучания, звукоизвлечения, внешнего вида, исторического прошлого.
Вызвать желание играть в музыкальные игры.
Воспитывать стойкий интерес к музыке.
Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились.
Вывод - что хотя они все такие разные, но все же удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? (Выслушиваются предположения детей). Общее то, что все они музыкальные инструменты. Все они называются хорошим мастеровым словом инструмент, потому что они.... (с их помощью человек делает музыкальную работу - мастерит звуки.)
Игра «Музыкальный магазинчик»:
Над входом висит «Музыкальный квадрат». Только тот, кто его разгадает, может войти: в квадрате спрятаны, среди остальных букв, названия музыкальных инструментов. Читать надо по вертикали и горизонтали.
Дети придумывают название «музыкальным монетам», рисуют их. Определяют, сколько будет стоить каждый музыкальный инструмент. Выбирают продавца (3) и покупателей. Продавец должен уметь представить музыкальный инструмент, чтобы покупатель захотел его купить.
Чтобы купить некоторые музыкальные инструменты (они спрятаны в красивых коробках), нужно узнать их: 1) по звучанию, обосновывая свой ответ. 2) по загадке. 3) по описанию.
Вывод:
Насколько игра увлекла детей, можно судить о результативности данного цикла бесед.
Использованная литература:
Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: Программа «Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240с. (Тропинки).
Кленов А. Там, где музыка живет. 3-е изд., испр. - М.: Педагоки-Пресс, 1994.-152с. :ил.
Левашева Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. Научно-художественная книга. Изд. 2-е, испр-е и доп. Рис. Н. Кошелькова. Л., Дет. Лит., 1975г, 144с.
Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Дет. Энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта / Худ. О. Контарева. - Калининград: ГИПП Янтарный сказ, 1995 - 144с.
Чукаш И. Дудочка и барабан. Изд. Дет. Литер., 1983г.
«Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка»
Цель: формирование сенсорных эталонов в процессе игры
Программное содержание:
1. Формировать умение:
– находить геометрическую фигуру по образцу;
2. Закрепить понятия «один», «много», «мало», «большой», «маленький».
3. Закрепить знания у детей основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
4. Упражнять в классификации предметов по одному признаку.
5. Развивать речь, мышление, память.
Материал для занятия:
геометрические фигуры разные по цвету (красного, желтого, синего, зеленого) и форме (круги, квадраты, треугольники) – для вагонов (стульчиков), билеты, две коробки: маленькая и большая, морковь: 6 маленьких и 5 больших; маска зайца, табличка с изображением поезда.Ход занятия
- Посадка в поезд.
– Ребята, любите ли вы путешествовать?
– Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А поедем мы в лес.
– Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало?
–Только нужно разобраться, где, чье место. Сейчас я вам раздам билеты. На билетах – фигуры (раздаю). Посмотрите внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде вагончик точно с такой же фигурой.
– Юля, найди свое место в поезде (и т.д. по очереди дети рассаживаются на места).
– Ну вот, все расселись.. Отправляемся в путь. (включаем музыку)
- Встреча с зайчиком.
– Приехали. Выходите. Мы в лесу. Пойдемте гулять по лесу.
– Смотрите, кто это спрятался?
– Что зайчик любит кушать?
– Все лето растил зайчик на своем огороде морковь. Посмотрите, сколько моркови выросло на грядках в огороде: много или мало? (Много.)
– Посмотрите на первую грядку и скажите, сколько морковок растет на ней? (1) (спросить 2–3 человек).
– А теперь давайте посчитаем, сколько морковок выросло на второй грядке (1, 2) (попросить посчитать 3–4 человек).
– А на последней грядке? (Много.)
– Ребята, посмотрите внимательно на морковки и скажите, одинаковые они или разные. Чем они отличаются?
– Ребята, зайчику требуется помощь. Одному ему не справится. Дело в том, что морковь зайчик собирает и хранит в ящиках: большие – в большом ящике, маленькие – в маленьком. Давайте поможем зайчику собрать морковь и разложить в ящики. (Дети по одному «срывают» морковь, говорят, какая она и кладут её в соответствующий ящик.)
Дети прощаются с зайчиком.
- Дорога к лесной полянке
Чтобы добраться до лесной полянки, нужно пройти через болото. Посмотрите, какие на болоте цветные кочки. Прыгаем по кочкам, через болото. Каждый выбирает свой цвет (на билете) и должен перебраться на другой берег, чтобы поехать в обратный путь.
Молодцы, ребята! Отлично справились.
А теперь садитесь в поезд (
дети садятся на свои места ).– Давайте попрощаемся с лесом. До свидания, лес!
6) Итог занятия.
– Ребята, вам понравилось наше путешествие?
– На чем мы путешествовали?
– Каким зверям помогали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»
Цель: Способствовать нравственному развитию ребёнка путём формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре общения; формировать интерес к общению со взрослыми...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правильном питании.
Цель: формировать у детей представление о необходимых телу человека веществах и витаминах, рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Познакомить их с понятием «витамины», закрепить знания о...
Беседа для учащихся младших классов
« Знакомство с музыкальными инструментами ».
Что с музыкой сравнится по звучанию?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчание?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятение –
Любовь иль грусть, веселье иль печаль –
В любом, природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать
В душе; звучит на струнах подсознания,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет,
Передавая радость иль страданье,
Сама душа, казалось бы поет!
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в гости к учащимся детской школы искусств. Они такие же как и вы, но отличаются тем, что каждый из них в стенах нашей школы обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте. Мы с вами познакомимся с различными музыкальными инструментами, послушаем как они звучат и услышим как играют на них наши ребята.
Фортепиано (или пианино) - это струнно-клавишный инструмент, получивший важное значение в музыкальной практике благодаря огромному звуковому диапазону и универсальным техническим возможностям. Изобретение фортепиано относится к началу 18 века и связано с именем итальянского мастера Бартоломео Кристофори. Заимствовав ряд особенностей клавесина и клавикорда (это предшественники фортепиано), он применил новый способ звукоизвлечения. При нажатии клавиши, специальная механика приводит в действие молоточек, который ударяет по струне. В момент опускания клавиши, особые глушители - демпферы - прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости, т. е. на фортепиано можно было играть и громко, и тихо (forte и piano), отсюда и название инструмента. У фортепиано есть родственный инструмент - большой красивый важный рояль, который стоит на трех изящных ножках. Рояль «живет» в концертном зале и исполняют на нем только концертные произведения. Клавиатуры фортепиано и рояля одинаковые, но звучит рояль более насыщенно и ярко. Для полного и красивого звука открывают специальную крышку. А теперь, ребята, послушаем как звучит этот замечательный инструмент. В исполнении учащихся детской школы искусств звучат произведения для фортепиано:
И. Бургмюллер
« Изящный цветок »П. Чайковский « Баба Яга » из « Детского альбома »
М. Мордасов « Давным-давно »
А теперь мы поговорим о русских народных инструментах.
Домра. Многие из вас, ребята, наверно видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутым на них тремя - четырьмя струнами.
Домра входит в состав оркестра русских народных инструментов. А сто лет назад никто не знал как выглядит домра. Ни одного инструменте не существовало в России, и даже рисунков, изображающих этот инструмент не сохранилось: в 17 веке ее казнили, как преступницу.
В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ, они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки, не всегда безобидные и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.
Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек. Звучат концертные номера на домре в исполнении учащихся и преподавателей школы:
Э. Колмановский « Алеша »
Н. Олейников "Маленькое рондо"
Не одну сотню лет известна на Руси
балалайка. В 18 и 19 веках она была самым распространенным музыкальным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный, треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал дать простонародному « мужицкому инструменту » новую жизнь. По его указанию инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции. Андреев не только ввел балалайку в состав русского народного оркестра, но и выступал с сольными оркестрами.Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, колледжах и консерваториях. (Звучат концертные номера на балалайке).
Еще один русский народный инструмент - баян - этоклавишно-духовой инструмент, получивший массовую популярность в России в 90-х годах 19 века. В настоящее время получил распространение так называемый готово-выборный баян, сочетающий в левой части наряду с готовыми басами и аккордами, выборную клавиатуру, переход на которую осуществляется при помощи переключателя.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы вверх и вниз.
Позабытый, деревенский
Вдруг завел глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой."
Это "Василий Теркин" Твардовского. А сколько еще стихов, да еще и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармошке. Без этого инструмента и его родственных - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в клубе, ни свадьбы...
Аккордеон тоже клавишный духовой инструмент. Подобно баяну, также обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Правая фортепианная клавиатура - характерный признак аккордеона. В отличие от баяна, тембр аккордеона более густой, распевный. И баян, и аккордеон используют как сольный и как аккомпанирующий инструмент, их включают в состав различных ансамблей. А теперь, ребята, послушайте игру наших юных музыкантов на баяне и аккордеоне. Звучат концертные номера в исполнении учащихся:
А. Тихончук "Полька" (аккордеон)
Я. Френкель "Вальс-расставание" из к/ф-ма "Женщины" (баян)
Еще один красивый, и очень популярный в наше время музыкальный инструмент - это гитара . История гитары восходит к глубокой древности. Этот инструмент появился около 4-х тысячелетий назад. Родина гитары неизвестна. Предками гитары считаются и египетская кифара, и древнегреческая китара (китарра), и дошедшая до нас лютня. До 16 века гитара была трех- и четырехструнной, играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). В 16 веке, уже в Испании, появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила именно в Испании, где она и стала подлинно народным инструментом. Во второй половине 17 века появляется шестиструнная гитара, опять же в Испании.
Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. Музыкальные возможности гитары оказались настолько велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Всему миру известны имена испанских и итальянских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора, Д. Агуадо, Ф. Карулли, М. Джулиани, М. Каркасси, а также русских - Соколовского, Макарова. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении учащихся и их педагога очень необычный ансамбль - будут звучать две домры и гитара, и гитара в данном ансамбле исполняет не сольную партию, а будет играть партию аккомпанемента. (Звучит украинская нар. песня «Королек»).
А теперь, дорогие ребята, давайте вместе проверим как вы усвоили наш «урок». Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь узнать о каком музыкальном инструменте идет речь.
У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш … (рояль).
Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка! Озорная... (балалайка).
Он по виду - брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком... (аккордеон).
Она как забытая царица, что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах. (Домра).
У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем
Звенит струна, поет она, и песня всем ее слышна.
Он никогда не станет старым, тот инструмент зовем...(гитарой).
Список литературы:
1. Ю Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь», Санкт- Петербург - Москва «Музыка», 1998 год.
2. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», Москва «Терра», 1996 год.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой) не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он Литературав и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
пляшет, и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
Звенит струна, поет она,
И песня струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
Не кошено, не ро ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
Не кошено, не,
Наталья Митина (Талдыкорган, Казахстан)
Музыкальное воспитание – понятие емкое и многогранное. Объем понятия и, связанный с этим спектр направлений воспитания учителя-музыканта, определяет самую главную особенность его образования: он должен обладать широким кругозором, ориентироваться в самых различных областях музыкальной культуры. Подготовка учителя музыки определяется не только содержанием профессии и спецификой самого предмета – музыка, как живое образное искусство, но и использованием различных форм воспитания и обучения в педагогическом вузе. Поступив в вуз, студент сталкивается с разнообразными формами вхождения в музыку. Одной из таких форм является беседа о музыке, возможности которой в музыкальном воспитании используются не в полном объеме. Включение детей в активную беседу о музыке способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческих норм и критериев оценки явлений действительности.
Еще древние философы, размышляя о беседе, считали, что беседа - это средство снискания расположения другого человека в процессе общения. Софокл и Эпикур говорили о беседе как о философской дискуссии, в процессе которой человек умножает свои знания. Сократ в свою очередь пользовался системой специально подобранных вопросов беседы, доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к самостоятельным выводам.
В психологии понятие «беседа» рассматривается как «полноценное общение, в процессе которого идет считывание информации» ; как реконструкция в сознании внутреннего мира друг друга . Таким образом, общение в процессе беседы позволяет открывать внутренний мир человека, а также получать информацию извне.
По мнению А.К. Маркова, полноценная беседа становится возможной, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания, дать себе отчет в том, что представляет собой собеседник по общению .
В педагогике за применение беседы в обучении и воспитании высказывались В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, А.И. Незеленов и др. В их исследованиях «беседа» рассматривается как вопросно – ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения полученных ранее.
В свою очередь В.И. Водовозов на уроках со школьниками рекомендует использовать беседу, как активное средство воспитания духовности и нравственности . Он утверждает, что «лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые оставляют в душе живое вечное знание» . Автор в свою очередь подчеркивает, что ценность беседы в ее познавательности и доступности для обучающихся.
По мнению В.П. Острогорского, беседа – это фактор сближения учителя и учащихся, в процессе которой у учеников должно быть сформулировано особое душевное настроение, названное им «этико-эстетическим». По словам педагога, это, с одной стороны, направит и укрепит волю ко всему доброму; с другой – при развитии критического ума и эстетического вкуса, поможет ученикам правильно и разумно относится и к явлениям жизни и к произведениям литературы. Он возрождает традицию литературных бесед, сближающих, по его мнению, учителя и учащихся и способствующих «оживлению классного урока» .
А.И. Незеленов также важное место отводит проведению с детьми литературных бесед. Он считает, что беседа – это «форма нравственного общения с учащимися». По мнению В.А. Сухомлинского беседа учителя с учащимися – «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу» .
Использование бесед о музыке в эстетическом воспитании школьников признано в современной музыкальной педагогике перспективным направлением. За активное использование беседы процессе музыкального воспитания и обучения и развитие лекторских качеств у будущего учителя музыки высказывались Д.Б. Кабалевский, Л.Г. Арчажникова, К.С. Тюребаева и др.
Под термином «беседа о музыке» мы обычно подразумеваем контакт слушателей с «живой» музыкой, по поводу которой и ведется беседа; иногда это короткий заключительный разговор о прослушанном произведении, о впечатлении, какое произвело данное произведение на учащихся. Многолетнее общение Д.Б.Кабалевского с детской аудиторией дало ему возможность для создания определенной системы сначала в беседах с ребятами, затем в статьях, радиопередачах, в книгах. По мнению Д.Б. Кабалевского, беседа – это способ заинтересовать слушателей, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке». Он утверждает, что многое должно быть учтено при выступлении с беседой. Но, разумеется, думать обо всем во время выступления невозможного, да и вовсе не нужно. Вместе с опытом приходит постепенно и овладение различными приемами ораторского искусства, которое, кстати, слишком индивидуально для того, чтобы пытаться подгонять его под какую – то единую для всех схему.
На основе высказываний Д.Б. Кабалевского, можно выделить принципы проведения беседы о музыке: уважительное отношение к аудитории, вера в слушателей. «Слушатели с удивительной чуткостью каким – то особым чутьем угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними лектор ; актуальность и значимость темы беседы; направленность на размышление и обогащение внутреннего мира личности. В своей педагогической и лекторской работе Д.Б. Кабалевский придавал вышеуказанным принципам очень большое значение. Он высказывался, что при каких бы обстоятельствах мы не беседовали с детьми о музыке – в зале во время концерта, беседы или лекции, - ни на секунду не должны забывать о главной задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» своей любовью к музыке . Это должно быть сверх задачей всей музыкально - воспитательной работы, как с детьми, так и со студенческой молодежью. Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям и юношеству свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить воспитательную и познавательную функции.
С помощью беседы организуется поэлементное усвоение музыкально-теоретических знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы, а именно:
Обучающая функция заключается в том, что с ее помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая музыкальный материал с ранее изученным, выясняет смысл нового;
Закрепительная функция реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый учащимся материал, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний;
Контрольно – проверочная функция раскрывается в вопросах, выясняющих уровень усвоения темы;
Систематизирующая функция состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.
Тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря, - во всех ее жизненных связях.
Беседа о музыке должна быть направлена на организацию поисковой деятельности, то есть, поэлементное обучение творческому поиску при решении музыкально-творческих и проблемных задач. Главная функция беседы заключается в том, что педагог с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, которые при этом воспроизводят раннее полученные знания, сравнивают и сопоставляют их и т. д. Педагог ставит проблему и расчленяет ее с помощью вопросов, то есть, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся.
Беседу можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению ее экспромтом. При этом от учителя музыки требуется широта кругозора, учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного и общемузыкального развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы. Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Б.В. Асафьев в свое время обосновал едва ли не все важнейшие принципы массовой музыкально-просветительской работы с детьми и подростками. Разрабатывая принципы и методику музыкально-воспитательной работы с учащимися, он писал, что «музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» .
Любая форма общения с музыкой подразумевает, прежде всего, умение по-настоящему слушать ее. Умение слушать и, тем более, понимать музыку - итог большого опыта, накапливаемого годами. Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания. Беседа о музыке открывает доступ к глубокому восприятию тех произведений, которые могут расширить их кругозор, обогатить общую культуру, воспитать высокие нравственные качества.
Перед проведением беседы рекомендуется тщательно продумать вопросы и метод ведения беседы, стараясь при этом предвидеть вопросы, которые могут быть заданы и заранее подготовиться к ответам на них. При этом необходимо исходить из того, что содержание получаемой школьниками информации будет зависеть от правильности и целенаправленности задаваемых вопросов, которые нужно подготовить заблаговременно. Наряду с этим, необходимым условием проведения бесед о музыке, является творческий подход учителя к составлению вопросов. Мы считаем, что задать правильный и ясный вопрос, доступный детям и, вместе с тем, достаточно высокого уровня трудности - дело совсем непростое. Беседу желательно начинать с незначительных вопросов, формулируя и задавая их по ходу разговора. В настоящее время в музыкально-педагогической литературе определены основные требования к вопросам, которые сводятся к следующему:
Формулировки должны быть ясными, краткими, четкими, логически изложенными, посильными; разнообразными и творческими;
Умело воздействовать на эмоции и чувства школьников; повышать их интерес и отзывчивость на музыку.
Кроме того, для успешного проведения бесед о музыке особенно важна культура речи педагога, предусматривающая правильность и выразительность языка.
Частью общей процедуры планирования беседы является распределение времени в зависимости от значения, придаваемого отдельным ее аспектам. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы правильно определять время, нужное для достижения намеченной беседой цели.
При проведении бесед о музыке необходимо следующее: 1) использовать музыку не как иллюстративный материал, а как один из важных и содержательных компонентов всего мероприятия; 2) создавать особую атмосферу вслушивания в музыкальный материал; учитывать возрастные и психологические особенности детей; 3) адаптировать для детского восприятия информационно-теоретический материал, который ложится в основу беседы; 4) слово должно чередоваться с музыкой, чтобы внимание детей сохранялось в течение всего времени.
Итак, беседы о музыке помогут детям прислушаться к огромному потоку музыки, который сопровождает их ежедневно, разобраться в этом потоке и суметь самостоятельно сделать выбор. Увлечь, заинтересовать, вызвать к музыке интерес – вот к чему всегда нужно стремиться учителю музыки в своих беседах с детьми и молодежью. И только тогда эти беседы всегда будут попадать в цель, приносить желаемые плоды.
Литература:
1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Изд. АПН СССР 1983.- 423с.
2.Леонтьев А.М. Педагогическое общение,- М.: Знание, 2004.- 480с.
3. Марков А. К. Психология профессионализма,- М.: Знание, 2006.- 309с.
4. Водовозов В.И. Тезис по русскому языку.- М.: Педагогика, 1991.- 346с.
5. Острогорский В.П. Беседа о преподавании словесности.- М.: Педагогика. - 1995.- 320с.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка – Л.: Просвещение, 1993. – 452с.
7.Незеленов А.И. История русской словесности,- М.: Просвещение, 1993.- 420с.
8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1995.- 134с.
9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1999.- М.: Педагогика, 191с.
Беседы о музыке как виде искусства
Откуда появилась музыка
Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась.
Музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни больших городов, ни маленьких поселков и деревень. Но уже в те далекие от нас времена люди не могли прожить без музыки ни одного дня. Музыка сопровождала человека повсюду: и в его работе, и в бою, и на отдыхе. В радостные минуты и в минуты печали музыка была с человеком. Сначала люди сами сочиняли и исполняли музыку. В ней они рассказывали о различных событиях своей жизни. Потом появились музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты. Музыку для них стали сочинять композиторы. Вам, конечно, знакомо слово «композитор». Это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? (дети отвечают.) А как композитор пишет музыку? (дети отвечают, педагог помогает им.) Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков - нот (Показывает детям ноты.)
Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)
Музыкальные звуки
Педагог. Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки - это кирпичики музыки. Для добычи звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами. Назовите их. (Дети называют знакомые музыкальные инструменты.)
Но звуки сами по себе ничего не означают. (Педагог проигрывает детям отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне , металлофоне, дудочке.) А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из этих кирпичиков музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки оживут, заговорят, расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых звуков: они певучие, а в руках музыканта могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому они могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.
(Дети слушают отрывки музыкальных произведений «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, отрывки из симфонической сказки Петя и волю Сергея Сергеевича Прокофьева.)
Что выражает музыка
Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство - все это может выразить музыка.
Послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества (Педагог исполняет пьесу.)
Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьесу, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой.
А вот другая пьеса из этого же альбома - «Отзвуки театра». (Педагог исполняет пьесу.)
В жизни маленького героя произошло важное событие: он впервые побывал в театре, и спектакль произвел на него сильное впечатление. Мальчик вновь переживает увиденное, и его охватывает необычайное волнение. Слышите, как тревожно, а иногда грозно звучит мелодия? Музыка произведения очень хорошо выражает чувства героя.
(Беседу можно построить и на других произведениях, например пьесах разного характера из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.)
Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров
Колыбельная песня: знакомство с жанром
Программное содержание:
Учить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии. Узнавать спокойный, ласковый характер музыки.
Ход занятия:
Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с жанром колыбель ной песни. Кто из вас знает, что такое колыбельная песня? (дети отвечают, что колыбельную песню поет мама когда укладывает ребенка спать.) Правильно, колыбельная песня поется перед сном. Послушайте «Колыбельную» русского композитора Евгения Голубева. Она написана для одного инструмента - фортепиано, без голоса. Попробуйте определить характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (Исполняет пьесу.)
Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.
Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте пьесу еще раз и скажите, почему композитор назвал ее «Колыбельная». (Исполняет фрагмент произведения.)
Дети. Пьеса так называется, потому что она спокойная, под нее можно убаюкивать маленького ребенка.
Педагог. Молодцы - вы правильно это подметили.
В «Колыбельной» Е. Голубева нет слов - это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная.
Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?
Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.
Педагог. Верно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя - так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает, и, наверное, ему приснится чудесный сон. (Показывает детям иллюстрации, читает стихи, подходящие к этой теме.)
Колыбельная песня в инструментальной вокальной музыке
Программное содержание:
Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.
Ход занятия:
Педагог: .Дети, мы с вами познакомились с «Колыбельной» композитора Е. Голубева. Сейчас я вам сыграю еще одну «Колыбельную песню», которую написал замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов. Он написал для детей 18 песен, так и назван их - «детские песни». Среди этих песен есть и несколько колыбельных. Одна из них - .Котинька-коток Мелодию композитор запомнил с детства, ему напевала ее няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали ласкового, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока, кусочек пирога, хвостик вызолотить, лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какая она по настроению. (Исполняет колыбельную.)
Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.
Педагог . Верно. Сравним ее с «Колыбельной» Е. Голубева. Что общего между этими произведениями? (Исполняет пьесу Е. Голубева.)
Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.
Педагог . Правильно, колыбельные обычно исполняются в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?
Дети. Первая колыбельная без слов, а вторая со словами.
Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной пёсне может исполнять и голос, и какой-то один музыкальный инструмент, например фортепиано, как у Голубева. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте эти две колыбельные еще раз. (Исполняет их.)
А сейчас вы услышите колыбельную, которая звучит в сопровождении оркестра в опере «Садко». Оперу эту написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Опера - это спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает. (Дети слушают аудиозапись.)
Дети. Музыка грустная, темная, звучит низко.
Педагог. Правильно, только я дополню вас: музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло - Садко ждет возвращения на берег, к людям.
А вот еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки «Кикимора». Кикимора - злой сказочный, фантастический образ. Когда Кикимора была маленькой, она лежала в хрустальной колыбельке, а волшебный Кот-Баюн пел ей колыбельную песню. (Дети слушают аудиозапись. Свой рассказ педагог может сопровождать показом иллюстраций.)
Танец: знакомство с жанром. Вальс
Программное содержание:
Дать детям представление о танцевальном жанре. Учить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.
Ход занятия:
Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы? (дети отвечают, что они в жанре колыбельной песни.)
На прошлых занятиях вы познакомились с разновидностью жанра песни - колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди. (Показывает рисунки, фотографии.)
Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово вальс в переводе с французского языка означает кружиться. Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте Вальс норвежского композитора Эдварда Грига и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка.
Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.
Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая.
Послушайте ее еще раз. (Исполняет пьесу.)
Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра. (Слушают аудиозапись.)
Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?
Дети. Радостный, волшебный, светлый.
Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов» дети танцуют.)
Полька
Программное содержание:
Познакомить детей с жанром польки. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Узнавать и различать польку и вальс.
Ход занятия:
Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька - это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька - чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина» ее основное движение - легкие полушаги. Послушайте детскую польку замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру? (Исполняет польку.)
Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.
Педагог . Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку. (Исполняет «детскую польку« М. Глинки еще раз.)
Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?
Дети . Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.
Педагог. А теперь поиграем в игру «Угадай танец»: я вам играю музыкальное произведение, а вы называете, какой это танец. (Исполняет «Вальс цветов» , «Вальс» М. Стрибогга, «Итальянскую польку» , «Польку» , дети отвечают и поясняют свои ответы.)
Марш: знакомство с жанром.
Программное содержание:
Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.
Ход занятия:
Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь еще с одним музыкальным жанром - маршем. Слово марш означает «шествие». (Показывает иллюстрации.)
Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, поэтому он так и называется - марш, музыка его четкая, ритмичная. Послушайте марш композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Исполняет произведение.)
Какого характера эта музыка?
Дети. Веселого, шутливого, бодрого.
Педагог . Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. давайте сравним «Марш»
Д. Шостаковича с «Маршем» И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята». (Исполняет марш Дунаевского.)
Какого характера второй марш?
Дети . Этот марш - гордый, бодрый, смелый.
Педагог. Марш Дунаевского решительный, жизнеутверждающий, ведь под него шагает молодежь. А как вы думаете, кто может шагать под марш д. Шостаковича? (Исполняет фрагмент.)
Дети. Игрушки.
Педагог . Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной.. Давайте еще раз послушаем эти два марша. (Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)
Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?
Дети . Оркестр.
Педагог. Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас вы послушаете марш в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка. (Звучит «Спортивный марш» И. Дунаевского в грамзаписи.)
Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?
Дети . Нам было радостно, весело.
Педагог . Действительно, когда звучит праздничный, торжественный марш, повышается настроение, нас охватывает чувство радости, всеобщего веселья.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о жанрах: песне, танце, марше. Узнавать и различать песню, танец, марш по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.
Ход занятия:
Педагог . Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры.
Какие музыкальные жанры вы знаете?
Дети . Колыбельная песня, танец, марш.
Педагог . Раньше, давным-давно, люди думали, что земля стоит на трех огромных китах. А композитор, с музыкой которого вы уже знакомы, используя эту легенду, написал книгу, в которой утверждал, что вся музыка тоже держится на «трех китах» - песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке - и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец и марш знакомы вам, потому что сопровождают вас повсюду. Скажите, какие бывают песни?
Дети . Веселые, грустные или ласковые нежные - как колыбельная.
Педагог . Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.
Пропеть под музыку: «А-а, А-а».
Послушайте «Колыбельную» С. Майкапара и расскажите об этой музыке. (Исполняет пьесу.)
Дети . Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.
Педагог . А теперь вспомним жанр танца. Какие вы знаете танцы?
Дети . Вальс, польку.
Педагог . Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и др.), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и др.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте
Вальса А. Лядова и Польку П. Чайковского из детского альбома и сравните их. (Исполняет произведения.)
Дети . Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.
Педагог . А какой жанр еще существует в музыке? (дети отвечают, что это марш.)
Послушайте Марш С. Прокофьева из сборника детская музыка и расскажите об этом жанре. (Исполняет произведение.)
Дети . Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.
Педагог . Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршу придает восходящая интонация-мелодия.
Повторите за мной этот скачок мелодии вверх, используя звук «А-а». А теперь попробуйте сочинить свой небольшой марш. При этом используйте восходящую активную интонацию и особый четкий ритм. (Педагог с помощью хлопков воспроизводит ритмический рисунок, подходящий для марша, который станет основой для сочинения, дети сочиняют небольшие образцы маршевых мелодий. Наиболее удачные педагог исполняет на фортепиано с сопровождением.)
Педагог . Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку. (Проводит игру, после которой детям предлагается выразить через движения свое слышание различных жанров танцевальной музыки.)