В далёком 1986 году авианосец "Гермес", который был флагманским кораблём британской эскадры во время войны за Фолклендские острова и сыграл в ней одну из ключевых ролей, был продан Индии. Вскоре, уже с названием «Вираат», он пополнил боевой строй индийских ВМС. Примечательна судьба этого корабля, как и его легендарного предшественника.
Авианосец "Вираат" типа "Гермес" |
Индия собирается вложить 117,7 млн долларов в трансформацию боевого корабля в плавучий отель. Именно такой новостью шокировало своих читателей известное издание The Times. После переоборудования на бывшем хозяине морей должно появиться пятьсот кают – номеров, несколько бассейнов и ресторанов, а также казино. О возможности размещения последнего на борту идут споры, поскольку индийское законодательство запрещает азартные игры. Однако никто не помешает владельцам отбуксировать его в международные воды и доставлять любителей азартных игр с берега вертолётом. Такая вот маленькая дополнительная опция.
Основной причиной того, что авианосец покинет состав индийских ВМС, называют значительно возросшие затраты на его эксплуатацию. Выход корабля "на дембель" планируется грядущим летом.
"Гермес" пополнил боевой состав военно-морского флота Её Величества в 1959 году. Построен он был на верфях города Барроу-ин-Фёрнесс, где был заложен в 1944-м году. Строительство корабля продолжалось до 1953 года. Во время войны на далёких Фолклендах в 1982 году "Гермес", будучи флагманом, сыграл значительную роль в победе Великобритании над Аргентиной, которая оспаривала права на эти затерянные в Атлантике острова у бывшей владычицы морей. Спустя четыре года после окончания войны авианосец перекочевал в Азию. Индия охотно купила у своей бывшей метрополии этот корабль. Пройдя капитальный ремонт, в 1987-м году он вошёл в состав индийских ВМС. За время службы под индийским флагом был проведён ряд усовершенствований и техническое переоснащение корабля. Авианосец может взять на борт четыре катера для десанта и сам десант в составе 750 морских пехотинцев. Он несёт на своём борту 80 торпед небольшого размера и большое количество ракетного вооружения. "Вираат" оснащён новейшими РЛС и средствами обеспечения взлёта – посадки бортовой авиации. В состав авиагруппы входят истребители – штурмовики "Си Харриер" в количестве от 12 до 18 самолётов, а также до семи вертолётов "Си Кинг" или Ка-28. Водоизмещение составляет 28 700 тонн, максимальная скорость 28 узлов, а запас хода при скорости в 14 узлов достигает 6500 морских миль. При отсутствии морского десанта экипаж корабля исчисляется в 1350 человек, в том числе личный состав авиагруппы.
Предшественник нынешнего "Гермеса" носил то же имя и считался первым в мире авианесущим боевым кораблём специальной постройки. Заложен он был в 1918-м году и вошёл в состав британского флота в 1923-м году. Англичане немного затянули с постройкой и поэтому пальму первенства из их опытных рук нагло вырвали японцы, первыми спустив на воду авианосец "Хосё". Первый "Гермес" имел водоизмещение в 11 000 тонн и защищал интересы британской короны в морях Юго-Восточной Азии и Индокитая. В начале Второй мировой он храбро сражался в Атлантическом океане с немецкими подлодками. 9 апреля 1942 года, вместе с несколькими кораблями эскорта, стал лёгкой добычей для 70 японских бомбардировщиков, унеся на дно жизни 307 моряков и лётчиков после 40 бомбовых попаданий. Сегодня останки первого "Гермеса" покоятся на глубине в 53 метра вблизи Шри-Ланки.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Интересная фотография, поэтому скидываю в блог. На фотографии момент возвращения авианосца Гермес с Фолклендской войны, а ниже чуть-чуть истории авианосца. Если есть ошибки - пожалуйста напишите в комментариях:)upd: В время написания поста увидел в новостя Аргентина и Великобритания снова спорят из-за Мальвинских островов одробности Получается во время я написал пост:), как раз речь в нём идёт про этот конфликт в 80х годах.
Фолкленды:
Гермес планировали списать в 1982 году, но когда вспыхнула Фолклендская война его сделали флагманом британских сил и отправили в южную Атлантику спустя три дня после аргентинского вторжения на острова. Корабль вышел с авиагруппой состоящей из 12 Sea Harrier FRS1 и 18 вертолётов Sea King (Какие именно я не смог найти). В время конфликта для замены потерь и увеличение группы к Гермесу добавили ещё 16 Sea Harrier, 10 Harrier GR.3 v ещё 10 Sea King (Некоторые вертолёты стоявшие до этого были раскиданы по другим кораблям так же как и отряд SAS и морской пехоты). Поскольку корабль был крупнейшим авианосцем в этом регионе, его посчитали слишком ценным и не рисковали подходить близко к Фолклендским островам, из-за возможности нападения авиации Аргентины. Несмотря на отдаление от островов, миссия корабля прошла успешно, авиация Аргентина была в страхе.
HMS Hermes. 1982
год.
Возвращение:
После возвращения домой (которое Вы вилите на фото), Гермес встал на необходимый ему ремонт, который продлился 4 месяца до ноября 1982 года. После ремонта корабль принял в учениях НАТО в Cеверной Атлантике и Средиземном море как корабль управления. Осенью 1983 года он принял участие в учениях "Ocean Safari" где корабль был снова в роли носителя 12 Sea Harrier, 10 RAF Harrier GP.3s и 10 вертолётов Sea King. После учений Гермес вернулся для незначительного ремонта, после которого корабль вывели в резерв в феврале 1984 года.
Продажа:
В 1983 году, когда предлагаемая продажа HMS Invincible Австралийскому военно-морскому флоту была отменена после Фолклендской войны и тогда было сделано предложение продать Hermes Австралии. Продать авианосец планировали на 1983 год, но сделка сорвалась, её отменили после того как новое правительство Хоука решило отказаться от покупки замены своего устаревшего авианосца HMAS MelbourneВ апреле 1986 года Hermes всё таки нашёл своего покупателя - Индию, в которую ушёл после переоборудования и сменил имя на INS Viraat в 1989 году.
Сегодня:
В 1995 году авианосец прошёл модернизацию, в результате которой был установлен новый радар. В 2002 году корабль прошёл очередную модернизацию, после которой корабль получил новое зенитное вооружение российского и израильского производства.
После вывода из состава флота Индии лёгкого авианосца «Vikrant» в составе флота остался только один дееспособный авианосец.
Сейчас корабль находится на службе, в состав авиагруппы входят: самолёты УВВП Sea Harriers - 12-18 штук, при необходимости группа может быть доведена до 30, взамен вертолётов; вертолёты Ка-31, Ка-28, HAL Dhruv, HAL Chetak — 7-8 штук.
Авианосец базируется в порту города Мумбай. Кому интересно облегчаю поиск координатами:) Широта 18°55"26.85"С Долгота 72°50"37.48"В
Фрегат INS Beas (F37) и авианосец INS Viraat (R22) в порту города Мумбай
.
Будущее:
После ввода в эксплуатацию Викрамадитьи Viraat будет списан из состава флота.
О проекте:
HMS Hermes (R12). Тип «Центавр» (англ. Centaur class) — серия британских лёгких авианосцев периода Второй мировой войны. Были созданы как более крупный по сравнению с предшествовавшими «Маджестиками» тип лёгких или «промежуточных» авианосцев, отличавшийся увеличенными размерами для операций с новыми, более тяжёлыми, самолётами. Всего было запланировано восемь кораблей этого типа, но окончание войны заставило отменить строительство четырёх из них, а четыре всё же начатых постройкой авианосца к тому времени не были даже спущены на воду.
В послевоенный период, в связи с экономическими трудностями, строительство авианосцев затянулось и в строй три из них вступили только в 1953—1954 годах. Четвёртый же, «Гермес», был принят на вооружение только в 1959 году, причём завершён он был по столь отличавшемуся от оригинального проекту, что обычно выделяется в отдельный тип. Остальные три авианосца, несмотря на частичную модификацию, оказались слишком малы для использования с новыми реактивными самолётами, поэтому «Центавр» был пущен на слом в 1965 году, а «Альбион» и «Булварк» были в в 1959—1962 годах переоборудованы в десантные вертолётоносцы. В этой роли они несли активную службу вплоть до 1970-х годов, когда они были переведены в резерв и впоследствии отправлены на слом. «Гермес» же был переоборудован в десантный, а позднее в противолодочный вертолётоносец в 1970-х годах, но появление самолётов укороченного/вертикального взлёта и посадки позволило вновь переоборудовать его в авианосец. В таком виде он был в 1986 году продан Индии, где, по состоянию на 2009 год, он всё ещё остаётся на вооружении.
INS Viraat. Учения "Malabar 2007"
Легендарный авианосец Гермес превратится в пятизвездочный отель.
В последнее время стало трендом давать новую жизнь памяткам истории. Совсем недавно в Черногории, на месте старинного форта на безлюдном острове Мамула, собрались возвести элитный курорт . Сегодня же LibyMax стало известно об очередном мегапроекте – один из старейших в мире авианосцев «Гермес» будет переделан в роскошный 5-звёздочный отель.
Гермес с англо-индийской кровью
Лёгкий авианосец «Гермес» (HMS Hermes) типа «Центавр» был спущен на воду в феврале 1953 года. Впоследствии, в 1959 году, он стал на службу Королевского военно-морского флота Великобритании. В 1971 году корабль прошёл модернизацию и был переквалифицирован в десантный вертолётоносец. Но с поступлением на вооружение Великобритании самолётов вертикального взлёта и посадки Sea Harrier судно «Гермес» вновь переквалифицировали в авианосец. В 1982-м году, во время войны Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова, авианосец «Гермес» отличился в качестве флагмана британской военной армады.
Спустя 4 года авианосец «Гермес» был вновь модернизирован и был передан ВМС Индии, где вступил в строй 12 мая 1987 года. В то же время корабль получил новое название «Вираат» (англ. Viraat, в переводе с санскрита означает гигант) . В последующие годы «Вираат» прошел ещё несколько раз модернизацию, после которой его оборудовали новым вооружением российского и израильского производства.
На сегодняшний день у «Вираата» есть замена – на службе у индийского флота появился новый флагман «Викрамадитья», который был построен на основе российского тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
Со службы на службу
Представители ВМС Индии накануне официально подтвердили о списании из состава флота авианосца «Вираат» – знаковый корабль будет выведен из эксплуатации в июне 2016 года, после чего его превратят в пятизвездочный отель.
Официальная цена продажи авианосца составила символическую сумму в одну рупию (меньше цента) . Сколько ушло реальных финансов и кто оказал столь посильную юридическую помощь в просто смешной сумме сделки не рассекречивается.
Зато известна цена вопроса – стоимость сооружения отельного комплекса на базе корабля «Вираат» обойдётся в 120 миллионов американских долларов.
После перестройки 200-метровый авианосец «Вираат» отбуксируют в Бенгальский залив – новый плавучий курорт получит имя корабля и будет базироваться у побережья восточного индийского штата Андхра-Прадеш.
На базе 13-этажного судна разместят пять ресторанов, ночной клуб, бассейны и СПА-зоны, конференц-залы, а также 600 комфортабельных номеров и роскошных люксов.
Для того, чтобы добраться до отеля, гостям нужно выбрать один из двух путей: VIP-перелёт на вертолёте или более дешёвый трансфер на скоростном катере.
Планируется, что пятизвёздочный курорт «Вираат» (Viraat) станет одним из лучших отелей и туристических достопримечательностей в Индии.
Когда атаковавшие Тринкомали самолеты возвращались на авианосцы, разведывательный самолет донес, что обнаружил британский авианосец «Гермес» и эсминец, покинувшие Тринкомали накануне ночью, чтобы не попасть под атаку. Снова в воздух поднялась ударная группа - 85 пикировщиков «Вэл» в сопровождении 9 истребителей «Зеро».
Самолеты настигли «Гермес» в 10.35 утра. Двадцатью минутами позже авианосец уже был на дне Индийского океана, взорвавшись после более чем 20 прямых попаданий. Японские пикировщики потопили также австралийский эсминец, сопровождавший «Гермес». На обратном пути «Вэлы» потопили английский корвет, вспомогательный корабль и торговое судно.
«Гермес» был первым в мире авианосцем специальной постройки, он же оказался и первым в мире авианосцем, потопленным авианосными самолетами. Однако, как и потопленный ранее американский авиатранспорт «Лэнгли», «Гермес» был совершенно беззащитен, так как отправил свои немногочисленные самолеты на Цейлон. Госпитальное судно сумело спасти лишь 315 человек из экипажей «Гермеса» и эсминца.
Пока «Вэлы» топили «Гермес», а самолеты, наносившие удар по Тринкомали, заправлялись, 9 британских двухмоторных бомбардировщиков атаковали флагманский авианосец Нагумо «Акаги». Это был первый случай с начала войны (за 4 месяца!), когда японские авианосцы были атакованы. Однако «Зеро» и зенитки сбили 5 бомбардировщиков и повредили 4 остальных, и корабль остался невредим. За день японцы потеряли 5 «Зеро», 4 «Вэла» и 1 «Кейт».
После возвращения всех самолетов адмирал Нагумо приказал взять курс на Малаккский пролив, а оттуда направляться в Японию. Его успешные действия в Индийском океане стоили ему 17 самолетов с их экипажами.
За 4 месяца войны японские авианосцы прошли путь, равный 1/3 экватора, и, несмотря на множество боев, ни один корабль ударного соединения не был даже поврежден. За это время самолеты Нагумо потопили 5 линкоров, 1 авианосец, 2 тяжелых крейсера, 7 эсминцев, несколько эскортных кораблей союзников. Было также уничтожено множество вспомогательных и торговых судов. Японцы повредили 3 линкора и несколько других военных кораблей.
В апреле 1942 года 2-й флот контр-адмирала Такео Куриты, состоящий из легкого авианосца «Рюдзё» (22 «Зеро» и 16 «Кейтов»), 4 тяжелых крейсеров и 4 эсминцев под прикрытием соединения Нагумо атаковал британское судоходство в Бенгальском заливе. За период с 4 по 11 апреля японцы потопили 23 торговых судна общим водоизмещением 112312 тонн. Это была единственная операция японцев по нарушению вражеского судоходства за всю войну.
За первые 10 дней апреля японские подводные лодки, действующие у западного побережья Индии, потопили 5 торговых судов общим водоизмещением 32404 тонны. Эта комбинированная атака совершенно парализовала все действия британского флота (как торгового, так и военного) в зоне Индийского океана. Уцелевшие корабли британского Восточного флота были вынуждены отойти к восточному побережью Африки. Как заметил Черчилль: «Мы совершенно покинули Индийский океан, исключая побережье Африки».
Авианосец «Гермес»
Первым специально спроектированным, а не переделанным из другого корабля английским авианосцем стал «Гермес» («Hermes»). Он был заказан в июле 1917 г., в самый разгар Первой мировой войны. Неудивительно, что работы над проектом велись быстро, для ускорения и упрощения дела использовались уже отработанные технические решения. Так, корпус и система бронирования «Гермеса» разрабатывались на базе чертежей крейсера «Хокинс», энергетическую установку унифицировали с применяемой на лидерах типа «Скотт», самолетоподъемники были аналогичны тем, что использовались на авианосце «Игл».
Корабль заложили 15 января 1918 г. на верфи «Армстронг» в Ньюкастле, и сперва работы шли в хорошем темпе, но после окончания войны все изменилось. На воду «Гермес» спустили только 11 сентября 1919 г., а достройка завершилась лишь 18 февраля 1924 г. Правда, корабль удалось несколько усовершенствовать с учетом эксплуатации ранее вступивших в строй авианосцев «Аргус» (перестроен из лайнера) и «Игл» (заложен как линкор).
«Гермес» имел следующие характеристики: водоизмещение стандартное – 11 020 т, полное – 13 900 т. Размерения – 182,3 ? 21,4 ? 7,1 м (при полной загрузке). Мощность двух паровых турбин, снабжаемых паром двумя котлами, по проекту составляла 40 000 л.с., скорость – 25 узлов. На испытаниях корабль достиг 26,2 узла, а в 1939 г. развивал не свыше 23 узлов. Дальность плавания экономическим ходом – 5600 миль. Борт корабля в средней части защищала 76 мм броня, толщина палубной брони – 25 мм. Артиллерийское вооружение на момент вступления в строй – 6 ? 1 140 мм орудий и три 102 мм зенитки; в 1939 г. – 6 ? 1 140 мм, 2 ? 1 102 мм, 1 ? 4 40 мм орудий, 2 ? 4 12,7 мм пулемета. Из-за того, что ангар получился узким и длинным, состав авиагруппы был небольшим – 20 машин в начале службы, 12 – в 1939 г. Численность экипажа вместе с личным составом авиагруппы в разные периоды службы – от 566 до 644 человек.
После вступления в строй новый авианосец приступил к рутинной мирной службе, значительную часть времени проведя на Дальнем Востоке. Он побывал в портах многих стран, в числе прочих нес успешную службу в Китае. В 1933-1934 прошел капитальный ремонт, после чего вновь отправился на Дальний Восток. Там ему – возможно, первому среди авианосцев – довелось участвовать в борьбе с пиратством. Вернувшийся в Англию весной 1937 г. корабль отправился в резерв, в июле 1938 г. перевели в разряд учебных кораблей, а в боевой состав Ройял Нэви вернулся лишь в августе 1939 г., когда в воздухе уже явственно запахло порохом.
«Гермес»
К началу Второй мировой войны «Гермес» входил в соединение, призванное обеспечивать оборону подходов к Ла-Маншу и защиту войсковых транспортов, следующих во Францию. Эти «Силы Канала» базировались на Портленд и включали два линкора, два авианосца (вторым был «Корейджес»), три крейсера и девять эсминцев. Авианосцы участвовали в поиске немецких подводных лодок и судов в Атлантике, причем «Корейджес» 17 сентября двумя торпедами отправила на дно субмарина U-29.
С октября 1939 г. по июнь 1940 г. «Гермес» входил в состав англо-французских поисковых сил, занимавшихся охотой на немецкие рейдеры в центральной части Атлантического океана. В поисковую группу «Х» вместе с британским авианосцем входили многие французские корабли – быстроходный линкор «Страсбур», тяжелые крейсера «Алжери» и «Дюпле». Одной из поисковых групп в декабре удалось загнать в Монтевидео и вынудить самозатопиться германский броненосец «Адмирал граф Шпее». Успехи группы «Х» оказались намного скромнее: 25 октября было перехвачено германское судно «Санта Фе».
Самого большого успеха самолеты «Гермеса» добились летом 1940 г., но не в действиях против немцев или итальянцев, а во время направленной против флота недавнего союзника операции «Катапульта». Дело в том, что после поражения на суше Франция пошла на сепаратные переговоры с Германией, и не имевший больше оснований доверять французам британский Военный кабинет принял решение захватить или вывести из строя наиболее сильные корабли французского флота. Основные действия развернулись у африканских портов в Средиземноморье и Атлантике. В Дакаре находился мощнейший, хотя и недостроенный линкор «Ришелье». Хотя не все механизмы на нем были смонтированы, часть его артиллерии уже находилась в боеспособном состоянии. Линкор расположился на внешнем рейде, чтобы в случае вражеского нападения иметь возможности для маневра. Кроме «Ришелье» в базе находились также крейсера, эсминцы, подводные лодки.
Английское командование для атаки на Дакар отправило из Фритауна соединение, в составе «Гермеса», крейсеров «Острелиа» и «Дорсетшир», шлюпа «Милфорд». Возглавлял эти силы командир авианосца кэптен Онслоу. К цели они подошли утром 7 июля, после чего Онслоу предложил французам присоединиться к ним или уйти интернироваться в американский порт. Но командовавший французскими силами в Западной Африке ультиматум отверг. Тогда англичане предприняли отчаянную попытку вывести линкор из строя, избегая человеческих жертв: ночью выкрашенный в черный цвет катер с «Гермеса» проник в порт и сбросил под кормой и у борта «Ришелье» глубинные бомбы. Но взрыва – вероятно, из-за малой глубины гавани – не произошло.
Тогда последовало решение провести воздушную атаку: рано утром 8 июля с палубы авианосца поднялись в воздух шесть торпедоносцев «Свордфиш» из состава 814 й эскадрильи. Одному из них удалось добиться успеха: в результате неконтактного взрыва торпеды под днищем линкор получил большую пробоину, принял 2400 т воды, сел кормой на грунт и надолго вышел из строя. Онслоу послал в Дакар радиограмму: «Искренне надеюсь, что атака, которую, к моему огорчению, я вынужден был предпринять, не повлекла за собой жертв среди ваших экипажей».
В августе «Гермесу» не повезло – он столкнулся со вспомогательным крейсером «Корфу» и до конца осени ремонтировался в Южной Африке. В начале 1941 г. корабль перешел в Индийский океан, где участвовал в блокаде итальянского Сомали, охотился на очередной рейдер, сопровождал войсковые конвои. Его самолеты привлекались к подавлению антибританского восстания в Ираке, участвовали в поисках блокадопрорывателей. После того как Япония вступила во Вторую мировую войну, британское командование начало усиливать свой Восточный флот. В феврале 1942 г. в его состав вошел и «Гермес». К началу апреля корабль вместе со старым эсминцем «Вампир» находился в порту Тринкомали на Цейлоне, готовясь принять участие в действиях против контролируемого вишистами Мадагаскара.
Но в это время начался рейд японского авианосного соединения под командованием адмирала Нагумо в Индийский океан. Доставленные пятью авианосцами самолеты с «восходящим солнцем» на крыльях обрушились на Коломбо, потопили много английских кораблей и судов, а утром 9 апреля атаковали Тринкомали. В это время «Гермес» вместе с «Вампиром», находившиеся в 65 милях от порта, были обнаружены японским разведывательным гидросамолетом. На их уничтожение отправилось 85 пикирующих бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Противостоять такой армаде слабая зенитная артиллерия не смогла, и на корабль обрушилось множество 250 кг бомб. По сильно завысившему результативность японских пикировщиков британскому отчету, число попаданий достигло 40! «Гермес» затонул буквально за несколько минут, потери его экипажа при этом составили 307 человек, включая кэптена Ричарда Онслоу. Вместе с авианосцем погибли «Вампир», а также корвет и танкер.
Ныне лежащий на сравнительно небольшой глубине остов первого в мире авианосца специальной постройки стал объектом, к которому любят погружаться дайверы.
Из книги Техника и вооружение 2004 09 автораЕго величество авианосец В статье использованы фото ВМС
Из книги Техника и вооружение 2004 10 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПредыстория создания атомного авианосного флотаПосле окончания Второй мировой войны военно-политическое руководство США основываясь на
Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической
Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -
Из книги Техника и вооружение 2005 02 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г.В статье использованы фото ВМС н ВВС СШАФото на заставке: АВМА - Энтерпрайз» (вверху) и АВМА «Карл Винсон» - два рукотворных
Из книги Техника и вооружение 2005 03 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС США«Большой пожар»Следует заметить, что война во Вьетнаме причинила много хлопот
Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,
Из книги Техника и вооружение 2005 08 автора Журнал «Техника и вооружение» Из книги Техника и вооружение 2005 10 автора Журнал «Техника и вооружение» Из книги Техника и вооружение 2005 11 автора Журнал «Техника и вооружение»Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковВ статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2–6,8,10/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАГодовщина «дня позора»7 декабря
Его величество авианосец Из книги Техника и вооружение 2006 06 автора Журнал «Техника и вооружение»
Из книги Техника и вооружение 2007 05 автора Журнал «Техника и вооружение» Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен ПитерСИГАРА И АВИАНОСЕЦ Об одном таком случае рассказал в печати бывший член команды авианосца «Ф.Д. Рузвельт» Чет Грусинский из Клинтона, штат Мичиган. Он опубликовал несколько статей, в которых описал, что ему довелось однажды увидеть в небе над летной палубой авианосца:«Я