HMMWV (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», Humvee, Хамви) - американский армейский вездеход повышенной проходимости, стоящий на вооружении множества стран мира.
Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.
История создания
Конкурс на «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah). Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.
HMMWV заменил не только джипы М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.
После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное - HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.
Описание
Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение - M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80T имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.
M-998 (базовое шасси, отрытый кузов)
M-996 (санитарный вариант с двухместной кабиной)
M-997 (санитарный вариант с четырёхместной кабиной)
M-966 (вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный)
Внедорожник Hummer H1, об этом гиганте ходит немало слухов и легенд. Автомобиль действительно прошел не одно испытание и модернизацию. Смотрите характеристики Hummer H1, комплектации, а так же стоимость и фото.
Содержание обзора:
Внедорожник Hummer H1 известен не только своим грозным и неповторимым видом, но и немалой прожорливостью. Именно об этом первооткрывателе ходит немало легенд и историй, как его содержать, насколько он огромный и самое главное это качества проходимости по бездорожью. Чтоб понять, с чего состоит этот монстр Hummer H1, и какие его характеристики, рассмотрим более детально внедорожник.
История появления Hummer H1
Модель внедорожника Hummer H1 не часто можно встретить даже в самых оживленных городах, во-первых, из-за громоздких размеров, что не очень удобно для города. Во-вторых, модель H1 более редкая, чем тот же внедорожник Hummer H3 (хотя последний так же считается редким).
Можно твердо сказать, что это самый что не есть точный вариант американского военного HMMWV. В 1992 году компания General Motors получила лицензию на производство модели Hummer H1, отличия гражданского Хаммера от военной модели были минимальными, что и стало большой популярностью среди любителей военной техники, как в США, так и далеко за её пределами.
Внедорожник Hummer H1 выпускался до июня 2006 года, но при этом количество экземпляров было ограничено и не исчислялось сотнями тысяч. Пик популярностью этого внедорожника припадает на время войны в Персидском заливе, тогда на многих фотографиях военных можно было увидеть данный автомобиль, и каждый желал иметь такой транспорт дома в своем гараже.
Помимо устрашающего внешнего вида и целого плацдарма внутри, Hummer H1 отличается небывалой прожорливостью, о которой сразу начинают говорить владельцы. Как и в HMMWV, Hummer H1 выпускался в трех основных вариантах кузова: купе (с мягким верхом), универсал на 4 двери и топовая комплектация в так званом кузове Alpha.
Экстерьер внедорожника Hummer H1
Как говорят владельцы, этот внедорожник Hummer H1 не даст вам заскучать, не по плану ремонта, а в том направлении, что постоянно хочется где-то на нем поехать. Внешний вид Hummer H1 узнаваемый как никогда, и до сих пор не один производитель не выпустил подобную конструкцию. В основе лежат грубые, рубаные формы кузова.
Характерное только Hummer H1 лобовое стекло, не сплошное, а разделенное на две части, стеклоочистители расположены сверху, подобно как у старого ГАЗ-69. Вид спереди не спутать не с одним автомобилем. Ребристая решетка радиатора и круглые фары на основе галогенок. Сбоку, отдельно от оптики, расположили по два сигнала поворотов, здесь же рядом под ними расположили шильдики с надписью Hummer и объемом двигателя. Отличительной чертой Hummer H1 от других меньших братьев и внедорожников – это отсутствие переднего бампера, большая лебедка с крюками для буксировки и хорошо просматриваемая передняя подвеска.
Не менее интересный капот внедорожника Hummer H1, центральная часть украшена большой решеткой для дополнительного забора воздуха. Характерным именно для этой модели является расположение воздушного фильтра двигателя, в правой задней части капота, что в очередной раз подчеркивает повышенную проходимость Hummer H1.
Боковая часть внедорожника Hummer H1 своеобразна, передних крыльев почти нет, так как конструкция капота закрывает передок сверху и сбоку. Ближе к передним стойкам характерные защелки капота, которых не встретишь в других автомобилях, а речь о тросе капота не идет. Многие скажут, что двери и вся боковая часть грубая, в заклепках, видно петли дверей, да и сами двери Hummer H1 без дизайна. Но с другой стороны это настоящий вид военного внедорожника, именно таким изначально дизайнеры задумывали его. Боковые стекла небольших размеров, именно такие и нужны для повышенной проходимости в лесу или по проселочной дороже.
Боковые зеркала заднего вида Hummer H1 так же интересны по-своему, большие зеркала, для лучшего обзора, так как сами стекла дверей не большие. Наверное, не самой удобной будет посадка, так как большой дорожный просвет и отсутствие ступеньки заставят запрыгивать во внутрь.
Размеры легенды Hummer H1 достаточно не малые:
- длина внедорожника – 4686 мм;
- ширина H1 – 2197 мм;
- высота в кузове пикап – 1956 мм;
- высота в кузове универсал – 1905 мм;
- колесная база Hummer H1 – 3302 мм;
- колея передних и задних колес внедорожника – 1819 мм;
- клиренс Hummer H1 – 406 мм.
Для обычного универсала Hummer H1 задняя часть мало похожа на привычные внедорожники. Вместо одной сплошной двери, дизайнеры установили две так званые «калитки», в зависимости от комплектации может быть сплошной фирменный бампер или же с лебедкой и крюками для буксировки.
Расцветка кузова Hummer H1 больше в сдержанных оттенках, как для военного автомобиля, хотя производитель предлагал покраску кузова по индивидуальному заказу:
- синий;
- темно-серый;
- бордовый;
- желтый;
- темно-зеленый;
- песочный;
- черный;
- белый;
- бежевый;
- серебристый.
Крышу внедорожника Hummer H1 можно была заказать в разных вариантах. Первый вариант – это полностью сплошная с ребрами жесткости. Комплектация Hummer H1 с тентовым верхом предусматривает как полное, так и частичное открытие. Но больше всего популярная модель с металлическим, круглым люком, как у военного автомобиля HMMWV.
Снаряженный вес такого заряженного внедорожника Hummer H1 составляет от 3090 кг (пикап) и до 3245 кг (универсал), цифра средняя, так как по индивидуальной комплектации может быть и больше. По данным производителя, снаряженный вес базовой комплектации Hummer H1 не превышает 4671 кг. Объем топливного бака 95 литров, как для такого внедорожника не особо большой. В основе автомобиля установлены фирменные легкосплавные 18" диски, с покрышками 315/75. Багажное отделение в кузове универсал, со сложенными сиденьями составляет 1651 литр.
Как многие говорят, такой простой, но такой особенный Hummer H1. Комфорта хоть и мало, но все же сама история внедорожника строит ему отличную репутацию. По словам производителя, автомобиль способен подняться при наклоне в 72 градуса, а спустится при наклоне в 31,5 градус. Учитывая вес, сразу понятно, что на скорость данный автомобиль не рассчитан, а аэродинамические данные примитивные. Несмотря на свои года, внедорожник Hummer H1 по сей день остается популярным автомобилем с большой репутацией. Но все же очень редким на дорогах разных стран.
Салон гражданского Hummer H1
Вслед за непривычным экстерьером, инженеры Hummer H1 сделали более необычный салон внедорожника. Многие представляют сейчас внедорожник, большой внешне и комфортный как седан внутри. Но увы, это не о Hummer H1, центральная панель огромная и завернутая к водителю, для лучшего управления и доступа к функциям автомобиля.
Хоть производитель и указывает, что внедорожник Hummer H1 рассчитан на 5 посадочных мест, в реальности установлено 4 отдельных сиденья, а вот пространства хватит, чтоб усадить человек десять. Между передними сиденьями расположили большую консоль, под ней же расположена мощная коробка передач. Под правую руку водителю расположили рычаги управления коробкой передач, полным приводом, механический ручник, так же здесь находится аудиосистема, кнопки управления подвеской, стеклоподъемниками, и другими функциями внедорожника.
Верхняя часть панели вывернута и разделена для переднего пассажира и водителя отдельно. Для каждого находится свой прикуриватель, пепельница и управление климат-контролем. Помимо этого, на передней панели Hummer H1 можно найти множество кнопок для управления подвеской, блокировкой и всем, что касается передвижения по бездорожью. Кнопки сделаны таких размеров, что промазать будет практически невозможно, даже на плохой дороге, а их качество говорит о долговечном использовании.
Панель приборов внедорожника Hummer H1 мало чем напоминает современные панели приборов. Это круглые датчики с механическими показателями. Среди приборов можно найти спидометр, тахометр, уровень зарядки аккумулятора, давление масла, температура двигателя и уровень топлива в баке. На центральной панели расположили еще несколько датчиков, это уровень наклона внедорожника Hummer H1 и нагрузка на ось.
По периметру всего интерьера Hummer H1можно насчитать немало отверстий для подачи воздуха в салон, в зависимости от года выпуска и комплектации, они могут быть как прямоугольные, так и круглые. Возле центрального зеркала расположены динамики, как правило, это 4 динамика, по периметру Hummer H1 так же расположено еще как минимум 8 динамиков. Как и полагается для внедорожника, с военной историей, формы интерьера выдержаны в строгости и военном стиле.
Рулевое колесо внедорожника больше рассчитан на управление, чем на удобство и комфорт. В зависимости от года выпуска, руль может быть обычным с надписью Hummer в центре, или же более современным обтянутым кожей. Кнопок управления на рулевом колесе попросту нет, так как это уже меняло стиль интерьера. За рулевым колесом расположены несколько переключателей, для управления поворотами и еще несколькими функциями автомобиля.
Сиденья салона Hummer H1 намного удобней, чем в обычного военного HMMWV, мягкая посадка, небольшое боковая поддержка и конечно же подлокотники, как для переднего, так и для заднего ряда сидений. Сами сиденья можно отрегулировать с помощью электроприводов, а так же включить подогрев в зимний период.
Задний ряд сидений вмещает два отдельные сиденья с таким же комфортом и посадкой, как и передние. Все же, заявленные три пассажира позади могут разместиться только в случае дополнительного сиденья в центре, но оно будет приподнято над другими двумя. Удобства посадки на такое сиденье оставляет ожидать лучшего. Большинство владельцев Hummer H1предпочитают не ставить сиденье для пятого пассажира, а вместо него сделать прекрасный стол. Стоит отметить, что по периметру интерьера Hummer H1 установлено немало подстаканников, как минимум 4 для передних и 4 для задних пассажиров.
Обшивка интерьера Hummer H1 выполнена из качественной и грубой кожи, это сделано для того, чтоб максимально сохранить и продлить жизнь внедорожнику. Расчет такой обшивки отталкивался от использования внедорожника в тяжелых условиях, возможности затопления салона или другие непредсказуемые ситуации.
Расцветка салона Hummer H1 разнообразна, в большинстве случаев это:
- черный;
- серый;
- коричневый;
- кремовый;
- белый.
Вывод по интерьеру внедорожника Hummer H1 можно сделать один: по размерам салон просто огромный, места будет достаточно как водителю, так и пассажирам. Между сиденьями места достаточно, чтоб установить разные приспособления для комфорта, что часто и делают владельцы, добавляя бар для напитков и различные приспособления. Да и со стороны удобства, высокий пассажир на среднее сиденье не поместится, так как постоянно будет биться головой об потолок.
Технические характеристики Hummer H1
Громоздкий и тяжелый кузов Hummer H1 соответственно требует мощный двигатель под капотом и надежную трансмиссию. По комплектации, производитель предлагает внедорожник как дизельные, так и бензиновый двигатель, при этом все они большого объема.
Среди всех комплектаций внедорожника Hummer H1 выделяют 4 дизельных турбированных двигателя и один бензиновый агрегат. Первым и достаточно редким считается бензиновый V8 двигатель, объемом 5,7 л. Мощность такого двигателя на американском внедорожнике составляет 190 лошадок, с максимальным крутящим моментом 450 Нм. Расход топлива в смешанном цикле 18 литров на 100 км пути, а по городу порядка 24 л. Если вы любитель наступить на педаль газа, еще и в летний, жаркий период, то в трубу может вылететь и все 30 литров.
Максимальная скорость Hummer H1 с бензиновым двигателем 143 км/час, а до 100 км/час может разогнаться за 15,5 секунды. По паспорту производитель рекомендует заправлять АИ-92, оптимальный вариант для этого внедорожника.
Младший из дизельных двигателей V8 считается турбированный, объемом 6,2 л. Мощность такого агрегата 150 лошадок, крутящий момент не больше – 340 Нм. Следующим был дизельный агрегат, объемом 6,5 литра, мощность выросла до 170 л.с., а крутящий момент теперь составляет 394 Нм. Через небольшой промежуток времени этот дизель на Hummer H1 доработали, установив новую турбину. Таким образом, мощность увеличилась до 190 л.с., а крутящий момент уже 528 Нм. Максимальная скорость внедорожника Hummer H1 с таким двигателем – 134 км/час, а до сотни сможет разогнаться за 18,2 секунды.
Линейку дизельных V8 двигателей Hummer H1 разнообразил еще один из семейства Optimizer, объемом 6,5 л. Максимальная его мощность 205 лошадок, а крутящий момент максимально выдает 597 л.с.
Самый мощный двигатель – турбированный дизельный V8, объемом 6,6 л. Мощность такого агрегата 300 лошадок, а максимальный крутящий момент 605 Нм. Максимальная скорость такого Hummer H1 составляет 137 км/час, а разгон до сотни будет тяжелым – 17 секунд. Расход топлива в смешанном цикле 22 л/100 км пути. Как уверяют владельцы, в летнюю жару по городу, еще и наступив на газ расход будет все 30 литров.
Без исключения, все внедорожники Hummer H1 укомплектованы автоматической 4-ох ступенчатой коробкой передач, с полным приводом. Передняя и задняя подвеска независимая, пружинная. Тормоза как спереди, так и позади дисковые вентилируемые. По выше наведенным параметрам можно судить, что внедорожник Hummer H1 прожорлив, и учитывая цены на топливо в нашей стране, не каждый сможет позволить такой «танк». Все же, не смотря на большой аппетит, Hummer H1 по сей день популярный во всех точках мира, особенно в тех странах, где проходимость на первом месте.
Системы безопасности Hummer H1
Сказать, что внедорожник Hummer H1 оснащен огромным количеством систем безопасности, будет сильно громко. На сегодня существует много различных внештатных систем, которые можно установить на внедорожник, но изначально американский производитель General Motors не всегда ставил подушки безопасности в первые модели Hummer H1.
Так как Hummer H1внедорожник берет корни от военного автомобиля, то основной уклон делали на проходимость и самые необходимые системы с случае поломки или неудачи в дороге. Последние модели Hummer H1 были оснащены подушками безопасности для переднего и второго ряда пассажиров. Так же по периметру установили боковые шторки.
С более интересного в помощь водителю, на Hummer H1 установлена система контроля и автоматической подкачки шин. В случае прокола, система проинформирует водителя и будет подкачивать колеса. Во время спуска или подъема под уклоном определенные приборы подскажут, как правильно действовать и в случае необходимости помогут, чтоб не опрокинуть внедорожник.
Так же на внедорожник Hummer H1 установлена система стабилизации, полная блокировка дифференциала для езды по глубоким или высоким препятствиям. Для топовых комплектаций установлена камера заднего вида, жк телевизор и множество других приятных систем, которые не позволят заскучать пассажирам, а водителю спокойно вести автомобиль.
Полный список систем безопасности и комфорта перечислять можно долго, но по сегодня многие производители аксессуаров производят различные вещи для этих громоздких внедорожников.
Цена и комплектации Hummer H1
По типу кузова, как уже говорили в начале статьи, доступен пикап с тентованым или жестким верхом и универсал. Так как сегодня внедорожник уже не выпускается, то ценовая политика зависит от состояния Hummer H1.
В среднем цена на Hummer H1 в кузове универсал стартует от 2 600 000 рублей, максимально такой внедорожник может обойтись порядка 8 000 000 рублей. Что ж, цена говорит за популярность внедорожника, а его прожорливый аппетит не каждому по душе. С военного автомобиля перекочевало огромное количество систем, от самохода, до систем ночного виденья.
Сравнивая с военным вариантов HMMWV, многие детали очень похожи, а отличия внешне и внутри минимальные. Увидеть такой внедорожник на обычной улице или проспекте практически невозможно из-за габаритов и тяжелого управления, даже последняя модель Hummer H3 более частый гость улиц. Покупать или нет такой мощный автомобиль это вопрос личный, по обслуживанию Hummer H1 достаточно не дешевый, потому, что на сегодня он не выпускается, а во-вторых, достаточно дорогой изначально.
Видео-обзор внедорожника Hummer H1:
Остальные фотографии Hummer H1:
Война во Вьетнаме выявила множество недостатков у внедорожника, находившегося на вооружении американской армии в то время. Малая проходимость и грузоподъемность, слабая защита от пуль и осколков мин и снарядов - вот далеко не полный перечень того, что было выявлено у АМ General М151, наследника легендарного «Виллиса».
В 1970 году Пентагон объявил конкурс на создание легкого автомобиля, призванного выполнять различные оперативно-тактические задачи. Основной задачей, которая была поставлена перед участниками конкурса, стала необходимость исправить все недочеты, найденные у стоявшей на вооружении версии легкого военного внедорожника. В конкурсе участвовала компания "American Motors General Corporation", которая представила автомобиль HMMWV – «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Так как данное название оказалось слишком сложным для произнесения и запоминания, в дальнейшем его изменили на «Хамви» ("Humvee").
Сейчас выпускается пятнадцать модификаций «Хаммера». Построенные на одном шасси, они также используют один и тот же двигатель и трансмиссию. Особенностью же автомобилей стало применение модульных элементов, 44 вида которых взаимозаменяемы и позволяют собрать джипы с самыми различными сферами применения. Легкость их установки позволяет уже в полевых условиях собрать из одной модификации другую. Разнообразно и устанавливаемое на «Хаммерах» вооружение. Машина может нести на себе и станковый пулемет, и ракетную установку. Широкое распространение получили внедорожники с установленным ракетным комплексом «Тоу». После принятия «Хаммера» на вооружение автопарк американской армии смог избавиться от огромного количества разных видов легких автомобилей и грузовиков.
В данный момент на вооружении американской армии стоят следующие модификации легендарного внедорожника:
Перевозка личного состава и грузов - М1038 и М998;
Транспортировка вооружения (устанавливаются пулеметы, легкие пушки и системы ракетного ) - М966, М1045,М1036, М1046,М1026, М1025, М1043, М1044;
Санитарные автомобили - М996, M1035, М997;
Машины штаба и связи - М1042, М1037;
Тягач М119, гаубицы калибра 105 мм - M1069, в 1994 году заменен на M1097 с увеличенной до двух тонн грузоподъемностью.
Засветившись во множестве репортажей, которые освещали операцию «Буря в пустыне», после ее завершения джип приобрел удивительную популярность у населения. Маркетологи из AM General не смогли упустить такую возможность. В 1992 году свет увидела гражданская версия джипа, рекламным слоганом которой стало - "высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация" («Hummer»).
Гражданской версии досталась только ходовая часть и силуэт. В салоне появились мягкие кресла, кондиционер и масса других удобств, недоступных в военной версии. Был заменен и двигатель, теперь вместо дизеля «Хаммер» оснащался бензиновым мотором.
Теперь даже военную модификацию в репортажах называли именно «Хаммер», несмотря на то, что за ней сохранилось прежнее обозначение – «Хамви».
Принятый на вооружение в тридцати странах мира, «Хаммер» впечатляет своими техническими характеристиками. Даже с простреленными колесами, благодаря системе контроля давления, он может двигаться со скоростью до 50 км/ч. Знаменитый низкий и широкий силуэт придает ему высокую устойчивость. Парапеты высотой до 60 см, подъемы в 60 градусов, 40 градусов бокового наклона – все это переносится им без особых затруднений. А с использованием спецкомплекта для размещения воздухозаборника и выхлопной системы на крыше он может преодолевать вброд водные преграды глубиной до полутора метров. А внешняя подвеска позволяет с легкостью перебросить его на большие расстояния с использованием вертолетов СН-35 и СН-47 "Чинук".
Производится «Хаммер» в США и в Португалии и Швейцарии по лицензии.
На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.
Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций
Предтечи
История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.
За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году - оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…
Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.
Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.
По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.
Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.
Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год
Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.
Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями
Базовый грузопассажирский автомобиль М998 первого поколения, получивший официальную заводскую марку HMMWV, предлагался в открытом или закрытом четырехместном исполнении, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом с надставными бортами и продольными скамьями для доставки восьми военнослужащих с личным оружием. Идентичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой работал также в сцепе с одноосным войсковым прицепом М116А2. Их главным внешним отличием от прототипов была передняя штампованная облицовка с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.
Техника
Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.
Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.
Модификации
Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.
Унифицированные с базовым исполнением транспортеры вооружения М966 и М1025 без лебедок снабжались полностью закрытыми четырехдверными кузовами с усиленным каркасом для установки на крыше мощного оружия.
Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.
Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.
1 / 2
2 / 2
Гамму санитарных автомобилей возглавлял облегченный открытый вариант М1035 с брезентовым верхом для доставки сидячих раненых или двух человек на носилках.
Две другие версии М966 и М997 были оборудованы закрытыми цельнометаллическими кузовами разной вместимости для перевозки и оказания срочной медицинской помощи в пути двум или четырем лежачим раненым соответственно. Последний наиболее вместительный вариант применялся также под монтаж специального оборудования и служил подвижным командно-штабным пунктом.
Специальный пикап М1059 с оборудованием для постановки маскирующих воздушных завес выполнял функции дымовой машины. Небольшой партией фирма собрала легкие тягачи М1069 для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х она продемонстрировала опытный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные не проявили к нему внимания.
В начале 1990-х было создано перспективное усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, служившее для монтажа пусковой зенитной установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.
К началу 1990-х общее количество модификаций первого поколения Хамви достигло 50 вариантов. Все машины имели единый размер колесной базы (3 302 мм), сохранившийся до сих пор, и дорожный просвет – 406 мм. В зависимости от исполнения и комплектации их полная масса колебалась в пределах от 3,5 до 4,5 т. На шоссе они достигали скорости 105 км/ч и имели запас хода 563 км.
Первое семейство Хамви, рассчитанных на службу в вооруженных силах США и стран – членов НАТО, оказалось наиболее эффективным и приемлемым по всем техническим и эксплуатационным параметрам. Однако со временем были приняты более жесткие военные нормативы к армейской автотехнике. Вскоре к ним добавились проблемы с экспортными вариантами, поступавшими в страны Азии, Африки и Южной Америки с особыми дорожными и климатическими условиями.
Так в начале 1990-х постепенно стала назревать более или менее серьезная модернизация Humvee, к тому времени уже прозванных «паркетными» автомобилями. Их недостатки, поначалу казавшиеся мелкими и незначительными, переросли в опасные конструктивные ошибки. К ним относились малая мощность двигателя, повышенная собственная масса, невысокие скорость и запас хода, плохая маневренность и проходимость на местности. Главным же врожденным недостатком оказался низкий уровень защищенности экипажа и жизненно важных агрегатов от воздействия новых видов легкого вооружения и пехотных мин.
HMMWV — армейский вездеход американского происхождения, использующийся ВС США и некоторых других стран. Автомобиль отличается высокой проходимостью, может транспортироваться по воздуху и десантироваться. Среди гражданского населения автомобиль более широко известен под названием Hummer.
История автомобиля «Хаммер»
Милитаризированные гражданские грузовики, использовавшиеся до 1970 годов военнослужащими США, перестали удовлетворять предъявляемым к ним запросам, что потребовало обновления автопарка ВС. В 1977 году концерн Lamborghini выпустил модель Cheetah, которая соответствовала всем требованиям, предъявляемым военнослужащими. Пентагоном в 1979 году был объявлен конкурс на многоцелевое высокоподвижное колёсное транспортное средство. Участие в конкурсе помимо AM General, приглашённого в июле того же года, приняли такие автоконцерны, как Teledyne Continental и Chrysler Defense. Испытания рабочей модели вездехода XM966 проводились в 1980 году в пустыне Невада. Модели М1025 и М1026 были созданы в 1980 году, за который было выпущено более 500 автомобилей.
Спустя год каждая из выпущенных моделей прошла порядка 17 тысяч миль. Для проведения финальных испытаний в апреле 1982 года были выпущены опытные партии автомобилей. Армия США получила их в полное распоряжение на пять месяцев. В итоге контракт, рассчитанный на пять лет, в течение которых должно было быть выпущено 55 тысяч автомобилей, заполучил концерн AM General в марте 1983 года. Оптовая цена «Хаммера» составила 22 тысячи долларов. Завод AM General в Индиане запустил серийное производство машин только в январе 1985 года.
В рамках новой концепции противостояния российской моторизованной пехоте испытательными стендами для автомобилей "Хаммер" были снабжены 9-я пехотная дивизия и форт Льюис. Практически все испытания HMMWV с 1985 по 1991 год проводились в тренировочном центре в Якиме, штат Вашингтон, который являлся основным полигоном для тестов. Во время вторжения американских войск в Панаму прошло первое полевое испытание автомобилей "Хаммер" при проведении операции Just Cause.
Модельный ряд на основе HMMWV
В США выпущенная модель американского военного "Хаммера" HMMWV стала заменой многих внедорожников и грузовиков. Заказчик автомобиля требовал создать транспорт, способный уверенно передвигаться по танковому следу, в связи с чем была разработана широкая колея и кузов немалых габаритов. Изначально автомобиль оснащался V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем объёмом 5737 см 3 . В дальнейшем движок Chevrolet был заменён на экономичный и более мощный Detroit Diesel. Версия мотора с турбонаддувом была выпущена в 1996 году.
На базе Humvee с 1980 года было создано несколько версий транспортных средств: лёгкий грузовик, военный автомобиль, мобильные ЗРК и РЛС, авто скорой помощи, бронированные и инженерные автомобили — свыше 20 модификаций.
Гражданская версия Humvee, сменившая название на Hummer, была выпущена в 1992 году после начала войны в Персидском заливе. Права на марку Hummer были проданы концерну General Motors в 1999 году. Заключённое соглашение подразумевало получение GM прав на бренд и сбыт гражданского варианта внедорожника, в то время как права на военный "Хаммер" оставались у AM General.
Войска США практически по всему миру передвигались на вездеходах Humvee. Коалиционные войска при проведении различных операций в Ираке пользовались более чем 10 тысячами автомобилей данной марки.
Боевое применение
Изначально военный "Хаммер Н1" воспринимался не как боевой автомобиль, а как средство доставки пехоты к фронтовой линии. Основная версия HMMWV, как и предшествующие аналоги, не обладала никакой защитой от биологического, ядерного или химического оружия, как и бронёй. Несмотря на это, в стандартных операциях наподобие «Бури в пустыне» потери были минимальными. Значительным ущербом сопровождались городские стычки в боях за Могадишо. Большая часть экипажей оставалась целой и невредимой благодаря живучести шасси военных "Хаммеров", несмотря на полное отсутствие защиты от стрелкового оружия. Поскольку такие автомобили не были рассчитаны на уличные бои, то именно в таких стычках они и стали получать наибольший урон.
После военных действий в Сомали возникла острая необходимость в более защищённом автомобиле. Концерн AM General выпустил бронированную модель военного "Хаммера" М1114. В 1996 году было запущено штучное производство данных автомобилей, поскольку они начали ограниченно эксплуатироваться на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Модель М1114 была улучшена до М998: её оснастили мощным двигателем с турбонаддувом, усиленной подвеской и системой кондиционирования воздуха. Стальные пластины и пуленепробиваемые стёкла, использованные в конструкции, сделали пассажирское пространство салона полностью бронированным. AM General сосредоточила свои производственные мощности на производстве именно этих автомобилей в связи с увеличением прямых атак и началом партизанской войны в Ираке.
Технические характеристики военного "Хаммера"
Несмотря на то что HMMWV имеет значительные преимущества перед более ранними аналогами, назвать его идеальным бронеавтомобилем нельзя. В связи с этим в 2007 году Корпус морской пехоты США заявил о том, что намерен заменить военный "Хаммер" на миноустойчивую машину MRAP.
Первой базовой моделью стала М998, оснащённая дизельным силовым агрегатом V8 объёмом 6,2 литра. Второе поколение М998М2 создавалось на шасси М1097А2 с алюминиевой двух- и четырёхместной кабиной и открытой платформой. Дизельный мотор V8 Gm 6,2 л установлен на лонжеронной раме вкупе с четырёхдиапазонной автоматической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.
Коробка 4L80Е, устанавливаемая на "Хаммер", обладает промежуточными передачами для понижения нагрузки. Её до сих пор монтируют на лёгкие грузовики Chevrolet Suburban, поскольку она отличается высокой износостойкостью и надёжностью. Машина для мужчин комплектуется межколёсными дифференциалами Torsen, централизованной вентиляцией, планетарными колёсными редукторами, дисковой тормозной системой, независимой пружинной подвеской, радиальными шинами, гидроусилителем руля, системой подкачки шин и лебёдкой по заказу.
Броня "Хаммера"
После прошедшей в Ираке войны автомобиль HMMWV подвергся острой критике со стороны военных. В отзывах на "Хаммер" указывали, что он очень уязвим перед минами, закладываемыми на дорогах боевиками. Слишком тяжёлые двери превращали салон в ловушку для солдат, а любые повреждения делали броневик лёгкой мишенью.
Модель М998 после подобной критики была оснащена комплектом «повышенного бронирования». Он разделялся на несколько вариантов и включал в себя баллистические ветрозащитные экраны, бронированные двери, оснащённые пуленепробиваемым стеклом, броневые панели, обеспечивающие защиту от самодельных взрывных устройств и баллистических угроз.
Недостатки бронированных версий HMMWV
Одним из основных минусов бронированных внедорожников "Хаммер" является стремление дверей закрыться в случае аварий или атак, что превращает салон автомобиля в ловушку для солдат.
На крыше машины устанавливается вооружение, управляет которым член экипажа, оставаясь при этом слишком уязвимым. Данная проблема решалась установкой башни или щита.
Размеры "Хаммера"— ещё один недостаток, из-за которого его очень сложно эксплуатировать в определённой местности. Транспортировка осложняется из-за того, сколько весит военный "Хаммер": полная масса автомобиля составляет 4672 килограмма.
Экстерьер
Гражданская версия военного внедорожника представлена в шести инженерных решениях кузова. Модельный ряд состоит из двухместных пикапов VLC2 и XLC2 с удлинённой кабиной, четырёхместных пикапов с открытым и закрытым верхом — HMCO, VLCO и HMC4 соответственно. Последняя модификация — универсальный четырёхместный HMCS. Экстерьер автомобиля сильно отличается от привычных транспортных средств: угловатый, крупногабаритный, с чёткими и выверенными линиями кузова.
Линейка двигателей
Салон "Хаммера" делится на две части коробкой переключения передач. Двигатель автомобиля классический, мощностью 170 лошадиных сил и объёмом 6,5 литра. Также предлагается бензиновый аналог большей мощности - 190 лошадиных сил, и с меньшим объёмом - 5,7 литра. Его, как правило, устанавливают на гражданские версии либо автомобили, созданные по индивидуальным проектам.
Трансмиссия и привод
"Хаммер" оснащается автоматической четырёхступенчатой трансмиссией и раздаточной двухступенчатой. Привод внедорожника постоянный на четыре колеса. Автомобиль комплектуется системой подкачки шин, кондиционером. Широкая колея, высокий дорожный просвет и низкий центр тяжести обеспечивают устойчивость и проходимость внедорожника.
Салон
Внутреннее пространство военного "Хаммера" разительно отличается от гражданского аналога спартанской обстановкой и наличием необходимого оборудования, в том числе и держателями для автоматических винтовок. Большую часть салона занимает трансмиссионный тоннель, обзор водителя ограничивается левым зеркалом, поскольку правое закрывается кузовной стойкой.
Управляемость
Отличительные черты внедорожника "Хаммер" — чуткость к управлению и манёвренность: на грунтовой трассе автомобиль легко уходит в занос без крена в сторону. Головы пассажиров и водителя защищены от травм мягким материалом, которым обшит потолок салона. Мощная ходовая часть справляется с приземлениями с большой высоты, благодаря чему внедорожник может преодолевать значительные препятствия на высокой скорости.
Сложные участки трассы преодолеваются на второй либо первой передаче. Оснащается военный внедорожник понижающим рядом в трансмиссии и блокиратором межосевого дифференциала, благодаря чему обеспечивается управляемость и устойчивость транспорта на непрочных и скользких дорожных покрытиях.
Все механизмы и элементы ходовой части утоплены в кузове. В итоге днище автомобиля абсолютно ровное, что позволяет ему легко преодолевать крутые склоны. Под капотом скрыт воздухозаборник, что не даёт возможности воде проникать в двигатель.
Замена HMMWV
По результатам проведённых на территории Афганистана и Ирака военных операций командованием вооружения США было принято решение заменить внедорожник HMMWV. Эксперты вынесли решение, по которому автомобиль не соответствует требуемым условиям, из-за чего устаревшие функциональные качества привели к крупным потерям на поле боя. Причина в том, что огонь гранатомётов и автоматов легко проникает через салон "Хаммера". Изначально автомобиль разрабатывался как транспортное средство, способное защитить экипаж от попадания осколков, но не как машина, предназначенная для ведения боевых действий на линии фронта. Экипажам "Хаммеров" пришлось использовать в Афганистане и Ираке самодельную броню из листов кевлара, которая не давала достаточной защиты.
Военное командование также потребовало приспособить военные внедорожники к передвижению в тёмное время суток без использования осветительной техники. Перед конструкторами была поставлена задача — оснастить новую версию армейских автомобилей приборами ночного видения и фарами инфракрасной подсветки. Управлять такой машиной водитель должен на высокой скорости без ошибок.
С этой целью была запущена конкурсная программа разработки лёгкого тактического транспорта.
Модель JLTV
Результатом конкурсной программы стал выпуск модели JLTV, которая должна была заменить военный "Хаммер", прослуживший более тридцати лет ВС США. Производителю, который выиграет тендер, будет предоставлен контракт на сумму более двадцати миллиардов долларов, а три компании, которые попадут в финал, получат премии на общую сумму в сто шестьдесят шесть миллионов.
Все старые "Хаммеры", находящиеся на вооружении армии США, не будут списаны разом: вероятнее всего, новыми моделями заменят несколько сотен тысяч внедорожников HMMWV. Новый транспорт будет совершенствоваться в области ходовых, грузовых и боевых качеств.
Полное обновление автопарка ВС США произойдёт нескоро и потребует вложения крупных денежных средств в разработку бронированной лёгкой техники.
Стоимость внедорожников Hummer
На сегодняшний день цена "Хаммеров" на вторичном автомобильном рынке варьируется от 2 до 6 миллионов рублей. Изначально автомобиль H1 в базовой комплектации можно было приобрести за 140 тысяч долларов, однако стоимость со временем снизилась. Цена на гражданские версии практически аналогична, но при этом зависит от пожеланий клиента. Модели, изготавливаемые по индивидуальным заказам, обойдутся в гораздо большую сумму, чем стандартные модификации внедорожников марки Hummer.