Машина для отрывки котлованов МДК-3 с конца восьмидесятых годов заменяет в инженерных войсках предыдущую версию котлованной машины: . Она предназначена для разработки различных грунтов, до IV категории включительно.
От МДК-2 её отличает более современное быстроходное гусеничное шасси, смонтированное на агрегатах артиллерийского тягача МТ-Т, трансмиссия которого доработана и дополнена ходоуменьшителем с гидрообъемной передачей. Значительно, в сравнении с предыдущей версией возросла производительность машины, а наличие рыхлительного оборудования позволяет производить и разработку мерзлого грунта, при его промерзании на глубину до 0,75 м. И можно сказать, что на данный момент МДК-3 является одной из самых мощных и высокопроизводительных машин такого класса, из находящихся на вооружении в инженерных войсках. Также отличительной особенностью является то, что рабочий ход машины, при разработке грунта рабочим органом, осуществляется задним ходом.
МДК-3 оснащена бульдозерным оборудованием, позволяющим перекашивать отвал на углы до 26 о в ту или иную сторону. Что позволяет производить оборудование горизонтальных площадок на косогорах.
Технические характеристики МДК-3:
МТ-Т | |
фреза | |
Двигатель |
В-46-4 |
Мощность, кВт/л.с. |
520/710 |
Габарит. размеры |
|
длина, м | 10,22 |
ширина, м | 3,23 |
высота, м | 4,04 |
В рабочем положении |
|
длина, м | 11,75 |
ширина, м | 4,6 |
высота, м | 3,25 |
Масса, кг |
39500 |
Транспортная скорость, км/ч |
65 |
Запас хода по топливу, км |
500 |
Техническая производительность м 3 /ч |
800 |
Размеры отрываемой траншеи |
|
ширина по дну, м | 3,7 |
глубина, м | 3,5 |
Среднее удельное давление кгс/см 2 |
0,78 |
I...IV | |
Макс. угол подъема, град |
30 |
Глубина преодолеваемого брода, мм |
1500 |
Ширина отвала, мм |
есть |
Рыхлитель, м |
0,75 |
Технические характеристики:
Масса заправленной машины с индивидуальным |
|
Масса навесного оборудования с индивидуальным комплектом ЗИП, кг |
|
Удельная мощность с навесным оборудованием, кВт |
|
Количество мест для сидения в кабине |
|
Координаты центра масс (без навесного оборудования), мм: по длине от оси ведущего колеса по высоте грунта |
|
Колея (расстояние между серединами гусениц |
|
База (расстояние между осями крайних опорных катков) |
|
Длина опорной поверхности гусениц (с навесным оборудованием), мм |
|
Ширина гусениц, мм |
|
Дорожный просвет (с навесным оборудованием), мм |
Не менее 425 |
Среднее удельное давление на грунт без учета погружения гусениц, МПа: без навесного оборудования с навесным оборудованием |
|
Минимальный радиус поворота машины на первой передаче |
|
Углы наклона (свеса), ограничивающиеся наклоном ветвей гусеницы (без навесного оборудования), градусы: передний |
|
Угол въезда (съезда) на аппарель (рампу), градусы |
Не более 20 |
Габаритные размеры, мм:
(шестидесятые-семидесятые годы)
Машина для отрывки котлованов МДК-2м
Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.
Производительность по количеству вынутого грунта 350 куб.м. в час.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.3т., транспортная скорость до 36 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. запаса топлива хватет на 500 км. пробега или 10--12 часов работы в грунте. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).
Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 3 шт.
От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. В армии нет более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).
Источники
1.Инструкция по материальной части и
эксплуатации машины для отрывки котлованов
МДК-2м. Военное издательство МО СССР. Москва 1968г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
Москва. 1982г.
Машина дорожная котлованная МДК-3 ,является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в Харьковском КБ имени Малышева, под руководством главного конструктора П.И. Сагира, в конце 70-х годов. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием Машина дорожная котлованная МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева.
Главное отличие МДК-3 состоит в том, что отрывка котлована производится при движение машины задним ходом, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнение с МДК-2. Машина МДК-3 своими показателями значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого и мерзлого грунтов, выравнивать площадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М. Для рытья котлована, на полную глубину, машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как машина МДК-3 отрывает котлован за один-два прохода, поэтому потери времени на холостой пробег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону
влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимосменить направление отрывки.
Заменить в войсках МДК-2М новая машина не смогла. Она получилась перетяжеленной, громоздкой, конструктивно сложной в эксплуатации и ремонте. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется.
Технические характеристики
Дорожной котловой машины МДК-3
Гусеничный тягач АТ-Т |
|
Длина, мм |
в транспортном положение - 8000, в рабочем положение - 10230 |
Ширина, мм |
в транспортном положение - 3400, в рабочем положение - 4050 |
Высота, мм |
в транспортном положение - 3950, в рабочем положение - 3480 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см г |
|
Рабочие агрегаты |
Экскаватор роторный (5-ти лопастная фреза, 8 ковшей), отвал бульдозерный |
Объёма одного ковша, л |
|
Ширина отрываемой траншеи, м |
|
Глубина отрываемой траншеи, м |
|
Техническая Производительность, м 3 /час |
|
Двигатель |
|
Мощность двигателя, кВт/л.с. |
|
Максимальная транспортная скорость, км/час |
|
Запас хода, км |
|
Преодолеваемый подъем, град. |
Корпус МДК-3 двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом аналогичны соответствующим углам и агрегатам многоцелевого транспортера МТ-Т, производимого на том же заводе. Специальное оборудование котловой машины включает: бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект роторного экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателе, обеспечивающая высокую производительность МДК-3, на отрывке котлованов. Бульдозер служит для сравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускорят земляные работы в твердых грунтах и мерзлоте.
Кабина у МДК-3 герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать в местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж может находиться в кабине без средств защиты. Автор дано статьи положительно отзывается о наличии такой установки в кабине МДК-3, называя ее полезной и нужной. Он приводит пример того что угорал при работе на МДК-3 в котловане, когда в воздух поднимались тучи пыли и песка, плюс скапливались выхлопные газы от двигателя, пока не сообразил, что можно воспользоваться ФВУ.
Технические характеристики
Машина дорожная котловая МДК-3 на базе тягача МТ-Т
Рабочие агрегаты | Экскаватор роторный (6-и лопастная фреза, 12 ковшей), отвал бульдозерны |
Двигатель | В-46-4 |
- мощность кВт/л.с. Габариты в транспортном положении: - длинна/ширина/высота, м Габариты в рабочем положении: - длинна/ширина/высота, м |
520/710 10,22/3,23/4,04 11,75/4,6/3,25 |
Масса, кг | 39500 |
Транспортная скорость, км/ч | 65 |
Запас топлива по ходу, км | 500 |
Расход топлива на 100 км пути, л Размеры отрываемой траншеи - ширина, м |
275-300 |
- глубина,м | 3,5 (в особых условиях до 6,0) |
Техническая производительность, м2/час | 500-800 |
Категория отрываемого грунта | I-IV |
Максимальный угол подъема, град |
28 |
Максимальный угол крена, град | 15 |
Глубина преодолеваемого брода,м | 1,5 |
Ширина бульдозерного отвала,мм | |
Высота бульдозерного отвала, мм | |
Максимальный перекос бульдозерного отвала,град | 26 |
Рыхлитель,мм | 0,75 |
Запчастей не найдено. Оставьте заявку через форму обратной связи, или позвоните нам.
В разгар январских снегопадов в прессе появились сообщения с заголовками вроде« Улицы в Нижнем Тагиле чистят танки». Правда, в самих сообщениях авторы сознавались, что« танки» в заголовке возникли для красного словца. На самом деле произошло то, что уже не раз случалось в истории: на помощь гражданскому населению вышла военная инженерная техника. Эти машины и в самом деле имеют много общего с танками, но главное — в отличие от танков они могут быть полезны не только во время войны.
«В любом наступлении саперы всегда идут первыми», – с гордостью говорят солдаты и офицеры инженерных войск. Благодаря разнообразной технике, находящейся на вооружении у саперов, армию сегодня не остановят ни минные поля, ни горящие руины, ни леса и болота, ни изрезанный водными потоками пересеченный рельеф.
Олег Макаров
Посмотреть на необычную, и потому довольно устрашающе выглядящую, хоть и лишенную пушек и пулеметов инженерную технику команде «ПМ» довелось в расположении бригады Инженерных войск России в подмосковном Нахабино. Такие смотры российские саперы устраивают обычно в канун своего профессионального праздника — 21 января. Надо сказать, что зима — отличное время для демонстрации машин, которые должны в любое время года и в любых условиях прокладывать дорогу войскам, движущимся вперед, и создавать укрепления в случае оборонительных действий.
Когда-то видный военачальник времен Второй мировой генерал Дж. С. Паттон заметил: «В мое понимание до сих пор не укладывается, как можно вести продолжительные боевые действия при температуре ниже нуля». Недоумение американского генерала в России может вызвать только улыбку: зимой у нас гнали немцев от Москвы, добивали Паулюса в Сталинграде, прорывали и снимали ленинградскую блокаду. Но холод есть холод, и с промерзшим до состояния бетона грунтом обычной саперной лопатке справиться трудновато. Для быстрого устройства окопов в условиях зимы саперы применяют сегодня специальные заряды на основе тротила. После взрыва промерзшая земля разрыхляется, и ее можно относительно легко выбрать с помощью лопаты. Если же нужны другие масштабы и объемы, когда, например, необходимо укрыть за земляными заграждениями танки и БМП, не обойтись без тяжелой техники.
Как корабль на волнах
Машина для отрывки котлованов МДК-3 — это настоящий корабль. Сделанный на основе армейского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т, МДК-3 имеет длину более 10 м. Сходство с морским судном усиливается, когда эта техника начинает работу. На корме машины расположена роторная фреза с метателем. В походном положении она поднята, в рабочем режиме ее опускают вниз. МДК-3 движется задним ходом, фреза вращается, отрывая широкую траншею, в которую через некоторое время начинает погружаться сама машина, высоко задирая при этом носовую часть. Будто корабль на волнах. Влево и вверх уходит струя земли, смешанной со снегом, и, похоже, для этого монстра время года не так важно — он готов вгрызаться в грунт всегда и везде. Особенно если учесть, что МДК-3 кроме фрезы имеет в своем арсенале и рыхлитель, как раз для предварительной обработки замороженной земли.
Первая отечественная инженерная машина разграждения была выпущена в 1969 г. и базировалась на шассии танка Т-55. С тех пор сменились два поколения: ИМР-2 основывалась уже на шасси танка Т-72, а самая новая ИМР-3 — на шасси танка Т-90. Машина предназначается для прокладывания колонных путей передвижения по пересеченной местности, в лесах, в городских завалах. В случае применении экскаваторного ковша, может использоваться для отрывки котлованов.
Бульдозерная часть ИМР может работать в нескольких режимах. Первый — двухотвальный, когда для пробивания заграждений и снежных заносов отвалы соединяются под углом в стреловидный «таран». Второй — бульдозерный: в этом случае оба отвала поставлены в один ряд, перпендикулярный направлению движения. И, наконец, грейдерный режим дает возможность поставить оба отвала в одну линию наискось, чтобы сгребать грунт, гравий, снег на одну из обочин прокладываемого пути.
Фактически ИМР создана для действий в условиях ядерной войны: броня в 10 раз ослабляет действие радиации, кабина оснащена фильтро-вентиляционной установкой, а кроме того, все манипуляции с рабочими органами экипаж может проводить, не покидая кабины и не подвергая себя опасностям зараженной среды. Именно поэтому ИМР сыграли выдающуюся роль в ликвидации последствий Чернобыльской аварии: машины разгребали завалы и монтировали конструкции саркофага. ИМР использовались и в боевой обстановке, в частности командировались в Афганистан, а в Чечне принимали участие в строительстве горных рокад для переброски войск. Поскольку машина смонтирована на танковом шасси, у нее, как и у танков довольно дорогой моторесурс.
Инженерная машина разграждения (ИМР) — да-да, именно та самая, что выходила чистить снег в Нижнем Тагиле — готовится принять участие в огненном шоу. Она действительно сделана на танковом шасси, только вместо вращающейся башни — телескопическая крановая стрела с универсальным захватом. Бойцы-саперы сложили из кусков фанеры, деталей мебели, старых дверей, бревен, досок, стертых шин и пластиковых канистр баррикаду высотой метра полтора, призванную имитировать огневые завалы на пути войск.
Машина для отрывки котлованов. МДК-3 — машина со специфическими задачами. Ее использование целесообразно, когда требуется отрыть укрытия для техники, крупные убежища и огневые сооружения. Для рытья обычных окопов подойдет техника поменьше, хоть и не столь впечатляющая на вид. Речь идет, например о полковой землеройной машине (ПЗМ-2), которая создана на базе колесного тракторного тягача Т-155 и оснащена бесковшовым рабочим органом.
Машина оснащена роторной фрезой с метателем, отбрасывающим в сторону вынутый грунт и укладывающим его в виде бруствера. Также МДК-3 оснащена бульдозерным отвалом, одна из функций которого — выравнивать днище выкопанных котлованов. Конструктивно предусмотрен рыхлитель для подготовки мерзлого грунта. МДК-3 способна отрывать котлованы неограниченной длины, шириной по дну 3,7 м, и глубиной до 3,5 м (1,75 м за один проход). Производительность машины 500−600 кубометров вынутого грунта в час. Достаточно представить себе эти сотни тонн земли, чтобы ощутить всю мощь этой инженерной машины.
Даже щедро политый соляркой, весь этот хлам не спешит разгораться на ветру. Тем временем экипаж ИМР деловито хлопочет около своей машины, весящей более 40 т. Ее главный рабочий орган — тяжелый, мощный, управляемый гидравликой бульдозерный отвал. Точнее, отвала два, но при прокладке проходов через завалы они ставятся под углом друг к другу, образуя могучий стреловидный таран. И вот дерево пылает, покрышки чадят, а экипаж ИМР получает команду на начало упражнения. Машина окутывает себя облаком плотного сизого выхлопа, начинает движение вперед и… — кто бы мог подумать! — пробивает баррикаду одним махом, лишь жалобно кряхтят деревяшки, попавшие в траки. Ну а за ИМР остается свободный ровный проход, по которому можно идти, бежать и даже ехать.
Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в отделе № 61 конструкторского бюро им. А.А. Малышева (г. Харьков) под руководством главного конструктора П.И. Сагира в конце 70-х годов прошлого века. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием котлованная машина МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева. Развал СССР в 1991 г. не позволил развернуть полномасштабное производство новой машины, однако небольшое количество МДК-3 в войска все-таки попало. Корпус МДК-3, двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом полностью аналогичны соответствующим узлам и агрегатам тяжелого гусеничного тягача-транспортера МТ-Т , производимого на том же заводе. Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая высокую производительность при отрывки котлованов. Мощный бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускоряет земляные работы в твердых грунтах. В кабине машины предусмотрено места для установки радиостанции Р-123М, и установлено ФВУ. Машина состоит на вооружении инженерно-саперных подразделений и частей по настоящее время.
Тактико-технические характеристики
№№ | Наименование характеристики | Единица измерения | Значение характеристики |
1 | Экипаж | чел. | 2 |
2 | Вместимость кабины | чел. | 5 |
3 | Боевая масса | т | 39, 5 |
4 | Длина по корпусу в походном положении | мм | 10 280 |
5 | Ширина в походном положении | мм | 3230 |
6 | Высота в походном положении | мм | 4040 |
7 | Длина по корпусу в рабочем положении | мм | 11 750 |
8 | Ширина в рабочем положении | мм | 4600 |
9 | Высота в рабочем положении | мм | 3250 |
10 | Запас хода по топливу | км | 500 |
11 | Максимальная скорость | км/ ч | 60 |
12 | Колея | мм | 2730 |
13 | Дорожный просвет | мм | 425 |
14 | Удельное давление на грунт | кг/см² | 0,78 |
15 | Мощность двигателя В-46-4 | л.с. | 710 |
16 | Расход топлива на 100 км пути | л | 275-300 |
17 | Размеры отрываемого котлована: глубина
ширина по дну |
мм | до 3500
до 3700 |
18 | Глубина котлована за одну проходку | мм | 1750 |
19 | Производительность при перемещении грунта | м³ / ч | 500-600 |
20 | Перекос бульдозера | град. | 26° |
21 | Класс разрабатываемых грунтов | класс | I-IV |
22 | Время подготовки к работе | мин | 5-7 |
23 | Средства связи | внутреннее переговорное устройство | Р-124 |