Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.
Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Каким же образом работает это свойство мышления?
Наверняка, вы замечали, как встречая в тексте первые слова пословицы «Утро вечера…», то дальше с легкостью могли бы продолжить, поскольку неоднократно слышали народную мудрость «Утро вечера мудренее». Наш мозг как бы «проскакивает» угаданные нами слова и выражения, не теряя на них время, а мы не растрачиваем внимание на то, что и так уже известно. Потому высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для вашего ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.
Тренируя смысловую догадку ребенка, эффективным будет придерживаться следующих этапов:
Антиципация букв
Антиципация текста
Антиципация букв
Ребенок будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаем вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.
Упражнение 1
. Попросите ребенка прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ваш ребенок засомневался, не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ребенок уже легко справляется с чтением по верхней части.
Упражнение 2.
Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.Малень__ пуши__ крол__, рыж__ хит__ лиси__, боль__ бур__ медв__, весе__ обезь__, ласк__ щен__.
Игра «Восстанови слово»
МА - - НА (малина, машина, Марина)
РЫ - - ЛО - (рыболов)
Упражнение 3.
Чтение с «решеткой»Вырежьте вместе с ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.
Упражнение 4. Чтение с закладкой
Закладка со стрелкой движется по строке, закрывая прочитанные буквы.
Упражнение 5. Чтение слов с разновеликим шрифтом
ПЫлеСОС Воро
бьи снЕгИРиМожно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.
Антиципация слов и словосочетаний
На данном этапе антиципация имеет большое значение не только в увеличении темпа чтения, но и в улучшении качества восприятия, удержании уже прочитанного и предвидении последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.
Упражнение 1
. Предложите ребенку восстановить в тексте опущенные элементы. Например,Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл как ___________ дикий _________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка.
2. Работа с пословицами и поговорками
Мудрость народа хранится
в Использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. Пословицы и поговорки помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы.
Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?
Упражнение « Ремонт»
Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.
Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.
Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит»
Упражнение « Склей половинки»
Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы.
Без труда один раз отрежь
Семь раз отмерь не вытащишь и рыбку из пруда
Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.
Упражнение « Продолжи»
Хорошим заданием для тренировки смысловой догадки будет продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например,
1. Друзья познаются…
2. Любишь кататься - люби и…
3. Ахиллесова…
Дома и стены …….. Век живи, век - ……..
Упражнение 3. Попросите ребенка составить текст из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста. Усложнить данное упражнение можно, предложив дополнить текст недостающими предложениями, частями.
Антиципация текста
Это качественно новый уровень работы с текстом, на котором ребенок превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает ребенку не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.
Упражнение 1. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста. Другой вариант данного упражнения заключается в предвидении содержания и развития событий по концовке текста.
Упражнение 2. Составить текст на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.
Упражнение 3. Прочитав текст, подумать, какие вопросы могут быть заданы к прочитанному.
Работа с текстовыми упражнениями, основанными на антиципации, способствует интеллектуальному развитию ребенка, более качественному и целенаправленному чтению, а также, более осмысленному выполнению заданий по содержанию.
Антиципация – буквально переводится как предугадывание. Имеется в виду специфический механизм психологической системы человека, который способен «предвидеть» определенные события в будущем, результаты тех или иных действий, решений.
Антиципация как способность предугадывать рассматривается в современной психиатрии в нескольких возможных проявлениях: она позволяет не только представить возможный исход того или иного действия субъекта, но также дает возможность смоделировать различные варианты решения проблемы до того, как она разрешилась или даже до ее возникновения.
Имеется в виду, что антиципация также является механизмом, который подготавливает разум субъекта к возможным вариантам ответа на ту или иную ситуацию и позволяет выбрать лучший из них.
Антиципация с научной точки зрения
Существует определенная условная связь мыслительной деятельности и ее расположении относительно времени. Например, способность восприятия окружающего мира «здесь и сейчас» соотносится с текущим временем, механизм памяти и все что с ним связано – относится к прошлому. Антиципация с научной точки зрения является мыслительным процессом, который относится к будущему.
Тем не менее, эти механизмы в человеческом сознании всегда связаны между собой. К примеру, восприятие в настоящем и анализ информации всегда соотносится с прошлым, уже полученным опытом.
В то же время прошлый опыт и ситуация в настоящем всегда поддаются процессу антиципации, поскольку человек размышляет над тем, каким образом то или иное событие в его жизни может повлиять на его будущее и моделирует определенные ситуации.
Можно говорить о том, что антиципация - это достаточно своеобразный феномен человеческой психики, который может послужить некоторым инструментом «опережения», позволяющим «заглянуть в будущее». Такой феномен принято называть «опережающим отражением».
Несмотря на то, что антиципация связана с будущим, она в достаточной степени основывается на пережитом ранее опыте. Более того, она может проявлять себя в присущих субъекту действиях и суждениях в настоящем времени. Интересным является тот факт, что опыт прошлого, как некоторое приобретенное знание, является неотъемлемой предпосылкой для существования механизма антиципации.
Сама по себе антиципация необходима человеку для выполнения какого-либо конкретного действия. Это объясняется тем фактом, что если не сможет проследить за тем, какие изменения произойдут в целом.
В результате того или иного действия, эта попытка деятельности будет сорвана. Говоря о антиципации как способности к предугадыванию возможных исходов, подразумевают то, что она является способностью анализировать дальнейшие результаты собственной деятельности индивидуума, без которой любая деятельность не могла бы осуществляться.
Выделяют также своеобразное антиципицационное воображение. Именно эта функция является основанием способности человека предугадать какое-нибудь событие или результат деятельности. Эта способность крепко связана с актуальной для субъекта деятельностью. Она активируется в том случае, когда один из возможных механизмов памяти не способен стать основанием для антиципации.
Имеется в виду, что личный опыт прошлого не предусматривает данной ситуации, и тогда воображение, опираясь на различную информацию из прошлого, выстраивает свою цепочку вероятных последствий будущего.
Говоря иначе, человек пытается «угадать». Конечно же, такая генерация случайных событий не будет хаотичной, поскольку ее формированием занимаются конкретные области сознания, которые ограничиваются узкой тематикой событий и текущим состоянием субъекта и его восприятия.
Помимо этого, выяснено, что антиципация и способностей к ней также зависит от личностных качеств индивидуума. Наиболее прочно эти показатели связаны с функциями сознания, которые влияют на успех адаптации субъекта к любой ситуации.
Примерами таких функций может быть эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, способность к когнитивным действиям и социальному контакту. Исходя из этого, принято считать, что нарушение функции антиципации, особенно в том случае, когда оно ярко выражено, может указывать на возможные развития психических расстройств, которые затрагивают адаптационные и когнитивные механизмы.
Механизм процесса антиципации
Будучи задействованной, память может приводить в действие механизм процесса антиципации. Причем метод антиципации будет зависеть не от качества или объемов отложенной в памяти информации, но от варианта ее организации.
Когда человек выполняет любое действие, его сознание, говоря простыми словами, передвигается во времени. При этом то, что происходит с субъектом в данный момент, непрерывно записывается в памяти и становится прошлым опытом.
При этом происходит своеобразное «обновление» памяти, так как во время каждого действия, подсознание как бы «извлекает» старые фрагменты памяти, сопоставляет их с настоящим, просматривает или даже корректирует. Такой процесс как «запоминание» включает в себя понятие избирательности.
В этом прослеживается влияние памяти на антиципацию – человек запоминает, как правило, то, что интересует его не только в данный момент, но и имеет какое-либо отношения к его планам на будущее, приоритетам.
То есть, параллельно с простым процессом получения информации и обогащением своей памяти, сознание также «отбирает» те фрагменты, которые запланированы на будущее – они и представляют собой основу для антиципации. При этом в сознании существует некоторые рамки, критерии отбора информации, которые формируются специфическим актом и все тем же планированием будущего, которое напрямую связано с антиципацией.
Таким образом, и антиципация обладает достаточно сильным влиянием на процесс воспоминания. Говоря иначе: что именно сознание должно «извлекать» из памяти, какой фрагмент задействовать, зависит не только от настоящего состояния субъекта, но и его отношения к будущему, и планируемых действий.
Человек всегда желает предвосхищать предстоящие события, поскольку это позволяет ему готовиться к их воплощению. Также человек склонен верить в то, что возможное будущее обязательно реализуется, поэтому всегда желает его достичь, если оно предрекает ему что-то хорошее. Все это можно отнести к антиципации, примеров чего в психологии можно найти множество..
Под рассматриваемым понятием понимается предсказание дальнейшего развития будущего логическим или любым другим способом. Одни люди изучают причинно-следственные связи, чтобы предсказать возможное будущее. Другие занимаются оккультными науками. Хорош любой способ для человека, который желает знать, что его ожидает в будущем, чтобы быть к нему готовым.
Эффект «самореализующегося предсказания» гласит: ваши ожидания заставляют вас действовать так, чтобы они обязательно имели свое доказательство в реальности, даже если эти ожидания – выдумка.
Ваши ожидания имеют свойство реализовываться. И этому способствуете лично вы. Вы являетесь тем существом, которое начинает во что-то верить, а потом делает все, чтобы найти доказательства своей вере. К примеру, женщина, которая думает, что ее мужчина изменяет, всегда найдет доказательства своему ожиданию (найдет номер телефона другой женщины, хотя это будет просто его сотрудница, или приревнует к подарку начальницы, которая всех мужчин в своем коллективе поздравила с 23 февраля).
Если вы чего-то ожидаете, то обычно получаете это, независимо от того, ожидаете вы плохое или хорошее. Так многочисленны истории того, как страхи людей осуществлялись быстрее, чем их желания. Вспомните и вы, как чего-то боялись, а потом получали ситуацию, когда ваш страх реализовывался.
Почему ожидания становятся реальностью? Потому что вы сами начинаете поступать так, чтобы ваши ожидания нашли свое доказательство в реальности. К примеру, если вам сказать, что вы не нравитесь какому-то конкретному человеку, то общаясь с этим человеком, будете вести себя напряженно и скованно, без доверия и немного агрессивно (ведь вы ему не нравитесь). И тем самым своими поступками вы будете вызывать у него различные мысли о том, что он не нравится вам, вы ему не доверяете и вообще не хотите общаться. Хотя изначально вас могли обмануть относительно того, как к вам относится другой человек. Но вы нашли подтверждение своему ожиданию, потому что сами создали такую ситуацию, когда с вами общаются скованно и без интереса.
Ваши ожидания имеют свойство реализовываться, и причиной тому являетесь вы сами: вы начинаете во что-то верить, потом соответствующим образом вести себя, чтобы то, что вы ожидаете, действительно стало реальным.
Что такое антиципация?
Под антиципацией понимается предсказание дальнейшего развития событий, результатов, явлений, которые могут возникнуть в тех условиях, которые на данный момент имеются. Антиципация проявляется в жизни каждого человека, который путем логических рассуждений пытается предсказать, что его ждет в будущем. Однако примерами антиципаций могут стать также:
- Прогноз погоды, когда выдвигаются предположения, какой она будет.
- Игра в тотализаторы, когда игроки пытаются предугадать, в какой момент и при каких условиях они выиграют.
- Гадания, когда люди пытаются путем обращения к предметам выяснить, что их ждет в будущем.
Человек всегда желает знать, что его ждет в будущем, чтобы воспользоваться данной информацией. Если будущее будет таким, каким человек его желает видеть, тогда он просто готовится к его наступлению. Если будущее будет неблагоприятным, тогда индивид готовится к тому, чтобы справиться с ним. В некоторых случаях информация о возможном будущем позволяет человеку предпринять какие-то меры по предотвращению его развития, то есть индивид меняет свое будущее.
Антиципация является желанием человека влиять на свою жизнь и быть готовым к тому, что, возможно, произойдет. Это позволяет снизить уровень стресса. Таким образом, антиципация – это:
- Возможность человека представить себе итог до его совершения.
- Способность человека подобрать инструменты для устранения возможной проблемы в будущем.
- Желание человека повлиять на свое будущее, изменить его, если это возможно.
Вы никогда не задавались вопросом, каким таким удивительным образом сбываются предсказания цыганок, ведуний, ясновидящих? Ведь не каждый человек, работающий в этой области, действительно владеет сверхъестественными способностями. А вы не можете быть уверенными в том, что попали на консультацию к по-настоящему одаренному человеку. Однако предсказания сбываются практически всегда, независимо от того, от кого они были получены. Как так происходит?
Не нужно вдаваться в сферу мистики и непознанного, чтобы проследить естественное развитие данного процесса. Вам что-либо предсказывается или просто говорится, как будет развиваться ваша жизнь, и вы начинаете верить в это. В силу того, что вам ясновидящий сказал, что вы встретите своего любимого человека в ближайшие два месяца, вы верите в это, поскольку получили это предсказание от авторитетного лица, которому доверяете. После чего ваша вера в то, что вы должны кого-то встретить, творит чудеса, а именно заставляет вас сузить свое сознание — вы начинаете обращать внимание лишь на то, что должно произойти.
Спустя два месяца вы можете познакомиться с неким человеком, и лишь потому, что в это время вы должны встретить свою любовь, вам кажется, что он/она — ваша вторая половинка. Хотя на самом деле вы просто познакомились с новым человеком, который может стать знакомым или другом. При этом вы не обращаете внимания на другие события, которые происходят в вашей жизни. Вы сконцентрированы на том, чтобы найти своего любимого человека, а не на том, что происходит вокруг вас в реальной жизни.
Предсказания сбываются лишь потому, что вы сами их провоцируете. Вы знаете, что должны с кем-то познакомиться, выходите в людное место и начинаете с удовольствием знакомиться с другими людьми. И делаете вы это лишь потому, что верите, что должны встретить нужного вам человека. Вот и выходит, что не вам предсказали, а вы сами сделали так, чтобы сказанное сбылось.
Более того, различные гадания действуют по принципу концентрации на желаемом. Как уже говорилось выше, вы обращаете внимание лишь на то, что ожидаете получить, полностью не замечая того, что еще параллельно с вами происходит. Ваше сознание суживается, поскольку вы ждете воплощения своего чуда, при этом не замечаете других несущественных вещей, которые могли бы вас увести в другом направлении, где вы бы действительно были счастливы, либо они вам показывают, что вы совершаете ошибку или, наоборот, идете в верном направлении, либо просто являются сопутствующими факторами. Другими словами, вы обращаете внимание на что-то одно, полностью не замечая других вещей, которые с вами происходят в это же время. Ведь помимо предсказания, с вами происходят и другие явления, которые могут подвести вас к свершению более лучшего желания, о котором вы и мечтать не смели. Но вы не замечаете этого, потому что желаете получить то, что уже нарисовали себе в своем воображении. По такому принципу и действуют любые предсказания, которые вы сами же и воплощаете и провоцируете.
И это касается не только предсказаний, но и вещаний близких вам людей. Они вам что-то говорят в порыве злости или обиды, а вы верите в это, после чего получаете то, что вам было сказано. Но это не они были правы, а вы сами с ними согласились, что так должно произойти, отчего спровоцировали те ситуации, которые подтвердили их догадки.
Учитесь быть более осознанными, то есть замечайте все, что с вами происходит. И, возможно, получится так, что вы захотите сменить свое желание и достичь большего, чем ранее себе позволяли желать.
Антиципация в психологии
Психология достаточно сложно рассматривает понятие антиципации. То, что человек имеет сейчас, он воспринимает. То, что с человеком было в прошлом, осталось в памяти. А то, что человек видит в своем будущем, называется антиципацией. То, как человек воспринимает настоящее, во многом зависит от того, какое прошлое в его памяти оставлено, а также в некоторой степени от того, на что человек надеется в будущем.
Антиципация – это феномен опережения, который рассматривается психологами следующим образом. Будущее кажется таким, каким было прошлое человека. Индивид неизбежно возвращается к своему опыту, когда он помнит, какие действия к какому результату привели. Также на будущее влияют те обстоятельства и действия, которые человек совершает. В совокупности от своего настоящего восприятия ситуации и прошлого опыта человек прогнозирует себе определенное будущее.
Человек всегда ориентируется на свой прошлый опыт. При этом он всегда желает знать, какое будущее его, возможно, ждет. Для чего? Это влияет на то, как человек начинает воспринимать настоящие обстоятельства, и на то, какие действия индивид совершает. Если знать свое будущее, тогда можно совершить именно те действия, которые исправят или, наоборот, подведут к возможному будущему.
Антиципация выполняет следующие функции:
- Регуляторная – человек начинает ограничивать себя в действиях в тех условиях, в которых находится сейчас, чтобы прийти к тому будущему, которое им желанно или возможно. Таким образом, в зависимости от того, какое будущее человек видит перед собой, он принимает решения, какие действия совершить.
- Когнитивная – человек запоминает не все подряд, что с ним происходит, а лишь то, что для него значимо и как-то связано с тем будущим, на которое он ориентируется. Человека окружает множество обстоятельств. Но он замечает лишь то, что важно для него в данный конкретный момент. Запоминание теперешних фактов становится выборочным, что зависит от того будущего, к которому человек стремится или ожидает.
- Коммуникативная – когда человек проявляет определенные эмоции и выстраивает такую модель своего поведения с другими людьми, которая будет способствовать тому результату, к которому он стремится или, наоборот, старается избежать.
Антиципация также влияет на развитие самого человека. Если человек не сулит себе ничего хорошего, тогда он не будет прикладывать усилия и развивать в себе сильные стороны. Если же человек стремится к какому-то успеху, который будет видеть перед собой, тогда это будет способствовать его самосовершенствованию.
Механизм антиципации
Антиципация базируется на многих процессах, которые происходят, пока человек действует. Обычно индивид предвидит то будущее, которое с ним уже случилось в прошлом (то есть имеется опыт достижения какого-то результата), или то, что человек себе желает (цель).
Пока человек действует в настоящем времени, на каждом шагу всплывают воспоминания о том, к какому результату привели в прошлом человека те или иные действия. Человек начинает корректировать свое поведение, повторять или совершать новые действия, в зависимости от желаемого будущего. Все это также записывается в памяти, которой человек будет пользоваться в будущем.
Также человек ориентируется на свои планы и цели. В зависимости от них, он начинает совершать не какие-то действия, а конкретные поступки, которые, по его мнению, должны привести его к желаемому результату.
Какие воспоминания человек будет использовать в процессе своего продвижения к конкретному будущему, зависит от тех обстоятельств, которые с ним происходят сейчас. При этом после каждого действия человек обращает внимание на результаты, которые уже достигаются, чтобы быстро корректировать свои поступки или продолжать в запланированном темпе, что зависит уже от внешних стимулов.
Какие примеры антиципации можно рассмотреть в итоге?
Антиципация проявляется в жизни каждого человека. Примерами в итоге могут стать:
- Предвидение того, какие действия совершит партнер, с которым человек контактирует.
- Предвидение того, в каком направлении будет развиваться общество.
- Предвидение того, каким товар должен быть, чтобы он заинтересовал потребителей.
- Предвидение того, о чем будет говориться в статье по его заголовку или описанию.
Антиципация – это дословно означает предвосхищение, т.е. умение системы в той или иной мере предугадывать развитие различных событий, результатов действий, явлений. В психологической науке различают два аспекта этих понятий: умение индивида представить себе вероятный итог действия до его совершения, также способность мышления индивида представить возможные средство решения проблемы до ее реального разрешения; умение организма индивида подготовиться к ответу на различные события до их наступления. Такое ожидание обычно проявляется определенной позой или движением.
Антиципация в психологии
Когда связывают познавательные процессы психики с их отношением ко времени, то обычно получается, что восприятие связано с настоящим, механизм антиципации — с будущим, память – с прошлым.
В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).
Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».
Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида. Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.
Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти. Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.
Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.
Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды. Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась. Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к. исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.
Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида. А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е., индивид выступает в качестве наблюдателя.
Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.
Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия. Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации. Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.
Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.
Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.
Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида. В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний. Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом. Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.
Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность). А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида. У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.
Механизм антиципации
Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.
Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.
Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.
Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).
Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.
Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.
Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.
Примеры антиципации
Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.
Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.
Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.
Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.
Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.
Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.
Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.
Помните старый анекдот? Сидит на лавочке интеллигент, читает "Войну и мир". Подходит к нему простой мужичок и вздыхает: "Экая у тебя книга-то сложная..." "Почему сложная" - удивляется интеллигент. "Ну как же - отвечает мужичок, - вона в ней сколько слов..."
Конечно, для нас с вами количество слов в тексте - не главный показатель его сложности. Но как ни крути, чем слов больше, тем дольше нам предстоит их читать. А лишнего времени сегодня ни у кого нет. И естественно возникает соблазн начать читать "по верхам", перескакивая, пропуская слова. Всю нашу школьную жизнь нас ругали за такое чтение, говорили, что читать нужно внимательно, вдумчиво - а между тем в "перескакивании" есть рациональное зерно.
Дело в том, что не все слова в деловом или учебном тексте одинаково ценны. Есть слова, несущие смысловую нагрузку, а есть связки, переходы и прочая "вода".По статистике на смысл в приходится около 70-75 % слов, а на воду - остальные 30-25%. И если мы научимся пропускать воду, то количество слов в тексте для нас уменьшится почти на треть, а значит и времени на чтение потребуется меньше.
Существует прием, позволяющий человеку читать быстрее, пропуская "воду" - этот прием называется антиципацией. Суть антиципации в том, чтобы по уже прочитанному предугадывать, что будет дальше, узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам и домысливать остальное.
В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин "антиципация" ввел в психологию в 1880г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру "Угадай мелодию". По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам - всю фразу, а по нескольким фразам - смысл всего абзаца или раздела.
Например, человек читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова "поддерживать" и "физическую", он догадывается, что речь идет о поддержании физической формы - и само слово "форму" ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у него быстрее.
Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.
В нашем сегодняшнем выпуске мы решили предложить вам одно из таких упражнений. Перед вами текст, в котором пропущены слова в начале и в конце каждого предложения. Прочитайте этот текст и постарайтесь восстановить пропущенные слова по смыслу. Не старайтесь угадать их дословно. Ваша задача -- уловить смысл текста в целом. Приготовились? Начали.
Кстати я ***, что к моим *** и родным я еще не *** с визитом. Объездив *** домов, истратив почти все свои визитные ***, я *** карету у Петровского бульвара и *** с намерением дойти *** до Рождественского монастыря; невольно я *** на каждом ***, *** былое и любуясь *** Москвы, которые *** такими живописными после *** петербуржских ***, вытянутых в шеренгу. *** переулок на Трубе *** в гору, по которой *** были *** домики, построенные *** всем *** архитектуры и, может быть, потому еще более ***; их *** веселила меня в детстве и теперь снова *** меня своею прихотливою ***. По ***, едва огороженным, *** деревья, а между *** развешаны были разные *** принадлежности; над *** в три этажа и в одно окошко, *** красною ***, возвышалась огромная *** решетка в виде голубятни, которая, казалась, *** весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня *** удивления; я *** очень хорошо этот ***; с тех пор он нимало не ***, только с бока приделали новую *** в один *** и как будто нарочно выкрасили желтою ***; с нагорья была видна *** двора; по нему величаво ходили *** птицы, и многочисленная *** весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я *** на этот *** другими ***, видел ясно всю *** и безвкусие его ***, но, несмотря на то, вид его *** в душе такие ***, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские ***, которые, кажется, готовы расшаркаться по *** вместе с *** и которые, подобно своим ***, так опрятны, так скучны и ***.
(В. Ф. Одоевский "Косморама")
Прочитали? Отгадали смысл? Проверьте себя. Ниже мы предлагаем полный текст без пропущенных слов. Еще раз напоминаем, что если вы не отгадали фразу дословно, это не страшно. Важно уловить смысл.
Кстати я вспомнил, что к моим знакомым и родным я еще не являлся с визитом. Объездив кучу домов, истратив почти все свои визитные билеты, я остановил карету у Петровского бульвара и вышел с намерением дойти пешком до Рождественского монастыря; невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся такими живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу. Небольшой переулок на Трубе тянулся в гору, по которой рассыпаны были маленькие домики, построенные назло всем правилам архитектуры и, может быть, потому еще более красивые; их пестрота веселила меня в детстве и теперь снова поражала меня своею прихотливою небрежностию. По дворам, едва огороженным, торчали деревья, а между деревьями развешаны были разные домашние принадлежности; над домом в три этажа и в одно окошко, выкрашенным красною краскою, возвышалась огромная зеленая решетка в виде голубятни, которая, казалась, придавливала весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня предметом удивления; я знал очень хорошо этот дом; с тех пор он нимало не переменился, только с бока приделали новую пристройку в один этаж и как будто нарочно выкрасили желтою краскою; с нагорья была видна внутренность двора; по нему величаво ходили дворовые птицы, и многочисленная дворня весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я глядел на этот дом другими глазами, видел ясно всю нелепость и безвкусие его устройства, но, несмотря на то, вид его возбуждал в душе такие чувства, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские дома, которые, кажется, готовы расшаркаться по мостовой вместе с проходящими и которые, подобно своим обитателям, так опрятны, так скучны и холодны.
(В. Ф. Одоевский. Косморама)
Это упражнение - своего рода пример. Успешно справившись с ним и уяснив принцип развития навыка антиципации вы сможете создавать для себя новые и новые упражнения самостоятельно. И вскоре заметите, что тратите меньше времени на чтение деловых и учебных текстов - и больше на то, что вам действительно нравится.