Аккумуляторная батарея — электронное сердце автомобиля, без которого ваша машина не сможет даже завестись. Грамотный выбор, зарядка и обслуживание аккумулятора — один из факторов комфортной езды.
Виды аккумуляторов для автомобилей
В последние годы на прилавках российских автомагазинов представлено два основных типа автомобильных аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Аккумуляторы, которые можно и требуется обслуживать представляют собой моноблок с одной или несколькими крышечками. Весомый недостаток этого типа аккумуляторов – содержащаяся в сплаве на положительном полюсе, сурьма из-за воздействия раствора постепенно переходит на отрицательный полюс. Такие реакции приводят к постепенному понижению на электродах, а это ведет к разложению молекул воды на составные части – водород и кислород. Владельцы таких аккумуляторов замечают это при перезарядке аккумуляторов по обширному выделению газообразований. Еще одним весомым недостатком обслуживаемых батарей остается протекание электролита на корпус батареи при движении по неровной дороге. В большинстве случаев это обстоятельство вызывает сильный саморазряд аккумулятора.
Необслуживаемые аккумуляторы, в свою очередь, делятся на гелевые и AGM. В гелевых АКБ кислоту электролита заменяет специальный гель, который почти не испаряется и не требует доливки. Кроме того, в гелевых АКБ существенно низкий уровень саморазряда и количество циклов заряд-разряд увеличивается по сравнению с обслуживаемыми АКБ. Еще один тип необслуживаемых аккумуляторов – AGM, представляет собой батарею в которой кислота загущается специальным стекловолокном. Но такие аккумуляторы зависимы от исправности электросистем автомобиля. Неполадки электрооборудования в иных случаях влияют на состояние аккумулятора.
На следующие виды АКБ разделяются и по типу содержимого:
- Малосурьмянистые. В АКБ такого типа свинцовые пластины содержат малое количество сурьмы для увеличения прочности. Такой состав приводит к «выкипанию» воды содержащейся в электролите, что требует постоянного контроля и долива дистиллированной воды при необходимости.
- Кальциевые. Пластины таких АКБ содержат кальций, что уменьшает «выкипание» воды в составе электролита. Но такие батареи заметно чувствительны к сильным разрядам. Хватит 3-4 раз критического разряда аккумулятора, чтобы энергоемкость батареи сильно снизилась.
- Гибридные. В этих аккумуляторах удачно сочетаются характеристики кальциевых и малосурьмянистых батарей, так как используются пластины электродов сделанные по обеим технологиям. Отрицательные – малосурьмянистые, а положительные соответственно кальциевые.
Не все ли равно чем заряжать АКБ?
Как и прочие другие батареи автомобильные аккумуляторы подвергаются разряжению в силу времени, условий использования, погодных условий и иных обстоятельств. Время от времени перед каждым автолюбителем встает вопрос о зарядке АКБ и тут важно правильно определить как заряжать батарею. Исходя из типа батареи по химическому составу электролита и пластин, аккумуляторы делятся следующим образом. Разберемся, как заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях.
- Как заряжать свинцово-кислотные аккумуляторы . Этот тип АКБ неприхотлив в обслуживании и устойчив к процессу разряда. Но и заряжаются эти аккумуляторы долго – не менее суток. Процесс зарядки осуществляется постоянным напряжением 14,5 Вольт (для АКБ 12 Вольт) или постоянным током, который составит 0,1-0,2 от емкости (как правило, указывается на корпусе АКБ. Важно учитывать, что при зарядке свинцовых аккумуляторов возможно выделение взрывоопасного газа. Поэтому процесс заряда рекомендуется производить в хорошо проветриваемом помещении и желательно при температуре около 20 °С.
- Зарядка никель-кадмиевых аккумуляторов . Никель-кадмиевые и никель-металлгидридные аккумуляторные батареи капризны в процессе зарядки, так как имеют «память». Если АКБ разряжена не до конца, то после зарядки, она снова разрядится до прежнего уровня, т.е. не до конца.
- Литиевые аккумуляторы для автомобилей . Еще один капризный в зарядке, но весьма популярный тип АКБ. Эти батареи не рекомендуется заряжать в условиях мороза или жары. Так же не стоит допускать и сильного разряда таких АКБ, хотя эффекта «памяти» они не имеют.
Зарядка автомобильного аккумулятора требует некоторой подготовки. Желательно производить зарядку в хорошо проветриваемом помещении, с нормальной температурой и пониженной влажностью. Так же при подготовке потребуется ареометр и дистиллированная вода для обслуживаемых АКБ. Установив АКБ на ровной поверхности, при помощи ареометра проверяется плотность электролита. Если потребуется – долить воды. Затем необходимо выкрутить все пробки банок АКБ, чтобы улучшить газоотвод. Сами отверстия накрыть во избежание расплескивания электролита во время зарядки.
Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Правильно подготовив АКБ к зарядке, приступайте к самому процессу. Зарядное устройство подключаем к электросети, а зарядные клеммы к батарее, обязательно соблюдая полярность. Далее выставляем высшее возможное напряжение заряда. Но не стоит превышать напряжение более, чем на 10 % от емкости АКБ. Для сохранения качеств батареи, а так же наиболее глубокого заряда, максимальное напряжение не стоит превышать даже на 5%.
Заряд на скорость
Возможность правильно зарядить АКБ предоставляется в свободное время. Но если аккумулятор сел, а вам требуется срочно ехать, воспользуйтесь способами «быстрой зарядки». В таких случаях часть автомобилистов либо «прикуривают» от другого автомобиля, либо заводятся «на буксире». Это конечно экстренные меры зарядки АКБ генератором автомобиля в движении. Помните, что при таком процессе заряда АКБ пластины электродов подвергаются разрушению, что приведет батарею в негодность.
При наличии некоторого времени рекомендуем использовать ускоренный способ зарядки при помощи зарядного устройства. Не снимая АКБ с машины, на АКБ одеваются клеммы зарядного устройства и только затем з/у включается в электросеть. Регулятор мощности заряда в таких случаях выставляется на максимум, а время заряда не превышает 15-20 минут. Далее АКБ подзарядится генератором автомобиля в процессе поездки.
Меры предосторожности
При любом способе зарядки АКБ важно помнить о том что в первую очередь аккумулятор это емкость с кислотой и химическими реакциями. А значит и осторожность не будет лишней.
- Проверьте зарядное устройство — неисправности и повреждения недопустимы.
- При проверке плотности электролита обязательно используйте перчатки чтобы избежать химических ожогов.
- АКБ заряжайте только проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
- АКБ нельзя заряжать вблизи источников открытого огня.
Как заряжать аккумулятор автомобиля без зарядного устройства (видео)
Итог
Какой тип аккумулятора выбрать для автомобиля решать только вам. Обслуживаемые аккумуляторы подкупают сравнительно невысокой стоимостью, гелевые надежностью и простотой использования. Сколько времени та или иная батарея прослужит автомобилю зависит только от того насколько грамотно и как вовремя вы уделите внимание зарядке АКБ
Аккумуляторная батарея — химический источник электрического тока, состоящий из объединения (батареи) нескольких отдельных элементов питания. Использование нескольких элементов вместо одного позволяет получить большее напряжение или большую силу тока, в зависимости от способа подключения - последовательного или параллельного.
Существует несколько типов аккумуляторов, отличающихся материалом электродов и электролита. Многие слышали и знают, например, что есть всевозможные никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные, свинцово-кислотные аккумуляторы.
Из всего разнообразия в автомобилях в качестве стартерных используются только свинцовые. Это обусловлено тем, что аккумуляторы этого типа обладают максимальной, по сравнению с другими, энергоемкостью и способностью за короткий момент времени отдавать большой ток. При этом приходится мириться с тем, что как кислота, так и свинец - очень вредные вещества. Корпуса всех свинцовых аккумуляторов делаются из прочной кислотостойкой пластмассы, чтобы обеспечить максимальную безопасность во время транспортировки и эксплуатации.
В настоящее время в качестве материала для электродов используется свинец не в чистом виде, а с разнообразными добавками, в зависимости от которых АКБ делят на несколько типов.
В зависимости от добавок для материала электродов автомобильные аккумуляторы делят на:
- Традиционные («сурьмянистые»)
- Малосурьмянистые
- Кальциевые
- Гибридные
- Гелевые, AGM
И дополнительно: - Щелочные
- Литий-ионные
Традиционные («сурьмянистые»)
АКБ этого типа содержат в составе свинцовых пластин ≥5% сурьмы. Часто их еще называют классическими, традиционными. Но такое название на сегодняшний день уже не актуально, так как классическими уже стали АКБ с меньшим содержанием сурьмы.
Сурьму добавляют в свинец, чтобы увеличить прочность пластин. Но из-за этой добавки резко усиливается, ускоряется процесс электролиза, который начинается уже при 12 вольтах. Из-за выделяющихся газов (кислород и водород) кажется, что вода кипит. Из-за того, что вода улетучивается наружу в большом количестве, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Для компенсации «выкипевшей» воды в АКБ заливают дистиллированную воду.
Аккумуляторы с высоким содержанием сурьмы делают легкообслуживаемыми. Это вызвано тем, что приходится довольно часто, не реже одного раза в месяц, производить проверку плотности электролита и заливку воды.
Сейчас АКБ данного типа уже не устанавливаются на автомобили, т.к. прогресс уже давно ушел вперед. «Сурьмянистые» батареи могут устанавливаться на стационарные установки, где важнее неприхотливость источников питания и где нет особых проблем с их обслуживанием. Все автомобильные аккумуляторы изготавливаются с малым содержанием сурьмы или же совсем без нее.
Малосурьмянистые
Для уменьшения интенсивности «выкипания» воды в аккумуляторах стали использовать пластины со сниженным количеством сурьмы (меньше 5%). Это позволило избавиться от необходимости часто проверять уровень электролита. Также снизился уровень саморазряда АКБ при хранении.
Такие аккумуляторы чаще всего называют малообслуживаемыми или вовсе необслуживаемыми, подразумевая, что данные АКБ не требуют контроля и ухода. Хотя термин «необслуживаемый» больше маркетинговый, чем реальный, так как не получилось абсолютно избавиться от потерь воды из электролита. Вода все равно понемножку «выкипает», хоть и гораздо в меньших количествам, чем у обычных обслуживаемых аккумуляторов. Огромным плюсом малосурьмянистой батареи является ее нетребовательность к качеству электрооборудования автомобиля. Даже при перепадах напряжения бортовой сети характеристики данной АКБ не меняются так необратимо, как это бывает с более современными аккумуляторами, например, кальциевыми или гелевыми.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи больше подходят для легковых автомобилей российского производства, так как отечественные авто пока не могут похвастаться обеспечением стабильности напряжения бортовой сети. Тем более, малосурьмянистые аккумуляторы отличаются минимальной стоимостью по сравнению с другими.
Кальциевые
Еще одним решением снизить интенсивность «выкипания» воды в аккумуляторе было использование вместо сурьмы другого материала в решетках электродов. Наиболее подходящим оказался кальций. Аккумуляторные батареи данного типа часто имеют маркировку «Ca/Ca», что обозначает, что пластины обоих полюсов содержат в своем составе кальций. Также в состав пластин иногда добавляют еще и серебро в малых количествах, что снижает внутреннее сопротивление АКБ. Это положительно сказывается на энергоемкости и КПД батареи.
Применение кальция позволило значительно снизить интенсивность газовыделения и потери воды, по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами. Фактически, потери воды за весь срок службы батареи составили столь малую величину, что отпала необходимость в проверке плотности электролита и уровня воды в банках. Таким образом, кальциевые аккумуляторные батареи имеют право называться необслуживаемыми.
Кроме низкой скорости «выкипания» воды, кальциевые аккумуляторы имеют еще и сниженный почти на 70%, по сравнению с малосурьмянистыми, уровень саморазряда. Это позволяет кальциевым батареям дольше сохранять свои эксплуатационные свойства при долгом хранении.
Т.к. использование кальция вместо сурьмы позволило повысить напряжение начала электролиза воды с прежних 12 до 16 вольт, перезаряд стал не так страшен.
Однако кальциевые аккумуляторные батареи имеют не только плюсы, но и минусы.
Одним из главных минусов аккумуляторов данного типа является капризность в отношении переразряда. Достаточно 3-4 раза чересчур разрядить, как необратимо снижается уровень энергоемкости, т.е. резко уменьшается количество тока, которое батарея способна накопить. Аккумуляторную батарею в таких случаях, как правило, просто меняют.
Кальциевые аккумуляторы чувствительны к напряжению бортовой сети автомобиля, крайне плохо перенося резкие перепады. Перед покупкой аккумуляторной батареи данного типа следует убедиться в стабильности напряжения автомобиля.
Еще одним минусом является более высокая цена кальциевых аккумуляторов. Но это уже не является недостатком, а вынужденной платой за качество.
Чаще всего кальциевые аккумуляторные батареи устанавливаются на иномарках среднего ценового диапазона и выше, т.е. на те автомобили, где качество и стабильность электрооборудования гарантировано. При покупке аккумулятора данного типа следует иметь в виду, что батарея в эксплуатации более требовательна, чем малосурьмянистая, но зато при должном уходе Вы получаете высококачественный и надежный источник питания для Вашего автомобиля.
Гибридные
Часто обозначаются как «Ca+». В гибридных аккумуляторах пластины электродов сделаны по разным технологиям: положительные - малосурьмянистые, отрицательные - кальциевые. Это позволяет совместить положительные качества обоих типов аккумуляторных батарей. Расход воды у гибридных батарей в два раза меньше, чем у малосурьмянистых, но все равно больше, чем у кальциевых. Зато выше устойчивость к переразрядам и перезарядам.
По характеристикам гибридные аккумуляторные батареи находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.
Гелевые, AGM
Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок - сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит - водный раствор серной кислоты - мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.
Эта проблема была решена путем перевода электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы - активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).
И в гелевых, и в AGM батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Отличие в том, что в AGM аккумуляторах помимо этого между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается - Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). Т.к. гелевые и AGM аккумуляторы имеют почти схожие характеристики, далее по тексту под гелевыми будут иметься в виду и AGM батареи. В случае имеющихся различий об этом будет указано отдельно.
Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении. Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать гелевые АКБ в перевернутом состоянии.
Отличная виброустойчивость - это не единственное положительное качество гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.
Гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.
Если при разряде гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд - процесс зарядки гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности - необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.
К сожалению, гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.
Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего - в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).
Щелочные
Как известно, в качестве электролита в аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Существует множество разновидностей щелочных АКБ, но мы рассмотрим только те, что нашли применение в автомобилях.
Автомобильные щелочные аккумуляторы бывают двух типов: никель-кадмиевые и никель-железные. В никель-кадмиевой батарее положительные пластины покрыты гидроксооксидом никеля NiO(OH) (он же гидрат окиси никеля III или метагидроксид никеля), отрицательные пластины - смесью кадмия и железа. В никель-железной батарее положительные пластины покрыты тем же составом, что и в никель-кадмиевой батарее - гидроксооксидом никеля. Отличие лишь в отрицательном электроде - в никель-железном аккумуляторе он сделан из чистого железа. Электролитом в обоих типах аккумуляторов является раствор едкого калия КОН.
Пластины-электроды в щелочных батареях упаковываются в «конверты» из тончайшей перфорированной металлической пластины. В эти же конверты запрессовывается активное вещество. Это позволяет сильно повысить виброустойчивость батарей.
У щелочных АКБ есть интересная особенность: в никель-кадмиевых аккумуляторах положительных пластин на одну больше, чем отрицательных, и находятся они по краям, соединяясь с корпусом. В никель-железных аккумуляторах все наоборот - отрицательных пластин больше, чем положительных.
Еще одной особенностью щелочных батарей является то, что в них при протекании химических реакций не расходуется электролит. По этой причине его требуется меньше, чем в кислотных, где приходится наливать электролит с запасом по причине его «выкипания».
У щелочных аккумуляторных батарей есть ряд преимуществ по сравнению с кислотными:
- Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может храниться в разряженном состоянии без потери своих характеристик, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
- Щелочные батареи относительно легко переносят перезаряд. При этом есть мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.
- Щелочные аккумуляторы гораздо лучше работают в условиях низкой температуры. Это позволяет почти безотказно обеспечивать запуск двигателей в зимнее время.
- Саморазряд щелочных батарей ниже классических кислотных.
- Из щелочных АКБ не выделяются вредные испарения, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
- Щелочные аккумуляторы умеют накапливать больше энергии на единицу массы. Это дает возможность дольше выдавать электрический ток (при тяговом режиме эксплуатации).
Однако у щелочных аккумуляторных батарей есть и недостатки, если сравнивать с кислотными:
- Щелочные аккумуляторы выдают напряжение меньше, чем кислотные, из-за чего приходится объединять большее количество «банок» для достижения нужного напряжения. По этой причине, при одинаковом напряжении, габариты щелочного аккумулятора будут больше.
- Щелочные батареи намного дороже кислотных.
Щелочные батареи в настоящее время используются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за своих габаритов большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ - для грузовиков.
Перспектива широкого использования щелочных батарей на легковых автомобилях пока туманна.
Литий-ионные
Литий-ионные аккумуляторные батареи (и ее подвиды) считаются наиболее перспективными в качестве дополнительного источника электрического тока.
В химических элементах этого типа носителями электрического тока являются ионы лития. К сожалению, нельзя однозначно описать материалы электродов, т.к. технология постоянно меняется, совершенствуется. Можно лишь сказать, что первое время в качестве отрицательных электродов использовался металлический литий, но подобные аккумуляторы оказались взрывоопасными. В дальнейшем стал использоваться графит. В качестве материала положительных электродов раньше использовались оксиды лития с добавлением либо кобальта, либо марганца. Однако сейчас они всё больше замещаются литий-ферро-фосфатными, т.к. новый материал оказался менее токсичным, более дешевым и экологичным (можно безопасно утилизировать).
Важнейшими достоинствами литий-ионных аккумуляторов являются:
- Высокая удельная емкость (емкость на единицу массы).
- Выдаваемое напряжение выше, чем у «обычных» - один элемент питания способен выдавать около 4 вольт. Напомним, что напряжение элемента классической АКБ - 2 вольта.
- Низкий саморазряд.
Однако все имеющиеся достоинства перевешивают недостатки, из-за которых не получается уже сегодня массово использовать литий-ионные батареи в качестве замены классических свинцово-кислотных.
Некоторые недостатки литий-ионных батарей:
- Чувствительность к температуре воздуха. При отрицательных температурах способность отдавать энергию очень резко снижается. И это одна из главных проблем, над решением которой и бьются разработчики.
- Число зарядов-разрядов пока слишком мало (в среднем, около 500).
- Литий-ионные аккумуляторы «стареют». При хранении происходит постепенное уменьшение емкости. В течение 2 лет - около 20% ёмкости. Просьба не путать с саморазрядом или эффектом памяти. Но хорошо, что работа над решением этой проблемы все-таки ведется.
- Литий-ионные аккумуляторы крайне чувствительны к глубоким разрядам.
- Недостаточная мощность для использования в качестве стартерной батареи. Силы тока, выдаваемой литий-ионным элементом, хватает для питания электронных приборов, но недостаточно для пуска двигателя.
Когда инженерам удастся решить эти недостатки, литий-ионные аккумуляторы станут отличной заменой классической кислотной АКБ.
Идет непрерывная работа над усовершенствованием существующих типов аккумуляторных батарей. В исследовательских центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что позволит уменьшить размеры аккумуляторов. Для северных районов очень пригодится изобретение морозоустойчивой батареи (и тогда не было бы проблемы отказа завода двигателя в сильные морозы).
Очень важна работа и в направлении обеспечения экологичности, т.к. нынешние технологии производства аккумуляторных батарей не могут обойтись без использования ядовитых и просто опасных веществ (взять хотя бы свинец или серную кислоту).
Вряд ли у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей есть будущее. AGM батареи - это промежуточный этап в эволюции. Аккумулятор будущего не будет иметь в своем составе жидкость (чтобы ничего не вылилось при повреждении), будет иметь произвольную форму (чтобы была возможность использовать все возможные пустоты автомобиля), а также множество других параметров, которые позволят автовладельцам наслаждаться поездкой, а не нервничать по поводу того, что аккумуляторная батарея может отказать в самый неподходящий момент.
- Свинцовые аккумуляторы. В этих аккумуляторах реагентом является диоксид свинца и сам свинец, а электролитом раствор серной кислоты. Еще их называют свинцово-кислотными. Разделяют на четыре группы: стационарные, стартерные, портативные (герметизированные) и тяговые. Наибольшее распространение получили стартерные аккумуляторы, их используют для запуска двигателей внутреннего сгорания и обеспечения энергией устройств в машине. Их недостатком можно назвать невысокие значения удельной энергии, не очень хорошую сохранность заряда и выделение водорода.
- Никель-кадмиевые аккумуляторы. Здесь реагентами выступают гидроксид никеля и кадмий соответственно, а электролитом раствор гидроксида калия, в связи с этим их еще называют щелочными аккумуляторами. Подразделяются на ламельные, безламельные и герметичные. Ламельный никель-кадмиевые аккумуляторы довольно дешевые, характеризуются плоской разрядной кривой, высоким ресурсом работы и прочностью. Применяются для питания шахтных электровозов, подъёмников, средств связи, электронных приборов, стационарного оборудования, для запуска дизелей и авиационных двигателей.
- Герметичные аккумуляторы характеризуются горизонтальной разрядной кривой, высокой скоростью разряда и способностью работать при низкой температуре, но стоят дороже и обладают эффектом памяти. Применяют их для питания портативной аппаратуры, бытовых приборов, детских игрушек. Большой недостаток этих аккумуляторов заключается в токсичности применяемого кадмия.
- Никель-железные аккумуляторы. От вышеописанной проблемы ушли используя вместо кадмия железо. Аккумуляторы не содержат токсичный кадмий, дешевле стоят, имеют долгий срок службы и высокую прочность, но из-за выделения водорода в начале заряда производятся только в негерметичном варианте. Характеризуются высоким саморазрядом, низкой отдачей энергии, при температурах ниже -10 градусов практически неработоспособны. В основном их используют как тяговые источники тока в электровозах и промышленных подъемниках.
- Никель-металлогидридные аккумуляторы. Здесь активным материалом электрода выступает интерметаллид, который сорбирует водород, т.е. фактически он является водородным электродом с восстановленной формой в абсорбированном состоянии. У аккумулятора разрядная кривая такая же, как и у никель-кадмиевых аккумуляторов, но энергия и удельная емкость в 1,5-2 раза выше, плюс к этому они не содержат токсичный кадмий! Сделаны в герметичном исполнении различных форм (цилиндр, призма, диск). Применяют для питания аппаратуры и портативных приборов.
- Никель-цинковые аккумуляторы. Это щелочные аккумуляторы с цинковым электродом. Их удельная энергия в 2 раза больше, чем у никель-кадмиевых. Характеризуются горизонтальной разрядной кривой, высокой удельной мощностью и довольно невысокой ценой, но зато их ресурс довольно мал из-за чего они не вошли в массовое использование. Применяют для портативной аппаратуры.
- Серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые аккумуляторы. В них активными материалами выступают оксид серебра, цинк и кадмий, а электролитом - щелочи. Характеризуются высокими энергиями и мощностями, низким саморазрядом, но за счёт этого и дорого стоят. У серебряно-цинковых небольшой ресурс, выпускаются в форме призмы или диска, служат для питания портативных приборов, а также военной техники.
- Никель-водородные аккумуляторы. В таких аккумуляторах отрицательным электродом выступает пористый газодиффузионный электрод, у которого платиновый катализатор. Характеризуются высокой удельной энергией, высоким ресурсом, но быстро разряжаются и дорого стоят. Нашли применение в космической промышленности.
- Литий-ионные аккумуляторы. Анодом является углеродистый материал, в который внедрены ионы лития. Положительным электродом служит чаще всего кобальт, в который также внедрены ионы лития. Электролит - соль лития в неводном растворителе. Характеризуются высокой удельной энергией, ресурсом и способностью работать при низких температурах. Поэтому их производство в последнее время резко выросло. Применяют в мобильных телефонах, ноутбуках и др. устройствах
- Литий -полимерные аккумуляторы. Здесь отрицательный электрод представлен углеродистым материалом с внедренными ионами лития, а положительный электрод - оксиды кобальта либо марганца. Электролит - раствор соли лития в неводном растворителе, заключен в маленькую полимерную матрицу. По сравнению с описанным выше аккумулятором имеет еще более высокую удельную энергию и ресурс, более безопасен. Применяется в питании электронных портативных устройств.
- Перезаряжаемые марганцево-цинковые источники тока. Это такие источники тока с щелочным элкетролитом, которые способны электрически перезаряжаться. Высокая удельная энергия, низкий саморазряд, небольшая стоимость. Герметичное исполнение, но очень маленький ресурс, всего 20-50 циклов.
Под аккумуляторной батареей следует понимать источник электрического тока, который состоит из нескольких элементов питания. Такое совмещение элементов дает возможность получить силу тока или напряжение намного больше, в зависимости от параллельного или последовательного способа подключения.
На сегодняшний день есть несколько типов аккумуляторный батарей, которые отличаются друг от друга составом электролита и материалом электродов. Большинство людей слышали ранее и знают, что существуют всевозможные никель-металлогидридные, никель-кадмиевые, литиево-ионные, свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Однако из всего этого разнообразия на автомобилях в качестве стартерных батарей применяют исключительно свинцовые . Такой выбор осуществлен неспроста, ведь эти батареи обладают способностью отдавать за короткий промежуток времени большой ток, в то время как другие батареи с этим не справляются. Но наряду с этим стоит сказать, что и свинец и кислота – крайне вредные вещества, поэтому автолюбителям приходится с этим мириться. Что касается корпусов батарей, то они выполнены из кислотостойкой пластмассы.
Типы автомобильных аккумуляторных батарей
В современном производстве аккумуляторов для электродов используют не чистый свинец, а с различными добавками, которые делят на несколько типов.
· Сурьмянистые или традиционные аккумуляторы;
· Малосурьмянистые аккумуляторы;
· Кальциевые аккумуляторы;
· Гибридные аккумуляторы;
· Гелевые или AGM аккумуляторы ;
· Щелочные аккумуляторы;
· Литиево-ионные аккумуляторы.
Сурьмянистые аккумуляторные батареи
Батареи такого типа в составе пластин содержат ≥5% сурьмы. Зачастую такие батареи называют традиционными или классическими. Однако данное название уже не так актуально, потому что современные классические аккумуляторы содержат гораздо меньше сурьмы.
Сурьма добавляется в свинец для повышения прочности пластин. Также эта добавка способствует резкому усилению, ускорению процесса электролиза, начинающегося уже при 12 вольтах. Выделяющиеся газы (кислород и водород) создают впечатление кипящей воды. Вследствие испарения воды в большом количестве, концентрация электролита меняется и электроды (их верхние края) оголяются. В качестве компенсации в аккумулятор заливается дистиллированная вода.
С повышенным содержанием сурьмы – это часто обслуживаемые аккумуляторы, так как необходимо не менее раза в месяц выполнять проверку плотности электролита в батарее, а также доливать воду.
Сегодня батареи такого типа не устанавливают на машины, потому как уже давно разработаны и эксплуатируются другие, более инновационные типы . Сурьмянистые аккумуляторы еще работают на стационарных установках, где неприхотливость источника питания важнее за иные вопросы. Автомобильные же аккумуляторы производятся без сурьмы или с малым ее содержанием.
Малосурьмянистые аккумуляторные батареи
Стараясь достичь меньшего «выкипания» воды, разработчики начали изготавливать аккумуляторные батареи с уменьшенным количеством сурьмы (меньше 5%). Данный фактор исключил необходимость постоянно следить за уровнем электролита. Также значительно уменьшился уровень саморазряда батареи при хранении.
Подобного типа называют необслуживаемыми, аргументируя это тем, что они не требуют определенного ухода. Конечно, термин «необслуживаемый» скорее маркетинговый, потому как полностью избавиться от проблемы «выкипания» воды не получилось. Вода из электролита понемножку «выкипает» все равно, хоть и в меньших количествах.
Но у таких батарей есть огромнейший плюс. Они абсолютно нетребовательны к электрооборудованию машины. Даже перепады напряжения бортовой электросети не провоцируют изменения характеристик данной батареи, в отличие от, скажем, гелевых или кальциевых аккумуляторов.
Малосурьмянистые зачастую используются для установки на отечественные автомобили, которые на сегодняшний день не могут обеспечить стабильное напряжение бортовой сети. Также стоит сказать, что аккумуляторы этого типа намного дешевле тех же гелевых батарей.
Кальциевые аккумуляторные батареи
Еще одно решение, позволившее снизить «выкипание» воды – это использование в решетках электродов другого материала, а не сурьмы. Самым оптимальным решением стал кальций. Как правило, данного типа носят маркировку «Ca/Ca», что значит содержание кальция в пластинах обоих полюсов. Также зачастую в состав пластин добавляют малое количество серебра – это позволяет снизить внутреннее сопротивление батареи и повысить энергоемкость и КПД аккумулятора.
Использование кальция дало возможность существенно уменьшить газовыделение и потерю воды. Фактически, утрата воды стала столь незначительна, что необходимость проверки плотности утратила свою актуальность. Данные аккумуляторы по праву называются необслуживаемыми.
Также кальциевые , кроме слабого «выкипания» воды, располагают сниженным уровнем саморазряда, что позволяет этим батареям сохранять свои свойства долгое время.
Применение кальция вместо сурьмы дало возможность значительно повысить напряжение электролиза воды до 16 Вольт. Но, несмотря на все указанные плюсы данной батареи, она имеет еще и минусы:
· Капризность по отношению к переразряду. Достаточно несколько раз сильно разрядить батарею и уровень энергоемкости необратимо снижается, то есть количество тока резко уменьшается. Как правило, после такого инцидента батарея уже не может выполнять свои функции, и ее меняют. Этот минус следует назвать самым главным недостатком аккумулятора данного типа.
· Кальциевые батареи крайне чувствительны к бортовой сети машины – плохо переносят резкие перепады напряжения. Стоит учесть этот нюанс перед приобретением батареи.
· Также минус аккумулятора в его очень высокой стоимости, хотя это скорее уже не недостаток, а вынужденная плата за качество.
Зачастую кальциевые аккумуляторы устанавливают на иномарки среднего диапазона, то есть на автомобили с качественным электрооборудованием, где стабильность гарантирована. Покупая кальциевую батарею, следует учесть, что она гораздо требовательнее малосурьмянистой, но должный этого типа станет залогом успеха, и вы получите надежный источник питания.
Гибридные аккумуляторные батареи
Как правило, такие аккумуляторы обозначаются «Ca+». Пластины электродов таких батарей выполнены по разным технологиям: положительные пластины – малосурьмянистые, отрицательные пластины - кальциевые. Такое совмещение дает возможность объединить положительные качества этих аккумуляторных батарей. «Выкипание» воды у таких батарей намного меньше, чем у малосурьмянистых, но больше, чем у кальциевых. Зато устойчивость к переразрядам и перезарядам значительно выше.
Характеристики гибридных аккумуляторных батарей позволяют им занимать место между малосурьмянистыми аккумуляторами и кальциевыми батареями.
Гелевые и AGM аккумуляторные батареи
И AGM аккумуляторы содержат электролит в связанном состоянии, а не в «классическом» жидком виде. Такое гелеобразное состояние электролита и повлекло определение названия типа батареи.
Инженеры в течение долгих лет искали выходы из множества проблем с аккумуляторными батареями. Самой важной проблемой всегда было осыпание активного вещества с пластин-электродов и ее решили с помощью добавления в свинец присадки – сурьмы или кальция. Также важной задачей стало обеспечение безопасности аккумуляторов, потому как электролит – это раствор серной кислоты, мог запросто вытечь из корпуса батареи при повреждениях. Каждый знает, насколько агрессивная серная кислота. Надо было найти способ исключить возможность утечки кислоты вследствие тех или иных повреждений корпуса . Данную проблему разработчики решили путем преобразования жидкого электролита в гелеобразное состояние. Гель – вещество плотное и менее текучее, что решило сразу две задачи – пластины не осыпались, так как плотный гель их удерживал, и сам электролит не вытекал.
И , и AGM батареи имеют гелеобразный электролит. Их отличие лишь в том, что АGM имеет еще и пористый материал между пластинами, который дополнительно удерживает электролит и защищает пластины от осыпания. Аббревиатура «AGM» расшифровывается следующим образом - Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекломатериал). и AGM батарея имеют похожие характеристики, поэтому под гелевыми батареями будут иметься в виду и AGM.
Благодаря фиксации геля в аккумуляторе, батарея не боится наклонов. Более того, производители говорят, что такую батарею можно запросто эксплуатировать в любом положении. Но, несмотря на такие громкие высказывания, не стоит эксплуатировать подобный тип батарей в, скажем, перевернутом состоянии.
Замечательная виброустойчивость - это отнюдь не единственный плюс гелевых аккумуляторов. Такие батареи обладают низкой скоростью саморазряда, что позволяет хранить их очень долго. Хранить этот тип батарей следует в заряженном состоянии. Аккумуляторы гелевые обладают прекрасной способностью – они могут выдать высокий ток вплоть до разряда, причем абсолютно не боятся переразряда.
Если разряд таких аккумуляторов им не страшен, то заряд подобных батарей – фактор более капризный. Такие аккумуляторы недопустимо заряжать в ускоренном ритме. Процесс зарядки необходимо выполнять слабым током с использованием специальных зарядных устройств, которые подходят только гелевым аккумуляторам. Сейчас на рынке можно купить универсальное зарядное устройство, способное, по заверению изготовителя, заряжать любой тип батарей, но предпочтение стоит все же отдать специальному устройству.
Но, к пребольшому сожалению, аккумуляторы гелевые автомобильные в условиях низких температур ведут себя намного хуже. При снижении температуры гель частично утрачивает свою электропроводимость.
Абсолютная герметичность, относительная виброустойчивость, фактическая необслуживаемость позволяет применять гелевые батареи на той технике, на которую классический аккумулятор нельзя устанавливать:
· мототехника (мотоциклы часто отклоняются от вертикальной плоскости);
· морской и речной транспорт (постоянная качка);
· источники бесперебойного питания;
· и автомобили. Зачастую такие батареи эксплуатируются на иномарках, потому цена на такие аккумуляторы довольно высока.
Щелочные аккумуляторные батареи
В качестве электролита батареи могут содержать не только кислоту, но и щелочь. Есть множество разных типов щелочных аккумуляторов, однако рассмотрим те, которые используются в автомобилях.
Автомобильный аккумулятор щелочной может быть двух типов:
· никель-кадмиевый;
· никель-железный.
Никель-кадмиевая батарея имеет положительные пластины, покрытые гидроксооксидом никеля NiO(OH), а отрицательные - смесью железа и кадмия. Никель-железная батарея имеет такие же положительные пластины (то есть, покрыты таким же составом, что и в никель-кадмиевой батарее) - гидроксооксидом никеля. Отличается лишь отрицательным электродом - в данной батарее он выполнен из чистого железа. В качестве электролита в обоих типах выступает раствор едкого калия.
Пластины в щелочных аккумуляторах упаковываются в «конверты» из тонкой перфорированной металлической пластины. Туда же запрессовывается активное вещество, что позволяет значительно повысить виброустойчивость аккумулятора.
Щелочные обладают интересной особенностью: никель-кадмиевые аккумуляторы имеют положительных электродов на один больше, чем отрицательных. Никель-железные аккумуляторы в свою очередь имеют отрицательных электродов больше. Также особенностью таких аккумуляторов является то, что протекание химических реакций не требует расхода электролита, поэтому доливать его не нужно.
Преимущества и недостатки щелочных аккумуляторов
Щелочные обладают целым рядом преимуществ перед кислотными аккумуляторами:
- идеальная переносимость переразрядов, более того, существует мнение, что такую батарею лучше перезарядить, чем наоборот, недозарядить;
- батарея способна храниться в полностью разряженном состоянии, не теряя своих характеристик;
- прекрасная работа в условиях низких температур, что позволяет безотказно заводить двигателя в зимнюю пору года;
- Саморазряд таких батарей ниже кислотных;
- щелочные батареи не выделяют вредных испарений, в отличие от кислотных ;
- Щелочные аккумуляторы способны накапливать намного больше энергии на единицу массы, что позволяет дольше выдавать ток.
Но, наряду с этим, есть и недостатки:
- Щелочные батареи выдают меньшее напряжение, чем кислотные, вследствие чего нужно объединять много «банок» чтобы достичь нужного напряжения. Из-за этого габариты щелочной батареи намного больше, чем у кислотного аккумулятора.
- Щелочные аккумуляторы намного дороже кислотных батарей.
На сегодняшний день щелочные используются, как правило, в качестве тяговых батарей. Что касается стартерных батарей, то их огромные габариты позволяют использовать такие аккумуляторы только на грузовиках.
Литиево-ионные аккумуляторные батареи
Литиево-ионные аккумуляторы (и его подвиды) – это самые перспективные элементы в качестве источника электрического тока.
Химическими элементами этого носителя тока являются ионы лития. Сегодня нет возможности достоверно описать материал, из которого изготавливаются электроды, так как технология постоянно совершенствуется. Можно, конечно, сказать, что на первых порах в качестве отрицательных пластин использовался литий, но такие оказались чересчур взрывоопасными. Спустя некоторое время разработчики начали использовать графит в изготовлении электродов. Положительные пластины раньше изготавливались из оксидов лития с марганцем или кобальтом, но сейчас они замещаются литий-ферро-фосфатными, потому как этот материал менее токсичен, дешевый и экологически чистый.
Важнейшие достоинства литиево-ионных аккумуляторов такие:
- высокая емкость на единицу массы;
- высокое напряжение (один элемент может выдать около 4 вольт);
- низкий уровень саморазряда.
Также есть и некоторые недостатки такого типа батарей:
- гиперчувствительность к температурному режиму. Низкие температуры ухудшают качество этих батарей. Это, наверное, главная проблема таких аккумуляторов, над которой работают разработчики.
- малое количество циклов (около 500);
- эти «стареют». В течение определенного времени происходит уменьшение емкости батареи. Это не «эффект памяти» и не саморазряд, не путайте. Однако работа над этой проблемой беспрерывно ведется;
- гиперчувствительность к глубоким разрядам;
- малая мощность, которой не хватает для применения в качестве стартерного аккумулятора. Силы выдаваемого тока достаточно для питания различных приборов, но крайне мало для пуска двигателя.
Когда инженеры все-таки решат проблему с недостатками, литиево-ионные заменят классическую кислотную батарею.
Каждый день сотни ученых трудятся над усовершенствованием всех типов аккумуляторов. Исследовательские центры постоянно задаются вопросом: , как уменьшить размеры, как создать морозоустойчивый аккумулятор, и прочие.
Очень серьезное направление – обеспечение экологичности, ведь современные технологии не могут обойтись без применения в работе ядовитых веществ (к примеру, свинец или серная кислота).
Вряд ли традиционные свинцово-кислотные имеют свое будущее. AGM аккумуляторы - это промежуточная стадия в эволюции. Батарея в будущем не будет иметь жидкости, будет выглядеть в произвольной форме, а также будет иметь множество иных параметров, которые дадут возможность автовладельцам в полном объеме насладиться поездкой и не нервничать из-за того, что может отказать в любой момент.
Виды современных аккумуляторов для автомобилей и перспективы развития
Сегодня существует множество различных аккумуляторов. Они используются в самых разных сферах жизни человека. В качестве примера можно привести аккумуляторы в различной портативной электронике, ИБП и так далее. Но самым распространённым видом аккумуляторов на сегодняшний день являются АКБ для автомобилей. Любой автовладелец знает, что такое автомобильный стартерный аккумулятор. Эти устройства работают под капотом миллионов автомобилей по всему миру. Но не все эти аккумуляторные батареи одинаковы. Сегодня мы поговорим о видах аккумуляторов для автомобиля.
Аккумулятор представляет собой химический источник тока, который включает в свой состав нескольких элементов питания. Поэтому он также носит название аккумуляторной батареи. Объединение сразу нескольких элементов даёт больший результирующий ток и напряжение. В автомобилях наиболее распространён вид аккумуляторов с 6 элементами (ещё их называют банками), которых выдают напряжение примерно 2.1 вольт. В результате АКБ выдаёт напряжение примерно 12.6 вольт.
Первый аккумулятор этого типа разработал французский учёный Гастон Планте, который жил более 150 лет назад. Аккумуляторы с тех пор усовершенствовались, но конструкция и принцип работы АКБ дошли до нас в неизменном виде. Сегодня можно встретить различные виды аккумуляторов, которые отличаются составом электролита и материалами электродов. Наверняка все слышали о никель─кадмиевых батареях, Ni-MH, Li-ion и ряда других.
Но в качестве стартерных автомобильных аккумуляторов на сегодняшний день применяются лишь свинцово-кислотные. Объясняется это тем, что этот вид аккумуляторов имеет высокую энергетическую ёмкость. Свинцово-кислотные АКБ могут в течение короткого интервала времени выдавать большой электрический ток. Именно это и требуется для стартера, который прокручивает коленчатый вал при запуске двигателя. И замены этих аккумуляторным батареям пока нет, несмотря на то, свинец и серная кислота (в составе электролита) являются вредными и опасными веществами.
Корпус свинцовой аккумуляторной батареи выполняется из пластика, устойчивого к воздействию кислоты. вы сможете узнать из статьи по ссылке. Для изготовления электродов, как и раньше, применяется свинец. Но со времён Гастона Планте производители научились легировать свинец всевозможными добавками для достижения определённых характеристик аккумулятора. На сегодняшний день существует несколько видов аккумуляторов для автомобиля, которые рассмотрены ниже.
Основные виды автомобильных аккумуляторных батарей
Сурьмянистые АКБ
Это устаревший тип автомобильных аккумуляторов, в свинцовых пластинах которых содержится более 5 процентов сурьмы. Модели современных АКБ содержат в составе пластин значительно меньше сурьмы (Sb). Роль сурьмы в аккумуляторных пластина – это увеличение их прочности. Чистый свинец очень мягкий и не в чистом виде не подходит для использования в АКБ. Сурьма вызывает резкую активизацию процесса электролиза, который начинается в батарее при напряжении 12 вольт. При этом выделяются водород с кислородом. Это выглядит как закипание электролита.
В сурьмянистых аккумуляторах происходит большой воды из электролита. В результате понижения уровня электролита оголяются пластины электродов. Чтобы этого не происходило нужно периодически доливать в банки дистиллированную воду. В результате сурьмянистый вид автомобильных аккумуляторов часто называют обслуживаемыми. Хотя современные разновидности автомобильных аккумуляторов также имеют элементы конструкции, необходимые для обслуживания.
Сейчас сурьмянистые батареи уже не используются в качестве стартерных. Их сменили другие, более прогрессивные модификации АКБ. Этот тип аккумуляторов ещё сохранился в разных стационарных источниках тока, где требуется неприхотливость батареи. А современные автомобильные аккумуляторы выпускаются со значительно меньшим содержанием сурьмы.
Малосурьмянистые АКБ
Пластины с уменьшенным содержанием сурьмы стали использоваться для того, чтобы снизить интенсивность испарения воды из электролита. К малосурьмянистым видам аккумуляторов относятся те, что имеют в составе пластин менее 5 процентов сурьмы. В результате их применения удалось уйти от проблемы частой доливки дистиллированной воды. Но это не значит, что такие аккумуляторы совсем не нуждаются в обслуживании.
Ещё одним преимуществом этого типа автомобильных аккумуляторов является меньшая степень саморазряда батареи при хранении, чем у старых сурьмянистых моделей. Эти АКБ часто называют необслуживаемыми, но правильнее будет называть их малообслуживаемыми. Ведь заявление о том, что они не нуждаются в обслуживании, это рекламный лозунг. Потери воды из электролита все равно присутствуют. Поэтому проверять уровень и доливать дистиллированную воду все равно нужно.
К преимуществам малосурьмянистых аккумуляторов можно отнести их терпимость к электрическим параметрам бортовой сети автомобиля. Если в сети возникают перепады напряжения, то параметры батареи не сильно страдают от этого. Этого нельзя сказать о более современных видах автомобильных аккумуляторов: кальциевых, AGM, гелевых. Специалисты считают, что малосурьмянистый вид аккумуляторов лучше всего годиться для эксплуатации на легковых автомобилях отечественного производства. Это вызвано тем, что пока ещё не на всех российских авто обеспечивается стабильность напряжения в бортовой сети. При этом этот вид АКБ имеет доступную цену.
Кальциевые АКБ
Добавление кальция в свинцовые решётки вместо сурьмы стало решением по уменьшению испарения воды в АКБ. Часто на аккумуляторах этого вида можно встретить маркировку типа Ca/Ca. Такое обозначение говорит о том, что кальций содержится в решётках положительных и отрицательных электродов. Некоторые производители ещё добавляют в небольшом количестве серебро. Это позволяет снизить внутреннее сопротивление батареи, увеличить КПД и ёмкость. Но главной особенностью кальциевых АКБ стало снижение интенсивности электролиза и, соответственно, падение уровня электролита.
Сейчас выпускаются модели кальциевых аккумуляторов, в которых за весь срок эксплуатации испарение воды практически отсутствует. В результате владельцу автомобиля не нужно проверять уровень электролита и его плотность. И в этом случае название необслуживаемые батареи будет справедливо. Помимо незначительного расхода воды, аккумуляторы кальциевого типа имеют низкую степень саморазряда. По сравнению с сурьмянистыми аккумуляторами саморазряд меньше примерно на 70 процентов. В результате батареи вида Ca/Ca могут значительно дольше сохранять свои эксплуатационные характеристики при хранении. По сути, замена сурьмы кальцием увеличило напряжение, необходимое для старта процесса электролиза, с 12 до 16 вольт. Поэтому и перезаряд стал не столь критичен.
Но любое устройство имеет как преимущества, так и недостатки. Кальциевые АКБ гораздо более чувствительны к сильному разряду, чем другие виды аккумуляторов для автомобилей. Хватает 3─4 сильных разрядов и ёмкость аккумулятора необратимо падает. Это означает, что сильно уменьшается количество накапливаемого батареей тока. В этом случае АКБ придётся менять.
Также стоит отметить, что кальциевый вид аккумуляторов чувствителен к стабильности электрических характеристик бортовой сети авто. Они не любят сильные перепады напряжения. Поэтому перед установкой такой батареи удостоверьтесь в исправности генератора, регулятора напряжения и других устройств в сети авто.
Кроме того, цена аккумуляторов кальциевого типа несколько выше, чем малосурьмянистых АКБ. Обычно аккумуляторные батареи Ca/Ca ставят на иномарки со стандартным набором опций. На таких авто стоит качественное электрооборудование и гарантируется стабильность электрических характеристик. При выборе этого вида аккумуляторов, не забывайте, что при их эксплуатации нельзя допускать глубокого разряда батареи.
Гибридные АКБ
На корпусе таких аккумуляторов можно встретить обозначение Ca+ или Ca/Sb. Решётки электродов в таких АКБ производятся по различным технологиям. Положительные изготавливаются с добавлением сурьмы, отрицательные по кальциевой технологии. Гибридные автомобильные аккумуляторы являются попыткой объединить плюсы этих типов батарей. В результате и характеристики получились средние.
Расход воды в гибридных АКБ меньше, чем у малосурьмянистых, но больше Ca/Ca. Зато этот вид аккумуляторов более устойчив к глубокому разряду и перепадам напряжения в электрической подсистеме автомобиля. Подробнее о в отдельной статье.
AGM и гелевые батареи
Аккумуляторы, выпускаемые по технологии AMG и GEL (обычно именуемые гелевыми), имеют электролит в связанном виде. Этот вид батарей стал попыткой решить проблему безопасной эксплуатации батарей. Ведь в классических батареях электролит может вытечь при переворачивании или повреждении корпуса. Серная кислота является агрессивным веществом и представляет опасность для организма человека. Поэтому проблему решили за счёт помещения электролита в связанное состояние и снижения его текучести. Кроме повышения безопасности в гелевых аккумуляторах, удалось уменьшить осыпание активной массы пластин.
Отличия между технологиями AMG и GEL заключается в способе связывания электролита. В АКБ вида AGM электролитом пропитывается пористое стекловолокно, которое находится между пластинами. AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat или в переводе на русский «абсорбирующий стекломатериал». По технологии GEL электролит переводят в гелеобразное состояние с помощью добавок соединений кремния. Часто аккумуляторы, выполненные по этим технологиям, обобщенно называют гелевыми. можете посмотреть в обзоре по ссылке.
Поскольку этот тип аккумуляторов не содержит жидкого электролита, они не боятся установки в наклонном положении. Но, несмотря на заявления маркетологов, эксплуатировать эти АКБ в перевёрнутом положении не следует. К преимуществам гелевых аккумуляторов обоих видов следует отнести низкий саморазряд и высокую устойчивость к вибрации. К преимуществам гелевых аккумуляторных батарей следует отнести ещё одно их свойство. Они могут выдавать высокий пусковой ток вне зависимости от заряда батареи и практически до полного разряда АКБ. После глубокого разряда они полностью восстанавливают свою ёмкость и могут выдержать большое количество циклов заряд-разряд (около 200).
А вот к процессу зарядки батареи гелевые АКБ очень чувствительны. Заряд этого вида аккумуляторов проводится меньшими значениями тока, чем в случае с классическими свинцово-кислотными моделями. Они требуют использования зарядного устройства со специальными возможностями.
Продавцы сегодня предлагают универсальные модели зарядных устройств, но относится к их выбору нужно внимательно. Вот статья о требованиях к . Также советуем прочитать материал о том, . Кроме того, АКБ гелевого типа требовательны к стабильности электрических параметров в бортовой сети авто.
На морозе гелевые аккумуляторы, также как и АКБ с жидким электролитом, могут капризничать. При отрицательных температурах падает проводимость гелеобразного электролита. Срок эксплуатации этого вида батарей в идеале составляет десять лет. Но на практике стоит рассчитывать на 6─7 лет. В некоторых случаях такие АКБ можно восстановить. О том, читайте в статье по ссылке. В автомобилях они используются меньше, чем остальные виды батарей. Их распространение ограничивает высокая стоимость. Гораздо чаще их можно встретить в ИБП (источники бесперебойного питания), в мотоциклетной технике, водных транспортных средствах. Гелевые батареи в автомобилях можно встретить на дорогих иномарках класса премиум и внедорожниках, где присутствует большое количество потребителей электрического тока. Читайте подробнее о .