Гроза - явление не всегда предсказуемое и порой разрушительное. Страшную опасность представляют собой разряды молнии, которые при определенных условиях способны убить. Больше всего рискуют те, кого гроза застигла на открытой местности, в горах, в полях или в дороге.
Лучше всего не попадать в такие ситуации и перед путешествиями тщательно изучать прогноз погоды, не надеясь на авось. Но синоптики не всегда точны, да и неотложные поездки в грозу тоже случаются. Поэтому вопрос о том, что будет, если в машину ударит молния, для некоторых весьма актуален.
Предположим, гроза с дождем и молниями застигла вас где-то в дороге, вдали от возможных укрытий. В таком случае спасти вам жизнь может ваш автомобиль. Так как его корпус сделан из металла, то в случае грозы он будет служить громоотводом. Конечно, это не стопроцентная защита и необходимо будет соблюдать определенные правила. Насколько это все же опасно, и что будет, если в машину ударит молния?
Не все автомобили одинаково безопасны
Считайте, что вам повезло, если в грозу вы будете находиться в машине с цельнометаллическим кузовом. Потому что, как правило, он служит своеобразной клеткой Фарадея (защитная оболочка от электромагнитного поля). Люди в такой машине будут заэкранированы и защищены от внешнего воздействия. И все же может ли молния ударить в машину? И при каких условиях это неизбежно?
Пропустить электричество внутрь при ударе молнии автомобиль сможет, если металлические предметы в салоне будут соприкасаться с кузовом. Еще одной причиной может послужить обилие электроники в машине.
Однако не стоит впадать в панику и, тем более, выходить на улицу и бежать куда-то. В таком случае вы очень сильно сократите свои шансы на выживание. А вот повысить их вы сможете, если будете соблюдать некоторые правила безопасности.
Как вести себя в грозу, находясь в машине?
Прежде всего, не паниковать и трезво оценить обстановку. Чтобы максимально исключить попадание молнии в авто, необходимо опустить антенну (если есть), закрыть все окна, отключить радио, GPS-навигатор, мобильные телефоны и другие приборы, которые могут притягивать заряд. Ни в коем случае не продолжайте движение. Во-первых, молния может ударить в движущийся объект. Во-вторых, сама ее вспышка может ослепить, а на мокрой дороге очень легко потерять управление и попасть в аварию.
Но и место, где остановиться, тоже нужно выбирать правильно. В грозу нельзя останавливаться вблизи деревьев и столбов. В высокое дерево молния может угодить с большей вероятностью. Оно может загореться и упасть на машину. В салоне не дотрагивайтесь до дверных ручек или других металлических предметов.
Может ли молния ударить в машину, когда все меры предосторожности соблюдены? Да, такое возможно, особенно если транспортное средство находится на возвышении. Также существуют места, в которых сама почва имеет большую электропроводность. Их можно определить по наличию поврежденных в округе деревьев.
Что будет, если в машину ударит молния?
Вероятнее всего, заряд молнии ударит в верхнюю точку, то есть в крышу автомобиля. Ток разойдется по поверхности кузова и через колеса уйдет в землю. Также хорошей изоляцией послужит материал салона. Есть несколько возможных вариантов развития событий в данной ситуации.
Вас могут ожидать следующие последствия от удара молнии в машину. В лучшем случае будет поврежден корпус, пробиты покрышки, сгорит электроника, а вы отделаетесь легким испугом. В худшем случае машина может загореться, ведь температура молнии превышает температуру на поверхности Солнца. Тогда выживание будет зависеть от быстроты вашей реакции. Нужно успеть как можно скорее покинуть горящий автомобиль. Как бы то ни было, машина после удара молнии будет слишком повреждена, чтобы продолжать на ней поездку. Однако, по статистике, число погибших от удара молнии в машине не так уж и велико. Гораздо опаснее находиться на открытом воздухе.
Реальный случай из жизни
Примером того, что будет, если в машину ударит молния, может послужить один случай с автомобилем "Пежо". Электрический заряд угодил как раз в его антенну. Она сгорела, а краска на крыше оплавилась. Также были повреждены шины и диски на колесах. Но самое интересное, ударом молнии пробило даже асфальт под машиной. При этом люди в салоне остались целы и невредимы.
Сильно бояться не стоит. Статистика подтверждает, что даже в самых неблагоприятных погодных условиях шанс попадания молнии в машину весьма невелик.
Материал подготовила
Екатерина Сивкова
Каждую неделю Look At Me разбирает популярное заблуждение и пытается разобраться, почему оно так привлекательно для большинства людей, кто его защищает и, в конце концов, почему это неправда. В новом выпуске объясняем, почему вероятность того, что молния ударит в одно место дважды, гораздо выше, чем мы думаем.
Утверждение:
Молния не бьёт в одно место дважды.
По данным национальной погодной службы США, вероятность попадания молнии в человека невысока - всего 1 к 600 000. В США от ударов молний гибнет около 600 человек в год, в России и того меньше - 500 человек. Для сравнения: по подсчётам ученых Мичиганского университета, мировой средний показатель смертности в ДТП составляет 18 человек на 100 тысяч. В большинстве языков мира даже существует устойчивое выражение про молнию, которая не бьёт в одно место дважды. Большинство людей принимают эту фигуру речи за чистую монету, ведь вероятность реализации одного и того же события два раза подряд считается довольно низкой. Некоторые высказывания обыгрывают:
Уилли Тайлер
комик
и чревовещатель
«Молния не бьёт в одно место дважды, потому что во второй раз это уже не то же самое место».
Почему это не так:
Вероятность того, что молния ударит в одно место дважды, - 45 %, а не 0 %, как принято считать.
То, что высокие объекты - привлекательная мишень для молнии, учёные знают давно. Во время грозы молния попадает в здания высотой 500 и более метров от 4 до 6 раз. Таким образом, на одно высокое здание в среднем приходится от 40 до 90 ударов молнии в год. Это уже само по себе разрушает заблуждение, что молния не бьёт в одно место дважды.
Но когда учёные Уильям Валин и Филип Крайдер из Института атмосферной физики при университете Аризоны проанализировали видеозаписи вспышек молний в местном городе Туксон за лето 1997 года, им удалось установить, что в 136 из 386 вспышек (35 %) молнии ударяли в одно и то же место земли два или более раз. Физики также пришли к следующему выводу: после первого удара молния ударит в 10–100 метрах от этого места с вероятностью 67 %.
Редкого человека могут оставить равнодушными раскаты грома и вспышки молнии. Реальная опасность, исходящая от грозной стихии, всегда будоражила воображение. Наш далекий предок с ужасом ожидал развязки того, что происходит в грохочущем и пылающем небе, угадывая в стихии природу божественного. Но и сегодня, в пору торжества науки и техники, в природе образования и проявления молнии далеко не все ясно.
Притягивающие молнию
В старые времена человека, пораженного молнией, закапывали в землю. И тем самым зачастую спасали ему жизнь. Даже сегодня иногда с пострадавшим поступают так же, понимая, что таким образом с несчастного можно снять электрический разряд.
Но молния вполне может вызвать у многих людей чувство растерянности, бессилия, ощущение загадочности происходящего. Рассказывают о таком случае. Дело было в Японии. Группа школьников, будучи в горах, попала в грозу. Чтобы не потеряться в непогоду, учитель заставил ребят связаться веревкой так, как это делают альпинисты. И что же? В цепочку ребят попала молния, и каждый третий в ряду оказался убит. Конечно, мокрая веревка – отличный проводник атмосферного электричества. Но почему погиб именно каждый третий? Ученые до сих пор теряются в догадках.
Известно, что выступающие вверх предметы притягивают к себе молнию, поэтому на селе она ударяет в кресты и купола храмов и церквей, в городах – в небоскребы и телебашни, на открытых пространствах – в отдельно стоящие высокие деревья, под которыми ни в коем случае нельзя прятаться в грозу. Замечено, что на открытых местах молния чаще всего попадает туда, где находятся скопления воды или проходят трубопроводы, залегают руды.
Эксперименты, проводимые с манекенами, на которые навешивают металлические предметы, показали, что молния проходит через металлические предметы, не задевая манекен. Но будет ли то же самое, если манекен заменить человеком? В отличие от куклы, человек обладает свойствами электрического магнита, а значит, по определению «не безразличен» для молнии.
Известно, что колдуны Америки обладают искусством вызывать молнию. Делается это так. В непогоду мужчины племени по знаку колдуна собираются в строго определенном месте в большой круг и начинают замысловатый танец с копьями. Ритуальная пляска продолжается до тех пор, пока в центр круга не ударяет молния. Но в демонстрируемом на потребу публике могуществе колдуна скрыта хитрость. Племя для вызывания молнии выбирает место, богатое подземными водами. Место, в которое обязательно должна ударить молния.
Молнии «любят» не только определенные места, но и определенных людей. Журнал «Фейт» рассказал историю майора Саммерфорда, который в 1918 году пострадал от стихии во Фландрии. Удар молнии сбросил его с лошади, парализовал нижнюю часть тела. Уволившись по инвалидности из армии, майор уехал в Ванкувер и в 1924 году подвергся новой атаке молнии, которая парализовала правую сторону тела. Прошло два года, майор оправился от второго удара молнией и даже начал прогуливаться по парку. Но летом 1930 года его вновь отыскала «огненная стрела». На этот раз парализовала все тело. Его через два года не стало. Но спустя два года после кончины майора, а именно в июне 1934 года, в кладбище Ванкувера ударила молния, и удар ее пришелся аккурат в надгробие несчастного мужчины, разбив его вдребезги.
В 1950 году журнал «Фейт» поведал такую историю. В 1899 году во дворе дома города Торонто (Италия) молнией был убит человек. Ровно через 30 лет от удара молнии погиб его сын. А 8 октября 1949 года «загадочная и ужасная» поражает, внука первого и сына второго несчастного. И что примечательно – молния убивала их на одном и том же месте.
Мифы и факты
Хотя статистика говорит нам, что гибель от удара молнии случается крайне редко, нельзя недооценивать эту опасность. Судя по прогнозам синоптиков, аномальная жара может смениться ливнями с грозами. Возможно, именно такой сценарий ждет наш регион. Предлагаем пополнить копилку знаний полезными и интересными фактами о молниях. Рассмотрим, насколько отвечают действительности некоторые мифы о молнии.
Миф 1: торнадо и ураганы опасней, чем молния.
Факт: молния убивает больше людей каждый год, чем торнадо или ураганы. Только от наводнений умирает намного больше людей, чем от молний.
Миф 2: даже дома в вас может попасть молния.
Факт: пожалуй, самое безопасное место во время грозы – в доме, но это не значит, что не нужно принимать мер предосторожности.
Если в здание попала молния, то электрический ток скорее всего пройдет по водопроводу или проводке, прежде чем уйти в землю. Поэтому во время молнии не разговаривайте по проводному телефону, держитесь подальше от проточной воды (не принимайте душ, не мойте тарелки и руки). Не используйте кухонную плиту, компьютер или другие приборы, присоединенные к электрической сети.
Миф 3: молния всегда сбивает самолеты.
Факт: в реальности молния регулярно попадает в самолеты, но редко приводит к крушению. В среднем, по меньшей мере, раз в год в каждый самолет попадает молния. Большинство самолетов сделаны из алюминия, который является хорошим проводником электричества, поэтому для самолетов предусмотрены строгие правила техники безопасности.
Миф 4: во время грозы необходимо выключать электронные приборы.
Факт: выброс тока может повредить электронику, даже если молния не попала в ваш дом. Если вы не уверены в надежности работы прибора по защите от выброса напряжения, то отключите компьютер, телевизор и другую электронику. Если вы начнете отключать приборы во время грозы, то есть шанс подвергнуться удару тока, поэтому это нужно делать до начала грозы.
Миф 5: во время грозы опасно находиться в машине.
Факт: на самом деле, машины представляют собой одно из самых безопасных мест во время грозы, если вы не имеете возможности зайти в здание. Только убедитесь, что у вашей машины надежная и крепкая крыша.
Миф 6: молния не попадает два раза в одно и то же место.
Факт: во время грозы молния может попасть несколько раз в одно и то же место.
Миф 7: во время грозы находиться на улице не безопасно.
Факт: если вы оказались на улице во время грозы, то постарайтесь укрыться в заземленном здании или в машине. Если это не представляется возможным, то следующие советы помогут минимизировать риск: избегайте открытых пространств и одиноко стоящих высоких объектов (например, деревьев). Держитесь подальше от воды – она хорошо проводит ток. Не ложитесь на землю – это увеличит площадь контакта, ведь если неподалеку от вас в землю ударит молния – то чем меньше площадь контакта, тем меньше тока перетечет в вас.
Миф 8: необходимо оставаться дома еще в течение получаса после окончания грозы.
Факт: в большинстве случаев, молния попадает в людей не в самый разгар грозы. Согласно данным национальной метеорологической службы США (НМС), молния может ударить с расстояния в 15 км от того места, где идет дождь, поэтому если вы слышите гром – значит вы в зоне угрозы попадания молнии. НМС советует придерживаться следующего совета: «Если слышите гром, то переждите дома. Из дома будет безопасно выходить через полчаса после того, как в последний раз прогремел гром».
Миф 9: можно определить расстояние до грозы, считая, сколько секунд прошло от вспышки света до грома.
Факт: удивительно, но этот детский трюк действительно работает. Свет распространяется быстрее звука, поэтому сначала мы видим вспышку света, а потом раскат грома. Чтобы определить расстояние до грозы, необходимо знать скорость звука: он движется со скоростью в 1 км за три секунды.
Интересно
Типичная молния длится около четверти секунды и состоит из 3–4 разрядов.
В мире каждую минуту сверкает 6000 молний.
Температура молнии может достигать более 27 тысяч градусов по Цельсию. Это в несколько горячее, чем поверхность Солнца!
Вероятность увидеть шаровую молнию хотя бы раз в жизни составляет 1 к 10000.
Ударяя в песчаную почву, молния способствует образованию стекла. После грозы в песке можно найти полоски стекла.
Молнии наблюдаются также на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
Вероятность быть убитым молнией составляет 1 к 2000000. Такие же шансы у каждого из нас умереть от падения с кровати.
Греки верили, что жемчуг образуется, когда молния ударяет в море.
Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте ,
Одноклассники ,
Facebook ,
Twitter ,
Instagram .
globalscience.ru, molnie.ru
Вверх ▲ — Отзывы читателей (7) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Изначально слышен разряд — треск — как у шокера, только нааамного громче — но это только доли секунды, и то слышат те, которые рядом с местом удара молнии: от вспышки до грома менее секунды. Слышал этот треск 3 раза, в разные года и на одном и том же месте, место открытое — берег Волги — ощущения скажу....Одна из нерассмотренных причин- наличие сильно заряженных воздушных потоков: разные "чудеса" с попаданиями молнии в предметы, в которые молния по законам физики казалось бы попадать не должна, связаны довольно часто именно с повышенной наэлектризованностью воздушных потоков, которые,как известно, обладают наименьшим электрическим сопротивлением.При чем, толщина этих потоков может быть всего лишь с пол метра(!!!)
А у нас в Япошке землятресения. Они ничем не лучше грозы
У меня бомбитмолния как не знаю где!(
Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015
Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.
Да, и видео этого случая под катом …
По сути, не происходит ничего страшного.
Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.
Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.
На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.
Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.
В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.
«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».
Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.
В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.
Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.
Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.
Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.
«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».
За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.
Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.
Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.
Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.
Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.
«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.
источники
http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - В этом стыдно признаться, но большинство людей испытывают необъяснимый суеверный страх перед грозой, прямо как наши первобытные предки. Когда видишь молнию, первое желание – убежать и спрятаться под кроватью. «Знаменка» задала 10 наивных вопросов о грозах и молниях заведующему лабораторией физики атмосферы Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александру Людчику. И многие из его ответов были неожиданными.
1. Может ли молния убить человека?
– Запросто. Сила тока в разряде молнии – 10 – 20 тысяч ампер. (Для сравнения, работающему утюгу достаточно всего 6 ампер). При таком разряде все белки в теле сворачиваются – и человек погибает, можно сказать, что он варится заживо. У меня на даче было дерево, пострадавшее от удара молнии: жидкость, находящаяся между корой и древесиной, мгновенно превратилась в пар, и со ствола сорвало всю кору.
2. Где безопаснее во время грозы: в лесу или в поле?
– Как известно, молния всегда ищет самый короткий путь и поэтому выбирает самые высокие объекты. В этом плане лес – хорошее место, чтобы спрятаться, ведь здесь много громоотводов – деревьев, готовых принять удар на себя. А в поле самый высокий объект – это вы, поэтому во время грозы обязательно нужно лечь на землю или присесть на корточки. Но, конечно, безопаснее всего переждать непогоду дома или в машине. У автомобиля – металлический корпус, поэтому даже если в него ударит молния, заряд «стечет» в землю и люди останутся живы. По сути, кузов выполняет функцию клетки Фарадея, не давая разряду проникнуть внутрь.
3. Что будет, если молния ударит в самолет?
– Такое происходит достаточно часто, и в большинстве случаев на самолет это никак не влияет. Как и в ситуации с автомобилем.
4. Зачем во время грозы выключать из розетки холодильник и телевизор?
– Разряды молнии нередко попадают в линии электропередачи, возникают скачки напряжения. Приборы не выдерживают этого и сгорают.
5. Может ли молния ударить в зонтик?
– Если вы находитесь в городе, это маловероятно: здесь много высоких зданий, которые молния поразит с гораздо большим удовольствием. А вот если вы идете через поле – зонтик лучше сложить и лечь на землю.
6. Можно ли во время грозы говорить по мобильному телефону? Многие уверены, что нельзя.
– Я считаю, что можно. Излучение телефона крайне невелико, и оно неспособно существенно повысить электропроводность воздуха вокруг себя и притянуть молнию.
7. Нужно ли во время грозы снимать пирсинг? Ведь сережки металлические, а молния любит металл.
– Не нужно. Крошечное украшение никакой роли не играет.
8. Говорят, что ученые до сих пор не поняли, что такое шаровая молния.
– Это правда: есть много гипотез, но до сих пор никто точно не знает, из чего она состоит и отчего возникает. Есть химическая теория. По ней шаровая молния – это реакция горения газа. Есть плазменные теории, якобы молния – это сгусток плазмы. Но точного ответа нет.
9. Почему от шаровой молнии нельзя убегать?
– По одной из версий, она перемещается благодаря воздушным течениям. Если вы рванете к двери, возле вас образуется завихрение воздуха, и молния «побежит» за вами. Поэтому лучше стоять неподвижно, ожидая, пока она улетит. А если двигаться, то медленно и плавно.
10. По народному поверью, человека, в которого ударила молния, нужно закопать в песок, чтобы разряд ушел в землю. В этом есть смысл?
– Никакого. Разряд и так мгновенно уходит в землю – это происходит за сотые доли секунды. Лучшее, что вы можете сделать, – поскорее вызвать скорую помощь.
Шаром покати
Оказывается, шаровая молния – не такое уж и редкое явление. «Знаменка» разыскала белорусов, которым довелось встретиться с ней лицом к лицу.
Это было похоже на взрыв
Гомельчанка Ирина Напалкова встретилась с молнией в далеком детстве, но помнит об этом до сих пор:
– Мне было лет семь или восемь. Мы с бабушкой собирались в баню, и она решила расчесать волосы. А чтобы было лучше видно, села у окна. На улице начиналась гроза. Я хотела подойти к ней, но не успела – раздался взрыв, и комната наполнилась дымом. Будучи воспитанной на книжках и фильмах о войне, подумала, что это бомба. Но потом мы поняли, что это была молния: она залетела через печную трубу, прошла через дверь, ведущую в погреб, и исчезла в подвале.
Несмотря на случившееся, грозы Ирина не боится:
– Правда, если слышу раскаты грома, стараюсь не расчесываться и не шить – верю в то, что металлические предметы могут притягивать молнию.
Никаких экстрасенсорных способностей с той самой встречи у героини не появилось.
– Интуиция у меня действительно хорошая, но с молнией это никак не связываю.
Даже испугаться не успела
Минчанка Александра Исакова, на тот момент семилетняя школьница, отдыхала в деревне у бабушки недалеко от Бобруйска.
– Гроза заканчивалась, мы с бабушкой и тетей открыли окна, чтобы глотнуть свежего воздуха. Вдруг в зал залетел небольшой шар – сантиметров 15 в диаметре. Он издавал бело-голубое свечение, слегка потрескивал и двигался по комнате – медленно и хаотично. В эту же минуту выключился свет, перестал работать телевизор – прямо как в фильме ужасов. В итоге молния полетала по залу минуты три и ушла тем же путем, что и появилась, – через форточку.
Александра вспоминает, что тогда, в детстве, даже не успела толком испугаться. А уже потом, прочитав, какие беды порой причиняют шаровые молнии, поняла, что они легко отделались:
– Это чудо, что она ничего не сожгла и никому не навредила. Я читала, что от таких молний у людей бывают жуткие ожоги. Встретиться с ней во второй раз я бы точно не хотела.