Предназначение трамблера в автомобиле ВАЗ 2106 – регулировать своевременную подачу искры на свечи. Те, кому хоть немного знакомо устройство двигателя знают, что рабочий ход в цилиндрах совершается поочередно. У каждого двигателя, свой порядок работы. Например, у ВАЗ 2106, цилиндры работают в таком порядке 1-3-2-4. В момент рабочего хода, когда поршень находится в верхнем положении, трамблер должен подать искру. Иначе, без него, не было б бесперебойной работы всего механизма.
Устройство
Трамблер автомобиля ВАЗ 2106 имеет довольно несложное устройство, по сравнению с другими узлами и механизмами двигателя. Самое первое, что кинется Вам в глаза, при осмотре трамблера – его крышка. Она имеет 5 отверстий – 1 по центру и 4 по краям. Они предназначены для контактов свечей и стартера. Также, возле одного из крайних отверстий, обязательно должна быть нанесена циферка «1». Она отличает контакт первого цилиндра, от остальных контактов. Это дает возможность выставить работу свечей в правильном порядке. Обычно, в ВАЗ 2106, напротив контакта первой свечи находится четвертая, слева – вторая, а справа, соответственно – третья.
Крышка трамблера надевается на его корпус. Он служит для того, чтоб защищать все детали, находящиеся в нем, от повреждений. Также, на нем есть регулировочный винтик. Он помогает выставить правильное зажигание. Очень часто, двигатель может работать нестабильно из-за того, что у свечей ранее, или наоборот, позднее зажигание. Это заметно сказывается на скорости и мощности автомобиля. Для того, чтоб выставить зажигание, нужно послабить винтик, и проворачивать трамблер по собственной оси – сперва влево, а потом вправо. Двигать нужно буквально на пару миллиметров, и каждый раз проверять зажигание. Если машина завелась без проблем, и при больших оборотах не давится, то тогда, можете себя поздравить – установка завершена.
Внутри трамблера располагаются такие детали, как:
- Ротор;
- Кулачек;
- Прерыватель;
- Подвижный контакт;
- Конденсатор.
Эксплуатация
Поскольку, речь идет о электрическом приборе, то он имеет свойство часто выходить из строя. В таком случае, некоторым деталям потребуется замена. Устройство трамблера двигателя ВАЗ 2106, имеет, в основном, одноразовые детали, в виде контактов и прочих подобных механизмов. Как можно понять, нужна ли замена деталей, или трамблер работает нормально?
Первым признаком того, что устройство трамблера имеет повреждение, является изменение оборотов при холостом ходу. Если обороты работают не стабильно, значит проблема, скорее всего в данном приборе. Часто, нужно просто выставить зажигание, и проблема пропадет.
Более тяжелый случай, когда автомобиль глохнет на ходу. Это уже свидетельствует о более серьезной поломке. Чаще всего, такое происходит тогда, когда контакты практически на исходе своего срока эксплуатации, и не выдерживают нагрузок. В таком случае, неисправное устройство следует заменить, а зажигание заново выставить.
И наконец, самый тяжелый тип поломки – когда двигатель ВАЗ 2106 полностью отказывается заводится. Вообще, многолетняя практика показывает, что двигатель может не заводится по многим причинам. Для того, чтоб наверняка знать, что это неисправен трамблер, Вам нужно будет снять его, и установить новый. Выставить зажигание, и попробовать завести мотор. Если получится, то тогда, проблемная зона выявлена верно. Часто, при такой поломке помогает установка нового трамблера, но иногда, можно и воскресить старый. Этим должны заниматься специалисты, иначе, толку не будет, а только зря потраченное время.
Устанавливается трамблер ВАЗ-2106 на левой стороне двигателя, привод происходит от шестерни масляного насоса. Этот прибор предназначен для коммутации высокого напряжения, создаваемого катушкой зажигания. За время выпуска "шестерок" трамблеры изменились существенно - прошли эволюцию от контактных до бесконтактных. На последние автомобили ВАЗ-2106, которые до 2006 года производились на конвейерах ИЖ-Авто, уже ставились инжекторные системы. В них нет трамблера, его функции полностью передали электронному «мозгу».
Что такое трамблер
Это устройство, которое позволяет правильно распределить высокое напряжение по электродам свечей зажигания. Конструкция всей системы состоит из таких элементов:
- Источник питания - аккумулятор и генератор.
- Низковольтная проводка.
- Катушка зажигания.
- Бронепровода (предназначенные для передачи высокого напряжения).
- Распределитель (трамблер) с контактной группой или датчиком Холла. Крышка трамблера ВАЗ-2106 необходима для коммутации высокого напряжения.
- Коммутатор (в случае бесконтактной системы).
- Конденсатор - необходим для избавления от переменной составляющей в цепи.
Трамблер ВАЗ-2106 имеет относительно простую конструкцию, но его необходимо своевременно обслуживать и заменять износившиеся элементы.
Контактные системы
Самые старые и несовершенные конструкции, несмотря на это, очень много автомобилей все еще используют их. Даже в магазинах продаются контактные группы. Одно преимущество можно выделить у контактных систем - низкую стоимость. В остальном же они только недостатками обладают:
- Контактный прерыватель, установленный в корпусе трамблера ВАЗ-2106, коммутирует высокое напряжение. Вследствие этого часто происходит подгорание контактов, нужно иногда осуществлять чистку устройства.
- Этот же контактный прерыватель испытывает большие нагрузки, трение. Поэтому ресурс ограничен качеством используемого металла, временем его износа.
- При работе изменяется зазор между контактами, а он влияет на угол опережения зажигания - это один из важнейших параметров работы двигателя внутреннего сгорания.
Несмотря на простоту, надежность механизмов очень низкая. Система требует тщательного ухода и своевременного обслуживания.
Контактно-транзисторные конструкции
Но если функцию высоковольтного переключателя отдать прибору, который не столь чувствителен к перепадам напряжения, можно получить довольно надежное устройство. Именно этим и руководствовались инженеры, проектировавшие системы зажигания. Они оставили в конструкции механический контактный прерыватель, но с его помощью не переключалось высокое напряжение.
Работали контакты как источник сигнала, не более. Это облегчало эксплуатацию, позволяло производить настройку узла намного реже. Подобные конструкции трамблера зажигания ВАЗ-2106 не прижились, так как очень быстро были вытеснены бесконтактными устройствами, а их надежность оказалась куда большей. Контактно-транзисторные конструкции подвержены механическим воздействиям. Поэтому ресурс ограничен сроком службы контактов.
Бесконтактные системы зажигания
Это самые распространенные системы зажигания, используемые на карбюраторных двигателях. Но они тоже устанавливались непродолжительное время, так как их вытеснили инжекторные системы впрыска. Принцип работы такой же, как у контактных конструкций. Но вместо контактного прерывателя используется датчик Холла и коммутатор. Из трущихся компонентов - только ось трамблера и бегунок, который замыкается с пластинами на крышке.
Надежность такой конструкции очень высокая, так как нет необходимости постоянно следить за тем, какой зазор в контактной группе, регулировать угол опережения и замкнутого состояния. Все работы взяли на себя электронные ключи. Ресурс у них намного выше, нежели у контактной группы, нет трения, износа. Обычно водители, которые установили бесконтактную систему зажигания, надолго забывают о проблемах. Но существуют и поломки у такой надежной конструкции.
Неисправности бесконтактной системы
Поломки таких конструкций - это редкость. Прежде чем давать окончательный вердикт, что вышел из строя какой-либо компонент системы зажигания, необходимо тщательно проверить двигатель. Очень часто поломки в системах топливоподачи, зажигания, электрооборудования по симптомам схожи между собой. Наиболее частые поломки:
- Выход из строя коммутатора. В этом случае полностью пропадает искра на электродах свечей. Запустить двигатель невозможно.
- Датчик Холла при выходе из строя перестает подавать на коммутатор управляющий сигнал.
- Засорение датчика Холла приводит к тому, что подача управляющего сигнала нарушается. Временами вообще постоянно сигнал идет на коммутатор, без остановки.
- Обрыв проводов приводит к тому, что прекращается подача сигнала или питания в систему.
- Разрушение катушки зажигания характеризуется тем, что вся конструкция работает, но на свечах отсутствует искра.
- Работа электронного трамблера ВАЗ-2106 полностью зависит от состояния крышки и бегунка. Если имеются нагар или повреждения, это приведет к неработоспособности всей системы.
Поломки коммутатора и датчика Холла - это большая редкость. Но все же в бардачке желательно возить приборы для диагностики этих устройств. С их помощью можно не только проверить состояние. В случае поломки датчика Холла такой диагностический прибор устанавливается на колодку, и автомобиль сможет продолжить движение.
Комплект для установки БСЗ
В продаже имеются различные комплекты, предназначенные для монтажа бесконтактных систем зажигания на карбюраторные автомобили. Они состоят из таких элементов:
- Трамблер с датчиком Холла.
- Комплект проводов.
- Коммутатор электронного типа.
- Крепежи.
Высоковольтные провода используются штатные, их заменять нет необходимости. Еще одна особенность - система не сможет нормально работать с катушкой зажигания, которая использовалась ранее с контактным трамблером. Причина в том, что в случае применения БСЗ необходимо, чтобы на ее выходе было напряжение около 30 кВ. А те устройства, которые используются с контактными системами, способны развить не более 25 кВ.
Установка бесконтактного зажигания
После установки трамблера ВАЗ-2106 бесконтактного типа водитель полностью избавится от необходимости обслуживать систему зажигания. Стоимость комплекта для замены составит не более 1500 рублей. Для переделки вам нужно выполнить ряд действий:
- Полностью демонтировать старую систему зажигания. Выкрутите крепление трамблера, снимите высоковольтные провода. Всю проводку лишнюю нужно обрезать.
- Установите новый трамблер.
- В удобном месте на кузове нужно установить коммутатор. Обязательное требование - к нему должны подходить все провода, причем им нельзя находиться в натянутом состоянии.
- Прикрутите коммутатор с помощью саморезов по металлу.
- Произведите подключение коммутатора и трамблера.
- Установите высоковольтные провода.
- В последнюю очередь подключается вся система к замку зажигания. Именно к тому контакту, на котором появляется напряжение при включении зажигания.
Установка угла опережения зажигания
Это единственная настройка, которую нужно делать на автомобиле. Для этого вам потребуется:
- Провернуть коленчатый вал и совместить прорезь на шкиве со средней меткой на блоке двигателя.
- Вынуть трамблер, снять его крышку и установить бегунок напротив контакта, который соответствует первому цилиндру.
- Произвести установку трамблера ВАЗ-2106. Наживите гайку крепления.
- Запустите двигатель. Он будет работать неустойчиво, поэтому нужно сделать «тонкую» настройку - провернуть корпус распределителя.
Желательно ориентироваться на показания стробоскопа. Только так вы сможете максимально точно настроить угол. Вот как выставить трамблер на ВАЗ-2106 своими руками. Сделать это можно за час-полтора, если есть в наличии все необходимые инструменты и приспособления.
Трамблёр можно смело считать устаревшим элементом системы искрообразования, поскольку на современных автомобилях он отсутствует. Функции главного распределителя зажигания (техническое название трамблёра) бензиновых двигателей нынче выполняет электроника. Указанная деталь массово использовалась на легковых машинах прошлых поколений, в том числе ВАЗ 2106. Минус распределительных устройств - частые поломки, явный плюс - простота в ремонте.
Назначение и виды трамблёров
Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.
Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:
- в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
- поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1-3-4-2);
- автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.
Подача искры и воспламенение топливовоздушной смеси производится раньше, чем поршень достигнет верхней крайней точки, чтобы топливо успело полноценно сгореть. На холостом ходу угол опережения составляет 3-5 градусов, с повышением числа оборотов коленвала данный показатель должен увеличиваться.
Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:
- ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
- Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель - контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
- На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.
Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л - распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет - шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.
Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.
Обслуживание распределителя контактного типа
Чтобы самостоятельно производить ремонт трамблёра, необходимо понимать его устройство и назначение всех деталей. Алгоритм работы механического распределителя выглядит следующим образом:
По факту через распределитель проходит 2 электрических цепи - низкого и высокого напряжения. Первая периодически разрывается контактной группой, вторая переключается на камеры сгорания разных цилиндров.
Теперь стоит рассмотреть функции мелких деталей, из которых состоит трамблёр:
Следует отметить важный момент: ручной октан-корректор встречается только на старых версиях трамблёров Р-125. Впоследствии конструкция изменилась - вместо колесика появился автоматический вакуум-корректор с мембраной, действующей от разрежения двигателя.
Камера нового октан-корректора соединена трубкой с карбюратором, тяга подключена к подвижной пластине, где расположены контакты прерывателя. Величина вакуума и амплитуда срабатывания мембраны зависит от угла открытия дроссельных заслонок, то есть, от текущей нагрузки на силовой агрегат.
Немного о работе центробежного регулятора, размещённого на верхней горизонтальной площадке. Механизм состоит из центрального рычага и двух грузиков с пружинами. Когда вал раскручивается до высоких оборотов, грузики под действием центробежных сил расходятся в стороны и поворачивают рычаг. Прерывание цепи и образование разряда начинается раньше.
Характерные неисправности
Проблемы с распределителем зажигания проявляются одним из двух способов:
- Двигатель работает нестабильно - вибрирует, «троит», периодически глохнет. Резкое нажатие педали газа вызывает хлопок в карбюраторе и глубокий провал, теряется разгонная динамика и мощность мотора.
- Силовой агрегат не заводится, хотя иногда «подхватывает». Возможны выстрелы в глушитель или воздушный фильтр.
Во втором случае неисправность обнаружить проще. Список причин, ведущих к полному отказу, относительно небольшой:
- пришёл в негодность конденсатор либо резистор, находящийся в бегунке;
- обрыв провода цепи низкого напряжения, проходящего внутри корпуса;
- треснула крышка трамблёра, куда подсоединяются высоковольтные провода от свечей;
- вышел из строя пластиковый бегунок - ротор с подвижным контактом, прикрученный к верхней опорной площадке и закрывающий центробежный регулятор;
- заклинил и разломился основной вал.
Перелом валика ведёт к полному отказу мотора ВАЗ 2106. Причём обломок со шлицами остаётся внутри ведущей шестерни, как это случилось на моей «шестёрке». Как выйти из ситуации, находясь в дороге? Я снял трамблёр, приготовил кусочек смеси «холодная сварка» и прилепил его к длинной отвёртке. Затем опустил конец инструмента в отверстие, прижал к обломку и дождался, пока химический состав затвердеет. Осталось лишь аккуратно извлечь отвёртку с куском вала, прилипшим к «холодной сварке».
Причин нестабильной работы бывает гораздо больше, поэтому диагностировать их сложнее:
- пробой изоляции крышки, истирание её электродов либо центрального угольного контакта;
- рабочие поверхности контактов прерывателя сильно подгорели или засорились;
- износился и разболтался подшипник, на котором поворачивается опорная пластина с контактной группой;
- растянулись пружинки центробежного механизма;
- вышла из строя диафрагма автоматического октан-корректора;
- внутрь корпуса проникла вода.
Резистор и конденсатор проверяется с помощью тестера, пробитая изоляция крышки и бегунка обнаруживается без всяких приборов. Подгоревшие контакты хорошо заметны невооружённым глазом, как и растянутые пружины грузиков. Подробнее способы диагностики описываются в следующих разделах публикации.
Инструменты и подготовка к разборке
Чтобы самостоятельно отремонтировать трамблёр ВАЗ 2106, необходимо подготовить простой набор инструментов:
- 2 плоских отвёртки с нешироким шлицем - обычная и укороченная;
- набор малых рожковых ключей размерами 5-13 мм;
- пассатижи, круглогубцы;
- пинцет технический;
- щуп 0,35 мм;
- молоточек и тонкая металлическая наставка;
- плоский надфиль, мелкая наждачная бумага;
- ветошь.
Если планируется полная разборка распределителя, рекомендуется запастись аэрозольной смазкой типа WD-40. Она поможет вытеснить лишнюю влагу и облегчит раскручивание мелких резьбовых соединений.
В процессе ремонта могут понадобиться дополнительные приспособления и материалы - мультиметр, слесарные тиски, пассатижи с заострёнными губками, моторное масло и так далее. Для ведения работ создавать особые условия не придётся, ремонтировать трамблёр можно в обычном гараже либо на открытой площадке.
Чтобы при сборке не возникло проблем с настройкой зажигания, рекомендуется перед снятием элемента зафиксировать положение бегунка согласно инструкции:
Для демонтажа распределителя нужно отсоединить вакуумную трубку от мембранного блока, отключить провод катушки и раскрутить ключом 13 мм единственную гайку крепления.
Проблемы с крышкой и бегунком
Деталь изготовлена из прочной диэлектрической пластмассы, в верхней части находятся вывода - 1 центральный и 4 боковых. Снаружи к гнёздам подключаются высоковольтные провода, изнутри клеммы контактируют с вращающимся бегунком. Центральный электрод представляет собой подпружиненный угольный стержень, соприкасающийся с латунной площадкой ротора.
Высокопотенциальный импульс от катушки подаётся на центральный электрод, проходит через контактную площадку бегунка и резистор, затем уходит к нужному цилиндру посредством боковой клеммы и бронепровода.
Чтобы выявить неполадки крышки, трамблёр снимать не обязательно:
Не бойтесь перепутать высоковольтные кабели при отключении. Сверху на крышке проставлены номера цилиндров, по которым легко сориентироваться.
Пробой изоляции между двумя контактами диагностируется так:
Не зная подобных тонкостей, я обращался в ближайший автомагазин и покупал новую крышку с условием возврата. Аккуратно менял детали местами и запускал мотор. Если холостой ход выравнивался, оставлял запчасть на машине, в противном случае возвращал продавцу.
Неисправности бегунка аналогичны - истирание контактных площадок, трещины и пробой изоляционного материала. Кроме того, между контактами ротора установлен резистор, нередко выходящий из строя. В случае перегорания элемента высоковольтная цепь разрывается, искра на свечи не подаётся. При обнаружении чёрных следов на поверхности детали необходима её диагностика.
Важное замечание: когда бегунок приходит в негодность, искра отсутствует на всех свечах. Пробой изоляции диагностируется с помощью высоковольтного кабеля, идущего от катушки. Вытащите конец провода из крышки, поднесите к центральной контактной площадке бегунка и проверните коленвал стартером. Появился разряд - значит, изоляция пробита.
Проверить резистор просто - замерьте сопротивление между клеммами мультиметром. Нормальным считается показатель от 5 до 6 кОм, если значение больше либо меньше, замените сопротивление.
Видео: как проверить работоспособность бегунка
Устранение неполадок контактной группы
Поскольку при размыкании между поверхностями контактов проскакивает искра, рабочие плоскости постепенно изнашиваются. Как правило, на подвижной клемме образуется выступ, а на статичной - углубление. В результате поверхности плохо прилегают, искровой разряд ослабевает, мотор начинает «троить».
Деталь с небольшой выработкой восстанавливается путём зачистки:
- Снимите крышку распределителя, не отсоединяя кабелей.
- С помощью отвёртки раздвиньте контакты и просуньте между ними плоский надфиль. Задача - удалить нарост подвижной клеммы и максимально выровнять статичную.
- После зачистки надфилем и мелкой шкуркой протрите группу ветошью или продуйте компрессором.
В магазинах можно отыскать запчасти с модернизированными контактами - по центру рабочих поверхностей выполнены отверстия. На них не образуется углублений и наростов.
Если клеммы износились до предела, группу лучше поменять. Иногда поверхности деформируются до такой степени, что не получается настроить зазор - щуп вставляется между бугром и углублением, по краям остаётся слишком большой просвет.
Операция выполняется прямо на автомобиле, без демонтажа самого трамблёра:
Установка контактов не представляет сложности - прикрутите новую группу винтами и подсоедините провод. Дальше - настройка зазора 0,3-0,4 мм, выполняемая с помощью щупа. Нужно немного провернуть стартер, чтобы кулачок нажал на пластину, потом настроить зазор и зафиксировать элемент регулировочным винтом.
Если рабочие плоскости подгорают слишком быстро, стоит проверить конденсатор. Возможно, он пересох и плохо выполняет свою функцию. Второй вариант - низкое качество изделия, где размыкающиеся поверхности стоят со смещением либо изготовлены из обычного металла.
Замена подшипника
В трамблёрах роликовый подшипник применяется для правильной работы октанового корректора. Элемент совмещён с горизонтальной площадкой, куда прикреплена контактная группа. К выступу этой площадки присоединена тяга, идущая от вакуумной мембраны. Когда разрежение от карбюратора начинает перемещать диафрагму, тяга поворачивает площадку вместе с контактами, корректируя момент искрообразования.
В процессе эксплуатации на подшипнике возникает люфт, увеличивающийся по мере износа. Площадка вместе с контактной группой начинает болтаться, размыкание происходит самопроизвольно, причём с малым зазором. В результате двигатель ВАЗ 2106 работает очень нестабильно в любом режиме, теряется мощность, возрастает потребление бензина. Подшипник не ремонтируется, только меняется.
Люфт подшипникового узла определяется визуально. Достаточно открыть крышку распределителя и рукой покачать контактный прерыватель вверх-вниз.
Замена выполняется в таком порядке:
- Снимите трамблёр с автомобиля, отключив провод катушки и открутив гайку крепления ключом 13 мм. Не забудьте подготовиться к демонтажу - поверните бегунок и сделайте меловые пометки, как описывалось выше.
- Демонтируйте контактную группу, открутив 3 винта - два крепёжных, третий держит клемму.
- Пользуясь молоточком и тонкой наставкой, выбейте стопорный стержень из маслоотражающей муфты. Снимите последнюю с вала, не потеряв второй шайбы.
- Извлеките вал вместе с бегунком из корпуса.
- Отсоедините от подвижной площадки тягу октанового корректора и открутите мембранный блок.
- Поддевая пластину с обеих сторон отвёртками, вытащите изношенный подшипник.
Монтаж нового элемента ведётся в обратной последовательности. Перед установкой внутренности трамблёра желательно хорошенько вычистить. Если на валике образовалась ржавчина, удалите её наждачной бумагой и смажьте чистую поверхность моторным маслом. Когда вставите вал во втулку корпуса, не забудьте отрегулировать контакты по щупу.
При установке распределителя сохраняйте первоначальное положение корпуса и бегунка. Запустите двигатель, ослабьте гайку крепления элемента и поворотом корпуса добейтесь наиболее стабильной работы. Затяните крепление и проверьте «шестёрку» на ходу.
Видео: как правильно поменять подшипник без выставления меток
Прочие неисправности
Когда двигатель категорически отказывается запускаться, следует проверить работоспособность конденсатора. Методика простая: усадите за руль помощника, снимите крышку распределителя и дайте команду вращать стартер. Если между контактами проскакивает едва заметная искра либо таковой вообще не наблюдается, смело покупайте и ставьте новый конденсатор - старый больше не может обеспечить требуемую энергию разряда.
Любой опытный водитель, эксплуатирующий «шестёрку» с механическим трамблёром, возит запасной конденсатор и контакты. Указанные запчасти стоят копейки, но без них машина не поедет. Убедился в этом на личном опыте, когда пришлось искать конденсатор в чистом поле - помог проезжавший водитель «Жигулей», отдавший мне собственную запасную деталь.
Владельцам ВАЗ 2106 с контактным трамблёром досаждают и другие мелкие неприятности:
- Растягиваются пружины, удерживающие грузики центробежного корректора. Появляются небольшие провалы и рывки в момент разгона машины.
- Аналогичные симптомы наблюдаются в случае критического износа вакуумной диафрагмы.
- Иногда автомобиль глохнет без видимых причин, как будто выдернули основной провод зажигания, а потом нормально запускается и работает. Проблема кроется во внутреннем проводке, который переломился и периодически разрывает цепь питания.
Менять растянутые пружинки не обязательно. Открутите 2 винта крепления бегунка и с помощью пассатижей отогните скобки, куда закреплены пружины. Порванную мембрану отремонтировать нельзя - нужно снимать узел и ставить новый. Диагностика проста: отключите от карбюратора вакуумную трубку и втягивайте через неё воздух ртом. Исправная диафрагма посредством тяги начнёт поворачивать пластину с контактами.
Видео: полная разборка распределителя зажигания ВАЗ 2101-2107
Устройство и ремонт бесконтактного трамблёра
Устройство распределителя, действующего совместно с системой , идентично конструкции механического трамблёра. Здесь также имеется пластина с подшипником, бегунок, центробежный регулятор и вакуумный корректор. Только вместо контактной группы и конденсатора установлен магнитный датчик Холла плюс металлический экран, закреплённый на валу.
Как функционирует бесконтактный трамблёр:
- Датчик Холла и постоянный магнит расположен на подвижной площадке, между ними вращается экран с прорезями.
- Когда экран перекрывает поле магнита, датчик бездействует, напряжение на выводах нулевое.
- При повороте валика и прохождении прорези магнитное поле достигает поверхности датчика. На выходе элемента появляется напряжение, передающееся электронному блоку - коммутатору. Последний даёт сигнал катушке, вырабатывающей разряд, поступающий на бегунок трамблёра.
В электронной системе ВАЗ 2106 используется другой тип катушки, способной работать совместно с коммутатором. Переделать обычный распределитель на контактный тоже нельзя - не получится установить вращающийся экран.
Бесконтактный распределитель более надёжен в работе - датчик Холла и подшипник приходят в негодность гораздо реже из-за отсутствия механической нагрузки. Признак поломки измерителя - отсутствие искры и полный отказ системы зажигания. Замену произвести легко - нужно разобрать трамблёр, открутить 2 винтика крепления датчика и вытащить из паза соединительный разъем.
Неисправности остальных элементов трамблёра аналогичны старой контактной версии. Методы устранения неполадок подробно описываются в предыдущих разделах.
Видео: замена датчика Холла на классических моделях ВАЗ
О приводном механизме
Для передачи крутящего момента валу трамблёра на «шестёрке» применяется косозубая шестерня, вращаемая цепью ГРМ (в просторечии – «кабанчик»). Поскольку элемент расположен горизонтально, а валик распределителя - вертикально, между ними стоит посредник - так называемый грибок с косыми зубьями и внутренними шлицами. Эта шестерёнка одновременно крутит 2 вала - масляного насоса и трамблёра.
Узнайте больше об устройстве цепного привода ГРМ:
Оба передаточных звена – «кабанчик» и «грибок» рассчитаны на длительный срок службы и меняются в процессе капитального ремонта двигателя. Первая деталь снимается после разборки цепного привода ГРМ, вторая вытаскивается через верхнее отверстие в блоке цилиндров.
Трамблёр ВАЗ 2106, оснащённый контактным прерывателем, – довольно сложный агрегат, состоящий из множества мелких деталей. Отсюда ненадёжность в работе и постоянные сбои системы искрообразования. Бесконтактная версия распределителя создаёт проблемы гораздо реже, но по эксплуатационным характеристикам все равно недотягивает до современных модулей зажигания, в которых отсутствуют движущиеся детали.
Трамблер на автомобиле ваз 2106 ремонтируют, заменяя изношенные входящие детали. Устройство трамблера показано на рис. 9.13.
Для ремонта трамблера вам потребуются: ключи «на 7» (два), «на 10», «на 13», отвертки (две), набор плоских щупов, молоток, оправки для выпрессовки и запрессовки подшипников (втулок) трамблера, пинцет.
1. Выверните два винта крепления ротора распределителя к опорной пластине регулятора опережения зажигания и снимите ротор.
2. Промаркируйте пружины центробежного регулятора опережения зажигания и грузики, чтобы при сборке поставить их на прежние места.
3. Снимите пружины центробежного регулятора, поддев их отверткой.
4. Придерживая гайку на винту подвижного контакта, отверните гайку крепления наконечников провода конденсатора и провода, идущего от катушки зажигания (если он не был отсоединен при снятии трамблера с автомобиля ваз 2106).
5. Выверните винт крепления конденсатора к корпусу трамблера и снимите конденсатор.
6. Выверните винт крепления наконечника провода подвижного контакта, придерживая при этом гайку; снимите изолирующую проставку и шайбы: пружинную и плоские (изолирующую и металлическую).
7. Выверните два винта крепления контактной группы к подвижной пластине распределителя.
8. Снимите контактную группу.
9. Снимите стопорную и плоскую изолирующую шайбы с оси контактной группы.
10. Подденьте отверткой изолирующую шайбу пружинной пластины подвижного контакта и снимите подвижный контакт с оси контактной группы.
11. Снимите стопорную шайбу крепления тяги вакуумного регулятора с оси подвижной пластины распределителя.
12. Поддев отверткой, снимите тягу вакуумного регулятора с оси подвижной пластины распределителя зажигания.
13. Отверните два винта крепления корпуса вакуумного регулятора к корпусу трамблера и снимите регулятор.
14. Выпрессуйте штифт крепления маслоотражательной муфты из валика распределителя зажигания, снимите муфту и…
15.… шайбу.
16. Выньте валик распределителя зажигания из корпуса трамблера.
17. Отверните два винта крепления стопорных пластин подшипника, снимите пружинные шайбы и выньте пластины (пинцетом).
18. Выньте из корпуса распределителя зажигания подвижную пластину с подшипником в сборе.
19. Проверьте состояние валика распределителя зажигания. На поверхности контакта валика с подшипником (втулкой) не должно быть следов видимого износа. Значительный износ кулачков валика не допускается.
20. Проверьте конденсатор (с помощью прибора для измерения емкости). Емкость конденсатора должна быть 0,20-0,25 мкФ.
21. Проверьте состояние диафрагмы вакуумного регулятора угла опережения зажигания, нажав на тягу и заглушив штуцер (тяга должна удерживаться диафрагмой).
22. Контакты прерывателя не должны иметь загрязнений, следов пригорания и эрозии. Такие контакты зачистите бархатным надфилем (нельзя применять шлифовальную шкурку) и промойте бензином или спиртом.
23. Подшипник (втулку) корпуса распределителя зажигания со следами износа замените. Выпрессовку и запрессовку втулки проводите, используя оправки подходящего диаметра.
24. Собирайте трамблер в порядке, обратном разборке, с учетом следующих особенностей.
После сборки отрегулируйте зазор между контактами прерывателя. Он должен составлять 0,35-0,45 мм.
Смажьте моторным маслом фильц (на подвижной пластине распределителя) - 2-3 капли, а также подшипник (втулку) через масленку, установленную на корпусе распределителя зажигания, и…
… шлицевую часть валика распределителя зажигания.
Рис. 9.13. Трамблер (распределитель зажигания) 30.3706 ВАЗ 2106
:
1 - валик распределителя зажигания; 2 - провод подвода тока к распределителю зажигания; 3 - защелка крепления крышки трамблера; 4 - корпус вакуумного регулятора; 5 - диафрагма; 6 - крышка вакуумного регулятора; 7 - тяга вакуумного регулятора; 8 - патрубок для вакуумного шланга от карбюратора; 9 - смазочный фитиль (фильц) кулачка; 10 - опорная пластина регулятора опережения зажигания; 11 - ротор распределителя зажигания; 12 - боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 13 - крышка распределителя зажигания; 14 - центральная клемма для провода от катушки зажигания; 15 - центральный угольный электрод с пружиной; 16 - центральный контакт ротора; 17 - резистор для подавления радиопомех; 18 - наружный контакт ротора; 19 - ведущая пластина центробежного регулятора; 20 - грузик центробежного регулятора опережения зажигания; 21 - ось рычажка; 22 - кулачок прерывателя; 23 - рычажок прерывателя; 24 - стойка с контактами прерывателя; 25 - контакты прерывателя; 26 - подвижная пластина прерывателя; 27 - конденсатор; 28 - корпус распределителя зажигания; 29 - маслоотражательная муфта валика; 30 - стопорная пластина подшипника; 31 - подшипник подвижной пластины прерывателя; 32 - корпус масленки; 33 - винты крепления стойки с контактами прерывателя; 34 - винт клеммового зажима; а - канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706; б - паз для перемещения стойки с контактами
Ремонт распределителя зажигания ваз 2106 заключается в замене изношенных деталей на новые, для этого необходимо разобрать трамблер. Для разборки нам нужны будут: два ключа на «7», на «10»,»13″, отвертки, набор плоских щупов, специальные оправки для выпресовки и запресовки подшипников, пинцет.
Если все есть, то можно приступать:
- Первым делом отворачиваем винты крепления ротора к распределительной пластине и снимаем его.
- После снятия ротора, маркером промаркируйте все пружины и грузики центробежного регулятора опережения зажигания, чтобы при сборке не перепутать их местами. После маркировки, поддев отверткой пружины, снимите их.
- Далее необходимо отсоединить провода конденсатора и катушки зажигания, для этого, придерживая гайку на винту подвижного контакта, необходимо отвернуть гайку крепления проводов.
- Отсоедините конденсатор, отвернув винт его крепления к корпусу распределителя.
- Снимите контактную группу, отвернув два винта крепления. Далее с контактной группы снимите стопорную и изоляционную шайбы. Поддев отверткой изолирующую шайбу пружинной пластины, снимите подвижный контакт с оси.
- Далее, с оси подвижной пластины распределителя зажигания, необходимо снять стопорную шайбу тяги вакуумного регулятора опережения и поддев тягу отверткой.
- Отвернув винты крепленя вакуумного регулятора опережения от корпуса распределителя, снимите его.
- Положите распределитель на тиски и выпресуйте из валика распределителя штифт крепления маслоотражательной муфты. Снимаем муфту вместе с шайбой и вытаскиваем валик из корпуса трамблера.
- Отворачиваем винты крепления стопорных пластин подшипника и снимаем их, после чего вынимаем из корпуса подвижную пластину в сборе с подшипником. Снимать стопорные пластины с шайбами удобнее всего пинцетом.
На этом разборка трамблера завершена. необходимо начинать после проведения визуального осмотра всех его деталей и после обнаружения различных деффектов заменять изношенные детали на новые.
- Используя прибор для измерения емкости, проверьте конденсатор, его емкость должна быть 0.2-0.25 мкФ. Если прибора нет, то лучше замените старый кондер на новый, по деньгам выходят они не дорого.
- Проверьте состояние валика трамблера. На его поверхности не должно быть следов явной выработки. При необходимости замените его на новый.
- Проверьте состояние диафрагмы у вакуумного регулятора угла опережения. Для проверки необходимо нажать на тягу и заглушить штуцер, если диафрагма исправна, то она будет удерживать тягу в нажатом состоянии.
- Проверьте состояние контактов. Контакты не должны иметь следов пригорания, плоскости должны быть ровными, а не заоваленными. Зачистку контактов производите надфилем. Использование наждачной шкурки не допускается. После зачистки поверхностей контактов, промойте их чистым бензином. Если не удалось избавиться от следов пригорания, замените контакты на новые.
- Так же замените подшипник (втулку) корпуса распределителя, если он имеет следы выработки. Для выпресовки запресовки, используйте оправки подходящего диаметра.
Сборку распределителя зажигания производите в порядке обратном разборке. После того, как соберете трамблер, отрегулируйте зазор контактов прерывателей (см.