Российский (советский) гусеничный вездеход Витязь начал разрабатываться в далеком 1977 году. В 1981 году был выпущен первый экземпляр. С небольшими конструктивными доработками модель продолжает сходить с конвейера «Машиностроительной компании ВИТЯЗЬ» по сей день.
Если быть максимально точным, то вездеход «Витязь» относится к классу сочлененных гусеничных быстроходных транспортных машин. Он совмещает в себе характеристики высокой грузоподъемности и проходимости по бездорожью.
За 30 лет эксплуатации вездеходы «Витязь» успешно зарекомендовали себя в самых сложных дорожных и климатических условиях Сибири, Дальнего Востока и даже Крайнего Севера. Технические характеристики транспортера позволяют ему без труда передвигаться по снегу, болоту, лесистой местности и других видах бездорожья при окружающей температуре от -50 до +40 °C.
Названия модификаций обозначают вид топлива и грузоподъемность. В модельном ряду производителя присутствуют следующие модификации Витязь: ДТ-3, ДТ-5, ДТ-7, ДТ-8, ДТ-10 и ДТ-30, обладающие грузоподъемностью 3, 5, 7, 8, 10 и 30 тонн, соответственно.
Любая из перечисленных версий может быть дополнена приставкой П (например, ДТ-10П), которая обозначает, что вездеход является амфибией, то есть может передвигаться по воде.
Технические характеристики
Кузов гусеничного вездехода Витязь состоит из двух герметичных звеньев, соединенных между собой по уникальной прицепной схеме. Ноу-хау сцепки заключается в использовании управляемых гидроцилиндров, которые позволяют поворачиваться двум частям вездехода в вертикальной, горизонтальной и продольно-вертикальной плоскостях.
В первом звене размещены посадочные места экипажа (от 4 до 7 человек), отсек для мотора и коробки передач, а также тентовый кузов.
Второе звено используется в качестве дополнительного грузового тентового кузова или кузова-платформы, на который можно установить любое технологическое оборудование.
В движение вездеход Витязь приводит V-образный дизель ЧТЗ В-46-5С мощностью 710 лошадиных сил, альтернативу которому составляют турбированные дизельные моторы ЯМЗ 840 и «Cummins».
Трансмиссия с 1-ступенчатым гидротрансформатором позволяет крутящему моменту плавно передаваться пропорционально сопротивлению движению. 4-скоростная механическая коробка передач опционно заменяется 6-диапазонной АКПП «Allison».
Дополнительное улучшение показателей проходимости обеспечивают гусеницы со стальными поперечинами, которые уменьшают давление на проходимую поверхность (рыхлый снег, болотистый грунт). Мягкость хода транспортера достигается за счет использования энергоемкой независимой торсионной подвески. Кроме того, благодаря уникальному строению колес и поперечин, ходовая Витязя обладает защитой от обледенения и самоочиской от снега и грязи.
Предпосылкой к созданию подобного рода техники стало отсутствие в стране вездеходов, способных перевозить большие грузы в условиях крайне низких температур, тем самым сдерживая освоение территорий крайнего севера.
Автором идеи и главным конструктором вездеходов семейства «Витязь» стал ветеран войны Константин Владимирович Осколков направленный на Ишимбайский завод транспортного машиностроения для организации конструкторского отдела. В основе его идеи лежал сочлененный танк братьев Форсайт из США. Машина состояла из двух частей, которые могли двигаться в трех плоскостях относительно друг друга. Через специальный привод усилие передавалось на второе звено, таким образом, проходимость увеличивалась в два раза.
Одной из главных проблем при создании «Витязя» стало создание поворотно-сцепного устройства, которое обеспечивало бы распределение усилий между двумя модулями и передавало бы тягу на второе звено. Разработка только этого узла заняла 2 года.
Первые ходовые испытания экспериментального вездехода начались в 1971 году, они показали, что для подобного рода машин просто не существует препятствий. Когда работы над проектом были завершены, на свет появился не имеющий аналогов в мире тяжелый гусеничный вездеход, способный перевозить грузы весом до 30 тонн в условиях полного бездорожья и даже по воде. За его разработку и освоение главный конструктор К.В. Осколков был награжден орденом Ленина в 1981 году. Серийное же производство вездеходов «Витязь» началось в 1982 году.
В настоящее время вездеходы «Витязь» мелкосерийно выпускают в различных модификациях, в том числе и плавающие варианты, как для гражданских нужд, так и для нужд Министерства Обороны. На базе вездеходов «Витязь» выпускают различные технологические комплексы - бурильные, автономные жилые, аварийно-ремонтные и т.д.
Дизайн и конструкция
Вездеходы семейства «Витязь» отличаются оригинальной компоновкой, состоят из двух цельнометаллических звеньев соединенных между собой по прицепной схеме. Первое звено предназначено для экипажа и оснащено автономными системами обогрева и вентиляции, в нем расположена кабина водителя и пассажирский отсек вместимостью до 7 человек включая водителя. Сразу за кабиной располагается моторно-трансмиссионный отсек. Второе звено, соединенное при помощи специального поворотно-сцепного устройства представляет собой грузовую платформу закрытую брезентовым тентом.
Поворотно-сцепное устройство (ПСУ) снабжено двумя гидроцилиндрами управления, при помощи которых водитель может управлять складыванием звеньев в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Благодаря такой конструкции вездеходы «Витязь» обладают потрясающей проходимостью и способны преодолевать препятствия высотой до 1.5 метров и шириной до 4 метров.
Вездеходы «Витязь» в зависимости от модификации комплектуются различными дизельными двигателями с турбонаддувом, такими как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, а так же двигателями американской фирмы Cummins Inc совместно с английской 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison.
Трансмиссия вездеходов «Витязь» либо гидромеханическая 4-скоростная полуавтоматическая, либо 6-скоростная автоматическая в зависимости от двигателя. Торможение осуществляется благодаря ленточным тормозам плавающего типа с пневмоприводом, а так же при помощи дублирующего механического привода управления тормозами переднего звена.
Вездеходы «Витязь» приводятся в движение при помощи 4 широких резинотканевых гусеничных обводов с металлическими грунтозацепами. Эти гусеницы обеспечивают высокую проходимость, а так же низкое давление на грунт, обеспечивая экологическую безопасность по воздействию на почвенно-растительный покров без срыва и разрушений. Мягкость движения вездеходов достигается благодаря независимой торсионной подвеске оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем, ведущим колесам с полиуретановым покрытием, а так же резиновым элементам в ходовой части.
Модификации
ДТ-2П «Витязь»
Перспективная модель вездехода весом 5500 килограмм и грузоподъемностью 2 тонны. Вездеход предназначен для эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства. Комплектуется дизельным двигателем C-173 фирмы Cummins.
ДТ-3П «Витязь»
Транспортер грузоподъемностью 3 тонны и весом 7300 килограмм ДТ-3П (буква «П» означает плавающий). Комплектуется американским 6-цилиндровым турбодизелем с прямым впрыском «Cummins» QSB 6.7 объемом 6,7 литров и мощностью 240 лошадиных сил, а так же 5-ступенчатой автоматической коробкой передач «Allison» серии 3000. Вездеход оборудован автономной системой подогрева двигателя и салона.
ДТ-5П «Витязь»
Очередной плавающий вездеход грузоподъемностью 5 тонн и весом 12 тонн. Транспортер «Витязь» ДТ-5П комплектуются дизельным двигателем Cummins L 360 20 мощностью 360 лошадиных сил, гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач и способен развивать скорость до 40 км/ч по суше и до 5 км/ч по воде.
ДТ-7П «Витязь»
15-тонный гусеничный транспортер грузоподъемностью 7 тонн. Техническое оснащение, как и у предыдущей модели.
ДТ-8П «Витязь»
Данная модель получила более мощный дизельный двигатель ЯМЗ-8424-10 мощностью 470 лошадиных сил. Вездеход при собственной массе 19 тонн способен перевозить крупногабаритные грузы весом до 8 тонн на скорости до 40 километров в час.
ДТ-10П-1 «Витязь»
Транспортер весом 21,5 тонны предназначен для перевозки грузов весом до 10 тонн. Комплектуется 12-цилиндровым V-образным двигателем ЧТЗ В46-5С мощностью 710 лошадиных сил и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач.
ДТ-10ПМ «Витязь»
Модернизированный двухзвенный гусеничный вездеход для Министерства Обороны с броневой защитой кабины. В связи с увеличением масса вездехода до 27 тонн мощность двигателя повышена до 800 лошадиных сил (двигатель ЯМЗ 8401.10-09), при этом грузоподъемность так же составляет 10 тонн. Вездеходы ДТ-10ПМ «Витязь» способны без проблем эксплуатироваться при температуре окружающей среды от - 45 до + 40 градусов Цельсия.
ДТ-20ПМ «Витязь»
Очередной плавающий вездеход-амфибия для Министерства Обороны грузоподъемностью 20 тонн.
ДТ-30ПМ «Витязь»
Гусеничный транспортер Министерства Обороны грузоподъемностью 30 тонн и точно такой же массой. Как и две другие модификации получил 800-сильный дизельный двигатель и способен развивать скорость до 45 километров в час.
Вездеход модификации ДТ-30 «Витязь» – уникальное транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для эксплуатации в условиях бездорожья и суровых климатических условиях (при температуре от +40 до –50 °С).
Конструкция двухзвенных вездеходов модельного ряда ДТ-30 на гусеничном ходу позволяет преодолевать любые препятствия, проводить работы на низко несущих грунтах в лесистой местности, на болотах, снежной целине, пересекать водные преграды в самых тяжелых дорожно-транспортных условиях. Этот мощный и быстроходный гусеничный тягач способен эффективно выполнять поставленные задачи в суровых климатических зонах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, в северных полярных областях Земли (Арктике и Антарктике).
Особенности конструкции
Транспортер ДТ-30 оснащен сочлененными гусеничными звеньями, скомпонованными по прицепной схеме соединения, что обеспечивает высокую грузоподъемность и вместимость транспортного средства, его маневренность в тяжелых климатических и дорожных условиях. Конструкция транспортера имеет важную особенность: складывание гусеничных звеньев в двух плоскостях (вертикальной и продольной) под управлением водителя. Складывание осуществляется при помощи поворотно-сцепного устройства, усиленного дополнительными гидроцилиндрами. Маневренность и плавность хода гусеничного тягача повышается именно за счет гидроцилиндров, которые выполняют поворотные функции и выступают в качестве блокирующего устройства коробки передач.
Модификация двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 повышает показатели проходимости машины, которая в рабочем состоянии способна преодолевать вертикальные препятствия высотой до 1,5 м и глубокие рвы шириной до 4-х м.
Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Модельный ряд транспортеров «Витязь» оснащен дизелями жидкостного охлаждения (V-образными четырехтактными). Пусковая система активируется пневмопуском или от аккумулятора с напряжением батарей 24 В. Специальная система подогрева и принудительное термосифонное движение масла и охлаждающей жидкости позволяет запускать двигатель при внешней температуре–50°С.
Высокая проходимость и маневренность транспортера обеспечиваются конструкцией ходовой части. Машины оснащены четырьмя широкими гусеничными обводами из полиуретана со стальными поперечинами. Благодаря такой конструкции снижается удельное давление на грунт, повышается проходимость транспортного средства.
Конструкция ведущих колес препятствует образованию наледи на узлах ходовой части при сильных морозах. Гусеничные машины марки «Витязь» ДТ-30 обладают высоким эксплуатационным ресурсом, надежны и долговечны. Техническое обслуживание и качественный ремонт позволяют повысить эффективность работы этой незаменимой техники.
Транспортные средства марки Витязь ДТ-30 отвечают всем требованиям Минприроды России в области экологической безопасности, что подтверждается соответствующими сертификатами. По уровню безопасности для окружающей среда гусеничные транспортные вездеходы и их модификации превосходят все отечественные и зарубежные аналоги.
Модификации
Конструкция транспортера предусматривает широкие возможности для модернизации и повышения технико-эксплуатационных характеристик машины. Вездеходы ДТ-30 можно использовать под монтаж специального дорожно-строительного оборудования в качестве универсального шасси. Плавающие модели вездеходов обозначаются литерой «П» в наименовании транспортного средства.
Витязь ДТ-30Э
Нестандартный экскаватор «Витязь» выпускается на конструктивной базе двухзвенного транспортера ДТ-30П путем монтажа дополнительной установки – экскаваторного оборудования. Этот вид техники предназначен для ведения дорожно-транспортных и землеройных работ, перевозки грузов с низкими показателями устойчивости грунта. Модель экскаватора ДТ-30 оборудована тремя аутригерами с автоматическим управлением. Гидравлические выносные опоры, в сочетании с двухзвенным шасси повышают технико-эксплуатационные характеристики транспортного средства: повышают его проходимость, маневренность., скорость. Кроме того, увеличивается грузоподъемность экскаватора, что позволяет перевозить в кузове оборудование массой до 12 тонн. Шасси предусматривает возможность установки дополнительного оборудования: компрессора, сварочного устройства, гидроманипулятора и т.д.
Экскаватор Витязь ДТ-30ПЭ1
Экскаватор нестандартный «Витязь» ДТ-30ПЭ1 эксплуатируется при проведении строительных и землеройных работ, используется для транспортировки грузов на неустойчивых грунтах (вода, снег, болото, пересеченная местность). Машина отличается удобством конструкции: имеет откидные борта кузова второго звена, которые легко снимаются. Особенностью этой модели является конструктивное сочетание деталей, повышающее эксплуатационный потенциал техники – гидравлического манипулятора, сварочного агрегата, насоса, компрессора и т.д.
Технические характеристики
Вездеходная гусеничная техника ДТ-30П “Витязь” и нестандартные экскаваторы, произведенные на ее базе, имеют следующие технические характеристики:
Вездеход ДТ-30П “Витязь”
- Габариты техники (в м): 15,9 х 3,1х 3,3 (длина, ширина, высота).
- Масса транспортного средства в снаряженном состоянии: 28 т.
- Грузоподъемность: 30 т.
- Мощность двигателя: 800 л.с.
- Скорость (на плаву): 4 км/ч.
- Скорость по суше: 47 км/ч.
- Количество мест в кабине водителя: 5.
- Угол подъема на спуске (при сухом грунте): 30°.
- Максимальный крен: 15°.
Экскаватор Витязь ДТ-30Э
- Вес эксплуатационный: 39 т.
- Максимальная скорость движения: 37 км/ч.
- Мощность двигателя: 59,6 кВт.
- Глубина преодоления препятствий (брода): 1,8 м.
- Глубина вкапывания: 4,65 м. Вес груза: 11,5 т.
Экскаватор Витязь ДТ-30ПЭ1
- Двухзвенный транспортер ДТ-30П.
- Оборудование экскаваторное ЭО-3323А
- Вес эксплуатационный: 38 т.
- Мощность двигателя 59,6 кВт.
- Скорость движения: 37 км/ч.
- Грузоподъемность 11,5т.
- Глубина выкапывания грунта 4,65 м.
Видео: Тест снегоболотоходного двухзвенного гусеничного тягача ДТ – 30П
Достоинствами гусеничных транспортеров и экскаваторов «Витязь» ДТ-30 всех модификаций являются: высокая скорость передвижения, производительность, многофункциональность, проходимость и высокоманевренность, надежность, долговечность, удобство эксплуатации и технического обслуживания.
ДТ-10 «Витязь» - это двухзвенный гусеничный вездеход, предназначенный для транспортировки в самых сложных дорожных и климатических условиях: Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток с грунтами низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) и при температуре окружающей среды от - 50 до + 40 °C.
Наш завод производит новые автомобили, а также проводит полный цикл регламентных работ по модернизации “Витязь” ДТ-10П, полученных с консервации, под нужды геологоразведки, сейсморазведки, изысканий, для обеспечения буровых скважин, перевозки людей и грузов.
ДТ-10 - сочленённая гусеничная транспортная машина сочетает в себе большую грузоподъёмность (до 10 тонн) и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в тяжёлых дорожно-климатических условиях.
Компоновка транспортеров «Витязь» выполняется по прицепной схеме соединения двух звеньев - два сварных герметичных корпуса-звена. На первом - кабина экипажа на 4-7 человек, оборудованная автономными системами обогрева и вентиляции; моторно-трансмиссионное отделение; кузов с тентом. Второе звено может быть выполнено в виде кузова с тентом или кузова-платформы для монтажа технологического и иного оборудования. Вариантное исполнение вездеходов предусматривает установку вместо кузовов грузовой платформы на оба звена.
Доработка и переоборудование
Наш завод выполняет доработку и переоборудование “Витязь ДТ-10П” новыми комплектующими, приобретаемыми у производителей и официальных дилеров. По желанию заказчика можем осуществить монтаж Вашего оборудования, а также оборудования, приобретённого у частных лиц (краново-манипуляторных установок, эксковаторов, буровых станков, ёмкостей и т.д.)
Двигатель
Вездеходы оснащаются четырехтактными V-образными многотопливными быстроходными дизелями жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя. Пуск двигателей осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей напряжением 24 В, или пневмопуском сжатым воздухом из баллонов. Комбинированная система подогрева, с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, производит запуск двигателя при температуре окружающей среды до −50°С. Данные снегоболотоходы оснащаются дизельными двигателями с турбонаддувом.
Поворотно-сцепное устройство
Конструкция поворотно-сцепного устройства позволяет независимо поворачиваться звеньям машины в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскостях. Отличительной особенностью конструкции являются расположенные на поворотно-сцепном устройстве гидроцилиндры вертикального и горизонтального складывания, управляемые с места механика-водителя. Гидроцилиндры горизонтального складывания работают в качестве поворотного устройства и обеспечивают высокую маневренность машины. Гидроцилиндры вертикального складывания выполняют роль амортизаторов - обеспечивают высокую плавность хода при движении; устройства принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости - позволяют преодолевать вертикальные стенки высотой до 1,5 метров. Возможность принудительного блокирования гидроцилиндров вертикального складывания позволяет переезжать рвы шириной до 4 метров. Обеспечивая взаимный поворот звеньев в продольно-вертикальной плоскости, ПСУ позволяет гусеницам транспортера иметь максимальное сцепление с грунтом.
Ходовая часть
Четыре широких активных резинометаллических гусеничных обвода со стальными поперечинами обеспечивают низкое удельное давление на грунт и высокую проходимость. Независимая высокоэнергоемкая торсионная подвеска оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем (гусматик) создает мягкость движения транспортера. Ведущие и направляющие колеса покрыты специальным полиуретановым покрытием, в ходовой части используются резиновые элементы - все это демпфирует рывки и удары, обеспечивает плавность хода при движении машины, увеличивая ресурс ходовой части и трансмиссии в целом. Конструкция ведущих колес предотвращает обледенение узлов ходовой части при отрицательных температурах. Шаг расположения поперечин подобран для эффективной самоочистки от грязи, снега и льда элементов ходовой части транспортера.
После каждого переоборудования изменения отражаются в ПСМ автомобиля в ГосТехНадзоре, мы осуществляем процедуру переоборудования «под ключ».
В этой машине удивительно все: размеры, расход топлива, цена и возможности. Последние настолько высоки, что вездеход ДТ-30п или «Витязь» считается едва ли не самым проходимым сухопутным транспортом на планете.
Монстр в поле
Ухабистое поле, которые мы не спеша одолевали на пикапе Toyota Hilux и пару раз сели на защиту картера, «Витязь» пролетает с такой прытью, будто это ровная столешница. Хотя слово пролетает звучит изрядным преувеличением для агрегата с максимальной скоростью под 40 км/час, но поверьте, из кабины этого монстра даже 40 км/час не кажутся медленными.
Ухабы он обтекает с мягкостью ящерицы, но вот амплитуда колебаний кабины такова, что через некоторое время хочется выйти на свежий воздух. Ну еще бы: при собственной высоте три с лишним метра «Витязь» в лоб одолевает ступеньки в человеческий рост и переезжает рвы длиной с легковушку. Когда в лобовом стекле маячит то небо, то земля, остается надеяться на крепость вестибулярного аппарата.
Но является ли он самым проходимым на планете? Для каждых условий хорош свой тип вездехода, но по совокупности качеств «Витязь» если не самый проходимый, то один из.
Судите сами: суммарная ширина двух гусениц — как легковой автомобиль. Они почти смыкаются под корпусом машины, поэтому просвет в 40 см, по сути, не особенно нужен: чаще всего «Витязь» попросту обкатывает препятствия своими траками. Передняя часть машины скошена вровень с гусеницами, а перед атакой особенно сложных уклоном «Витязь» способен изгибаться, задирая верхнюю часть. А давление на поверхность меньше, чем у ног человека, что позволяет ездить по снегам и болотом, не слишком утопая.
Утопить его в принципе непросто, потому что «Витязь» прекрасно плавает. Нам, среднестатистическим водителям, сложно представить, как кусок металла массой 30 тонн может плавать, да еще с грузом, но посмотрите на фото: осадка порожнего «Витязя» на плаву доходит до середины кузова, а расположенные сверху воздухозаборники обеспечивают работу двигателя, даже если машина ушла под воду по верх стекол. Гребет «Витязь» гусеницами, но по заказу доступен винт, с которым скорость на воде возрастает с 5 до 15 км/час.
Прицеп с мотором
Опытные джиперы тут же заявят, что, мол, прицеп для внедорожника — что кандалы. Но второе звено «Витязя» никакой не прицеп, а единая часть машины, которая соединяется с основной через гидравлическую сцепку. Смысл такой конструкции прост: если сделать цельный вездеход такой длины (почти 16 метров), он станет неповоротливым. А так две половинки «Витязя» изгибаются в двух плоскостях, что позволяет ему поворачивать, обтекать холмы и выгибаться превентивно перед проездом сложных участков.
А еще он полноприводный. Все четыре гусеницы ведущие, а три дифференциала — блокируемые. Добавьте к этому 800-сильный дизель ЯМЗ-8401, момент которого усиливается гидромеханической трансмиссией: если что-то и остановит этот гусеничный поезд, то остальные вездеходы встанут еще раньше. Некоторые версии «Витязя» оснащаются мотором В-46 — потомком дизеля В-2 от танка Т-34, но в полтора раза более мощного.
Чтобы попасть в кабину, нужно взобраться по лестнице примерно на уровень второго этажа, и тем любопытнее найти здесь не танковый склеп, а вполне комфортабельный салон, больше напоминающий интерьер грузовиков. Основная разница — в невероятной ширине машины, потому что в ряд садятся четыре человека, а на деле может и шесть. Еще несколько мест есть на втором ряду.
За «баранкой»
Управление вездеходом на удивление несложное: жми педали да рули. Выбор в пользу руля объясняется просто: машина поворачивает не за счет торможения одного ряда гусениц, а благодаря излому сцепки. Руль позволяет плавно контролировать степень этого излома, и управление в целом напоминает автомобильное. Но с поправкой на габариты, потому что маневренность «Витязя» — хуже, чем у фуры.
Коробка передач гидромеханическая, то есть педалей лишь две (газ и тормоз), а вместо рычага коробки — несерьезного вида селектор под рулем. Но выбор передач целиком за водителем: селектором он указывает, какую ступень из четырех возможных активировать, остальное сделает гидравлика.
«Витязи» — недешевые игрушки, если сказать мягко. Вообще за новый ДТ-30п простят около 40 млн рублей, подержанные экземпляры продаются по ценам от 10 млн рублей. Дорого? Ну еще бы. По меркам частников его цена, сложность и сопутствующие расходы где-то за гранью понимания.
Например, расход топлива по бездорожью достигает 300 л/100 км. На это работает и масса машины, и сложная трансмиссия, и гусеничный движитель. Колесные автомобили на шинах низкого давления как правило экономичней и быстрее, но, когда дело доходит до перевозки тяжестей по слабонесущим грунтам, альтернатив гусеничному ходу нет.
Зачем все это?
Для чего вообще нужны такие исполины? «Витязи» разрабатывались в разгар холодной войны, и основной задачей была перевозка баллистических ракет по тяжелому бездорожью. Идея была такой: забросить ракету в настолько глухую тундру, где искать не будет никто.
Невероятные возможности «Витязя» будоражили фантазию разработчиков, поэтому появилось множество проектов гражданского и военного назначения, включая мобильные крепости с вооружением для борьбы с танками и авиацией.
Но большая часть грандиозных проектов так и остались на кульманах. Армия приняла «Витязь» прохладно, поскольку он был все-таки грузовиком, а не бронемашиной.
Несколько раз его существование оказывалось под угрозой, но «Витязи» спас нефтегазовый сектор России и геологоразведка: на севере такие машины используются для доставки грузов и в качестве шасси для спецоборудования: краны, экскаваторы, платформы, пожарные машины.
В последние годы интерес в «Витязю» проявили и военные: связано с это с освоением Арктики. Низкое давление на поверхность (0,3 атмосферы) позволяют вездеходу двигаться с грузом по льду, хотя во время испытаний на маршруте Тикси-полуостров Котельный одна из машин провалилась под лед. Но, главное, не утонула: члены экспедиции спасли и вездеход, и бочки с топливом, которые он вез.
Производство машин серии ДТ с 1982 года идет на заводе в Ишимбае, и, если кому-то «тридцатка» кажется избыточной во все смыслах, завод предлагает альтернативы грузоподъемностью 5, 7 и 10 тонн. Все они построены по единой схеме сочлененного гусеничного вездехода, но остаются самостоятельными разработками.
Но королем бездорожья все-таки является «Витязь», хотя бы потому, что прямых аналогов ему попросту нет. А колесные внедорожники после знакомства с ним и вовсе кажутся пузотерами.