Постоянный уход за лакокрасочным покрытием - это работа, которая всегда себя оправдывает, так как матовые, с царапинами лакокрасочные поверхности значительно ухудшают внешний вид автомобиля. Новая поверхность не требует большого внимания. Достаточно постоянной мойки и устранения следов от ударов камней, пятен асфальта и остатков насекомых. Уход за лакокрасочным покрытием необходимо начинать сразу после мойки автомобиля. Солнце, дождь, соль на дорогах, грязь и другое негативное воздействие окружающей среды делают свое черное дело, поэтому лакокрасочное покрытие постоянно требует основательной чистки.
Cредство по уходу за лакокрасочным покрытием
Какое средство выбрать - зависит от состояния вашего автомобиля. Новому, хорошо сохранившемуся покрытию достаточно мягкого полироля. Он выравнивает мелкие неровности лакокрасочного покрытия, образовавшиеся от непогоды и механических воздействий. Кроме того, современные полироли имеют в своем составе восковые компоненты, которые консервируют лакокрасочное покрытие. Для нового покрытия применение сильного чистящего средства приводит к его повреждению - для старого же, имеющего множество трещин, оно в самый раз, так как результат его применения будет блестящим.
Основательный уход за лакокрасочным покрытием
Прежде всего, чистящее средство действует как полироль, его рецептура содержит относительно большие частички абразивного средства, которое удаляет сильные загрязнения. Прежде чем вы решитесь перекрасить свой потрепанный временем автомобиль, попытайтесь применить качественное чистящее средство. Как правило, чистящие средства не содержат консервирующих компонентов. Поэтому подготовленное (очищенное) лакокрасочное покрытие на втором этапе покрывается автомобильным воском.
Вредное воздействие солнца на лакокрасочное покрытие
При новом или восстановленном лакокрасочном покрытии рекомендуется два-три раза в год проводить консервацию. Она поддерживает блеск и оптимизирует защиту покрытия на долгое время. Большинство полиролей и чистящих средств на ярком солнце воздействуют очень агрессивно на лакокрасочное покрытие. Поэтому проводите работы лучше в тени или в гараже, там химические соединения не имеют никаких шансов повредить лакокрасочное покрытие вашего автомобиля.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Тщательно вымойте и высушите автомобиль.
2. На относительно не бросающемся в глаза месте вначале проверьте, как взаимодействует лакокрасочное покрытие с полиролем.
Наносите только тонкий слой средства, так как слишком большое количество чистящего средства сошлифовывает больший слой лакокрасочного покрытия, чем требуется. Лучше чистите поверхность в несколько приемов.
3. Наносите полироль или чистящее средство хлопчатобумажной и синтетической ватой (тампоны размером с кулак). Втирайте средство круговыми движениями с легким нажимом. Всегда обрабатывайте только малую площадь.
4. Уже после короткого времени действия образуется сухой белый слой средства, который полируется круговыми движениями. При сильно поврежденном лакокрасочном покрытии обратите внимание на края. Не обрабатывайте одно место слишком долго, иначе сошлифуете покрытие до грунтовки.
5. Регулярно меняйте или поворачивайте ватный шарик, так как его поверхность засоряется частицами полироля или чистящего средства.
6. Для удаления оставшегося полировального вещества и волокон ваты в конце работы протрите поверхность чистой хлопчатобумажной тряпкой.
К атегория:
Автомобильные эксплуатационные материалы
Материалы для ухода за лакокрасочными покрытиями
Для снижения затрат на окраску автомобиля, особенно легкового и автобуса, необходимо увеличивать сроки между очередными покрасками. Это можно обеспечить применением соответствующих лакокрасочных материалов, соблюдением определенных требований при нанесении лакокрасочных материалов и надлежащим уходом за лакокрасочным покрытием.
Уход за лакокрасочным покрытием предусматривает прежде всего предупреждение его механического повреждения. Если в результате механических повреждений не полностью разрушается покрытие, а образуются лишь трещины или царапины, то они способствуют проникновению в покрытие влаги и как следствие коррозионному его разрушению или разрушению покрытия частицами льда при низких температурах.
Нефтепродукты разрушающе действуют на лакокрасочные покрытия. Особенно чувствительны к их действию покрытия с масляно-смоляными пленкообразователями (глифталевые, пентафталевые эмали и др.). Более стойки к нефтепродуктам синтетические эмали и нитроэмали, но и их следует оберегать. Любое загрязнение лакокрасочных покрытий, в том числе грязью и пылью, вызывает их преждевременное разрушение. Чтобы избежать этого, окрашенные поверхности подвергают регулярной мойке. При этом обращают внимание на тог чтобы не наносить механических повреждений смываемыми твердыми частицами и не допускать резких перепадов температур окрашенной поверхности и воды.
В конце мойки для удаления остающегося налета кузов протирают губкой, мягкой волосяной щеткой, замшей или фланелью с непрерывной поливкой водой. Затем поверхность с лакокрасочным покрытием протирают насухо, не давая высохнуть отдельным каплям, чтобы не образовались пятна. При механизированной мойке влага удаляется обдувкой кузова сжатым воздухом.
Удалять пыль и грязь с лакокрасочного покрытия легкового автомобиля сухими обтирочными материалами не следует.
Места кузова, загрязненные минеральным маслом, протирают мягкой ветошью, слегка смоченной бензином.
Периодически лакокрасочное покрытие можно промывать водными растворами моющих составов (АМ-1, «Автошампунь» и др.).
Нежелательно, чтобы на окрашенной поверхности длительное время находилась влага, так как она может проникнуть к металлу, вызвать коррозию и разрушение покрытия. Замерзание воды на покрытии вызывает образование в нем трещин.
Солнечные лучи оказывают на лакокрасочное покрытие заметное разрушительное действие. Под их влиянием происходит изменение цвета пигмента, выделение его на поверхности покрытия, а также разрушение пленкообразователя. Поэтому, когда автомобиль не находится в движении, его следует держать в тени или под навесом.
Однако через определенное время этих мер оказывается недостаточно и нужно полировать окрашенные поверхности легковых автомобилей. Полированием снимается тонкий слой покрытия и устраняются мельчайшие невидимые глазом трещины, рассеивающие падающие на поверхность лучи света, обнаруживаемые по потускнению покрытия и по потере глянца. Этим самым устраняется возможность прогрессивного увеличения трещин и разрушения покрытия, восстанавливается блеск и внешний вид покрытия.
С этой целью применяют различные полирующие жидкости и пасты. Они содержат тонкий абразив, кроме того, в их состав могут входить масло, воск, растворитель и вода. Воск заполняет поры покрытий и сглаживает микроскопические неровности. Для сохранения толщины эмалевого слоя не следует без необходимости применять полирующее средство с крупным абразивом и слишком часто полировать.
Перед полированием окрашенную поверхность тщательно промывают и протирают. Полирующий состав наносят тонким слоем тампоном из фланели или другой мягкой ткани на поверхность кузова участками, а после его высыхания поверхность протирают байкой или фланелью до появления блеска.
1. Автошампуни - растворяются в воде и используются для мойки автомобиля. Могут содержать полирующие добавки, придающие ЛКП блеск и недолговременную защиту от воздействий внешней среды.
2. Шампуни-очистители - в концентрированном виде удаляют устойчивые пятна от насекомых, смолы и др. с ЛКП, в разбавленном - используются как обычный автошампунь.
3. Безводные смывки
- применяются для локального удаления загрязнений (например, птичьего помета) с кузова и деталей отделки машины.
Полироли.
4. Полироли
Абразивные - содержат частицы, "сдирающие" верхний (микронный) слой ЛКП, окислившийся от вредных воздействий ОС и позволяющие загладить мелкие царапинки, освежить и подравнять цвет, вывести матовость после неудачной "гаражной покраски". Бывают разной степени "тонкости" - от Hi Tech Rubbing Compound (наиболее крупное зерно) до Color Back (наиболее щадящая жидкая полироль с мелкодисперсными абразивными частицами). Для покрытий "металлик" и "перламутр" используются только специальные абразивы, имеющие отметку: "Metallic Finish Restorer" (восстановитель поверхностей "металлик") или аналогичную, свидетельствующую, что данный продукт не оставит "потертости" на лаковом слое.
ВНИМАНИЕ! Нельзя применять обычные абразивные полироли на машинах, окрашенных красками "металлик" и "перламутр" во избежание появления трудновыводимой матовости на лаковом (верхнем) слое покрытия!
И еще одно общее замечание: не стоит увлекаться без необходимости абразивными полиролями и хвататься за банку при появлении каждого нового "волоска" под задним бампером. Все же это механическое воздействие на ЛКП, которое по своему эффекту от чрезмерного употребления сродни отбеливателям зубной эмали - от слишком усердного "надраивания" эмаль истончается. Если есть возможность обойтись локальной обработкой, не надо полировать всю машину. Но если все же абразив необходим, то лучше дважды отполировать более тонким, нежели один раз, но более грубым. Это не значит, что абразивные полироли вредны или опасны, но при их применении все же надо знать меру.
Цветообогащенные - содержат пигменты основного тона краски, подходят для гаммы оттенков основного тона. Так, например, белая цветообогащенная полироль используется для обработки ЛКП ярко-белого, "Сафари", "Белая ночь", "Жасмин" и др. "белых" цветов. При обработке пигменты "втираются" в микротрещины ЛКП, заполняют мелкие риски и царапинки. Используются для освежения цвета кузова, ретуши "волосяных" царапин от неправильного ухода за ЛКП. Защитного покрытия практически не создают, без дополнительной обработки нестойки и требуют регулярного обновления (раз в 2 недели, в среднем). Подходят для всех типов покрытия "металлик", "перламутр", "матовых".
Защитные - с добавками тефлона, уретана и других синтетических веществ. В процессе обработки происходит реакция полимеризации с верхним слоем ЛКП, что позволяет создать защитное покрытие, довольно стойкое к воздействиям ОС, облегчающее мойку машины и способствующее меньшему загрязнению ЛКП. При соблюдении технологии обработки и в зависимости от выбранного препарата защищают на 1.5 - 3 месяца (с учетом климатических особенностей сезона). Могут использоваться отдельно или в комплексе по уходу за ЛКП в качестве верхнего слоя. В продаже есть отдельные варианты для покрытий "металлик", хотя в принципе, защитные полироли универсальны (если иное не оговорено производителем в инструкции). Отдельные фирмы поставляют препараты, способные создать защитное покрытие на срок до 4-х лет, но это уже не просто полироль, а защитный комплекс, который доступен отнюдь не всем (около 1000 руб за флакон).
ВНИМАНИЕ!!! Защитные полироли нельзя наносить на поврежденное ЛКП: все сколы и царапины должны быть предварительно заделаны, в противном случае возможно усиление коррозии (если иное не оговорено производителем в инструкции). Не использовать на нагретом ЛКП во избежание появления разводов и пятен.
Восковые - бесцветные (как правило) полироли с добавками воска и/или специальных веществ, позволяющих придать ЛКП лоснящийся, "выставочный" вид. Не обладают выраженным защитным свойством, но придают краске глубокий "влажный" блеск и помогают скрыть "волосяные" царапинки и концентрические круги от неправильного ухода за ЛКП. Весьма популярны при подготовке автомашины к продаже, поскольку визуально прекрасно обновляют покрытие. Стойкость обработки не очень высокая. Отличительная особенность - довольно сложно располировывать (из-за густой консистенции восковых добавок).
Top Sealers - консерванты верхнего слоя или "ионные щиты" - более концентрированный вариант защитной полироли. Может использоваться как отдельно, так и в комплексе по уходу за ЛКП в качестве последнего слоя. Обладают высокой стойкостью к внешним воздействиям. Рекомендуются в неблагоприятных климатических условиях, а также при консервации автомобиля на длительный срок.
Экспресс-полироли - жидкие средства для быстрой обработки по технологии "нанес-протер-поехал" - для приведения машины в приемлемый вид за минимальное время. Практически не обладают защитным эффектом. Часто выпускаются в аэрозольной форме для простоты нанесения, допускается применение даже на слегка запыленных покрытиях.
Полировочные пасты - более густые полироли. Основное отличие от жидких форм в том, что позволяют нанести более толстый слой, но его сложнее располировать. Больше подходят для старых поверхностей. Обычно расфасовываются в плоские банки. Среди полировочных паст есть цветообогащенные, защитные, восковые (обычно в магазинах называются просто "воском"). Способ применения - такой же, как для жидких полиролей.
5. Очистители, восстановители и полироли прочих поверхностей
Очистители пластика, винила и резины в салоне машины - очищают, освежают цвет и придают новый вид деталям обшивки и отделки салона - обивка дверей, потолок, приборная панель, и др. Хорошо растворяют налет от табачного дыма, следы масла, смолы. При регулярном использовании предохраняют детали обшивки от растрескивания и преждевременного старения. Неплохо справляются даже с загрязнениями "отработкой" на двигателе и прочих элементах подкапотного пространства. Хороший результат при удалении следов полироли с окантовок стекол, молдингов и прочих элементов кузова. Не портят ЛКП автомобиля.
Очистители колесных дисков - используются для ухода за поверхностями дисков, удаляют загрязнения от колодок, гудрона и др., позволяют продлить срок жизни поверхности. Целесообразны для кованых и литых дисков, как полированных, так и покрытых эмалью.
Очистители поверхностей от насекомых и смолы - удаляют следы от насекомых и другие устойчивые загрязнения, растворяют битум, удаляют застарелые пятна.
Полироли приборного щитка - мягко очищают и придают новый, блестящий вид пластиковым деталям, приборному щитку и др. Кондиционируют поверхность, снимают статический заряд и препятствуют дальнейшему налипанию пыли. Обычно выпускаются в аэрозольной форме или в виде пропитанных составом губок для протирки поверхностей. Промежуточная версия между полиролями и очистителями обладает и хорошим чистящим эффектом, придавая поверхности мягкий, шелковистый блеск. Это средство лучше не использовать на руле, ручке стояночного тормоза и рычаге переключения КПП, поскольку обработанная поверхность получается довольно скользкой, и рука может соскользнуть в самый неподходящий момент.
Очистители двигателя - подразделяются на пенные (подлежат дальнейшей смывке водой, после растворения загрязнений) и спреи (жидкости) для очистки элементов подкапотного пространства. Эффективно растворяют отложения устойчивых загрязнений (отработанное масло и др). Перед применением желательно выяснить, как влияет купленный состав на ЛКП - дело в том, что эти средства довольно агрессивны и вполне могут подпортить краску и пластиковые элементы (провода, крышки и др).
Очистители стекла - составы с нашатырем (как правило, стоит пометка "With Ammonia") для протирки стекол. Удаляют грязь, налет от табачного дыма и др. Не рекомендуется протирать ими ЛКП, поскольку нашатырь вызывает помутнение краски.
Антидождь - специальный состав, наносимый на чистое сухое стекло автомобиля, на боковые зеркала и пр. Улучшает видимость при движении в дождь, позволяет в течение какого-то времени обойтись без "дворников", например, в случае их поломки. Имеет смысл держать этот препарат под рукой, если вызывает сомнение надежность работы стеклоочистителей (не заменяет необходимость их ремонта.
Полироли стекла - способность при ручной обработке сошлифовывать мелкие царапины и потертости с лобового стекла явно преувеличена. Возможно, применение шлифовальной машинки способно улучшить результат, но это сомнительно. Эффективен на новых стеклах, придает "хрустальную" прозрачность. Неплохой эффект достигается при полировке стекол фар, подфарников - снимает "мутность".
Очистители и полироли для черного пластика и винила - используются для обновления внешнего вида пластиковых бамперов и шин, подкрашивают, возвращают "новый" вид, придают блеск и защищают от преждевременного старения.
Очистители и полироли хрома - удаляют загрязнения и пятна коррозии с бамперов и других хромированных поверхностей и защищают от появления новых пятен, создавая защитную пленку на поверхности. Кстати, не очень застарелые пятна можно оттереть WD-40 и не тратиться на покупку дорогой банки.
Преобразователи ржавчины - для вытравления пятен коррозии и подготовки обработанной поверхности к подкраске. Две основные категории: для локального применения и для обработки обширных поверхностей, поврежденных коррозией.
Внимание!!! На внешних поверхностях использовать с осторожностью, по возможности, не попадать на ЛКП, так как остаются черные пятна, требующие для удаления значительных усилий. Перед нанесением преобразователя поверхность следует слегка зачистить, поскольку "раковина" (пузырек, с которого и началось это мерзкое рыжее пятно на боку любимца) находится под более рыхлым, поверхностным слоем ржавого металла. Для зачистки подойдет маленький кусочек мелкой шкурки (из первых номеров), укрепленный на брусочке или другом держателе подходящей конфигурации. После того, как обработанное место изменит цвет с рыжего на черный (темно-серый или какой-нибудь другой - зависит от марки средства), поверхность следует промыть от остатков средства и подкрасить (загрунтовать, и т.д. - в зависимости от конкретной задачи).
Ремонтные (восковые) карандаши - используются для косметической заделки царапин и мелких сколов, поверх нанесенного карандаша для продления "срока службы" очень желательна защитная полировка. На "плоские" сколы карандаш не ложится, ему не за что "зацепиться" при нанесении. Места, обработанные восковым карандашом, требуют периодического подновления, поскольку результат подкраски не очень стойкий.
Ремонтные флакончики (краска, лак) - небольшие флакончики с акриловой краской (лаком) мгновенной воздушной сушки, используются для подкраски сколов. В крышку флакончика вставлена маленькая кисточка, что позволяет обрабатывать мелкие сколы и царапины. Перед нанесением поверхность необходимо промыть, удалить следы коррозии и обезжирить (например, уайт-спиритом). Подбираются по номеру краски, который совпадает со стандартной нумерацией цветов. Однако перед применением имеет смысл проверить, подходит ли оттенок, на незаметном месте. Из наиболее распространенных "подкрасок" стоит отметить Dupli-Color (AGA) и MOTIP.
Чтобы предотвратить преждевременное старение лакокрасочного покрытия автомобиля, сохранить его блеск, цвет и защитные свойства, необходим постоянный уход за покрытием. Уход заключается в регулярной мойке покрытий, восстановлении блеска обработкой полирующими составами, а в случае необходимости- устранении мелких дефектов покрытий (сколы, трещины, царапины) до того, как начавшаяся в месте дефекта коррозия распространится.
Лучше всего мыть автомобиль из шланга холодной водой под небольшим давлением. Если это невозможно, то кузов можно поливать водой из ведра, лейки и т. д. Начинать мытье нужно с наиболее загрязненных мест: колес, внутренней поверхности крыльев, шасси. Затем мыть весь автомобиль сверху вниз, начиная с крыши так, чтобы смываемая грязь не попадала на уже вымытые части кузова.
Засохшую грязь нужно размачивать водой до тех пор, пока она не станет жидкой и будет легко сниматься. Недопустимо удалять грязь соскабливанием или оттиранием с применением больших механических усилий, так как при этом неизбежно повреждается лакокрасочное покрытие.
Нельзя удалять пыль и грязь с кузова автомобиля, протирая его сухим обтирочным материалом, так как при этом покрытие повреждается песчинками. На нем появляются многочисленные мелкие царапины, теряется блеск покрытия. Нельзя мыть кузов горячей и морской водой, потому что это приводит к прежде^ временному старению и разрушению покрытий.
Избегайте мытья машины при температуре ниже нуля. Не создавайте резкого перепада температур на лакокрасочном покрытии, т. е. не мойте холодный кузов горячей водой, а нагретый кузов - холодной.
Процесс мойки значительно ускоряется, а машина становится несравненно чище, если в воду добавлять специальные моющие средства - автошампуни. В состав автошампуней входят поверхностно-активные вещества, способствующие быстрому и эффективному удалению грязи, а также специальные добавки, замедляющие процесс коррозии. Автошампуни безвредны для лакокрасочных и гальванических покрытий, резины. Все другие моющие средства (стиральные порошки, сода и пр.) вызывают потускнение и разрушение покрытий, поэтому применять их для мытья автомобилей не рекомендуется.
Промышленность выпускает разнообразный ассортимент автошампуней.
Таллинский химкомбинат "Орто" производит автошампунь "АШ-74", предназначенный для мытья наружных поверхностей и покрытых кожей или пластикатом внутренних поверхностей, а также сидений автомобилей.
При приготовлении раствора для мытья нужно 50 г автошампуня растворить примерно в 10 л воды. Мыть следует губкой, мягкой щеткой или тряпкой. Вымытые поверхности сполоснуть водой.
Благодаря противокоррозионному действию автошампунь не повреждает металлических частей и не портит окрашенных поверхностей.
Аналогичными свойствами обладают: "Автошампунь концентрированный" - изготовитель Северодонецкое ПО "Азот"; "Автошампунь с осушающим эффектом" и "Автошампунь с антикоррозионным эффектом" - изготовитель ПО "Литбытхим". Последнее изготовляет также средство "Автоэмульсия", которое не только удаляет загрязнения с лакокрасочного покрытия, но одновременно восстанавливает его блеск. Автошампунь "Лак-Клин" в виде порошка выпускает Ужгородский завод бытовой химии.
"Автошампунь пенный" в аэрозольной упаковке предназначен для мытья лакокрасочных покрытий и обивки салона автомобиля. При его использовании лакокрасочное покрытие сначала нужно вымыть водой для удаления пыли и грязи. Затем пену из баллончика распылить на поверхность и растереть. Через минуту поверхность протереть влажной ветошью. Вымытую поверхность кузова насухо протереть хорошо отжатой губкой или замшей, не давая высохнуть отдельным каплям воды, так как они могут оставить на покрытии пятна. После этого кузов протереть сухой мягкой фланелью, открыть двери кузова, чтобы из щелей и проемов вытекла вода, попавшая при мойке, и протереть эти поверхности досуха.
В летнее время при мойке на открытом воздухе автомобиль следует помещать в тень, так как после высыхания капель воды на солнце на окрашенной поверхности остаются пятна.
В зимнее время после мытья автомобиля в теплом гараже необходимо кузов автомобиля до выезда хорошо просушить, так как невысохшие капли замерзнут на морозе, что может вызвать образование трещин в покрытии.
Если возможности высушить кузов после мытья водой в зимних условиях нет, то лучше не мыть машину, а воспользоваться автоочистителем "Зимний" (выпускает ПО "Литбытхим"), который снимает загрязнения с лакокрасочного покрытия и декоративных деталей автомобиля без применения воды.
При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном их можно удалить, протирая загрязненные места мягкой ветошью, смоченной поступающим в продажу составом "Очиститель битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочной поверхности" либо средством "Автоочиститель битумных пятен". Последнее поступает в продажу как в жидком виде, так и в аэрозольной упаковке.
После обработки указанными составами поверхность необходимо насухо вытереть ветошью. При отсутствии специальных средств пятна гудрона и минеральных масел можно удалить протиркой мягкой ветошью, слегка смоченной бензином, с последующей протиркой насухо.
Значительно продлить срок службы покрытий и поддерживать их хороший декоративный вид можно регулярной обработкой поверхности кузова автополиролями. Основным назначением полиролей является создание на лакокрасочном (гальваническом) покрытии дополнительной защитной и консервирующей пленки. Тончайшая пленка полироля предохраняет лакокрасочное покрытие от непосредственного контакта с влагой, пылью и грязью. Полироль заполняет микротрещины покрытия, увеличивает его стойкость к воздействию внешней среды, улучшает водоотталкивающую способность, снижает склонность покрытий к пылеудержанию, способствует сохранению их декоративного вида. В продажу поступает широкий ассортимент полиролей. ПО "Литбытхим" выпускает пасты "Автополироль для новых покрытий" и "Автополироль консервирующий для новых покрытий", а Бийский лакокрасочный завод - эмульсию "Автополироль для новых покрытий Сибирячка".
"Автовоск АВ-70", выпускаемый химкомбинатом "Орто" ЭССР, представляет собой пасту, предназначенную для полирования лакокрасочных покрытий. Пасту нужно наносить на очищенную поверхность тампоном или мягкой тканью. Через 5 мин поверхность протереть мягкой тканью до блеска. Пленка "Автовоска АВ-70" обладает водоотталкивающими свойствами.
Аналогом "Автовоск АВ-70" является поступающий в продажу препарат "Кар плейт" производства Голландии. Препарат взболтать и с помощью тампона или мягкой ткани нанести на поверхность автомобиля. После того как препарат высохнет, поверхность полировать куском шерстяной ткани до блеска. Препарат "Кар плейт" неморозоустойчив. Его также нельзя наносить на сильно нагретую, например солнцем, поверхность кузова.
Для чистки, полировки и консервации кузова автомобилей предназначена эмульсия "Клинер-полиш", изготовляемая Ужгородским заводом бытовой химии.
ПО "Литбытхим" и Новосибирский завод бытовой химии выпускают аэрозольный состав "Автополироль-2", предназначенный для сохранения блеска лакокрасочных покрытий.
Для ухода за новыми, находящимися в хорошем состоянии, лакокрасочными покрытиями предназначено г поступающее в магазины средство "Автобальзам" производства ГДР. Обеспечивает надежную защиту покрытий от атмосферных воздействий. Препарат наносят мягкой тканью или тампоном на чистую, сухую поверхность покрытия. Рекомендуется проводить обработку "Автобальзамом" небольшими участками поверхности по 0,4-0,6 м 2 . Когда нанесенный "Автобальзам" подсохнет и появится серый восковой налет, провести полировку поверхности шерстяной тканью до блеска. Одного флакона (250 г) препарата хватает (на 4-6 обработок автомобиля. Полировку рекомендуется проводить в тени. Средство морозоустойчиво.
Для обновления старого лакокрасочного покрытия автомобилей химкомбинат "Орто" (ЭССР) выпускает пасту "Автополироль для старых покрытий", а Бийский лакокрасочный завод - "Автополироль для обветренных покрытий ОПС".
"Полировочная вода № 1" предназначена для восстановления блеска нитроэмалевых и меламиноалкидных покрытий. Перед употреблением жидкость размешать, нанести с помощью тампона тонким слоем на тщательно вымытую поверхность покрытия и растирать круговыми движениями. Через 5 мин, когда появится белый налет, поверхность протереть чистой, сухой фланелью до зеркального блеска.
Для придания блеска старым покрытиям можно использовать также полировочную пасту ВАЗ-ОЗ, изготавливаемую Ярославским ПО "Лакокраска".
Необходимо помнить, что перед использованием всех полирующих средств поверхность покрытий нужно очень тщательно вымыть с применением автошампуней. Если на полируемой поверхности останутся песок или грязь, они при полировании поцарапают покрытие.
Пленка полироля сохраняется на обработанной поверхности в среднем от двух недель до двух месяцев (в зависимости от условий эксплуатации) и выдерживает одну-две мойки с шампунями. Автополироли в аэрозольной упаковке образуют более тонкую пленку, поэтому обработку ими надо проводить чаще, чем пастообразными.
Лакокрасочные материалы, попавшие на обивку, лучше снимать сразу, не давая им высохнуть. Для этого сначала по возможности полно снять краску чистой сухой ветошью, а затем оставшиеся следы снять тряпкой, смоченной растворителем.
Старые пятна от масляных красок легче удалить, если загрязненный участок обивки накрыть на несколько часов тканью, смоченной скипидаром, а затем уже обработать препаратом "Вици" или "Моментальный". Пятна от нитроцеллюлозных эмалей легко снять ветошью, смоченной растворителями № 646, 647, 648 или ацетоном.
Для придания блеска шинам, уплотнителям и другим резиновым деталям, восстановления их цвета и продления срока службы их можно окрасить пастообразным составом "Автокраска для резиновых деталей", выпускаемым ПО "Литбытхим" и Бийским лакокрасочным заводом, или "Краской защитно-декоративной для резиновых деталей". Краску нанести равномерным слоем кистью или тампоном на очищенную и высушенную поверхность и сушить при 18-22 °С в течение 24 ч. Затем поверхность натереть шерстяной ветошью до блеска.
При хранении автомобилей на открытом воздухе нельзя применять чехлы из водопроницаемых тканей, прилегающие к поверхности кузова, так как при этом 120 на поверхности лакокрасочного покрытия появляются пятна более светлого тона. В случае длительного контакта влажной ткани с покрытием на нем могут появляться пузыри, а также идет коррозия металла под покрытием.
Лучше всего использовать чехлы из водонепроницаемой ткани, натянутые на подпорках в виде палатки над автомобилем таким образом, чтобы между защитной тканью и кузовом автомобиля была воздушная прослойка, а также обеспечивалась постоянная вентиляция.
При длительном хранении автомобиля на открытой площадке для лучшей сохранности кузова автомобиля его можно покрыть "Автоконсервантом". Перед нанесением жидкость взболтать, а затем нанести из распылителя на чистую сухую поверхность автомобиля при температуре не ниже 5°С. Расход 80- 100 г/м 2 . При расконсервации поверхность вымыть горячей (60-70°С) водой.
Составы для защиты и очистки кожи рук при окрасочных работах. Техника безопасности при проведении окрасочных работ
При проведении окрасочных работ неизбежно загрязнение рук красками, а также соприкосновение их с растворителями. Для предохранения кожи рук рекомендуется пользоваться защитными пастами ИЭР-1, ХИОТ-6 и другими, которые после окончания работы легко смыть водой.
Очень удобна для защиты кожи рук при работе с растворителями и лакокрасочными материалами паста "биологические перчатки".
Паста "биологические перчатки" имеет состав (в % по массе):
Для изготовления пасты размельченный и просеянный казеин залить холодной водой и замачивать в течение суток. Затем набухшую смесь взбить деревянным шпателем, постепенно вводя в нее сначала глицерин, затем раствор аммиака и спирт при постоянном перемешивании. Перед употреблением пасту рекомендуется перемешать.
После растирания на кистях рук паста "биологические перчатки" высыхает за 30-40 с, образуя тонкую защитную пленку, стойкую к органическим растворителям, но легко удаляемую теплой водой с мылом. Хорошо защищает кожу рук от масел, смазок, смол, сажи и других нерастворимых в воде соединений паста "Айро", выпускаемая ПО "Латвбытхим".
Если лакокрасочные материалы все-таки попали на кожу рук, то снять их можно специально выпускаемыми для этой цели составами. Например, хорошим очищающим действием обладают паста "Ралли", выпускаемая Днепропетровским заводом химических изделий, а также паста "РЕМ", изготавливаемая Таллинским объединением "Флора". Они хорошо снимают с кожи масло, ржавчину, смазки, смолу, деготь, сажу, чернила.
"Паста моющая для рук", выпускаемая ПО "Литбытхим" и Ужгородским заводом бытовой химии, предназначена для мытья сильнозагрязненных рук, удаления с них масел, сажи, ржавчины и других нерастворимых в воде соединений. Аналогичными свойствами обладают пасты "Средство для мытья сильно загрязненных рук" и "Вега". Последняя одновременно с мытьем дезинфицирует кожу рук.
Если специальных составов для очистки рук от лакокрасочных материалов в наличии нет, то нужно сначала обтереть руки мягкой сухой ветошью, затем И слегка смочить ветошь растворителем, аккуратно протереть ею загрязненный участок кожи, вымыть руки теплой водой с мылом, вытереть их и смазать ланолиновым кремом. Для удаления с кожи рук лакокрасочных материалов следует употреблять наименее токсичные растворители: уайт-спирит, скипидар (для масляных и модифицированных маслами красок), этиловый спирт, ацетон (для лакокрасочных материалов на основе эпоксидов и нитроцеллюлозы). Недопустимо использовать для отмывания рук бензол и другие токсичные растворители. Вредными являются и многие отвердители эпоксидных олигомеров, особенно соединения аминного типа, а также катализаторы отверждения меламиноалкидных эмалей.
Поэтому помещение, в котором проводят окрасочные работы, должно иметь хорошую естественную или принудительную вентиляцию.
Большинство органических растворителей не только токсично, но и пожароопасно. Их пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые способны загораться или взрываться при внесении источника воспламенения.
Помещения, в которых проводят окрасочные работы, следует отнести к классу взрыво- и пожароопасных категории А и обеспечить первичными средствами пожаротушения в соответствии с существующими нормами . Если площадь пола помещения, в котором производится окраска, не более 50 м 2 , оно должно быть оборудовано одним углекислотным огнетушителем марки ОУ-2, ОУ-5 или ОУ-8, двумя пенными химическими огнетушителями, ящиком с песком емкостью не менее 0,5 м 3 и лопатой, войлоком, кошмой или асбестовым одеялом размером 1,5 X 1,5 м.
Растворители нужно хранить в металлических или стеклянных емкостях с плотно закрывающимися пробками. Нельзя хранить рядом растворители и кислоту для аккумуляторов, так как это может привести к воспламенению растворителей.
При работе с растворителями не допускается применять открытый огонь и использовать приборы с открытым обогревом. В помещениях, где проводят окрасочные работы, все электродвигатели и осветительная аппаратура должны быть выполнены с обеспечением правил взрывобезопасности. Тару из-под краски и стены распылительных камер следует очищать инструментом, не дающим искрения: медными или алюминиевыми скребками и щетками.
Пол окрасочной камеры для облегчения очистки его после работы можно покрывать следующим составом (в % по массе) : тальк 19; индустриальное масло 15; жидкое стекло 66. Состав наносят щетками. По мере загрязнения пола состав снимают, обливая горячей водой, или при помощи скребков.
При работе с олифами и другими лакокрасочными материалами, содержащими растительные масла, нужно помнить, что с выделением тепла они активно взаимодействуют с кислородом воздуха. В обычных условиях при образовании покрытий отвод тепла производится очень быстро. Но если отвод тепла затруднен, возможно такое повышение температуры, которое может вызвать самовоспламенение. Поэтому ветошь, пропитанную масел, после гаража.
Окраска кузовов после ремонта
Уход за декоративными лакокрасочными покрытиями автомобиля
Целесообразность противокоррозионной обработки показана нами в гл. 3. Уход за декоративными покрытиями автомобиля, проводимый после его мойки , обусловлен эстетическими требованиями к внешнему виду автомобиля, т.е. необходимостью сохранить цвет и блеск покрытия. Требования противокоррозионной защиты и эстетические чаще всего совпадают, так как чистое гидрофобизирующее покрытие с хорошим блеском (например воск) отвечает и требованиям противокоррозионной защиты.
Уход за декоративными лакокрасочными покрытиями осуществляется с помощью паст, гелей и эмульсий.
Паста - это твердая или жидкая двухфазная, мелкокристаллическая коллоидная система, состоящая из жидкого компонента и рассеянного в нем твердого мелкокристаллического (воскового, парафинового, силикатного и т. п.) компонента.
Гель - это полустабильная, однофазная, мелкодисперсная, прозрачная, опалесцирующая или полупрозрачная коллоидная система с физически связанной жидкой фазой.
Эмульсия - это полужидкая или жидкая коллоидная двухфазная мелкодисперсная система с шарообразными частицами жидкости разной величины типа "вода в масле" (В/М) или "масло в воде" (М/В).
Ниже приведены классификация (слева) и характеристика средств для ухода за декоративными покрытиями.
Технические требования и характеристика. Очищающе, полирующие средства должны содержать абразивные вещества с твердостью не выше 4 по шкале Мохса, а также смазывающие вещества, например, вазелин, минеральные и растительные масла, растительные и животные жиры (бараний или говяжий жир). Кроме этих компонентов, эмульсии содержат растворитель и эмульгатор. Паста и эмульсия должны легко удаляться смыванием теплой водой с детергентом (автомобильный шампунь). Требуется также, чтобы грязь легко удалялась с покрытия без нарушения основного слоя, при осуществлении нескольких кругообразных движений тряпкой с очищающим средством. При применении войлока и под очень легким нажимом грязь должна удаляться сразу. Этого рода средства находят применение только для очистки старого лакокрасочного покрытия, частично поврежденного коррозией. После использования рассматриваемых средств следует применить гидрофобизирующе-защитные препараты.
Полирующе-предохранительные средства должны содержать коллоидные абразивные вещества, твердость которых не может превышать 4 по шкале Мохса, а также смазывающие вещества в виде эмульсии, имеющие защитные свойства и придающие после полирования блеск. К ним относятся: синтетический или натуральный эфирный воск, окисленный микровоск, эмульгаторы, органические растворители и силиконовые масла . Эти вещества с водой образуют эмульсии типа В/М. Они должны легко удалять незначительные пятна масла и грязь с лакокрасочных покрытий при первом нанесении их на поверхность. При повторном нанесении (чистой тряпкой) должно оставаться тонкое, легко полируемое покрытие. Такого рода покрытие легко смывается под дождем и его необходимо часто обновлять. Препараты легко наносятся (без нажима) и потому удобны в употреблении. Однако гидрофобизация поверхности незначительна, а защитное действие, особенно в щелях и на стыках, невелико.
Декоративно-гидрофобизирующие средства, предназначенные для ухода, должны содержать вещества с гидрофобными свойствами, чтобы препятствовать увлажнению поверхности каплями росы и дождя. Они должны создавать покрытие, которое легко полируется до полного блеска после высыхания в течение 5-10 мин. Обычно они наносятся на новое или неповрежденное покрытие. При применении эмульсии поверхность не обязательно должна быть сухой, но если применяется гель, поверхность необходимо тщательно высушить. Препараты этого типа не должны содержать абразива, щелочных веществ типа мыл, аммиака, а также соединений, которые могли бы повлиять на изменение цвета или размягчение покрытий. Применению эмульгаторов должно предшествовать исследование, так как они могут размягчить наружный слой термического покрытия. Применение силиконового масла требует осторожности с тем, чтобы препарат не попадал на стекла. Основным сырьем для получения средств этого типа являются высокоплавкие твердые натуральные воски, силиконовое масло, стеарат алюминия и органические растворители . Покрытие это твердое, имеет защитные и декоративные свойства и не создает вторичных пятен во время мойки автомобиля или при ее загрязнении. Препараты имеют вид густых эмульсий типа М/В в виде крема, а также полупрозрачных желе, содержащих фракцию нефтяных углеводородов с хорошей летучестью.
Г идрофобизирующе-защитные средства применяются как противокоррозионные покрытия, водостойкие и устойчивые к действию солевого раствора. Они должны содержать эфирные синтетические воски, микровоски и окисленные микровоски с низкой водозадерживающей- способностью растворителя, которые после нанесения восковой пасты образуют сплошное плотное покрытие, устойчивое к эрозионному действию струй воды, солевого раствора и снега. В принципе эти средства применяются для защиты от коррозии зимой или во время подготовки машины для зимней эксплуатации. Это покрытие имеет умеренный блеск (полублеск), легко загрязняется, но снимается бензином. Его можно наносить только на тщательно вымытый и высушенный кузов, а также на гальванические покрытия (буферов, колпаков колес). Особенно важно применение покрытий для герметизации стыков, желоба крыши, нижних кромок крыльев и дверей. Эти препараты представляют собой полупрозрачный полужидкий гель или твердые пасты, не содержащие абразивов. По окончании зимнего периода пасты смываются и в течение лета применяются гидрофобизирующие средства для ухода или полирующе-предохранительные средства. На автозаводах применяются препараты этого типа в виде жидкой пасты, которую можно наносить распылением на кузове. Требуется, чтобы эти препараты имели тщательно подобранный состав алифактических растворителей, не агрессивных по отношению к свежему покрытию.
Применение препаратов на практике. Перед обработкой кузова необходимо тщательно вымыть его водой, содержащей небольшое количество поверхностно-активного вещества (ПАВ) . . Категорически не рекомендуется применение случайных ПАВ или стиральных порошков, так как они очень портят краску и, кроме того, проникая в двери, пороги, стыки, под уплотняющие прокладки и т.н., ускоряют процесс коррозии.
Для сохранности кузова очень важна защита стыков, щелей, а также мест соединения металла с прокладками. Указанные места наиболее подвержены коррозии и, как правило, с них она и начинается.
При периодическом осмотре и уходе за кузовом в период эксплуатации автомобиля этим местам следует уделять самое большое внимание. После тщательной мойки кузова проводится скрупулезный осмотр всех указанных мест и в случае необходимости они дополнительно очищаются от грязи . После того как кузов вытерт насухо, в эти места вводится защитный препарат, например Шуцваке (ГДР) Очень удобны в употреблении для этой дели препараты в виде аэрозолей. Под прокладки вводится защитный препарат с помощью твердой кисти. После окончания работы необходимо тряпкой удалить потеки препарата с соседних поверхностей. Ниже приведены польские препараты для ухода за декоративными лакокрасочными покрытиями
Инкополь - для ухода и защиты от коррозии.
Аутомакс - абразивная паста с полирующим действием.
Бетаполь - очищающая эмульсия.
Восковая паста ES-1 - для гидрофобизации и придания блеска лакокрасочному покрытию.
Аутомираль - паста для чистки и полирования лакокрасочных покрытий.
Аутополер - для защиты от коррозии и гидрофобизации покрытия.
Бескид - паста для чистки и придания блеска лакокрасочному покрытию.
Нео-аутосиль - для защиты от коррозии и гидрофобизации лакокрасочного покрытия.
Ауто-Люксон - восковая паста с абразивом для чистки лакокрасочных покрытий.
Крем-Люксон - для полирования и гидрофобизации лакокрасочного покрытия.
Лавональ - жидкость для удаления масляных пятен и смазки.
Аутопаста - паста для удаления масла и смазки.
Хорошим качеством отличаются и традиционные средства производства ГДР, такие, как Шуцваке, Аэро-46, Глобо-Аутофлеге и Автополиш-шпрей, а также выпускаемые в ЧССР препараты Аутополиш, Автобальзам, Кариме (с добавкой силикатного масла, повышающего гидрофобность защитного слоя). Препараты применяются согласно рекомендациям завода-изготовителя.