Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 3 года обучения по лексической теме «Транспорт».
Лексическая тема «Транспорт».
Цель:
- Обогащение и расширение словарного запаса по теме.
Задачи:
- Закрепить обобщающие слово — «транспорт».
- Расширить активный словарь существительных.
- Практическое усвоение существительных в родительном падеже.
- Практическое усвоение существительных в творительном падеже.
- Практическое усвоение существительных множественного числа родительного падежа.
- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, умение действовать по сигналу; закреплять особенности передвижения разных транспортных средств.
- Развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, развивать внимание.
- Развивать графические навыки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед загадывает загадки о транспорте, дети отгадывают и получают картинку, на которой изображён отгаданный вид транспорта.
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется.
По дороге он несется
Это автомобиль.
Дети садятся на свои места.
2. Беседа по данной теме.
Назовите, что у вас изображено на картинках.
Автомобиль, самолёт, поезд, корабль и т.д.
Как одним словом назвать самолёт, поезд, корабль, автомобиль?
Это транспорт.
Виды транспорта бывают разными:
- Транспорт, который передвигается по земле (дорогам, рельсам), называется наземным. Это машины, автомобили, грузовики, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, поезд и т д.
- Транспорт, который передвигается по воде, называется водным. Это корабль, подводная лодка, катер, лодка, баржа и т.д.
- Транспорт, который передвигается по воздуху, называется воздушным. Это самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар.
- Транспорт, который передвигается в космосе, называется космическим. Это космический корабль, спутник.
- Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным. Это метро.
- Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским (автобус, такси и т. д.)
- Транспорт, который перевозит грузы, называется грузовым (грузовик, самосвал, молоковоз).
3. Игра «Где поедет, поплывёт, полетит?»
Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги и космоса.
Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.
Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.
Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный вид транспорта.
4. Игра «Без чего?»
Случилась беда, приходил великан из сказки и хотел поиграть транспортом, да только всё переломал. Нам удалось сфотографировать его проделки. Скажите, что на фотографиях.
Машина без колеса.
Самолет без крыла.
Пароход без трубы.
Велосипед без колёс.
Вертолёт без винта.
Мотоцикл без руля.
5. Физкультминутка.
Подвижная игра «Море, небо, дорога».
Логопед (дает детям сигналы):
Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);
Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);
Изображают езду на машине («едут» по указанному направлению);
Встают друг за другом, изображая вагоны поезда, и ритмично передвигаются в одном направлении.
6. Игра «Управляет чем?»
Логопед предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.
Летчик управляет чем?
Лётчик управляет самолётом.
Водитель управляет (чем?) — автомобилем;
Капитан управляет (чем?) — кораблем;
Космонавт управляет (чем?) — ракетой;
Машинист управляет (чем?) — поездом.
7. Игра «Один – много». Игра проводится с мячом.
Логопед кидает ребёнку мячик и говорит:
У меня одна машина, а у вас много….
Ребенок ловит мяч и отвечает:
8. «Что здесь лишнее?»
Логопед показывает детям картинки с изображением рядов предметов. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные.
Корабль, лодка, парусник, грузовик.
Лишний грузовик, потому что он относится к наземному виду транспорта. Остальные к водному.
Самолет, вертолет, ракета, поезд.
Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.
Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.
Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, велосипед.
9. Развитие графических навыков.
Упражнение: «Проведи машину по дороге, корабль по реке».
Смотри Л.М. Граб «Развитие графических навыков» стр.10
10 . Итог занятия.
О чём мы говорили на занятии?
Мы говорили о транспорте.
Назовите наземный транспорт.
Машина, поезд, мотоцикл и т.д.
Кто управляет самолётом? (Пароходом?)
Самолётом управляет лётчик (капитан).
Оценка работы каждого ребенка.
Дети получают за хорошую работу наклейки с разными видами транспорта.
Минакова Оксана Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ гимназия №1519 города Москвы
ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»
Программное содержание :
1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .
2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .
3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :
колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :
наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.
4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные
операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.
5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .
Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.
Предварительная работа :
1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .
2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .
3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .
Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше
Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!
Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.
2. Основная часть.
Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .
Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .
Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .
Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .
Отгадываем загадки.
1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД
2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -
По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)
3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)
О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?
Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.
Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом
Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)
По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)
Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)
А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)
Основная часть (продолжение) .
Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд
Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.
Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.
Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)
Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)
Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.
Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .
Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .
Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.
Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.
Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .
Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)
1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)
2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)
3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)
4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)
5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)
6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)
Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)
Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.
Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.
Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.
ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.
Подведение итогов НОД
Что нового мы сегодня с вами узнали?
Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
Поощрение детей за работу.
Братанова Светлана Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ Листвянский детский сад
Населённый пункт:
Поселок Листвянка,Рязанский район
Наименование материала:
конспект по ФГОС
Тема:
Познавательное развитие "Транспорт" в подготовительной группе
Дата публикации:
05.10.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект по познавательному развитию в подготовительной
группе на тему: « Транспорт».
Цель:
Закрепить знания детей о разнообразных видах транспорта.(наземный, водный,
воздушный).
Закрепить знания детей о профессиях людей, работа которых связанна с данными
видами транспорта.
Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта.
Закрепить у детей знания правил дорожного движения.
Развивать воображение, наблюдательность, внимание, память.
Материал для занятия:
- посылка с разрезными карточками, на которых изображен вид транспорта.
-карточки с изображение различного вида транспорта, круги зеленого, желтого и красного
цветов.
Ход занятия.
Организационный момент:
Сегодня в наш детский сад пришла посылка, адресованная детям группы « Непоседы».
Давайте посмотрим, что в ней? Наверное ее содержимое как то связанно с темой нашего
разговора. Здесь картинки- половинки, чтобы узнать, что на них изображено, надо их
собрать. (спросить у детей что у них получилось). Как можно назвать одним словом
изображенное у вас на картинках? Есть и воздушный, и водный и наземный.
Вы догадались о чем пойдет речь сегодня? Молодцы.
Сегодня мы узнаем все о транспорте, какой он бывает и для чего нужен.
Основная часть.
Для чего нужен транспорт? (чтобы перевозить людей и грузы). А как называется
профессия людей, которые водят машины? А поездом и электричками кто управляет?
Какие бывают поезда?
Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай). Почему его так
называют?
Ребята, а какой транспорт ходит по землей? (подземный).
Назовите виды воздушного транспорта. Почему его так называют?
А назовите мне транспорт, который переправляется по воде? Молодцы, все вы знаете о
видах транспорта. А вы знаете, что транспорт был не всегда таким, каким мы его видим
сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди
передвигались пешком.
Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы
думаете, легко было носить на себе тяжести? Да это было очень тяжело. Но тут на
помощь человеку пришли…. К то, как вы думаете? Да, домашние животные, лошади,
ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и
перевозить небольшие грузы. Затем человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли
из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность
плавать по рекам, морям, а затем и океанам.
Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности
людей все время росли и уже лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было
перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому
изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из
которых был воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека и полезный груз и
перенести на большие расстояния. Увы управлять воздушным шаром было почти
невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось
изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрел двигатель- сердце любой
машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они
помогли изобретателям построить первый паровоз. Паровоз мог перевезти очень
большие грузы и людей на далекие расстояния. Но оказалось, что рельсы по которым
передвигались поезда, можно проложить не везде. И тут изобретатели поставили паровоз
на колеса и убрали рельсы, так получился первый автомобиль. С той поры виды
транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя
машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для
машин- поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов
транспорта. Вот такая интересная история о транспорте, ну что ребята вам понравилась
история?(да).
Ребята, мы с вами живем в селе. В нем проживает много людей, по улицам ездят много
машин. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные
правила, они называются правилами дорожного движения.
Сейчас мы проверим как вы знаете некоторые из них.
Физкультминутка «Светофор»
. (круги зеленый, желтый, красный).
Воспитатель говорит, если я покажу зеленый круг вы – прыгаете, если желтый вы –
хлопайте в ладоши, ну и красный – приседаете. Начали!
Молодцы, ребята! Почти все справились и мало кто ошибался.
Ну что ж, ребята мы сегодня с вами еще раз вспомнили виды транспорта, что к ним
относится.
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный. Поиграем в игру.
Игра « Чего не стало?»
Я буду вывешивать картинки на доску с изображением транспорта, вы должны назвать
вид транспорта и запомнить все картинки, затем вы закрываете глаза, одну картинку
убираю и вы должны сказать какой вид транспорта убрали с доски.
Молодцы, все были внимательными.
А давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Хорошо ребята, вы сегодня все очень хорошо занимались. Спасибо.
наталья абросименко
«Транспорт. Виды транспорта». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Транспорт . Виды транспорта .
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников .
1. Познакомить с видами транспорта
2. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Оборудование : иллюстрации разных видов транспорта
Ход занятия.
1. Организационный момент
В. Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте . Нам предстоит путешествие в мир транспорта .
Ребята, как вы думаете для чего люди придумали транспорт ? Д. -Для того, чтобы передвигаться, перевозить грузы.
В. Человек с помощью транспорта может передвигаться по земле, под землей, в воздухе, под водой, по воде.
2. Беседа.
В. Как называется транспорт , который передвигается по земле?
Д. Наземный.
В. По воздуху?
Д. Воздушный.
В. По воде?
Д. Водный.
В. Нужно выйти к доске и обозначить оранжевыми кружками наземный вид транспорта , водный- зелеными кружками, а воздушный- красными.
В. - Ребята, как вы думаете всегда ли существовали все эти виды транспорта ?
В. - Как же люди в древние времена передвигались?
Д. - Пешком, на лошадях, верблюдах, собаках, оленях, слонах.
В. - Человек изобрел телегу, затем велосипед, а в 20 веке- автомобиль.
Воспитатель показывает иллюстрации автомобилей.
А где сейчас можно увидеть эти машины.
Д. - В музее.
В. - А сейчас вот какие машины! (показ иллюстраций)
Ребята, какие вы знаете машины?
Для чего же человек изобрел машину?
Д. - Для перевозки пассажиров.
В. - А как называются эти машины?
Еще человек изобрел спортивные машины. (показ иллюстраций)
Трамвай. Автобус. Троллейбус.
Ребята, для чего нужны эти машины?
Д. - Чтобы перевозить пассажиров.
В. - Все вы знаете такие машины как : КАМАЗ, ЗИЛ, КРАЗ.
Для чего они нужны?
Д. - Для перевозки грузов.
В. - А кто же управляет этими машинами?
Д. - Водитель, шофер.
В. - Ребята, каким должен быть водитель?
Д. - Внимательным, смелым, знающим ПДД.
В. - А теперь отгадайте загадку
Бежит конь вороной много
Тянет за собой. (поезд)
Ребята, всегда ли были поезда?
В. - Сначала появились паровозы, которые работали на угле. Затем тепловозы- на жидком топливе. Электровозы- на электрическом токе.
Ребята, для чего они нужны?
Д. - Для перевозки пассажиров и грузов.
В. - К какому виду транспорта мы относим паровозы , тепловозы, электровозы?
Д. - К наземному.
В. - Еще с древних времен человек жил у воды и мечтал научиться плавать. Первый вид водного транспорта , который придумал человек был плот, а позже лодка на надутых шкурах животных. Затем появились парусники, но ими тоже было неудобно пользоваться. И тогда появились пароходы и теплоходы.
Ребята в наше время на каких кораблях мы отправляемся в плавание?
Д. - На ракете, теплоходе, барже, сухогрузе, ледоходе.
В. - Какой вид транспорта самый быстрый ?
Д. - Воздушный.
В. - Самолет появился позднее. Сначала появился воздушный жар, а потом только самолет. А еще есть вертолеты, которые похожи на стрекозу. Они бывают военные, пассажирские, грузовые.
Ребята, о чем мы говорили на занятии ?
Какой транспорт бывает ?
Все сегодня молодцы, очень хорошо работали.
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Транспорт».
Цель:
Закрепление материала по теме «Транспорт».Задачи:
Образовательные:
1. Развитие навыков познавательной деятельности.
2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.
3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.
Развивающие:
1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.
2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.
2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.
3. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.
Материал для занятия:
Карточки с видами транспорта.
Набор игрушечных машин.
Ход занятия:
Часть 1 (вводная).
В.
Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.Читаю загадки.
1 загадка
. 2 загадка.Четыре колеса, Вот стальная птица,
Резиновые шины, В небеса стремится,
Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.
Как это называется? (
машина) Что за птица? (самолет)3 загадка.
По волнам плывет отважно
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно
Что такое?
(пароход)В.
Ребята, вы справились с заданием.В
. Как одним словом назвать все эти средства передвижения?Д.
Транспорт.Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.
Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу (Стихотворение про колесо).
Кто сумеет догадаться?
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге
Но они совсем не ноги
Ни когда не расстаются
Два следа за ними вьются (Колёса)
Так появился первый транспорт
Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили. Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).
2. Настольная игра «Виды транспорта».
В.
Мы с вами живем в селе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения.Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.
Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».
Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
3.Физкультминутка "Светофор"
На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, практически все справились.
В
. Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.4:
Игра «Чего не стало? »А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»
Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.
1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.
Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).
Открой глаза и скажи, чего не стало.
Ответ 2 ребёнка.
1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).
В: Молодцы, все были очень внимательны.
5:
Игра «Наоборот»В:
Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).Тропинка узкая, а дорога….
Корабль большой, а лодка… .
Поезд длинный, а трамвай… .
Самолёт быстрый, а пароход… .
Трамвай тяжёлый, а велосипед… .
Молодцы. Все правильно ответили.
Часть 3. Итог.
О чём мы с вами сегодня говорили?В:
Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.Называйте, какие виды транспорта вы знаете?
(Наземный, подземный, водный, воздушный).
На какие группы можно разделить весь транспорт?
(Пассажирский, грузовой, специальный).
Что вам понравилось делать? Что было интересно?
Что нового вы сегодня узнали?
Что хотите узнать ещё?
Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.
Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли.