Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.
Из этой статьи вы узнает:
Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать
Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:
- ACEA;
- ILSAC;
- ГОСТ.
Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.
Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.
Что может быть на этикетке канистры с маслом:
- Класс вязкости SAE .
- Спецификации API и ACEA .
- Допуски автопроизводителей.
- Штрих-код.
- Номер партии и дата производства.
- Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
- Специальные категории моторных масел.
Чтобы помочь купить именно то , которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.
Маркировка моторных масел по SAE
Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).
В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y - это некие числа. Первое число - это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter - зима.
Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.
Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:
- зимние масла , они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
- летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
- всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).
При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.
Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным - выбирать масло сугубо по вязкости не правильно . Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.
Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.
В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:
- Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
- Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.
Как расшифровать маркировку API?
Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.
Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:
- аббревиатурой EC , которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла ;
- римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива ;
- буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей ;
- буквой C (Commercial) обозначаются ;
- после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
- универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
- маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).
Те моторные масла , которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком . Вверху имеется надпись - «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.
При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.
Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение
Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.
Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:
- A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
- C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
- E – дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).
В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.
Классификация моторных масел по ГОСТ
Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:
- классы по кинематической вязкости;
- группы по эксплуатационным свойствам.
По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:
- летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
- зимние – 3, 4, 5, 6;
- всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).
Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.
По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».
Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.
Классификация моторных масел по ILSAC
ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто .
Соответствие категорий ILSAC относительно API:
- GF-1 (устарела) - требования по качеству масла аналогичны категории API SH ; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
- GF-2 - соответствует требованию по качеству масла API SJ , а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
- GF-3 - является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
- ILSAC GF-4 и GF-5 - соответственно аналоги SM и SN .
Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами , отдельно используется класс JASO DX-1 . Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.
В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски , которая дополняет систему классификации ACEA , со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.
Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.
Допуски концерна VAG для легковых автомобилей
VW 500.00 - энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 - всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 - для турбированных.
Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.
Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI , выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.
Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.
Допуски для легковых автомобилей Mercedes
Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.
Допуски моторного масла BMW
BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01 . Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.
Допуски моторных масел для Renault
Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.
Допуск для автомобилей Ford
Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A , предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.
Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.
Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.
Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B , основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.
При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.
Правильно подбирать смазочные материалы для автомобилей владельцам помогает маркировка моторных масел. Перед приобретением всегда предоставляется возможность изучить продукт. Данные о производителе и основные характеристики можно прочесть на этикетке, если знать расшифровку всех обозначений.
[ Скрыть ]
Выбираем моторное масло по составу
Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы. Сегодня производится три основных группы масел.
Синтетическое (Fully Synthetic)
Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.
Такие смазывающие материалы обладают качествами:
- надежно защищают мотор;
- обладают отличными очищающими свойствами;
- не густеют на сильном морозе;
- способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.
При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.
Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.
Полусинтетическое (Semi Synthetic)
Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.
Минеральное (Mineral)
Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.
Зачем нужно маркировать моторные масла
Благодаря маркировке потребители могут быстро и безошибочно подбирать подходящую смазку для защиты двигателя.
Классификация производится по двум параметрам:
- сфера использования — бензиновый, турбодизельный двигатель либо дизель;
- степень вязкости и способность обслуживать силовой агрегат в летний или зимний период.
Самые распространенные классификации масел — сообщества автоинженеров (SAE) и Американского нефтяного института (API).
Канал PARTBOX рассказывает, какое масло выбрать, чтобы не вывести двигатель из строя.
Маркировка моторных масел по SAE
В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.
В свою очередь, SAE делят на три класса:
- летний (жидкий);
- зимний (густой);
- универсальный.
Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.
Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:
- 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
- 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.
Расшифровка маркировки моторного масла по SAE
Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.
Класс | t, °C | Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C | Плотность, мм2/с при 100 °C |
0W | от -40 до 10 | -35/-30 | 3,8 |
5W | от -35 до 10 | -30/-25 | 3,8 |
10W | от -30 до 0 | -25/-20 | 4,1 |
15W | от -25 до +5 | -20/-15 | 5,6 |
20W | от -15 до +15 | -15/-10 | 5,6 |
30 | от -5 до +35 | +20/-25 | 9,3 |
40 | от +10 до -40 | +35/-40 | 12,5 |
50 | от +10 до -50 | +45/-50 | 16,3 |
60 | от +10 до -60 | от +50 | 21,9 |
По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.
Маркировка моторных масел API
Специалисты института нефти регулярно проводят испытания моторных масел на качество и по их результатам присваивают каждому виду продукции индекс, соответственно требованиям производителей. На этикетках сначала указываются символы класса качества, а за ними следует маркер API.
По API тип масла обозначают двумя прописными латинскими буквами. Бензиновый двигатель имеет знак S, дизельный – С. Вторая буква указывает водителям, при каких условиях будет возможно применить данный вид масла. Все зависит от самого агрегата – новый он или изношенный, турбированный или обычный. Если смазка подходит для всех видов двигателей данной категории, то обозначение будет двойное через черточку, например, SJ/CF.
Если автовладелец решит поменять класс масла, то выбирать нужно из тех, что стоят на 1-2 пункта выше.
Жидкость более высокого класса использовать можно, а более низкий выбирать не стоит. Масла каждого последующего класса по возрастающей, как правило, производятся со всеми необходимыми присадками для предыдущей категории. Если ранее в системе было залито масло SЕ, то вместо него подойдут продукты с маркировкой SF или SG. А вот SJ и прочие жидкости для современных машин сразу брать не рекомендуется. Можно попробовать применить SM, если мотор не очень старый.
Как расшифровать маркировку API
Всего в системе API насчитывается 10 классов для бензиновых агрегатов и 9 классов для дизелей.
Маркировка моторных масел по системе API для движков, использующих бензин.
Класс моторного масла | Год выхода с заводского конвейера | Наличие в продаже |
SC | До 1964 года | Не выпускается |
SD | С 1964 до 1968 г. | Не выпускается |
SE | С 1969 по 1972 г. | Не выпускается |
SF | С 1973 по 1988 г. | Есть в продаже |
SG | С 1989 по 1994 г. (жесткие условия) | Есть в продаже |
SH | С 1995 до 1996 г. (жесткие условия) | Есть в продаже |
SJ | С 1997 по 2000 г. (функция энергосбережения) | Есть в продаже |
SL | С 2001 по 2003 г. (повышают срок эксплуатации узла) | Есть в продаже |
SM | с 2004 года (увеличивают интервал замены, не окисляются, препятствуют образованию отложений, морозостойкие) | Есть в продаже |
SL+ | Новая разработка с высокой стойкостью к окислению | Встречается реже |
Обозначение | Год выпуска авто |
CB | До 1961 г. — содержит в составе серу |
CC | До 1983 г. — для сложных условий |
CD | До 1990 г. — объединяет признаки предыдущих классов |
CE | Сошли с конвейера до 1990 года, для мотора с турбиной |
CF | Сошли с конвейера в 1990 году и позднее |
CG-4 | Сошли с конвейера в 1994 года |
CH-4 | Сошли с конвейера в 1998 года, низкий процент токсичных выбросов |
CI-4 | Новые модели, имеющие клапан EGR |
CI-4 plus | Пониженная токсичность, соответствует высоким нормам |
Классификация моторных масел по ACEA
Существует также классификация по системе ассоциации производителей из Европы (ACEA). Требования к качеству продукции схожи с системой API, но некоторые параметры очень жесткие. Бензиновые моторы обозначаются буквой «А», дизельные – «В». На этикетках буквы сочетаются с цифрами. Чем большая цифра, тем более высоким требованиям должен соответствовать смазочный материал. Так, масло с маркировкой ACEA A3/B3 относится к классу API SL/CF.
Для компактных турбинных агрегатов европейцы специально разрабатывают масла с повышенными защитными свойствами и сниженной вязкостью. Это позволяет улучшать экологический показатель продукта и снижать потери жидкости на трение между деталями. Так, масло ACEA A5/B5 показывает себя в работе намного лучше API SM/CI-4.
Классификация моторных масел по ГОСТ
ГОСТ делит моторные масла на классы с учетом степени вязкости, а также на группы по типу автомобильного двигателя и характеру применения продукта.
Показатели кинематической вязкости
С группами масел по ГОСТ и их назначением можно ознакомиться в таблице.
Группы масел по ГОСТу 17479.1-85 | Назначение и эксплуатация | |
А | Обычные двигатели с нефорсированной мощностью, дизельные и бензиновые | |
Б | Б1 | Двигатели с незначительно повышенной мощностью, имеют невысокие антикоррозийные показатели и оставляют отложения при нагревании |
В | В1 | Двигатели, имеющие среднюю степень форсирования мощности |
В2 | Среднефорсированные с более высокими требованиями к качеству масел | |
Г | Г1 | Двигатели с высоким форсированием мощности (бензиновые), призванные работать в тяжелых условиях |
Г2 | Высокофорсированные дизельные моторы с умеренным турбонаддувом или без него | |
Д | Д1 | Имеют такие же характеристики, как и предыдущая группа, но работают в условиях более тяжелых, чем масла категории Г |
Д2 | Для дизелей с турбонаддувом | |
Е | Е1 | Бензиновые двигатели с усиленной мощностью, работающие в условиях более сложных, чем группа Д |
Е2 | Дизели высокой мощности |
Классификация моторных масел по ILSAC
Сообщество производителей Японии вкупе с американскими коллегами организовало Международный комитет по лицензированию и сертификации, представив собственный способ разграничения масел по уровню качества.
Классификация разработана, как система проверки качества масел для двигателей иномарок, произведенных в Японии и Америке. Стандарты похожи на API.
Характеристики отличающие масла, которые классифицируются по ILSAC:
- имеют энергосберегающие свойства;
- экономят топливо (подтверждено испытаниями);
- обладают низкой вязкостью;
- медленно испаряются;
- фильтруются при низких температурах;
- стойки к вспениванию;
- повышенная устойчивость к сдвигу;
- защитные свойства.
- GF-5. Экономит топливо, заставляет более эффективно работать все узлы автомобиля, а не только двигатель. Надежно защищает компоненты от отложений при сильном нагревании. Совместимо с уплотнителями.
- GF-4. Мало испаряется, экономит топливо, сохраняет стабильность параметров масла. Характеризуется улучшенными моющими свойствами, содержит фосфор 0,08%, что снижает токсичность выхлопов. Имеется модификатор трения.
- GF-3. Характеризуется экономичностью, медленно испаряется, снижает количество отложений. Отличается стабильностью в ходе всего эксплуатационного периода.
- GF-2. Содержит фосфор до 0,1%. Может использоваться при пониженной температуре, препятствует образованию отложений и перегреву.
- GF-1. Создан в 90-е годы. Имеет допустимый минимум требований к маслу — противоизносные свойства, пониженный объем отложений, меньший расход горючего. Норма фосфора в общем объеме составляет 0,12%.
В разработке находится новый класс масла — ILSAC GF-6.
Соответствие категорий ILSAC относительно API
Перечислим некоторые соответствия:
- ISLAC класса GF-1 похож по характеристикам на API SH;
- ISLAC GF-2 схож с API SJ, а также 0W-30, 40, 5W-20 и до 5W-50, 10W- от 30 до 50;
- ISLAC GF-3 имеет соответствия с API SL;
- ILSAC GF-4 схож с API SM (тестирование проходят вместе).
Видео «Как выбрать вязкость моторного масла»
О выборе вязкости моторного масла рассказывается на видео от TOKO. ru.
Приобретая смазочные материалы,
обратите внимание на заявленные спецификации и
допуски на таре.
Пример
SAE 5W-20
ACEA A5/B5
API SN/SM, SL/CF, CF-2
ILSAC GF-5/C-3
GM-LL-A-025/GM-LL-B-025
VW 502.00/505.00, MB 229.31
BMW Longlife-04
Классификация вязкости по SAE
SAE - Американское Общество Автомобильных Инженеров, присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. Наиболее распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 0 W -30, 0 W -40, 5 W -30, 5 W -40 и другие. Чем меньше значение слева с аббревиатурой W , тем выше свойство текучести масла при низких температурах. Чем больше значение справа без аббревиатуры W , тем выше вязкость масла при высоких температурах. Замена масла производится, принимая во внимание не только его тип, указанный заводом-изготовителем автомобиля, но и температуру внешней среды, условия его использования и другие факторы. Например: 5 W -30 (моторное масло), 85 W -90 (трансмиссионное масло).
Вязкость SAE и температура окружающей среды,необходимая в момент запуска двигателя
Моторное масло Трансмиссионное масло
При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя - степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды, комплектация двигателя каталитическим фильтром твердых частиц выхлопа дизельных двигателей (CDPF)
Назначение и качество
Качество масла - это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкость, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества.
Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существует несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC , JASO , ACEA и ГОСТ (для стран СНГ).
Военное ведомство США и наиболее крупные производители автомобилей выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций, существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей.
Система классификации API
API - Американский Институт Нефти, присваивающий маслам классы качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей (SM , SN ), буквами и цифрами для дизельных двигателей (CI -4 Plus , CJ -4 ). Чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0 W -30, 5 W -30, 5 W -20 индекс энергосбережения, например ILSAC CF -5.
● API S
состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG , API SH , API SJ , API SM и API SN . Категории API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG,API SJ на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускают, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG -4/ SH ;СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | ||
КАТЕГОРИЯ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
SN | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5. |
SM | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2010 года выпуска и старше. |
SL | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2004 года выпуска и старше. |
SJ | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для автомобилей 2001 года выпуска и старше. |
SH | УСТАРЕВШАЯ | |
SG | УСТАРЕВШАЯ | |
SF | УСТАРЕВШАЯ | |
SE | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1979 года. |
SD | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SC | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SB | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
SA | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не содержит присадок. Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам. |
● API С
состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA , API CB , API CC , API CD , API CE , API SF , API CF -2, API CF -4, API CG -4, API CI -4 иAPI CJ -4. Категории API CA , API CB , API CC , API CD на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | ||
КАТЕГОРИЯ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
CJ-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с 2010 модельного года, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов для дорожной техники и Tier 4 для внедорожной техники, а также для ранее выпускавшихся дизельных двигателей. Масла этой категории разработаны для использования в двигателях, рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 500 промилле (0,05% по массе). Тем не менее, при использовании топлива, в котором содержание серы превышает 15 промилле (0,0015% по массе), возможно уменьшение срока службы системы доочистки выхлопных газов и сокращение интервала замены масла. Масла категории CJ-4 особенно эффективны в поддержании долговечности системы снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Обеспечивается оптимальная защита от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, сажевого и окислительного загустения, потери вязкости под воздействием сдвига и вспенивания, а также низко- и высокотемпературная стабильность. Масло категории API CJ-4 превосходит эксплуатационные свойства масел категорий API CI-4 (в том числе CI-4 PLUS), CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4, и может служить их полноценной заменой. При использовании масла CJ-4 в сочетании с топливом, содержание серы в котором превышает 15 промилле, следует уточнить периодичность замены масла у производителя двигателя. |
CI-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в 2002 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов, введенных в 2002 году. Масло CI-4 направлено на поддержание долговечности двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Благодаря своим эксплуатационным свойствам, некоторые масла CI-4 могут претендовать на категорию CI-4 PLUS. |
CH-4 | ДЕЙСТВУЮЩАЯ | Представлена в 1998 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1998 года. Масло категории CH-4 предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4. |
CG-4 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1995 году. Для высоконагруженных, быстроходных четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы не более 0,5% по массе. Масло CG-4 необходимо для двигателей, которые удовлетворяют требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4. |
CF-4 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE. |
CF-2 | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1994 году. Для высоконагруженных двухтактных двигателей. Может использоваться вместо масел CD-II. |
CF | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1994 году. Для дизельных двигателей с двухполостными камерами сгорания (косвенным впрыскиванием) и прочих, устанавливаемых на внедорожную технику, включая двигатели, которые работают на топливе с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD. |
CE | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1985 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо CC и CD. |
CD-II | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1985 году. Для двухтактных двигателей. |
CD | УСТАРЕВШАЯ | Представлена в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с наддувом. |
CC | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1990 года. |
CB | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года. |
CA | УСТАРЕВШАЯ | ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года. |
● API E С (ILSAC ) - энергосберегающие масла (Resource Conserving ). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легколетучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостью SAE 0W-.., 5W-.. и 10W-...
Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS). ILSAC класса GF-3, прошедший проверку в плане экономии топлива, отвечает требованиям классификации API класса SM; ILSAC класса GF-4 соответствует классификации API класса SM. Например: API SN успешное прохождение проверки на экономию топлива = ILSAC GF-5.
СТАНДАРТ ILSAC НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | ||
ИЗДАНИЕ | СТАТУС | ОПИСАНИЕ |
GF-5 | ДЕЙСТВУЮЩЕЕ | Представлено в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло GF-5 обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях двигателя и деталях турбонагнетателя, снижение низкотемпературных отложений (смол), снижение расхода топлива, улучшенную совместимость с системой снижения токсичности отработавших газов, расширенную совместимость с уплотнительными деталями, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. |
GF-4 | УСТАРЕВШЕЕ | Действительно до 30 сентября 2011 года. Используйте масло GF-5 вместо GF-4. |
GF-3 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-3. |
GF-2 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-2. |
GF-1 | УСТАРЕВШЕЕ | Используйте масло GF-5 вместо GF-1. |
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например: API CG-4/SH-масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Внимание: каждый из последующих стандартов по качествам превосходит предыдущий, поэтому новейшие стандарты по качеству превосходят все предыдущие. Например, масла класса SN могут быть использованы вместо всех классов для бензиновых двигателей.
Знаки API
Масла, соответствующие требованиям, действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API-SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.
ACEA - Европейская Ассоциация Производителей Автомобилей. Если на этикетке присутствуют эти буквы, значит масло пригодно для эксплуатации в двигателях европейских автомобилей. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.
ДОПУСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - некоторые автомобильные компании, такие как Porshe , Mercedes - Benz , BMW , VW , Ford , предъявляют к маслам дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом Вам допуске и необходимых интервалах между сменами масла Вы можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.
Классификация моторных масел. API, ILSAC, ACEA. Фирменные допуски автопроизводителей. Рекомендации по подбору масла.
Подбор моторного масла для конкретного двигателя дело непростое. Ошибка в выборе может стоить очень дорого! У автомобилиста тут два пути: выбрать самому или довериться автосервису. Но в автосервисе тоже работают люди, которые могут ошибаться. Для того, чтобы исключить ошибки при подборе моторного масла существуют стандарты.
Существует несколько систем стандартизации для моторных масел. Система SAE J300, регламентирующая единственную характеристику моторного масла – вязкость, была рассмотрена ранее. Теперь об эксплуатационных классификациях. Первой международной, действительно работающей системой стала API (American Petroleum Institute). Она и по сей день остается самой распространенной. Простота и понятность этой системы заключается в том, что с течением времени разрабатываются новые стандарты, а старые перестают быть актуальными. Причем каждая новая классификация ужесточает требования к моторному маслу, а значит чем выше стандарт, тем лучше масло.
Классификация API подразделяет все моторные масла на две категории:
S (Service) – масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, легких грузовиков и микроавтобусов.
C (Commercial) – масла для дизельных двигателей.
Каждая категория разбита на классы. Чем выше класс, тем выше уровень требований к маслу. Таким образом, масло обозначают двумя буквами. Первая – это категория, вторая – класс. Для универсальных масел применяют двойную маркировку, например: SL/CF.
Нет смысла рассматривать устаревшие классификации.
Для бензиновых двигателей сегодня используются следующие классы:
SJ – масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе. Способствуют топливной экономичности. Предназначены для автомобилей с 1997 года выпуска по 2001.
SL – введен в 2001 году. Ужесточил требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы. Улучшены энергосберегающие свойства масел.
SM – этот класс масел утвержден 30 ноября 2004 года. Такие масла обладают лучшими моющими, диспергирующими и противоизносными свойствами. Классифицируются как энергосберегающие.
SN – классификация масел по этому стандарту началась с 1 октября 2010 года. На сегодня это самый новый класс по API. Он вводит нормы по ограничению количества фосфора для увеличения ресурса систем нейтрализации выхлопных газов. Масло класса SN является ресурсосберегающим.
Для дизельных двигателей :
CF – Масло для дизельных двигателей с разделенной камерой сгорания и работающих на сернистом топливе.
CF-4 – классификация заменила устаревшую CE
CG-4 – предназначены для дизельных двигателей большой мощности. Обладают улучшенными (в сравнении с CF-4) моющими и противоизносными характеристиками. Могут использоваться с малосернистым топливом (менее 0,05%).
CH-4 – масло для дизелей, работающих на малосернистом топливе. Для двигателей, которые соответствуют нормам по токсичным выбросам, введенным в США в 1998 году. Масло этого класса рассчитано на увеличенный межсервисный интервал.
CI-4 – Для высокооборотистых, четырехтактных дизельных двигателей. Такие масла разработаны для использования в двигателях с системой перепуска отработавших газов (EGR). По уровню свойств превосходят классы API CH-4, CG-4, CF-4.
CJ-4 – Новый класс. Введен в эксплуатацию в 2006 году. По качеству превосходит все предыдущие классы. Разработан для дизельных двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы.
Внимание! При использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% межсервисные интервалы нужно сократить (по согласованию с производителем автомобиля).
Минус состоит в том, что двигатели разных производителей (а иногда и одного) могут достаточно сильно отличаться по техническому исполнению. А значит, и требования к моторному маслу у таких двигателей будут разные.
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) – был создан совместно американской и японской ассоциациями автопроизводителей. Этот комитет издает стандарты качества моторных масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Первые два класса (GF-1 и GF-2) устарели и сегодня не применяются.
ILSAC GF-3 – введен в 2001 году. Он практически дублирует API SL, но с ограничением высокотемпературной динамической вязкости, то есть является энергосберегающим.
ILSAC GF-4 – масла являются также энергосберегающими. Они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту от износа. Уровень требований соответствует API SM.
ILSAC GF-5 – применяется с 1 октября 2010 года и соответствует API SN. По сравнению с GF-4 обеспечивает работу с биотопливом типа E 85. Улучшена совместимость с эластомерами.
Наибольшее распространение классификация ILSAC получила в Японии.
ACEA . В Европе ни ILSAC, ни API практически не используется. В 1996 годуACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) ввела новую классификацию моторных масел, которая применяется и сегодня. Но структура стандартов ACEA отличается от API и ILSAC тем, что устаревшие классификации не заменяются новыми, а уточняются и дополняются регулярно. На сегодня, последняя редакция ACEA 2012 года. Новые редакции выпускались в 2004, 2007, 2008, 2010 и 2012 годах. Изменения в стандартах продиктованы внедрением новых технологий в производстве двигателей, а также учитывают требования международных экологических организаций и норм. На сегодня ACEA – самая полная и гибкая система классификации моторных масел. Она практически не применяется на азиатском и американском рынке. Современные тенденции таковы, что производители автомобилей объединяются в трансконтинентальные холдинги, и не исключено, что на других (не европейских рынках) роль ACEA будет возрастать.
Система стандартов ACEA подразделяет все моторные масла на три класса:
A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
С – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, соответствующих последним, ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro IV (в редакции 2005 года). Эти масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
E – масла для высоконагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей и коммерческого транспорта.
Класс ACEA A/B имеет четыре категории (A1/B1, A3/B3, A3/ B4, A5/B5):
A1/B1 - Энергосберегающие масла. Стойкие к механической деструкции, предназначены для применения с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение, с вязкостью HTHS 2,6 мПа*с для SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа*с для прочих классов вязкости. Эти масла могут быть непригодны для использования в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться предписаниями производителя автомобиля.
A3/B3 - Масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств. Могут быть использованы в двигателях с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей. HTHS >3,5
A3/B4 – Масла, имеющие стабильную вязкость и высокие эксплуатационные свойства. Масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками. Также пригодны для применения согласно спецификации А3/В3.
A5/B5 – Энергосберегающие масла. Стойкие к механической деструкции, предназначены для применения с увеличенными интервалами замены в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение, с вязкостью HTHS 2,9 до 3,5 мПа*с для прочих классов вязкости. Эти масла могут быть непригодны для использования в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля.
Класс ACEA C (Low SAPS). Масла для двигателей, оборудованных системами нейтрализации выхлопных газов. Этот класс также имеет четыре категории (в редакции 2012 года):
С1 - Энергосберегающие масла с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS). Совместимы с системами очистки выхлопных газов (TWC и DPF). Предназначены для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, и вязкостью HTHS > 2,9 мПа*с. Отличаются наиболее жесткими требованиями среди масел Low SAPS по содержанию серы (<0,2%), фосфора (<0,05%) и сульфатной золы (<0,05%). Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC), а также обеспечивают экономию топлива. Данные типы масел имеют низкий показатель SAPS и могут быть непригодны для использования в некоторых видах двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации производителя.
C2 - Энергосберегающие масла с низким содержанием серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS). Совместимы с системами очистки выхлопных газов. Предназначены для применения в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, в которых требуется использование маловязких масел, снижающих трение, и вязкостью HTHS > 2,9 мПа*с. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC) и обеспечивают экономию топлива. Данные типы масел имеют низкий показатель SAPS и могут быть непригодны для использования в некоторых видах двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации производителя.
C3 - Масла категории, имеющие стабильную вязкость и низкое содержание серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS). Совместимы с системами очистки выхлопных газов. Предназначены для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств. Наиболее популярная категория среди масел Low SAPS. HTHS > 3,5. Эти масла могут быть непригодны для использования в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации производителя.
C4 - Масла, имеющие стабильную вязкость и низкое содержание серы, фосфора и малой сульфатной зольностью (Low SAPS). Совместимы с системами очистки выхлопных газов. Предназначены для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств. Категория впервые введена в редакции 2008 года. Эти масла отличаются наиболее жесткими требованиями среди масел Low SAPS по испаряемости (<11%), содержанию серы (<0,2%) и сульфатной золы (<0,05%). HTHS > 3,5. Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров (DPF) и трехкомпонентных катализаторов (TWC). Данные типы масел имеют низкий показатель SAPS и могут быть непригодны для использования в некоторых видах двигателей. Необходимо руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля.
Классификация ACEA для грузовых автомобилей :
E4 - Масла повышенной стабильности для применения в высокооборотных дизельных двигателях грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V, которые работают в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла. Обеспечивают превосходную чистоту поршней, снижение износа и сажеобразования. Масла применимы для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF), а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR NOx) для снижения уровня оксидов азота в выхлопных газах.
E6 - Масла повышенной стабильности для применения в высокооборотных дизельных двигателях грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI, которые работают в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла. Обеспечивают превосходную чистоту поршней, снижение износа и сажеобразования. Масла рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами (DPF) и работающих на топливе с малым содержанием серы.
E7 - Масла, имеющие стабильную вязкость и высокие эксплуатационные свойства, обеспечивающие чистоту поршней и предотвращающие полировку стенок цилиндров. Масла также обеспечивают улучшенную защиту от износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V. Масла применимы для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF), а также для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR NOx) для снижения уровня оксидов азота в выхлопных газах.
E9 - Масла повышенной стабильности для применения в высокооборотных дизельных двигателях грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI, которые работают в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла. Могут применятся в двигателях как с сажевыми фильтрами (DPF), так и без них, а также для большинства систем рециркуляции (EGR) и систем снижения выброса оксида азота(SCR NOx). Рекомендованы при использовании топлива с малым содержанием серы.
Даже самые подробные, общие классификации не всегда могут учитывать конструктивные особенности конкретного двигателя, поэтому за производителями автомобилей оставлено право выдвигать собственные требования или дополнения к общим стандартам. Такие требования принято называть именными или фирменными допусками фирм производителей автомобилей. Наличие таких допусков может говорить как об особенностях конструкции и применяемых материалов, так и о желании производителя техники контролировать качество моторных масел. Кроме этого, существование данных требований дает возможность компаниям-производителям автомобилей дополнительно зарабатывать на выдаче допусков для моторных масел.
На сегодня все европейские автопроизводители сформулировали свои требования к моторным маслам.
Для производителей масел тестирование продукции и получение одобрения автопроизводителя оборачивается дополнительными расходами. Поэтому часто производители масел вводят в свой ассортимент линейку так называемых OEM масел, сориентированных на конкретных производителей автомобилей.
В руководстве по эксплуатации автомобиля потребитель может найти указания как на общие, международные стандарты, так и фирменные допуски производителя. Кроме того, всегда есть рекомендации по вязкости масла.
На практике бывает нелегко разобраться в обилии допусков и рекомендаций. И все же есть некоторые правила при выборе моторного масла.
Отправной точкой при подборе моторного масла на конкретный автомобиль являются рекомендации завода-изготовителя . Они прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если такового нет - можно попробовать найти в интернете (с оглядкой на достоверность источника) или прямо запросить у регионального дилера. В фирменных автосервисах также есть такая информация. Почему это важно? Никто не знает особенности двигателя лучше его изготовителя. Для владельцев автомашин, которые находятся на гарантии, игнорирование требований может обернуться потерей права на гарантийный ремонт. Как правило, в рекомендациях есть указание на оптимальную и рекомендованную вязкость масла и уровень качества масла по одной из международных систем стандартизации (ACEA, API, ILSAC и др.). Если производитель автомобиля имеет собственную систему фирменных допусков - он обязательно укажет номер соответствующего допуска.
Для двигателей с износом требуется более вязкое масло. В последнее время появились рекомендации производителей автомобилей использовать для некоторых моделей маловязкие масла, например 0W-20. Лишь в некоторых случаях это продиктовано конструктивными особенностями двигателя, в остальном – это борьба за экономию топлива и экологию. О пониженном ресурсе таких двигателей принято умалчивать. Выбирая такое масло, убедитесь, что оно действительно необходимо Вашему двигателю. Если используете 0W-20 - используйте качественное масло! XENUM NIPPON ENERGY имеет ультрапрочную масляную пленку! Не будет лишней и дополнительная защита: например эстерово-керамический комплекс XENUM VX500.
К условиям эксплуатации относят климатические особенности и режимы, в которых используется автомобиль. Чем тяжелее условия эксплуатации, тем более качественное масло необходимо использовать. Кроме того нужно сократить межсервисные интервалы.
Есть особенности подбора масла для гибридных автомобилей. Основная идея конструкторов при их создании – это энергоэффективность. Кроме того, пиковые нагрузки на таких двигателях сглажены. Это обеспечивается подключением электродвигателей при разгонах. Значит, требования к стойкости масляной пленки не так важны для них. А вот энергосбережение на первом плане. Двигатели таких машин изначально конструируются под маловязкие масла.
В непростом положении в России оказались владельцы автомобилей, оборудованных системами дополнительной очистки выхлопных газов (сажевые фильтры, многоступенчатые нейтрализаторы). Для таких машин обязательно использование моторных масел с пониженной зольностью. Если игнорировать это требование, то избыточная зола быстро забивает поры сажевого фильтра и блокирует активные элементы нейтрализатора. Электроника быстро сообщит о неисправности, устранение которой весьма дорогостоящая процедура. Такое масло, как правило, имеет невысокое щелочное число, а для наших условий и нашего топлива это крайне нежелательно. Владельцам таких машин нужно почти вдвое чаще менять масло.
Отдельного внимания заслуживают автомобили для спортивных или уличных гонок, внедорожники, которые используются по назначению. Защита двигателя таких автомобилей должна быть максимальной. Масло для таких машин нужно использовать повышенной вязкости и лучше на синтетической основе (она менее подвержена механической деструкции). Необходимо использовать дополнительную защиту двигателя в виде твердых смазок (микрокерамика, карбон-графит) или маслорастворимые антиизносные присадки.
Таким образом, в условиях России, только высококачественное масло способно отработать рекомендованный интервал без ущерба для двигателя. Только такое масло с гордостью представляет на российском рынке компания XENUM.