В статье рассматривается определение скорости автомобиля при экстренном торможении, когда автомобиль останавливается во время нарастания замедления. При этом делается акцент на определение скорости автомобиля при возникновении опасной ситуации, которая обычно определяется экспертом по требованию суда при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Показывается, что существующие формулы применимы, когда в процессе торможения блокируются все четыре колеса автомобиля. Но на практике часто возникают ситуации, когда на дорожном покрытии при экстренном торможении остаются следы юза не всех колес. Это означает, что остановка автомобиля произошла во время нарастания замедления. На основе этого аналитически получено выражение, позволяющее определить скорость автомобиля перед применением экстренного торможения, если техническое состояние автомобиля после дорожно-транспортного происшествия позволяет провести два контрольных торможения при различных начальных скоростях.
Дорожно-транспортное происшествие
автомобиль
скорость автомобиля
экстренное торможение
экспертиза ДТП
остановочный путь автомобиля
движение юзом.
1. Васильев В. И. Обеспечение безопасности автотранспортных средств на режимах торможения при попутном следовании: моногр. / В. И. Васильев, А. В. Шарыпов, Г. В. Осипов. - Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2006. 220 с.
2. Иларионов В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В. А. Иларионов. - М.: Транспорт, 1989. 243 с.
3. Карев Б. Н. Методы расчета безопасных расстояний при попутном движении транспортных средств: моногр. / Б. Н. Карев, Б. А. Сидоров, П. М. Недоростов. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2005. 315 с.
4. Карев Б. Н. Повышение безопасности эксплуатации автомобильного транспорта на основе математического моделирования: моногр. / Б. Н. Карев, Б. А. Сидоров. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2010. 506 с.
5. Карев Б. Н., Сидоров Б. А. Уточнение параметров движения автомобиля при экстренном торможении // Проблемы диагностики и эксплуатации автомобильного транспорта: Материалы III Международной науч.-практической конф. - Иркутск: Иркутский гос. техн. ун-т, Иркутск, 2011. С. 69-72.
6. Михалёва Л. В. Влияние динамики транспортных средств на безопасность дорожного движения: моногр. / Л. В. Михалёва, Б. Н. Карев, Б. А. Сидоров. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008. 209 с.
7. Cуворов Ю. Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учебное пособие / Ю. Б. Суворов. - М.: Издательство «Экзамен», изд-во «Право и закон», 2003. 208 с.
8. Тарасик В. П. Теория движения автомобиля: учебник для вузов / В. П. Тарасик. - СПб.: БХВ-Петербург», 2006. 478 с.: ил.
При расследовании дорожно-транспортных происшествий одним из вопросов, который ставит перед экспертом суд, является вопрос: «Какова была скорость автомобиля при возникновении опасной ситуации?» . Величина скорости при ответе на поставленный вопрос определяется по формуле, в которую входит длина следа юза автомобиля . Понятие длины следа юза автомобиля введено в работе . Пусть длина следа юза i - колеса автомобиля (считаем, что автомобиль имеет четыре колеса, т.е. ), тогда длина следа юза автомобиля определяется по формуле:
.
Эта формула применима, когда в процессе торможения блокируются все четыре колеса автомобиля. Однако в ряде случаев на дорожном покрытии остаются следы юза не всех колес, а только некоторых из них. Это означает, что при исправной тормозной системе остановка автомобиля произошла на промежутке времени нарастания замедления , т.е. в данных дорожных условиях выполняется неравенство:
, (1)
где: скорость автомобиля в момент возникновения опасной ситуации;
j - замедление автомобиля в данных дорожных условиях;
время запаздывания;
время реакции водителя;
время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля;
время нарастания замедления автомобиля.
Методика определения скорости автомобиля по следам юза в этом случае в научной литературе отсутствует.
Обычно величину:
считают малой. Однако если автомобиль перед применением водителем экстренного торможения проехал по луже, то коэффициент трения скольжения между колодками и тормозными дисками (барабанами) может существенно уменьшиться, а время нарастания замедления может увеличиться в десятки раз. Это приводит к существенному увеличению остановочного пути, длина которого будет определяться по формулам :
для первой модели:
; (2)
для второй модели:
.
Будем рассматривать первую модель движения, т.е. буем считать, что остановочный путь автомобиля определяется формулой (2). Для второй модели движения автомобиля при экстренном торможении ход рассуждения будет тот же, только выкладки будут громоздкими.
Будем считать, в рассматриваемых условиях можно провести два контрольных торможения с различными скоростями такими, что следы юза передних колес и задних не налагаются. В этом случае величины j и могут быть определены по формуле :
а величина может быть определена по формуле:
,
где величины определяются на тормозном стенде. Величины могут быть определены по формуле:
Рассмотрим случай, когда след юза левого переднего колеса отсутствует, это означает, что автомобиль остановился во время нарастания замедления, т.е. на полуинтервале (рис. 1).
Рис. 1. Случай движения автомобиля юзом
Так как автомобиль совершает поступательное движение, то оси второго и четвертого колес проходят равные пути , следовательно, можем записать равенство:
(3)
Для определенности считаем, что выполняется неравенство:
Из последнего неравенства следует выполнение неравенства:
Из равенства (3) получаем:
.
Таким образом, получили, что скорость автомобиля перед применением экстренного торможения может быть определена и в случае, когда автомобиль остановится во время нарастания замедления в случае, когда отсутствует след юза колеса, который является следом юза автомобиля, если техническое состояние автомобиля после ДТП позволяет провести два контрольных торможения при различных начальных скоростях.
Рецензенты:
- Сиваков Валерий Павлович, доктор технических наук, профессор, зам. директора института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
- Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Карев Б.Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6982 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
В практике раскрытия и расследования преступлений нередко в качестве объектов криминалистического исследования выступают следы транспортных средств, под которыми понимают материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта. Исследование данных следов позволяет решить как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.
Все следы транспортных средств, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на несколько видов:
- - отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства па других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
- - отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
- - вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
- - сопутствующие (следы ног водителя). Следы транспортных средств дают возможность:
- 1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 "Жигули", грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
- 2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
- 3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация.
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Следы качения одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявшим в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где О - наружный диаметр шины; 5 - длина окружной шины; л = 3,14; 1,1 - коэффициент прогиба шины.
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль - легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
Под базой автомобиля понимается расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах "юза" передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов "юза" передних и задних колес.
Об индивидуальных признаках транспортного средства судят по отобразившимся в следах различным потертостям, отдельным дефектам, повреждениям, возникшим в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта шин (например, трещины, выкрошенности резины, разрывы, участки с изношенным рисунком протектора, заплаты и т.д.).
Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части транспортных средств решают и задачи диагностические (например, определение направления движения и режима движения - факта торможения, остановок, скорости движения и т.д.).
Направление движения автомобиля определяют по различным признакам, обусловленным видом и состоянием дорожного покрытия, маневрами, выполняемыми водителем (движение, торможение, разворот), состоянием транспорта и т.д. Так, при движении по сыпучему грунту частицы последнего располагаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения. При переезде луж на направление движения указывает след влаги, сходящий на нет. При движении транспортного средства по траве ее стебли примяты по направлению движения. Рисунок протектора тина "елочка" обращен открытой частью в сторону движения. Капли горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, воды, падающие с движущегося автомобиля, приобретают грушевидную форму и обращены узким концом в сторону движения. Камень, вдавленный шинами в грунт, имеет зазор в лунке со стороны направления движения.
О торможении судят по уменьшающейся четкости протектора, по его изменению и наличию поперечных полос. По следам торможения можно установить направление движения и примерную скорость движения транспортного средства перед торможением, что способствует уяснению истинных обстоятельств расследуемого события.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д.
Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.
По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.
При исследовании следов автотранспортных средств на месте происшествия можно определить направление движения автомобиля. При этом следует руководствоваться следующими положениями.
1. Следы брызг, образующиеся при переезде лужи, ориентированы в направлении движения автотранспортного средства (рис. 13.1). Осыпь грунта, снега, отделившаяся от внутренних поверхностей крыльев, деталей подвески, расширенной частью ориентирована в сторону движения автомобиля.
Снижение плотности вещества в следе наслоения по мере удаления автомобиля от места загрязнения (лужа; масла, краски, воды, цементного раствора и т. п.) определяет направление движения (рис. 13.2).
Острый конец упавших на дорожное покрытие капель жидкости (масло, вода, грязь, кровь и т. п.), отделившихся при движении автомобиля, указывает на направление движения (рис. 13.3).
При движении автомобиля вершина угла, образованного сломанными стеблями растений (ветки, солома и т. д.), обращена в сторону, противоположную направлению движения транспортного средства (рис. 13.4).
5. Частицы пыли, снега оседают па дорожное покрытие в виде дугообразных полос, обращенных в сторону, противоположную направлению движения автомобиля (рис. 13.5).
Сдвиг грунта, образованный при переезде и вдавливании в мягкое дорожное покрытие небольших камней, обращен в сторону движения автотранспортного средства (рис. 13.6).
Частицы грунта, веерообразно разлетающиеся из-под колес при движении или буксовании автотранспортного средства, направлены в сторону, противоположную движению (рис. 13.7).
В следах торможения с заблокированными колесами (так называемые следы «юза») увеличение насыщенности следа продуктами износа протектора (большая «чернота») происходит в направлении движения автомобиля (рис. 13.8).
Вершина угла в следах, образованных покрышками с направленным рисунком протектора (так называемая «елочка»), обращена в сторону, противоположную направлению движения автотранспортного средства (рис. 13.9).
При движении по мягкому грунту автотранспортное средство образует рельефный след, пологая сторона которого обращена в сторону движения (рис. 13.10).
Верхушки стеблей растений, придавленные автотранспортным средством, направлены в сторону движения (рис. 13.11).
При контакте элементов кузова автомобиля со стволами деревьев (столбами и т. п.) разрушения коры, волокон древесины направлены в сторону движения автомобиля (рис. 13.12).
На боковых стенках глубокой колеи (глина и т. п.) образуются следы в виде дугообразных полос, направленных в сторону движения автомобиля (рис. 13.13).
Угол между следами, образованными передним и задним колесами в начале крутого поворота, больше угла между следами в конце поворота.
Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.
Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.
Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.
В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.
Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.
В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.
Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.
Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах - в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.
Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных - на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.
Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.
При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.
Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.
Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передается форма следообразующей детали. Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» частицы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.
По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.
1. Изготовьте гипсовый слепок протектора шины колеса автомобиля, подобрав для этого четкий след, в котором бы имелось повторяющееся изображение какой-нибудь особенности (дефекта) протектора. Слепок оформите в соответствии с процессуальными требованиями.
2. Изучите следы протектора автомобиля при движении по прямой или на повороте. Определите ширину колеи передних и задних колес, ширину протектора шины, длину следа одного оборота колеса, радиуса поворота передних и задних колес.
Следы транспорта становятся объектом криминалистического исследования: 1) при расследовании автодорожных происшествий; 2) когда транспортное средство использовалось при совершении преступления (хищение, вывоз похищенного, трупов, убийство и т. д.); 3) когда само транспортное средство было объектом преступного посягательства.
Следы данного вида позволяют: 1) выявлять характерные черты использованных транспортных средств, определять их групповую принадлежность (модель, тип, вид и т. д.); 2) устанавливать направление движения транспорта, его скорость и другие обстоятельства происшедшего события; 3) идентифицировать конкретное транспортное средство.
К следам транспортных средств относятся: 1) следы ходовой части (колес, гусениц, полозьев); 2) следы неходовой части (отображения каких-либо деталей транспортного средства (крыльев, радиатора), отпечаток номера автомашины (например, на каком-либо возвышении, сугробе); 3) отделившиеся части и частицы (отщепы древесины от борта, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, остатки горюче-смазочных веществ).
Динамические следы возникают при резком торможении, заносах, пробуксовке, наездах, столкновениях. След торможения (юза) обычно прямолинейный, его ширина равна ширине беговой дорожки. Длина тормозного пути зависит от скорости, веса, исправности транспортного средства, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия, рельефа местности. По величине тормозного пути может быть определена скорость движения машины перед торможением. К статическим следам относятся следы качения колес (так называемая беговая дорожка движения транспортного средства).
Поверхностные следы (наслоения и отслоения) образуются на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), на плоских предметах, одежде потерпевшего. Поверхностные следы транспортного средства могут быть позитивными (при отображении на поверхности покрытия дороги рельефа выступающей части рисунка протектора) и негативными (объемными), когда след образуется за счет грязи и красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. Рельефные особенности протектора отражаются чаще всего в объемных следах, возникающих на мягком грунте (земле, снегу). Глубина следа протектора обычно прямо пропорциональна весу автомобиля и обратно пропорциональна упругости грунта.
Каждая модель шины имеет специфическую ширину беговой части протектора. Ширина беговой дорожки (профиль шины) зависит от степени накачанности шины, нагруженности транспортного средства и характера дорожного покрытия. Ширина следа может увеличиваться и вследствие частичного отображения в нем боковых стенок протектора. Ширина беговой дорожки обычно определяется по дну следа.
Судить о виде, модели и устройстве транспортного средства можно по следующим признакам:
- 1) числу осей (две, три) и числу колес на каждой из них (четыре, шесть и т. д.). При движении по прямой задние колеса полностью или частично перекрывают следы передних колес. Число осей можно определить при повороте, при котором образуются отдельные полосы от каждого колеса. Отличить следы двухосного автомобиля от трехосного обычно не удается, поскольку колеса третьей оси идут по следам второй оси. Следы колес прицепа также перекрывают следы колес автомашины;
- 2) ширине колеи - расстоянию между центральными линиями следа левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес (рис. 24);
- 3) базе автомобиля - расстоянию между передней и задней (задними) осями, которое измеряется по следам вмятин, осыпавшейся на остановках грязи, при развороте с применением заднего хода;
- 4) приобретающим особое значение имеющимся в следе данным о ширине, рисунке протектора, его индивидуальных особенностях, диаметре колеса.
Наружный диаметр колеса (шины) вычисляется по длине его окружности, определить которую можно, измерив расстояние между какой-либо деталью (особенностью) беговой части протектора шины, дважды повторившейся в ее следе. Исходная формула: S = 2п х R. Диаметр измеряется соответственно по формуле: D = S х 1,1: к. Длина измеренной таким образом окружности умножается на 1,1 - коэффициент прогиба шины и делится на к = 3,14. Полученный результат, поскольку диаметр колеса обозначается в дюймах, делится на 2,54 см.
Направление движения транспорта определяется по ряду признаков (рис. 25):
рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью в сторону движения;
вдоль следов образуются отложения пыли, снега в виде веера, острые углы которого направлены в сторону движения;
на асфальтовой дороге при переезде через лужи, а также рассыпанный сухой грунт и т. п. по направлению движения остается сходящий на нет след влаги, пыли;
при переезде через лужи грязь и вода разбрызгиваются вперед и в стороны;
капли жидкости, падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону движения;
сломанные при переезде колесами ветки своими внешними концами направлены в сторону движения;
на участке поворота вначале образуются углы расхождения следов колес, которые больше углов схождения, возникающих в конце поворота;
при движении по траве стебли растений наклонены в сторону движения;
лежащие на пути камни и другие предметы сдвигаются при наезде вперед;
Рис. 24.
Л - следы автомобиля с одинарными задними колесами; В - следы автомобиля со спаренными задними колесами; С - следы автомобиля, у которого одинарные задние колеса частично перекрывают следы передних колес: а - ширина колеи; b - расстояние между внешними границами следов; d - расстояние между внутренними границами следов; е - ширина следа колеса; т - ширина совмещенных следов передних и задних колес; g-g - ширина неполного следа передних колес; к-к - расстояние между следами спаренных задних колес; z - расстояние между центральными линиями следов задних колес;/ - расстояние между внешними и внутренними границами следов автомобиля
Рис. 25.
1 - брызги и грязь при переезде через лужу; 2 - примятая трава по ходу движения транспорта; 3 - расположение пыли и снега вдоль следа; 4 - расположение концов палок, сломанных при переезде; 5- соотношения углов расхождения (а) и схождения (б) при повороте направо; 6 - рельеф дна следа на мягком грунте; 7 - капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 8 - зазор при переезде через камень; 9 - углы рисунка протектора
след торможения более насыщен в конце торможения, при этом четкость рисунка протектора сходит на нет; на дороге с мягким покрытием при торможении шины сдвигают вперед поверхностный слой грунта.
В целях проведения идентификационного исследования с участка объемного следа, в котором отобразились индивидуальные особенности протектора шины (порезы, царапины, трещины), после соответствующей фиксации по правилам масштабной фотосъемки, изготавливается гипсовый слепок. Поверхностный след на асфальтовом и подобном покрытии может быть откопирован с помощью отшкуренного листа резины либо силиконового компаунда.
Следы гусениц (траков) состоят из двух полос. Расстояние между их центрами определяет ширину колеи данного транспортного средства. Эти данные при одновременном учете характерной конфигурации следов используются для определения модели транспортного средства. При исследовании следов фиксируются специфические детали и дефекты строения траков.
Криминалистическое значение следов транспортных средств
В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т.п.
Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
Изучение следов транспортных средств на месте происшествия позволяет установить:
- групповую принадлежность (вид, марку, модель) транспортного средства;
- конкретное транспортное средство (идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);
- обстоятельства использования транспортного средства (направление движения, места остановок и торможений, примерную скорость движения, длину тормозного пути).
- повреждения, возникшие на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправности некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); сведения о перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).
Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).
Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.
Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:
а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13).
О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.
Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.
Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.