У каждого автомобиля должна быть диагностическая карта - ее получают после прохождения техосмотра. У документа есть срок действия. Когда он заканчивается, водителю нужно снова пройти ТО.
- Автомобили категории B, мототранспортные средства, прицепы и полуприцепы проходят ТО через 3, 5, 7 лет после выпуска. После семи лет - каждый год.
- Транспорт категории С, учебные автомобили и машины, оборудованные спецсигналами, проходят проверку технического состояния ежегодно.
- Автобусы и транспорт для перевозки людей и опасных грузов - раз в полгода.
Если вы купили подержанную машину с действующей диагностической картой, вам не нужно проходить ТО, даже если вы поменяли номера.
Что будет, если не пройти ТО
Штрафов за вождение автомобиля без техосмотра нет, но без действующей диагностической карты нельзя получить ОСАГО. За отсутствие страхового полиса водителя оштрафуют на 800 рублей. Если автомобилист без ОСАГО спровоцирует ДТП, он будет сам возмещать ущерб.
Даже если у водителя есть действующий полис ОСАГО, но срок действия диагностической карты техосмотра истек, с выплатой будут сложности: страховая компания может потребовать вернуть деньги, сославшись на техническое состояние авто.
Где проходить ТО
С 2018 года техосмотр можно пройти в любом населенном пункте России, а не только в том регионе, где зарегистрирован автомобиль.
В стране несколько тысяч станций технического осмотра. Ближайшую СТО можно найти в реестре Российского союза автостраховщиков.
Какие документы нужны для ТО
Для прохождения техосмотра понадобятся:
- паспорт или водительское удостоверение;
- доверенность на представителя, если владелец автомобиля не присутствует на ТО;
- свидетельство о регистрации, если его нет - ПТС.
Оператор СТО не может требовать от водителя другие документы.
После прохождения техосмотра представитель компании-оператора подписывает и выдает водителю диагностическую карту. В ней будут указаны сведения о о состоянии транспортного средства.
Что проверяют на техосмотре
Тормоза и тормозные колодки. Работу тормозной системы проверят строго по нормативам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза. Если с тормозом и тормозными колодками есть какие-то неполадки, немедленно исправьте их.
Фары и габариты. Приборы внешнего освещения должны быть целыми и чистыми. Фары с неподходящими лампами, тонировкой, пленкой и окраской считаются нарушением.
Усилитель руля. Он не должен подтекать.
Дворники и омыватели стекол. Все дворники и форсунки должны работать. Если деталь для очищения стекла указана в документах, водитель не имеет право ее убирать. Если дворники сломаны, их нужно отремонтировать до прохождения ТО.
Шипованные покрышки. Если на авто стоят шипованные шины, они должны быть на всех колесах. Нельзя ставить зимнюю резину только на переднюю ось.
Двигатель. Авто не пройдет техосмотр, если есть протечки масла, аккумуляторной жидкости или антифриза.
Аптечка и огнетушитель. В багажнике должен быть знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель. Лекарств не должны быть истекший срок годности.
Сколько стоит ТО
Год выпуска и марка автомобиля не влияет на стоимость техосмотра. Тарифы зависят от типа транспортного средства, региона и пункта ТО. В Москве техосмотр легкового автомобиля стоит около 1000 рублей.
Оплатить ТО можно в отделении банка или через специальный платежный терминал. Для этого выберите пункт ТО и узнайте реквизиты для оплаты.
Фото: unsplash.com, «За рулем», depositphotos.com
Во-первых, следует знать, что техосмотр в общем случае нужен. После отмены государственного ТО задачу проверять его прохождение возложили на страховые компании. Поэтому при оформлении страховки ОСАГО вас потребуют показать диагностическую карту или просто проверят её наличие по базе – ведь с прошлого года страховые компании имеют и обязаны сверяться по ней. Кстати, для покупателей б/у авто это хорошая новость, ведь можно не иметь на руках диагностическую карту, но по базе будет видно прохождение ТО предыдущим владельцем.
Но для “свежих” машин младше трёх лет сделано исключение – им проходить ТО не надо.
Но есть, нюанс, как говорится. Многие водители заблуждаются, считая, что диагностическую карту не надо оформлять вплоть до третьго “дня рождения” машины начиная с даты указанной в ПТС. А вот страховые компании толкуют это требование по-другому – они не требуют ТО для автомобилей, выпущенных в этом, прошлом и позапрошлом годах.
То есть в 2018 году ТО не требуется для автомобилей 2018, 2017 и 2016 годов выпуска.
А для машины выпущенной даже 31 декабря 2015 года уже нужно оформлять ТО, хотя формально ей ещё нет 3 лет. Потому что исчисление идёт целыми годами, а не днями.
Давайте разберем законы, чтобы понять кто прав:
Тот факт, что страховые должны проверять наличие техосмотра (его не отменили, как некоторые думают), написано в Федеральный законе “Об ОСАГО”, в главе II, статье 15, пункте 3:
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
е) диагностическая карта , содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется , либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона)
Как видим, здесь Закон об ОСАГО ссылается на Закон о Техосмотре , поэтому смотрим, что написано там. А именно – в Статье 15 (“Периодичность проведения технического осмотра”) Федерального закон аN 170 от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
1) легковые автомобили;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
4) мототранспортные средства.
Пункты 1 и 3, которые указаны в исключениях, – это всякие такси и автобусы, которым по закону надо проходить ТО чаще, чем обычным легковушкам и мотоциклам.
Как видим, страховые компании правы. Поэтому ещё раз вывод – техосмотр в 2016 году не нужен машинам, выпущенным в 2014, 2015 и 2016 годах (по ПТС) . То есть:
- если машине 1 или 2 года, то ТО для страховки не нужно точно,
- если машине 3 года – то надо смотреть, в каком месяце она выпущена,
- в случае, если машина старше 3 лет, то диагностическая карта нужна точно.
Именно так настроены все сервисы по покупке электронного ОСАГО.
Обсудить этот вопрос можно в комментариях ниже или .
P. S. После трёх лет машина проходит ТО и получает диагностическую карту раз в 2 года, пока ей не исполнится 7 лет. После этого – техосмотра надо проходить ежегодно.
Как только у человека появляется автомобиль, в его жизнь неизбежно входит понятие «техосмотр».
Меняются правила прохождения, структуры уполномоченные его проводить, но сам этот процесс техосмотра — остается неизменно.
Правила диагностического осмотра автомобилей довольно сильно были изменены несколько лет назад, и теперь часто возникает вопрос: «как проходить техосмотр новой машины и через сколько лет это необходимо сделать?»
Никаких особенных документов для прохождения процедуры не требуется. Все стандартно: паспорт владельца, водительские права, ПТС и свидетельство о регистрации автомобиля, доверенность, если техосмотром занимается не сам владелец авто.
Итак, разберемся, когда (через сколько лет после покупки) нужно проходить техосмотр на новой машине. Особых новшеств в правилах в 2016 году не появилось. Действуют новые изменения (довольно радикальные), которые появились в предыдущие годы. О них до сих пор знают не все автолюбители.
Сегодня по-прежнему актуален закон о диагностике транспортных средств, принятый в 2011 году, с последующими изменениями и дополнениями, и правила, введенные в 2012 году с изменениями от 2014 года. Согласно этим и некоторым другим законодательно-нормативным актам в нашей стране, техническому осмотру подвержены все автомобили. Исключения: не проверяются авто младше трех лет с даты выпуска.
В этот список входят:
- легковые машины;
- грузовики (не больше 3,5 тонн);
- мотоциклы;
- прицепы и полуприцепы.
Техническое состояние нового автомобиля в течение гарантийного срока контролирует сам автовладелец.
Солидные автосалоны при продаже, как правило, дают гарантию на три или пять лет. Уже через год они могут предложить провести техническую проверку авто в своем специализированном центре или сделать ее по просьбе покупателя.
Согласно последним правилам, техосмотр на усмотрение владельца машины можно проходить в любом месте, а не только по месту регистрации, как это было раньше. Это новшество, бесспорно, очень удобно для автовладельцев.
Техосмотр теперь можно проходить в любой уполномоченной на то организации. Раньше это можно было сделать только в ГИБДД по месту прописки водителя.
Документ об исправности
Водители со стажем помнят, что раньше выдавался специальный талон техосмотра. Некоторое время назад (в 2012 году) талоны отменили.
Теперь документом, подтверждающим отличное техсостояние транспорта, является диагностическая карта.
Что она из себя представляет?
Это стандартный документ формата А4 в виде таблицы. Таблица включает в себя полные сведения об автотранспорте. Плюс заключение о том, можно его использовать или нельзя.
Документу дается уникальный номер. Он заверен подписью технического эксперта. Один экземпляр хранится у эксперта три года, второй выдается автовладельцу. Подделать карту невозможно, так как в электронном виде она включается в единую автоматизированную информационную систему ТО, где находится до пяти лет.
Теперь при утере бумажного варианта карты, всегда есть возможность ее восстановить. Причем совершенно бесплатно, также как и оригинал диагностической карты, потому что госпошлина отменена.
Владельцам новых автомобилей нет необходимости в диагностической карте. Исправность автомобиля подтверждается тем, что срок его эксплуатации менее трех лет.
Достаточно иметь ПТС и свидетельство о праве собственности. Эти документы содержат данные о сроке выпуска машины.
Когда проходят техосмотр на новой машине?
Как только автомобилю «исполнится» три года, включая год выпуска, появится необходимость прохождения технического осмотра.
Если автомобиль, которому еще нет трех лет, продан, новому владельцу не нужно проводить его технический осмотр до момента пока машина не «отметит» свое трехлетие. То же самое и с дорожной картой. Ее не надо менять при продаже или покупке авто до срока окончания ее действия.
Сроки прохождения техосмотра
Многих волнует вопрос, сколько действует техосмотр на новую машину.
После того, как срок эксплуатации нового автомобиля без диагностической карты истек и первый техосмотр пройден, к следующей процедуре автомобиль следует готовить только через два года.
Согласно ныне действующим правилам, автомобили «в возрасте» от трех до семи лет подвергаются осмотру каждые два года.
Ежегодно проходят техосмотр машины, которые выпущены более семи лет назад.
Ряд автомобилей – пассажирский транспорт, такси, грузовики перевозящие опасные грузы, обязаны проверять техническое состояние каждые полгода.
Правила допускают, что автовладелец, в том числе нового автомобиля, по собственной инициативе при подозрении на наличие неисправностей, может обратиться за внеочередным техосмотром и пройти его в сертифицированном центре диагностики.
Как проходит техосмотр?
Процедура проходит по 65 параметрам и включает в себя следующие основные моменты:
- проводится инструментальное диагностирование;
- анализируется работа тормозной и ходовой системы (состояние шин);
- смотрится светотехнические приборы, настройка фар;
- оценивается степень люфтов руля и подвески;
- сверяются выхлопы на токсичность в соответствии с нормативом;
- проверяются на соответствие нормам — технические жидкости;
- исследуется работа дверных замков, дворников и омывателей;
- смотрится, каково состояние зеркал заднего вида;
- оценивается степень прозрачности стекол;
- проверяются на работоспособность и соответствие ремни безопасности;
- проверяется наличие номерных знаков;
- проверяется наличие, соответствие нормам и срок годности огнетушителя и аптечки, наличие аварийного треугольника.
Если по всем показателям автомобиль исправен, выдается диагностическая карта, подтверждающая успешное прохождение технического осмотра. В противном случае выдается карта с заключением о том, что дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна. Здесь же прилагается список неисправностей, на срок исправления которых дается три недели. Затем заново представить автомобиль на осмотр. Повторный осмотр проводится только согласно списку неисправностей.
Если по истечении 21 дня автомобиль не представлен, в дальнейшем техосмотр придется проходить заново по всем параметрам.
Техосмотр и автогражданская ответственность
По действующим правилам, прежде, чем застраховать автомобиль и получить полис ОСАГО, следует пройти техосмотр. Раньше было наоборот: сначала страхование, потом – техосмотр.
Требование страховщика представить диагностическую карту на автомобиль, который не обязан ее иметь, незаконно.
Стоимость процедуры
В условиях рыночных отношений при передаче прав на проведение процедуры частным аккредитованным компаниям цены разнятся в зависимости от места проведения осмотра и типа автомобиля.Обязанность прохождения техосмотра владельцами автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств установлена Законом РФ «О техническом осмотре». Несоблюдение положений закона влечет за собой административную ответственность.
Кому нужно проходить техосмотр
Обычно, когда речь идет об обязанности прохождения техосмотра, Интернет-ресурсы ссылаются на некую категорию автомобилей «В». Что это за категория, обычно не уточняется.
На самом деле под категорией «В» подразумевается категория водительских прав, однако прохождение техосмотра никак не может быть связано с наличием или отсутствием водительских прав, поскольку прохождение техосмотра – это дело владельца автомобиля либо лица, имеющего доверенность от собственника на прохождение автомобиля.
Поэтому рекомендуем не обращать внимания на загадочную категорию «В», тем более что имеется в виду даже не она, а ее две подкатегории, дающие право на управление некоторыми транспортными средствами, для которых прохождение техосмотра не обязательно.
Для того чтобы ориентироваться было легче, мы скажем, что прохождение техосмотра не обязательно для транспортных средств, не нуждающихся в государственной регистрации. А, как известно, в регистрации не нуждаются:
- мопеды и скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см;
- квадроциклы, квадрициклы и трициклы с объемом двигателя менее 50 куб. см;
- прицепы и полуприцепы грузоподъемностью менее 3,5 тонн, принадлежащие на праве личной собственности физическим лицам и не используемые в коммерческой деятельности.
Если существуют еще какие-либо ТС с подобным объемом двигателя, то и они не будут подлежать регистрации.
Также не нуждаются в техосмотре легковые и грузовые автомобили, возраст которых со дня их производства не превышает трех лет. Все остальные транспортные средства обязаны проходить техосмотр.
Периодичность прохождения техосмотра
Интервалы между прохождениями техосмотра дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля или его назначения. Так:
- автомобили (легковые и грузовые) возрастом от 3 до 7 лет со дня выпуска должны проходить техосмотр раз в 24 месяца (два года);
- автомобили возрастом от 7 лет и старше – раз в 12 месяцев (раз в год);
- грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более трех с половиной тонн – раз в 12 месяцев;
- автомобили, предназначенные для обучения водителей – раз в 12 месяцев;
- автомобили, оборудованные специальными сигналами – раз в 12 месяцев;
- пассажирские автобусы, легковые такси, грузовые автомобили, оборудованные под перевозку людей, а также автомобили, приспособленные для перевозки опасных грузов – раз в шесть месяцев.
Последствия непрохождения техосмотра
Ответственность за непрохождение техосмотра относится к той редкой разновидности правонарушений, которые влекут за собой двойную ответственность.
Вообще в уголовном и административном праве существует принцип, в соответствии с которым ни одно лицо не может быть наказано за одно и то же деяние два раза. К непрохождению техосмотра это не относится, поскольку формально в действие вступают две разных статьи КоАП.
Дело в том, что непрохождение техосмотра в установленные сроки делает невозможным заключение договора ОСАГО, поскольку страховщик всегда требует предъявить ему диагностическую карту техосмотра. Более того, учет сведений о результатах проведения техосмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы техосмотра.
То есть получается, что автомобиль остается и без ОСАГО, и без техосмотра. И то, и другое является основанием для привлечения к административной ответственности, при условии, что автомобиль будет при этом участвовать в дорожном движении.
Так, ст. 12.37 КоАП предусматривает ответственность за управление транспортным средством, незастрахованным по ОСАГО, а ст. 12.1 КоАП – ответственность за управление ТС без технического осмотра.
Техосмотр от предыдущего владельца
Если вы приобрели подержанный автомобиль с действующей диагностической картой, то она продолжает действовать до истечения своего срока независимо от смены собственника автомобиля (ч. 5 ст. 19 Закона N 170-ФЗ). Купля-продажа автомобиля не является основанием для проведения повторного техосмотра, если на данный автомобиль уже была выдана диагностическая карта (талон техосмотра), срок действия которой не истек.
Пример. Периодичность прохождения техосмотра
Новый легковой автомобиль приобретен в 2015 г. (год выпуска — также 2015 г.). Техосмотр необходимо будет пройти в 2018, 2020, 2022 гг. и далее ежегодно.
Техосмотр по желанию
При необходимости автовладелец может пройти техосмотр транспортного средства раньше, чем истекает срок, указанный в диагностической карте. Это может потребоваться, например, при выезде в страну, где действуют правила прохождения техосмотра, отличные от российских (ч. 6 ст. 15 Закона N 170-ФЗ). В прохождении внепланового техосмотра вам отказать не могут.
Повторный техосмотр в случае выявления при первичном техосмотре неисправностей
При прохождении техосмотра нередко выявляются неисправности, которые препятствуют получению диагностической карты. В таких случаях автомобиль подлежит повторному техосмотру.
В течение 20 дней владелец транспорта может устранить все дефекты и представить автомобиль на повторный техосмотр тому же оператору и в тот же пункт техосмотра.
В этом случае проверка автомобиля осуществляется только в отношении показателей, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего техосмотра не соответствовали обязательным требованиям безопасности транспортных средств (ч. 1 и 2 ст. 18 Закона N 170-ФЗ).
Если же повторный технический осмотр проводится в другом пункте технического осмотра или у другого оператора технического осмотра, такой технический осмотр проводится в полном объеме (ч. 4 ст. 18 Закона N 170-ФЗ).