Устанавливается трамблер ВАЗ-2106 на левой стороне двигателя, привод происходит от шестерни масляного насоса. Этот прибор предназначен для коммутации высокого напряжения, создаваемого катушкой зажигания. За время выпуска "шестерок" трамблеры изменились существенно - прошли эволюцию от контактных до бесконтактных. На последние автомобили ВАЗ-2106, которые до 2006 года производились на конвейерах ИЖ-Авто, уже ставились инжекторные системы. В них нет трамблера, его функции полностью передали электронному «мозгу».
Что такое трамблер
Это устройство, которое позволяет правильно распределить высокое напряжение по электродам свечей зажигания. Конструкция всей системы состоит из таких элементов:
- Источник питания - аккумулятор и генератор.
- Низковольтная проводка.
- Катушка зажигания.
- Бронепровода (предназначенные для передачи высокого напряжения).
- Распределитель (трамблер) с контактной группой или датчиком Холла. Крышка трамблера ВАЗ-2106 необходима для коммутации высокого напряжения.
- Коммутатор (в случае бесконтактной системы).
- Конденсатор - необходим для избавления от переменной составляющей в цепи.
Трамблер ВАЗ-2106 имеет относительно простую конструкцию, но его необходимо своевременно обслуживать и заменять износившиеся элементы.
Контактные системы
Самые старые и несовершенные конструкции, несмотря на это, очень много автомобилей все еще используют их. Даже в магазинах продаются контактные группы. Одно преимущество можно выделить у контактных систем - низкую стоимость. В остальном же они только недостатками обладают:
- Контактный прерыватель, установленный в корпусе трамблера ВАЗ-2106, коммутирует высокое напряжение. Вследствие этого часто происходит подгорание контактов, нужно иногда осуществлять чистку устройства.
- Этот же контактный прерыватель испытывает большие нагрузки, трение. Поэтому ресурс ограничен качеством используемого металла, временем его износа.
- При работе изменяется зазор между контактами, а он влияет на угол опережения зажигания - это один из важнейших параметров работы двигателя внутреннего сгорания.
Несмотря на простоту, надежность механизмов очень низкая. Система требует тщательного ухода и своевременного обслуживания.
Контактно-транзисторные конструкции
Но если функцию высоковольтного переключателя отдать прибору, который не столь чувствителен к перепадам напряжения, можно получить довольно надежное устройство. Именно этим и руководствовались инженеры, проектировавшие системы зажигания. Они оставили в конструкции механический контактный прерыватель, но с его помощью не переключалось высокое напряжение.
Работали контакты как источник сигнала, не более. Это облегчало эксплуатацию, позволяло производить настройку узла намного реже. Подобные конструкции трамблера зажигания ВАЗ-2106 не прижились, так как очень быстро были вытеснены бесконтактными устройствами, а их надежность оказалась куда большей. Контактно-транзисторные конструкции подвержены механическим воздействиям. Поэтому ресурс ограничен сроком службы контактов.
Бесконтактные системы зажигания
Это самые распространенные системы зажигания, используемые на карбюраторных двигателях. Но они тоже устанавливались непродолжительное время, так как их вытеснили инжекторные системы впрыска. Принцип работы такой же, как у контактных конструкций. Но вместо контактного прерывателя используется датчик Холла и коммутатор. Из трущихся компонентов - только ось трамблера и бегунок, который замыкается с пластинами на крышке.
Надежность такой конструкции очень высокая, так как нет необходимости постоянно следить за тем, какой зазор в контактной группе, регулировать угол опережения и замкнутого состояния. Все работы взяли на себя электронные ключи. Ресурс у них намного выше, нежели у контактной группы, нет трения, износа. Обычно водители, которые установили бесконтактную систему зажигания, надолго забывают о проблемах. Но существуют и поломки у такой надежной конструкции.
Неисправности бесконтактной системы
Поломки таких конструкций - это редкость. Прежде чем давать окончательный вердикт, что вышел из строя какой-либо компонент системы зажигания, необходимо тщательно проверить двигатель. Очень часто поломки в системах топливоподачи, зажигания, электрооборудования по симптомам схожи между собой. Наиболее частые поломки:
- Выход из строя коммутатора. В этом случае полностью пропадает искра на электродах свечей. Запустить двигатель невозможно.
- Датчик Холла при выходе из строя перестает подавать на коммутатор управляющий сигнал.
- Засорение датчика Холла приводит к тому, что подача управляющего сигнала нарушается. Временами вообще постоянно сигнал идет на коммутатор, без остановки.
- Обрыв проводов приводит к тому, что прекращается подача сигнала или питания в систему.
- Разрушение катушки зажигания характеризуется тем, что вся конструкция работает, но на свечах отсутствует искра.
- Работа электронного трамблера ВАЗ-2106 полностью зависит от состояния крышки и бегунка. Если имеются нагар или повреждения, это приведет к неработоспособности всей системы.
Поломки коммутатора и датчика Холла - это большая редкость. Но все же в бардачке желательно возить приборы для диагностики этих устройств. С их помощью можно не только проверить состояние. В случае поломки датчика Холла такой диагностический прибор устанавливается на колодку, и автомобиль сможет продолжить движение.
Комплект для установки БСЗ
В продаже имеются различные комплекты, предназначенные для монтажа бесконтактных систем зажигания на карбюраторные автомобили. Они состоят из таких элементов:
- Трамблер с датчиком Холла.
- Комплект проводов.
- Коммутатор электронного типа.
- Крепежи.
Высоковольтные провода используются штатные, их заменять нет необходимости. Еще одна особенность - система не сможет нормально работать с катушкой зажигания, которая использовалась ранее с контактным трамблером. Причина в том, что в случае применения БСЗ необходимо, чтобы на ее выходе было напряжение около 30 кВ. А те устройства, которые используются с контактными системами, способны развить не более 25 кВ.
Установка бесконтактного зажигания
После установки трамблера ВАЗ-2106 бесконтактного типа водитель полностью избавится от необходимости обслуживать систему зажигания. Стоимость комплекта для замены составит не более 1500 рублей. Для переделки вам нужно выполнить ряд действий:
- Полностью демонтировать старую систему зажигания. Выкрутите крепление трамблера, снимите высоковольтные провода. Всю проводку лишнюю нужно обрезать.
- Установите новый трамблер.
- В удобном месте на кузове нужно установить коммутатор. Обязательное требование - к нему должны подходить все провода, причем им нельзя находиться в натянутом состоянии.
- Прикрутите коммутатор с помощью саморезов по металлу.
- Произведите подключение коммутатора и трамблера.
- Установите высоковольтные провода.
- В последнюю очередь подключается вся система к замку зажигания. Именно к тому контакту, на котором появляется напряжение при включении зажигания.
Установка угла опережения зажигания
Это единственная настройка, которую нужно делать на автомобиле. Для этого вам потребуется:
- Провернуть коленчатый вал и совместить прорезь на шкиве со средней меткой на блоке двигателя.
- Вынуть трамблер, снять его крышку и установить бегунок напротив контакта, который соответствует первому цилиндру.
- Произвести установку трамблера ВАЗ-2106. Наживите гайку крепления.
- Запустите двигатель. Он будет работать неустойчиво, поэтому нужно сделать «тонкую» настройку - провернуть корпус распределителя.
Желательно ориентироваться на показания стробоскопа. Только так вы сможете максимально точно настроить угол. Вот как выставить трамблер на ВАЗ-2106 своими руками. Сделать это можно за час-полтора, если есть в наличии все необходимые инструменты и приспособления.
Его основные функции заключаются в том, чтобы производить распределение высокого напряжения на свечи. Его также называют распределителем зажигания, из-за особых выполняемых функций. На классической серии автомобилей ВАЗ он смонтирован на самом двигателе. Находится он слева, устанавливается внутрь шестерни привода дополнительных механизмов.
Общие сведения
Корпус изготовлен из специальных алюминиевых сплавов. В нём размещается контактная группа. Сверху находится пластиковая крышка, в которой установлен подвижный угольный контакт в самом центре. С его помощью передается на бегунок трамблера двигателя внутреннего сгорания. В самом центре распределителя располагается ось, которая приводит в действие контактную группу и непосредственно бегунок.
Крышка распределителя изготовлена из специальной пластмассы. В ней имеется пять выводов для соединения с К центральному выводу производится подключение Четыре остальные необходимы, чтобы производить коммутацию со свечами зажигания. При помощи специального вала передается крутящий момент от шестерни привода, расположенной в блоке двигателя. Вращение вала осуществляется в специальной втулке, изготовленной из металлокерамики.
Другие элементы распределителя зажигания
Алюминиевый корпус включает в себя множество мелких механизмов, в том числе и контактную группу. Она крепится на подвижной пластине при помощи двух болтов. Регулировка зазора производится путем вращения контактной группы на пластине при условии, что болты крепления слегка оттянуты. Сверху находится бегунок, располагается он непосредственно на оси трамблера. Стоит рассмотреть конструкцию более подробно, ведь трамблер ВАЗ 2106 - это «сердце» системы зажигания.
Основная его часть изготовлена из металла. А вот в верхней пластиковой крышке бегунка находится небольшая выемка, внутри которой смонтирован постоянный резистор с сопротивлением 5-6 кОм. С его помощью производится защита от радиопомех. Распределитель нуждается в постоянном уходе. Его нужно своевременно смазывать, заменять контактную группу и крышку. Чистка грузиков, расположенных под бегунком, также необходима.
Как заменить крышку
Если вдруг вышел из строя подвижный контакт внутри крышки либо появилась поломка бегунка (обычно это происходит при пробое постоянного сопротивления), необходимо произвести замену этих элементов. Бегунок можно проверять при помощи мультиметра. Все работы начинаются с того, что отключается электропроводка автомобиля от аккумулятора. После этого снимают крышку с распределителя и начинается непосредственно ремонт трамблера ВАЗ 2106.
Чтобы это сделать, необходимо отщелкнуть фиксаторы. Загляните внутрь крышки и визуально оцените состояние центрального угольного контакта. Можно даже аккуратно пальцем попробовать его подвигать, чтобы убедиться в неисправности. Также смотрите всю крышку, чтобы на ней не было никаких повреждений, в частности, трещин и сколов.
Если внутри крышки имеется очень много пыли, то это говорит о том, что угольный контакт чрезмерно износился. В этом случае поможет только замена крышки. Хотя, временно может помочь очистка всей внутренней поверхности при помощи растворителя. Замена крышки трамблёра несложная, нужно лишь отключить все бронепровода и установить их на новую. Стоит отметить, что при чрезмерном износе втулок нужно только заменять трамблер ВАЗ 2106. Цена его в среднем составляет 800-900 рублей.
Замена и проверка бегунка
На следующем шаге проверяете бегунок. В нём не должно быть ни обрывов, ни замыкания. Вооружаетесь мультиметром, заблаговременно очистите поверхность бегунка от пыли, а также зачистите металлические контакты, только лишь после этого производятся замеры. Устанавливаете мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом до 10 кОм, подключаете его щупы к центральному и крайнему контактам бегунка. При исправном резисторе его сопротивление должно быть в диапазоне 5-6 кОм.
Если отклонение очень большое, то меняете бегунок полностью. Ставить только сопротивление бесполезно. Стоимость нового бегунка не очень большая, самый дорогой обойдется вам в 50 рублей. Для замены бегунка на трамблере ВАЗ 2106 вам потребуется вывернуть два болта, которыми он крепится к пластине на роторе. После этого снимаете пластиковый бегунок трамблера. Перед тем как установить новый, необходимо смазать ось грузиков, перед этим обязательно очистить всю поверхность от грязи.
Как смазать трамблер
Смазка трамблера ВАЗ 2106 необходима для правильной и стабильной его работы. Это позволит значительно увеличить срок службы всех подшипников и втулок, а также иных частей системы зажигания. Смазка может производиться любым моторным маслом. Главное, чтобы оно было чистым. Конечно, во время проведения работ необходимо учитывать, что смазка производится только лишь в тех местах, где это действительно необходимо. Потому не следует сильно заливать маслом распределитель. В ином же случае во время работы капли масла могут запросто попадать на контактную группу, что обязательно повлечет за собой сбой в работе двигателя.
Следовательно, может потребоваться и замена трамблера ВАЗ 2106. А это не очень дешевый узел. Сначала снимаете крышку на трамблере, выкручиваете скобу, расположенную возле левого фиксатора крышки. После открытия этой скобы вы получите доступ к втулке валика самого трамблёра. В это отверстие нужно налить не более четырех капель чистого моторного масла. После этого скоба наглухо закрывается. Для смазки контактной группы достаточно нанести на нее две капли моторного масла. На кулачке прерывателя имеется специальный фитилек, который необходимо пропитать маслом. Нанесите на него несколько небольших кабель.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что трамблер ВАЗ 2106 нуждается в постоянном контроле, независимо от того, классическая или на вашем двигателе. Смазка и чистка нужна любому механизму. От этого напрямую зависит срок службы распределителя, а также двигателя, свечей, катушки, и всех остальных узлов автомобиля. Старайтесь как можно чаще проводить все необходимые настройки. В частности, при пользовании контактной системой, необходимо следить не только за но и замкнутого состояния рабочей группы.
Правильно выставленное зажигание - залог правильной работы двигателя и его беспроблемного запуска. Кроме всего прочего, от момента зажигания зависит расход топлива и динамические показатели автомобиля, из-за не правильно выставленного зажигания может возникнуть , которая может привести к необратимым последствиям и . На вопрос, как выставить зажигание, у каждого автомобилиста имеется свой ответ, одни делают это на "глазок", другие используют стробоскоп, есть также те, кто принципиально пользуется услугам автосервисов. Как бы там ни было, главное - результат, а то при помощи чего вы это сделали уже не имеет принципиального значения.
Для того, чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2106 вам потребуется:
- Ключ на "13";
- Контролька (вольтметр или лампочка на 12 Вольт);
- Свечной ключ.
Зажигание выставляется по первому или четвертому цилиндру, сегодня мы рассмотрим первый вариант.
Момент зажигания ВАЗ 2106 выставляется по меткам на крышке , там есть три метки, короткая средняя и длинная.
- Короткая метка соответствует – углу опережения равному 10°.
- Средняя - 5°.
- Длинная - 0°.
ВМТ (верхняя мертвая точка) обозначена на ободе шкива, а на шкива напротив этой метки есть специальный наплыв.
Как известно, правильно отрегулированное зажигание ВАЗ 2106 – это не только , но и серьезная экономия топлива. Поэтому при первых симптомах первым делом рекомендуем произвести диагностику всей системы с последующей регулировкой. Ниже будут описаны признаки , а также способы его настройки.
Признаки неправильной установки угла опережения зажигания ВАЗ 2106
- Во время движения автомобиль не развивает максимальные обороты
- Повышенный
- Перебои в работе на холостом ходу
- Перегрев двигателя
- Детонация двигателя после его остановки
- Стук пальцев при резком нажатии педали газа во время движения автомобиля.
Как отрегулировать зажигание ВАЗ 2106
Весь процесс сводится к трем этапам:
- Изменение угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)
- Изменение угла опережения зажигания (УОЗ)
- Проверка регулировки зажигания во время движения автомобиля
Регулировка угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)
Данную регулировку производим, если у вас на автомобиле установлены классическая или .
- Снимаем крышку трамблера. Для классического зажигания перед регулировкой с помощью надфиля зачищаем контакты в трамблере и проверяем плотность их прилегания друг к другу. При необходимости аккуратно поджимаем неподвижный контакт.
- С помощью специального ключа проворачиваем коленвал, пока расстояние между контактами не будет максимальное (если такого ключа нет, то включаем четвертую передачу и потихоньку толкаем автомобиль)
- Отворачиваем винт, который фиксирует контактную группу на пластине подшипника
- С помощью щупа 0.4 мм регулируем контактную группу, чтобы щуп проходил впритирку с контактами
- Затягиваем винт и тем самым фиксируем положение контактной группы.
- Проверяем зазор с помощью щупов 0,35 мм и 0,45 мм. При этом более тонкий щуп должен свободно перемещается между контактов, а тот, что по толще вообще не должен проходить между ними.
В процессе этой регулировки мы получили нужный зазор контактов трамблера. Но на самом деле критичным является именно угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Как правило, точный угол присутствует только в новых трамблерах, когда нет выработки в контактах. Поэтому после регулировки зазора рекомендуется проверить угол, он должен составлять 55°±3°.
Как определит угол замкнутого состояния контактов (УЗСК)
Для проверки вам понадобится электронный тахометр, который имеет функцию измерения УЗСК или другое подобное устройство с такой же функцией.
Регулировка опережения зажигания с помощью лампочки
Для выполнения регулировки зажигания ВАЗ 2106 с помощью этого способа вам понадобится лампочка на 12 вольт и ключ для вращения коленвала.
- Ключом проворачиваем коленвал до тех пор, пока метки не совпадут, таким образом, как показано на рисунке и при этом бегунок трамблера стоял на высоковольтном проводе первого цилиндра.
- Подключаем один контакт лампочки к проводу, который идет на катушку зажигания ваз 2106 , а второй на массу.
- Вынимаем центральный провод с трамблера и прислоняем к массе автомобиля
- Ослабляем болт фиксации корпуса трамблера и .
- Проворачиваем трамблер по часовой стрелке, пока лампочка не погаснет, что свидетельствует о размыкании контактов.
- Затем медленно вращаем в обратную сторону. Контакты должны сомкнутся, и лампочка погаснет.
- Теперь медленно вращаем, корпус трамблера по часовой стрелке пока лампочка снова не загорится.
- Фиксируем это положение винтом.
В случаи если в автомобиле используется транзисторная или тиристорная система зажигания, то при этой регулировке вам понадобится вольтметр или диодный пробник, так как напряжения может не хватить для горения лампочки.
Проверка регулировок зажигания ВАЗ 2106 во время движения автомобиля
- Прогрейте двигатель до оптимальной температуры
- На ровном участке дороге разгоните автомобиль до скорости 40-50 км/ч. и, включив 4-ую передачу, резко нажмите на педаль газа. При этом в двигателе должны прослушиваться в течении 1-2 секунд характерные детонационные стуки, и автомобиль должен набирать скорость. Если этого не происходит, то проверните трамблер на одно деление, расположенное на шкале у его основания, против часовой стрелки.
- Если наоборот, детонация присутствует более долгий промежуток времени, поверните ваз 2106 на одно деление по часовой стрелке.
Если во время этих регулировок положение трамблер существенно изменилось по сравнению с положением, найденном на втором этапе, то это является признаком неисправности в работе трамблера, либо в существенном от номинального.
Предназначение трамблера в автомобиле ВАЗ 2106 – регулировать своевременную подачу искры на свечи. Те, кому хоть немного знакомо устройство двигателя знают, что рабочий ход в цилиндрах совершается поочередно. У каждого двигателя, свой порядок работы. Например, у ВАЗ 2106, цилиндры работают в таком порядке 1-3-2-4. В момент рабочего хода, когда поршень находится в верхнем положении, трамблер должен подать искру. Иначе, без него, не было б бесперебойной работы всего механизма.
Устройство
Трамблер автомобиля ВАЗ 2106 имеет довольно несложное устройство, по сравнению с другими узлами и механизмами двигателя. Самое первое, что кинется Вам в глаза, при осмотре трамблера – его крышка. Она имеет 5 отверстий – 1 по центру и 4 по краям. Они предназначены для контактов свечей и стартера. Также, возле одного из крайних отверстий, обязательно должна быть нанесена циферка «1». Она отличает контакт первого цилиндра, от остальных контактов. Это дает возможность выставить работу свечей в правильном порядке. Обычно, в ВАЗ 2106, напротив контакта первой свечи находится четвертая, слева – вторая, а справа, соответственно – третья.
Крышка трамблера надевается на его корпус. Он служит для того, чтоб защищать все детали, находящиеся в нем, от повреждений. Также, на нем есть регулировочный винтик. Он помогает выставить правильное зажигание. Очень часто, двигатель может работать нестабильно из-за того, что у свечей ранее, или наоборот, позднее зажигание. Это заметно сказывается на скорости и мощности автомобиля. Для того, чтоб выставить зажигание, нужно послабить винтик, и проворачивать трамблер по собственной оси – сперва влево, а потом вправо. Двигать нужно буквально на пару миллиметров, и каждый раз проверять зажигание. Если машина завелась без проблем, и при больших оборотах не давится, то тогда, можете себя поздравить – установка завершена.
Внутри трамблера располагаются такие детали, как:
- Ротор;
- Кулачек;
- Прерыватель;
- Подвижный контакт;
- Конденсатор.
Эксплуатация
Поскольку, речь идет о электрическом приборе, то он имеет свойство часто выходить из строя. В таком случае, некоторым деталям потребуется замена. Устройство трамблера двигателя ВАЗ 2106, имеет, в основном, одноразовые детали, в виде контактов и прочих подобных механизмов. Как можно понять, нужна ли замена деталей, или трамблер работает нормально?
Первым признаком того, что устройство трамблера имеет повреждение, является изменение оборотов при холостом ходу. Если обороты работают не стабильно, значит проблема, скорее всего в данном приборе. Часто, нужно просто выставить зажигание, и проблема пропадет.
Более тяжелый случай, когда автомобиль глохнет на ходу. Это уже свидетельствует о более серьезной поломке. Чаще всего, такое происходит тогда, когда контакты практически на исходе своего срока эксплуатации, и не выдерживают нагрузок. В таком случае, неисправное устройство следует заменить, а зажигание заново выставить.
И наконец, самый тяжелый тип поломки – когда двигатель ВАЗ 2106 полностью отказывается заводится. Вообще, многолетняя практика показывает, что двигатель может не заводится по многим причинам. Для того, чтоб наверняка знать, что это неисправен трамблер, Вам нужно будет снять его, и установить новый. Выставить зажигание, и попробовать завести мотор. Если получится, то тогда, проблемная зона выявлена верно. Часто, при такой поломке помогает установка нового трамблера, но иногда, можно и воскресить старый. Этим должны заниматься специалисты, иначе, толку не будет, а только зря потраченное время.