Не так давно наши власти приняли закон о том, что независимо от времени суток, на автомобилях обязательно должны работать противотуманные фары или ДХО. Такое решение было обусловлено опытом европейских специалистов, которые доказали, что благодаря работающим световым элементам на АТС можно значительно снизить процент дорожных происшествий. В связи с этим с 2010 года в ГОСТ и ПДД были внесены изменения, согласно которым неработающие противотуманки или отсутствующие ДХО (DRL) могут стать причиной довольно «неприятного» штрафа (1 500 рублей).
Но, несмотря на то, что установка дневных ходовых огней теперь стала обязательной некоторые автовладельцы убеждены, что они нашли выход из ситуации. Особенно предприимчивые водители решают просто подключить габариты в фарах ближнего света, таким образом, чтобы они включались вместе с двигателем, наивно полагая, что этого будет достаточно. К сожалению, габаритные огни никак не спасут при встрече с сотрудником ГИБДД, так как использовать их вместо ДХО нельзя. Поэтому если вы не являетесь владельцем современного автомобиля, в котором уже установлены «гибридные» противотуманные фары с ДХО, то от монтажа новых световых элементов никуда не деться.
Произвести монтаж ходовых огней можно в специализированной мастерской или самостоятельно. Если вы уверены в своих силах, то прежде чем приступить к работе внимательно изучите правила установки ходовых огней на легковой автомобиль.
Требования ГОСТ по установке ДХО
Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 установка и подключение ходовых огней своими руками должны производиться строго по следующим требованиям:
- От края кузова машины до ДХО должно быть выдержано расстояние в 600 мм. Допускается уменьшение этого показателя до 400 мм, но только в случае если габаритная ширина машины составляет менее 1,3 м (пункт 6.19.4.1).
- Расстояние от уровня грунта до световых элементов должно быть в диапазоне от 250 мм до 1500 мм (пункт 6.19.4.2).
- ДХО должны быть направлены вперед и установлены на передней части автотранспортного средства (пункт 6.19.4.3).
- Выдерживается определенная геометрическая видимость. Согласно пункту 6.19.5 горизонтальный угол бета должен составить 20 градусов внутрь и наружу, а альфа - 10 градусов вниз от горизонтали и вверх.
При этом определенная схема подключения ходовых огней никак не отражена в ГОСТ, соответственно тут вы вольны принимать решение самостоятельно. Однако есть маленький нюанс. Установка ходовых огней по ГОСТу подразумевает также автоматическое включение ДХО вместе с двигателем машины и выключение при работающих головных фарах. Исключением является только включение дальнего головного света на несколько секунд, для сигнализации другим водителям.
Исходя из этих требований, к выбору ходовых огней необходимо подойти внимательно.
Как выбирать ходовые огни
В магазинах представлен широкий выбор ДХО от самых разных производителей, различных конфигураций и цветов. Однако далеко не каждые лампы подойдут для использования в качестве ходовых огней. Например, галогенки и ксенон не выдержат постоянной работы, будут «есть» много энергии и разряжать АКБ. Лампы накаливания тоже не самый лучший выбор, а вот светодиоды считаются лучшими при установке ДХО.
Диодных ходовых огней также существует множество. Самыми лучшими считаются изделия в корпусах из стекла и линзованные светодиодные ДХО для противотуманок. Остальные (на резиновых лентах, «орлиные» и «драконьи» глаза, в виде платин СОВ) не отвечают заявленным ГОСТ требованиям.
Прежде чем произвести подключение дневных ходовых огней своими руками, убедитесь что:
- ДХО соответствуют форме, типу и конструкции бампера вашего автомобиля.
- Размер блока ДХО, который выбирается исходя из того, куда ходовые огни будут установлены (в воздухосборнике или на бампере), позволяет монтировать их в ваш автомобиль.
- Количество светодиодов в блоке не превышает 5 штук для каждого. Если свет будет слишком ярким, дневные огни будут светить как "габаритки", что недопустимо.
- Показатель силы света ДХО должен быть не меньше 400 кд и не более 800 кд, а температурный диапазон ламп составлять от 4 300 до 7 000 К.
- Ходовые огни излучают чистый белый свет (желтые и синие изделия использовать запрещено).
Если говорить о производителях, то самым разумным будет приобрести готовый комплект DRL «Хелла» или «Филипс». Такие блоки оборудованы всем что нужно (включая контроллер) и полностью отвечают требованиям тех. регламента.
Приобретя ДХО для автомобиля, или изготовив их самостоятельно, остается только подготовить все необходимое, чтобы установка дневных ходовых огней своими руками прошла без «неожиданностей».
Что потребуется для самостоятельной установки ДХО
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- Любое обжимное устройство, например, пассатижи.
- Кусачки.
- Паяльная лампа и зажигалка. Последняя потребуется для того чтобы стягивать термоусадочные трубки.
- 3-4 метра изолированного двужильного провода, например, ПВС 2х1.5 или 2х0.75 (потребуется при параллельном соединении двух блоков ДХО между собой).
- Любой герметичный контакт (геркон).
- Одножильный провод диаметром порядка 1.5-2.5 мм и длиной около 3 метров.
- Пластиковые хомуты.
- Обычное четырехконтактное реле на 12 В.
- Светодиодные ДХО.
Также следует позаботиться о чистом сухом месте, где вы будете работать. После этого можно начать устанавливать дополнительные световые элементы.
В первую очередь определитесь, куда именно будут монтированы дневные ходовые огни. На некоторых машинах уже есть готовые отверстия для дополнительных модулей противотуманок, в других автомобилях для ДХО используют решетку радиатора. Последний вариант является самым лучшим, так как в этом случае вы сможете выдержать все необходимые расстояния и границы.
Просто снимите решетку радиатора и самостоятельно вырежьте отверстия для будущих огней. При этом важно помнить, что свет должен подаваться под определенным углом наклона. Возможно, для этого понадобится проделать дополнительное отверстие.
Схемы подключения ДХО
Так как DRL можно монтировать по своему усмотрению, существует множество схем подключения, которые позволяют настроить оптику самым удобным для водителя образом. Рассмотрим самые популярные из них.
Вариант 1 (к датчикам скорости)
Данное подключение ходовых огней через реле, схема которого показана ниже, считается одним из самых простых. В этом случае ДХО будут включаться в зависимости от работы датчика скорости. Для того чтобы реализовать эту схему необходимо подключить контакты К1.1 участку цепи (в разрыв проводки) от кнопки переключения ближнего света к контакту 85. Использовать при этом можно любое реле с размыкающей парой, однако специалисты рекомендуют использовать изделие с кодом ТС.
Если вы хотите, чтобы во время стоянки при включенном двигателе работали ближние, а не габаритные огни, то контакты необходимо «запараллелить».
Вариант 2 (к датчику масла)
Еще одна схема подключения дневных ходовых огней через реле задействует датчик масла. Сразу стоит проверить, чтобы он был исправен, так как если регулятор выдает неправильную информацию о давлении жидкости, то и работа всей системы нарушится.
При таком монтаже ДХО, огни будут включаться при запуске двигателя, отключаться от габаритов. В качестве оптики, можно использовать также и ближний свет или противотуманки.
Вариант 3
Чуть сложнее будет подключить ДХО таким образом, чтобы они включались при заведении двигателя и отключались при его остановке. При этом ходовые огни будут включаться вместе с фарами ближнего света. Для этого потребуются два маломощных диода (например, 1А+КД10), которые необходимо соединить последовательно. После этого к лампочкам припаиваются провода длиной порядка 400 мм и производится их подключение. При этом не забудьте, что они полярные.
На следующем этапе:
- Демонтируйте и разберите приборную панель машины и подключить «заготовку» к Х1 (чаще всего провод желтый).
- Демонтируйте кнопку, через которую будет включаться оптика.
- Вмонтируйте другой конец провода в разъем.
- Установите кнопку обратно и проверьте ее работоспособность.
Вариант 4 (подключение ходовых огней от генератора)
Для реализации подобного проекта можно воспользоваться одной из трех схем.
Первая подойдет если задействоваться будет только ручник и мотор.
Вторая схема подключения ходовых огней от генератора потребует использования дополнительного резистора, отвечающего за отключение дневного света в момент активации габаритов или головных фар.
Третья схема позволит деактивировать ходовые огни:
- При поднятии ручника, во время запуска ДВС или во время автоматического запуска мотора вместе с сигнализацией.
- При включении габаритов (в этом случае необходимо чтобы фары или противотуманки работали в штатном режиме).
Грубо говоря, такой тип подключения «аннулирует» автоматический запуск ДХО одновременно с зажиганием генератора.
Полезно! Именно такая схема является «рабочей» при прохождении ГТО.
Перед тем как подключить ходовые огни от генератора, видео, приведенное в конце статьи, рекомендуется посмотреть. Дело в том, что существует не один и не два способа активации ДХО. Однако подключение будет намного проще, если вы приобрели готовый комплект ходовых огней.
Вариант 5 (подключение готового комплекта)
Чтобы не ломать голову над тем, как установить ходовые огни на автомобиль самостоятельно, проще всего купить готовый блоки управления, для автоматического отключения и включения ДХО. Для установки этого модуля необходимо:
- Подсоединить черный провод на минус аккумулятора, а красный - на плюс.
- Оранжевый провод (если он идет в комплекте) необходимо подключить к "габариткам" или ближнему свету. Если провод не подключен, то огни не будут деактивироваться при включении ближнего света или габаритных огней.
После установки ДХО по любой из описанных выше схем необходимо проверить, чтобы установленные элементы работали правильно. Для этого заведите двигатель и посмотрите, функционирует ли лампочка на панели управления, активируются ли ходовые огни и так далее.
В заключении
Для того чтобы активировать DRL на машине достаточно только соблюсти требования ГОСТ и хоть немного разбираться в электрике. Если вы купили готовые светодиодные ДХО от известных производителей, то процесс монтажа световых элементов пройдет намного проще.
С недавнего времени дневные ходовые огни – обязательная составляющая в списке базового оборудования любого нового автомобиля. Впрочем, владельцам устаревших машин расстраиваться не стоит – рынок автоаксессуаров предлагает различные альтернативы головному «ближнему», которые можно смонтировать своими силами.
Технология подключения ДХО от автомобильного генератора возникла не случайно. Ведь основные требования ГОСТ по вопросу функционирования DRL таковы:
- мощные светоизлучающие диоды должны обязательно выключаться при активировании головного света, в качестве которого выступают «ближний», «дальний» или световой поток от ПТФ;
- ДХО должны автоматически запускаться при передвижении органа, управляющего режимами работы двигателя, в положение «включено»;
- должна быть обеспечена возможность выключения ходовых огней без помощи постороннего инструмента, т.е. кнопкой.
Самостоятельное подключение нештатных ДХО от генератора машины через четырехконтактное реле
В качестве инструментов и материалов для операции служат:
- обжимное устройство или пассатижи;
- кусачки, паяльник и нож;
- зажигалка или фен (необходимы для укладки термоусадочной ленты);
- двухжильный провод для соединения пары фонарей между собой;
- одиночные провода;
- четырехконтактное реле на 12 В;
- термоусадочная лента;
- пластиковые хомуты;
- предохранитель на 10 А;
- кнопка для принудительного отключения «автоматики».
Самая простая идеология подключения DRL не сложнее, чем для дизтоплива. Она предполагает активирование огней при включении зажигания, и их выключение при остановке двигателя автомобиля. Ощутимый минус данного решения – неудовлетворение требованиям ГОСТа, ведь дневные ходовые огни горят вне зависимости от активности «головного» освещения и не могут быть деактивированы кнопкой.
Рассмотрим, как подключить ДХО от генератора через четырехконтактное реле :
- 87-й контакт подводится к плюсу дневных ходовых огней;
- 86-й контакт тянется на плюс габаритных огней;
- 85-й контакт подводится к плюсовому выводу от замка зажигания;
- 30-й контакт ведется к плюсовому выводу генератора (D+) через предохранитель 10А.
Непосредственно к минусовым выводам фонарей припаиваются и обжимаются клеммы под болт. Производится изоляция термоусадкой и клеммы прочно крепятся посредством болтового соединения к массе автомобиля. Кнопка принудительного выключения DRL встраивается между генератором и четырехконтактным реле, т.е. между 30 контактом и выводом D.
Схема работы системы такова:
- При старте двигателя плюс от генератора поступает на реле и светодиоды загораются.
- При включении габаритов DRL гаснут.
К сведению
- Альтернативой подключению от генератора может служить технология подсоединения от аккумуляторной батареи. В этом случае 30-й контакт подсоединяется к положительной клемме АКБ и ходовые огни загораются при включении зажигания.
- На 86-й контакт реле дополнительно можно присоединить «+» от ручника. Тогда при активировании стояночного тормоза ДХО будут гаснуть.
Тематическое руководство: как подключить ДХО от штатного генератора через пятиконтактное реле
Схема с пятиконтактным реле предусматривает задействование только четырех контактов и может быть использована для подключения дневных ходовых огней на Лада Приора ВАЗ 2170. Выход №87 не используется. В остальном процедура присоединения DRL через реле такова:
- к 30-му контакту подводится плюс от вывода «D» генератора;
- на 85-й выход присоединяется плюсовой провод от габаритов;
- с контакта 87а снимается «+», который уходит на питание блоков дневных ходовых огней;
- 86-й вывод соединяется с массой автомобиля в любом подходящем месте.
Такое подключение ДХО от генератора предусматривает еще и использование кнопки. Управляющий механизм встраивается в магистрали между генератором и 30-м контактом реле. При включенной кнопке суть функционирования схемы выглядит следующим образом:
- при включении двигателя «+» от генератора идет через включенную кнопку на 30-й контакт реле, откуда ток поступает на положительные выводы DRL (отрицательные выводы подключены к массе), в результате чего светодиодные огни загораются;
- при использовании «габаритов» катушка между контактами 85 и 86 активируется и 30-й контакт соединяется с 87-м, на выход 87а ток не поступает и огни гаснут.
В итоге
Подсоединение дневных ходовых огней к бортовой сети автомобиля осуществляется как через четырехконтактное реле, так и через пятиконтактное. При этом «+» силовой цепи берется с вывода D генератора. При таком положении дел фары активируются при включении двигателя. Реле позволяет отключать светодиодные огни при включении габаритных огней. В частном порядке отключать ходовые огни можно при включении «ближнего», взяв «+» с положительного контакта ближнего света вместо «габаритов».
Существует два варианта ответа на так часто задаваемый вопрос о том, как подключить ходовые огни. Первый ответ, наиболее быстрый, но не совсем экономичный – это приобрести фирменные ходовые огни автомобиля, схема подключения которых в полном объеме отражена в инструкции производителя.
Как подключить дневные ходовые огни самому
Второй вариант – это дневные ходовые огни сделать самому, потратив больше времени, но значительно сэкономив свой семейный бюджет, так как изготовление и подключение дневных ходовых огней в этом случае вам обойдется, как минимум в два раза дешевле, но и повозиться придётся. Так как при всей кажущейся лёгкости, о которой пишут на различных web-ресурсах, подключение ходовых огней требует определённых знаний электротехники и умения автомеханика.
И в том, и в другом случае, на каком бы варианте схемы подключения дневных ходовых огней вы не остановились, в первую очередь вам потребуется информация о регламентных требованиях по вопросу о том, что такое дневные ходовые огни, как подключить, и как правильно их эксплуатировать. То есть, вам необходимо знать требования ГОСТ Р 41.48-2004, в котором освещаются вопросы установки и эксплуатации дневных ходовых огней.
В соответствие с требованиями данного ГОСТа, схема подключения ходовых огней должна обеспечивать автоматическое включение и выключение ходовых огней, а именно: «В случае установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения»
Схема установки дневных ходовых огней от штатных производителей, а на рынке сегодня доминируют ходовые огни Philips и ходовые огни Hella. достаточно проста, за счет универсальности. В комплектах уже предусмотрены коннекторы серии АМР, которые устанавливаются по принципу simple-click – одним щелчком. То есть, приобретая такие светодиодные дневные ходовые огни, схема установки сводится к монтажу блоков на кузове автомобиля.
Но, эта лёгкость установки применима к современным моделям автомобилей. А что делать отечественным авто или устаревшим модификациям? В этом случае оптимальная факультативная установочная схема ходовых огней, которая очень подробно описана в ГОСТ. Технология изготовления дневных ходовых огней своими руками, уже описана в соответствующей теме.
Здесь вы должны понять для себя, что индивидуально для каждого автомобиля схема включения дневных ходовых огней, отличается друг от друга. Поэтому в любом случае необходима консультация специалиста – автоэлектрика.
Трубования к схеме включения дневных ходовых огней
В случае, когда вы будете выполнять второй вариант подключения ходовых огней – своими руками, нужно помнить, что помимо регламента факультативной установки ходовых огней, существует и требование к переоборудованию. О чём речь?
Схема включения ходовых огней, выполненных самостоятельно, должна избежать попадания под требования того же ГОСТ Р 41.48-2004, где сказано: «7.1 Любое изменение типа транспортного средства или установки его устройств освещения и световой сигнализации или любое изменение в описании, упомянутом в 2.2.2, доводят до сведения Органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия типа данному типу транспортного средства. Этот орган может:
- 7.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и данное транспортное средство продолжает соответствовать требованиям настоящего стандарта;
- 7.1.2 либо потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.»
А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:Регулируемый нагрев, ортопедический эффект. Никогда не замерзнешь!
Защитят ходовую в эту суровую зиму!
Согласно действующим законам Российской Федерации, в частности, внесенным в ПДД поправкам, любое транспортное средство, осуществляющее движение даже днем, должно быть с включенными фарами ближнего света. Кроме того, вместо них допустимо использовать противотуманные аналоги, а также дневные ходовые огни.
Ввиду того, что эксплуатация с этой целью головных и противотуманных огней сопряжена с целым рядом недостатков, подавляющее большинство автовладельцев предпочитает приобретать модули ходовых огней и проводить их монтаж самостоятельно. Ввиду этого, стоит разобраться, как подключить дневные ходовые огни своими руками?
Особенности эксплуатации
Законодательство довольно четко регулирует правила использования подобных элементов в конструкции автомобиля. Согласно требованиям ГОСТ , ходовые огни должны незамедлительно включаться при повороте ключа зажигания, а автоматическое отключение должно происходить в случае, если водитель активировал фары головного света.
Кроме того, подобный стандарт предусматривает, что включение головных огней должно происходить только после полного включения габаритных аналогов. Исключение составляет лишь случаи, когда они используются для подачи сигналов. Это необходимо учитывать, желая устанавливать дневные ходовые огни своими руками.
Подключение ДХО своими руками , имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать для достижения правильной последовательности работы и долгого срока службы модуля. Чтобы повысить срок его эксплуатации, разумно использовать специальный стабилизирующий блок, рассчитанный на светодиодные огни.
Однако, эта мера направлена лишь на увеличение продолжительности работы схемы, без подобного блока все элементы будут функционировать в нормальном режиме.
Одной из наиболее распространенных пробле м, свойственных модулям ДХО, представляются скачки напряжения, что вызывает перегрев кристалла, отвечающего за излучение. В связи с этим, яркость огней постепенно снижается, после чего, они перестают выполнять свою основную функцию.
Варианты подключения
Рассматривая наиболее распространенные варианты подключения ДХО, целесообразно разобрать простейшую схему подключения ходовых огней без использования стабилизатора, генератора и прочих дополнительных элементов. Чтобы ДХО активизировались при включении мотора, рекомендуется:
- Плюсовой провод соединить с плюсовой клеммой, расположенной на замке зажигания;
- Минусовой шнур закрепляют на корпусе авто в любом удобном для владельца месте;
- При повороте зажигания, ДХО будет работать.
Главным недостатком подобной схемы подключения, представляется постоянный режим работы огней при включенном зажигании. Кроме того, работа огней в данном случае , не согласована с другими световыми системами авто, а значит, подобное подключение не соответствует требованиям, указанным в ГОСТ.
Второй вариант подключения гораздо больше подходит для этой цели, так как использует цепь габаритных фар. Плюсовой провод дневных ходовых огней, в данном случае, соединяют с АКБ напрямую. Минусовой соединяют с плюсовым габаритных огней, после чего, светодиоды начинают светится. При этом, спираль лампы не горит, что связано с низким потреблением тока.
После активации габаритных огней, водитель сможет заметить, что потенциалы ДХО выравниваются, что приводит к отключению светодиодов. В результате, световая схема автомобиля переходит в штатный режим работы. Несмотря на то, что данная схема работает без серьезных нарушений, она имеет целый ряд недостатков , ввиду чего, её не следует устанавливать.
К ним целесообразно отнести:
Поскольку данная схема также не соответствует требованиям государственного стандарта, потребуется рассмотреть наиболее простой и подходящий под существующие нормы вариант.
Контроллер ДХО
Для подавляющего большинства владельцев, наиболее приемлемым представляется использование специального блока управления, который позволяет подключить ХДО по правильной схеме, без использования реле и прочих элементов. В итоге, схема подключения отличается простотой и безопасностью, за счет уникальных преимуществ эксплуатации контроллера.
К ним следует отнести:
- Стабильное включение ДХО после запуска мотора;
- Гарантирует защиту от перегрузок;
- Поддерживает любой тип огней, включая светодиодные;
- Не влияет на работу других узлов.
Блоки управления дневными ходовыми огнями, в подавляющем большинстве случаев, полностью соответствуют государственному стандарту, что позволяет безопасно использовать их по прямому назначению. Тем не менее, некоторые производители могут внедрять в подобное оборудования различные функции, которые несмотря на полезность, могут не соответствовать требованиям ГОСТ, а значит - использовать их не рекомендуется.
Другим преимуществом подобного рода оборудования, представляется возможность его подключения по заранее предоставленной со стороны производителя схеме. При этом, она обязательно содержит данные о максимальной нагрузке, а также другие важные технические параметры. Это позволяет быстро и легко подключить ДХО без наличия какого-либо опыта и специальных знаний.
Если приобретение специального контроллера не планируется, целесообразно отдать предпочтение варианту подключения через реле. Оно предполагает использование 5 контактного реле, которое будет задействовано в общей схеме подключения ДХО. Подобная схема позволяет исключить любые недостатки, свойственные предыдущим вариантам и дает возможность безопасного использования ДХО без какого-либо дополнительного оборудования.
Особенности подключения реле ДХО:
- 30 на «+» выводы модулей светодиодов;
- 85 на «+» шнур габаритов;
- 86 отводят на корпус машины;
- 87а на «+» зажигания;
- 87 изолируют.
Для реализации подобного подключения через реле, необходимо обзавестись проводами для соединения, клеммами, стяжками, термотрубками и инструментом. Помимо прочего, следует продумать способ надежного крепления собранной схемы в конструкции автомобиля.
Некоторые владельцы предпочитают задействовать в схеме подключения генератор, что не рекомендуется в большинстве случаев. Ведь для того, чтобы устанавливать ДХО через генератор, потребуется выполнить монтаж резистора. Несмотря на работоспособность схемы, её надежность оставляет желать лучшего.