АБС (антиблокировочная система), состоящая из электронного блока управления, гидравлического узла, задних и передних датчиков, предназначена для предотвращения блокировки колес автомобиля при экстренном торможении. Основное ее назначение – это сохранить управляемость транспортного средства и его устойчивость, а также способствовать сокращению тормозного пути. Поэтому так важно, чтобы все датчики, установленные в автомобиле, были исправны. Чтобы их проверить, совсем не обязательно направляться в автосервис. Можно справиться с этой проблемой и самостоятельно.
Конструкция индукционного пассивного датчика
Во многих автомобилях (как отечественного, так и импортного производства) в качестве датчика АБС используют пассивный индукционный сенсор, который представляет собой катушку, намотанную на магнитный сердечник. Он установлен напротив зубчатого диска, закрепленного на оси ступицы. При движении транспортного средства на выводах датчика появляется переменное напряжение, частота которого зависит от скорости вращения колеса.
На заметку! Мы уже писали о том, как проверить активный датчик Холла, который используют в некоторых моделях автомобилей как сенсор АБС.
Самодиагностика
Если автомобиль оборудован системой самодиагностики, то это в значительной мере упрощает поиск неисправностей АБС. В инструкции по эксплуатации транспортного средства производители, как правило, указывают алгоритм поиска ошибок и их удаления. Как определить, какой из датчиков АБС неисправен, используя встроенную систему диагностики (на примере автомобиля «Toyota Carina E»), подробно рассказано в представленном ниже видео:
Проверка сопротивления датчика
Прежде, чем приступать к процедуре тестирования, желательно узнать стандартную величину сопротивления датчиков АБС, установленных в вашем автомобиле. Эту информацию можно найти либо на сайте производителя, либо в Интернете. Алгоритм проверки сопротивления датчика довольно прост:
- Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления.
- Подсоединяем щупы к контактам разъема датчика и смотрим на показания прибора.
- Если омметр показывает «0», это означает, что в катушке сенсора имеется обрыв. Такой датчик подлежит замене. Показания прибора, превышающие номинальное значение в 2÷3 раза также свидетельствуют о неисправности сенсора, а именно о том, что его катушка «подгорела» и сигналы, поступающие с него на блок управления, являются некорректными.
Совет! Обычно сопротивление пассивных индукционных датчиков находится в пределах 700÷2500 Ом. Если вам не удалось найти техническую информацию о конкретных сенсорах, установленных в автомобиле, то придется проверить сопротивление всех датчиков АБС. Их одновременный выход из строя маловероятен. Сравнив результаты всех произведенных измерений, можно будет сделать вывод о том, какой конкретно датчик «глючит» и заменить только его.
Проверить сопротивление всех датчиков можно, не снимая колес. Для этого:
- Находим под капотом автомобиля блок управления АБС.
- Отсоединяем от него разъем, в котором зафиксированы провода от датчиков и остальных устройств, входящих в антиблокировочную систему тормозов.
- Далее подключаем щупы мультиметра к соответствующим контактам (к которым непосредственно подсоединены сенсоры) и последовательно проверяем сопротивление всех датчиков. Распиновку разъема можно найти в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.
На заметку! Такой способ проверки позволяет определить не только сопротивление катушки сенсора, но и исправность проводки от самого датчика до блока управления.
Проверка напряжения на обмотке датчика
Еще один из способов проверки работоспособности датчиков АБС – измерение выходного напряжения, которое появляется на обмотке при вращении колеса. Для этого выполняем следующее:
- Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
- Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
- Переводим мультиметр в режим измерения переменного напряжения.
- Подключаем щупы к контактам разъема датчика.
- Вращаем ступицу колеса (со скоростью 1÷2 об/сек).
- При наличии напряжения 200÷1700 мВ (его величина варьируется в зависимости от конкретной модели датчика) можно констатировать, что сенсор исправен. Нет причин беспокоиться. В случае, если вам не удалось найти технические характеристики датчика, стоит проверить подобным образом все сенсоры АБС, установленные на автомобиле. Если в результате тестирования на одном из них обнаружено заниженное напряжение (по сравнению с остальными), то это свидетельствует о его некорректной работе.
На заметку! Если при замере сопротивления всех датчиков показания омметра свидетельствуют об их работоспособности, но при вращении колеса на обмотках сенсора появляется заниженное напряжение (или его отсутствие), то это может быть следствием износа или поломки зубчатого колеса.
Использование автосканера
Для тех, кто привык устранять неисправности автомобиля своими руками, незаменимым помощником при ремонте АБС будет автосканер ELM327. Мы уже знакомили наших читателей с этим полезным гаджетом. На сегодняшний день его можно приобрести по цене от 350 до 1100 рублей. Напомним, что этот миниатюрный прибор вставляют в специальный диагностический разъем OBDII, которым сегодня оборудованы многие современные автомобили. В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели он передает на смартфон или планшет (по Bluetooth, Wi-Fi или USB) информацию о различных параметрах и ошибках, обнаруженных в транспортном средстве. Проверить всю систему АБС и найти неисправный датчик, с использованием такого приспособления, дело нескольких минут.
На заметку! Отрицательные комментарии о возможностях автосканера ELM327 объясняются в основном тем, что пользователи применяли простейшие приложения. Те же, кто установили на свои смартфоны или планшеты специальные программы, предназначенные для диагностики конкретных марок автомобилей, положительно отзываются о работе данного гаджета.
Использование ноутбука в качестве осциллографа
С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто. Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей. Припаиваем провода к контактам мини-джека, а в разрыв монтируем резистивный делитель (для защиты звуковой карты) по приведенной ниже схеме.
- Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
- Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
- Вращаем ступицу колеса.
- При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.
На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.
Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.
Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.
Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:
- Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
- Заметное повышение расхода бензина;
- Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
- Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).
Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.
Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.
Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.
Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.
Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.
Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике
Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:
- Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
- Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
- Поместить датчик в чайник;
- Замерить показание датчика и записать его;
- Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева - +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
- Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.
Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.
Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра
Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер) является важной деталью автомобиля, от исправной работы которой зависит мощность двигателя и его расход топлива. Обнаружить его можно под капотом машины, где он располагается между воздушным фильтром и воздушным патрубком, направленным к дроссельной заслонке. Задачей ДМРВ является измерение количества воздуха, проходящего в цилиндры, и передача данной информации электронному блоку управления, то есть «мозгам» машины. На основе данных датчика массового расхода воздуха блок управления принимает решение о необходимости увеличения или уменьшения подачи воздуха в горючую смесь.
При выходе из строя датчик массового расхода воздуха практически никогда не ремонтируется, а просто меняется на новый. Его устройство довольно простое, и он состоит из корпуса, в который помещен прибор для измерения затрат воздуха – термоанемометр. Достаточно повредить диагностическое устройство в процессе демонтажа ДМРВ или его очистки, и потребуется замена всего датчика. Выйти из строя он может также при большом сроке службы, но убедиться в его неисправности можно только после проверки.
Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха
Перед тем как приступать к проверке ДМРВ, необходимо понять по первичным симптомам, что он неисправен. О проблемах с датчиком могут говорить следующие симптомы:
Приведенные выше симптомы указывают, что воздух подается в горючую смесь не в том объеме, в котором необходимо. При этом данная проблема может наблюдаться не только при выходе из строя ДМРВ. В частных случаях неисправность может быть связана с отсутствием питания датчика по электропроводке или при появлении трещин в соединительных шлангах.
Как проверить ДМРВ на исправность
Имеется несколько основных методик проверки датчика массового расхода воздуха, которые позволяют убедиться в его неисправности.
Проверка ДМРВ в движении
Самый простой способ диагностики расходомера – это анализ работы двигателя при принудительном отключении датчика. Проверка происходит следующим образом:
Проверка ДМРВ мультиметром
Диагностировать проблему с датчиком можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо сперва разобраться с конструкцией устройства и его «распиновкой», то есть распайкой проводов по плате. Из датчика массового расхода воздуха выходит 4 провода. В зависимости от модели ДМРВ и производителя, их цвета могут различаться, но в большинстве случаев они следующие:
- Розовый (или розово-черный): провод к главному реле;
- Зеленый: провод к заземлению;
- Серый: провод к питанию;
- Желтый: вход сигнала.
Для проверки датчика массового расхода воздуха мультиметр необходимо выставить в режим измерения постоянного напряжения и установить предел до 2 Вольт. Далее потребуется включить зажигание, но не заводить мотор. Когда это будет сделано, подключите красный щуп мультиметра к входу сигнала датчика (желтому проводу), а черный щуп к заземлению (зеленому проводу). Сделать это можно не «оголяя» провода, просунув щупы диагностического устройства сквозь резиновый уплотнитель разъема.
По результатам измерения можно сделать выводы о состоянии датчика:
Некоторые современные бортовые компьютеры позволяют смотреть напряжение на датчике массового расхода воздуха. В таких ситуациях можно обойтись без мультиметра.
Визуальный осмотр ДМРВ
Опытные автомобилисты могут определить неисправность датчика массового расхода воздуха по его внешнему виду. Первым делом необходимо снять ДМРВ, а далее его внимательно осмотреть. Признаками неисправности является попадание жидкости в воздушный патрубок и датчик ДМРВ (или наличие механических повреждений).
Чаще всего жидкость может оказаться в датчике по следующим причинам:
- Повышенный уровень масла в картере. В такой ситуации в датчик попадает масло;
- Забитый маслоотбойник системы вентиляции картера;
- Несвоевременная замена воздушного фильтра, из-за чего грязь попадает на термоанемометр ДМРВ.
Самым простым и надежным способом диагностировки проблем с датчиком массового расхода воздуха является его замена на рабочее устройство. Например, можно снять подходящий рабочий датчик с другого автомобиля, установить его и убедиться, что стабилизировалась работа двигателя. В такой ситуации можно сразу идти покупать новый датчик без диагностики его мультиметром или другими способами.
Системой антиблокировки тормозов сегодня оснащается почти каждый автомобиль, сходящий с конвейера. Это не удивительно, ведь АБС может оказать реальную помощь при экстренном торможении в сложных дорожных условиях, существенно увеличивая уровень безопасности машины. Одним из самых важных элементов этой системы считаются датчики, фиксирующие скорость вращения колес.
Основной принцип работы датчика АБС, который является индукционной катушкой, работающей вместе с зубчатым кольцом (гребенкой), заключается в считывании электронных импульсов и передаче информации на блок управления. Сам же блок, контролирующий работу гидравлики, на основании этих показаний может регулировать давление жидкости в цилиндрах тормозной системы.
Самыми распространенными неисправностями, возникающими в работе АБС, считаются обрыв цепи «датчик - блок управления» и некорректная работа самого устройства, неверно передающего импульс. Неполадки в системе антиблокировки можно почувствовать при управлении автомобилем или узнать по сигналу контрольной лампы на приборной панели. Определить, какой именно элемент системы неисправен, можно, проведя ее диагностику.
Как проверить датчик АБС
Что же делать, если контрольная лампа на панели приборов повела себя не вполне корректно? В первую очередь необходимо проверить все датчики АБС. Следует отметить, что эту процедуру можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемых специалистов. Для диагностики механизмов потребуется обычный тестер (мультиметр), руководство по эксплуатации/ремонту автомобиля и надежный помощник. Еще нужно будет приобрести проводку со специальными разъемами (ПИН).
Проверка сопротивления
Итак, что необходимо сделать для проверки датчика АБС тестером:
- вывесить машину на подъемнике или приподнять домкратом;
- снять колесо, если оно препятствует доступу к детали;
- открутить крепежный винт устройства, расположенный на задней части ступицы;
- снять кожух с блока управления АБС и отсоединить разъемы контроллеров;
- подключить специальные ремонтные ПИН к тестеру и контактному гнезду одного из датчиков;
- замерить сопротивление на контактах устройства (точное значение можно выяснить в инструкции по ремонту авто);
- «прозвонить» целостность проводки, убедившись в отсутствии замыканий на массу.
Теперь нужно вручную прокрутить колесо, одновременно замеряя сопротивление - именно на этом этапе и потребуется помощь напарника. Показания омметра должны изменяться в зависимости от разной скорости вращения колеса.
Примерные значения сопротивления рабочего устройства составляют:
Проверка напряжения
Еще один метод диагностики устройств, при котором необходимо переключить тестер в режим «вольтметр» и замерить напряжение на каждом из датчиков:
- автомобиль поднимают домкратом, вывешивая колеса;
- разъемы ПИН подключают к контактному гнезду устройства;
- колесо проворачивают с частотой один оборот в секунду, снимая показания прибора.
Внимание! Стрелка тестера должна располагаться в пределах 0,25-1,2 V, при этом нужно учесть, что увеличение скорости вращения колеса обязательно «поднимает» величину напряжения.
Для того, чтобы процесс диагностики устройства стал более понятен, рекомендуется просмотреть видео «Как проверить датчик АБС тестером (мультиметром)»
Другие способы диагностики
Помимо вышеперечисленных способов проверки датчика АБС, это устройство можно диагностировать специальным прибором - осциллографом, который измеряет амплитуду и уровень сопротивления. Недостаток метода заключается в том, что данное оборудование весьма дорогостоящее и очень сложное в применении. Осциллограф довольно редкий прибор и проверка датчика АБС с его помощью требует определенных навыков, поэтому описанию такого способа стоит посвятить отдельный обзор.
Большинство антиблокировочных систем современных автомобилей оснащено функцией самодиагностики. После ее активации на информационный монитор бортового компьютера будут выведены коды ошибок в буквенно-цифровом формате. Расшифровку этих символов можно легко найти, используя руководство по эксплуатации машины или прибегнув к помощи интернета.
Внимание! Только правильно проведенная диагностика датчика позволяет отремонтировать или заменить устройство без особых усилий и лишней траты времени.
Ремонт датчика АБС своими руками
Несколько слов нужно сказать о том ремонте элементов системы АБС, который легко выполняется в «домашних» условиях. Естественно, если проблемной точкой является сам датчик, то его придется заменить, а вот в случае с проводкой - можно исправить дефект самостоятельно. Для восстановления ее целостности необходимо использовать только способ «пайки» и тщательно заматывать места соединения изоляционной лентой.
Внимание! Каждый датчик АБС имеет полярность - это нужно обязательно учитывать при подключении к нему проводки. В инструкции по ремонту автомобиля указывается цветовая маркировка проводов, соединительный разъем устройства должен точно так же иметь обозначения.
Замена датчика ABS
Перед тем как менять датчик АБС, необходимо исключить основные причины, вызывающие его некорректную работу. Известно, что каждая модель авто имеет ряд специфических проблемных мест, которым нужно уделять особое внимание. К примеру, автомобили «Форд», выпущенные до 2000 года, практически поголовно страдают от перебоев в работе электрооборудования, которые происходят вследствие частых замыканий. «Болевой точкой» этих машин является плохое качество изоляции проводов.
Особенность замены устройства состоит в том, что передний датчик АБС можно демонтировать как из подкапотного пространства, так и снизу кузова авто, это будет зависеть от особенностей конструкции автомобиля. Подобраться к оборудованию, установленному на задних колесах машины, можно только снизу. Пошаговая инструкция, представленная вниманию читателя опытными специалистами, описывает лишь общие принципы работы, но этот метод вполне применим к большинству как отечественных, так и импортных авто.
Необходимое оборудование
Для работ по замене датчика АБС потребуется:
- надежный гидравлический домкрат;
- ключ - «балонник»;
- молоток;
- ключи рожковые на 28 и 32;
- ключи торцевые (головки) на 10 и 12;
- плоская отвертка;
- тестер для замера напряжения;
- изоляционная лента;
- жидкость WD - 40 в баллончике.
Порядок выполнения работ
Рассмотрим поэтапно выполнение всех работ на примере замены заднего правого датчика АБС:
Вид из салона: 1 - разъем; 2 - фиксатор; 3 - накладка; 4 - провод датчика
Вид задней части ступицы: 1 - кронштейн; 2 - крепежный болт.
Вид на арку: 1 и 2 - точки фиксации провода; 3 - заглушка.
- Монтаж нового устройства выполняется следующим образом: деталь вставляется на место (с небольшим усилием) и закрепляется болтом.
- Далее следует закрутить болты, которые крепят кронштейн к арке и амортизатору.
- Теперь можно вставить заглушку и просунуть провод в салон.
- Устанавливать провод датчика под накладкой необходимо с тем расчетом, чтобы его разъем подходил к гнезду. Противовибрационная накладка приклеивается и тщательно разглаживается.
- Можно ставить колесо, сначала наживив, а затем закрутив до упора все колесные гайки.
- Следующим этапом работ по замене датчика АБС станет проверка его работоспособности. С помощью тестера, подключенного к разъемам, замеряется напряжение. Детально этот процесс описан в разделе о проверке напряжения при диагностике устройства.
Осталось подключить разъем, поставить клемму на аккумулятор и опустить колесо. Уплотнитель двери, боковая отделка и накладка порога ставятся на место, обратно монтируются снятые сиденья и шторка багажника (при наличии).
Внимание! Перед тем как поставить элементы обшивки на место, необходимо включить зажигание, запустить двигатель машины и убедиться, что контрольная лампа ABS погаснет через 3-5 секунд после старта.
С заменой устройств, расположенных на поворотных кулаках передних колес, дело обстоит несколько проще, благодаря более удобному доступу к этим деталям:
- поднимаем автомобиль домкратом и снимаем нужное колесо;
- откручиваем болты, крепящие передний датчик АБС на поворотном кулаке и снимаем его с посадочного места;
- освобождаем крепление провода и отсоединяем штекер разъема;
- установку выполняем в обратном порядке, следя за тем, чтобы на место посадки датчика не попала грязь.
Заключительная проверка работоспособности
После замены устройства и установки всех демонтированных деталей производится заключительная проверка работоспособности системы АБС. На дороге нужно выбрать безопасный участок и на скорости 20-40 км/ч резко затормозить, утопив педаль до упора. Если под ногой ощущается вибрация и слышен характерный звук сработавших колодок - система работает в штатном режиме.
Подведение итогов
Установлено, что грамотно выполненная проверка датчика АБС тестером является первостепенной задачей при ремонте системы. Можно применять любой удобный метод тестирования, но всегда следует помнить, что одна только диагностика не решит возникшую проблему - придется заменять устройство или «чинить» электропровода. Чтобы АБС могла выполнить свою задачу при торможении, очень важно контролировать состояние датчиков, своевременно выполняя их проверку, ремонт и замену. Будем надеяться, что наш обзор и данное видео смогут помочь вам провести эту «операцию» самостоятельно.
Все статьи
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
Проверка включает в себя:
- Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла - аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
- Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
- Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
- Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора - прибор покажет значение тока утечки.
Нормальный показатель - 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр, после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.
Показания пришли в норму - вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.
Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:
- аккумулятор;
- датчики;
- высоковольтные провода;
- генератор.
Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный - к «минусовой». Если перепутаете - не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.
Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
Нормальные цифры при работающем двигателе - 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше - аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
- коленвала;
- скорости;
- детонации;
- кислородный датчик.
Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.
Датчик ABS
Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.
Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма - 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы - с датчиком проблемы.
С измерением напряжения чуть сложнее - сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.
Датчик коленвала
Важный элемент - без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.
Кислородный датчик
Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его - возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется - прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился - датчик, скорее всего, неисправен.
Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.
Датчик детонации
Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные - ищите информацию в разных источниках.
С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» - к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное - ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто - от 30 до 40 милливольт.
Датчик скорости
Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.
После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.
Единственное - ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения - датчик неисправен.
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают - пора проверить высоковольтные провода. Точнее - измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма - 13-14 вольт. Максимум - 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Вместо послесловия
При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины - спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» - промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки . Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.