Этого достаточно, чтобы понять, что речь пойдет об "автомобиле - танке", "автомобиле - большом-диване", символе целой эпохи…
К созданию "Волги" приступили в ноябре 1953 года, когда ведущий конструктор проекта Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман первую линию. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев. А уже в 1954-м году начали строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел). Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач - автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми.
А.М. Невзоров (1925-2005)
Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота -- три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. "Волги" стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования.
1955 год. 3 мая начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.
1957 год. Постановка "ГАЗ-21 " на конвейер. Волга получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. (до этого стоял нижнеклапанный, расточенный до 2432 куб.см, мощностью 65л.с. от ГАЗ-20 „Победа“).На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но, из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с „автоматами“.
Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.
Отдельные черты иностранных аналогов нашли своё отражение в «Волге », особенно - в конструкции отдельных элементов кузова (например, роторных замков дверей; тем не менее, сама несущая основа кузова была по конструкции ближе всего именно к предыдущим моделям ГАЗ - «Победе» и «ЗиМ»-у) и дизайне салона (например, конечный вариант спидометра в виде прозрачной «полусферы» появился лишь после изучения автомобиля «Форд» - ранние прототипы М-21 имели несколько различных вариантов совершенно иного оформления щитка приборов, полностью утопленого в приборную панель), что позволяет сделать вывод об их тщательном изучении и отсутствии достаточного собственного опыта в проектировании современных автомобилей.
Некоторые из исследовавшихся на заводе в соответствующий период или привлечённых для совместных испытаний иностранных аналогов:
1954 Ford Mainline
(США, 1952-54 г.г.)
1953 Chevrolet Styleline DeLuxe
(США, 1949-54 г.г.)
Аналогичный использовался на испытаниях совместно с М-21.
10 октября 1956 года. Выпуск первых трёх производственных образцов "ГАЗ-21 ". На них был установлен расточенный до 2,432 л победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".
Дизайн «Волги», начиная с самых первых макетов и прототипов, также был выполнен Львом Еремеевым вполне самостоятельно, и не нёс прямого сходства с конкретными иностранными аналогами за пределами единства в рамках стиля тех лет (надо иметь в виду, что прототипы имели оформление, в целом аналогичное будущей «второй» серии, то есть, «акулью пасть».
При этом необходимо отметить, что «Волга» создавалась под влиянием (преимущественно) американской школы автомобилестроения, и с точки зрения дизайна была оргинальной советской интерпретацией идущего из Америки так называемого «аэростиля», популярного в те годы во всём мире.
1962 год. "Волга" становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки.
Автомобили выпуска с 1956 по ноябрь 1958 получили впоследствии название «первая серия» (также, «первый выпуск», «со звездой»).До наших дней машин «со звездой» в оригинальном виде дошло достаточно немного, основная же масса сохранившихся автомобилей частично переделана в более поздние модификации, с чем связана относительно высокая востребованность «первого выпуска» на российском рынке олдтаймеров.
Главная особенность салона первой серии - цельнометаллическая панель приборов с «низкой» облицовкой приёмника и расположенным сверху громкоговорителем, прикрытым металлической решёткой. Причём, такой она оставалась до конца 1958 года, то есть и после перехода к облицовке типа II серии
21 Волга
Автомобили выпуска конца 1958 - самого начала 1959 года принято называть «переходными», а выпуск 1959-1962 годов - «второй серией» («вторым выпуском»). В конце 1958 года автомобиль был модернизирован, преимущественно внешне. Изменилась форма передних крыльев в пользу увеличения колёсных арок, оформление передка стало в целом повторять внешний вид одного из прототипов 1955 года (так называемая «акулья пасть», с 16 прорезями решётки радиатора), соответственно, из-за изменения облицовки радиатора появился новый замок капота. Салон и механическая часть остались практически неизменными, хотя постепенная модернизация не прекращалась.
Оформление задней части «второго выпуска» (из неоригинальных деталей присутствуют зеркала заднего вида, «заземления» под бампером, уплотнитель заднего стекла от «Жигулей»).
К 1962 модельному году машина была снова модернизирована, на этот раз более радикально. Модернизированные модели получили общее условное название «третья серия». Количественно они наиболее распространены. Полностью изменилось внешнее оформление - появилась новая решётка радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных стоек (впоследствии такой рисунок решётки применялся на многих других легковых моделях ГАЗ); бампера без «клыков» с горизонтальным членением на две половины - нижняя окрашена в цвет кузова; с капота исчезла фигура оленя и молдинг (ещё на позднюю «вторую серию» оленей ставили редко, чаще - каплевидную травмобезопасную декоративную деталь, «каплю»). Общая идея дизайна «Волги» 1962 года - меньше хрома, больше чистых линий. Некоторые черты стиля перекликаются с автомобилем «Чайка» ГАЗ-13, в то время, как «вторая серия» была стилистически достаточна близка к предшественнику «Чайки» - ГАЗ-М-12 «ЗиМ». Прототипы модели 1962 года имели и другие отличия
1965 год. На "Мосфильме" Рязанов снимает "Берегись автомобиля". Вряд ли сейчас нашелся бы актер, способный так красиво украсть автомобиль. И зрители любили Юрия Деточкина, его трофеи и вальс, в такт которому раскачивалась несущаяся по шоссе "Волга " цвета "беж".
Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Так же был подготовлен проект рестайлинга Волги. Так могла выглядеть 21ая Волга 4 ого поколения.
В недолгий период производства «Волги» так называемого «первого выпуска» со звездой на радиаторе ГАЗ только учился выпускать новую модель. Отрабатывалась технология изготовления узлов и агрегатов, устранялись ошибки и недочеты различных систем автомобиля, определялся окончательный тип двигателя и заднего моста. К тому же почти всю конвейерную жизнь, до августа 1958 года, «Волгу» со звездой выпускали параллельно с ее предшественницей «Победой» на одном конвейере. Модернизированный вариант «Волги» ГАЗ-21, который за внешний вид условно зовут «вторым выпуском» появился в декабре 1958 года. Это - модификация того периода, когда «Волга» окончательно стала «зрелым», отработанным с конструктивной и технологической точки зрения автомобилем.
Интересно, что до начала серийного выпуска «Волги» на ее первых прототипах стояла облицовка радиатора, внешне напоминающая не «первый», а «второй» выпуск серийной модели - та же скругленная решетка в толстой рамке. Только отличалось количество вертикальных прорезей, что вполне закономерно - опытные машины всегда чем-то отличаются от будущих серийных. Но в процессе подготовки производства был принят альтернативный вариант с набором массивных горизонтальных брусьев и медальоном с пятиконечной звездой, предложенный художником-конструктором ГАЗа Джоном Вильямсом. Старая заводская легенда гласит, что так сделали по политическим мотивам - на варианте «со звездой» настоял Министр обороны, легендарный маршал Г.К. Жуков, которому машину показывали во время военной приемки. Позднее, когда Жукова отправили в отставку, на ГАЗе решили просто вернуться к исходному варианту внешности - звезда, являвшаяся одним из символов Советского строя, не нравилась зарубежным покупателям автомобиля, что могло мешать экспорту.
Верно это или нет, но первый серийный вариант «со звездой» получился очень красивым. Вскоре на дорогах страны появилось около 31 тысячи «Волг» с такой внешностью. Однако с точки зрения технологии серийного производства, облицовка со звездой получилась невыгодной - она содержала слишком много отдельных деталей и крепежа, требовавших аккуратной сборки, на нее уходило большое количество латуни и хрома. Предсерийный вариант, к которому вернулись при модернизации, был значительно проще. Несложную в производстве цельную штампованную решетку покрывали хромом только у незначительного количества экспортных и заказных машин, у остальных ее просто красили в цвет кузова. Детали рамки тоже монтировались намного проще, чем все элементы облицовки «со звездой». Простота взяла верх. Правда, у «второго выпуска» ГАЗ-21 немного усложнились крайние правая и левая секции бампера, ставшие не прямыми, а изогнутыми.
Но помимо внешности, модернизированная «Волга» отличалась доработанной конструкцией многих деталей оборудования кузова. Например, на ней появился омыватель ветрового стекла. Рукоятку открывания капота перенесли с правой на левую сторону, под руку водителя. Окончательный облик в начале 1959 года приобрел корпус приборной панели - решетку динамика радиоприемника установили посередине, что осталось до самого конца выпуска 21-х «Волг». В 1961 году изменился механизм перемещения и регулировки сиденья.
Именно во времена «второго выпуска» «Волга» потеряла два перспективных технических новшества, внедрявшихся на первых машинах. Во-первых, завод прекратил выпуск автоматической коробки передач. Во-вторых, в 1961-м была упразднена система централизованной смазки шарниров передней подвески, что катастрофически усложнило техобслуживание всех последующих моделей «Волги» вплоть до ГАЗ-3110 и фактически запустило на дороги тысячи заведомо неисправных автомобилей. С другой стороны, во времена «второго выпуска» на «Волге» внедрили прогрессивные телескопические амортизаторы взамен привычных ранее рычажных.
Базовая модель «Волги» «второго выпуска» носила индекс ГАЗ-21И, экспортная - ГАЗ-21К, такси - ГАЗ-21А. Производство этих автомобилей продолжалось до апреля 1962 года, когда им на смену пришел так называемый «третий выпуск» - последняя версия 21-й «Волги», у которой по проекту художника-конструктора Льва Еремеева заметно изменились облицовка, бамперы, задние фонари.
Техническая характеристика
Рынок сбыта: Россия.
«Двадцать первая» Волга (ГАЗ-21) стала знаковым автомобилем советской эпохи и по сей день остается одним из лучших примеров отечественного автомобилестроения. Разумеется, в ходе разработки конструкторы учитывали богатый опыт зарубежных производителей, в частности, очень заметно влияние американской школы дизайна 50-х годов. Автомобиль получил несущий кузов с мощным передним подрамником, отличался подчеркнуто динамичным силуэтом, высокой плавностью хода, а главное — уровнем комфорта, ранее недоступным для отечественных моделей. Автомобиль экспортировался в 75 стран мира. Первые же машины ГАЗ-М 21Г, относящиеся к так называемой «1-й серии», которая еще называется «Волгой со звездой» (за эмблему на облицовке радиатора), выкатились из ворот опытного цеха 10 октября 1956 года. Всего же до конца 1956 года было выпущено только пять экземпляров. Массовое производство началось лишь в следующем году.
Помимо безупречного экстерьера, Волга привлекала и своим интерьером. Передний диван (по-другому не скажешь) с откинутой спинкой превращал салон в настоящую спальню. В те годы еще не так много уделялось внимания внутренней облицовке, поэтому крашеный металл в салоне считался обычным явлением, а пластика здесь минимум, но зато он приятного «живого» цвета, имитирующего слоновую кость, а при его изготовлении использовались натуральные компоненты: желатин, костная мука и молочная кислота. Обязательным атрибутом были отделка хромом, большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР». Рукоятка переключения передач находилась на рулевой колонке. Имелся радиоприемник с двумя диапазонами ДВ и СВ (длинные и средние волны) и памятью станций, реализованной с помощью механики; для питания радиоламп использовался блок питания, преобразующий постоянный ток бортовой сети напряжением 12В в переменный 200В. В варианте такси вместо радио был установлен счетчик, а переднее сиденье разделено на две части для водителя и пассажира, при этом пассажирская часть могла складываться, образуя площадку для багажа. Всего было выпущено около 30 тысяч машин 1-й серии.
В течение 1957 года Волга выпускалась с модернизированным «Победовским» двигателем в модификации ГАЗ-21Б, имевшим больший рабочий объем за счет увеличенного до 88 мм диаметра цилиндров, и с увеличенной до 7,0 степенью сжатия (2,4 л., 65 л.с. при 3800 об/мин., крутящий момент 158 Нм при 1800 об/мин). Двигатель агрегатировался только с трехступенчатой механической коробкой передач. Летом 1957 года на автозаводе была закончена подготовка производства современного верхнеклапанного двигателя модели ЗМЗ-21А и примерно с июля конвейер переходит на оснащение автомобилей новым двигателем. Эти машины обладали запасом мощности в 70 «лошадей», а максимальная скорость была увеличена со 120 до 130 км/ч. По заказу и впервые для отечественного автомобиля на ГАЗ-21 Волга могла устанавливаться автоматическая гидромеханическая коробка передач.
В число особенностей конструкции автомобиля входил задний мост с неразрезным цельнолитым картером, созданный на базе моста ЗИМ ГАЗ-М-12 путем укорачивания полуосей и их кожухов. До этого, на самых первых выпущенных автомобилях устанавливался шумный задний мост со спирально-коническими шестернями, представлявший собой модернизированный задний мост ГАЗ-69. Архаичными решениями даже в то время считались рычажные амортизаторы и шкворневая передняя подвеска, но последняя более надежна и устойчива к большим нагрузкам, чем конструкция с шаровыми опорами. Интересно, что автомобиль с завода оснащался централизованной системой смазки узлов передней подвески с помощью специальных трубок и шлангов, которые доставляли смазку ко всем точкам шприцевания — достаточно было нажать на шток специального насоса. Это рекомендовалось делать после проезда глубоких луж и раз в 100-200 км. Автомобиль получил гидропривод сцепления от подвесной педали, трехопорный карданный вал. Тормозная система включала один контур и барабанные тормоза, при этом передние имеют раздельные гидроцилиндры тормозных колодок, тогда как в задних тормозах обе колодки приводятся в действие одним общим цилиндром. Стояночный тормоз трансмиссионный, с вытяжным рычагом под панелью приборов. Автомобиль получил колесные диски размерностью 15 дюймов и шины 6,70—15" (170—380) внешним диаметром 72 см.
Безопасности ГАЗ-21 внимание было уделено не больше, чем любому другому отечественному автомобилю того времени. «Волга» получила автоматический выключатель указателя поворотов, но, к примеру, омыватель лобового стекла появился только у машин следующего выпуска. У автомобиля отсутствовали ремни безопасности — только у некоторых экспортных модификаций были предусмотрены места для их установки.
ГАЗ-21 — легендарный автомобиль, представляющий значительный интерес в качестве объекта для реставрации. Особенно ценятся машины первой серии, считающиеся наиболее редкими. Учитывая наличие как восстановленных экземпляров в более-менее аутентичном виде, так и прошедших всевозможный тюнинг, а также основательно изношенных машин, требующих значительных вложений, разброс цен весьма велик.
Читать полностью ГАЗ-21 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 - 1970 гг.Работа над "Волгой" началась в ноябре 1953 года. Ведущим конструктором проекта был Александр Михайлович Невзоров. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.
Ford_Mainline
Прототипом ГАЗ-21 послужил автомобиль Ford Mainline. В 1954 году ГАЗ приобрел такой автомобиль, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.
К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).
3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.
10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".
Волга ГАЗ-21 1 серии
В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза
На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".
Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.
Основные модификации:
- ГАЗ-М-21Г - с форсированным двигателем от «Победы»,
- ГАЗ-М-21Б - с форсированным двигателем от «Победы», такси.
- ГАЗ-М-21 - двигатель 2,445 л. и АКПП,
- ГАЗ-М-21А - такси на базе ГАЗ-М-21В,
- ГАЗ-М-21В - общего назначения с двигателем 2,445 л.,
- ГАЗ-М-21Д - экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии).
- ГАЗ-М-21Е - экспортная с АКПП.
Волга ГАЗ-21 2 серии
В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.
В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".
Основные модификации
- ГАЗ-М-21И - базовый седан,
- ГАЗ-М-21А - такси,
- ГАЗ-М-21 - версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
- ГАЗ-М-21Е - версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
- ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
- ГАЗ-М-21К
- ГАЗ-М-21К - экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),
Волга ГАЗ-21 3 серии
В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности - оленей часто воровали).
Основные модификации
- ГАЗ-М-21Л - базовый седан,
- ГАЗ-М-21М - экспортная,
- ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям - на передних в виде стрел и на задних - в форме плавников),
- ГАЗ-М21Т - таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.
В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.
Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.
В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Экспортные модификации
«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.
Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта - согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. - на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу - в те годы, европейский «регулярный» - сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу - его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).
15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".
Автомобиль Юрия Гагарина
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска - 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.
В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.
Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.
В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль - купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.
4.9 / 5 ( 19 голосов )
ГАЗ-21 «Волга» является советским легковым заднеприводным автомобилем, служащим средним классом в кузове седан. Модель серийно выпускали на автомобильном заводе города Горький с 1956 по 1970 годы. В качестве прототипа являлась машина Ford Mainline. Чтобы провести детальные исследования его автоматической коробки переключения скоростей, автомобильный завод купил подобную машину.
Уже при наступлении 1954 года начали строить опытные образцы автомобилей. Их оснащали верхнеклапанным силовым агрегатом, который являлся экспериментом, а также была полусферическая камера сгорания и цепной привод распределительного вала. Стоит упомянуть, что последний показал себя не с лучшей стороны, поэтому для серийного выпуска не был допущен. Весь модельный ряд ГАЗ .
История автомобиля
Уже в следующем, 1955 году, а точнее 3 мая, начали проводить испытания 3 автомобилей на государственном уровне. Два из них были с автоматической коробкой переключения передач, а один — с механической коробкой. В качестве испытания машины должны были участвовать в пробеге от Москвы до Крыма и обратно. Как только прошли первые испытания, завод получил разрешения на производство чертежей, и начали готовиться к выпуску машин.
Появление на отечественном автомобильном рынке машины ГАЗ-21 стало настоящим прорывом. Внешне он немного был похож на американский автомобиль, ибо там тоже были «акульи плавники». Седан начали применять в различных структурах, в том числе, в КГБ.
В октябре 1956 года выпустили дебютные 3 производственные машины ГАЗ-21. Они имели у себя наличие расточенного до 2.432 литра нижнеклапанного силового агрегата, мощность которого равнялась 65 лошадей. Данная модификация получила маркировку «21Б».
А в следующем году машину поставили на конвейер. Это дало автомобилю свой личный силовой агрегат верхнеклапанного типа, мощность какого возросла до 70 лошадиных сил. До сегодняшних дней машина выглядит роскошной, невзирая на пройденные десятилетия. Сегодня на дороге можно встретить немало заграничных автомобилей, что вполне объяснимо, так как это идет повсеместно.
Однако машина немало лет назад воплощавшая мощь, грациозность, достаток и изящность, осталась прежней и до сих пор умеет привлекать внимание людей. Конечно, стоит признать, что уже есть немалое количество автомобилей, какие намного мощнее, какие по технической составляющей намного опережают данную машину советского производства.
Впрочем, и само потребление данного автомобиля давно не отвечает экологическим и нынешним стандартам, какие связаны с вездесущей борьбой за энергосбережением, однако почти каждый автолюбитель, если увидит подобный автомобиль на улице, просто не сможет не подойти и не «пощупать» капот машины, или погладить крышу либо стойки. В данной статье можно будет увидеть фото ГАЗ-21.
Экстерьер
Внешность автомобиля ГАЗ-21 можно называть самобытным, смотря на его фото. Лев Еремеев, который тогда был художником, создал не лишь уникальный внешний вид, какой прекрасно вписывался с модой прошлых годов, а также изменял его в течение 14 лет, пока выпускалась данная модель.
Очень важно то, что автомобиль нельзя назвать позаимствованным, скопированным или плагиатом. Судя по фото ГАЗ-21-10, машина соответствовала моде, какая была в прошлых годах. Сам кузов машины не получил ни единой прямой линии, большинство деталей округлые и лекальные. На фото это хорошо заметно.
ГАЗ-21 третьей серии
Единообразие промеж серий дошло до отметки 100%. Появилась возможность поменять декор, применяя только напильник в нужных местах, дабы детали и элементы могли подойти. Однако, мы говорим про уже привычные неизменяемые массивные раздутые крылья и капот, имеющий округлость и небольшую горбинку вдоль.
Интересно, что как раз данная модификация получила форсунки омывания фронтального стекла. Боковая часть автомобиля смотрится немного кургузо, отчасти благодаря своим дутым формам и ниспадающей к передней и задней части линии. Учитывая все эти моменты, ГАЗ-21 можно назвать достаточно крупной машиной.
Делают автомобиль более выразительным огромные выштамповки, какие можно найти на дверях, установленных сзади, и на крыльях. С одной стороны, кажется, будто это молния, а если глянуть иначе – задние лапы хищной кошки. Массивности добавляет наличие дорожного просвета ГАЗ-21 – 1 900 мм. Создается впечатление этакого внедорожного автомобиля.
Этого удается достичь, если использовать родные широкопрофильные шины, где намного меньшая ширина. Как и говорилось выше, дорожный просвет просто поражает. Однако, если вспомнить, в какое время был произведен данный автомобиль, то все становится на свои места. Тогда самих дорог и не было много, по правде говоря, а проезжать было необходимо там, где сегодня многие паркетники просто не проедут.
Хром не испортит Волгу, ведь он тут почти везде, причем с завода. Его можно найти и в удобных дверных ручках под стандартный хват и с кнопкой. Также его можно заметить по небольшим полоскам внизу дверей и по краям окон. Просто не получится не упомянуть о больших блюдцах колпаков колес.
Предусматривали с завода и наличие экспортного хрома, какой ставили лишь на определенные автомобили. Там можно было встретить поясную подоконную линию молдинга, хром-водосток, окантовка для лобового стекла, стрелы на крылья и наименование «Волга». Боковые зеркала задней обзорности тут отсутствуют, впрочем, как и в любой серии.
Среди отличительных особенностей 3-ей серии можно выделить и водостоки – тут они доходят до начала крыла, что в дебютной и 2-ой серии не найти просто. Вообще, 3-я серия получилась самой стремительной, благодаря своим непростым инновационным внешним материалам. Задняя часть обладает большим выдающимся багажным отделением с крышкой, которая доходит до верхней части бампера.
Фонари поучили вертикальное направление, и могут быть перенесены на любую прошлую модификацию. Они были лишены тяжелого оклада, только остался тоненький кант по краям, выполненный из хрома. Сама крышка багажного отделения не устанавливается в вертикальном положении на большой высоте, что приводит к принудительному сгибанию спины во время выгрузки и загрузки.
Но это никак отрицательно не сказывается на осуществление загрузки багажа в достаточно укладистое багажное отделение. Выделили место для запаски с правой боковой стороны, а между колесом и стенкой багажника можно установить инструменты, которые тогда будут лучше закреплены и не будут ездить по всему дну.
Что касается кривого стартера и реечного домкрата, то их установка не занимает полезного пространства, так как для них есть место с завода. Птица, которая нашла свое место на крышке багажного отделения, внутри какой была кнопка открытия той самой крышки, изменялась вместе с другими переменами.
И да, стоит признать, что тут тоже есть плавники, что говорит об американском стиле, но нет смысла говорить о том, что Горьковский завод «своровал» эту идею, ведь на тот момент данное стилистическое решение можно было встретить на многих автомобилях, такая была мода.
ГАЗ-21 первого поколения
Конструкторский состав ГАЗ-21 смог спроектировать машину, какая умеет привлекать внимание своим оригинальным внешним обликом, невзирая на сорокалетний «стаж». С помощью точных просчетов силовых деталей удалось сделать высокую кузовную прочность.
Более того, автомобиль «Волга» отличался повышенной устойчивостью к коррозии при помощи специализированного обрабатывания кузова «фосфатированием». Если говорить про степень самой кузовной покраски машины, то некоторые модели не нужно перекрашивать и даже сегодня.
Интерьер
Сам салон ГАЗ 21 можно описать несколькими словами, не вдаваясь в подробности – он огромный, удобный и довольно приятный. Однако просто не получится промолчать про многие его особенности. Посадка осуществляется в машину без каких-либо проблем, что достигается отчасти удобными ручками дверей.
Нет потребности опускать голову. При посадке, попадаешь на немаленький и мягкий диван, какой можно увидеть на фото. Уже многие знают, что данная модель завода получила наличие переднего единого сидения, какое при необходимости опускается и пододвигается к рулевому колесу. Если говорить про сиденье, то оно тут достаточно мягкое, благодаря установке внутренних пружин.
Передний диван
Ничего не сковывает тело, поэтому усесться можно как нравится, ведь ремни безопасности не предусматривались даже с конвейера. Однако, если немного подвинуться ближе к рулевому колесу, то он будет немного доставлять дискомфорт, ведь про регулирование рулевой колонки тогда и не знали ничего. Если что, можно ребра на руль намотать.
Однако есть приятный бонус — управляется коробка переключения скоростей с помощью рычага, который можно встретить на рулевом колесе. Получается, что сесть впереди можно даже троим, ведь отсутствует кулиса. Сидящим пассажирам впереди будет довольно комфортабельно, ведь ноги можно разместить там, где это будет удобно.
Говоря о приборной панели, необходимо говорить только о знаменитой прозрачной полусфере датчика скоростного режима со стрелочной компоновкой, какая выделяется вверх на общем фоне. Есть наличие указателей уровня топлива и амперметра, а под ними с левой стороны можно найти настройку потоков воздуха, света и печки. На полу разместили рычаг открытия переднего капота.
Рулевое колесо большое и тонкое, есть хромированная кнопка звукового сигнала повышенного и пониженного тона, а также небольшой медальон с изысканным животным. Беря его в руки, не скажешь, что оно неудобное, хотя, оно не такое комфортное, как у иномарок. Однако, тут не обошлось без недостатков – проходит время, и они начинают желтеть, трескаться и разрушаться. Работать им не так удобно, но дело в привычке.
Слева за «баранкой» расположились поворотники, какие, естественно, не имеют автоматического возврата, а также рычаг переключения механической коробки скоростей. Они не имеют большого размера, но работать с ними довольно удобно, дотягиваться не приходится, все рядом, что, несомненно, радует.
Правее расположились датчики уровня воды и масла, замок зажигания и подсос. Порадовало то, что есть даже в такой машине непривычная для многих вещь – штепсель. Кроме того, он рабочий, и автомобиль имеет фонарик с завода, какой можно включить во время работы в качестве дополнительного освещения.
Центр торпедо располагает еще родным ламповым радио, какое работает в трех диапазонах частот. Сегодня круиз-контролем некого удивлять, однако даже в СССР был круиз-контроль. Небольшой кругловатый рычажок промеж пепельницей и ламповым радио — это ручной газ.
После выставления скорости необходимо потянуть рычаг на себя и убрать ногу с педали акселератора – далее автомобиль ГАЗ 21 Волга продолжает двигаться дальше, только рулить следует. Массивные часы, где есть гордая надпись: «Сделано в СССР», показывают время, начиная с того времени.
Чтобы их подводить, предусмотрели механизм, находящийся под торпедой. Бардачок в «Волге» получился небольшим. Торпедо в автомобилях дебютных модификациях сверху ничем не оббивалась, из-за чего лучи солнца часто бликовали на стеклах, что заставляло водителей самим оклеивать поверхность кожзаменителем. Позже покрывать поверхность начали уже с конвейера.
Салон был настолько удобным и просторным, а диван мягким, что можно было даже ночевать в машине без какого-то дискомфорта.
Задний ряд тоже обладает огромным местом и мягкой посадкой. Свободного пространства для ног хватает, три пассажира смогут спокойно сидеть без дискомфорта. Даже напольный трансмиссионный тоннель не был таким огромным и не сильно выделяется в салоне. Чтобы передвигаться, а также производить удобную посадку и высадку пассажиров, предусматривались поручни, закрепленные за передним диваном.
Задний диван
В качестве комфорта здесь, на втором ряду, можно найти лишь пепельницу. Однако подобные мягкие диваны и большое свободное пространство предоставляют возможность применять данную машину, как средство для дальних поездок – нет необходимости в кемпинге или палатках, есть удобное спальное место.
Все что нужно, так это разложить передний диван и можно отдыхать. Правая центральная стойка имеет выключатель салонного освещения небольшого размера и компактные крючки для одежды. Объем багажного отделения составлял 170 литров полезного пространства.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Данную красавицу оснастили рядным четырехцилиндровым карбюраторным силовым агрегатом ЗМЗ 21, объем которого составляет 2.5 литра. Это позволяет развить мощность в 75 лошадиных сил. Среди его особенностей можно выделить нижневальную систему – распределительный вал установили в нижней части блока, а функционирование клапанов производится сквозь специализированные штанги.
Также он имеет наличие мокрых гильз из чугуна (а сам блок сделали из алюминия) – он не нуждается в расточке. Все что необходимо – заменить поршневую группу вместе с гильзами. Мотор получился достаточно надежным, к высоким оборотам относится негативно, однако низкие обороты позволяют ему перевозить большие грузы, включая и прицеп.
Карбюратор имеет наименование К124, а также специальное окно, какое позволяет узнать количество горючего внутри него. Двигатель обладает немалым аппетитом. Перед силовым агрегатом установили необходимый зимой элемент – жалюзи. Сначала, на непрогретом моторе, их нужно закрывать, после заводишь его и ожидаешь, пока он нагреется.
После, очень важно не забыть открыть, по-другому он просто закипит, ведь с самого начала автомобиль имел водяную систему охлаждения. Потребляет мотор на 100 км порядка 13.5 литра в комбинированном цикле. Максимальная скорость на уровне 130 км/ч.
Трансмиссия
Разработчики синхронизировали необычный силовой агрегат вместе с 3-ступенчатой механической коробкой переключения скоростей с переключателем, установленным на рулевом колесе. Коробка имеет свои моменты, такие как отсутствие синхронизатора на передние и задние хода, посему, требовался двойной выжим сцепления.
700 автомобилей выпустили с автоматической коробкой, однако они не смогли прижиться из-за неумения обслуживания и того, что просто не было нужного гипоидного масла.
Подвеска
Впереди решили установить независимую пружинную подвеску. Вплоть до 1960 года применяли централизованную систему смазки подвески, однако последняя была очень сложной и часто на дорожном участке оставались пятна. Поэтому есть необходимость в частом смазывании. Также впереди можно увидеть стабилизатор поперечной устойчивости.
Третья серия позволила иметь на седане наличие телескопических амортизаторов взамен устаревших рычажных. Задняя часть машины обладала зависимой подвеской с разрезным мостом на продольных рессорах, где были телескопические амортизаторы. Недостаток данного моста такой – вслед за разъединением чулков, собирать их очень тяжело, преимущественно выставлять пятно контакта.
Рулевое управление
Оно было лишено усилителей и применялись устаревшие шкворня. Рулевая колонка не регулировалась. Был маятниковый механизм.
Тормозная система
Система тормозов представляет собой наличие барабанных механизмов, где отсутствует усилитель на педаль. Не забыли про стояночный тормоз, какой расположили на коробке передач, как в прошлых всех машинах.
Логично, что благодаря этому блокируется карданная передача. Не обошлось без ложки дегтя, ведь когда седан стоит одним колесом на асфальте, а вторым на мокром либо скользком покрытии и в гору, то он может поехать.
Кузов | 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 — 5-дверный универсал) |
Количество дверей | 4/5 |
Количество мест | 5 |
Длина | 4770 мм |
Ширина | 1695 мм |
Высота | 1620 мм |
Колесная база | 2700 мм |
Колея передняя | 1410 мм |
Колея задняя | 1420 мм |
Дорожный просвет | 190 мм |
Объем багажника | 170 л |
Расположение двигателя | спереди продольно |
Тип двигателя | карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный |
Объем двигателя | 2432 см 3 |
Мощность | 65/3800 л. с. при об/мин |
Крутящий момент | 167/2200 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КПП | 3-ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи |
Подвеска передняя | независимая рычажно-пружинная |
Подвеска задняя | зависимая рессорная |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 9 л/100 км |
Максимальная скорость | 120 км/час |
Тип привода | задний |
Снаряженная масса | 1460 кг |
Разгон 0-100 км/ч | 34 сек. |
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Качественный кузов «Волги»;
- Высокая коррозионная стойкость с применением фосфатирования конструкционной стали;
- Качественная покраска;
- Невысокая стоимость и легкость взаимозаменяемости элементов и деталей;
- Приятная внешность;
- Неплохая аэродинамика автомобиля;
- Неплохой двигатель;
- Высокий дорожный просвет;
- Немаленький объем багажного отделения;
- Просторный салон;
- Удобный и мягкий диван, установленный впереди и сзади;
- Есть радио;
- Неплохие динамические характеристики;
- Мягкая подвеска, позволяющая проглатывать большинство неровностей и ям;
- Богатая история;
- Применение современных технологий при создании подвески.
Минусы машины
- Не претерпевший никаких изменений устаревший двигатель;
- Большинство деталей в конструкции просто устарели;
- Большая масса автомобиля;
- Автоматическая коробка переключения передач не прижилась;
- Отсутствие гидравлических усилителей в механизмах рулевого управления и тормозной системы;
- Ненадежный стояночный тормоз;
- Неоправданная централизованная система смазки;
- Неудачная конструкция 3-ступенчатой механической коробки переключения скоростей;
- Отсутствуют ремни безопасности;
- Не регулируется рулевая колонка;
- Небольшие настройки переднего дивана.
Подводим итоги
После знакомства с таким «произведением искусства» остаются лишь приятные воспоминания. Если она способна понравится сегодня, то трудно себе представить, какой ажиотаж она вызвала в 1957 году. Автомобиль имел плавные округлые линии и очертания, приятную внешность и популярные в те времена «акульи плавники».