Сегодня на любых СТО предлагается регулировка развала-схождения колес. Однако автовладельцам можно провести эту процедуру самостоятельно. Так они научатся лучше понимать и чувствовать свой автомобиль.
В СТО или самостоятельно?
Автомеханики в один голос утверждают, что выполнить настройку сход-развала самостоятельно необычайно сложно. На самом деле это не так. Также не стоит слишком доверять специалистам из СТО, которые заявляют, что эти параметры в автомобиле нарушены. В автосервисах предлагают установить автомобиль на стенд для регулировки развала-схождения колес и, основываясь на показаниях этого аппарата, выполнить профессиональную настройку. В этом случае не стоит полагаться на профессионализм. Сейчас действительно квалифицированных специалистов становится все меньше и меньше. Но все-таки есть мастера, которые качественно могут сделать эту работу.
Они без помощи стендов могут выполнить точную диагностику параметров сход-развала, поставить верный диагноз о различных нарушениях геометрических характеристик и выполнить ремонт. Но автолюбители со стажем предпочитают выполнять эти операции собственными руками. Так можно получить более точный результат. И пусть способы, с помощью которых делается регулировка развала-схождения колес, уже изрядно устарели, но все-таки они есть и показывают достаточно точные результаты.
Развал
Под этим параметром нужно понимать разницу между расстояниями от некоторых условных точек. Это угол, который составляется по вертикали и в плоскости вращения колеса. Если данный угол развала в минусе, то верхняя точка на колесе направлена внутрь, в колесную арку. Если в плюсе, тогда наоборот - наружу. Для того чтобы корректно отрегулировать этот параметр, следует придерживаться строгих условий. Важно, чтобы в покрышках было оптимальное давление. Ровные колесные диски - это тоже залог правильных углов. Для настройки требуется, чтобы руль имел нормальный люфт или свободный ход. Прежде чем начинать диагностику, нужно удостовериться в том, что все основные шарниры и узлы в системе подвески были полностью исправны и не изношены. Регулируют развал посредством уменьшения или увеличения количества проставок. Они расположены между эксцентриком стойки и осью нижнего рычага. Сейчас можно отыскать в продаже специальные регулировочные пластины для настройки развала. Они подходят для колес отечественного производства.
Схождение
Это параметр направления машины и плоскости вращения ведущего колеса. Часто можно услышать от профессиональных механиков о сумме угла схождения колес на одной оси. Есть автомобили, где выполняется регулировка развала-схождения колес на каждой из осей. Верно выставленный параметр на ведущих колесах - это один из самых важных факторов, которым определяется устойчивость машины. Схождение выясняется суммой разностей между кромкой колесных ободьев в заднем и переднем положении. Замеры делают по центру высоты диска между одинаковыми точками на ободах.
Если данные не соответствуют нормальным, тогда необходимо выставлять углы схождения. К точной настройке можно перейти лишь после проверки надежности крепления рычагов и поворотной стойки. Это соединение должно быть максимально надежным. Также диагностируются шаровые, установленные на рулевых тягах. Для хорошего результата дополнительно следует убедиться в надежности крепежа сошки и маятникового механизма. Важно помнить, что после любых ремонтов в ходовой части автомобиля требуется регулировка развала-схождения колес. Это делается с помощью изменения длины боковых рулевых тяг.
Кастер
Это угол, который проходит между вертикалью и проекцией оси поворота для конкретного колеса и продольной плоскостью авто. За счет наклона в продольной части, машина выравнивается на скорости. То есть она сама выходит из поворота, если отпустить рулевое колесо. Каким бы угол поворота ни был, транспортное средство самостоятельно возвратится в положение прямолинейного движения. Естественно, так машина будет себя вести, если регулировка углов развала-схождения колес выполнена верно. Такое же поведение можно наблюдать при правильно настроенном кастере. На обычных автомобилях данный угол составляет более 6 градусов. Спортсмены-автогонщики настраивают этот параметр немного выше. Это и сделает машину более устойчивой. Также повысит стремление автомобиля двигаться прямолинейно.
Для чего делают развал-схождение?
Регулировка эта придает машине большую устойчивость. Улучшается управляемость. Также правильные углы снижают вероятность заноса. И еще: если все углы выставлены верно, тогда покрышки будут не так интенсивно изнашиваться, и снизится расход топлива.
Когда нужны регулировки?
Настройка необходима, если при движении машину постоянно уводит в одну или другую сторону из прямолинейного движения. Также о необходимости настройки говорит изношенность покрышки только с одной стороны или неравномерный износ. Если это заднеприводный автомобиль, дополнительно проверяют, требуется ли регулировка развала схождения задних колес. При визуальной диагностике протектора на передней оси рекомендуется тщательно проверить состояние желоба. Важны его края. Когда кромки желоба одинаковые, то это хороший знак и причин беспокоиться нет. Если один из краев желоба заостренный, а другой нормальный, значит, проблема есть.
Однако это важно только при спокойной манере вождения. Регулировка также необходима, если есть определенные трудности при выполнении некоторых маневров.
Настройка сход-развала своими руками: способы
Существует несколько методов, которые подходят для К примеру, можно воспользоваться лазерным указателем. Существует и проверенный метод с телескопической линейкой и отвесом. Такая регулировка развала-схождения колес своими руками проведется, может, и не очень точно, однако все эти инструменты есть у каждого.
Перед началом работы
Прежде чем начать работу, необходимо проверить некоторые моменты.
Следует убедиться, что на каждой оси установлены идентичные шины. Диски должны быть максимально ровными. Дополнительно руль устанавливают в прямолинейное положение, а затем проверяют количество оборотов вправо и влево. Для того чтобы регулировка дала результат, вся подвеска должна быть исправной. И наконец - давление в шинах. Оно должно соответствовать установкам производителя.
Приступаем к работе: развал
Если выполняется регулировка развала-схождения передних колес, то их устанавливают в прямом направлении. Далее в верхней и нижней точке делают отметки. Затем к крылу прикладывают отвес и измеряют расстояние между шнуром и ободом.
Машину нужно откатить вперед так, чтобы колесо сместилось на 90 градусов, и далее нужно выполнить те же замеры. Для работ необходимо демонтировать колесо. Также выкручивают болты, которые соединяют амортизатор с Затем двигают кулак на расстояние, полученное в результате измерений. Вот и все - угол отрегулирован. Теперь следует все собрать обратно и выполнить замеры снова. Норма развала колес для переднеприводного авто составляет -1/+1 мм. В случае с заднеприводными - +1/+3 мм.
Настройка схождения
Условия такие же, как и в случае с предыдущей регулировкой. Что касается необходимого инструмента, то понадобится мел и телескопическая линейка. Теперь пометки нужно делать не снаружи, а внутри колеса, практически вплотную к колесным дискам. Затем линейка прикладывается двумя концами к меткам. Далее указатель совмещается с нулем на шкале линейки и фиксируется. После автомобиль прокатывают чуть вперед до момента, пока линейка не сместится назад.
Измерения покажут, насколько необходимо настраивать Если цифры между колесами стали меньше, то тяги укорачивают. Если разница увеличилась, значит, они удлиняются. Для регулировки длины тяг имеется специальная муфта.
Регулировка в СТО: цены
Делать развал-схождение своими руками на ВАЗ-2106 - это обычная процедура. Но в случае с современными автомобилями зарубежных производителей, особенно это касается люксовых моделей, лучше всего обращаться к профессионалам. Именно так рекомендуют поступать производители. Точность на стенде будет очень высокой. Например, в Москве во многих СТО делают развал-схождение. Цена для легковых авто составляет от 1500 до 2000 р. Если это внедорожник и бизнес-класс, тогда стоимость составит от 2000 до 2500 р.
Грузовым автомобилям эту процедуру проведут по стоимости от 2200 до 2500 р. Таким образом, если есть хоть небольшой опыт, лучше регулировать самостоятельно развал-схождение. Цена за услугу, может, и небольшая, но при необходимости частых настроек это может вылиться во вполне круглую сумму.
Заключение
Итак, мы выяснили, как самостоятельно произвести процедуру регулировки развала-схождения колес автомобиля. Настройку можно произвести при минимальном наборе инструментов. Эти знания будут не лишними для любого автомобилиста.
Немного предыстории
Углы установки передних и задних колес, стали использоваться на машинах практически сразу с момента появления первых автомобилей. Существенные доработки были внесены в систему регулировки подвески, на этапе когда скорости автомобилей стали возрастать и требовалось более точное и комфортное управлении, а также устойчивость на дороге.
Изначально для регулировки положения углов схождения и развала использовались такие инструменты как:
1. Линейка для измерения угла схождения колес.
2. Отвес для определения развала колеса.
3. Шнур для привязки данных углов, к направлению движения кузова автомобиля.
Вкратце что понимается под определениями угол схождения, развала и кастора автомобиля.
Схождение колес
По научному- это угол между линией направления движения автомобиля и плоскостью вращения колеса.
По простому- это разница расстояний, между колесами в одном мосту, замеренная в двух точках.(спереди и сзади колеса)
Угол развала
По научному- это угол между вертикальной прямой и плоскостью вращения колеса.
Своими словами- угол наклона колеса, относительно боковины кузова.
По научному- продольный угол наклона оси поворота колеса.
Проще говоря- угол наклона вилки руля велосипеда, для того, чтобы можно было ездить без рук, чем больше будет «лежачее» положение этой вилки, тем больше руль будет стремится к прямолинейному движению. В автомобиле вместо этой вилки можно считать, угол наклона поворотного кулака и амортизатора в подвеске Макферсона. Угол продольного наклона оси поворота, на большинстве автомобилей не регулируется, а его значения фиксировано заданы заводом изготовителем. По этому мы не будем его рассматривать и впредь возвращаться.
Почему сбивается сход развал
Ни для кого не секрет, что детали подвески, а также рулевого управления, состоят из рычагов и тяг, соединенных в местах соприкосновения с помощью шарнирных элементов. Так вот, при износе этих самых шарниров и образуется повышенный люфт. В результате чего, расстояния между плоскостями рабочих колес изменяются, что приводит к ухудшению управляемости, уводу автомобиля при движении и преждевременному износу шин.
Что может давать сбой настроек углов:
1. Вышедшие из строя рулевые наконечники и тяги. В первую очередь, при изменении углов схождения колес, стоит посмотреть именно детали рулевого управления, т.к. они в большей степени отвечают за поворот колеса в плоскости движения.
2. Повышенный люфт сайлент блоков рычагов и тяг, причем как продольных так и поперечных. Как правило их сильный износ, может давать отклонения по всем 3 плоскостям. В таком случае, первоначально рекомендуется произвести ремонт подвески, прежде чем приступать к ее регулировке.
3. Неисправность амортизатора и его опоры в чашке кузова, установленного в подвесках системы Макферсона. Данный дефект может привести к довольно таки сильному крену в развале колеса.
4. Выход из строя шаровой опоры . При сильном износе шаровой опоры поворотного кулака, образуется люфт, в результате которого колесо заваливается, относительно бока автомобиля.
5. Погнутость моста. Данный случай встречается, только в конструкциях автомобилей с неразрезным мостом. При изгибе челнока моста, заданные изготовителем углы будут нарушены. При такой неисправности, «выпрямление» моста, может дать результат, но попасть точно в диапазоны нормы не удастся. Потребуется замена всего узла.
6. Сильный износ ступичного подшипника. Предшествие такой неисправности, будет сильное гудение в районе колеса при движение. Прогрессирующим нарастанием, будет износ подшипника и как следствие колесо начнет «болтаться» на ступице.
Мероприятия которые необходимо выполнить перед регулировкой Сход-Развала:
Проверить уровень давления во всех шинах, а также равномерность износа протектора колес. При необходимости подкачать или же заменить резину.
Провести полную диагностику подвески, на предмет исправностей всех деталей. Если обнаружены неисправности, то необходимо их устранить до проведения регулирования углов развала и схождения.
Очень важным моментом считается
1. Во время проведения настроек углов схождения и развала колес, автомобиль должен располагаться на ровной поверхности. Не допускается стоянка машины под углом в какую либо из сторон.
2. Если хотя бы один из базовых показателей углов регулировки подвески (схождение, развал, кастор) не будет входить в заданную величину, то автомобиль будет иметь или увод в сторону, либо плохую управляемость.
Регулировка схождения колес в домашних условиях
На переднем мосту.
Схождение управляемых колес, осуществляется путем изменения длинны рулевых тяг. Делается это при помощи вращения муфты и рулевого наконечника.
Порядок действий.
1. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, колеса должны быть направлены прямо, а руль в ровном положении (желательно зафиксировать)
2. По периметру машины, хорошо натягивается шнур параллельно боковинам кузова (для удобства параллельно порогам авто), который служит ориентиром для выравнивания колеса относительно линии направления движения.
3. Далее берется транспортир побольше и измеряется угол. Если транспортира нет под рукой, можно использовать способ замера расстояний, от колеса до шнура (в среднем на легковых автомобилях угол схождения равен 0-0.25 Градуса , что приблизительно будет также как и 0-1 мм на линейке для каждого колеса).
4. Ослабляется контрагайка и путем вращения рулевой тяги, выставляется необходимое расстояние, создающее нужный угол.
5. После того как углы выставлены и привязаны к направлению движения, можно замерить расстояние между колесами. Замеры делаются в передней и задней части колес, а разница между ними и будет равна углу схождения (в миллиметрах 0-2 мм., если разница расстояний между колес будет 5 мм., резину сожрет за 1000 км полностью ). Для замера потребуется специальная рейка, если ее нет, то вполне можно обойтись обычной рулеткой или сделать рейку самому.
Как сделать измерительную рейку
Для замера углов схождения колес, можно изготовить самостоятельно, купив в хозяйственном магазине, телескопическую перекладину для шторок, в душевую кабину или ванну. Предварительно на нее достаточно нанести шкалу и все, рейка готова.
Частая ошибка!!!
Выставив значение угла схождения колес по рейке и не привязав его к линии направления движения автомобиля, вы получите кривое положение руля, а также возможно отклонение от прямолинейного движения. На этом процедура регулировки схождения передних колес завершена.
Регулировка на заднем мосту
В отличии от переднего моста, где колеса являются управляемыми, регулировка схождения задних колес осуществляется по другому алгоритму. Заднее схождение регулируется только у автомобилей, с независимой задней подвеской колес. Регулировка происходит методом вращения эксцентриковых болтов, которые изменяют расстояние тяги или рычага до ступицы, а также в редких случаях регулировкой тяг при помощи вращения муфт. Значение угла схождения задних колес, у большинства легковых автомобилей равно 0-0.5 градуса, а в редких случаях 1-1.5 ° . Колеса стоят относительно друг друга практически параллельно.
Настройка угла развала
Отклонение показаний положения колеса, от вертикальной прямой, чаще всего происходит у автомобилей с многорычажной подвеской. На машинах с примитивным McPherson, по большому счету, не чего там регулировать, за исключением автомобилей с особенной конструкцией.
Процесс измерения угла:
Автомобиль устанавливается на идеально ровное покрытие, не должно быть наклонов ни в вертикальной ни горизонтальной плоскости. - берется отвес с шнуром и прикладывается к верхней части крыла или арке колеса машины. - далее, производится замер обычной линейкой в двух точках, от шнура до колеса автомобиля. Полученная разница расстояний и будет угол развала колеса. Усреднено можно назвать разницу в 10 мм.= 1 °, сопоставимую с размером шин в 15-17 дюймов
С помощью ключей и регулировочных механизмов изменяете положение колеса.
Аналогично делаете замер и регулировку угла развала с другой стороны автомобиля.
При выставлении углов схождения и развала колес, необходимо прокатывать автомобиль вперед и назад на расстоянии 1 метра. Делается это с целью ослабить напряжение в шинах и подвеске. После прокатывания, замеры делаются еще раз с целью контроля. В случае если изменений нет или они не значительны, все оставляется на своих местах.
Что точнее и лучше выставит показания углов сход-развала, компьютерный стенд или ручной инструмент?
На удивление всем автомобилистам, компьютерный стенд, только в идеально откалиброванных состояниях, может дать надежный и точный результат. К сожалению таких стендов не много, в значительной массе, регулировки требует больше аппаратура нежели автомобили. Также здесь не маловажную роль играет квалификация и образованность специалиста, который выполняет процесс регулировок.
На практике , не однократно подтверждался тот факт, что значительно лучшая регулировка углов положения колес, происходит путем механических замеров и в ручную выставления значений, ведь большую роль здесь отводится человеческому фактору, а «транспортир», электронный или «деревянный» приходится лишь инструментом…
Узнать о том, как делать развал-схождение, мечтают многие автомобилисты, волею судьбы оказавшиеся за городом. Что делать им, если они оказались там, где нет стенда для регулировки колёсной базы и ничего о нём даже не слышали. А знаете ли вы, что буквально несколько лет назад развал проводился своими руками и являлся обыденной операцией на автомобиль. Хотя в те времена машины были попроще, но всё же.
Информация, которую обязательно нужно знать
Если вдруг вы оказались в далёком населённом пункте, где отсутствует автосервис, и произошла поломка, не отчаивайтесь. Даже если нужно будет собственноручно заменить амортизатор или , после чего провести обязательно развал-схождение , воспользовавшись этой инструкцией, можно всё проделать самому.
В первую очередь необходимо будет найти какой-нибудь гараж. Подойдёт, например, помещение бывшего совхоза, где, правда, стенда не отыскать, но линейку, хоть и стародавнюю, для регулировки угла схождения найти будет можно.
Для чего это нужно
Прежде чем провести операцию, следует знать, а зачем это нужно. Разве нельзя, не регулируя угла, доехать до ближайшего города, где в автосервисе опытные мастера за дело возьмутся? Оказывается, всё не так просто. Доехать можно, но вот каким образом? Неправильный развал приведёт к тому, что даже несколько километров езды способны привести к облысению протектора на .
Кроме этого, управлять таким автомобилем очень сложно и опасно.
Параметры, которые обязан знать каждый водитель
Что такое развал? Не каждый автомобилист, даже проехавший много километров, это знает. А между прочим, развалом колёс называют угол, находящийся поперёк плоскости вращения и вертикалью колеса. Если этот угол будет меньше нормального значения, колесо будет направлено внутрь вертикали верхней части. Если же угол будет больше, колесо будет смотреть наружу, относительно вертикали.
Что касается схождения колёс, то им называют угол, находящийся между плоскостью вращения колеса и направления движения. Измеряется такой угол в градусах или же в миллиметрах.
Поперечный и продольный угол
Кроме вышеописанных параметров, и о различных углах наклона оси.
Так, поперечным углом наклона называется величина, которая измеряется между проекцией оси поворота относительно вертикали поперечной плоскости колеса.
Напротив, продольным углом наклона оси называют величину, которая находится между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольной плоскости. Такой угол ещё называют кастром, и он должен быть равен 6 градусам. И после проведения кастр обеспечит самовыравнивание колёс за счёт скорости.
Инструкция - как провести операцию своими руками
Для проведения операции понадобятся следующие инструменты и составляющие:
- стандартный набор инструментов автомобилиста;
- ровная бетонная площадка, желательно со смотровой ямой;
- шнур-отвес;
- линейка;
Для начала выставляем колёса в положение прямо. , стоя сбоку автомобиля и следя за колёсами. Делаем мелом отметки сверху и снизу колеса по диаметру.
Разница между величинами расстояния должна быть равной плюс/минус 3 мм.
После этого нужно будет прокатить автомобиль немного вперёд так, чтобы меловые метки повернулись на 90 градусов. Снова повторяем замер, таким же образом, как и ранее.
В видео рассказывается о том, что такое развал-схождение и как происходит регулировка:
Эта повторная процедура проводится в целях чистоты замера, ведь ни крыло, ни площадка, ни само колесо идеально ровной точкой отсчёта считаться не может.
После этого нужно будет снять колесо. А затем отпустить болты крепления кронштейна поворотного кулака и амортизатора. Поворотный кулак после этого нужно сдвинуть наружу или внутрь на то расстояние, которое мы получили в процессе замера.
После чего колесо и кронштейн ставим на место.
Проведённая процедура поможет правильно установить угол развала колеса. И даже здесь погрешности разрешаются, но они должны быть следующими:
- на +1…+3 мм;
- на −1…+1 мм.
Угол схождения колёс и его регулировка
Сход-развал проводят и путём регулировки схождения колёс. Для этого используют специальную телескопическую линейку. Опять же нужно работать на идеально ровной площадке и установить колёса в направлении «прямо».
Теперь уже на внутренней стороне покрышки, ближе к диску, ставим метки мелом. Устанавливаем линейку таким образом, чтобы она не касалась никаких деталей подвески, и т. п., но упиралась концами в метки. Затем линейку фиксируем. При этом «0» нужно будет сопоставить с неподвижным указателем шкалы.
Видео - как правильно делается развал-схождение:
Автомобиль прокатываем немного вперёд, и линейка смещается при этом назад, опять же не касаясь никаких деталей. Проверяем показания. Если расстояние между колёсами стало меньше, нужно укоротить рулевые тяги. Если же стало больше, рулевые тяги нужно удлинить. Длина тяг регулируется с помощью специальной муфты.
Проведённая таким образом регулировка позволит благополучно добраться до .
Когда нужно проводить регулировку угла?
Вышеописанная инструкция поможет провести самостоятельно замеры и регулировку. Но знать, когда нужно проводить такую операцию, тоже очень важно.
Клиренс
Регулировку углов развала следует проводить и после изменения клиренса с помощью проставок или других приспособлений. После того как колёса сменяются на размер больше или меньше, проводить развал не нужно, так как от этого углы не меняются. Но ставить на автомобиль колёса или диски разного размера крайне не рекомендуется!
Кроме того, развал-схождение принято делать, после того как на автомобиль и его заднюю ось было установлено тяжёлое оборудование весом 30 кг и больше. Или в случае когда был установлен груз весом 100 кг на переднюю ось, регулировка углов также должна быть проведена.
Вышеописанная инструкция поможет не только научиться делать развал своими руками, но и . Как известно, цена на такие услуги в автосервисах высокая. Хотя раз год можно провести осмотр на 3D-стенде развала-схождения, где специалисты выявят неисправности.
Техническое состояние ходовой части автомобиля во многом предопределяется правильной установкой углов управляемых колес. Углы управляемых колес выполняют определенные функции при движении автомобиля.
Для того чтобы уменьшить сопротивление движению, а значит и расход топлива, снизить изнашивание шин и подвески, путем снижения действующих на них динамических нагрузок, управляемые колеса должны катиться в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля. Важным фактором повышения устойчивости автомобиля является стабилизация управляемых колес, т. е. стремление их вернуться после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. С учетом перечисленных факторов колеса автомобилей устанавливаются с углами схождения, развала, продольного и поперечного наклона оси, с разностью внутреннего и наружного углов поворота управляемых колес.
Рис. Углы установки управляемых колес
Угол развала
Угол развала – это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля и считается положительным, если верхняя часть колеса отклонена наружу от вертикальной плоскости. Он необходим, чтобы обеспечить перпендикулярное расположение колес при движении автомобиля нагруженного автомобиля по отношению к поверхности дороги при наличии зазоров в шарнирных соединениях и деформации деталей переднего моста под действием масс передней части автомобиля. При установке колес с углом развала сила реакции дороги в основном передается на внутренний подшипник ступицы колеса, выполняемый обычно большего размера, чем наружный, что разгружает наружный подшипник колеса, а значит, уменьшает толчки, передаваемые на рулевой механизм.
При поперечном наклоне оси повернуть колесо всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение – движение по прямой. Это объясняется тем, что при повороте колеса передняя часть автомобиля приподнимается на небольшую величину, и водитель прилагает сравнительно большое усилие к рулевому колесу.
При возвращении управляемых колес в положение, соответствующее движению по прямой, масса автомобиля помогает поворачиванию колес и водитель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.
Однако при наличии развала колесо стремиться катиться от продольной оси автомобиля по дуге вокруг точки «О» пересечения продолжения оси колеса с плоскостью дороги. Для устранения этого явления колеса устанавливаются со схождением, т. е. не параллельно, а под некоторым углом к продольной оси автомобиля.
Нарушение угла развала колес приводит к одностороннему износу протектора . Если угол развала больше нормы, изнашивается наружная сторона протектора и, наоборот, если он меньше нормы – внутренняя сторона протектора. Кроме того, значительная разница в углах развала правого и левого колес вызывают увод автомобиля в сторону колеса с большим развалом.
Рис. Угол развала управляемых колес
В процессе эксплуатации автомобилей углы развала управляемых колес изменяются из-за изнашивания шарниров передней подвески, подшипников ступиц передних колес и деформации поперечины передней подвески.
Угол схождения колес
Угол схождения колес (разность расстояний между внутренними поверхностями задней и передней частей шин переднего либо заднего моста (Б – А)) необходим для того, чтобы обеспечить параллельное качение колес, так как при движении автомобиля из-за установки колес с развалом возникает усилие, способствующее разворачиванию колес на угол 0,5-1,0 от вертикальной плоскости автомобиля, что приводит к качению колес по расходящимся дугам. Кроме того, угол схождения предохраняет колеса от проскальзывания при наличии люфта в сочленениях рулевых тяг, подшипниках колес.
Углы схождения колес изменяются из-за изнашивания шарнирных соединений рулевой трапеции и деформации ее рычагов.
Угол схождения колес вызывает увеличенный ступенчатый износ протектора с образованием острых кромок, направленных к продольной оси автомобиля (при увеличенном угле) или наружу (при уменьшенном угле).
Характерной особенностью подвески переднеприводных автомобилей являются близкие к нулю или даже отрицательные значения углов развала и схождения колес. Расположение передних колес под такими углами обеспечивает их параллельность при движении, когда на них передается крутящий момент от двигателя автомобиля.
Угол продольного наклона оси поворотной стойки определяется величиной наклона верхнего конца оси назад от вертикали.
Благодаря продольному наклону оси колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению к оси поворота отнесена назад на определенную величину и колесо всегда стремится занять исходное положение, т. е. положение автомобиля при движении по прямой. Эта величина является плечом боковой силы, возникающей при повороте, в результате чего создается стабилизирующий момент, который стремиться повернуть колесо вокруг оси и вернуть его в исходной положение. Этим обеспечивается лучшая устойчивость и стабилизация управляемых колес при прямолинейном движении автомобиля.
Однако стабилизация управляемых колес зависит также от эластичности шин. Чем эластичнее шины, тем больше их деформация и момент, стремящийся повернуть колесо в нейтральное положение.
Угол поперечного наклона оси стойки определяется углом, образуемым осью стойки, верхняя часть которой отклонена внутрь, с вертикальной плоскостью. Угол считается положительным, если нижняя часть оси наклонена назад.
Такой наклон оси совместно с углом развала уменьшает расстояние между точкой пересечения геометрической оси подвески с дорогой и точкой центра контакта шины, т.е. уменьшается плечо А момента, который необходимо приложить при повороте колес автомобиля, а значит, облегчает управление автомобилем.
Рис. Угол поперечного наклона оси
Этот угол также содействует улучшению стабилизации передних колес автомобиля, особенно при небольших скоростях движения. Благодаря поперечному наклону при повороте автомобиля происходит небольшой подъем его передней части. Масса поднятой части автомобиля стремиться вернуть колесо после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению.
Разность внутреннего и наружного углов поворота необходима для исключения проскальзывания колес при их повороте.
Неправильные установка углов развала, схождения и соотношение углов поворота колес приводят к тому, что в местах контакта колес с дорогой они не только продолжают вращаться, но и частично скользят по ней. Проскальзывание колес приводит к повышенному изнашиванию шин, дополнительным энергетическим затратам. Неточно установленные углы поперечного и продольного наклона оси нарушают стабилизацию колес. В связи с этим пятна контакта шин левого и правого колес располагаются неодинаково по отношению к проекции оси поворота на плоскость дороги.
На предприятиях автосервиса для определения углов установки колес используют:
- динамические (фиксирующие диагностические параметры вращающихся колес автомобиля)
- статические (для проверки углов установки колес неподвижного автомобиля) стенды
Динамические стенды
Принцип действия динамических стендов
Статические стенды
Статические стенды позволяют с достаточно высокой точностью измерять величину схождения, развала колес, продольного и поперечного наклона шкворня (оси). По типу измерительных устройств эти стенды подразделяются на:
- оптико-электрические;
- электронные;
- лазерные.
Оптические стенды
Относительно хорошую точность измерения углов установки управляемых колес обеспечивают оптические стенды , в которых положения колес определяют с помощью зеркала или проектора, установленных на колесах в плоскости их вращения.
Проекционные оптические стенды для определения углов установки управляемых колес предусматривают установку на передние колеса автомобиля к дискам измерительные головки, на каждой из которых имеется два проектора.
На задние колеса автомобиля с помощью адаптеров устанавливаются шкалы с делениями. Продольный световой луч проецируется на шкалы, и механик может визуально считывать значения углов схождения колес передней оси.
Рис. Проекционные оптические стенды для определения углов установки управляемых колес
После установки проекторов схождение колес определяют с помощью двух шкал, установленных на равных расстояниях спереди и сзади колес. Световые метки при этом проектируются поочередно на обе шкалы путем поворота проектора на 180°.
Рис. Схема проекционного оптического стенда для определения углов установки колес автомобиля:
а – измерительное устройство; б – установка проектора; в – шкала измерительного устройства; 1 – колеса; 2 – проекторы; 3 – шкалы; 4 – световые пучки; 5 – экран; 6 – линии световых меток на экране
Угол развала α измеряют по нижней шкале экрана 5. Для этого световую метку проецируют на конец стрелки А экрана, затем поворачивают проектор на 180°. Линия световых меток 6 на экране образует с вертикалью угол развала а.
Угол поперечного наклона оси определяют при проецировании световой метки из конца стрелки В.
Угол продольного наклона γ шкворня определяют по изменению угла развала колеса при его повороте до упоров вправо и влево. На экранах 5 нанесены специальные шкалы для определения изменения углов поворота левого и правого колес.
На предприятиях автосервиса находят также применение относительно недорогие лазерные стенды, общий вид которого показан на рисунке:
Рис. Составные элементы лазерного стенда для проверки углов установки колес автомобилей:
1 – держатели (кронштейны) зеркала; 2 – зеркала; 3 – поворотные круги; 4 – БКУ; 5 – направляющие БКУ; 6 – поворотные кронштейны; 7 – трап подъемника; 8 – подъемные устройства; 9 – полупрозрачные экраны; 10 – держатели с зеркалом для проверки перекоса и параллельного смещения мостов; 11 – юстировочные штанги; 1 – преобразователь напряжения; 13 – юстировочная линейка
Основным элементом стенда является блок контроля углов (БКУ), общий вид лицевой части которого показан на рисунке.
Рис. Блок контроля углов:
1 – гидростатический уровень; 2, 7, 8 – винты регулирования ориентации блока в пространстве; 3 – лицевая нацель; 4 – экран; 5 – выключатель; 6 – шкалы для отсчета углов продольного к поперечного наклона осей поворота колес
БКУ предназначен для формирования пучка лазерного излучения и определения углов установки колес. Для этого на экране 4 нанесены вертикальные и горизонтальные шкалы отсчета углов схождения и развала с пятиминутной ценой деления, две шкалы 6 для отсчета углов продольного и поперечного наклонов осей поворота колес также имеют пятиминутную цену деления. БКУ снабжен гидростатическим уровнем 1, регулировочными винтами 7,8,2 для ориентации блока и винтами регулировки направления лазерного луча.
Особенности проведения контрольных измерений на стенде сводятся к следующему. Предварительно устанавливают на стенд автомобиль строго параллельно его продольной оси (отклонения не более ±5′). Для проверки углов управляемых колес на каждое из них устанавливают держатели с зеркалами при вывешенной передней оси автомобиля (центры зеркал должны находиться по центру колес). С помощью предусмотренных трех винтов каждое зеркало выверяют на параллельность диску колеса так, чтобы, при вращении его рукой отраженный от зеркала лазерный луч попадал в какой-то пятиминутный квадрат БКУ и не выходил, за его пределы.
Измерение параметров установки колес производится при постоянном (для разных моделей автомобилей) расстоянии между экраном БКУ и установленном на колесе зеркалом. Это расстояние равно 862 мм и задается по линейному шаблону перемещением каждого БКУ по специально предусмотренным направляющим.
Для измерения схождения поворотом одного из колес пятно лазерного луча совмещают с центральной вертикальной линией шкалы соответствующего БКУ, а по положению пятна лазерного луча на горизонтальной оси второго БКУ определяют угол схождения колес. Соответственно определяют угол развала, но по положению пятна лазерного луча относительно вертикальном оси шкал БКУ. Для измерения продольного угла наклона оси поворота одно из колес поворачивают так, чтобы лазерный луч попал на одну из шкал измерения развала. Это показание фиксируют. Затем колесо поворачивают до момента, когда лазерный луч появится па противоположной (от центра БКУ) шкале развала. Аналогично по разнице показании определяют продольный угол наклона поворота колеса, но в положении II, когда БКУ расположены спереди автомобиля.
Измерение перекоса мостов осуществляют в положении II и на расстояниях от полупрозрачных экранов до центральной оси заднего моста, равных 862 мм. Угол перекоса мостов определяют по расстоянию h между пятном входа и обратной проекцией луча па полупрозрачном экране, причем измерение проводят для обоих колес заднего моста автомобиля.
Для измерения параллельного смещения мостов полупрозрачные экраны устанавливают по центру дисков переднего и заднего колес проверяемого автомобиля. Параллельное смещение определяют по разности показаний на переднем и заднем экранах с учетом ширины колес автомобиля.
При определении перекоса заднего моста автомобиля проекторы монтируют на задних колесах, а на передних – дополнительные экраны. При этом положение передних колес должно соответствовать прямолинейному движению автомобиля. При отсутствии перекоса заднего моста абсолютные значения отклонений световых меток на левом и правом дополнительных экранах должны быть равными.
К недостаткам вышеуказанных методов можно отнести невысокую точность, низкую скорость выполнения измерений. Из-за невозможности одновременного измерения параметров передней и задней оси, в процессе работы приходится переставлять передние измерительные головки на задние колеса. Кроме того, время операций значительно возрастает в связи с необходимостью проведения большого числа вспомогательных вычислений. При работе на таких стендах не предусмотрена возможность автоматического сравнения результатов измерений со значениями, рекомендуемыми предприятиями-изготовителями.
Электронные стенды для проверки углов установки управляемых колес
В настоящее время широко применяют электронные стенды для проверки углов установки управляемых колес . К основным их преимуществам относят высокую технологичность и работе, хорошие метрологические характеристики, возможность вывода информации о результатах измерения на цифровые и аналоговые индикаторы, на экран дисплея, цифро-печатающее и различного рода запоминающие устройства и т. п. Применение электронных стендов позволяет проверять углы установки не только передних, но и задних колес, что необходимо для некоторых моделей автомобилей.
Электронные стенды первых моделей оснащаются четырьмя измерительными головками, в которых применяются потенциометрические датчики. Необходимая для изменений кинематическая связь между потенциометрами на соседних головах обеспечивается с помощью специальных резинок (кордов) с крючками на концах, которые зацепляется за рычажки потенциометров перед проведением работ. Кордовые стенды обладают более высокой точностью по сравнению с оптическими, а имеющиеся в их составе интерфейсные платы позволяют выводить значения всех измеренных параметров на монитор, автоматически сравнить полученные значения с рекомендуемыми производителем. Передача информации между верительными головками и центральным модулем осуществляется по проводам.
На более высокой ступени стоят стенды, в которых для измерений используется инфракрасное излучение. В сравнении с кордовыми они имеют более высокую точность измерений, и у них отсутствуют соединительные провода между измерительными головками. Вместо потенциометров на каждой головке установлены источники, связанные между собой посредством канала инфракрасного излучения. На каждой головке имеется матрица из специальных чувствительных элементов. Электронная система определяет, какой из них «засвечен», поперечным лучом источника от противоположной головки; и по величине расстояния от «засвеченного» элемента до центра матрицы определяется величина схождения для каждого из колес. Инфракрасные лучи, направленные вдоль автомобиля, служат для определения продольной оси его симметрии. Оснащение такого стенда персональным компьютером позволяет, помимо всего прочего, сохранять результаты проведенных регулировок.
Примером такого электронного стенда является стенд Microline 400, общий вид которого показан на рисунке. Стенд оснащен датчиками с зарядовой связью, что позволяет проводить измерения без использования соединительных проводов и передавать данные по инфракрасным каналам связи.
Рис. Общий вид электронного стенд для проверки углов установки управляемых колес:
1 – монитор; 2 – клавиатура; 3 – графический планшет; 4 – корпус
В стенде имеется собой электронный блок, в который поступают сигналы от измерительных головок, навешенных на все колеса автомобиля.
Рис. Измерительная головка
Принцип действия программы, заложенной в памяти стенда и измерительной системы, основан на использовании указателя на графическом планшете.
Рис. Графический планшет:
1 – меню планшета; 2 – указатель
Как правило, в совокупности со стендом применяется подъемник. Перед определением углов установки колес измерительные головки с помощью специальных уровней устанавливаются в строго горизонтальное положение относительно плоскости подъемника. Информация о положении закрепленных на колесах автомобиля измерительных головок относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей подъемника передается в электронный блок.
Анализируемые сигналы в виде цифровой, буквенной или графической информации поступают на экран дисплея. На основании полученной информации производятся соответствующие регулировки. Для сравнения нормативных и действительных значений параметров в памяти электронного блока хранится соответствующая информация по маркам и моделям автомобилей. В случае отсутствия информации она может вводиться.
В блоке памяти стенда встраивается постоянно обновляемая база данных автомобилей различных стран с допусками на основные параметры, схемами и анимацией регулировок. Ведется также архив клиентов, в котором запоминаются данные на каждый автомобиль и отрегулированные параметры. По окончании работ выдается распечатка с результатами измерений, а также нормативными значениями параметров.
Рис. Распечатка с результатами измерений
Лазерные стенды
В настоящее время все большее распространение находят компьютерные стенды с использованием 3D технологий , например «Гелионер» фирма «Хофманн», «Техно Вектор 7» – фирма «Технокар» (Россия).
Стенд такого типа состоит из персонального компьютера 1 и стойки 4, на которой перемещается в вертикальном направлении поперечина с двумя камерами 3 с встроенной видеосистемой.
Рис. Общий вид стенда с использованием 3D технологий:
1 – компьютер; 2 – лазерный луч; 3 – камера; 4 – стойка; 5 – мишень
На колеса автомобиля навешиваются специальные отражатели (мишени) 5, представляющие метки в виде круга или прямоугольника, выполненные на квадрате. Отражатели являются пассивными, т. е. действуют без подвода каких-либо электронных или радио соединений. Каждая камера контролируется двумя видеокамерами: одна отслеживает переднюю мишень, другая заднюю. Из камеры лазерный луч два раза в секунду освещает круги квадрата (мишень) вспышкой и, отражаясь, попадает в камеру видеосистемы. Синхронизированные с появлением вспышек камеры фиксируют изображение меток. Автомобиль при этом перекатывается вперед и назад на 15…25 см. В зависимости от положения установленных на колесах мишеней (которое зависит от величины углов установки колес автомобиля) меняется и проекция светоотражающих элементов на светочувствительную матрицу камеры. По степени изменения проекции светоотражающих элементов на матрицу система рассчитывает все углы установки колес автомобиля.
Стенд измеряет геометрические параметры с точностью 1 мм на дистанции 6 м, рассчитывает траектории движения меток и определяет положение осей вращения всех 4-х колес.
При повороте колес на 11..13º измеряется разность углов поворота колес.
Рис. Установка мишеней на колеса автомобиля
Главной особенностью стенда является исключение операций по вывешиванию колес и компенсации биения, что значительно уменьшает время проверки.
В банке данных параметров углов установки управляемых колес и геометрии кузова содержится информация по 5000 и более автомобилям с рисунками по месту регулировки. Кроме этого даются рекомендации по порядку регулировки, применяемому инструменту и необходимым расходным материалам.
Компьютер обрабатывает поступившую информацию, сравнивает ее с нормативной и показывает цифровое и графическое отображение углов установки колес. Процесс непосредственного измерения занимает около 4-х минут.
Программы измерений стенда «Гелионер» включают одновременное измерение в автоматическом режиме радиусов качения 4-х колес легкового автомобиля с графическим представлением разности показаний. Имея графическое изображение геометрических параметров, при проведении соответствующих регулировок, можно сразу наблюдать за изменением параметров.
Рис. Экран монитора стенда
Стенд «Гелионер» позволяет также определять состояние кузова по характерным для каждого автомобиля точкам параметров положения кузова, которые заложены в памяти банка данных.
Рис. Измерение положения кузова
Имеется также возможность измерения радиусов качения 4-х колес автомобиля с графическим представлением разности показаний.
Рис. Измерение радиусов качения
После измерений программа представляет радиусы всех 4-х колес, разницу между левым и правым колесами, разницу между передними и задними колесами.
Стенд позволяет также определять трехмерное пространственное изображение линейных величин колеи, базы и расстояний по диагонали. Имея значения геометрии кузова, ходовой части и углов установки управляемых колес, можно с высокой точностью определять не только текущее состояния указанных параметров автомобиля, но оценивать состояние кузова при оценке его повреждения, например при аварии, а также оценивать качество ремонта поврежденного автомобиля.
Рис. Измерение величин базы, колеи и расстояний по диагонали
Впервые для стендов по измерению геометрических параметров и ходовой части, в стенде «Гелионер» применено голосовое управление процессом измерений с любым языком или диалектом. Это позволяет уменьшить затраты времени на передвижение работающего к стойке для подачи команд. Пример: оператор регулирует схождение задних колес, и ему требуются регулировочные данные. Достаточно подать команды голосом: “Показания”, “Увеличить” и “Регулировка”.
Основными преимуществами стенда заключаются в отсутствии необходимости абсолютно горизонтальной плоскости, исключение трудоемких операций по вывешиванию колес и компенсации биений, отсутствие соединительных кабелей.
Наиболее совершенными технологиями при проверке углов установки управляемых колес являются роботизированные системы, например WAB 01 (Германия). Такая система включает в себя специальный подъемник ножничного типа с электронной синхронизацией движения платформы и установленные на ней измерительные головки. Перед въездом автомобиля на подъемник поворотные круги и задние площадки автоматически занимают положение, соответствующее расстоянию между осями обслуживаемого автомобиля, которое выбирается из базы данных. Головки имеют привод, позволяющий им перемещаться от одной оси к другой и автоматически находить центры колес проверяемого автомобиля. Измерения производятся без участия оператора: на измерительной головке имеется адаптер в виде трехлучевой звезды, опорные лапки которого автоматически подводятся к диску колеса. В основании адаптера находятся датчики, позволяющие по их положению на колесе определять углы установки колес.
Автомобиль в процессе измерений остается неподвижным, а его колеса автоматически приводятся во вращение за счет разнонаправленного движения передних поворотных кругов и задних площадок, встроенных в платформы подъемника.
Применение электронных стендов позволяет проверять углы установки не только передних, но и задних колес, что необходимо для некоторых моделей автомобилей.
Принцип действия динамических стендов следующий. Колеса автомобиля при проезде площадки стенда или вращении на его роликах создают при контакте шин с опорной поверхностью боковую силу, которая фиксируется специальными устройствами. По типу опорно-воспринимающих устройств динамические стенды подразделяются на роликовые (барабанные) и площадочные. Основным недостатком динамических стендов является невысокая точность измерения. С их помощью можно лишь комплексно оценить установку колес, что затрудняет определение поэлементных неисправностей.
Наибольшее распространение в республике Беларусь получили динамические площадочные стенды MINC фирмы «Маха».
Такие стенды представляет собой площадку, имеющую возможность поперечного перемещения. Если колесо автомобиля по своим углам установки расположено не оптимально, при движении в пятне его контакта с дорогой возникает поперечная сила, которая сместит площадку. Этот сдвиг определяется метрах на 1 километр.
Рис. Принцип определения положения колес
Смещение площадки указывает на общее состояние ходовой части и рулевого управления.
Стенд имеет рамную конструкцию, предназначенную для проезда через его подвижную контрольную платформу колеса в заданном направлении и измерения её горизонтального перемещения в направлении, перпендикулярном направлению проезда.
Рис. Конструкция стенда для экспресс-диагностики положения колес:
1, 2, 3, 6, 7 – салазки; 4 – измерительный датчик; 5 – измерительная плита; 8 – устройство сдвига; 9 – направляющие; 10 – короб.
Основными элементами конструкции стенда являются плита, по которой проезжает колесо проверяемой оси автомобиля, салазки, служащие для перемещения плиты, устройство сдвига. Устройство сдвига связано с измерительной плитой и может передвигаться по направляющим. В свою очередь с устройством сдвига связан измерительный датчик, представляющий собой потенциометр, регистрирующий величину сдвига и направление перемещения плиты при проезде по ней автомобиля.
Нахождение автомобиля на площадке определяется датчиком присутствия, находящимся под подвижной площадкой.
Рис. Датчик присутствия:
А – размещение датчика; В – датчик.
При переезде через измерительную плиту, установленную на уровне пола, она отжимается вправо или влево в зависимости от движения колеса. Это отклонение отображается на экране. Результаты измерений записываются автоматически последовательно (сначала для переднего, а затем для заднего моста) и отмечаются различными цветами.
Рис. Данные контроля схождения колес автомобиля
Зеленым цветом отображаются положительные результаты проверки, увод колеса при этом находится в пределах 0…7 м/км, оранжевым цветом отображается удовлетворительное состояние в пределах 7…14 м/км, красным – неудовлетворительное, если увод составляет больше 14 м/км или результаты увода отрицательные.
Неудовлетворительные результаты проверки свидетельствуют о неисправностях шин, колес, подвески, рулевого управления или на необходимость регулировки углов установки управляемых колес. Площадочные стенды характеризуются высокой производительностью, так как время контроля определяется продолжительностью проезда площадок передними колесами со скоростью 3…5 км/ч.
Для более точного определения углов установки управляемых колес необходимо применять статические стенды на отдельном посту.
Регулировку схождения передних колес у всех легковых автомобилей производят изменением длины тяг за счет вращения регулировочных муфт рулевой трапеции.
Рис. Регулировки схождения передних колес
После регулировки муфты затягивают гайками или стяжными хомутами. При регулировке необходимо длину левой и правой тяг изменять на одинаковую величину, иначе изменится исходное положение рулевого колеса. Схождение колес можно измерять как в миллиметрах, так и в градусах. Для отдельных автомобилей регулируется схождение не только передней, но и задней оси установки специальных резинометаллических шарниров со смещенной осью рычагов подвески.
Необходимый угол наклона оси устанавливают регулировочными шайбами, расположенными между осью нижнего рычага и поперечиной, снимая их с одной оси и добавляя в другую (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами рычага подвески при ослабленных гайках крепления переднего болта (“Мерседес”). Угол развала устанавливают регулировочными шайбами, добавляя либо убирая их одновременно с обеих осей (ВАЗ, “Опель”), или эксцентриковыми болтами (“Мерседес”, “Москвич – 2141”, ВАЗ — 2109).
Рис. Регулировка развала передних колес и закрепление шарнира стойки:
1 – шарнир-стабилизатор; 2 – задняя чашка; 3, 4 – гайки; 5 – болт крепления шарнира; 6 – фланец чехла; 7 – регулировочный болт
Углы поворота колес регулируются положением регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота.
Для определенных легковых автомобилей углы установки регулируют поворотом верхней телескопической стойки при ослаблении гаек ее крепления (“Вольво”). Для некоторых моделей автомобилей (БМВ) предусматривается регулировка только схождения колес.
Многие автолюбители в своем лексиконе употребляют выражения «развал и схождение». А насколько правильно каждый из них понимает, что эти слова обозначают, и как развал-схождение влияет на возможности автомобиля? В данной статье я постараюсь донести, в первую очередь, для новичков, а также для бывалых водителей, что собой представляют эти понятия, и как отрегулировать развал схождение своими руками.
Сделать развал-схождение – это значит, что нужно выставить правильный угол колес, чтобы они соответствовали направлению движения. То есть, нейтральное положение колес должно быть расположено так, чтобы автомобиль, в нейтральном положении, двигался только прямо, и не менял своего направления (в случае с ровной и прямой дорогой). Нет конкретного (оптимального) значения этого показателя для автомобилей, так как оно зависит от модели автомобиля, его габаритов и других характеристик. В случае, когда эта функциональность отрегулирована правильно, обеспечивается не только правильное поведение автомобиля, но и хорошее сцепление колес с дорожным покрытием.
Выделяют три вещи в подвеске, которые относятся к этому понятию и которые нужно настраивать:
На что он влияет?
Итак, рассмотрим, насколько важно выполнять регулировочные работы, и как развал-схождение влияет на возможности автомобиля в целом.
Управление автомобилем во многом зависит именно от отрегулированного, или же наоборот, расходного развала. При правильном положении колес рулить транспортным средством намного легче и удобнее. Если каждое колесо находится в правильном расположении, то машина ведет себя нормально и при управлении не происходит каких-либо несанкционированных изменений направления, руль не выкручивается в сторону.
Безопасность во время управления авто очень зависит именно от того, насколько правильно сделан сход.
Также от него зависит устойчивость транспортного средства. А это довольно важно, особенно на больших скоростях и выполнении различных маневров на дороге. Правильный сход колес позволит автомобилю не допускать скольжений и заносов на скользкой трассе, где сцепка колес с покрытием дороги может быть очень плохой.
Сход колес очень сильно влияет на расход топлива, а также на износ резины. Дело в том, что при неправильном развале колеса авто, соответственно, расположены неправильно. Таким образом, происходит неравномерный их износ – если одна сторона ее еще целая, то другая стерлась основательно. На такой резине ездить уже не возможно и в результате, испорченную резину можно выбросить.
Регулировка своими руками
Выполнять развал схождение своими руками довольно не просто. Не потому, что сход очень сложно сделать, а по той причине, что для этого нужно приобрести дорогостоящий инструмент.
Если вы решили провести регулировочные работы собственными силами, то будьте готовы к некоторым затратам.
Поэтому гораздо выгоднее купить инструмент и делать все самому. Из инструмента понадобиться:
- Измеритель развала (цифровой). Является самым удобным и довольно быстро производит замеры.
- Регулятор схождения. Выполняет замер уровня схождения, с его помощью подбирается необходимый угол.
- Набор ключей.
Учитывая всю сказанную выше информацию, можно выполнять развал схождение своими руками. Итак, как это делается?
- Первое, что нужно сделать, убедиться в том, что набор необходимых инструментов, без которых не возможно выполнить данный процесс – готов.
- Перед тем, как приступать к основной работе, необходимо проделать ряд обязательных мероприятий. Нужно замерить старое расположение каждого колеса. Это необходимо выполнить для того, чтобы поставить все как было, если ваша регулировка вдруг не увенчается успехом. Каждое колесо необходимо замерить, полученные данные записать на листочек. Также нужно проверить, а лучше перепроверить выравнивание, которое появится после новых изменений.
Это важно, так как при изменении развала будет меняться и схождение, также происходит и в обратном случае. Нужно убедиться, что все гайки на колесах затянуты. Также следует проверить колеса на количество атмосфер в них. Если вы заметите, что не соблюдается идентичность, то примите все меры, чтобы данную ситуацию изменить. Разность между колесами может иметь максимум 0.5 атмосфер. После проведения подготовительных работ можно выполнять схождение и развал своими руками. - Развал своими руками. Нужно поднять транспортное средство на домкрат и проверить геометрию подвески. Нужно внимательно осмотреть подвеску, чтобы выявить на ней какие-либо механические повреждения (износ, трещины). Это можно не делать, но если уж появилась возможность заглянуть под автомобиль, почему бы ни просмотреть и другие элементы. Если дефектов не обнаружено, то можно продолжать дальше, а если такие есть – стоит сразу же заменить повредившиеся детали на новые.
Такие элементы, как контргайка и болт с эксцентриком, крепят рычаги подвески авто. Чтобы отрегулировать угол развала, вам нужно немного отпустить гайку, для того чтобы свободно вращать эксцентрик. Вращая его, вы сможете изменять угол, а так же вы заметите, как вращается подвеска. Теперь нужно достать листик с записями ваших старых показаний, чтобы определить, насколько нужно выставлять новое положение. Далее затяните отпущенные гайки, снимите автомобиль с домкрата. Откатите его на несколько метров назад, а потом верните в исходную позицию. После этого повторно замерьте развал. Если вы с первого раза добились необходимых оптимальных показателей – отлично. Если же нет – повторите попытку еще раз. Таким образом нужно отрегулировать каждое колесо. - Схождение своими руками. Снова установите машину на домкрат и ослабьте уже известные вам контргайки крепления рулевых тяг. Регулировка схождения регулируется путем вращения рулевой тяги. Итак, вращая тягу, мы изменяем ее длину. Важно помнить, что ваша спецификация – только один дюйм схождения, то это значит, что с каждой стороны вы можете пододвинуть тяги только на полдюйма. После этого закрутите все ослабленные крепежи и снимите авто с домкрата. После этого нужно также откатить транспортное средство на несколько метров назад, а потом вернуть его на место. Теперь нужно измерять новые изменения, для того чтобы убедиться в том, что все сделано верно. Если все как предполагалось, нужно завершить выполнение – затянуть основательно гайку и эксцентрик. На этом регулировка окончена. После этого можно переходить на вторую сторону авто – к другим колесам. Если результат – неудовлетворительный, что ж, давайте все повторять, начиная с развала, проверяя каждое колесо.
Выполнить развал схождение своими руками значит сделать то, чем занимаются только мастера на сервисах. Если вы довольны своей работой и новые параметры удовлетворяют требования автомобиля, то вы действительно на отлично справились с этой задачей.
Видео “Развал-схождение колес”
На записи автомеханик рассказывает, что такое развал схождения, также на видео показано, как самостоятельно выполнить регулировку развал-схождения колес.