Российские космонавты починили пробоину в корабле «Союз МС-09» прямо в открытом космосе. Напомним, корабль пристыковался к МКС 8 июня, он доставил на станцию космонавта Роскосмоса Сергея Прокопьева и астронавтов NASA и Европейского космического агентства Серену Ауньон и Александера Герста. Их встретили россиянин Олег Артемьев, представители США Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд. В конце августа на борту МКС было зафиксировано падение давления воздуха. После этого российские космонавты нашли дыру в корпусе жилого отсека корабля и залатали его. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш узнал подробности невероятной истории.
30 августа. Московская область. Центр управления полетами. Датчики, установленные на МКС, начинают передавать на землю. На станции падает давление и уровень кислорода. Ситуация нештатная. Тем более, что экипаж ни о каких происшествиях не докладывал.
Отверстие теперь рассмотрят снаружи. Во время очередного выхода в открытый космос обитатели МКС обследуют «Союз». Может, тогда и станет понятно, откуда взялась эта «темная дыра». В Роскосмосе предлагают дождаться окончания расследования.
Экология
Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.
1) Титаник
Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
2) Андреа Дориа
Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.
3) Рона
Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.
4) Генерал Слокум
Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.
5) Мэри Роуз
История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.
6) Лузитания
Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.
7) Бисмарк
Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.
8) Эдмунд Фицжеральд
В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.
9) Победа
Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.
10) Республика
Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.
На СТС собрала все мыслимые и немыслимые рейтинги. Каждый вечер зрители следили за судьбой двадцати молодых и дерзких парней и отважных девчонок, которые оказались один на один с морем, страхом, техногенной катастрофой. Что ж, давайте разберем сериал от А до Я, опустив только некоторые буквы из алфавита.
А - Антоненко Ирина. Сыграла в сериале Алену Громову. Актриса рассказывает: «На съемках было много интересных историй. Один раз нас пришлось играть эпизод в морозильнике, где мы трясемся от холода. Сцену снимали в павильоне - душном и жарком, представляете?! Когда мы зажигали огонь, надо было делать вид, что наши руки и ноги отморожены, что мы практически ничего не чувствуем. Но от огня мы еще больше потели и дико смеялись в перерывах».
Ирина Антоненко и Роман Курцын
Б - Большой адронный коллайдер. Именно из-за него все несчастья и приключились. БАК был запущен осенью 2008 года, однако из-за аварии эксперименты на нем начались только в ноябре 2009 года, а на проектную мощность он вышел в марте 2010 года. Запуск коллайдера привлек внимание не только физиков, но и простых обывателей, поскольку в СМИ высказывались опасения по поводу того, что эксперименты на коллайдере могут привести к концу света. Впрочем, слухи о возможных катастрофах все равно держали общественность в напряжении. На создателей коллайдера даже подавали в суд. В русской же блогосфере популярностью пользовался анекдот: «У физиков есть традиция - один раз в 14 миллиардов лет собираться и запускать адронный коллайдер».
В - Виноградов Владимир (помощник капитана Ракита) - настоящий морской волк. Так как большая часть его жизни прошла в море, Ракита не обзавелся на суше семьей, не считая многочисленных «подружек» почти в каждом порту, где ему приходилось коротать время между очередными рейсами. Результатом одного такого романа и стал Макс - его неожиданно обретенный сын. Ракита безгранично предан своему капитану и считает его своим старшим братом. А тот прощает ему все выходки.
Г - Греция, остров Кос. Именно здесь снимали сцены на воде. А вот разрешение на проведение подводных съемок греческая сторона очень долго не давала. Видимо, аборигены думали, что киногруппа будет поднимать со дна всяческие античные артефакты. Кроме того, в кадр часто заплывали корабли с любопытными туристами на борту. И это при том, что «Корабль» - история о глобальной катастрофе, и вокруг не должно было быть ни одной живой души. Еще в Греции было сильное солнце, под которым, конечно, все актеры заметно загорели. И контраст с ними же, четыре месяца снимавшимися в московских павильонах, был крайне заметен. Чтобы как-то замаскировать эту разницу, гримерам пришлось потрудиться. Женская часть группы в Греции, к слову, совершенно расцвела, а мужская, наоборот, стала еще брутальнее.
Д - Декорации. Возведенные в одном из павильонов «Амедиа», декорации поражают воображение масштабом и качеством деталей. Художники-постановщики за пять недель смонтировали 41 метр от носа до задней части судна. Эта часть конструкции двухэтажная: на первом этаже разместились учебный класс, камбуз, кают-компания, каюты педагогов и каюта капитана. На втором - библиотека и рубка. Корабль выполнен из вагонки, но для устойчивости в декорации почти везде введено железо. Особенно хитро сделан балкон, который находится внутри корабля над кают-компанией. У этого балкона нет ни одной стойки, которая мешала бы операторам и актерам. Высота павильона не позволила возвести четырехпалубное судно. Поэтому отдельно были построена этаж с комнатами и двумя коридорами (один, где живут курсанты, и один, где обитают матросы) и душевой. Эта декорация в общей сложности длиной порядка 30 метров. Другая палуба вмещает в себя трюм, санчасть, машинное отделение, прачечную и холодильник. Ее длина - порядка 17 метров.
Е - El Barco («Ковчег») . Не для кого ни секрет, что у нашего «Корабля» есть испанский аналог. Это тоже загадочный сериал с постапокалиптическим сюжетом, демонстрирующий один из возможных вариантов гибели земли. В манере съемки и декорациях ощущается теплое испанское видение жизни после конца света без привычных данному жанру чернушности, зомботерроризма и тяжких болезней. На осколках рухнувшей цивилизации возникает новый мир, пропитанный любовью. Все как у нас, только на испанском языке.
Ж - Жанр сериала-катастрофы очень популярен. Так на одном острове выживали герои сериала «Остаться в живых ». «Под куполом » искали правду жители маленького городка Честерс-Милл. Старались «Выжить после » 11 молодых людей, запертых в подземном бункере в Москве. Тема очень благодатная: как еще можно показать все несоврешенства современного общества, если не на примере группы людей, загнанных в угол катастрофой.
«Выжить после»
З - з доровье актеров не подкачало. Только у некоторых с непривычки началась морская болезнь. Дело было так. Часть группы во время съемок в Греции поселилась на корабле. Корабль, кстати, им достался замечательный: новый (построен три года назад), сопоставимый с пятизвездочным отелем на суше. Потом, правда, некоторые пожалели о смене места жительства, потому что нахождение на воде днем и ночью с непривычки вызвало морскую болезнь, особенно у нежной половины группы. К счастью, с этой проблемой все постепенно справились.
И - Илье Любимову достался персонаж, который работает в структурах силовой власти. Можно сказать, что он силовик, который волею судеб должен выполнять свою работу вопреки человеческим нормам морали. В отличие от всех членов команды, он борется в одиночку, противостоит всем. Следовательно, является основным производителем интриг в картине. Актер делится своими впечатлениями: «В Греции у нас была одна проблема: сцены с применением оружия, которые мы снимали на открытой палубе. И когда мы оставались у берега, греки нередко начинали волноваться, думая, что стали свидетелями террористического захвата судна. Пару раз они вызывали полицию, но наша администрация быстро объясняла, что к чему. В конце-концов департамент полицейского управления острова привык к тому, что русские разгуливают по кораблю с игрушечными пистолетами, и на обращения перепуганных греков реагировать перестал».
К - Курцын Роман на съемках приобрел много новых навыков: «Пришвартовать и отшвартовать корабль теперь может вся съёмочная группа. Нас реально учили корабельному делу: расправлять паруса, поднимать якоря… Думаю, юнгой готов пойти на любой корабль (смеется) . Очень много приходилось плавать, так как немало сцен снято на воде и под водой. Еще был один эффектный трюк, когда мне пришлось прыгать с верхушки корабля. В каждой серии с героями корабля что-то происходит. Так, например, моему герою постоянно нужно спасать членов экипажа: то от голодных птиц отбиваться, то от пчел, морские чудовища появляются из глубин, вулкан, который угрожает нашей жизни».
Л - «Любовь остается» - главная тема первого сезона. Чтобы «собрать» ее воедино, сэмплы с голосом Михея (певец скоропостижно скончался в 2002 году) искали по всему миру. Что-то сохранилось в Москве у лидера группы «СерьГа» Сергея Галанина , что-то присылали друзья из США. Кстати, премьера песни на «Русском радио» состоялась в августе 2007 года.
3D макет балкона
М - Машинное отделение на киношном корабле уникальное. Любопытный факт: в машинном отделении установлен настоящий корабельный мотор, который весит… тонну. Мотор этот сняли с реального корабля, который в данный момент стоит на приколе. Владельцы судна отдали мотор в ремонт, а пока дойдет его очередь на починку, он снялся в «Корабле». После чего мотор, прославленный в некотором смысле и обновленный, вернулся на свое родное судно.
Н - Новый сезон продюсеры фильма обещают, но конкретные даты не называют.
О - Орлушу в сериале играет Александр Пугачев . Орлуша - помощник Надежды на кухне. До того как молодой человек попал в аварию, он был блестящим молодым ученым. Травма мозга повлияла на его интеллектуальные способности, и он стал воспринимать окружающий мир глазами восьмилетнего ребенка.
П - Певцов Дмитрий , он же Виктор Громов. Актеры сериала «Корабль» твердят, что с Дмитрием им по-настоящему повезло: сложились настолько прекрасные отношения, что просто все диву даются. Он очень многому научил своих молодых коллег. Всегда помогал разбирать сцены, прояснять непонятные моменты, расставлять акценты. Подсказывал, на что обратить внимание. Да и вообще, Певцов постоянно излучал позитив. Как бы актеры не грустили по дому, как бы не уставали, он находил в себе силы поддерживать их: приносил гитару, пел красивые песни, это был настоящий праздник. Ирина Антоненко и Дима стали настоящими дочкой и папой. До сих пор актер присылает SMS: «Дочь, привет, как дела? У меня скоро спектакли, приходи».
Р - Режиссеров у сериала два: Олег Асадулин и Марк Горобец . Первый начинал снимать проект, а старт - это очень важно. Второй продолжил работу. Надо отдать должное обоим режиссерам: они очень яркие творческие единицы, готовые всегда идти навстречу актерам, обсуждать, предлагать.
С - Стеклова Агриппина сыграла повара, который кормит команду корабля. Героиня женщина незаурядная, определенно с чувством юмора, со своей изюминкой и, конечно же, тайной. Кстати, свою «изюминку» в образ внесла и Агриппина: «Я снималась в своих сережках, которые достались мне от бабушки. Это обычные золотые «колечки», я часто их надеваю. Не могу сказать, что это мой талисман, просто они хорошо подошли к образу».
3D макет трюма и коридора
Т - Трюки актеры выполняли сами. Роман Курцын признается: «Честно говоря, раньше я боялся погружаться с аквалангом на большую глубину, поэтому когда меня спросили, смогу ли я, робко ответил: «Попробую». Ведь мне всегда нравилось идти на эксперименты. Моя задача была в том, чтобы на глубине семи метров под водой показать, как у Макса заканчивается кислород и отпадает водолазный носогубник - тот, через который поступает воздух. Я должен был показать, как он захлебывается и задыхается в течение 20 секунд. А представляете, какое там давление? За это время легкие спирает так, что в глазах начинает мутнеть. Адреналин, который хлынул ко мне в кровь и плескался там во время погружения, до сих пор не могу забыть. Конечно, меня страховали опытные водолазы! И в случае форсмажора я мог дать определенный знак рукой, мне бы сразу дали воздух. Но когда носогубник начал от меня уплывать, в глазах поплыло. Что делать, я привык преодолевать трудности самостоятельно, поэтому никак не мог показать свою слабость. Так что отступать было некуда - справился и сделал все сам».
Деталь борта
У - Утварь кухонная на съемках использовалась совершенно обычная. Просто на посуду нанесли логотип корабля. Это мировая практика. За исключением фильма «Титаник ». Там посуду специально изготавливали для создания максимальной правдоподобности.
Ф - Фантастики в сериале - хоть морской водой разбавляй. Весь мистический антураж, естественно, нарисовали. Монстры, пчелы… Но играть ужас в глазах актерам пришлось по-настоящему. Это тоже интересно и непросто. Ощущение надвигающегося шторма, страх перед пчелами или хищниками - все это надо было отыгрывать, подключая воображение. Правда, для съемок были привлечены настоящие птицы, например, вороны. Вся съемочная группа была покорена выдержкой и интеллигентностью пернатых, которые в перерывах просто свысока поглядывали на происходящее.
Камбуз. 3D макет
Х - Художник-постановщик Екатерина Ковынева рассказывает, что построенный корабль можно обшить пластиком, металлом и смело отправляться в плаванье.
Ц - Цифры. Общая площадь декораций (а их всего было три) - около 80 метров. Сам корабль в длину - 41 метр. Чтобы разобрать декорации понадобилась неделя. Собрать - пять недель (это рекордные сроки). Команда рабочих (реквизиторы, строители, бутафоры) состояла из 25 человек. Порядка 40 настоящих корабельных светильников было приобретено для освещения корабля. И сделано 35 дверей.
Коридор к душевой. 3D макет
Ч - Чрезвычайных происшествий во время съемок не произошло. Так как постоянно на площадке в Москве и на корабле в Греции находились консультанты: каскадеры, матросы. Они-то и помогали актером исполнять сложнейшие трюки. Подсказывали, как правильно тонуть, сражаться с монстрами и друг с другом.
Ш - Штурвал на корабле был настоящий. Его специально покупали для съемок. Все остальное в рубке - бутафория. Все эти кнопочки, огонечки не работают. Но, согласитесь, завораживают.
Э - Экспериментом стал проект «Корабль» для двух компаний: Yellow, Black and White и «Ю» . Партнеры используют не свойственную российскому телерынку схему правообладания контентом. И Yellow, Black and White , и «Ю» обладают равными правами на сериал, включая его использование в интернете, сообщили компании. «Нам интересна совместная работа с другим каналом - это новое для российского телевидения. Для нас это, скорее, плюс чем минус, так как первый показ на охватном канале СТС подогреет интерес к этому сериалу. С экономической точки зрения это однозначно выгодная сделка», - отметил генеральный директор «Ю» Рубен Оганесян .
Ю - Юлия Агафонова сыграла в сериале ученого и доктора в одном флаконе. Поэтому актрисе пришлось даже делать искусственное дыхание: «Я больше переживала не за себя, а за партнеров, которым мне пришлось это искусственное дыхание делать. Дело в том, что когда вода выходит из легких и человек начинает дышать, он закашливается, и лишняя вода выливается через рот. Поэтому актерам приходилось набирать в рот воду и стараться не расплескать ее, пока я давлю им на грудную клетку, делая массаж сердца. В общем, это была непростая сцена, но, надеюсь, мы достойно с ней справились».
Я - Ярослава Базаева родилась 8 декабря 2005 года в Москве. Юная длинноволосая зеленоглазка исполняет одну из главных ролей - Валерии Громовой, младшей дочери капитана Виктора Громова. Валерия - самая маленькая на корабле и, возможно, единственный выживший ребенок на земле. Смелая и обаятельная девочка является связующим звеном между своей старшей сестрой Аленой и отцом.
«Капитаны» Николай Гумилев
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,Чья не пылью затерянных хартий, -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путьИ, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!И кажется - в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется - другою.Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря -О том, что где-то есть окраина -
Туда, за тропик Козерога! -
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.
Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.
Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.
Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.
Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».
Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.
Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.
Закономерно: после того, как не нашли злоумышленника на Земле, его отыскали в космосе.
Это сделала газета «Коммерсантъ». Причём это, в общем, близкое к либеральному лагерю издание вину за сотворение дырки в российском космическом корабле «Союз МС-09» возлагает на американцев.
Ну, тупы-ые…
Как обычно, газета сослалась на свои источники в госкорпорации «Роскосмос». Это нормально. У Царьграда тоже есть немало доверенных источников, чья информация в дальнейшем не только подтверждается, но и даёт верное понимание разных, в том числе и неоднозначных ситуаций.
В данном случае «Коммерсант» излагает такую версию со ссылкой на источник.
Первое. Дыра в «Союзе МС-09» была просверлена в космосе. Это сделали (издание предусмотрительно пишет: могли просверлить) американские астронавты. Цель: в американском экипаже кто-то заболел, и его хотели как можно скорее доставить на Землю.
Второе. Следы на обшивке в месте сверления показывают, что сверло срывалось - очевидно, «из-за того, что у дрели отсутствовал упор (на нее не оказывалось давление)». Далее «Коммерсант» даёт великолепное: это «характерно для работ в безвоздушном пространстве». Видимо, забыв, что воздух на МКС вообще-то есть, раз дыра в вакуум для того и делалась, чтобы его там не стало. Но скорее всего, имелись в виду условия невесомости, когда действительно надо фиксироваться даже для того, чтобы винтик закрутить. Иное дело, правда, что навыки работ в невесомости космонавты отрабатывают ещё на Земле, но предположим, что американцы этого не делают. Тупые, как объяснял Михаил Задорнов.
Третье. Дальнейшие действия американцев как бы намекают, что всё же к продырявливанию космического корабля причастны они. Очень странно, например, повёл себя их командир Эндрю Фойстел, который чуть ли не отпихивал русских коллег от дырки, настаивая на том, что надо подождать ещё сутки, пока Хьюстон и Королёв решали, как именно её надо заклеивать. Согласимся, нелогично: у него воздух в космос стравливается, а он хладнокровно предлагает терпеть это лишние сутки. Может быть, для того, чтобы после этого не было иного выхода, кроме как срочно эвакуироваться? А там бытовой отсек, где проделана дырка, отделится и сгорит в атмосфере, и всё будет шито-крыто.
И, кстати, следы клея у отверстия - а его всё же заклеили - были нефабричными. Может, американскими.
Так-то оно, может, и так, но, во-первых, через такую дырку воздух должен был уйти только аж за 18 суток. А во-вторых, как можно себе представить, что американские злодеи проникли в «Союз»? Ведь без разрешения русского командира такое не принято. Напоили они его, что ли? Так он же боевой лётчик… Летал на дальних и стратегических бомбардировщиках, участвовал в боевых действиях. Чем таким его американцы подпоить могут после службы в русских ВВС?
«Коммерсант» объясняет это словами своего источника: «Наш «Союз» стоит у модуля «Рассвет» — это прямо у шлюза с американской частью станции. Исключать несанкционированный доступ американцев мы не можем».
Но в целом такая картина всё равно не лишена противоречий и нелогичных мотивировок. Если, правда, не пользоваться универсальным объяснением Задорнова.
Но есть, однако же, ещё предположение…
Да, версию коллег можно вполне уверенно дополнить другой, которая ставит на место и мотивацию, и возможность доступа американцев к русскому кораблю.
Вот где была в нём сделана дырка? У ассенизационного узла. У туалета, проще говоря. И тут сразу вспоминается забавная, но затем тихо подзабытая история. Где-то чуть больше месяца назад российские СМИ облетел фейковый вброс с сайта выдуманных новостей про то, что будто бы «Роскосмос» в лице своего «главного инженера-сантехника» «Александра Кулибина» отказался чинить сломавшийся туалет в американском сегменте МКС. Мол, они нам санкции, а мы им туалеты чинить? Пусть в скафандры свои ходят.
Кто-то поверил, кто-то просто повеселился. Но дело в том, что дыма без огня не бывает: туалет - кстати, российского изготовления за 19 млн долларов - у американцев ломался не раз. И как раз 3 июля был опубликован годовой отчёт НАСА, где говорилось, что корпорация заказала у российской РКК «Энергия» «техническое обслуживание и замену ряда элементов туалета на американском сегменте Международной космической станции».
И тут всё сходится. Астронавты что-то не очень удачно меняют. Идут к космонавтам с просьбой, близкой к интимной. Те - не звери же - пропускают коллег. Но не в свой санузел в модуле «Звезда», а в, так сказать, временно находящийся вне эксплуатации - на корабле «Союз». Опять же, близко к американскому шлюзу: и удобно, и секретов никаких не подсмотрят. И вот тут кто-то из американцев - или, может, немец, но ему зачем, он вообще вулканолог - за что-то рассердившись, решил устроить русским неприятность. Может быть, протест так выражал за вмешательство Путина в американские выборы.
А если без шуток?
А если без шуток, то остаётся то же, о чём ранее говорил Царьград: при «космической» причине диверсии остаётся неясной мотивировочная часть деяния для злоумышленника, а также способ исполнения. В конце концов, надо хотя бы как-то дрель с собою в туалет пронести. А ради эвакуации кого-то на Землю по медицинской необходимости есть менее экзотические решения.
Разве что кто-то из астронавтов действительно имел тайное задание на дискредитацию российской космонавтики. Особенно в свете реально прозвучавших из Роскосмоса посулов прекратить возить американцев на МКС с апреля 2019 года. Эта версия, объясняющая появление дырки в «Союзе», правда, тоже отдаёт некоторой экзотикой, но хотя бы не лишена логики, пусть даже и с точки зрения спецслужб.
Дрю Фейстел (слева), Олег Артемьев (в центре), Рикки Арнольд (справа). Перед запуском Союза на Международную космическую станцию с космодрома Байконур в марте 2018 г. Фото: www.globallookpress.com
Кстати, ФСБ тоже работает над расследованием инцидента вместе с комиссией Роскосмоса. Значит, что-то там есть угрожающее национальной безопасности.
Роскосмос в лице своего официального представителя Владимира Устименко отказался комментировать версию намеренного повреждения корабля «Союз МС-09» астронавтами США. «Мы воздержимся от комментариев до обнародования результатов работы спецкомиссии», - сказал он твёрдо, но, если объективно смотреть, достаточно туманно.
Должностные лица с российской стороны никакой агрессии - пусть даже информационной - к коллегам из НАСА не проявляют. Сам глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что расследование пока продолжается, и сроки его окончания не установлены. «Специалистов прежде всего интересует истина, поэтому время не имеет здесь значения. Но, естественно, в разумных рамках», - сказал он. А пока, по его словам, «результаты, которые мы получили, не дают нам объективной картины». Однако и он добавил нечто многозначительное: «Ситуация оказалась намного сложнее, чем мы думали раньше».
Иными словами, ситуация остаётся открытой. Тем интереснее наблюдать за ней дальше.