Подборка игр для дошкольников 3-6 лет с трудностями в обучении на тему «Транспорт»
Описание: Данная подборка игр позволит в увлекательной форме расширить знания учащихся с трудностями в обучении по теме «Транспорт» и закрепить ранее изученные понятия, послужит обогащению и развитию словарного запаса, поспособствует развитию таких высших психических функций как внимание, память, мышление, восприятие.Игра № 1. «Дорожки»
Возраст учащихся:3-4 года
Цель: развитие графомоторной координации, зрительного восприятия
Оборудование: листы с распечатанными дорожками, цветные фломастеры. Если листы заламинировать, игровое пособие возможно будет использовать много раз, что очень удобно-нарисованные линии легко стираются влажной салфеткой.
Ход игры: Раздаем учащимся разноцветные фломастеры и Просим провести машины(вертолеты) по нарисованным дорожкам, стараясь при этом вести линию как можно точнее
Игра №2. «Найди тень»
Цель: развитие зрительного восприятия
Возраст учащихся:3-4 года
Оборудование: распечатанные карточки с транспортом и тенями
Ход игры: На парте слева выкладываем картинки с транспортом, а справа- картинки с тенями. Просим детей найти каждой картинке подходящую тень
Игра № 3. «Разноцветные гаражи»
Цель: закрепление знаний о названиях цветов и их соотнесения,развитие зрительного восприятия, развитие моторики
Возраст учащихся:3-5 лет
Оборудование: распечатанные гаражи с разноцветными крышами и разноцветные машинки
Ход игры: На парте в ряд раскладываем картинки с гаражами.Обращаем внимание детей, что крыша каждого гаража отличается по цвету. Вспоминаем и проговариваем названия всех представленных цветов. Поочередно выкладываем картинки с машинками и просим поставить каждую в подходящий гараж. Просим детей комментировать свои действия (« я поставил красную машинку в красный гараж», и.т.д)
Для дошкольников 5 лет игру можно усложнить, попросив посчитать машинки и положить сверху каждого гаража подходящую цифру.
Вариант 2. Раскладываем в ряд все картинки с машинами. Просим детей действовать по словесной инструкции.-«Возьми зеленую машинку. В какой гараж ты ее поставишь?». После того, как все машинки заняли свои места, еще раз повторяем и проговариваем названия всех цветов
Данный вариант можно использовать в диагностических целях- для уточнения – названия каких цветов учащиеся знают и различают.
Игра № 4. «Мемори»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия.
Возраст учащихся: 4-5 лет
Оборудование: 2 одинаковых комплекта карточек с разными видами транспорта
Ход игры: карточки перемешиваем и раскладываем на парте рубашкой вверх. Объясняем детям, что сейчас будем искать пары одинаковых картинок, нужно найти как можно больше. За один ход открываем 2 любые карточки. Если картинки одинаковые, то, кто их открыл- забирает себе, если разные- переворачивает и кладет обратно. Далее ходит следующий игрок,и.т.д
После того, как все карточки собраны, просим детей назвать все виды транспорта, которые они собрали. Считаем, сколько картинок у каждого игрока и определяем победителя
Игра № 5. «Разрезные картинки»
Оборудование: карточки с разными видами транспорта, разрезанные на 3 части
Цель:развитие зрительного и пространственного восприятия, моторики, закрепление названий различных видов транспорта
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Части картинок раскладываем на парте в случайном порядке. Просим детей «починить» картинки, собрать из частей целые. После того, как все картинки собраны, повторяем названия всех видов транспорта.
Игра № 6 «Летает, плавает, ездит»
Цель игры: закрепление знаний о различных видах транспорта, развитие мышления, словарного запаса.
Возраст: 4-6 лет
Оборудование: распечатанный лист, поделенный на 3 зоны- земля, вода, воздух.Картинки с различными видами транспорта.
Ход игры: Поясняем детям, что сейчас будем вспоминать различные виды транспорта. Обращаем их внимание на лист с зонами, поясняем,- первая колонка, над которой нарисована дорога- для наземного транспорта, вторая колонка- для водного, третья- для воздушного. Далее поочередно раздаем картинки, просим назвать транспортное средство и положить его в соответствующую зону, объяснив свой выбор («это самолет, он летает по воздуху, поэтом я положу его в третью зону)
После того, как все картинки собраны, еще раз повторяем названия всех видов транспорта, уточняем, какие они- водные, наземные, воздушные. Также можно попросить детей посчитать, сколько собрали наземного транспорта, водного, воздушного- сравнить, где картинок получилось больше, а где меньше.
Игра № 7. «Посчитай правильно»
Цель игры: развитие счетных навыков, закрепление графических образов цифр 1-12, развитие моторики
Оборудование: распечатанные карточки с разным количеством транспорта, прищепки
Возраст: 5-6 лет
Ход игры: Раздаем детям карточки и прищепки. Просим пересчитать, сколько машин(автобусов, и.т.д) у каждого на карточке и отметить прищепкой подходящую цифру. После того, как все карточки посчитаны и отмечены, можно разложить их в порядке возрастания количества, попросить показать где машин больше, меньше, и.т.д
Игра № 8. «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления
Оборудование: распечатанный лист с рядами картинок, магниты
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Демонстрируем детям лист с заданием, обращаем внимание на то, что в каждой строчке 3 картинки одинаковые, а одна отличается, не подходит к ним. Просим спрятать под магнитиком все отличные, лишние картинки. После того, как все неподходящие картинки закрыты, просим пояснить свой выбор(«тут 3 лодки с синими парусами, а у этой-зеленые, поэтому она не подходит к остальным», и.т.д)
Игра № 9. «Автобусы»
Цель игры: развитие пространственного и зрительного восприятия, закрепление понятий «большой-маленький», «длинный- короткий», «высокий-низкий»
Оборудование: распечатанные картинки с автобусами разного размера, дорожками, водителями
Возраст: 3-4 года
Ход игры: В случайном порядке раскладываем на парте картинки с автобусами и просим детей расставить их по порядку- самый большой автобус, чуть поменьше, еще меньше,самый маленький. После того, как у детей получился правильный сериационный ряд, раздаем картинки с водителями-человечками и просим посадить каждого водителя в подходящий по размеру автобус. После того, как все водителя заняли свои места, уточняем- это самый большой автобус, водитель в нем самый высокий, а это самый маленький автобус- и водитель в нем самый низкий. После этого раздаем картинки с дорожками и просим поставить каждый автобус на подходящую дорожку. Уточняем- эта дорожка самая длинная, она подойдет большой автобусу, эта короче,а эта самая короткая, и.т.д
В конце можно попросить пересчитать, сколько автобусов приехало, показать- где самый большой автобус, самая короткая дорожка, самый низкий водитель, и.т.д
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Транспорт
Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Использование современных образовательных технологий.
Здоровье сберегающие технологии;
Проектная деятельность (игровая технология);
Информационно - коммуникативные технологии;
Коррекционная технология.
Цель: уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».
Образовательные задачи:
· Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте;
· Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт»;
· Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) - специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части - целое) - выделение разных частей на модели грузовика.
· Умение образовывать и использовать в речи сущ. с прил., учить употреблять в речи формы глаголов, обозначающие передвижения транспорта;
Развивающие задачи:
· Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации;
· Развивать фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию движений;
· Продолжать развивать диалогическую и монологическую речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них развернуто.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на транспорте.
Предварительная работа:
Чтение книг о транспорте, рассматривание иллюстраций и различных видов моделей транспорта, просматривание видео - фильмов, беседы о видах транспорта, загадки. С/р игра «транспорт», рисование по теме. Конструирование «Грузовик».
Материал к занятию:
Картинки по теме «транспорт», мяч резиновый грузовик набор бочонков, карточки с загадками. Части машин (кабина, фара, колёса, кузов), геометрические фигуры (2 квадрата,4 круга, 3 прямоугольника, 2 трапеции). Игрушка - Карлсон, бинокль, сумка, матросский воротничок. Пособие «Светофор».
Ход
Сюрпризный момент. Стук в дверь
В: Пойду посмотрю, кто там? (Выходит и возвращается с игрушкой
Карлсон)
К: Здравствуйте, ребята. Я пролетал мимо, и у меня забарахлил моторчик.
Наверное, перегрузка. Необходимо совершить посадку. Можно
Приземлиться? (да)
В: Мы так рады, что ты к нам заглянул. Как здорово, что у тебя есть
Моторчик и ты можешь летать к друзьям.
К: Ребята, а у вас тоже есть моторчики? (нет)
А как вы летаете к друзьям? Как вы добираетесь до садика, поликлиники,
Магазина, гостей?
(на транспорте или пешком)
В: Карлсон, когда ты пролетал над нашим городом, ты заметил, какой он
Большой и красивый? По нему легко передвигаться на разном транспорте.
Сейчас мы отправимся в путешествие. На чем лучше ехать по городу?
(на трамвае, автобусе и т.д.)
Д/и «Какой бывает транспорт»
(наземный, подземный, железнодорожный, пассажирский, почему так называется)
В: Кто-то оставил сумку. Посмотрим, что там.
(карта, бинокль, матросский воротничок)
Чьи это могут быть вещи? Кто их мог оставить?
(эти вещи мог оставить моряк)
Другой берег? Какой вид транспорта нам нужен?
(водный)
Игра «Подбери картинки с изображением водного транспорта»
(лодка, ледокол, танкер, лайнер, теплоход)
К: А это что такое?
(показывает на схему проезжей части дороги)
Как называется дорога, где ходят люди?
(пешеходная дорожка, тротуар)
А как перейти дорогу пешеходу?
(по пешеходному переходу, по «зебре»)
В: Ребята, Карлсон сейчас загадает нам загадки. Нам нужно отгадать,
Назвать первый звук в отгадке. И дать характеристику звуку.
К: Спозаранку за окошком,
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожка
Ходят красные дома
(трамвай, зв. [Т] согл. тверд. глх.)
Что за чудо светлый дом
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(автобус, [ А ] гл. зв.)
В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит
(поезд, зв.[П] согл. тверд. глх)
В: А я тоже знаю загадку
В черных шашечках машина,
Зря не пьет она бензина.
Всех домчит, лишь попроси
А зовут ее…
(такси)
В: Ребята, расскажите Карлсону, чем отличается такси от другого
Транспорта.
(быстро перевезет с одного места на другое, он объезжает пробки, у
него нет остановок, он едет по короткому пути)
Игра с мячом «Назови транспорт, который едет по рельсам»
(поезд, трамвай)
С помощью электричества
(троллейбус, трамвай, электропоезд)
Перевозит грузы (грузовик)
Специальный (скорая помощь, пожарные)
К: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг
(физкультминутка)
По земле пассажиров возят «руль»
Самолет идет на взлет «крылья»
Корабль по морю плывет «нос корабля»
Едем, едем мы домой
На машине легковой «руль»
Въехали на горку «руки вверх»
Хлоп! Колесо спустилось «хлопок над головой!
Стоп! «руки вниз, присесть»
В: Ой-ой-ой! У нас лопнуло колесо.
К: А разве машины ломаются? (да)
А где их чинят?
В: Сейчас ребята тебе скажут, где ремонтируют машины.
(в автомастерской, в гараже)
К: Что можно починить?
(поменять колеса, вставить стекло, покрасить, смазать мотор и т.д.)
В: Посмотрите, вот машина. Назовите, из каких частей она состоит.
(красная кабина, зеленый бампер, желтый кузов, белые фары)
Давайте построим машину из геометрических фигур.
(Игра на фланелеграфе «Собери машину» , составление целого из частей)
В: Из каких геометрических фигур ты составил машину?
(кабина - 3 квадрата, кузов - 2 трапеции, колеса - 4 круга)
Расскажи, какая твоя машина.
(подбор прилагательных: грузовая, красивая, новая, тяжелая, пустая,
крепкая, огромная, груженая)
Какой груз может перевозить твой грузовик?
(песок, землю, кирпичи и т.д.)
К: А можно поиграть с машиной?
(конечно)
Игра «Городок»
(что делает машина: съехала, подъехала, уехала, объехала, заехала)
К: А машина сама ездит? (нет)
В: Кто управляет машиной? (водитель, шофер)
К: Это, наверное, легко. Как вы думаете, ребята? (сложно, надо много знать,
надо много учиться, нужно знать правила)
В: Какие есть еще профессии на транспорте?
Игра с мячом «Кто чем управляет» (поездом - машинист, самолетом - пилот, кораблем - капитан, такси - таксист, мотоциклом - мотоциклист и т.д.)
К: Спасибо ребятам. Я столько интересного узнал. Теперь поберегу свой моторчик и буду путешествовать на транспорте. Жалко со мной не было Малыша. Он тоже увидел бы разные машины.
Карлсон улетает.
В: Путешествие наше закончилось. Карлсон, улетая, оставил нам мешочек.
Это нам подарки. (мыльные пузыри, инструменты для ремонта машины)
Домашние задания по лексической теме «Транспорт» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.
Лексическая тема «Транспорт»
Предметы: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист.
Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный…
Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить …
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
автобус (какой?) — …
2. Подбери действия (не менее трех действий):
самолет (что делает?) – …
3. Один – много (множественное число):
машина – машины
самолет — …
корабль — …
колесо – …
вагон — …
крыло — …
капитан — …
водитель — …
летчик — …
4. Посчитай
один самолет, два …, три…, четыре …, пять …
одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…
одна машина, две…, три…, четыре…, пять…
5. Закончи предложение:
Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это…
Шофер – это…
Летчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
Капитан – это…
6. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать»)
Машина из гаража …
Машина к дому …
Машина от дома…
Машина в ворота…
Машина до дома…
Машина с моста…
7. Выучи стихотворение.
«Паровоз»
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки.
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши.
Е. Благинина
8. Нарисуй или вырежи картинки с изображением различных видов транспорта. Раздели их на три группы: наземный, водный, воздушный транспорт.
Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед
Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбург
Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт» разрабатывались с использованием элементов ТРИЗ. Направлены на развитие воображения, творческого мышления, умения находить черты сходства и различия между объектами, умения видеть «двойственность» предметов и явлений (хорошо-плохо).
Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт»
1. «Назови часть целого».
Цель - научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
Автомобиль (целое) - колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части)
Гараж - машина, инструменты, крыша, стены, замок, бензин в канистре, дверная ручка, запасные шины и т.д.
2. «Автомобиль из геометрических фигур»
Цель - развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.
Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание - используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами).
3. «Узнай по описанию»
Цель - развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).
Материал - набор карточек с изображением разных видов транспорта (н-р, легковой автомобиль, автобус, пожарная машина и т.д.).
Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.
4. «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)
Цель - учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.
Материал - треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица.
Воспитатель показывает детям морфологическую таблицу с геометрическими формами.
Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в путешествие автомобиль. На этой необыкновенной дорожке живут геометрические фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы думаете, каким сталавтомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги и на нем рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. - важно!Все эти детали, части тоже должны быть треугодными).Затем дети демонстрируют свои «треугольные автомобили», рассказывают о них.
Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным…
На своей морфологической дорожке воспитатель или прикрепляет один из рисунков детей или рисует свой вариант треугольного (круглого, прямоугольного и т.д.) автомобиля.
Затем с детьми идет обсуждение (по принципу «Хорошо-плохо») - почему хорошо, когда автомобиль треугольный (н-р, на его поверхности не задерживается снег и машину не надо будет чистить зимой и т.д.), почему плохо, когда машина треугольная (н-р, треугольные колеса не могут катиться, и машина не сможет ехать и т.д.)
5. «Что лишнее?»
Цель - учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.
Материал - набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.
Например:
1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед
2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол
3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.
6. «Перечислить как можно способов использования автомобиля»
Цель - развивать воображение, логическое мышление.
Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль.
Например:
Передвижение по поверхности земли
Перевозить грузы
Укрываться от дождя
Путешествовать
В машине можно переночевать
Часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо)
Выставки автомобилей в музее
Спортивные соревнования - гонки
Часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина)
Металлолом
Освещение в темноте (фары)
Подача разных сигналов (звуковые, световые)
Рисование (на дверях машины)
Игры для детей (старый автомобиль) и т.д.
7. «Путешествие водителя и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)
Цель - учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток.
Материал - морфологическая таблица (части суток), карандаш
Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке будут путешествовать водитель и автомобиль. Рисует или показывает дорожку.
«Как только водитель и автомобиль попали на волшебную дорожку - наступило утро.
Что водитель делает утром? (просыпается, делает зарядку, умывается и т.д.)
А что автомобиль делает утром? (стоит в гараже, его заправляют бензином, заводят и т.д.)»
Взрослый делает схематические зарисовки ответов детей.
Аналогичным образом путешествие продолжается по остальной дорожке.
8. «Кто кем будет? Кто кем был?»
Цель - учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени.
Детям задаются вопросы:
1. чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.)
2. чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.)
9. «Хорошо - плохо»
Цель - учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо - плохо»
1. Когда есть автомобили - это «хорошо». Почему?
Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.
2. Когда есть автомобили - это «плохо». Почему?
Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.
10. «Наоборот»
Цель - расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет детям слова - признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова.
Например, машина - какая?
Быстрая - медленная
Шумная - тихая
Легкая - тяжелая
Пассажирская - грузовая
Двигающаяся - неподвижная
Вредная - полезная
Огромная - маленькая
Твердая - мягкая
Мирная - военная
Гладкая - шероховатая
11. «Придумай новую машину»
Цель - развивать воображение детей, развитие мелкой моторики рук, учить разрешать проблемные ситуации.
Вариант 1 - взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый ребенок рассказывает о своем рисунке.
12. «Чем похожи, чем отличаются»
Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.
Чем похожи:
Машина и велосипед
Машина и самолет
Машина и ролики
Машина и зонтик
Машина и кастрюля
Чем отличаются:
Машина и автобус
Машина и сумка
Машина и тележка и т. д.
13. «Противоречия»
Цель - учит детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать воображение
Примеры возможных противоречий:
1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям (решение - беззвучная машина, люди в наушниках)
2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение - многоэтажная машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)
3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях)
Данные игры могут быть использованы в работе с детьми разного возраста.
Возможна корректировка содержания игры в зависимости от темы (т. е. игры применимы к различным темам: животные, цветы, продукты питания и т. д.)