"Я счастливый обладатель квадроцикла. Езжу на нем и в лес, и на рыбалку, и просто прокатиться, отдохнуть от офисных стен. Но даже с учетом того, что от цивилизации я стараюсь уехать как можно дальше, как ни крути, без асфальтированных дорог не обойтись. Несколько раз возникали ситуации, когда останавливала ГАИ. Говорят, мне нельзя выезжать на дороги. Почему?"
С первого взгляда действительно непонятно, почему квадроциклу с четырьмя колесами, рулем и мотором закрыт проезд по дорогам общего пользования.
Комментарий пресс-службы МВД по этому поводу был прост: "Потому что квадроцикл не относится ни к одной категории транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении".
С учетом того, что квадроциклы не являются ТС, они не подлежат регистрации, - отметили со своей стороны МРО ГАИ Мингорисполкома.
Действительно, согласно классификации транспортных средств по категориям (Категория L - Мототранспортные средства) у нас к транспортным средствам относятся только квадрИциклы (категории L6 и L7).
Согласитесь, незначительная разница в названиях вносит некоторую смуту. Особенно учитывая то, что еще буквально пару лет назад и квадрициклы не попадали в поле зрения нормативно-правовых актов, регулирующих транспортные средства. Только после подписания Указа Президента Республики Беларусь №611 от 25 ноября 2010 г. квадрициклы (или мотоколяски) практически приравнялись к автомобилям.
Квадроциклы (или внедорожные вездеходы, мотовездеходы) так и остались предоставленными самим себе. Сейчас водители этих не ТС с точки зрения закона практически избавлены от каких-либо обязанностей: не нужны ни "права", ни специальная экипировка. Квадроциклы не надо ставить на учет и предоставлять для регулярного техосмотра. Взамен этого у квадроциклистов нет и прав: на дороги общего пользования им путь закрыт.
Не сказать, чтобы такое положение вещей стало сегодня остросоциальной проблемой всего общества. Во-первых, многих владельцев квадроциклов вполне устраивает доставлять свой "вездеход" за город на прицепе, а потом спокойно отправляться на нем на охоту, за грибами или просто на поиски приключений. Во-вторых, квадроциклистов у нас пока немного, и скромный ропот некоторых из них практически неслышен в общем потоке проблем дорожного движения.
Но! Армия квадроциклистов с каждым годом пополняется за счет новичков-добровольцев, и полное игнорирование мотовездеходов в итоге может привести к тому, что проблему мы будем решать, как всегда, не до, а после. Тот есть тогда, когда не зная культуры поведения и конкретных предписаний закона, рано или поздно квадроциклисты без "прав" и защитных шлемов все чаще начнут появляться не только на проселочных ухабах, но и на дорогах общего пользования. Поэтому разобраться в ситуации надо уже сейчас...
- Какими правами и обязанностями надо наделить владельцев квадроциклов для того, чтобы сделать их участие в дорожном движении прежде всего безопасным?
Квадроциклам нечего делать на дорогах общего пользования, - уверен Владимир, владелец одной из фирм по прокату квадроциклов. - Квадроциклы предназначены для того, чтобы преодолевать препятствия, и их технические особенности отвечают этим задачам. Те конструктивные решения, которые помогаю взбираться на возвышенности, пересекать болотистую местность или песчаные насыпи на ровной асфальтированной поверхности могут губительным образом сказаться на безопасности. Квадроцикл крайне неустойчив при маневрировании на дороге, особенно если он едет на скорости. Во-вторых, белорусский рынок сегодня наполняется за счет моделей, не оснащенных сигналами поворота. Как вы себе представляете на дороге транспортное средство без "поворотников"? Наконец, это просто экономически невыгодно, ведь на асфальте резина изнашивается очень быстро.
Требовать, чтобы квадроциклы пустили на дороги общего пользования, могут только не специалисты, - добавляет Владимир. - И таких сейчас немало. Покупают квадроцикл, гоняют, игнорируют элементарные требования безопасности. У нас при прокате квадроциклов все жестче - как-никак мы в ответе за жизнь и здоровье нашего клиента. Пьяных сразу не пускаем за руль, а любителей погонять инструктор запросто может высадить из-за руля на середине трассы.
Квадроцикл неустойчив при маневрах? А скутер устойчив? - говорит автомобилист со стажем Павел. - Беда не в том, что квадроциклы не пускают на дороги, хотя вся Европа спокойно ездит, и ничего. Беда в том, что квадроциклов в Беларуси как будто нет. Не обязательно иметь "права", надевать шлем. Можно подумать, что на закрытых площадках без шлема ездить безопасно. Точно так же можно травмировать себя.
Квадроцикл у меня четыре года, - говорит Вадим. - Возможно, это небольшой срок, но могу сказать, что неудобств от того, что на нем нельзя ездить по дорогам общего пользования, я не почувствовал. По-настоящему удовольствие от езды на этом виде транспорта можно получить, если используешь его по назначению и в какой-нибудь дикой местности. На ровной дороге кататься на нем просто неинтересно. Да и не безопасно - техника себя ведет совершенно по-другому. Знаю, что можно установить шоссейную резину специально, чтобы ездить по дорогам, но, честно говоря, никто из моих знакомых это не делал, у всех на квадроциклах стоит внедорожная резина. И с доставкой квадроцикла за город тоже нет особых проблем - если нет собственного прицепа, его можно взять на прокат на пару дней.
По мнению Вадима, в Беларуси сейчас не так много владельцев квадроциклов (из-за высоких таможенных пошлин и отсутствия какой-либо популяризации этого хобби), чтобы обязать их к регистрации.
Единственное, что следовало бы ввести - это заставить всех водителей надевать шлем, - добавляет Вадим.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ.
На всякое отсутствие ответственности найдутся безответственные
Даже при нынешних обстоятельствах, когда квадроциклам закрыт путь на общие дороги, ДТП с этим видом транспорта не редкость. Одно из наиболее показательных произошло 29 апреля на пляже Цнянского водохранилища. Молодой человек на квадроцикле (находился в состоянии алкогольного опьянения) сбил человека. В Интернете сообщалось, что некий сотрудник правоохранительных органов бросился останавливать гонявшего по примыкавшим к пляжу дорогам и приследуемого милицией нарушителя и попал под четырехколесное транспортное средство. После длительного преследования, в том числе на окраине коттеджного поселка, остановили водителя квадроцикла наряд Советского РУВД и сотрудники ГАИ, открыв стрельбу по колесам.
Пострадавший получил тяжкие телесные повреждения: закрытую черепно-мозговую травму, переломы правой голени, лучевой кости, ушибы и ссадины.
Справка
С точки зрения органов управления квадроцикл действительно достаточно специфичен. Под ногами никаких педалей нет, руль мотоциклетного (велосипедного) типа. Рычаг заднего тормоза находится под левой рукой, под правой - переднего тормоза. "Газ" управляется курком. В целом же нестандартно расположенный центр тяжести (гораздо выше, чем у мотоцикла), небольшая ширина агрегата и короткая колесная база делают его неустойчивым и склонным к переворотам.
А как у них?
В Европе давно уже определились с проблемой квадроциклов. Здесь квадроцикл на равных условиях с другими транспортными средствами допускается к дорожному движению, если стоит на учете и соответствует определенным требованиям, главные из которых - это наличие "поворотников", габаритов и зеркал заднего вида.
В Украине, как и в России, водителям квадроциклов необходимо иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста категории "А". Эти "права" разрешают управлять "мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования - внедорожными мотосредствами (мотосани, мотонарты, снегоходы, мотовездеходы и т.п.)". Выезд на дороги общего пользования на квдроциклах в Украине и России запрещен.
В минувшую субботу такой инцидент случился прямо на АЗС в Фаниполе.
Владельцы задержанных «коней» сняли видео процесса, в нем их вопросы ГАИ оставляет без ответа. Фото и видео опубликовал портал atv-minsk.by .
"Так расскажите, за что вы забираете? - обращается к ГАИ один из мужчин. - Выехал на доп (дорогу общего пользования) - выписали протокол, а дальше что? Мы согласны, на допах, да, нарушил человек. Но почему вы забираете квадроцикл, почему?
Представитель ГАИ, однако, продолжил составлять документы, не комментируя происходящее.
"Если есть подозрение, составьте протокол, запишите номера, сфотографируйте это все, адрес владельца этого квадроцикла, потом приедет эксперт к человеку на дом или в гараж, - говорит другой мужчина. - По требованию можно предоставить, зачем забирать?.. Я понимаю, приказ начальства, но обоснуйте хоть это..."
На сайт ABW.by очевидцы прислали фото из другого района - Минского. В Боровлянском РОВД площадка занята сплошь задержанными квадроциклами. "Фото сделано вчера", - сообщил читатель, приславший фото.
Между тем, квадроциклы не являются запрещенным в Беларуси транспортным средством. Что происходит?
Напомним, что массовые задержания квадроциклов в Беларуси начались после 13 февраля, когда, выступая на заседании Совета безопасности, Александр Лукашенко потребовал жесткого наказания для любителей кататься на квадроциклах и снегоходах по сельхозугодьям. Лукашенко потребовал у министра внутренних дел наказать и забрать транспортные средства у "крутяков".
"Вот и все решение вопроса, - сказал он. - Я хочу, чтобы это мое заявление общество услышало".
Тогда все удивились – где и кто переехал дорогу Лукашенко, чтобы он на фоне множества других проблем вообще задумался о существовании квадроциклов в стране и устроил из этого целую кампанию принудительного хапуна.
Однако не президенту переехали дорогу. Отдых сорвали некому сотруднику КГБ. Вот цитата из интервью председателя КГБ Валерия Вакульчика газете «Советская Белоруссия», в котором он совершил «чистосердечное признание» на сей счет.
«Не так давно произошел случай на Минском море, когда пьяный хулиган на квадроцикле раскатывал по пляжу на высокой скорости, представляя нешуточную угрозу для окружающих. Наш сотрудник, который находился среди отдыхающих в свой выходной день, пресек его действия и задержал буквально на ходу. Хотя это было не просто: правонарушитель переехал его квадроциклом, сломал ногу...» – сообщил Вакульчик.
Интервью Вакульчика вышло в конце декабря. Через месяц Лукашенко дал поручение конфисковывать квадроциклы. Хотя в рассказе о произошедшем обращает на себя внимание фраза «не так давно» применительно к декабрю. Она, скорее всего, указывает на то, что инцидент касался отдыхающих темными осенне-зимними вечерами в местных кафе, а не женщин и детишек, загоравших на пляже. В любом случае, месть за сломанную ногу оказалась масштабной.
25.02.2011 - 17:32
Мотоциклы, мопеды, скутеры давно стали привычными обитателями наших улиц. А вот их «собратья» - квадроциклы - пока еще не нашли широкого признания среди белорусов. Одновременно с появлением нового для наших широт вида транспорта стали возникать вопросы, касающиеся его управления.
Андрей Лысый:
Два года назад я купил квадроцикл для отдыха. В основном, ездим в лес отдыхать, на речку, за грибами. Когда я покупал его, мне на фирме сказали, что не требуется прав ни категории А, ни категории В. Два года не было проблем. Ходят слухи, что для управления квадроциклом сейчас нужны будут права. Я хотел бы узнать, к какой категории прав они будут относиться.
Прежде чем ответить на вопрос Андрея, давайте выясним, владельцем какого транспортного средства является Андрей. В техпаспорте указано - квадро цикл. И относится он к мотовездеходам, а не к транспорту автомобильного типа.
Александр Коноплицкий, независимый автоэксперт:
Обратимся к органам управления квадроциклом. Под ногами никаких педалей нет - что под правой ногой, что под левой, то есть педалями не управляется. Руль мотоциклетного, или как его называют по-другому, велосипедного типа. Задний тормоз находится под левой рукой - рычаг заднего тормоза, под правой рукой находится рычаг переднего тормоза. Газ на нем управляется курком. Никаких органов управления автомобильного типа на данном транспортном средстве нет. Следовательно, данное транспортное средство - квадроцикл - не приравнивается к автомобилям.
А это означает, что Андрей, как и прежде, может ездить на своем водительском друге без водительского удостоверения. Однако есть небольшое «но».
Станислав Соловей, старший инспектор УГАИ МВД Республики Беларусь:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а кататься на них только на закрытых площадках.
Скорее всего, нашего героя запутал появившийся в новых Правилах дорожного движения термин «квадри цикл».
Станислав Соловей:
Всем участникам дорожного движения нужно внимательно читать Правила дорожного движения и ни в коем случае не вводить в заблуждение других людей.
Что касается квадри
циклов, то, согласно изменениям в Правилах дорожного движения, которые вступили в силу с Указом Президента №611, к автомобилям приравниваются квадри
циклы, мотоколяски. Это маленькие автомобили, в которых есть руль, коробка передач, педали газа, тормоза, механическая коробка передач, сцепление.
То есть квадри цикл - не что иное, как миниавтомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач, в снаряженном состоянии - не более 550 кг. Для управления им нужны права категории В.
Выходит, что Андрей является счастливым обладателемквадро цикла, или, как его еще называют, мотовездеходом, для управления которым не требуется водительское удостоверение.
А вот стоило ли ГАИ вводить понятия, звучащие практически одинаково, для обозначения в корне разных видов транспорта - вопрос, которым сейчас задаются владельцы квадро циклов и квадри циклов, сообщает корреспондент телекомпании .
Станислав Соловей:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а пользоваться ими только на закрытых площадках.
Телефоны горячей линии телеканала СТВ: городской ( Минск ) 290-66-00 и мобильный ( Velcom ) 8-029-1-600-700.
«Казуистика какая-то: де-факто квадроциклы есть, а де-юре - нет?» Владельцы изъятой техники требуют конкретики
В подобных выражениях обычно описывают крупномасштабную операцию: проведено более двухсот рейдов; участвовали сотрудники ГАИ, отряда милиции особого назначения, патрульно-постовой службы, военнослужащие внутренних войск; использовались автомобили повышенной проходимости, беспилотные летательные аппараты... А речь идет всего лишь о контроле движения квадроциклов, часть которых была изъята два месяца назад. Как это происходило? Один владелец рассказывает, что в момент остановки вез «квадрик» на лафете. Другой ехал в магазин по проселочной дороге: «Не хотел в мороз мучить машину». Теперь хозяева рассуждают, как вернуть имущество (одному на момент публикации это точно удалось). Но не меньше их волнует вопрос, что будет потом: пока квадроциклы находятся вне закона и их владельцы из уст в уста передают негласные запреты.
Год назад уже изымали квадроциклы, также для проверки
Сейчас мало кто вспоминает, что год назад имели место точно такие же события. Так, в выпуске телеканала ОНТ (от 13 февраля 2017 года) характерным видеорядом сопровождалась следующая информация: «За выходные в Минской области сразу семь водителей такого транспорта [мотовездеходов. - Прим. Onliner.by] попались на нарушении правил дорожного движения и природоохранного законодательства. Нетрезвыми были двое водителей, задержан также подросток, который к вездеходу прицепил сани и катал детей. Еще восемь квадроциклов изъяли для проверки после того, как в Березинском районе украли три таких транспортных средства. Поводом для рейдов инспекторов и спасателей стали участившиеся жалобы аграриев. Водители снегоходов часто катаются по сельхозугодьям и портят посевы».
В этом году то ли проверки проводились активнее, то ли владельцы квадроциклов решили не молчать, но истории получили куда большую огласку.
В частности, широко обсуждалась видеозапись из Фаниполя, когда на заправке несколько мотовездеходов были заблокированы милицейскими автомобилями. Затем квадроциклы доставили на стоянку милиции. Хозяева на месте пытались выяснить причину задержания: «Так расскажите, за что вы забираете. Ну понятно, выехал на допах - выписали протокол. А дальше что? Вы объясните нам... Мы согласны: да, на допах, да, нарушил человек. Почему забираете? Почему?»
Публикация от ATVCLUB.BY (@atvclubminsk) 31 Мар 2018 в 6:56 PDT
В среде квадроциклистов отмечают, что именно эти «квадрики» вскоре вроде бы удалось вернуть. Во всяком случае, так говорят. Это вообще характерно для данной сферы: многое передается из уст в уста, а конкретики очень мало.
Так вышло, что мотовездеходы оказались вне закона - их невозможно поставить на учет, застраховать и, главное, не ясно, где на них разрешено передвигаться.
«Остановили, когда я перевозил квадроцикл на лафете»
Вместе с несколькими владельцами изъятой техники встречаемся возле Боровлянского отдела милиции. Именно тут хранятся задержанные транспортные средства - мы насчитали семь квадроциклов (один не попал в кадр) и два снегохода.
- Когда меня остановили, я вообще не ехал на квадроцикле, - рассказывает свою историю Андрей, владелец изъятого мотовездехода CFMOTO CF800. - Он находился на лафете. Забрал его после техобслуживания и планировал завезти в Логойск, где у меня находится баня. Но нет - попросили остановиться, а затем предложили проехать в отдел милиции. В сопровождении автомобилей с мигалками.
Мужчина демонстрирует выданную ему бумагу - протокол осмотра места происшествия. Спрашиваем: а что случилось? Андрей недоуменно пожимает плечами: «Ничего. Формально - проверка VIN-номера на раме. Поначалу заверяли, что процедура займет совсем мало времени. А прошло уже два месяца».
По словам мужчины, он неоднократно звонил и приходил в РУВД. Спрашивал, когда можно забрать имущество. Всякий раз его просили перезвонить через неделю, когда проведут экспертизу.
Лишь когда статья была готова к публикации, Андрей прислал фотографию с квадроциклом: «Вернули!»
К нам подходит Николай, хозяин еще одного мотовездехода, который также находится на площадке отдела милиции. Его случай такой: «Купил „квадрик“ в 2007 году. Никогда никаких проблем не было. А этой зимой в морозы пожалел машину - решил не ехать на ней к магазину (живу в Раубичах), завел квадроцикл. Рядом с трассой находится проселочная дорога, по которой я тихонечко ехал. Когда возвращался домой - останавливают. Спрашивают, где документы. Отвечаю - в доме, он в двух минутах ходьбы. Через несколько минут подъехал какой-то милицейский чин и скомандовал вызывать эвакуатор. Сказали, что забирают на проверку. Тогда я сам завез квадроцикл на своей машине. А вернуть не мог два месяца».
Похожие истории могут рассказать другие владельцы изъятых транспортных средств. Наши собеседники слышали об аналогичных случаях в Фаниполе, под Логойском, возле Нарочи... По их данным, в основном милиция занималась этим в окрестностях Минска.
Сколько же задержано квадроциклов? На сайте УВД Миноблисполкома в последней публикации по данной теме утверждается: «В общей сложности на охраняемые стоянки были доставлены 17 мотовездеходов и их модификаций».
Заявление о «крутяках» и реакция милиции
Высказываются разные версии о том, что стало реальной причиной столь активных действий милиции. Кто-то предположил, будто когда-то на Минском море произошел наезд на сотрудника спецслужб, отдыхавшего и ставшего свидетелем опасного поведения водителя квадроцикла. При попытке остановить пьяного неадеквата сотрудник получил травму.
Мы припомнили лишь один подобный случай: он в 2012 году на Цнянском водохранилище. Тогда очевидцы обратили внимание на двигавшийся на большой скорости мотовездеход. Прибывшие сотрудники ГАИ дали команду притормозить, но водитель лишь ускорился. Один из свидетелей попытался остановить транспортное средство, и произошел наезд (пострадавший получил тяжелые травмы). Впоследствии преследуемый был задержан, у него обнаружили 0,96 промилле алкоголя.
Однако мало верится, что только сейчас вспомнили историю шестилетней давности. Слишком много воды утекло, и носила она скорее исключительный характер.
Большинство квадроциклистов связывает массовые рейды со словами Александра Лукашенко. Напомним, в феврале 2018 года на совещании с силовиками он заявил:
- Некоторые «крутяки» у нас появились... Это же не дети простых людей, а сами крутые и их детишки сегодня на квадроциклы, снегоходы - и пошли по озимым, по полям, на что я обращал внимание, а вы мне отписки пишете. Поотбирайте эти транспортные средства - вот все решение вопроса.
Последовали незамедлительные действия, которые на следующий же день получили освещение в СМИ. Задержания, использование дронов, фотографии с заснеженных полей.
Под раздачу, как выясняется, попали совсем не те, кто склонен к агрессивным и хулиганским действиям. На встречу с нами приехали взрослые, серьезные люди, использовавшие квадроциклы для разных целей.
- На моем участке зимой было много снега. Я вешал отвал на квадроцикл и чистил территорию, - приводит свой пример Андрей. - То есть использовал его для хозяйственных нужд. Могу даже землю пахать! Повесить сеялку, плуг - не сложно. Знаю, что фермеры так и делают. Им тоже по полям ездить нельзя?
По словам Николая, на мотовездеходе он ездил за грибами: «Доехал до леса - оставил квадроцикл. Сходил за грибами - вернулся. Иногда в прицепе возил дрова. Тоже есть отвал, которым чистил дорогу. В общем, использовал по хозяйству».
Еще один собеседник - Александр - рассказывает, что в его семье два квадроцикла, он эксплуатирует их более десяти лет. У него технику не изымали, но ситуацией мужчина обеспокоен.
Александр
Говорит, что часто использует мотовездеходы для благих целей и в подтверждение демонстрирует фотографии на смартфоне: «Любим гулять по лесу, и хочется, чтобы он был чистым. Постоянно вывозим мусор - бутылки, пластик, коробки... А минувшей зимой подкармливали зверей: купили 200 кг зерна, картошки, капусты - организовали кормушки. В планах сделать все еще красивее. Не нужно думать, будто квадроциклы используют исключительно как средство для развлечения».
Следы животных, ведущие к кормушке
Какой ущерб полям? Где конкретные факты?
Наши собеседники предполагают, что информация, которую предоставили Александру Лукашенко, носила необъективный характер: «Неизвестный доброжелатель сделал из мухи слона, явно преувеличив факты».
- Судите сами. На квадроцикл, который весит 300-450 кг, устанавливают колеса низкого давления, - объясняют квадроциклисты. - Нагрузка на поверхность - минимальная. Повредить посевы можно только в том случае, если дрифтовать или газовать, да и то на паре десятков квадратных метров. Но даже о таких фактах мы не знаем.
«Если есть ущерб от квадроциклов, то покажите его нам: разместите фотографии, видео, приведите заключение агронома на худой конец»
Чтобы расставить все точки над «i», мы обратились в пресс-службу УВД Миноблисполкома за комментариями. Там предложили оформить официальный запрос, на который пообещали дать ответ в максимально сжатые сроки. В письме мы попросили конкретизировать ущерб, нанесенный сельскому хозяйству квадроциклами, если таковой вообще был: «Сотрудники милиции неоднократно подчеркивали (и есть упоминания в прессе), что это связано с уничтожением или повреждением посевов. Были ли зафиксированы такие факты, в которых установлена вина квадроциклистов? Можно ли их обнародовать? Каков ущерб?»
Однако вместо подробного ответа, который мы рассчитывали получить, поступило предложение посмотреть информацию на сайте УВД. Речь идет о публикации «Еще раз о квадроциклах. Милиция Минской области не снижает внимания в этом направлении» . Увы, конкретики о том, что кто-то повредил озимые на такой-то площади или задержан гражданин Н., катавшийся по сельхозугодьям СПК Н-ского района, нет.
В основном приводятся общие фразы вроде этой: «Около 150 владельцев мотовездеходов официально предупреждены об ответственности за движение по дорогам общего пользования и по сельскохозугодьям».
Что значит «предупреждены»? Говорит ли это о зафиксированных нарушениях? Ведь предупредить можно в качестве профилактики: увидел и сказал.
Другим «популярным» поводом для задержания стала проверка VIN-номеров, указанных на кузове квадроциклов. Нас тоже заинтересовал этот факт, и в том же запросе в УВД мы попросили уточнить: «Упоминалось то, что были зафиксированы факты кражи квадроциклов. В связи с этим требуется проверка идентификационных номеров, указанных на кузовах данных транспортных средств. Можно ли указать, где произошли кражи и сколько квадроциклов было украдено за последний год?»
Снова обращаемся к публикации на сайте УВД, куда нас вежливо направили. Находим следующее упоминание: «С учетом нераскрытого хищения трех квадроциклов в прошлом году в Березинском районе, совершения аналогичных преступлений в иных регионах, а также с целью недопущения появления техники с криминальным прошлым из других стран, в установленные законодательством сроки проверялось отношение задержанных транспортных средств к похищенному имуществу».
А теперь вспомним новостной выпуск телеканала ОНТ, который был размещен в феврале 2017 года. Ведущий при обосновании задержания мотовездеходов указывал на кражу трех из них в Березинском районе. Совпадение?
Тогда почему изымают совершенно разные модели квадроциклов? Неужели нет данных о приметах украденных транспортных средств?
В публикации УВД имеется также характерная фраза: «В ходе проведения рейдовых мероприятий у правоохранителей возникли обоснованные претензии к 16 водителям. Нарушители были выявлены в Минском, Борисовском, Дзержинском, Молодечненском, Мядельском, Слуцком районах Минской области. Главным образом, речь идет о нарушениях порядка использования автомобильных дорог общего пользования. Есть примеры не выполнения требований об остановке, управления в состоянии опьянения, зафиксированы попытки скрыться. В ряде случаев отсутствовали правообладающие документы на транспортные средства».
Выше упоминалось 200 рейдов, а обоснованные претензии возникли к 16 водителям? Именно такая пропорция? Нет никакого противоречия?
Квадроцикл - это вообще что?
- Это не мотоцикл и не скутер. Мотовездеход? В паспорте транспортного средства указано «мотоболотоход», - во время разговоров с владельцами квадроциклов мы пытались разобраться, как законодательство квалифицирует это транспортное средство.
По ПДД, в которых стараются прописать каждый нюанс, это что?
Ответа мы не нашли. В правилах есть упоминание лишь квадрИциклов. Однако это совсем другое. Напомним формулировку: «К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) - четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов». Грубо говоря, это мопед с кузовом.
Разговоры о легализации квадроциклов ведутся давно, и если бы не массовые задержания, то, наверное, данный вопрос и не поднимался бы.
- В России квадроциклы можно зарегистрировать в технадзоре, получить свидетельство о регистрации, предусмотрены права категории B1, - перечисляют собеседники. - Почему у нас такого не может быть? Единственный документ - это тот самый правоустанавливающий. Это может быть свидетельство о растаможке, договор купли-продажи или паспорт транспортного средства.
Интересно, что в выпуске телеканала ОНТ за февраль 2017 года упоминалось о планах регистрировать квадроциклы начиная с 2018-го. Представитель УГАИ МВД сообщал: «Было принято решение и поручено Министерству сельского хозяйства и продовольствия обеспечить с 1 января 2018 года государственную регистрацию снегоболотоходов, мотовездеходов в подразделениях главгостехнадзора Минсельхозпрода».
- Многие после того, как произошло изъятие квадроциклов, бросились искать информацию в интернете и наткнулись на эту «новость», - рассказывают квадроциклисты. - Кто-то даже поехал регистрировать, ведь многие из нас заинтересованы, чтобы все было законно, четко и понятно. Ан нет! Ничего пока не вышло.
Как признаются наши собеседники, сейчас многие негласные законы и порядки передают из уст в уста. Вроде бы нужны минимум права категории B, вроде бы по лесам тоже ездить нельзя (или только в пожароопасный период?). Вроде бы...
- Получается какая-то казуистика: покупать квадроциклы можно, а передвигаться на них - нет? - возмущаются хозяева этих транспортных средств. - Де-факто они есть, а де-юре в Беларуси их не существует. Тогда возникает вопрос, а против чего боремся? Как вообще органы идентифицировали, что это квадроцикл, а не квадрицикл? Пускай создадут минимальную базу с жесткими «да» и «нет». Чтобы было понимание. Это ненормально, когда выдуманные понятия передаются устно.
В запросе, отправленном в УВД, мы уточняли: «Есть ли информация о разработке законодательных актов, четко регулирующих данный вопрос? Можно ли будет зарегистрировать такое транспортное средство?»
Опять-таки в публикации на сайте областной милиции на этот счет нашлась расплывчатая формулировка: «Стоит также обратить внимание, что поскольку вопросы регистрации указанных транспортных средств в настоящее время прорабатываются на законодательном уровне, владельцам лучше иметь с собой документы, подтверждающие правообладание техникой».
В завершение владельцы изъятых мотовездеходов приходят к общему мнению: «Сейчас многие заняли выжидательную позицию - попрятали квадроциклы по гаражам и следят за тем, что будет дальше. Но такие ужесточения контроля будут продолжаться до тех пор, пока мы не инициируем внесение четких норм в законодательство. Посмотрите, какой ресурс задействован: отвлекают сотрудников милиции от профилактики реальных правонарушений, вызывают эвакуаторы, а потом не знают, что делать и как разговаривать с людьми, которые ничего противозаконного не совершали».
Для того чтобы ответить на данный вопрос, для начала лучше определиться с понятиями. Есть 4-х-колесные транспортные средства с элементами управления (педали, коробка передач и пр.), как у автомобиля, и снаряженной массой до 550 кг. Такие транспортные средства называются «квадрициклами». А есть «квадроциклы» — также 4-х-колесные транспортные средства, но привод у них построен по мотоциклетному типу, и такие транспортные средства приравниваются к мотовездеходам, служат для перевозки только водителя.
Нужны ли права?
В данном случае в отношении описанных выше транспортных средств ситуация складывается по-разному. До недавнего времени ситуация была следующей.
Квадрициклы:
- ➡ Приравниваются к автомобилям;
- ➡ Могут ездить по автодорогам;
- ➡ Требуют обязательной регистрации;
- ➡ Для управления квадрициклом нужны права категории В .
Квадроциклы:
- ➡ Не приравниваются к автомобилям;
- ➡ Не имеют права ездить по автомобильным дорогам;
- ➡ Не требуют обязательной регистрации;
- ➡ Не требуют прав любой из категорий.
Однако в текущем году в отношении квадроциклов и снегоходов некоторые пункты были пересмотрены, готовятся изменения и дополнения в «Закон о дорожном движении». Планируются следующие новшества:
- ➡ Введение категории «I» — мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой;
- ➡ Управление квадроциклам будет разрешено лицам, имеющим любую действущую категорию прав, кроме АМ и А 1.
- ➡ Квадроциклы нужно будет регистрировать в инспекциях Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Таким образом, получать права на квадроцикл в Беларуси на данный момент не нужно, но нужно быть готовым к тому, что в ближайшем будущем ситуация изменится и затронет, в первую очередь, тех, кто не имеет водительского удостоверения какой-либо категории.
Что будет в случае нарушения установленных правил передвижения на квадроциклах?
Выходит, что квадроцикл можно использовать для езды по бездорожью вне автомобильных дорог. На автодороге квадроцикл можно лишь перевозить в прицепе. При езде по полям, лугам, бездорожью тоже нужно быть внимательным и аккуратным. В противном случае можно заплатить штраф за «порчу сельскохозяйственных культур, насаждений или урожая». Рисковать, ездя на квадроцикле по автодорогам тоже не стоит - за это дают штрафы.