Запуск двигателя в мороз, одна из самых больших проблем которую встречает водитель на своём пути. Низкая температура, настоящее испытание, которое негативно влияет на все механизмы и системы, оказывая пагубное воздействие на ресурс мотора в целом. Нарушая тепловой режим, не давая нормально завестись, мороз способствует повышенному расходу топлива, порче масла и резиновых компонентов агрегата.
Холодный запуск вреден, чтобы избежать негативных последствий, необходимо заранее минимизировать риски, подготовив мотор к зиме. Зная последствия запуска двигателя в мороз, необходимо шаг за шагом проверить все системы, выявить слабые места и устранить их.
Последствия переохлаждения
Начнем с того, что рабочая температура силовой установки 70-80°С. При понижении температуры окружающего воздуха, мотор необходимо прогревать, что бы он вышел на нормальную температуру эксплуатации. Кроме того, прежде чем греть, установку надо еще завести, а в сильный мороз это не простая задача.
Переохлаждение двигателя приводит к следующим последствиям:
- усложненное формирование рабочей смеси;
- разбавление моторного масла топливом;
- повышение густоты масла под воздействием мороза;
- увеличение зазоров между деталями вследствие сжатия металла от низких температур.
Пусковой износ двигателя
В холодное время года, негативные последствия запуска двигателя в мороз намного выше, от 5 до 15 раз. Причиной повышенного износа является несколько факторов.
- Масляное голодание.
При запуске холодной силовой установки, для того, что бы все узлы получили смазку маслу надо от 40 секунд до нескольких минут. Все это время детали и механизмы работают на сухую, испытывая максимальное трение, что очень опасно.
- Смывание масляной пленки.
Холодный пуск характерен плохим распылом топлива, топливо в камере сгорания поджигается не в газообразном, а в сжиженном состоянии. На момент пуска масляная пленка в цилиндрах мотора или отсутствует вообще, или очень тонкая, что грозит максимальным износом. Холодное топливо, скатывается по стенкам цилиндра, смывая остатки масляной пленки.
Влияющим фактором на скорость протекания масла по системе является его вязкость. Перейдя в холодный период на масло с правильными характеристиками, можно минимизировать последствия пускового износа.
Причины и последствия холодного запуска
К основным причинам можно отнести:
- Потеря ёмкости аккумулятора;
- Потеря работоспособности системы питания;
- Утрата искрообразования системой зажигания;
- Усложненная работа системы смазки;
- Несоответствие качества топлива;
- Резиновые детали.
- Аккумуляторная батарея.
Чтобы запустить движок в холодную погоду требуется более сильный заряд аккумулятора. Уровень заряда падает на 70-80%, тогда как нагрузка на него увеличивается, поскольку более вязкое масло не дает легко прокрутить маховик, стартер и коленчатый вал.
- Система питания.
При попадании в систему питания холодного воздуха силовые установки запускаются сложней, работают с перебоями. Одна из причин, нарушение герметичности резиновых шлангов (трещины, разрывы) из-за температурных перепадов.
В бензиновом двигателе, холодный окружающий воздух увеличивает свою плотность, а низкие температуры мешает нормальному испарению топлива. Эти два показателя делают рабочую смесь обедненной, из-за чего ее воспламенение затрудняется.
Дизельное топливо становится гуще, содержащийся в нем парафин начинает кристаллизоваться. Холодные детали мотора снижают температуру заряда, мешают смесеобразованию и самовоспламенению.
- Система зажигания.
Для правильного и достаточного образования зажигания рабочей смеси необходима слаженная работа системы в целом. Для этого используются компоненты, такие как провода, свечи, и прочее оборудование установленного образца и рассчитанные на работу в климатических условиях с низкими температурами. Не стоит забывать, что правильное выполнение функций батареи зависит он генератора. Для обеспечения достаточной зарядки, он должен быть в хорошем техническом состоянии с нормально натянутым ремнем.
- Система смазки.
Рабочая температура масла должна соответствовать уровню 70-90°С, пока эта температура не достигнута, говорить о нормальной работе силовой установки нельзя.
Загустевшее до состояния желе масло трудно прокачать по магистрали, для слабого аккумулятора или изношенного стартера это может стать настоящей проблемой. Большая нагрузка приходится и на насос, который при чрезмерно высокой вязкости не может нормально прокрутить лопатки ротора.
- Плохое топливо.
При наличии в системе топлива, несоответствующего требуемому качеству, запуск двигателя будет практически не возможен. Особенно актуальна эта задача для солярки, которую с наступлением холодов необходимо сменить с «летней» на «зимнюю».
Забыв, или не успев это сделать, фильтр и топливная система дизельного мотора будет забита парафином. Для осуществления запуска силовой установки необходимо будет полностью вымыть её.
- Резиновые детали.
В холодную погоду, при температуре ниже −25°С на резиновых изделиях появляются трещины, из которых могут вытекать рабочие жидкости. Потеря жидкостей в большом количестве делает эксплуатацию мотора невозможной и требует проведения ремонтных работ.
Итоги
На самом деле, последствий холодного запуска намного больше. Основной совет, что бы избежать неприятностей в мороз, содержите ваш агрегат в хорошем техническом состоянии. При конструктивном расчете, инженеры закладывают достаточный запас прочности мотору, что бы он нормально работал в наших условиях. Сократить этот запас может только безответственная и безграмотная эксплуатация.
Одной из проблем в зимнее время в наших широтах является запуск двигателя в мороз . Как только температура снижается ниже минус 20-25 градусов, у многих автомобилистов начинаются проблемы с запуском двигателя.
Для начала, стоит решить нужно ли Вам пользоваться автомобилем в таких суровых условиях. По мнению экспертов, один запуск двигателя в сильный мороз эквивалентен по уменьшению ресурса двигателя примерно 100 км пробега. Если, к примеру, Вам необходимо приехать и уехать на работу, а за окном минус 30-35 градусов, то стоит задуматься, не проще ли воспользоваться общественным транспортом, чем гадать, заведется двигатель или нет, прогревать его долгое время, соскребать иней со стекол, ехать в мерзлом салоне. Однако, если машина Вам обязательно необходима, то нужно сделать максимум усилий, чтобы гарантированно завести двигатель, с минимальным вредом для него.
Основу надежного запуска двигателя в мороз составляют три элемента:
Исправный, заряженный аккумулятор (АКБ)
Исправные, сухие свечи зажигания
Моторное масло соответствующей вязкости
Желательно, чтобы все эти элементы были Вами заменены или проверены еще до холодов.
Заряженный АКБ – одно из основных условий успешного запуска. Помните, что на морозе за ночь АКБ может потерять до 50% своей емкости, которой может не хватит для запуска двигателя. Если Вы ездите в основном по городу с частыми остановками и запусками двигателя, то Ваш АКБ не успевает полноценно заряжаться, что постепенно также снижает его емкость. К тому же, ускоряют разряд постоянно работающие фары, отопитель, различные обогревы и пр. В зимнее время следует чаще заряжать АКБ дома , от автономного источника. В сильный мороз можно занести АКБ домой или в теплое помещение на ночь, чтобы он не терял емкость.
Следующим элементом, влияющим на запуск двигателя зимой , являются свечи зажигания. Если Вы давно не меняли свечи, поменяйте их перед началом сезона. При движении в режиме городских пробок, на малых оборотах, долгой работе на холостом ходу свечи постепенно покрываются нагаром, что ухудшает их свойства. Старайтесь время от времени выезжать за город и проезжать некоторое расстояние на постоянных высоких оборотах двигателя, чтобы свечи очистились. Перед постановкой автомобиля на ночную стоянку, удерживайте пол минуты обороты двигателя в районе 2-3 тыс, только после этого глушите двигатель.
Что касается моторного масла, оно должно соответствовать окружающей температуре. В настоящее время большинство масел являются всесезонными, и маркировка состоит из двух цифр, к примеру, 5W40. Чем меньше первая цифра, тем ниже вязкость и лучше пусковые свойства в мороз. Для наших условий оптимальны масла с первыми цифрами в индексе 5 или 0.
Теперь, переходим непосредственно к запуску двигателя в мороз . Сев в машину, не спешите заводить ее. Включите зажигание, дождитесь, пока бензонасос накачает топливо. Если Вы не заносили АКБ в тепло, включите ближний или дальний свет секунд на 20, это немного оживит разряженную АКБ. В сильный мороз масло в коробке передач, даже самое хорошее, густеет и затрудняет запуск двигателя. Перед запуском выжмите педаль сцепления до упора, выключите все потребители электричества, поверните ключ зажигания. Не держите стартер включенным больше 10 секунд. Если мотор завелся, отпустите ключ и подождите, пока обороты стабилизируются. Не спешите сразу отпускать сцепление, иначе двигатель заглохнет. Дайте двигателю немного поработать, затем плавно отпускайте сцепление. Если двигатель не завелся, выключите зажигание, переждите минуту до следующего запуска.
Если двигатель не запустился с 2-3 попыток, возможно, свечи залило бензином. Для их сушки воспользуйтесь режимом продувки цилиндров. Для этого нажмите педаль газа до упора и после этого включайте стартер. В этом режиме отключается подача топлива в цилиндры, туда поступает только воздух, который сушит свечи. Если есть запасной комплект свечей, можно установить из взамен залитых. Выключите зажигание и попробуйте еще раз запустить двигатель в обычном режиме. Если двигатель после 3-5 попыток не завелся, оставьте его и воспользуйтесь другим видом транспорта.
После запуска двигателя не спешите начинать движение, дайте прогреться деталям мотора и КПП. Первое время избегайте резких маневров, так как жидкость в амортизаторах также густеет и требуется проехать некоторое расстояние для их прогрева.
После каждого запуска двигателя необходимо проехать расстояние, необходимое для полного прогрева двигателя.
В сильные морозы не пытайтесь улучшить запуск двигателя утром, прогревая его несколько раз за ночь с автозапуска или на месте на холостом ходу. Это только усугубит ситуацию: к утру Ваш АКБ окажется изрядно разряженным, а свечи покрыты слоем нагара. Лучше заглушите прогретый автомобиль перед ночной стоянкой, а АКБ занесите в тепло.
Если Вы в холодные дни решили отказаться от поездок на автомобиле, также стоит снять АКБ с автомобиля и занести в тепло.
Прежде чем заводить машину в мороз минус 30, имейте в виду: за пару минут холодного старта двигатель изнашивается так, будто проехал несколько тысяч километров. Все дело в перепаде температур, который не позволяет холодному маслу правильно смазывать части двигателя. Если ехать на работу на метро все же не хочется, то самое разумное - установить на машину предпусковой обогреватель: он прогреет не только охлаждающую жидкость в двигателе до нужной температуры (что облегчает запуск), но и салон. В скандинавских странах распространены и специальные щупы, нагревающие масло, или "кипятильники" для двигателя, работающие от сети. Но о таких вещах нужно было заботиться заранее (установка их - дело недешевое). Думать об этом у холодной машины уже поздно... Как завести? 1. Итак, сначала стучим по колесам, смахиваем снег с крыши и только после этого ритуала выжимаем сцепление, если КПП ручная, и поворачиваем ключ на одно деление - подождем пока машина оживет и начнет работать бензонасос. После этого, скрестив пальцы, поворачиваем ключ до конца. "Чи-чи-чи" нужно слушать не больше минуты - иначе стартер перегреется. Если ничего не происходит - первым делом надо проверить аккумулятор. Не беда, если ни на приборной доске, ни на самом аккумуляторе нет никаких индикаторов, говорящих о том, что батарейка села. Его жизнеспособность можно быстро проверить, включив на пару мгновений дальний свет - если он тусклый, значит, сел... Заряжать аккумулятор зарядным устройством нужно было заранее, примерно за 6 - 12 часов, в зависимости от модели. Минус у этого один: совершенно обесточенный автомобиль может стать хорошей приманкой для воров. 2. О чем стоит позаботиться, вне зависимости от того, подошел межсервисный пробег или нет, - сезонная замена масла свечей и фильтров. На самом деле производители об этом предупреждают, но хитро завуалировав в инструкциях. "Обычно межсервисный пробег составляет 10 - 15 тыс. км", а дальше мелким шрифтом приписка - "если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то следует уменьшить пробег до 5 - 10 тыс.". Поверьте, холод до минус 30, загрязненный воздух и бензин с высоким содержанием серы - это как раз такие условия. К тому же это позволит вам аргументированно доказать вину производителя, если эти работы будут выполнены, а машина все равно не заведется. Свечи лучше всего обычные, какие советует производитель, а масло лучше выбрать "официальное", но более жидкое, например 5w40 или 0w40 - это должно обеспечить легкий запуск двигателя. К тому же на многих сервисах перед зимой бесплатно смазывают замки, петли дверей и детали подвески специальным незамерзающим гелем.
Прикуривать - или толкать?
Самый верный способ - прикурить. Лучше всего использовать импортные сигареты с фильтром и спички, хотя Минздрав уже всех предупредил. Немного успокоившись, нужно внимательно прочитать инструкцию. Дело в том, что некоторые автомобили заводить от "чужого" аккумулятора опасно - в лучшем случае это приведет к замене предохранителей, а в худшем придется заказывать сгоревшие электронные мозги двигателя. Другой, проверенный на "Жигулях", способ - "заводить с толкача" - может закончиться трагически для некоторых дизельных автомобилей. Тут опять нужно советоваться с инструкцией. Если противопоказаний нет, находим подходящую горку или желающих толкнуть вашу иномарку. Не забудьте предупредить, чтобы не брались за навесные пластиковые панели - отвалятся на морозе. Набрав 15 - 20 км/ч, включаем первую передачу и нежно отпускаем сцепление, но не до конца. Как только двигатель "схватится", снимаем со скорости и прибавляем газу. Если ничего не помогает, нужно либо вызывать эвакуатор, либо искать, того, кто дотащит до сервиса на "галстуке". Последнее лучше не делать владельцам машин с автоматической коробкой - чинить придется и ее.
Как правильно "прикурить" автомобиль:
Присоедините красный провод к положительному выводу вспомогательного аккумулятора 1
, а другой конец к своей батарее. Черный провод следует соединить одним концом с отрицательной клеммой вспомогательного аккумулятора, а другой зажим прикрепить к клемме массы в моторном отсеке 2
. Запустите двигатель вспомогательного автомобиля, а через минуту попробуйте завести свой. Аккуратно отсоедините сначала черный, а потом красный провод.
Чем ниже падает столбик температуры в зимние дни, тем больше проблем появляется у автомобилистов, поскольку многие детали и узлы, которые работали исправно, могут работать нестабильно. В результате при морозах ниже -20 градусов запуск автомобильного двигателя превращается в настоящую лотерею. Тем, кто не привык надеяться на случай, пригодиться инструкция, которая поможет без проблем завести авто в любой мороз.
Проблема 1 – аккумуляторная батарея
Главным виновником того, что машина не заводится в мороз, является аккумулятор. Если аккумуляторной батарее больше трёх лет, необходимо тщательно следить, чтобы она выдавала мощность, необходимую для пуска «движка». Поможет в этом мультиметр – специальный прибор, которым проверяют заряд. Кроме этого необходимо следить, чтобы на клеммах на скапливалась грязь и ржавчина.
Стоит помнить, что зимой на аккумулятор приходится нагрузка вдвое больше, чем в летний период, поэтому старая батарея может просто отказать. К тому же ёмкость аккумулятора существенно падает из-за расхода энергии на сигнализацию. Поэтому перед наступлением зимнего сезона следовало бы задуматься о замене старого аккумулятора. Такая покупка обойдётся в 4 – 8 тысяч рублей. В крайнем случае можно воспользоваться проверенным дедовским методом: снять аккумулятор и забрать его домой.
Проблема 2 – свечи зажигания
Аналогичная ситуация в зимнее время складывается и с высоковольтными проводами и свечами зажигания. Когда на улице тепло, они могут быть в полном порядке, но существенное понижение температуры влечёт за собой отказ этих элементов, и запуск двигателя становится невозможным. Если свечи перед наступлением морозов не удалось поменять на новые, то дома нужно держать свежий комплект. Пригодятся и провода для прикуривания аккумулятора от батареи другой машины.
Проблема 3 – моторное масло
Если проводка исправна, аккумулятор заряжен, а машина заводиться не хочет, скорее всего замёрз двигатель, а моторное масло в нём загустело. Для зимы лучше всего подходит синтетическое масло, а автомобили, в которые залили минеральное масло или полусинтетику, в морозы попадают в «зону риска».
Чтобы отогреть мотор некоторые используют пластиковые бутылки с кипятком, помещая их на непродолжительное время под капот авто. При этом капот и подкапотное пространство укрывают ветронепроницаемым материалом. Благодаря этому удаётся согреть шатунно-поршневую группу и блок цилиндров, которые оказываются скованными из-за загустевшего масла.
Некоторые автомобилисты, чтобы оживить двигатель, используют паяльную лампу, а то и вовсе разводят огонь под картером мотора. Оба эти способа могут оказаться действенными, но нужно помнить, что они очень опасны.
Как правильно заводиться в мороз
Перед тем, как запустить двигатель в мороз, нужно выключить освещение, печку, обогрев стекол, зеркал и сидений, а также другие системы, потребляющие энергию. Слишком долго «крутить» стартер нельзя, поскольку это может привести к его поломке. Лучше сделать несколько попыток, но важно помнить, что между ними должна быть пауза не менее 1 минуты. Это позволит снизить нагрузку на аккумуляторную батарею. На машине с механической коробкой передач при запуске мотора нужно выжимать педаль сцепления. Это облегчит нагрузку на мотор.
Когда двигатель начал работать, его необходимо прогреть на холостом ходу до рабочей температуры. Перед тем, как начать движение, нужно обратить внимание на контрольные лампочки на панели. Если после прогрева «движка» горят индикаторы заряда аккумулятора, давления масла или «check engine», лучше оставить машину на парковке, поскольку велика вероятность, что машина остановится посреди дороги.
Зимушка-зима уже явно стоит на пороге. Ночные заморозки этому явное доказательство. Человеку проще: сам оделся, выпил теплый чай или кофе либо согрелся другими способами, а может позаботиться только владелец. Мы нередко с трудом заводим машину в мороз. Рассмотрим в этой статье, что необходимо делать, если эта беда «подставила вам подножку» в совершенно неподходящее время.
Кроме того, поможем разобраться, как дополнительно помочь любимому автомобилю еще до наступления сильных морозов, и таким образом, свести к минимуму возникновение проблем.
Как облегчить запуск двигателя на морозе
Следует принять во внимание, что эти действия необходимо делать постоянно на протяжении периода низких температур.
- Забирать аккумулятор на ночь в теплое помещение. Этот вариант имеет серьезный «плюс», но «минус», конечно же, в весе этого прибора. Носить его ежедневно, особенно если вы живете далеко от места стоянки, не каждый сможет.
- Перед включением двигателя нажать несколько раз на кнопку дальнего света. Небольшой подогрев мотора обеспечен.
Но это в принципе полумеры, рассмотрим более подробный мастер-класс как завести машину в мороз с наименьшими усилиями:
Рассмотрим альтернативные варианты, которые рекомендуют опытные водители, специалисты и . Почему это важно? Не всегда можно запомнить последовательность действий, предлагаемых выше, поэтому дополнительные советы как лучше завести двигатель в мороз всегда пригодятся:
- Нажмите на газ и одновременно включите зажигание на несколько секунд: продувка камеры сгорания обеспечена.
- Затем кратковременно запускаете стартер, чтобы не допустить его перегрева и, далее, как обычно.
Хороший вариант (если вы располагаете временем) отогреть аккумулятор в теплом помещении. Дополнительно не помешает подзарядить его: особенности этого прибора в том, что при низких температурах он теряет свои свойства. В настоящее время не проблема приобрести бытовую подзарядку и, таким образом, избавить себя от ряда проблем, особенно в холода. Это советы в большей степени относятся к бензиновым двигателям.
Видео о том, как завести автомобиль в мороз:
Универсальный способ
«Помощь друга» − прекрасный способ, если аккумулятор «умер» и нет возможности его реанимировать. В другом автомобиле с нормальным аккумулятором отключить клеммы и посредством толстых проводов соединяем оба источника питания. Соблюдайте принцип: строго плюсы и минусы между собой. В противном случае зимний фейерверк гарантирован.
В течение 10 минут происходит подзарядка более слабого . При этом усилить эффект поможет кратковременное включение двигателя «здорового» автомобиля. В принципе этого времени бывает вполне достаточно, чтобы достичь результата.
После этого необходимо заглушить мотор и, не снимая провода, заводим проблемный двигатель, как правило, он «оживает». Но важно еще не менее 5-10 минут, в зависимости от внешней температуры, разогреть мотор. После этого глушиться «сердце» машины, отсоединяются провода.
Что делать с дизельным двигателем
Для начала все то же, что и с бензиновым мотором: прогрев или подзарядка аккумулятора. Как вариант, который применим и для любого автомобиля: транспортировка в теплый гараж. , предназначенного для низких температур, является лучшей профилактикой проблемы.
Дедовский метод: кипятком облейте топливный бак и . В качестве альтернативы воспользуйтесь обычным феном для волос.